Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Автор: Козлов Д. 7 страница



РАБОТАЕМ НАД СОБОЙ

В древности учились радиулучшения себя.
Ныне учатся, чтобыпонравиться другим.
КОНФУЦИЙ
В этой главе мы будемговорить о том, чем и как методика DISC может помочь в работе надсобой. Ведь для того чтобы эффективно влиять на людей, недостаточнопонимать их и использовать инструменты влияния на них, надо ещепонимать себя, свои эмоциональные и поведенческие реакции и уметьэффективно работать с ними.
Надеемся, что впроцессе чтения этой книги вы уже неоднократно задавали себеследующий вопрос: смогу ли я вести себя непринужденно и говоритьдругому человеку приятные для него вещи, если этот человек мненеприятен, если меня просто трясет, когда я его вижу? Методика DISCпредлагает несколько способов преодоления этого психологическогобарьера.
Во-первых, мы хотимпорекомендовать вам старый проверенный метод: «Мы живем в мире, которым управляют причинно-следственные связи. Каждый поступоквызывает определенную ответную реакцию. Талантливые коммуникаторыобладают способностью в нужный момент делать паузу. Не стоитмгновенно реагировать на действия другого человека. Пауза позволяетподумать, выбрать наиболее подходящий вариант ответа исоответствующую коммуникативную тактику»10.
Во-вторых, лучшийинструмент подавления эмоций – это анализ. Человек так устроен, что он не может думать и чувствовать одновременно. Эти функцииосуществляются разными полушариями головного мозга, у большинствалюдей два полушария не могут работать одинаково в одно и то же время. Отсюда все смешные истории про влюбленных. Отсюда проистекают всеошибки, которые мы совершаем в гневе. Поэтому, занимая свой мозганализом, экспресс-диагностикой своего собеседника, вы активноработаете левым полушарием, что сильно затрудняет работу правогополушария с его симпатиями и антипатиями. Если вы воспринимаетесвоего собеседника как интересную головоломку он просто не может бытьвам неприятен.
В-третьих, пониманиемотивов и причин поступков другого человека, понимание причин вашейнесовместимости часто приводит к исчезновению самой несовместимости. Приведем пример из нашей консалтинговой практики.
К нам обратился владелец однойизвестной российской компании со следующей проблемой: возник довольносерьезный межличностный конфликт между руководителями ключевыхподразделений компании – продаж, финансов и логистики. Этотконфликт начал сказываться на эффективности работы всего коллектива. Что произошло, как поступить в данной ситуации собственнику? Чтомогло бы помочь и какие инструменты использовать? Проблема была намиразрешена при помощи бизнес-модели Уильяма Марстона DISC. Врезультате предварительного тестирования прояснилась причинаконфликта – все трое относились к плохо совместимымповеденческим типам DISC. В основу нашего тренинга-консультации мыположили несколько ролевых игр, максимально приближенных к реальномуделовому общению этих людей. Единственное условие для них было –обязательно комментировать все свои ощущения и эмоции в процессеобщения. В результате этой обратной связи участники обнаружили, чтоони очень искаженно интерпретируют поведение друг друга. Получивобъяснение этого непонимания и причин различия в их поведении, впоследующих ролевых играх они смогли скорректировать свое поведение инайти общий язык с собеседниками. В результате этой консультациивзаимоотношения этих людей значительно улучшились, работа компанииналадилась.
Работа над собойпредполагает четкое понимание своего характера, своего поведенческоготипа DISC. Здесь мы хотели бы предупредить вас о возможной ошибке. Дело в том, что эффективность самодиагностики значительно ниже, чемэффективность диагностики других людей. Человеку трудно относиться ксебе объективно и воспринимать себя таким, каков он есть. На нашихтренингах по DISC часто возникала ситуация, когда участник тренинганачинал оспаривать результаты своего компьютерного тестирования, адругие участники, работающие вместе с ним, спорили с ним, утверждая, что результаты абсолютно правильные. Поэтому для точного определениясвоего поведенческого типа DISC лучше всего пройти компьютерноетестирование или попросить других людей, знакомых с DISC, оценитьвас.
Теперь, когда вы точнознаете свой профиль по DISC, как вы можете использовать этуинформацию для работы над собой?
1. Сравните свойпрофиль с оптимальным профилем своей профессии (см. раздел 2. 3). Еслиони не полностью совпадают, посмотрите, каковы ключевые поведенческиекачества оптимального поведенческого типа для вашей профессии. Какихиз этих качеств вам не хватает? Вы можете развивать эти качества самиили сходить на какой-нибудь тренинг личностного развития по данномукачеству. В своей повседневной работе старайтесь практиковать этокачество, отслеживайте его использование.
Ольга – замечательныйокулист, она имеет научную степень, постоянно читает профильнуюлитературу, посещает научные конференции. Но недавно она проходиласобеседование в престижной коммерческой клинике, и ей отказали. Онаобижена и возмущена, потому что на это место взяли человека с болеенизкой квалификацией. Что случилось? Дело в том, что Ольга –ярко выраженный С. А оптимальный поведенческий тип для профессииврача – S. И С, и S внимательны к деталям и усидчивы, что важнодля врача. Ключевая разница между С и S заключается в том, что у Сфокус на результат, у S – на людей. S – прирожденныйпсихолог, идеальный слушатель. Ольга может поставить правильныйдиагноз, но для пациента также очень важно тепло и понимание, емунужно, чтобы его выслушали. Искреннее внимание к людям, а не к ихболезням – это очень сложная задача для С. Если Ольга разовьетв себе это качество, ее карьера пойдет в гору.
2. Запомнитеключевые слабые стороны своего поведенческого типа. Выработайтепривычку постоянно работать с одним из них в течение всего рабочегодня.
Ключевые слабыестороны «D»
• Вспыльчивость, резкая, грубоватая манера общения. «D» может назначитьсебе штраф за каждый случай, когда он вспылил в разговоре. Наштрафные деньги можно покупать тортики для своего коллектива, длятех, на ком он, собственно, и срывался.
• Невнимание кдеталям. «D» очень полезно перепроверять свои отчеты иинформацию, на основании которой он действует.
• Торопливость, спешка. Быстрая реакция – сильная сторона «D», ноона имеет и обратную сторону. «D» часто недослушиваетсобеседника, игнорирует письменные инструкции и в результате попадаетвпросак. «D» полезно было бы считать до трех, прежде чемпринимать решение или начинать делать что-то.
• Невнимание клюдям. Вводная глава этой книги подробно объясняет, почему этотнедостаток так опасен именно в России.
Ключевые слабыестороны «I»
• Опоздания, отсутствие пунктуальности. «I» следует ставить себезадачу приходить на каждую встречу на полчаса раньше. Это увеличитвероятность прихода вовремя.
• Импульсивность. «I» – увлекающаяся натура. Иногда это может увести«I» очень далеко от поставленной задачи. Самоконтроль –это то, чему «I» надо постоянно учиться.
•Неорганизованность. «I» очень полезно вести дневник, регулярно делать уборку на своем рабочем месте.
• Нелюбовь кписьменному общению, неумение работать с бумагами и цифрами. «I»стоит всегда перепроверять свои письменные отчеты не менее двух раз. Это все равно будет быстрее и полезнее, чем исправлять их, когданачальник вернет их на доработку.
Ключевые слабыестороны «S»
• Боязнь перемен, всего нового. Мир неизбежно постоянно меняется, к худшему или лучшемубудут эти перемены – зависит только от нас. «S»надо чаще вспоминать положительные перемены в своей жизни.
• Обидчивость. Чуткость и природный психологизм «S» имеют обратнуюсторону – они очень чувствительны к негативному поведениюдругих людей. «S» надо понимать, что не все люди так же, как они, внимательны к чувствам других людей, и делать на это скидку.
• Скрытность, нежелание проговаривать проблемы. «S» могут поставитьперед собой задачу раз в месяц выступать инициатором встречи со своимначальником для обсуждения результатов своей работы: рассказыватьначальнику о своих успехах, о потребностях, предлагать пути улучшенияработы.
• Неумениеговорить «нет». «S» было бы полезнозаписывать, сколько раз они не сказали «нет», когда этоследовало сделать, и стараться, чтобы таких случаев было как можноменьше.
Ключевые слабыестороны «С»
• Замкнутость, предпочтение письменного общения устному. «С» полезнозаставлять себя выступать на собраниях, участвовать в публичныхмероприятиях.
• Нетерпимость ксвоим и чужим ошибкам. «С» стоит постоянно напоминатьсебе, что людям свойственно ошибаться и что не ошибается только тот, кто ничего не делает.
• Перфекционизм вущерб срокам выполнения задачи. «С» не надо старатьсявыполнить работу идеально, надо просто сдать ее вовремя или как можнобыстрее, если сроки не указаны. Качество работы «С»благодаря их системности и аккуратности при использовании цифр идеталей в любом случае достаточно высоко. «С» должнобеспокоить не качество, а то, будет ли нужна вообще эта работа, еслиона будет сдана с большим опозданием.
• Отсутствиегибкости, нежелание искать компромисс. К большому сожалению «С», они живут не на необитаемом острове, вокруг них люди, с которыми надосчитаться. «С» следует чаще ставить себя на место своихоппонентов, смотреть на проблему их глазами.
РЕЗЮМЕ
Успешное влияние на людейвозможно лишь тогда, когда вы понимаете и контролируете себя, а нетолько своего собеседника.
Анализ ситуации и партнерапомогает контролировать собственные эмоции за счет активизации левогополушария и подавления работы правого полушария.
Поняв других людей, мы сможемпроще принимать их такими, какие они есть.
Для того чтобы добиться успеха, необходима регулярная работа со слабыми сторонами своей личности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение преждевсего хотелось бы еще раз подчеркнуть, что поведенческий тип DISC неохватывает полностью личность человека, люди одного поведенческоготипа могут быть очень разными.
Недальновидный «D»нарывается на конфликты, орет на сослуживцев, портит отношения спартнерами по бизнесу. Мудрый «D» настойчиво идет вперед, пробивая дорогу к успеху себе и своим соратникам, мудро используетсвою силу и бесстрашие. Недальновидный «I» растрачиваетрабочее время на треп, лепит ошибки и срывает сроки. Мудрый «I»выстраивает вокруг себя мощную сеть друзей и знакомых (networking), воодушевляет окружающих на достижение результатов. Недальновидный «S»прячется от ответственности, обижается по любому пустяку. Мудрый «S»не торопясь выстраивает идеально организованное рабочее место, цементирует рабочий коллектив. Недальновидный «С»становится посмешищем компании из-за своего занудства и педантизма. Мудрый «С», как кукловод, дергает за ниточки, полностьюконтролирует огромные организации.
Мы постаралисьмаксимально подробно познакомить вас с замечательной и оченьэффективной моделью Уильяма Марстона DISC. Эта модель позволяетдиагностировать поведенческий тип человека в течение первых 10-15минут общения, а затем подбирать инструменты общения и влияния, максимально подходящие для данного типа людей.
Эта книга не учитманипулировать людьми. Как только человек осознает, что имманипулируют, он тут же прекращает все отношения с манипулятором. Использование DISC позволяет выстраивать долгосрочные, полноценные ивзаимовыгодные отношения с окружающими вас людьми. Ведь, понимаяхарактер и мотивацию другого человека, вы можете дать ему именно тоотношение, те услуги, которые ему более всего нужны, и получить отэтого максимальную пользу для себя. Используя DISC, мы не обманываемлюдей, а просто больше даем и больше получаем!
Не останавливайтесь! Давайте двигаться в сторону повышения эффективности бизнеса и жизнивместе! Движение продолжается на интернет-портале «Клуб DISC»– www. clubdisc. ru.
Помимо ответов наупражнения, приведенные в этой книге, на данном сайте вы найдетедополнительные обучающие материалы по модели DISC. Например, выузнаете, как использовать эту модель для поиска новой работы и дляулучшения отношений со своим начальником. Если вы хотитепознакомиться с другими полезными управленческими моделями, вы можетеподписаться на соответствующие рассылки или записаться на очныетренинги или вебинары.
Удачи в освоении одногоиз самых интересных и захватывающих процессов – самореализации!
Ирина Толмачева
Дмитрий Козлов
ЧТО ДАЛЬШЕ?

Любящим учиться может бытьназван человек, который ежедневно сознает свои несовершенства икаждый месяц восстанавливает в памяти все то, чему научен.
КОНФУЦИЙ
Надеемся, что вы«приняли» модель Уильяма Марстона DISC и, используя наширекомендации, поэтапно с ней познакомились. Что дальше?
Дальше –наработка навыка использования данной модели. Как вы знаете, навык(то есть действия, совершаемые при минимальном контроле сознания)формируется путем постоянного применения. Следуйте простымрекомендациям.
• Сначалаприменяйте новые знания в «безопасных» для вас и длявашего бизнеса ситуациях (не самые важные или сложные ситуации), покане сформируется уверенный навык, пользуйтесь своими провереннымимоделями поведения.
• Не старайтесьприменить «все» сразу, используйте новые знания поэтапно. Сначала выработайте навык беглой диагностики поведенческих типов и, только освоив ее, начинайте действовать, учитывая разныеповеденческие типы ваших собеседников в различных бизнес-ситуациях.
• Простой навыкформируется при постоянном применении в течение 21 дня, то есть поистечении трех недель действие будет осознанно и осмысленно, а далеедолжно перейти на автоматический уровень. Со сложными, комплексныминавыками работать придется более длительное время. Поэтому схемадействий – от простого к сложному.
• Составьте свойиндивидуальный план развития. Трудно достигнуть цели, которая незафиксирована четко и ясно, и так же сложно в этом случаеанализировать свое продвижение. Можно воспользоваться следующимбланком:
Ускорить процессактивного применения модели DISC и повысить эффективность ее освоенияможно с помощью сайта www. clubdisc. ru. На нем вы сможете:
• получить ответына вопросы, возникшие при чтении книги;
• улучшить своинавыки общения с другими людьми, осваивая модель DISC;
• участвовать врешении кейсов и упражнений, обсуждать решения и кейсы другихучастников;
• развить своинавыки на тренингах, дистанционном обучении, вебинарах;
• скачатьбесплатные упражнения, аудио– и видеоматериалы;
• найти материалыдля самостоятельного обучения;
• получать новыематериалы по повышению коммуникации, став подписчиком рассылки.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.