|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Повторим пройденное. МОДУЛЬ 11. Вы узнаете. Вы научитесь. Теоретический материалПовторим пройденное · Как выбор метода влияет на результат работы? · Как подобрать наиболее простой и надежный метод? · Какой из методов (наблюдение, измерение, эксперимент) наиболее целесообразен в твоей работе? · Предложи смешной, но действенный метод выполнения твоей работы. МОДУЛЬ 11 Планирование работы Вы узнаете · В чем особенности планирования исследовательской и проектной работ. · Почему нужно заранее четко планировать ход выполнения работы. Вы научитесь · Составлять план своей исследовательской или проектной работы. · Распределять время, необходимое для работы. · Правильно подбирать ресурсы, необходимые для достижения цели. Теоретический материал Теперь, когда мы разобрались с основными понятиями, фигурирующими на разных этапах выполнения исследования или проекта, нужно собрать их вместе и расположить в правильной последовательности. Это называется планированием работы. Часть важных этапов планирования мы уже рассмотрели на предыдущих занятиях. Эти этапы называются постановочной частью работы, поскольку тогда мы выбирали, формулировали, размышляли и записывали то, что будем делать. Теперь наша задача — спланировать практическую часть работы и подготовку отчёта по ней. При планировании работы полезно к каждому её этапу сформулировать на простом и понятном языке вопрос: что конкретно я делаю? Аналогично можно предложить вопросы по проектной работе.
План - это вполне понятное нам слово, и всё-таки обратимся к словарю. Согласно ему, план - это заранее намеченная система деятельности, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ. Но словарь даёт несколько значений слова «план», которые позволят нам воспользоваться методом аналогий. Вот некоторые из них 1. Чертёж, изображающий на плоскости какую-нибудь местность, сооружение, например: план города, план здания (изображение его в горизонтальном разрезе). Эта аналогия задаёт очень важное условие: план должен быть коротким, чётким, понятным. В нём должно присутствовать понимание того, кто, что и когда делает, где это происходит и что для этого нужно. Очень полезно постоянно иметь план перед глазами - в виде таблички на стене или в записках на твоём сотовом телефоне. 2. Место, расположение какого-нибудь предмета в перспектива например: передний, средний, задний план. Выдвинуть что-нибудь на первый план. Это определение подсказывает нам, что разные разделы и части плана могут быть неодинаковы по важности. Что – то нужно сделать в первую очередь, а о чём-то не забывать на протяжении всей работы. Важно не только правильно спланировать работу, но и определить, сколько времени нужно на тот или иной её раздел, чтобы успеть выполнить каждый пункт в отведённое для этого время.
В нашем курсе на практическую работу отведено 17 занятий по одному часу на каждое. Это немного, поэтому, подбирая литература для изучения или планируя химические опыты с водой, нужно включить в план только самое необходимое. При этом в процессе работы могут понадобиться дополнительные сведения, и, кроме того, эксперимент с первого раза может не получится, так что придётся потратить дополнительное время. Поэтому так важна твоя целеустремлённость и готовность преодолевать встречающиеся трудности. Иногда хочется сказать самому себе: «Я же не виноват, что я заболел или в химической лаборатории сломался прибор. Обстоятельства сложились так, что я не довёл работу до конца». Наша задача - не искать причины, а видеть возможности успешного достижения результата. Великий норвежский полярный путешественник-исследователь Руаль Амундсен, который первым достиг Южного полюса, писал: «Сила воли — первое и самое важное качество искусного исследователя. Только умея управлять своей волей, он может надеяться и преодолеть трудности, которые природа воздвигает на его пути». В итоге при составлении плана у тебя должна получиться вот такая таблица (для проектной работы план составляется аналогично): Таблица 1. Индивидуальный план выполнения исследовательской работы
Какие же ресурсы необходимы для успешного выполнения работы? Здесь можно провести аналогию с футбольным матчем: выход на поле, команда понимает, что у неё есть временной ресурс (врем матча), спонсорская помощь, возможности игроков, поддержка зрителей и др. В твоей работе тоже нужно учитывать использование различных ресурсов, таких как: - время, которое потребуется для достижения цели (в расписании занятий и в твоём личном времени); - материально – технические возможности (приборы и оборудование, которые есть в школьной лаборатории, расходные материалы, которые придется докупить самому, и др. ); - квалификация твоего руководителя – насколько он искушен в выполняемых тобой методах и что может вовремя подсказать; - многое другое.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|