Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Четвертый такт — выпуск 7 страница



Главный цилиндр тормоза имеет внутренний диаметр 19 мм. Три манжеты высокого давления (тороидальной формы) взаимозаменяемы. Главный цилиндр тормоза (обе полости) питается тормозной жидкостью от одного тормозного бачка, разделенного на две полости. Тормозная жидкость от бачка подается в главный цилиндр в каждую полость отдельным шлангом. Шланги на штуцерах бачка и главного тормозного цилиндра обжаты хомутами.

 Рабочие тормозные цилиндры (рис 16. 6) передних и задних тормозов имеют следующее устройство. Рабочий цилиндр переднего тормоза, (рис. 16. 6, а) состоит из скобы 3, которая крепится гайками к двум направляющим пальцам. Направляющие пальцы входят в цилиндрические отверстия поворотного кулака и имеют подвижность (плавание) вместе со скобой.

 В приливе скобы изготовлен рабочий цилиндр. В цилиндр входит поршень с двумя уплотнительными кольцами 5. От попадания пыли и влаги поршень защищен резиновым гофрированным чехлом 4. В верхней части цилиндра имеются два резьбовых отверстия, одно для клапана 2 выпуска воздуха, другое для наконечника тормозного шланга.

 Рабочий цилиндр заднего тормоза (рис 16. 6, б) состоит из цилиндра, который крепится двумя болтами к щиту тормоза. В цилиндр (с обеих сторон) входят поршень со стержнем, уплотнительная манжета, упорное кольцо и пылезащитный чехол. В средней части цилиндра имеются два резьбовых отверстия, одно — для выпуска воздуха, другое — для штуцера тормозной трубки.

 Трубопроводы гидравлического привода тормозов (рис. 16. 7) состоят из стальных оцинкованных трубок с резьбовыми штуцерами на концах и гиб ких резиновых шлангов с резьбовыми наконечниками для соединения с трубопроводами и цилиндрами. Трубопроводы системы рассчитаны для работы при высоком внутреннем давлении.

Рис. 16. 6. Рабочие цилиндры тормозов:

 а — цилиндр переднего тормоза в сборе; 1 — защитный колпачок; 2 — клапан выпуска воздуха; 3 — скоба; 4 — защитный чехол; 5 — уплотнительные кольца поршня; 6 — поршень;

 б — колесный цилиндр заднего тормоза в сборе; 1 — цилиндр; 2 — упорное кольцо; 3 — манжета; 4 — поршень; 5 — колпак.

Рис. 16. 7. Трубопровода гидравлического привода тормоза:

 1 — гибкий шланг задних тормозов; 2 — трубка к левому заднему тормозу; 3 — трубка к левому переднему тормозу; 4 — скоба крепления шланга; 5 — гибкий шланг передних тормозов; 6 — трубка к правому переднему тормозу; 7 — трубка правого заднего тормоза; 8 — трубка к заднему правому тормозу; 9 — трубка левого заднего тормоза.

Система трубопроводов передает давление жидкости от главного тормозного цилиндра к тормозам (рабочим цилиндрам) передних и задних колес двумя независимыми контурами по диагонали, т. е. левое переднее — правое заднее колесо, правое переднее — левое заднее колеса.

 Крепление трубопроводов осуществляется при помощи специальных скоб. В местах перехода через стенки в моторном отсеке трубопроводы защищены резиновыми уплотнителями.

 Для заправки гидравлического привода тормозов применяют тормозную жидкость «Томь», обладающую высококипящими свойствами. Можно применять и жидкость «Нева».

 Категорически запрещается смешивать тормозные жидкости разных марок, а также добавлять жидкости разных марок к той, которая уже находится в системе гидравлического привода.

 В связи с тем что тормозная система состоит из двух независимых контуров для торможения передних и задних колес по диагонали, заполнение системы жидкостью и удаление воздуха надо осуществлять в порядке, показанном на рис. 100 (цифры в кружках обозначают последовательность прокачки тормозов) с выполнением следующих указаний: заполнить бачок жидкостью до нормативного уровня; тщательно очистить от грязи и пыли клапаны для удаления воздуха и снять защитные колпачки; надеть на головку клапана заднего правого колеса резиновый шланг для слива жидкости, а другой его конец опустить в прозрачный сосуд, частично заполненный жидкостью. Дальнейшие операции выполняют вдвоем: один резко нажимает педаль тормоза 3... 5 раз с интервалом в 1.... 3 с, удерживая педаль в нажатом положении, другой отвертывает на полоборота клапан. При этом жидкость вместе с воздухом будет вытесняться в сосуд. Не отпуская педаль, заворачивают клапан; повторяют такую операцию до тех пор, пока не прекратится выход пузырьков воздуха с жидкостью. В процессе прокачки надо поддерживать нормальный уровень жидкости в питательном бачке; удерживая педаль в нажатом положении, завернуть клапан выпуска воздуха до отказа и снять шланг. Очистить клапан от следов жидкости и надеть защитный колпачок.

 Все вышеуказанные операции проводят с тормозными механизмами других колес в такой последовательности: переднее левое колесо, заднее левое колесо, переднее правое колесо.

 Удалить воздух из системы можно также подачей воздуха в бачок под давлением не более 0, 2 МПа при открытом клапане выпуска воздуха, не трогая при этом педаль тормоза.

 При нормальных зазорах в тормозных механизмах и отсутствии в системе воздуха педаль тормоза при нажатии на нее ногой не должна перемещаться более чем на 80... 85 мм ее хода. При этом нога должна ощущать сильное сопротивление. Если педаль перемещается дальше, но педаль «жесткая», то это указывает на увеличенный зазор между колодками, дисками и барабанами. В этом случае необходимо сделать несколько резких торможений на сухой свободной дороге, чтобы уменьшить зазоры.

Если даже при продолжительном удалении воздух продолжает выходить в сосуд в виде пузырьков, значит он проникает в систему из-за повреждения трубопроводов, недостаточной герметичности соединений, а так-же из-за неисправности главного или колесного цилиндров. Следует найти и устранить не герметичность.

 Стояночный тормоз (рис. 16. 9) —ручной с тросовым приводом на колодки тормозных механизмов задних колес состоит из рычага 7, в котором установлены стержень 75, кнопка, пружина, собачка 14 и сектор 13. Рычаг качается на оси в секторе, который также является и кронштейном крепления рычага (двумя болтами) на туннеле пола. В отверстие нижней части рычага при помощи пальца 2 и шплинта крепится передний трос 4 с регулировочным наконечником. Регулировочный наконечник переднего троса соединен с уравнителем 9 троса, в паз которого уложен задний трос стояночного тормоза. Задний трос 5 состоит из двух оболочек, наконечников и уплотнителей. Каждая Из двух ветвей заднего троса, находящаяся в оболочках, позволяет прокладывать трассу троса изгибами.

 Наконечники заднего троса через отверстие в щите тормоза надевают на фигурные наконечники разжимных рычагов. Разжимной рычаг крепится на тормозной колодке при помощи болта-оси, на котором рычаг свободно поворачивается. При повороте разжимной рычаг перемещает распорную планку 5, которая передвигает переднюю колодку до упора в тормозной барабан. При дальнейшем увеличении усилия поворотный рычаг, опираясь на планку через болт-ось, отжимает заднюю колодку и прижимает ее к тормозному барабану. Таким образом, тормозной барабан затормаживается двумя колодками.

Рис. 16. 8. Схема системы гидропривода колес:

 1 — передний тормоз; 2 — гибкие шланги; 3 — трубопровод к правому переднему колесу; 4 — трубопровод к левому переднему колесу; 5 — бачок гидропривода; 6 — шланг от бачка, питающий контур А (задний контур); 7 — шланг от бачка, питающий контур В (передний контур); 8 — главный цилиндр; 9 — педаль тормоза; 10 — трубопровод к правому заднему колесу; 11 — трубопровод к левому заднему колесу; 12 — задние тормоза; А — контур переднего левого и заднего правого колес; В — контур переднего правого и заднего левого колес. Цифры в кружках обозначают порядок прокачки тормозов.

Рис. 16. 9. Стояночный тормоз:

 1 — рычаг; 2 — палец; 3 — болт крепления; 4 — передний трос; 5 — трос привода стояночного тормоза; 6 — кронштейн; 7 — уплотнитель троса; 8 — упор; 9 — уравнитель троса; 10 — регулировочная гайка; 11 — квадрат на наконечнике переднего троса; 12 — уплотнитель; 13 — сектор; 14 — собачка; 15 — стержень.

Рис. 16. 10. Детали переднего тормоза:

— защитный чехол пальца; 2 — направляющий палец; 3 — грязезащитный кожух; 4 — болт крепления кожуха; 5 — защитный колпачок; 6 — клапан выпуска воздуха; 7 — пружина колодок; 8 — скоба тормоза; 9 — уплотнительные кольца поршня; 10 — поршень; 11 — защитный чехол; 12 — колодка тормоза; 13 — диск тормоза; 14 — болт; 15 — гайка крепления колеса.

Затормаживание автомобиля на стоянке, уклоне или в случае аварийной ситуации происходит при повороте рычага тормоза с усилием 300 Н. При этом собачка рычага проскальзывает по зубьям сектора при перемещении вверх и стопорит рычаг. Для растормаживания необходимо нажать на кнопку и отпустить рычаг вниз до упора. При этом стяжные и оттормаживающие пружины отводят колодки в исходное положение и растормаживают тормозные барабаны.

17. Рулевое управление.

Рис. 17. 1. Детали рулевого механизма:

 1 — шестерня рулевого управления; 2 — подшипник шестерни; 3 — регулировочные прокладки; 4 — распорная втулка; 5 — крышка; 6 — уплотнитель картера; 7 — болт крепления крышки; 8 — рейка; 9 — картер; 10 — хомут; 11 — левый чехол рейки; 12 — стопорная гайка; 13 — пробка картера; 14 — пружина; 15 — подпятник пружины; 16 — упор рейки; 17 —правый чехол рейки; 18 — болт крепления картера; 19 — втулка рейки; 20 — сапун.

Устройство. На автомобиле установлено рулевое управление типа шестерня-рейка с противоугонным устройством.

Техническая характеристика рулевого управления

 Передаточное отношение рулевого управления................................................ 17, 42: 1

 Диаметр рулевого колеса, мм...................................................................................... 330

 Число оборотов рулевого колеса между крайними

 положениями................................................................................................................ 3, 17

 Максимальный угол поворота управляемых колес, град:

 внутреннее колесо.......................................................................................................... 36

 наружное колесо........................................................................................................ 29, 30

 Минимальный диаметр поворота, м............................................................................. 9, 7

 Угол продольного наклона поворотной стойки, град.................................................. 3

 Угол наклона поворотной цапфы, град........................................................................ 15

 Развал колеса, град................................................................................................... 0 + 20'

 Расхождение колес (впереди больше, чем сзади), мм............................................ 1... 3

 Рулевой механизм (рис. 17. 1) типа рейка-шестерня закреплен в моторном отсеке на щите передка четырьмя болтами 18 за проушины алюминиевого картера 9. В картере на двух шариковых подшипниках 2 установлена шестерня 1, а также рейка 8, которая цилиндрическим хвостовиком опирается на втулку 19, а зубчатой частью на шестерню. В шестерне рейка поджата в беззазорном зацеплении пружиной 14, расположенной в полости пробки 13 через подпятник 15 и полуцилиндрические упоры 16. Механизм уплотняется в картере гофрированным чехлом 17, гладким чехлом 11 и уплотнителем 6, установленным в крышке картера. Для стравливания и засасывания воздуха (в связи с изменяющимся объемом внутри картера) в верхней точке картера установлен сапун 20.

 Рулевой привод состоит из правой и левой рулевых тяг. Тяги наружными частями  крепятся к поворотным цапфам, приваренным на стойках передней подвески, а внутренними — к кронштейну тяг, установленному на хвостовик рейки.

 Наружные шаровые шарниры неразборные.

 Шаровой шарнир состоит из наконечника, в гнездо которого установлен шаровой палец с конусным вкладышем. Конусный вкладыш поджимается в гнезде конической пружиной, которая, в свою очередь, упирается меньшим диаметром в опорную шайбу, завальцованную в головке наконечника шарнира.

 Выход шарового пальца из наконечника уплотнен резиновым защитным колпачком, устанавливаемым в канавку на головке наконечника и закрепляемым в ней уплотнительным пружинным кольцом.

 Внутренние шарниры 17 резинометаллические и состоят из внутренней распорной металлической втулки и наружной упругой резиновой втулки.

 Рулевая колонка представляет собой трубчатую опорурулевого вала с фланцем для крепления к кронштейну педалей и кронштейну опоры, установленных на кузове. Рулевой вал, состоящий из нижней и верхней частей, соединенных через резиновые втулки, вращается в опоре на шариковом подшипнике, установленном в резиновой опорной втулке, упирающейся в упор подшипника. К опорной втулке подшипник поджимается пружиной через пластмассовый упор. Вторым концом пружина упирается в шайбу.

 Смазка подшипника рулевого вала закладывается при сборке его и в процессе эксплуатации не заменяется.

 Левая и правая тяги разборные и состоят из внутренней и наружной половинок. Вращением стяжек регулируют схождение колес. Для удобства вращения в центрах стяжек выполнены шестигранники.

 Опора рулевого вала крепится к кронштейну педалей четырьмя болтами (или гайками). К опоре вала при помощи скобы двумя специальными болтами крепится выключатель зажигания. Болты крепления выключателя изготовлены с двойной головкой, между которыми выполнен подрез. Эти болты на заводе при сборке автомобиля затягивают моментом 5, 5... 6, 5 Н • м. При этом моменте затяжки вторая головка не отрывается.

 Для выполнения функций противоугонного устройства замка (чтобы исключить снятие выключателя зажигания для угона автомобиля) надо головки дополнительно подтянуть до полного их среза. Доступ к болтам возможен только после снятия кожухов.

 Рулевое колесо представляет собой металлический каркас с двумя спицами, залитый полиуретаном.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.