Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Таада S Бщпатап 6 страница



Я в удивлении смотрел то на настоятеля, то на ворота монастыря. Потом я вышел из машины, зашел в монастырь, и действительно увидел там своего гуру, тихо сидящего в сторонке, одетого в обычную одежду. В то время уже началось паломничество к храму Пашупатинатх, при монастыре жило около двухсот пятидесяти садху-паломников. Кто-то курил трубку, кто-то напевал гимны. И с ними был Хари Баба. Увидев меня, он начал улыбаться. Было около двенадцати часов дня. Я подошел к нему, поклонился и положил мешок к его ногам. Некоторые из

оо< ххх> оооооо«оооо< х> оооо«с^оооооооос^ооосхюоо< хюоооос> < > < > «х> «^ооооооос^о< хх> ос^о

отшельников начали говорить, что я приветствовал его не по правилам, но, когда мы приветствовали друг друга, я почувствовал, как приветствуют друг друга наши души. Вынув из мешка двадцать пять рупий, и, возвращая его мне, он сказал: «Мне эти деньги не нужны. Иди, настоятель ждет тебя». Я опустил мешок на землю и ответил: «Мне тоже не нужны деньги, достаточно вашего благословения. Отдайте мне только этот мешок». Но Хари Баба не захотел брать деньги. Я так и стоял напротив него. Тогда он заказал еду на всех паломников, находящихся в храме, остальные деньги разделил между путешественниками. Он велел мне, а по дороге встретиться в пещере с Гуру джи. Я вышел из монастыря. Настоятель все еще ждал меня в машине. Я попросил у него прощения за то, что сильно задержался и сел в машину. Настоятель сидел с очень спокойным и умиротворенным видом и тихонько улыбался. Недалеко от Бирганджа есть пруд. Рядом с этим прудом один землевладелец недавно построил храм, посвященный Раме. Он был старым знакомым настоятеля. В его доме мы остановились поесть, помыться и отдохнуть.

Настоятель стал собираться в обратный путь, а я попросил его позволения идти пешком в сторону Хитауры. Когда я отправился, начался дождь, а потом настоящая буря. Медленно надвигалась ночь. Около полуночи я достиг места у пещеры на берегу реки Нараяни. Чтобы попасть в пещеру, необходимо было перейти на другую сторону. Река вышла из берегов. Вода бурлила. Я шел вдоль берега, пытаясь перебраться на другую сторону, но скоро понял, что это невозможно. Я остановился там, где, казалось, вода не была такой глубокой, но засомневался — смогу ли переправиться? И вдруг меня словно подняла в воздух какая-то сила. Она перенесла меня на другой берег, и я очутился в лесу. Меня со всех сторон окружала темнота, но по холму вилась тропинка. Шум дождя перемешивался с шумом реки, а вдалеке виднелся неясный свет, как будто там горел одинокий светильник. Я пошел на свет. Скоро я увидел сидя-

щую у утеса неподвижную тень. Именно оттуда исходил свет. Это был Аватар Баба. Когда я приблизился, то увидел, что от худого, как скелет, тела исходит удивительное сияние, которое освещает все вокруг. Я прошел еще немного и попал в пещеру. Я прикоснулся к земле руками, приветствуя ее. Эта ночь периода дождей была прекрасна. Иногда издалека доносились крики животных и ночных птиц. Река нежно напевала свою извечную песню. Иногда небо прорезали сполохи молнии. Постепенно природа успокоилась, в ней ощущалось новое движение, и, наконец, Баба открыл глаза. Это были глаза, глубокие, как море, они сверкали, как полыхающие угли. Он начал говорить, и в его голосе можно было услышать любовь и нежность, сродни тому чувству, что мать испытывает к своему ребенку: «Сынок! Ты немного задержался. Но все равно, не нужно было так рисковать своей жизнью, ведь могло случиться все, что угодно. Не следует использовать сверхъестественные способности без надобности. А ведь я увидел тебя в этой затруднительной ситуации совершенно случайно. Видел, как ты ходил по берегу реки, то вверх, то вниз. Разве была какая-то необходимость пересекать реку в это половодье? Мог бы остановиться в какой- нибудь другой пещере на этой стороне». Что я мог ответить на эти слова святого? Я ни о чем не знал, просто шел вперед по своему пути. Кто перенес меня на другой берег реки? Что со мной произошло? Так как я ничего не мог понять, то просто сидел и молчал.

Аватар Баба зашел в пещеру. Он дал мне одежду, чтобы я смог сменить ту, которая промокла. Дал фруктов и кашу кхич- ри — поесть. Постепенно буря утихла. Я поел и сел рядом с ним. А он тем временем уже приготовил мне удобную постель. Я заснул очень быстро, но на следующее утро встал довольно поздно. Дождь уже полностью прекратился, и было совсем не похоже на то, что ночью была буря. От нее не осталось и следа. Но река все еще не вошла в свое привычное русло. Я осмотрелся. Аватар Бабы нигде не было. Я отправился к ручью, совершил

омовение и постирал одежду. Потом я сел на камень и начал созерцать окружающую меня красоту. Вскоре я увидел двух приближающихся йогов. Один из них был Аватар Баба. Другой йог был очень красивым, и у него не было бороды, в ушах серьги. Он шел, беседуя с Аватар Бабой. Когда они подошли поближе, я его тоже узнал. Это был Баба Горакхнатх Джи. Я побежал, чтобы поприветствовать двух этих великих людей. Оба с любовью погладили меня по голове. Мы сели на камнях, и я стал размышлять о судьбе Гималайских гор, об этих лесных лианах и цветах. Как повезло Гималайским горам, ведь столько великих святых обитает здесь! И как отличается та жизнь, что проходит здесь, от той, что ведут люди совсем неподалеку отсюда! Стоит немного удалиться от этих священных мест, и чего вы только ни увидите! Ненависть и зависть, соперничество, постоянная борьба за существование. Человек живет, погруженный в свои повседневные заботы, и даже не представляет, что происходит вокруг. Он запутался в сетях иллюзии, неспособный вырваться из круговорота рождений и смерти. Поэтому он не слышит то, что говорят ему Гималаи, не понимает то, что хотят сказать ему вековые деревья. Он бежит, пытаясь опередить время. Он даже не знает, когда ему придется остановить свой безумный бег. Но человеку некогда об этом думать, потому что он занят поддержанием привычного уровня комфорта. И еще много подобных мыслей проносилось в моей голове. Я мог бы еще дальше уйти в своих размышлениях, если бы смех двух великих людей, что сидели рядом со мной, не привлек мое внимание. Я стал смотреть, как они смеются. Потом они мне сказали: «Послушай беззвучный голос Гималаев. Неподвижность гор, неподвижность гор. Так проявляет себя природа. А Он находится как в сознании, так и в материи. Он не принадлежит никому, но погружен в самого себя. Река течет, ограниченная берегами, но она им не принадлежит. Она просто течет туда, куда ей нужно. Она знает, в чем заключается цель ее движения. Она все сметает на своем пути, преодолевает все преграды, но стремится к собственной

цели. дано ей от природы, а вода — всего лишь инструмент, помогающий достичь этой цели. В тебе тоже присутствует это природное начало. Тебе тоже нужно двигаться к своей цели, не беспокоясь о том, что происходит вокруг».

Ты должен идти вперед. Пусть другие ждут в сторонке. Люди заняты своими делами, оставь их в покое. Гималаи безмолвствуют. Пусть они и остаются такими, безмолвными. Капил! Каждое живое существо рождается, чтобы исправить свои прошлые ошибки. Но живое существо приходит в этот мир и вновь забывает обо всем. Человек начинает делать совсем не то, для чего он пришел в этот мир. Он все больше и больше отягощает свою карму. Новая карма приводит к новому рождению, к новой смерти, но также и к освобождению. В человеке есть это стремление к освобождению. Человек может так много. Может принять что-то, а может отказаться. С помощью этого совершенного тела можно открыть все существующие тайны. Поток мыслей — это самое важное. С помощью мысли можно землю превратить в воду, а воду — в землю. Поэтому учись привлекать к себе только чистые мысли. С позиций духовного мира не размышляй о мире материальном, а материальный мир не сравнивай с духовным, отдели их друг от друга. Освободись от всего. Поступай, как поступает река, которая отдает всю свою воду океану. Ведь океан содержит все эти капли воды внутри себя, и снова может их отдать тебе. Небо укажет тебе путь, земля даст тебе мужество, а огонь — внутренний свет. Ты просто отдели материальное от духовного. Отдели постепенно друг от друга все слои и освободись от них. Останется только истинное «Я». Это и есть настоящая жизнь. Это и есть сознание. И тогда природа будет помогать тебе в твоих задачах. Ты должен раствориться, исчезнуть в море души, где нет ни рождения, ни смерти. Того, что было вчера, уже не будет завтра. Но между вчерашним и завтрашним днем существует день сегодняшний. Это и есть истинное лицо времени. Именно в этом круговороте времени существуют жизнь и смерть, существует начало и су-

ществует конец. Научись видеть новое начало, скрытое там, где остальные видят только конец. Пусть цветок расцветет, начнет испускать аромат, пусть его сорвут. Дальше он станет подношением в храм или украсит волосы какой-нибудь женщины. Тебя тоже попытаются сломать, будут поклоняться тебе, как божеству, но ты не должен сломаться.

Мы все втроем ушли оттуда и пересекли реку так легко, как будто там был мост. Река была неподвижна, словно течение в ней остановилось. Проведя некоторое время в деревне на берегу, мы направились в сторону Хитауры, беседуя обо всем на свете, и спустя несколько часов уже были в Хитауре на базаре. Там мы расположились в магазинчике, который торговал тканями. Хозяин был знаком с Аватар Бабой, но не знал, каким великим святым он был, а считал его обычным отшельником-садху. Он оказал нам очень теплый прием. Там Аватар Баба купил для меня кусок ткани и велел мне покрасить ее в цвет, который подобает отшельнику. Целый день мы гуляли по базару. Аватар Баба очень любил посмеяться. Он мог усесться среди обычных людей и начать курить свою трубку. Своими разговорами он смешил людей. Горакх Баба все время молчал. Ему ничего ни от кого не было надо. Правда, с нами он разговаривал.

Потом мы вернулись в свою пещеру. Кто-то приготовил кашу, мы поели, а потом я пошел красить ткань. Окрасил ее и повесил сушиться. Сам же лег в пещере. Некоторое время оба святых человека беседовали друг с другом, потом они встали и ушли. Сказали, чтобы я отдыхал. С наступлением ночи я попытался заснуть, но сон ко мне не шел. Тогда я встал и вышел из пещеры. Постелил оленью шкуру на камень и сел на нее. Понемногу я начал проваливаться в пустоту. Я не воспринимал ничего из того, что происходило вокруг: ни дождь, ни шум реки, ни звуки, которые издавали ночные животные.

Как только я закрыл глаза, то оказался в потоках света неземного происхождения. Я увидел, что много святых перемещается в этих потоках. Некоторые сидели группами. Я узнал

много нового о тех людях, которые были знакомы мне. Я увидел там и самого себя, то есть свое тело, сидящее там тихо и неподвижно. Для меня это был совершенно новый опыт. Хотя и раньше я испытывал нечто подобное, но это было не настолько ярко и интенсивно. В этот раз я мог перемещаться в любое место по своему желанию, я, наконец-то, познал тайны духовного мира. В отдалении я увидел двух великих святых, которые недавно покинули нашу пещеру и теперь шли вместе. Я продолжал наблюдать за ними и вскоре увидел, что они разделились и направились в разные стороны. Аватар Баба вошел в пещеру и сел там. Теперь он тоже понемногу начал покидать свое тело, и, в конце концов, покинув его, очень быстро приблизился ко мне и увел меня с собой. Мы тотчас же покинули горы и оказались в Харидваре, на гхате, то есть на ступенчатом сходе к священной Ганге. Вокруг стояла тишина. Он воссоздал там свое тело, подобное его настоящему, и мне велел сделать то же самое. Скоро мы уже оказались у задней двери храма Майя Деви и постучали в нее. Дверь открылась, и нас приветствовал молодой наг. Мы поприветствовали его и пошли в комнату Билке- швара Пури, где меня с ним познакомили. К тому времени уже наступило утро, и мы все отправились на Субхаш Гхат. Там он познакомил меня с другими садху, в том числе Тривенипури и Лагхуманпури. Потом мы пошли в Хар Ки Паури и там встретились с великим отшельником Датта Махараджем. После этого меня повели в лес, где я видел Пагал Бабу. Затем мы вернулись в Харидвар. Аватар Баба довольно долго беседовал с Атманан- дой Махараджем. Атмананда Махарадж с любовью прижал меня к своей груди. Мы пообещали еще вернуться и покинули его. Некоторое время сидели на камне на берегу священной Ганги. Тогда к нам присоединился Гард Баба, который жил в хижине на берегу. Едва приблизившись, он припал к нашим ногам. Возможно, он уже раньше много слышал о нас. Аватар Баба очень долго убеждал его, и только потом он вернулся в свою хижину. Баба осмотрелся вокруг и сразу же его тело, а за ним и мое, рас-

творились в воздухе. Мы быстро вернулись в свои настоящие тела. Потом Аватар Баба отправился в Лакхнау.

День клонился к вечеру. Прошло примерно двенадцать часов с тех пор, как я покинул свое тело. Как только я пришел в себя, все произошедшее со мной показалось чудесным сном. Я погрузился в эти удивительные воспоминания, испытывая глубокое спокойствие. Я ждал возвращения Аватар Бабы. Наступил тот волшебный момент суток, когда день и ночь встречаются. Взошла луна. Природа погрузилась в молчание. Птицы умолкли, а Аватар Баба все не шел.

Я не заметил, как погрузился в сон. Когда я проснулся, то уже светило солнце и два огромных глаза пристально смотрели на меня. Я вздрогнул от неожиданности. Он сидел от меня на расстоянии, в какие-то пару метров. Это был огромный белый тигр. Он был неподвижен и смотрел на меня, а я продолжал сидеть на своем месте. Мне стало страшно. Тогда я начал посылать ему свои мысленные вибрации, смотреть на него с сочувствием и любовью. Он повернулся и ушел. Я увидел, что ко мне приблизился Горакх Махарадж, по дороге столкнувшийся с тигром. Он с улыбкой остановился и погладил тигра. Потом сказал: «Зачем ты тратишь свою ментальную силу на этого несчастного? Ведь он может стать добрым и ручным, и тогда лесные звери не дадут ему жить спокойно. Это зверь, а не человек. Но человек опаснее, чем хищные звери. Поэтому лучше опробуй силу своей мысли на людях. Ну, ладно, пошли. Тебе не нужно ждать, Аватар Баба сейчас не вернется. Он из Лакхнау прямиком отправился в Кашмир.

Весь мир подчиняется своему собственному ритму. Будь это Пуруша или Пракрити, Шива или Шакти. Мир ни на секунду не останавливается. Погрузись в него, преодолей внешние атрибуты и погрузись вовнутрь. Там ты найдешь настоящий отдых. Там ты найдешь воплощения Вишну, творение Брахмы и разрушительный танец Шивы. Это высшая точка, место полного отдохновения. Но ведь если разобраться, ничто не сущест-

вует. Не существует Пуруша без Пракрити, а Пракрити не существует без Пуруши. Без состояния осознанности не существует состояния глубокого сна без сновидений. Все несовершенно, половинчато, без истинного знания.

Если мы забудем о богинях Лакшми и Сарасвати, то как далеко сможем продвинуться в искусстве, будет ли у нас благополучие? Искусство — это истинная сила, момент истинного отдохновения. Без богини процветания, Лакшми, ты не сможешь достичь совершенства в окружающем мире. Лакшми может дать тебе славу. Сарасвати, богиня-покровительница наук и искусств, в свою очередь, может дать тебе опыт и тонкое восприятие. Раньше ты бегал за Лакшми, а теперь она за тобой. Она ищет способы вернуть тебя на путь этого мира. На пути, по которому ты идешь, для нее есть место, но она не является целью. Если подарить какую-то вещь или забрать ее себе, этим мы не можем уничтожить ее существования. Искусство создает, а богатство присваивает. Иди по пути, который пролегает между присвоением и отвержением. И постепенно твой путь будет становиться все более ясным. Главное, не останавливаться. Не создавать ничего нового, не пытаться что-то изменить. Пусть богиня Лакшми занимается созиданием. Ты должен отступить от этого и идти собственным срединным путем, который сродни искусству».

Мы шли, задевая на ходу лесные лианы. Слова Бабы Го- ракхнатха навсегда отпечатались в моем сознании. Потом мы перебрались на другой берег реки Нараяни и вышли на национальное шоссе Биргандж — Катманду. Уже довольно поздно вечером мы остановились отдохнуть на берегу реки. Баба достал из своего мешка немного еды и фруктов и дал мне поесть. Я разделил еду на две части и побежал набрать в чашу воды. Мы поели, а потом устроились на ночлег.

Утром я открыл глаза и забеспокоился — вокруг меня царило оживление. Туда-сюда сновали люди, мужчины и женщины. Кто-то совершал омовение, кто-то переодевался. Рядом

возвышался дом — Бирла Тауэр. Все вокруг казалось знакомым. Адарш Никетан, вот Шанти Никетан, вот Кашмир Хаус, вот обычная толпа на Хари Ки Паури. Я огляделся по сторонам и постепенно припомнил все то, что произошло со мной накануне. Я вспомнил, как мы шли вместе с Бабой Горакхнатхом, но его нигде не было видно. Я засмеялся про себя — Баба переслал меня сюда в моем физическом теле, пока я спал. Ведь два дня назад мы уже были здесь, и с нами был Аватар Баба. Сегодня я нахожусь здесь в своем собственном теле, а в тот день тело было специально создано для путешествия. Раньше я только слышал о том, что Хеда Кхан Баба посылает своих учеников прямо в их физическом теле совершить омовение на Хари Ки Паури, а через несколько минут возвращает назад. А сегодня все это происходит со мной. Я не слишком-то удивился, ведь благодаря своему учителю обладал теперь многими сверхъестественными способностями, но пока не применял их — не было подходящего случая. Происходящее не было чем-то необычным. Почти все йоги, достигшие просветления, способны изменять свой внешний облик или путешествовать по мирам в тонком теле. Для путешествия по каждому конкретному миру необходимо создать соответствующее тело, подходящее для существования в этом мире.

Я встречал сотни таких просветленных, которые могли по своему желанию воплотиться в физическом теле и наслаждаться радостями этого мира. Они живут среди людей, но люди не могут распознать их истинную сущность. Хотя, если посмотреть, то они ничем не отличаются от обычных людей. Такие же живые существа, обладающие сознанием и умом. Но почему-то обычные люди не активизируют в себе эти скрытые силы. Бодрствуя, они словно спят глубоким сном. Ведь е< /ли человек научился управлять материальным миром, то почему бы ему не научиться управлять тонким миром? Необходимо только желание и настойчивость. Возможно, эти слова кажутся вам невероятными. Истина находится в том, что вы делаете,

0000000в ваших действиях. Но проблема заключается в том, что вы не действуете сами, по собственному желанию, вами управляют ваши убеждения. Вы для них — инструмент. Вы — рабы обстоятельств, рабы социальных условностей. Каждую минуту вы все дальше и дальше убегаете от самих себя. А ведь время никого не ждет. Но остановитесь хотя бы на мгновение, и тогда остановится весь мир, и вы поймете истинное значение движения. Как только вы избавитесь от предвзятости, от двойственности, то поймете, что вы вечны, вы получите все, что захотите. Нет ни материи, ни сознания. Есть связанное с двойственностью единство. Узнав это, вы удивитесь. Подумайте об этом.

Я отправился в Брахмакунд, совершил там омовение и все положенные ритуалы, а потом пошел встречаться со знакомыми. Ведь здесь меня все знали — и жрецы в храмах, и хозяева магазинчиков, все люди на берегу священной Ганги. В Харид- варе, в этом древнем городе, я знал каждый уголок. Я провел здесь много дней, и поэтому стены этого города хранили историю моей жизни. Особенно такие районы, как Адарш Никетан, Бхарти Бхаван и Хари Ки Паури. Два дня назад Аватар Баба познакомил меня и с местными садху. Нанеся визит Датте Махараджу, я пришел к Билкешвару Пури Джи. Он объяснил мне правила Акхары, то есть устав, по которому жили садху. Мне показали папки, где содержались дела о спорах, которые возникли между городом и отшелъниками-садху. Люди хотели, чтобы я выступал на суде. Я попал в затруднительное положение. Несколько дней я размышлял об этом, а потом по настоянию Рамаватара Гири и Атмананды Махараджа отправился с ними в Дели. Там на берегу реки Джамны между Шанти Ван и Виджай Гхат находилась хижина отшельника-нага Биргири Бабы. Мы остановились у него. Он был учеником Атмананды Махараджа. У него были необыкновенно длинные волосы. Он никому не разрешал к себе приближаться. Людям, которые приближались, чтобы поклониться ему и оказать какую-нибудь услугу, он выкрикивал ругательства вместо того, чтобы дать им прасад. Но

люди все равно приходили к нему, потому что считали, что самое главное — служить учителю.

Весь день я провел с ними. Они хотели взять меня с собой в Америку, поэтому на следующий день мы занялись оформлением паспорта. Мы отправились в город, а потом — к Джагджива- ну Бабу. Посидели у него, потом отправились пешком на поиски такси. Вдруг передо мной остановилась очень большая машина. Она принадлежала радже Рамнагара. Тут и он сам вышел из машины. Я с удивлением узнал Камакхью Нараян Синха. Он тоже изумленно смотрел на меня, одетого в одежды отшельника. Потом он взял меня за руку и усадил в свою машину. Других отшельников тоже. Мы поехали, а я не знал, что сказать. Мы стали очень близкими друзьями. Я помогал ему на выборах по мере сил, так как он в то время выдвинул свою кандидатуру, и все время жил у него дома. Он не хотел меня отпускать, но я посчитал, что неудобно оставаться там так долго. Он дал мне свою машину и сказал, чтобы я пользовался ей, пока буду в Дели и помог мне с документами.

Я вообще-то не хотел ехать в Америку, но другие сад- ху настаивали. Раджа все организовал и помог с деньгами. И вдруг произошло одно неожиданное событие. Один отшельник пришел в нашу хижину на берегу Джамны. На тот момент там находилось около тридцати других отшельников-нагов. И только тот отшельник поклонялся Раме. У него была только узкая набедренная повязка и бамбуковая палка в руках. Все тело было грязным и изрезанным. Шрамы, казалось, были нанесены лезвием бритвы. Этот человек поприветствовал всех присутствующих и тотчас же приступил к служению: стал готовить для всех чай, еду, мыть грязную посуду и поправлять сидения. Такое его поведение всем очень понравилось. Вечером я на машине раджи тоже вернулся в хижину. В тот день я опять ездил в город. Хотя подготовка к поездке была уже почти завершена, оставалось только купить билеты. Я зашел в хижину и увидел, что все отшельники очень довольны, но тот

отшельник посмотрел на меня пылающим от гнева взглядом. Я ничего не мог понять. Около десяти часов вечера все собрались спать. Было очень жарко. Кто-то устроился на ночлег на своем месте для медитаций, кто-то пошел спать под дерево. Я тоже расстелил свою оленью шкуру на платформе перед храмом Ханумана. Над моей головой ярко сияли звезды, а я смотрел на них и думал: в какую же историю я попал? Зачем связался с этими отшельниками, и как мне от них избавиться? Свет звезд начал меня успокаивать. В это время тот новый отшельник подошел ко мне и лег рядом. Я бросил взгляд в его сторону и вновь посмотрел на звезды. Казалось, они хотели мне что-то сказать. Вдруг залаяли собаки — будто бы они тоже хотели мне что-то сообщить на своем языке. Пролетела стая летучих мышей. И они, также словно говорили о чем-то. Я забеспокоился. Перевернулся на другой бок. Жара сделалась еще более невыносимой. VI тут отшельник рядом со мной начал изрыгать проклятия.

Я не понимал, к кому он обращается, но посчитал, что лучше не смотреть в его сторону. Мне почему-то стало страшно. Я подумал: может быть, он сумасшедший. Уж больно отталкивающим было его тело, и он так грязно ругался. Потом я понял, что ругал он именно меня, но не стал реагировать. Он говорил: «Ты что, не был в Америке, во Франции, в Британии, не видел восток и запад? Ты что, не ездил на машине, не летал на самолете? Если в этом заключалась твоя цель, то зачем ты отказался от своего имущества? Ведь ради богини богатства Лакшми люди чего только не делают! VI богиня Лакшми раньше тебя любила, зачем же ты ее покинул? Если это — твоя истинная цель, тогда иди! Иди в тот мир, где люди поклоняются богатству, где есть особняки, машины, заграничные путешествия. Ты вновь получишь все, но потеряешь самого себя! » Сказав все это, отшельник замолчал.

Я притворился, что не слышал ничего из того, что он мне сказал. Он вновь начал грязно ругаться. Я оставался равно-

душным, но про себя думал: «Почему Баба так поступает? Почему именно мне все это говорит? Конечно, меня не трогали его ругательства. Пусть говорит, что хочет». Но потом я подумал: «А откуда он узнал об обстоятельствах моей жизни? » Я почувствовал волнение. Тут порыв прохладного ветра остудил нас, и Баба начал проклинать ветер. Потом он набрал горсть песка и стал что-то бормотать, развернулся и швырнул песок в сторону. Неожиданно песчинки засияли. В этот момент ветер прекратился. Отшельники спали мертвецким сном. Собаки, и те перестали лаять, и все погрузилось в глубокую тишину. Вдруг послышался шорох. Это ползла змея, раздувая свой капюшон. Баба стал на нее ругаться: «Зачем ты приползла? Ведь я поручил тебе дело, а ты его на полпути бросила. Почему подул этот холодный ветер? Иди теперь, занимайся своим делом! » Я пристально посмотрел на змею, и она тут же вся съежилась. Я мысленно спросил у змеи, кто она, но из-за слов Бабы процесс прекратился. Я лег обратно на свое место. Баба ногтем расцарапал себе грудь до крови. Змея попила этой крови и уползла. Стало совсем темно. Подул прохладный ветерок, и мы оба заснули.

На следующее утро после чая наги стали подначивать отшельника: «Ситарам, ты уже двенадцать лет как отрекся от мира, теперь ты можешь стать нашим учеником. Мы довольны твоим служением». Некоторые наги заспорили, кто именно сделает его своим учеником. Тогда отшельник разозлился и сказал: «Сначала вы станьте настоящими садху, а уж потом меня делайте своим учеником! Расскажите мне, например, о Раме». Все замолчали, а отшельник произнес удивительную речь:

«Рама — это соединение, то, что находится между холодным и горячим воздухом. Один из них дает жизнь, другой — смерть, но их соединение является освобождением. Это и есть Рама».

Сказав все это, он занялся своими делами. Все молчали, находясь под впечатлением от этой речи отшельника и изумляясь его служению. Я вновь отправился в город, но целый день

думал об отшельнике. Вечером я воздержался от пищи и сразу лег на платформе. Отшельники какое-то время беседовали. Все уже было готово к отъезду, но почему-то происходила задержка. Некоторые из моих друзей узнали, где я нахожусь, и днем приходили навестить меня. Это меня взволновало. Но уж если ехать, то немедленно. Отшельники тоже пришли к такому же выводу и собрались спать.

Когда я лег, подошел вчерашний отшельник и вновь начал ругаться и изрыгать проклятия. Он говорил: «Почему ты сначала хочешь оросить развитые районы? Ведь солнце не делает различий между восходом и закатом. Друг! Поезжай на Запад, когда уже достигнешь зрелости, а не то тебя выбросят на помойку, как непропеченную лепешку. Эти отшельники доведут тебя до нужного им состояния и продадут. Зачем ты связался с этими нага- ми? Они же сведут тебя с ума! Забудь о том, что ты — рассудительный и образованный человек. На все смотри с одинаковым спокойствием: на добро и зло, на чистоту и грязь, на отвратительный залах и на божественный аромат. Погрузись в глубины единства. Подобно священной Ганге вбирай в себя все материальное. Беги! Беги в то место, где от тебя ничего не останется. Только твоя сущность йога. Ведь истинный йог, умерев в миру, живет в нем. Сначала убей себя, а потом живи. Зачем же отшельники хотят, чтобы жили твои мирские привычки и ощущения? Они с твоей помощью планируют заработать много денег. Ведь все идет именно к этому. Сам увидишь! » Я и в тот день ничего не ответил на его слова. Он продолжал что-то говорить, продолжал ругаться. Возможно, это уже вошло у него в привычку.

С утра пришли мои знакомые. Они приготовили на всех чай, а потом стали надо мной подшучивать. Некоторые из них были со мной в авиационных войсках, некоторые в бюрократическом аппарате. Я молча смотрел на них. Что это с ними сегодня? Тот отшельник, глядя на все происходящее, только улыбался. Прия Оберой сказала, что тоже поедет со мной в Америку. Сурендра поздравил меня с таким развитием событий.

Тогда непальская красавица Суита сказала, что это нехорошо, потому что она хочет поехать в Америку раньше меня, чтобы все подготовить к моему приезду, но у нее нет денег. Хотя она многим мне обязана, но приходится просить у меня денег на это. Я молча слушал все эти разговоры, потом встал и забрался в машину. В тот день я сам вел ее по улицам Дели, не останавливаясь. Остановив машину около моста через реку Джамну, я начал смотреть на реку, которая неустанно несла свои воды вперед, не оглядываясь, как это делаю я. Разве для этого я нарушил все условности, бросил все? Зачем я так привязался к этим отшельникам? Ведь тот отшельник хотел сказать мне так много, но я в своей гордыне его не слушал. Но теперь по-старому уже не будет. Я посмотрел на небо, которое посылало водам реки молчаливое утешение. Небо тоже говорило со мной. Прочитав на нем ответ на свои мысли — от тонкого к безграничному, я бросился к машине.

В тот день отшельник был доволен. Он дал мне много фруктов и молока. Оттирая миску и стакан от пепла, он сказал: «Вот так я и оттираю посуду до блеска. Грязь не может долго удержаться на поверхности». Вечером меня навестил Бейджнатх Синх, который женился в Америке и теперь был известным доктором. В прошлом мы провели с ним довольно долгое время в Ассаме.

Вечером я вновь воздержался от пищи и отправился на свое привычное место. Лег. Я снова не хотел ни с кем разговаривать, но мое молчание нарушил отшельник. Он подошел ко мне, сел рядом и спросил: «Ну, что ты теперь думаешь? Хочешь взобраться на вершину или глотать пыль у подножия горы? Ведь вибрации исходят отовсюду, но это — разные вибрации. Каждый человек испускает свои мысленные волны. Да что там человек! От любого живого существа исходят собственные вибрации. Но для нас обоих важны те из них, что исходят из пещер Гималайских гор».



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.