Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Повторим пройденное. МОДУЛЬ 11. Вы узнаете. Вы научитесь. Теоретический материал



Повторим пройденное

· Как выбор метода влияет на результат работы?

· Как подобрать наиболее простой и надежный метод?

· Какой из методов (наблюдение, измерение, эксперимент) наиболее целесообразен в твоей работе?

· Предложи смешной, но действенный метод выполнения твоей работы.

МОДУЛЬ 11

Планирование работы

Вы узнаете

· В чем особенности планирования исследовательской и проектной работ.

· Почему нужно заранее четко планировать ход выполнения работы.

Вы научитесь

· Составлять план своей исследовательской или проектной работы.

· Распределять время, необходимое для работы.

· Правильно подбирать ресурсы, необходимые для достижения цели.

Теоретический материал

Теперь, когда мы разобрались с основными понятиями, фигурирующими на разных этапах выполнения исследования или проекта, нужно собрать их вместе и расположить в правильной последовательности. Это называется планированием работы. Часть важных этапов планирования мы уже рассмотрели на предыдущих занятиях. Эти этапы называются постановочной частью работы, поскольку тогда мы выбирали, формулировали, размышляли и записывали то, что будем делать. Теперь наша задача — спланировать практическую часть работы и подготовку отчёта по ней. При планировании работы полезно к каждому её этапу сформулировать на простом и понятном языке вопрос: что конкретно я делаю? Аналогично можно предложить вопросы по проектной работе.

Этапы исследовательской работы Область исследования – к чему душа лежит? Объект – что реально существующее выбираем? Предмет – какое свойство объекта выбираем? Цель – к чему стремимся? Задачи – какие шаги делаем к достижению цели? Гипотеза – какой результат прогнозируем Методы – как получаем результат? Данные – что получаем? Анализ – какие данные получили? Результат – что получили? Подтвердилась ли гипотеза?

План - это вполне понятное нам слово, и всё-таки обратимся к словарю. Согласно ему, план - это заранее намеченная система деятельности, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ.

Но словарь даёт несколько значений слова «план», которые позволят нам воспользоваться методом аналогий. Вот некоторые из них

1. Чертёж, изображающий на плоскости какую-нибудь местность, сооружение, например: план города, план здания (изображение его в горизонтальном разрезе). Эта аналогия задаёт очень важное условие: план должен быть коротким, чётким, понятным. В нём должно присутствовать понимание того, кто, что и когда делает, где это происходит и что для этого нужно. Очень полезно постоянно иметь план перед глазами - в виде таблички на стене или в записках на твоём сотовом телефоне.

2. Место, расположение какого-нибудь предмета в перспектива например: передний, средний, задний план. Выдвинуть что-нибудь на первый план. Это определение подсказывает нам, что разные разделы и части плана могут быть неодинаковы по важности. Что – то нужно сделать в первую очередь, а о чём-то не забывать на протяжении всей работы.

Важно не только правильно спланировать работу, но и определить, сколько времени нужно на тот или иной её раздел, чтобы успеть выполнить каждый пункт в отведённое для этого время.

Этапы проектной работы Область проектирования – к чему душа лежит? Образ будущего – давайте помечтаем… Актуальность – зачем это нужно? Цель – что создаем? Критерии – какие качества объекта контролируем? Задачи – какие шаги делаем к достижению цели? План – какова последовательность действий? Ресурсы – что нам понадобится и как это получим? Методика – какие приемы (методы) применяем? Корректировка – что изменяем, если что – то идет не так? Результат – что получили, соответствует ли это замыслу?

В нашем курсе на практическую работу отведено 17 занятий по одному часу на каждое. Это немного, поэтому, подбирая литерату­ра для изучения или планируя химические опыты с водой, нужно включить в план только самое необходимое.

При этом в процессе работы могут понадобиться дополнительные сведения, и, кроме того, эксперимент с первого раза может не полу­чится, так что придётся потратить дополнительное время. Поэтому так важна твоя целеустремлённость и готовность преодолевать встречающиеся трудности.

Иногда хочется сказать самому себе: «Я же не виноват, что я заболел или в химической лаборатории сломался прибор. Обстоятельства сложились так, что я не довёл работу до конца». Наша задача - не искать причины, а видеть возможности успешного достижения результата. Великий норвежский полярный путешественник-исследователь Руаль Амундсен, который первым достиг Южного полюса, писал: «Сила воли — первое и самое важное качество искусного исследователя. Только умея управлять своей волей, он может надеяться и преодолеть трудности, которые природа воздвигает на его пути».

В итоге при составлении плана у тебя должна получиться вот такая таблица (для проектной работы план составляется аналогично):

Таблица 1. Индивидуальный план выполнения исследовательской работы

Этапы работы Содержание работы Формы работы Требуемое время
  Выбор темы исследования      
  Обсуждение цели, задач и гипотезы исследования      
  Ознакомление с литературой и формирование общей части литературного обзора      
  Представление постановочной части работы, промежуточный отчет      
  Подбор и освоение методов исследования      
  Выполнение собственных исследований      
  Работа с уточненным списком литературы      
  Обработка результатов и их обсуждение      
  Оформление работы к презентации      

Какие же ресурсы необходимы для успешного выполнения работы? Здесь можно провести аналогию с футбольным матчем: выход на поле, команда понимает, что у неё есть временной ресурс (врем матча), спонсорская помощь, возможности игроков, поддержка зрителей и др. В твоей работе тоже нужно учитывать использование различных ресурсов, таких как:

- время, которое потребуется для достижения цели (в расписании занятий и в твоём личном времени);

- материально – технические возможности (приборы и оборудование, которые есть в школьной лаборатории, расходные материалы, которые придется докупить самому, и др. );

- квалификация твоего руководителя – насколько он искушен в выполняемых тобой методах и что может вовремя подсказать;

- многое другое.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.