Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





27 июля 2021 года



 

  Вакцинация от COVID-19 и отстранение от работы: совместные разъяснения Минтруда и Роспотребнадзора    

 

Совместные разъяснения Минтруда России и Роспотребнадзора по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учёта процента вакцинированных

Минтруд и Роспотребнадзор подготовили разъяснения по организации вакцинации в рабочих коллективах. По состоянию на 23. 07. 2021 в 35 субъектах Российской Федерации приняты постановления главных государственных санитарных врачей о проведении профилактических прививок от COVID-19. В связи с этим работодателям рекомендуется довести до работников информацию об эффективности вакцинации, о вакцинах, применяемых в России, о пунктах вакцинации.

Также сообщается, что " в постановлениях главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации определены категории (группы) граждан, так называемых " групп риска", которые по роду своей профессиональной деятельности сталкиваются с большим количеством людей, и должны пройти вакцинацию". В обоснование данного утверждения приводятся пп. 6 п. 1 ст. 51 Федерального закона от 30. 03. 1999 N 52-ФЗ и п. 2 ст. 10 Федерального закона от 17. 09. 1998 N 157. Пункт 2 ст. 10 Закона 157-ФЗ действительно говорит о праве главных санитарных врачей субъектов РФ принимать решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям. Однако согласно п. 3 этой же статьи сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются Минздравом России. Между тем, как видим, органы госвласти данный пункт игнорируют и не обращают внимание на то, что постановления главных санитарных врачей субъектов РФ, как правило, содержат более широкий перечень категорий работников, чем тот, который содержится в приказе Минздрава о включении вакцинации против COVID-19 в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям.

Далее в разъяснениях говорится о том, что при вынесении постановлений главных государственных санитарных врачей субъектов РФ граждане, подлежащие вакцинации, вправе отказаться от прививок, но в этом случае они должны быть отстранены от выполняемых работ на период эпидемиологического неблагополучия. Основанием для отстранения, по мнению чиновников, являются положения п. 2 ст. 5 Закона N 157-ФЗ и абзаца восьмого части первой ст. 76 ТК РФ.

Отметим, что отстранение от работ в случаях, не предусмотренных статьей 76 ТК РФ, не допускается. Такого основания для отстранения от работы, как отсутствие профилактических прививок, сама статья 76 ТК РФ не содержит. Абзац восьмой части первой ст. 76 ТК РФ позволяет отстранять от работы в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (то есть актами федерального уровня). Возможности устанавливать случаи отстранения от работы на основании постановлений субъектов РФ Трудовой кодекс РФ не предусматривает. К тому же, и сами постановления главных санитарных врачей субъектов РФ ничего про отстранение от работы не говорят. Согласно же п. 2 ст. 5 Закона N 157-ФЗ отсутствие профилактических прививок влечет отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Перечень таких работ утвержден постановлением Правительства РФ от 15. 07. 1999 N 825. Оснований для отстранения от иных видов работ по причине отсутствия профилактических прививок федеральное законодательство не содержит (см., например, постановление Семнадцатого ААС от 02. 06. 2021 N 17АП-4570/21, о котором мы писали ранее).

Следующее утверждение: " для стабилизации ситуации необходимо обеспечить уровень коллективного иммунитета не менее 80% от списочного состава коллектива, с учетом лиц, переболевших COVID-19 и вакцинированных (не более 6 месяцев назад)". В связи с этим напомним, что действующее законодательство не позволяет главным санитарным врачам возлагать обязанности по проведению вакцинации на работодателя. В соответствии с п. 1 ст. 8 Закона 157-ФЗ осуществление иммунопрофилактики обеспечивают Минздрав России, Роспотребнадзор и органы исполнительной власти субъектов РФ в сфере здравоохранения, работодатели в этом списке не упомянуты. Полномочиями устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации наделены Правительство РФ и органы власти субъекта РФ (пп. " а. 1" ст. 10, пп. " у" п. 1 ст. 11 Федерального закона от 21. 12. 1994 N 68-ФЗ), а не главные санитарные врачи субъектов РФ, которые являются руководителями территориальных органов Роспотребнадзора (п. 3 ст. 46 Закона N 52-ФЗ).

Однако, как видим, несмотря ни на что органы госвласти настаивают на обязанности работодателя обеспечить вакцинацию сотрудников и даже дают рекомендации по расчету процента вакцинированных работников. По мнению чиновников, не привитые, имеющие медицинские противопоказания, и прочие должны составлять не более 20% от списочного состава работающих. К прочим в том числе могут относиться работники:

направленные организацией на обучение с отрывом от работы;

находящиеся в простоях, а также в не известных трудовому законодательству " неоплаченных отпусках по инициативе работодателя";

находящиеся в отпусках по беременности и родам, в отпусках в связи с усыновлением ребенка, а также в отпуске по уходу за ребенком;

обучающиеся в образовательных организациях и находящиеся в " дополнительном отпуске без сохранения заработной платы", а также работники, поступающие в образовательные организации, находящиеся в отпуске без сохранения заработной платы для сдачи вступительных экзаменов;

не явившиеся на работу по болезни;

находящиеся в длительных служебных командировках за границей.

Расчет процента вакцинированных рекомендуется осуществлять в следующем порядке:

1) кадровое подразделение организации составляет список всех работников;

2) работник, прошедший вакцинацию представляет информацию о вакцинации в кадровое подразделение организации. При этом уточняется, что данные о прохождении/непрохождении вакцинации относятся к персональным данным и не подлежат распространению без согласия работника;

3) на основе данных из первого и второго пунктов определяется процент вакцинированных.

Также приводятся рекомендации о порядке действий работодателей при введении обязательной вакцинации в регионе: определение перечня работников, подлежащих вакцинации, издание приказа, ознакомление работников с приказом, организация прохождения вакцинации централизованно или обеспечение работникам возможности пройти вакцинации самостоятельно в течение рабочего времени с сохранением за работником заработной платы в период вакцинации.

Напомним, заработная плата по своему определению, приведенному в ст. 129 ТК РФ, является вознаграждением за труд, следовательно, без труда не может быть заработной платы, кроме того, заработная плата не является фиксированной величиной, поскольку включает в себя в том числе компенсационные и стимулирующие выплаты, размер которых зависит от конкретных условий выполнения работы и ее результатов. Определить размер заработной платы можно только по итогам работы, а значит, совершенно неясно, что сохранять за работником, который работу не осуществляет. Для решения этой проблемы в трудовом законодательстве существует институт сохранения среднего заработка. К нему и прибегает законодатель в ситуациях, когда необходимо обеспечить выплату заработка работнику, который по тем или иным причинам не может выполнять работу в определенный период (например, в случае прохождения работником обязательного медосмотра). Тем не менее Минтруд и Роспотребнадзор рекомендуют сохранять за работниками в период вакцинации именно заработную плату.

Далее, по мнению специалистов Минтруда и Роспотребнадзора, " если трудовая функция может быть выполнена дистанционно, работодатель вправе предложить работнику выполнение работы дистанционно либо по собственной инициативе работника временно перевести его на дистанционную работу в порядке и по основаниям, предусмотренным статьей 312. 9 ТК РФ. Таким правом преимущественно необходимо воспользоваться в отношении работников, имеющих противопоказания к проведению профилактической прививки".

Получается, что работников, которым вакцинация противопоказана, отстранять от работы не требуется. Вместе с тем статья 76 ТК РФ предписывает отстранять от работы при возникновении перечисленных в ней обстоятельств независимо от того, возникли эти обстоятельства по вине работника или без его вины. Кроме того, отстранение от работы при наличии оснований является не правом, а обязанностью работодателя, однако в разъяснениях говорится о возможности перевода работников на дистанционную работу (преимущественно имеющих противопоказания к вакцинации) и о необходимости указать в приказе об организации проведения прививок информацию о " возможности отстранения работника".

К сожалению, как видим, разъяснения Минтруда и Роспотребнадзора по вакцинации работников, как и письма Роструда, вызывают сомнения в их законности. Тем не менее работодатели под угрозой приостановления деятельности скорее всего будут такие разъяснения соблюдать.

Рекомендуем:

  Аналитические материалы ГАРАНТа Обязан ли работодатель освободить работника от работы в связи с вакцинацией? Может ли работодатель организовать проведение вакцинации работников на своей территории? Может ли работодатель требовать от работников письменный отказ от вакцинации?
Справочная информация Справка о введении субъектами РФ обязательной вакцинации против COVID-19
  Образцы документов - Приказ об отстранении от работы ввиду отсутствия прививок против COVID-19; - Уведомление об отстранении от работы ввиду отсутствия прививок против COVID-19; - Приказ о предоставлении работнику (работникам), проходящим вакцинацию от COVID-19, дополнительного дня отдыха с сохранением зарплаты в день вакцинации и в день, следующий за днем вакцинации; - Приказ о предоставлении работнику, проходящему вакцинацию от COVID-19, дополнительного дня отпуска; - Заявление о предоставлении работнику дополнительных дней отдыха с сохранением зарплаты в связи с прохождением вакцинации от COVID-19; - Заявление о продлении отпуска работнику в связи с прохождением вакцинации от COVID-19; - Приказ о проведении вакцинации работников против COVID-19; - Уведомление о необходимости проведения вакцинации работников против COVID-19; - Отказ работника от проведения вакцинации против COVID-19

______________________________________

 

  Самозанятые смогут зарегистрироваться через Госуслуги    

 

Федеральный портал проектов нормативных правовых актов

Если физлицо изъявило желание перейти на спецрежим " Налог на профессиональный доход", то ему необходимо зарегистрироваться в качестве налогоплательщика НПД. Сейчас это можно сделать с помощью приложения " Мой налог", через личный кабинет на портале ФНС, а также через уполномоченный банк.

На портале проектов НПА размещен законопроект (ID 01/05/07-21/00118389), который предусматривает дополнительную возможность направления заявления гражданами РФ и гражданами государств-членов Евразийского экономического союза о постановке на учет в налоговом органе в качестве плательщика НПД с использованием федеральной государственной информационной системы " Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".

Рекомендуем:

Энциклопедия решений Постановка на учет (снятие с учета) в налоговых органах плательщиков НПД. Мобильное приложение " Мой налог"

____________________________________________

 

  Кто нуждается в постковидной реабилитации и какие ее мероприятия наиболее эффективны    

 

Информация Роспотребнадзора от 21 июля 2021 г.

Санитарное ведомство представило информацию для пациентов, оценивающих свои " шансы" на постковидную реабилитацию.

В частности, Роспотребнадзор указал на следующее:

- особенно тяжело COVID и постковидный синдром переносят пациенты с хроническими заболеваниями легких и те, кто работает во вредных условиях труда;

- такие клинические проявления, как боли за грудиной, сердцебиения, тревога, депрессия, нарушение сна, когнитивные нарушения, боли в суставах, выпадение волос, - являются показаниями к реабилитационному лечению;

- реабилитация включает в себя медикаментозное лечение, воздействие физическими факторами, бальнео- и теплогрязелечение, лечебную физкультуру, кинезиотерапию, работу с клиническим психологом, логопедом и эрготерапевтом;

- в " Екатеринбургском медицинском-научном центре профилактики и охраны здоровья рабочих промпредприятий" реабилитационные мероприятия дополняются дыхательной гимнастикой, а также физнагрузками. На тренажере с биологической обратной связью Huber 360 активно прорабатывают глубокие дыхательные мышцы, ведется работа с координацией движений. Используются антигравитационная дорожка Alter G и пассивно-активный тренажер THERA-Vital, методики физиотерапевтического лечения для активации иммунной системы (аэроионотерапия, галотерапия, бальнеолечение), устранение остаточных воспалительных очагов в легких (низкоинтенсивная лазеротерапия, низкочастотная магнитотерапия, ультразвуковая терапия и т. д. ) коррекции сопутствующих синдромов (индуктотермия, высокоинтенсивная магнитная стимуляция, светолечение и др. );

- крайне важна работа службы психологической поддержки. Ее деятельность направлена на развитие мотивации у пациентов к восстановлению, самостоятельным занятиям лечебной физкультурой и, в дальнейшем, на поддержание ЗОЖ;

- при использовании указанных методов и оборудования Роспотребнадзор обещает, что у всех пациентов увеличится уровень толерантности к физнагрузке, нормализуется психоэмоциональное состояние, улучшатся показатели когнитивной функции.

____________________________________________



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.