Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ханафитский фикх(2) 16 страница



" И чистый, ради лика которого облака просят о дожде,

кормилец сирот, защита вдов"

(Аль-Бухари).

Во время моления о ниспослании дождя рекомендуется (мандуб) проводить коллективную молитву в два рака'ата без азана и икамата. Во время такой молитвы, как и во время праздничной, Коран читается вслух. После молитвы имаму следует прочесть хутбу, взывая с мольбами к Аллаху, а потом надеть свою накидку по-другому, что символизирует надежду на то, что Аллах ответит на мольбы, и положение изменится к лучшему. 'Аббад бин Тамим передал, что его дядя сказал: «(Однажды) Пророк отправился (к избранному им месту молитвы, чтобы) обратиться к Аллаху с мольбой о ниспослании дождя. (Там) он обратился лицом к кибле и стал взывать к Аллаху, потом надел свою накидку по-другому, а потом совершил молитву в два рака'ата, читая Коран вслух» (Аль-Бухари).

 

 

 

 

 

 

Узаконенность молитвы, совершаемой под воздействием страха, свидетельствует о лёгкости и снисходительности шариата, который стремится обеспечить проведение молитвы в экстренных случаях, чтобы не подвергать мусульман опасности и не причинить им зло.

Обо всём этом говорится в том айате Корана, который служит указанием на обязательность такой молитвы. Аллах Всевышний сказал: " Когда ты находишься среди них и руководишь их молитвой, пусть часть их встанет вместе с тобой, и пусть они возьмут своё оружие, а после того как они совершат земной поклон, пусть находятся позади вас. (Затем) пусть придёт другая группа, которая ещё не молилась, и пусть они помолятся вместе с тобой, принимая меры предосторожности, и (возьмут) своё оружие. Те, кто не уверовал, хотят, чтобы вы небрежно относились к своему оружию и к своим вещам, чтобы они могли (сокрушить) вас, напав на вас один раз. Не будет на вас греха, если из-за неудобств, причиняемых вам дождём или болезнью, вы отложите своё оружие, но будьте осторожны, (поступая так). Поистине, уготовил Аллах неверным унизительное наказание" .

??????? ????? ??????? ?????????? ?????? ??????????? ?????????? ?????????? ???????? ???? •? ???????????????? ?????????????? ??????? ????????? ?????????????? ??? ???????????? ?????????? ?????????? ???????? ???? ????????? ????????????? ?????? ??????????????? ?????????? ???????????????? ? •??? ????????? ????????? ???? ??????????? ???? ?????????????? ???????????????? ???????????? ????????? ?????? •? ????????? ? ???? ??????? ?????????? ??? ????? ?????? ????? ???? ???? •? ???? ?????? ?????? •? ??? ?????????? ?????????????? ? ????????? ?????????? ? •??? ???? ?????? ?????????????? ???????? ???????? ?????

Достоверно известно, что Пророк по-разному проводил такие молитвы со своими сподвижниками. Это указывает на то, что в подобных случаях мусульманам предоставляется большая свобода действий, и что проводить такие молитвы следует так, чтобы не подвергать мусульман опасности и не давать врагам возможности воспользоваться их занятостью молитвой.

Если положение становится крайне опасным, вследствие чего провести коллективную молитву невозможно, люди могут провести её по отдельности стоя, сидя или опустившись на колени, так как Аллах Всевышний сказал: " Совершайте молитвы неуклонно, (особенно) среднюю молитву, и стойте пред Аллахом смиренно. * Если же вы испытываете страх, то (молитесь, продолжая) идти или ехать верхом, а когда окажетесь в безопасности, поминайте Аллаха так, как Он научил вас тому, чего вы не знали прежде" .

?????????? ????? ???????????? ????????????? ???????????? ?????????? ?? ?????????? ????? ?????? ???????? ????????? ???? ?????????? ? ???????? ????????? ????????????? ???? ????? ????????? ? •? ???? ?????????? ??????????? ?????

В том случае, когда положение становится настолько опасным, что молиться вообще невозможно, эту молитву следует отложить, как поступал Пророк во время осады Медины, известной как " битва у рва".

Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: " Я участвовал в бою за овладение укреплениями Тустара, который происходил на заре. Этот бой был ожесточённым, и люди не могли приступить к молитве, которую совершили только после того, как солнце поднялось уже высоко над горизонтом. Мы совершили эту молитву вместе с Абу Мусой (аль-Аш'ари), а потом нам была дарована победа". Анас сказал: " И я не променял бы эту молитву на весь мир со всем, что в нём есть" (Аль-Бухари; Ибн Абу Шайба).

 

Вопросы и задания

1. Продолжите слова из изречения Пророка: " Участие в пятничной молитве является обязанностью каждого мусульманина, за исключением четверых... ".

2. В каких местах может быть совершена пятничная молитва? Кто ее участники?

3. Как поступить человеку, пропустившему пятничную молитву?

4. Расскажите о последовательности совершения пятничной молитвы.

5. Расскажите, как надо готовиться к пятничной молитве.

6. Относится ли пятничная молитва к особым молитвам? Почему?

7. Какие молитвы считаются праздничными? Почему?

8. Кто может посещать праздничные молитвы?

9. Какие установления существуют относительно времени проведения праздничной молитвы? Может ли оно меняться?

10. Почему перед праздничной молитвой не возносится ни азан, ни икамат?

11. Чем отличается праздничная молитва от любой другой?

12. Как поступить опоздавшему на праздничную молитву?

13. Расскажите, как следует вести себя в праздничный день с самого утра?

14. С какими словами и чувствами в сердце должен идти мусульманин на праздничную молитву?

15. Какие молитвы совершаются во время солнечного и лунного затмений?

16. Как вы понимаете слова: " если начнется лунное или солнечное затмение, совершите молитву подобную первой праздничной молитве, что была совершена вами"?

17. Как в Исламе трактуются солнечные и лунные затмения?

18. Дайте толкование термина " салят аль-истика'".

19. Объясните, почему в Исламе наряду с другими молитвами существует и " салят аль-истика'"?

20. Что означает " салят аль-хауф" и когда проводится действие, им обозначенное?

21. В каких ситуациях проводится молитва " салят аль-хауф"? Приведите примеры.

 

 

 

 

 

 

Суждение о заупокойной молитве

Участие в заупокойной молитве относится к категории обязанностей по способности (фард кифайа). Иначе говоря, если в ней примет участие часть мусульман или даже один человек, выполнение такой обязанности снимается с остальных. К этой же категории относятся и такие действия, как обмывание, заворачивание в саван и погребение покойного.

На то, что заупокойная молитва относится к числу обязательных действии, указывают слова и дела Пророка. Так, например, Пророк сказал: «Молитесь по каждому благочестивому и нечестивому» (Аль-Байхаки).

Указанием на то, что участие в заупокойной молитве не является всеобщей и безусловной обязанностью, служат слова Пророка: «Если увидите похоронную процессию, встаньте, и пусть тот, кто последует за погребальными носилками, не садится, пока их не поставят на землю» (Аль-Бухари).

Передают со слов Абу Хурайры, что, когда к Пророку приносили покойного, за которым оставался неоплаченный долг, он спрашивал: «Оставил ли он что-нибудь, чтобы оплатить долг? », и если выяснялось, что покойный оставил достаточно средств, чтобы рассчитаться с долгами, то (Пророк ) совершал по нему заупокойную молитву, в противном же случае он говорил: «Помолитесь за вашего товарища» (Муслим).

Сообщается, что как-то раз сподвижники совершили молитву по умершему ночью человеку и похоронили его, не поставив в известность Посланника Аллаха. Когда наутро они рассказали ему об этом, он спросил: «Что же помешало вам известить меня? ». Они ответили: «Была тёмная ночь, и мы не хотели доставлять тебе затруднения», после чего (Пророк ) пришёл на могилу этого человека и совершил по нему заупокойную молитву» (Аль-Бухари).

Все улемы едины во мнении о том, что заупокойная молитва узаконена шариатом, тот же, кто отрицает это, заслуживает обвинения в неверии.

Участие в заупокойной молитве является долгом, который мусульманам следует выполнять по отношению друг к другу. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха сказал: «Пять (вещей) входят в число обязанностей мусульман по отношению друг к другу: отвечать на приветствие, навещать больного, провожать погребальные носилки, принимать приглашение и желать блага чихнувшему» (Аль-Бухари).

Условия обязательности заупокойной молитвы

Условия обязательности заупокойной молитвы являются такими же, как и условия обязательности всех прочих молитв. Это значит, что участие в заупокойной молитве обязательно для каждого разумного и совершеннолетнего мусульманина, у которого есть возможность сделать это. Единственным дополнительным условием является знание о смерти того или иного человека.

Условия действительности заупокойной молитвы

1. Исповедание Ислама покойным, поскольку заупокойная молитва по неверному не проводится. Аллах Всевышний сказал: «(Никогда) не молись ни по кому из них (в случае его смерти) и не останавливайся у его могилы, ведь они не уверовали в Аллаха и Посланника Его и умерли нечестивцами».

???? ??????? ?????? ?????? ???????? ??? •? ??????? ???? ?????? ?????? ?????????? ? ???? •??? ????????? ?????? ???????????? ?????????? ?????? ?????????? ????

Под покойным подразумевается тот, кто умер, родившись живым. Если младенец умрёт после родов, его следует обмыть и совершить по нему заупокойную молитву. Он пользуется правами наследника и завещателя и нарекается именем в том случае, когда после появления на свет из чрева матери большей части плода он подаёт признаки жизни. В противном случае его следует только обмыть, дать ему имя, завернуть в материю и похоронить в знак уважения его принадлежности к человеческому роду.

Заупокойная молитва не проводится по самоубийцам. Сообщается, что Джабир бин Самура, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) к Пророку принесли тело человека, покончившего с собой с помощью стрел с широкими наконечниками, и (Пророк ) не стал молиться по нему» (Муслим).

Заупокойная молитва не проводится ни по бунтовщикам (бугат), неправомерно вышедшим из повиновения правителю, ни по разбойникам (кутта' тарик), ни по таким людям, которые преднамеренно убили своих родителей, что является выражением презрения по отношению к ним и способствует удержанию от подобных поступков других.

2. Покойного следует обмыть. Если он будет погребён и засыпан землёй без обмывания, то заупокойная молитва проводится над его могилой, если же его не засыпят землёй, тело следует извлечь из могилы и обмыть, а потом совершить заупокойную молитву. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что (в своё время) негр, подметавший полы в мечети, умер, о чём Пророку было неизвестно. Через некоторое время он вспомнил об (этом человеке) и спросил: «А что делает этот человек? ». Ему сказали: «Он умер, о Посланник Аллаха». (Услышав об этом, Пророк ) воскликнул: «И вы ничего не сказали мне?! ». Тогда люди рассказали Пророку о том, что случилось с этим человеком, и он сказал: «Они отнеслись к нему неуважительно», а потом велел: «Покажите мне его могилу! » - после чего пришёл к этой могиле и совершил над ней заупокойную молитву (Аль-Бухари).

Необходимым условием является чистота савана покойного, если только его не сделают нечистым выделения из тела после обмывания.

Для обмывания тела покойного следует снять с него ту одежду, в которой он умер, прикрыть " 'аурат" и совершить омовение (вуду) без полоскания рта и промывания носа. Сообщается, что Умм 'Атыййа, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Когда мы обмывали тело дочери Пророка, он сказал нам: «Начинайте (обмывать тело) с правой стороны и с тех его частей, которые необходимо омывать при омовении (вуду)» (Аль-Бухари).

После этого тело следует обмыть отваром ююбы (сидр), если имеется такая возможность, или водой с мылом, или чем-нибудь наподобие этого. Сообщается, что Умм 'Атыййа аль-Ансарийа, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Когда умерла дочь Посланника Аллаха, он зашёл к нам и сказал: «Обмойте ее отваром ююбы трижды, или пять раз, или более того, если посчитаете нужным, а (когда будете делать это) в последний раз, используйте камфару (или: немного камфары) и дайте мне знать, когда закончите».

Закончив (обмывать её тело), мы сообщили ему об этом, а он дал нам свой изар и сказал: «Заверните её в это» (Аль-Бухари).

Сначала тело покойного следует уложить на левый бок, чтобы начать с тех его частей, которые необходимо омывать при омовении, а потом - на правый, после чего необходимо повторить те же действия. Затем следует обмыть грудь и живот. Обмывание совершается трижды* Необходимо осторожно обтереть живот покойного и смыть все выделения. Затем тело заворачивают в материю и умащивают благовониями (хунут) лицо и бороду, а те места, на которые человек опирается во время совершения земного поклона, умащиваются камфарой.

Если покойный будет обнаружен в воде, его также следует обмыть трижды. В подобном случае тело покойного необходимо трижды переместить в воде с места на место с намерением обмыть его.

3. Следует прикрыть " 'аурат" покойного и завернуть его в саван, что относится к категории обязанностей по способности. Покойного следует с головы до пят завернуть в три куска материи и надеть на него рубаху без рукавов (камис), которая будет прикрывать тело от шеи до ступней. Саван должен прикрывать как голову, так и ступни и завязываться сверху и снизу (лифафа).

Если дело касается женщины, то помимо савана её голову и лицо накрывают покрывалом, а на грудь и живот кладётся кусок материи, которая должна доходить до бёдер.

4. Тело или большая его часть должно находиться перед молящимся, так как молитва за отсутствующего будет недействительной.

Что же касается заупокойной молитвы, проведенной Пророком по негусу, то это было одним из признаков его пророчества. Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Пророк объявил своим сподвижникам о смерти негуса, после чего вышел вперед, а когда они выстроились рядами позади него, он четырежды произнёс такбир» (Аль-Бухари).

В той версии этого хадиса, которая передаётся со слов 'Имрана бин Хусайна, да будет доволен им Аллах, сообщается, что он сказал: «(Пророк ) встал впереди, а люди выстроились позади него, и все они были уверены, что (Пророк ) видит перед собой погребальные носилки (негуса)» (Ибн Хиббан).

В третьей версии этого хадиса сообщается, что 'Имран сказал: «Мы совершили молитву позади него, считая, что перед нами (как бы) находятся погребальные носилки».

Такую молитву Пророк провел только по негусу. Известно, что многие сподвижники умерли, находясь вдали от Пророка, но нигде не сообщается о том, что он проводил заупокойные молитвы по отсутствующим, хотя и желал этого и даже сказал: «Поистине, могилы эти окутаны мраком, (покрывающим) тех, кто в них находится, и, поистине, Аллах озарит для них (эти могилы) посредством моей молитвы по ним» (Муслим).

Пророк также сказал: «Если я не буду находиться среди вас, то не узнаю, что кто-то из вас умер, пока вы не известите меня об этом, молитва же моя по (покойному) станет (для него) милостью» (Ибн Хиббан; аль-Хаким).

5. Необходимо вознамериться (нийат) принять участие в заупокойной молитве, чтобы обратиться к Аллаху Всевышнему с мольбами за покойного.

Как проводится заупокойная молитва

Заупокойная молитва основывается на двух столпах (рукн), которыми являются:

а) четыре такбира;

б) стояние во время заупокойной молитвы, проведение которой сидя без уважительной причины будет недействительным.

Указанием на это служит приведенный выше хадис, в котором сообщается, что во время заупокойной молитвы по негусу за Пророком, который встал впереди, выстроились его сподвижники, а потом он четырежды произнёс слова " Аллаhу акбар".

Передают со слов Джабира бин 'Абдуллаха, да будет доволен им Аллах, что однажды Посланник Аллаха сказал: «Один из ваших братьев умер, так встаньте и помолитесь за него». (Джабир) сказал: «И мы встали и выстроились в два ряда» (Муслим).

Тому, кто опоздает к началу заупокойной молитвы, следует дождаться произнесения такбира имамом, поскольку в данном случае Произнесение такбира равносильно совершению рака'ата. После того как имам завершит молитву, опоздавший должен сразу же произнести все пропущенные им такбиры, если он опасается, что покойного унесут.

Согласно сунне имам должен стоять напротив груди покойного, поскольку там находится сердце, и это место близко к середине тела. Сообщается, что Самура бин Джундаб, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) я принял участие в молитве по умершей от родов женщине, и во время (этой молитвы) я находился позади Пророка который встал напротив середины её (тела)» (Аль-Бухари).

После первого произнесения слов " Аллаhу акбар" произносится " ду'а ас-сана'". Вместо " ду'а ас-сана'" разрешается также прочитать " аль-Фатиху".

После второго такбира, как и во время ташаххуда обычной молитвы, следует призвать благословения на Пророка (салават ибрахимийа).

После третьего такбира необходимо обратиться к Аллаху с мольбами за покойного. Лучше всего говорить то, что в подобных случаях говорил Пророк. Сообщается, что Абу 'Абд ар-Рахман 'Ауф бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) Посланник Аллаха совершил заупокойную молитву, а я запомнил, что, обращаясь к Аллаху со словами мольбы за покойного, он сказал: " О Аллах, прости его, и помилуй его, и избавь его, и окажи ему милость, и окажи ему хороший приём, и сделай место его входа просторным, и омой его водой, снегом и градом, и очисти его от прегрешений подобно тому, как очищаешь Ты от грязи белую одежду, и дай ему взамен дом лучше его дома, и семью лучше его семьи, и жену лучше его жены, и введи его в рай, и защити его от мук могилы и от мук огня! /Аллаhумма-гфир ля-hy, ва-рхам-hy, ва 'афи-hи, ва-'фу 'ан-hy, ва акрим нузуля-hy, ва васси' мадхаля-hy, ва-гсиль-hy би-ль-ма'и, ва-с-сальджи ва-ль-баради, ва наккы-hи мин аль-хатайа кя-ма наккайта-с-сауба-ль-абйада мин ад-данаси, ва абдиль-hy даран хайран мин дари-hи, ва аhлян хайран мин аhли-hи, ва зауджан хайран мин зауджи-hи, ва адхыль-hy-ль-джанната ва а'ыз-hy мин 'азаби-ль-кабри ва 'азаби-н-нар! /" - и я даже сам захотел оказаться на месте покойного» (Муслим).

Передают со слов Абу Хурайры, что (однажды) Пророк совершавший заупокойную молитву, сказал: «О Аллах, прости нашим живым и мёртвым, малым и старым, мужчинам и женщинам, присутствующим и отсутствующим! О Аллах, сделай так, чтобы те из нас, кому Ты даруешь жизнь, жили по (установлениям) Ислама, а тех из нас, кого Ты упокоишь, упокой в вере! /Аллаhумма-гфир ли-хаййи-на ва маййити-на, ва сагыри-на ва кябири-на, ва закари-на ва унса-на, ва шаhиди-на ва га'иби-на! Аллаhумма, ман ахйай-та-hy мин-на, фа-ахйи-hи 'аля-ль-ислам, ва ман таваффайту-hy мин-на, фа таваффа-hy 'аля-ль-иман! /» (Аль-Хаким).

????? ???? ????? ??????? ???????? ???????? ??????? ???????? ?????? ???????? ????? ?? ?????? ??? ????? ??? ???????? ??? ?????? ??? ????? ??? ???????

Если покойным является малолетний ребёнок или безумец, лишившийся разума до совершеннолетия, вместо обращения с мольбами о прощении для него следует сказать: «О Аллах, сделай так, чтобы (в раю) он оказался раньше их, и сделай его для нас наградой, и сделай его для нас заступником, заступничество которого будет принято! /Аллаhумма-дж'аль-hy ля-на фаратан, ва-дж'аль-hy ля-на аджран ва зухран, ва-дж'аль-hy ля-на шафи'ан ва мушаффа'ан! /».

????? ????? ??? ?????? ?????? ??? ????? ??????? ?????? ??? ?????? ???????

После четвёртого такбира следует произнести таслим без обращений к Аллаху с мольбами, вознамерившись пожелать мира покойному и тем, кто принимал участие в заупокойной молитве. Будет хорошо, если имам скажет: «Господь наш, даруй нам в мире этом добро и в мире вечном добро и защити нас от мук огня! /Рабба-на, ати-на фи-д-дунйа хасанатан ва фи-ль-ахырати хасанатан ва кы-на 'азаба-н-нар! /».

????????? ? •? ??????? ???????? ???????? ??? ?????????? ???????? ????? ?????????? ???????? ??????? ??????? ??? •???? ?????

Первый таслим произносится вслух, а второй - про себя.

Руки следует поднимать только во время первого такбира, однако шейхи Балха утверждали, что это необходимо делать во время каждого такбира, поскольку такого мнения придерживались три имама, а кроме того, сообщается, что так поступал Абу Ханифа. В тех случаях, когда имам поднимает руки, желательно следовать его примеру.

Для проведения заупокойной молитвы предпочтительнее, чтобы имамом стал правитель или его наместник, если кто-нибудь из них присутствует на молитве. Указанием на это служит сообщение о том, что во время заупокойной молитвы после смерти аль-Хасана аль-Хусейн, да будет доволен Аллах ими обоими, выдвинул вперёд Са'ида бин аль-'Аса и сказал: «Я бы не выдвинул тебя, если бы это не соответствовало сунне». Са'ид же являлся наместником Медины (Аль-Баззар; ат-Табрани; аль-Байхаки).

Следующим, кого предпочтительно выбирать имамом для проведения заупокойной молитвы, является имам местной мечети, если этот человек считается более достойным, чем старший из ближайших родственников покойного. В противном же случае имамом во время заупокойной молитвы должен быть старший из числа ближайших совершеннолетних и дееспособных родственников покойного. Однако ввиду того, что это является его правом, он может поручить выполнение обязанностей имама кому-нибудь другому.

Рекомендуется объявлять о смерти человека, чтобы в заупокойной молитве и проводах покойного в последний путь приняло участие как можно больше людей.

Передают со слов 'Аиши, да будет доволен ею Аллах, что Посланник Аллаха сказал: «По кому бы из покойных ни совершила молитву община мусульман, по численности своей достигающая ста человек, каждый из которых будет ходатайствовать за него, ходатайство их непременно будет принято» (Муслим).

Сообщается, что Ибн 'Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха сказал: «Если после смерти любого мусульманина у его погребальных носилок встанут сорок человек, не поклоняющихся наряду с Аллахом ничему иному, ходатайство их за него обязательно будет принято» (Муслим).

Проводы и погребение

Согласно сунне принимать участие в проводах покойного и нести погребальные носилки должны мужчины. Передают со слов Абу Са'ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха сказал: «Если покойный, лежащий на носилках, которые мужчины несут на своих плечах, был праведным, он говорит: «(Несите) меня вперёд (быстрее)! ». Если же (покойный) праведным не был, то он говорит: «О горе (мне)! Куда вы несёте меня?! » - и его голос слышен всем, кроме человека, а если бы услышал его (человек), он бы лишился чувств (Аль-Бухари).

Сообщается, что Умм 'Атыййа, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Нам запрещалось провожать погребальные носилки, но не строго-настрого» (Аль-Бухари).

Таким образом, участие женщин в проводах покойного крайне порицается (макрух тахрима), на что указывают слова Пророка: «Возвращайтесь с бременем греха, а не с наградой» (Ибн Маджа).

Подтверждением этому служит и указание 'Аиши, которая сказала: «Если бы Посланник Аллаха увидел, что стали устраивать женщины после его смерти, он непременно запретил бы им (провожать покойных) так же, как это было запрещено израильтянкам! ».

Желательно нести погребальные носилки как можно быстрее, чтобы не беспокоить покойного и не доставлять затруднений тем, кто несёт носилки и провожает покойного. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк сказал: «Несите покойного (как можно) быстрее, ибо если он был праведным, то вы приближаете его к благу, в противном же случае вы (сможете быстрее) убрать зло с шей своих» (Аль-Бухари).

Рекомендуется идти позади погребальных носилок, на что указывает хадис, в котором сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, говорит: «Тот, кто присоединится к похоронной процессии, получит (награду в один) кырат (карат) » (Аль-Бухари).

Сообщается, что аль-Бара, да будет доволен им Аллах, сказал: «Пророк велел нам делать семь (вещей) и запретил нам семь (других). Он велел нам провожать погребальные носилки... » (Аль-Бухари).

Покойного следует хоронить в могиле, глубина которой будет равна половине или трём четвертям человеческого роста, но ещё лучше выкопать могилу в полный рост. Углублять могилу нужно для того, чтобы не допустить распространения неприятного запаха и не позволить диким зверям разрыть её. Длина могилы должна соответствовать росту покойного, а ширина - равняться половине роста.

Согласно сунне в могиле следует устроить нишу (ляхад) для тела покойного. Эта ниша выкапывается во всю длину могилы в той её стене, которая направлена в сторону киблы, если только земля не будет настолько рыхлой, что выкопать нишу, в которую можно уложить тело покойного, не удастся. Передают со слов Ибн 'Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что Посланник Аллаха сказал: «Ниша - для нас, а трещина - для других» (Абу Дауд).

Сообщается, что, заболев и находясь при смерти, Са'д бин Абу Ваккас, да будет доволен им Аллах, велел: «Выройте для меня могильную нишу и отделите её от ямы поставленными вертикально кирпичами из необожжённой глины так же, как это было сделано для Посланника Аллаха (Муслим).

Если почва окажется слишком рыхлой или сырой, разрешается похоронить покойного в гробу (табут), в противном же случае поступать так порицается. Если покойного хоронят в гробу, туда следует насыпать земли.

Когда человек умирает на корабле, необходимо обмыть тело, завернуть его в саван, провести заупокойную молитву и бросить тело в море, если корабль находится далеко от берега, и есть основания опасаться, что тело начнёт разлагаться.

Желательно, чтобы тот, кто будет укладывать покойного в могилу, сказал: «С именем Аллаха, по воле Аллаха и согласно религии Посланника Аллаха /Би-сми-Лляhи, ва би-Лляhи ва 'аля милляти расюли-Лляh/».

Согласно сунне покойного укладывают на правый бок лицом к кибле. Затем ниша отделяется от могилы как таковой кирпичами из необожжённой глины, после чего могилу следует засыпать так, чтобы могильный холмик возвышался над землёй не более чем на пядь. Могилу не следует обмазывать ни гипсом, ни глиной, как не следует и возводить над ней никаких строений.

Передают, что Абу-ль-Хаййадж аль-Асади сказал: «(В своё время) 'Али бин Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, сказал мне: «Поистине, я побуждаю тебя к тому же, к чему побуждал меня Посланник Аллаха - не оставляй ни одного изваяния, не уничтожив его, и ни одной возвышающейся (над землёй) могилы, не сровняв её (с землёй)» (Муслим).

Сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха запрещал покрывать могилы гипсом, сидеть на них и возводить над ними (какие бы то ни было) постройки» (Муслим).

Над тем местом, где находится голова покойного, можно установить камень, чтобы знать, кто находится в могиле. Передают, что аль-Мутталиб бин Вада'а, да будет доволен им Аллах, сказал: «Когда скончался 'Усман бин Маз'ун, который был первым мухаджиром, умершим в Медине, его тело вынесли и предали земле, а потом Посланник Аллаха велел одному человеку принести камень, однако тот не смог поднять его. Тогда Посланник Аллаха встал, засучил рукава до локтей, - и я будто и сейчас вижу белизну его рук - поднял этот камень и поставил его над головой ('Усмана), а потом сказал: «По (этому камню) я буду узнавать могилу моего брата и стану хоронить рядом с ним умерших из числа членов его семьи» (Абу Дауд).

Желательно бросить со стороны головы покойного три горсти земли. На это указывает хадис Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, который передал, что однажды Посланник Аллаха совершил заупокойную молитву (по одному человеку), а после (его погребения) подошёл к могиле со стороны головы покойного и бросил в могилу три горсти земли» (Ибн Маджа).

После погребения следует некоторое время постоять у могилы, обращаясь к Аллаху с мольбами за покойного и прося для него прощения. Сообщается, что 'Усман, да будет доволен им Аллах, сказал: «После погребения покойного Посланник Аллаха всегда становился у могилы и говорил: «Молите о прощении для вашего брата и просите (Аллаха) укрепить его, ибо, поистине, сейчас ему задают вопросы» (Абу Дауд).

Перед смертью 'Амр бин аль-'Ас, да будет доволен им Аллах, дал своим близким следующее наставление: «Когда я умру, пусть не сопровождает меня (на кладбище) ни причитающая, ни огонь, когда же вы положите меня в могилу, то засыпайте меня землёй понемногу, а потом постойте вокруг моей могилы столько времени, сколько потребуется для того, чтобы заколоть верблюда и разделить его мясо, а я мог бы порадоваться вам и посмотреть, что мне отвечать посланцам моего Господа» (Муслим).

Соболезнования

В случае утраты близких желательно утешать мужчин и женщин, поскольку Пророк сказал: «В День воскресения Аллах облечёт в почётные одежды того, кто утешит брата своего в его несчастье» (Ибн Маджа).

Пророк также сказал: «Тому, кто утешит человека, попавшего в беду, (предназначена) такая же награда, как (и этому человеку)» (Ат-Тирмизи; Ибн Маджа).

Утешая человека, следует говорить: «Да сделает Аллах большой твою награду, да пошлёт Он тебе хорошее утешение и да простит твоего покойного! ».

Желательно, чтобы соседи и родственники членов семьи покойного приготовили для них еду, так как Пророк сказал: «Приготовьте еду для членов семьи Джа'фара, ибо им сейчас не до этого» (Ат-Тирмизи).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.