Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Повторим пройденное. Задание. МОДУЛЬ 8. Вы узнаете. Вы научитесь. Теоретический материал



Повторим пройденное

· Почему в исследовательской или проектной работе рекомендуется ставить одну цель?

· В чем разница между темой работы и ее целью?

· Как определить адекватность и уместность средств достижения цели?

Задание

· Сформулируй цель для исследовательской или проектной работы в интересующей тебя области.

МОДУЛЬ 8

Задачи работы

Вы узнаете

· Как сформулировать задачи под поставленную цель.

· В чем отличие задач от цели и методов.

· Как собаки поедают сосиски.

Вы научитесь

· Ставить задачи под сформулированную цель

· Соизмерять задачи с доступными ресурсами

Теоретический материал

Выдающийся французский учёный и философ Рене Декарт, являющийся основоположником современной науки, в своём тракта­те «Рассуждение о методе, позволяющем направлять свой разум и отыскивать истину в науках» писал, что «нужно делить каждую из рассматриваемых мною трудностей на столько частей, сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить».

Если цель указывает нам главное на­правление работы, то задачи обеспечива­ют поэтапное движение в сторону полу­чения результата. Поэтому задач должно быть ровно столько, сколько нужно для того, чтобы на каждом этапе было понят­но, что конкретно нужно делать. Напри­мер, если у нас цель — доехать до Якут­ска, то для того, чтобы попасть в этот город, нужно сначала составить маршрут, потом купить билеты, далее сесть в само­лёт и т. д. Одним словом, задачи говорят о том, что конкретно нам нужно делать.

Вот так ставятся задачи в работе про «гостя из Америки» из предыдущего занятия:

« - провести обследование выбранных делянок;

- выяснить механизм повреждения дубовых деревьев;

- пронаблюдать за размножением Кружевницы дубовой;

- выяснить, как абиотические факторы влияют на развитие и числен

вредителя. »

Глядя на этот перечень, мы понимаем, что именно и в какой последовательности собирался делать автор. При этом важно то, что в данном списке не раскрывается, как именно он будет это делать, то есть выбор и обсуждение методов работы представляет собой отдельный раздел.

В исследовательской или проектной работе каждая задача, как правило, предполагает получение результата, который заранее неизвестен. Этим такие задачи отличаются от тех, которые предлагаются на уроках математики или физики. В качестве примера последней рассмотрим следующую задачу:

« Длина сосиски 12 м. Две таксы начали есть её одновременно с обоих Первая такса съедает 9 см сосиски в секунду, а вторая - 6 см в секунду. За какое время таксы съедят всю сосиску? Сколько метров сосиски съест при этом каждая такса? »

Метод решения этой задачи является известным алгоритмом: нужно принять какую-то величину за х (в данной задаче — время, за которое таксы съедят сосиску) и составить уравнение 0, 09x + 0, 06х =12. В итоге мы получаем ответ — 80 секунд. Как видим, эта задача имеет единственно правильное решение.

Однако собаки из этой задачи являются идеальными объектами. Действительно, где вы видели, чтобы две таксы в течение 80 секунд ели сосиску с одинаковой скоростью? Наверное, реальным собакам нужно отвлекаться на то, чтобы запить еду, или же по мере насыщения скорость поедания, скорее всего, начинала бы уменьшаться и т. д. Если учитывать всё это, то задача преобразуется в ту, что присутствует и экспериментальных работах.

В данном случае, если нам нужно выяснить, за какое время таксы съедят сосиску, то задачи можно сформулировать следующим образом: определить падение скорости поедания сосиски при насыщении, определить среднее время непрерывного поедания сосиски и т. п. Когда же мы поставим эксперимент несколько раз, то может оказаться, что время поедания каждый раз будет немного другим.

Это называется статистическим разбросом измерений, который предусматривает вычисление среднего значения за несколько опытов.

Но сколько же задач должно быть в работе? Это зависит от её сложности. Например, в серьёзных инженерных проектах задач мо­жет быть очень много (так, строительство плотины предполагает исследование грунтов и выбор места, строительство завода по про­изводству бетона, привлечение рабочих и обеспечение их жильём, обучение специалистов и т. д), а в вышеупомянутой работе про кло­па Кружевницу дубравную — задач всего четыре. В каждом случае нужно анализировать сложность поставленной цели и распределять «ступеньки» для движения к ней так, чтобы они не были как слиш­ком «высокими», так и слишком «низкими».

Задачи должны быть подробно прописаны, но их не должно быть больше, чем того требует исследование. Так, например, изучение ли­тературы и подготовка презентации не ведут непосредственно к до­стижению цели, но помогают нам собрать литературный материал и рассказать о результатах слушателям. Поэтому такие задачи явля­ются вспомогательными.

Как ты знаешь, учёным, работающим в любой из отраслей на­уки, приходится защищать диссертации. Так вот, любая диссерта­ция должна быть написана по строго определённому плану. Обя­зательным условием является наличие чётко поставленной цели (о ней мы много говорили на предыдущем занятии), а также сфор­мулированных задач.

Интересно, что если мы возьмём 20 разных диссертаций, найдём и расположим по частоте использования первые слова, с которых обыч­но начинают формулировать задачи, то увидим следующую картину:

1. исследовать (вертикальное и горизонтальное распределение метана... );

2. получить (количественные характеристики встречаемости... );

3. оценить (влияние геохимических процессов на... );

4. определить (вклад популяции полярной совы в... );

5. выявить (связи между отдельными популяциями, входящими в состав... );

6. установить (состав органического вещества водной взвеси... );

7. усовершенствовать (классическую методику учёта численно­сти... применительно к... );

8. разработать (методику отбора растворённых газов... );

9. проверить (возможность совместного обитания... в условиях... );

10. сопоставить (данные по фауне атлантических вод с... ).

Итак, мы нашли 10 сказуемых, относящихся к формулировкам задач. Конечно же, не всегда нужно использовать все десять вышеупомянутых слов, но можно выбрать три, четыре или пять и с их помощью сформулировать задачи своего исследования (проекта).

Кроме того, помни о том, что у тебя должны быть возможности, необходимые для решения каждой задачи. Если этого не будет, то на определенном шаге движение к цели прервется. Например, если целью проекта является запуск модели ракеты на определенную высоту и модель уже сделана, но денег на покупку модельного ракетного двигателя для нее не нашлось, то в результате цель так и не будет достигнута, а ракета станет просто красивым экспонатом в кабинете физики. Поэтому очень важно заранее просчитать ресурсы (в том числе время), необходимые для реализации каждой задачи.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.