Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





7. Мотивация 1 страница



Характер

Определение характера, его основных черт

В самом общем виде характер может быть определен как система

устойчивых свойств личности, проявляющихся в отношениях

человека к себе, к людям, к выполняемой работе, к досугу и т. д.

В характере можно выделить ряд подсистем или свойств (черт),

как раз и выражающих различное отношение личности к отдельным

сторонам действительности. В первой подсистеме содержатся черты,

проявляющиеся в деятельности (инициативность, работоспособность,

трудолюбие, или же, наоборот, безынициативность, ленивость и т. д. ).

Ко второй подсистеме относятся черты личности, проявляющиеся в

отношениях человека с другими людьми, т. е. в общении

(тактичность-бестактность, вежливость-грубость, чуткость-черствость

и т. д. ). Третью подсистему составляют черты, которые проявляются в

отношении человека к самому себе (самокритичность-завышенное

самомнение, скромность-наглость и т. д. ). Четвертая подсистема —

это совокупность отношений человека к вещам (аккуратность-

безалаберность, щедрость-скупость и др. ).

Возможна и другая классификация черт характера, например:

 1) свойства, определяющие поступки человека в выборе целей

деятельности и общения (расчетливость, рациональность и т. д., или

альтернативные им черты);

2) свойства, относящиеся к действиям, направленным на

достижение поставленных целей (настойчивость,

целеустремленность, последовательность и др., а также

противоположные им качества);

3) свойства, имеющие чисто инструментальное значение,

непосредственно связанные с темпераментом (интроверсия-экстра-

версия, спокойствие-тревожность, сдержанность-импульсивность,

пластичность-ригидность и т. д.. ).

Типология характеров

В мировой психологической науке нет единой типологии характеров,

но подавляющее большинство психологов исходили из следующих

основных общих идей:

а) довольно рано сформировавшись, характер человека

проявляет себя в период дальнейшей жизни как более или менее

устойчивое психическое образование;

б) входящие в характер сочетания черт не являются

случайными. Они в совокупности представляют системы, четко

различимые по типам, что и позволяет строить типологию характеров;

в) в соответствии с типологией характеров большинство людей

может быть разделено на определенные группы. Наиболее известны

следующие типологии характера:

 

 

1. конституционные теории, связывающие особенности

характера с внешним видом человека, с его конституцией, габитусом

(Ростан, Ломброзо, Сиго, Кречмер, Шелдон и др. ).

2. акцентуальные теории, связывающие особенности

характера его акцентуацией - чрезмерной выраженностью отдельных

черт характера и их совокупностей, представляющей крайние

варианты психической нормы, пограничные с психопатиями

(Леонгард, Личко и др. ).

3. социальная типология характеров, в основе которой -

отношение человека к жизни, обществу, моральным ценностям

(Фромм).

Рассмотрим описание некоторых типов характеров людей, не

претендующее на полноту и систематичность.

Гипертимный тип - таких людей характеризует чрезвычайная

контактность, словоохотливость, выраженность жестов, мимики. Это

энергичные, инициативные, оптимистически настроенные люди.

Вместе с тем они легкомысленны, раздражительны, трудно переносят

условия жесткой дисциплины, вынужденное одиночество.

Дистимный тип. Для этих людей характерны низкая

контактность, немногословие, склонность к пессимизму. Они ведут

замкнутый образ жизни, редко конфликтуют. Серьезны,

добросовестны, преданы в дружбе, однако не в меру пассивны и

медлительны.

Циклоидный тип. Им свойственны частые периодические

смены настроения. Во время душевного подъема они ведут себя по

гипертимному типу, спада - по дистимному.

Педантичный тип. Этим людям характерны добросоветсность

и аккуратность, надежность в делах, но в то же время они способны

изводить окружающих чрезмерным формализмом и занудливостью.

Демонстративный тип. Они артистичны, обходительны, их

мышление и поступки неординарны. Они стремятся к лидерству,

легко приспосабливаются к людям. Вместе с тем, такие люди

эгоистичны, лицемерны, недобросовестны в работе, тщеславны.

   Экстравертированный тип. Их побуждает к деятельности и

заряжает энергией внешний мир. Не любят уединенных

размышлений, нуждаются в поддержке и одобрении людей.

Общительны, имеют много друзей. Легко внушаемы, подвержены

влиянию. Охотно развлекаются, склонны к необдуманным поступкам.

Интровертированный тип. Они ориентированы на свой

внутренний мир, поэтому мало контактны, склонны к одиночеству и

глубокомыслию, не терпят вмешательства в их личную жизнь.

Сдержанны, редко вступают в конфликты. Одновременно они

довольно упрямы, консервативны, им трудно вовремя перестроиться.

Садомазохистский тип. Стремясь устранить причины своих

жизненных неудач, такие люди склонны к агрессивным действиям.

Люди-мазохисты стараются взять вину на себя, и при этом упиваются

самокритикой и самобичеванием, расписываются в своей собственной

Психология личности. Общее и индивидуальное в психике человека   91

 

 

неполноценности и беспомощности. Люди-садисты ставят людей в

зависимость от себя, приобретают над ними безграничную власть,

причиняют им боль и страдания, испытывая при этом

наслаждения.

Конформистский тип. У таких людей почти никогда не

бывает ни собственного мнения, ни собственной социальной

позиции. Они беспрекословно подчиняются обстоятельствам,

требованиям социальной группы, быстро и без проблем меняют

свои убеждения. Это -тип сознательных и бессознательных

приспособленцев.

Мыслительный тип. Эти люди больше доверяют тому, что

продумано, логически обосновано. Они стремятся к истине, не

очень заботясь о справедливости. Любят доводить все до полной

ясности. Способны оставаться спокойными тогда, когда

окружающие теряют самообладание.

Чувствующий тип. Люди такого плана отличаются

повышенной чувствительностью ко всему тому, что радует, и

тому, что огорчает. Они альтруистичны, всегда ставят себя на

место другого, с удовольствием оказывают помощь даже во вред

себе. Все принимают близко к сердцу, их упрекают в чрезмерной

нерешительности.

Последнее время приобретает все большую популярность

типология, предложенная знаменитым швейцарским психологом

К. Юнгом в его работе «Психологические типы». Рассмотрим

некоторые ее положения в порядке дополнения к уже приведенной

типологии.

У экстравертов мыслительного типа совокупность их

жизненных проявлений находится в зависимости от их

интеллектуальных выводов, но любое суждение строится на

критерии, полученном из внешних условий (традиции и

образование). Мыслители - экстраверты становятся

государственными деятелями, адвокатами, почетными

академиками и удачливыми антрепренерами.

У экстравертов чувствующего типа их чувства согласуются с

общепринятыми оценками и переживаниями, находятся под

сильным воздействием традиционных ценностей. Например,

экстраверт этого типа будет воспринимать нечто как «прекрасное»

или «хорошее» не из-за субъективной, личной оценки, а потому,

что другие тоже считают.

Экстравертивного ощущающего типа притягивают те

объекты (люди, ситуации), которые возбуждают сильные

ощущения. Результатом оказывается мощная сенсорная связь с

внешним миром. Этот тип ориентирован на конкретное

наслаждение «реальной жизнью», жизнью «на полную катушку».

Лиц такого типа можно встретить среди редакторов, атлетов,

бизнесменов, вообще преуспевающих людей.

   Для экстраверта интуитивного типа характерна

способность воспринимать во внешнем мире то, что происходит

«за сценой» событий, угадывать то, что скрыто «за личиной»

человека, видеть скрытые новые возможности. Но у него

отмечается недостаток способнос-

 

 

ти к суждению, и он редко реализует возможности сам. Зачастую он

начинает дело с нуля и оставляет его на пороге успеха; следовательно,

другие пожинают урожай, посеянный им.

Интровертный мыслительный тип склонен быть теоретиком,

но его мышление мало зависит от общепринятых традиций и радей, он

следует своим идеалам и критериям. В поиске своих идей упрям,

неподатлив внешнему влиянию. Однако наивен, доверителен и

беспомощен в личных вопросах (этакий «рассеянный профессор»).

Интровертный чувствующий тип отдает себя полностью

субъективно ориентированному чувству, не прислушиваясь к фактам,

логике событий. Люди данного типа не блистают и не стремятся

обнаруживать самих себя. Их чувства глубоки и нередко

иррациональны. Они склонны избегать вечеринок и собраний, они

молчаливы и труднодоступны.

Интровертный ощущающий тип руководствуется тем, что

есть, что видимо и слышимо, что происходит, а не логическими

построениями. Внутренние реакции на внешние впечатления глубоки,

но внешняя реакция возникает с задержкой. Про людей этого типа

говорят, что они, услышав утреннюю шутку, начинают смеяться в

полночь. Настроенные на то, чтобы здесь и теперь, на то, что есть,

индивиды этого типа испытывают огромные трудности, пытаясь

вообразить, что могло бы быть.

Интровертный интуитивный тип обладает интуитивной

способностью проникать в будущее, но его интуиция направлена не

на объективную реальность, а на субъективный психический мир.

Такие люди нередки среди шаманов, пророков, поэтов и художников.

Они мало озабочены телесным существованием и зачастую

погружены в бесплодные фантазии.

Полезно иметь в виду, что сложность и многообразие

человеческой личности не умещается даже в эту пространную

типологию. Было бы также ошибочным недооценивать

предрасположенность каждого из нас к какому-либо типу или

одновременно нескольким (совместным друг с другом) типам.

Поэтому ознакомление с типологией характеров позволяет полнее

использовать свои собственные сильные стороны, нейтрализовать (по

возможности) слабые, а также помогает «подобрать ключ» к другим

людям, поскольку приоткрывает скрытые механизмы человеческих

решений и поступков.

Формирование характера. Личность и характер

Как уже отмечалось, первые признаки возникновения и стабилизации

характера необходимо искать в начале жизни человека. Возраст от 2-3

до 9-10 лет является сензитивным периодом для становления

характера. В этот период человеку присуща возрастная сензитив-

ность, оптимальное сочетание условий для развития черт характера.

Под влиянием взрослых формируются такие черты (положитель-

Психология личности. Общее и индивидуальное в психике человека   93

 

 

ные и отрицательные), как доброта, отзывчивость, общительность,

либо эгоистичность, безразличие к людям, черствость. Начало их

формирования во многом связано с первыми месяцами жизни и

стилем общения матери (лица, ее заменяющего) с ребенком.

Трудолюбие, аккуратность, ответственность,

добросовестность, настойчивость и другие так называемые

«деловые» качества, как и их антиподы, формируются позднее в

детских играх, в доступных видах домашнего труда. При этом

необходима стимуляция взрослых. Черты характера,

проявляющиеся в отношениях с людьми, в общении, оформляются

в начальных классах школы, когда у ребенка резко расширяется

круг контактов с новыми школьными друзьями и с учителями.

Волевые черты характера развиваются и закрепляются в

подростковом возрасте, а базовые (нравственные и

мировоззренческие) основы характера - в ранней юности. К

окончанию школы характер фактически сформирован. Характер

влияет практически на все иные свойства личности, на ее

познавательные, волевые, эмоциональные процессы и состояния.

От других черт личности характер во многом отличается своим

ранним формированием и устойчивостью.

ПРОВЕРЬ СВОИ ЗНАНИЯ?

1. Раскрой содержание понятия характера.

2. Покажи взаимодействие характера и темперамента.

3. Что входит в структуру характера?

4. Какие существуют типологии характеров?

5. «Принимать на себя чужие волнения» - черта человека какого типа?

6. «Стараться быть логичным и непредубежденным» - к какому типу характера

можно отнести эту черту?

7. Если тебе слова «оживленный» и «компанейский» ближе к сердцу, чем слова

«спокойный» и «сосредоточенный», то к какому типу можно отнести твой

характер?

8. Вспомни характеристические черты наиболее ярких литературных персонажей и

попытайся дать им типологическую оценку.

9. Как формируется характер?

10. Каково соотношение личности и характера?

11. Попробуй с помощью небольшого теста определить свой характер (ответь «да»

или «нет» на следующие вопросы):

1) Уважаешь ли ты дружбу?

2) Привлекает тебя что-то новое?

3) Предпочитаешь ли ты старую одежду новой?

4) Притворяешься ли довольным безо всякой на то причины?

5) Менял ли ты в детстве более трех раз профессию, которую собирался выбрать?

6) Теряешь ли уверенность в себе, когда тебе предстоит решить трудную задачу?

7) Коллекционируешь ли ты что-нибудь?

8) Часто ли меняешь свои планы в последний момент?

Запиши себе по 1 очку, если ты ответил «да» на вопросы 1, 3, 7, и столько же за

ответы «нет» на вопросы 2, 4-6, 8. Затем подсчитай набранные очки.

Свыше 6 очков. Ты уравновешенный человек; родителям, преподавателям, друзьям

грех жаловаться на тебя; у тебя легкий, хороший характер.

От 3 до 6 очков. Твой характер не назовешь легким, твое хорошее настроение

весьма легко может превратиться в плохое. А это не может не отразиться на учебе,

семейной жизни, в дружеских отношениях. Не забывай, что только проявляя

настойчивость, ты будешь преуспевать в жизни.

Менее 3 очков. Почему ты не веришь в свое силы? Нужно больше доверять людям

и искать себе друзей среди тех, кто тебя окружает.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. В 2-х тт. Т. 2. М.,

1980. С. 52-103.

2. Бодалев А. А. Психология о личности. М., 1988. С. 11-24.

3. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. С. 257-280.

4. Гомезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. С. 217-218.

5. Казанский О. А. Игры в самих себя. М., 1995.

6. Крегер О., Тьюсон Дж. М. Типы людей. М., 1995.

7. Левитов Н. Д. Психология характера. М., 1969. С. 18-26, 42-54, 57-86, 117-127,

332-377.

8. Личко А. Е. Психопатии и акцентуация характера у подростков. Л.,

1983. С. 6-10.

9. Мерлин В. С. Структура личности. С. 3-26.

10. Немов Р. С. Психология. Кн. 1. С. 341-357.

11. Норакидзе В. Г. Методы исследования характера. Тбилиси, 1989. С. 6-18.

12. Общая психология. М., 1986. С. 416-438.

13. Психология личности. Тексты. С. 48-54.

14. Психологический словарь. С. 159-160, 396-397.

15. Психология. Словарь. С. 15-16, 436-437.

16. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Т. II. С. 211-235.

17. Страхов И. В. Психология характера. Саратов, 1970. С. 3-80.

18. Фромм Э. Характер и социальный прогресс, //Психология личности. Тексты. М.,

1982.

19. Юнг К. Психические типы//Психология индивидуальных различий. М., 1982.

5.

Воля

Понятие о воле

Воля - сознательное регулирование человеком своего поведения

(деятельности и общения), связанное с преодолением внутренних и

внешних препятствий. Это - способность человека, которая

проявляется в самодетерминации и саморегуляции им своего

поведения и психических явлений.

Основные признаки волевого акта:

а) приложение усилий для выполнения волевого акта;

б) наличие продуманного плана осуществления поведенческого

акта;

в) усиленное внимание к такому поведенческому акту и

отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе

и в результате его исполнения;

г) нередко усилия воли направлены не только на победу над

обстоятельствами, сколько на преодоление самого себя.

В настоящее время в психологической науке нет единой теории

воли, хотя многими учеными и предпринимаются попытки

разработать целостное учение о воле с его терминологической

определенностью и однозначностью. Видимо, такое положение с

изучением воли связано с ведущейся еще с начала XX века борьбой

между реактивной и активной концепциями поведения человека. Для

первой концепции понятие воли практически не нужно, ибо ее

сторонники представляют все поведение человека как реакции

человека на

Психология личности. Общее и индивидуальное в психике человека   95

 

 

внешние и внутренние стимулы. Сторонники же активной

концепции человеческого поведения, которая в последнее время становится ведущей, поведение человека понимают как изначально активное, а самого человека наделенным способностью к сознательному выбору форм поведения. Волевая регуляция поведения

Волевая регуляция поведения характеризуется состоянием оптимальной обилизованности личности, потребного режима активности, концентрацией этой активности в необходимом

направлении.

Главную психологическую функцию воли составляет усиление мотивации и совершенствование на этой основе регуляции действий. Этим волевые действия отличаются от импульсивных, т. е. действий, совершаемых непроизвольно и недостаточно контролируемых сознанием.

На уровне личности проявление воли находит свое выражение в таких свойствах как сила воли (степень необходимого волевого усилия для достижения цели), настойчивость (умение человека мобилизовать свои возможности для длительного преодоления трудностей), выдержка (умение тормозить действия, чувства, мысли, мешающие осуществлению принятого решения), энергичность и др. Это - первичные

(базовые) волевые личностные качества, определяющие большинство поведенческих актов.

Существуют и вторичные, развивающиеся в онтогенезе позже, чем первичные, волевые качества: решительность (умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения), смелость (умение побороть страх и идти на оправданный риск ради достижения цели, несмотря на опасности для личного благополучия), самообладание (умение контролировать чувственную сторону своей психики и подчинять свое поведение решению сознательно поставленных задач), уверенность в себе. Эти качества следует рассматривать не только как волевые, но и как характерологические.

К третичным следует отнести волевые качества, теснейшим образом связанные с нравственными: ответственность (качество, характеризующее личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований), дисциплинированность (сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку), принципиальность (верность определенной идее в убеждениях и последовательное проведение этой идеи в поведении), обязательность (умение добровольно возложить на себя обязанности и выполнить их).

К этой же группе относятся качества воли, связанные с отношением человека к труду: деловитость, инициативность (умение работать творчески, предпринимая поступки по собственному почину), организованность (разумное

планирование и упорядочение своего труда), исполнительность

(старательность, выполнение в срок поручений и своих обязанностей)

и т. д. Третичные качества воли обычно формируются только к

подростковому возрасту, т. е. моменту, когда уже имеется опыт

волевых действий.

Волевые действия можно подразделить на простые и сложные.

В простом волевом акте побуждение к действию (мотив) переходит в

само действие почти автоматически. В сложном волевом акте

действию предшествует учет его последствий, осознание мотивов,

принятие решений, возникновение намерения его осуществить,

составление плана его осуществления и т. д.

Развитие воли у человека связано:

а) с преобразованием непроизвольных психических процессов в

произвольные;

б) с приобретением человеком контроля над своим поведением;

в) с выработкой волевых качеств личности;

г) с тем, что человек сознательно ставит перед собой все более

трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, которые

требуют значительных волевых усилий в течении долгого времени.

Формирование волевых качеств личности можно рассматривать

как движение от первичных к вторичным и далее - к третичным

качествам.

Свобода воли и личностная ответственность

Рассмотрение психологической трактовки личности предполагает

истолкование феномена духовной ее свободы. Свобода личности в

психологическом плане - это, прежде всего, свобода воли. Она

определяется по отношению к двум величинам: к витальным

влечениям и социальным условиям жизни человека. Влечения

(биологические импульсы) преобразуются в нем под влиянием его

самосознания, духовно-нравственных координат его личности. Более

того, человек — это единственное живое существо, которое в любой

момент может сказать «нет» своим влечениям, и которое не должно

всегда говорить им «да» (М. Шелер).

Человек не свободен от социальных условий. Но он свободен

занять позицию по отношению к ним, поскольку эти условия не

обусловливают его полностью. От него — в пределах его ограничений

— зависит, сдастся ли он, уступит ли он условиям (В. Франкл). В этом

плане свобода — это когда человек сам должен решать, выбрать ли

ему добро, или уступить злу (Ф. М. Достоевский).

Однако свобода - это лишь одна сторона целостного феномена,

позитивный аспект которого - быть ответственным. Свобода личности

может перейти в простой произвол, если она не переживается с точки

зрения ответственности (В. Франкл). Человек обречен на сво-

Психология личности. Общее и индивидуальное в психике человека

боду и, вместе с тем, не может уйти от ответственности. Иное дело,

что для многих людей спокойствие оказывается дороже

свободного выбора между добром и злом, и поэтому они с

готовностью «списывают» свои грехи (неблагородные поступки,

подлость, предательство) на «объективные условия» -

несовершенство общества, плохих воспитателей,

неблагополучность семей, в которых они выросли, и т. п.

Марксистский тезис о коренной зависимости добра и зла в

человеке от внешних (социальных) условий всегда был предлогом

для ухода от персональной ответственности.

ПРОВЕРЬ СВОИ ЗНАНИЯ

1. Каковы понятия и основные признаки воли?

2. Покажи значение воли в организации деятельности и общения.

3. В чем заключается волевая регуляция поведения?

4. Каковы первичные, вторичные и третичные волевые качества личности?

5. Считаешь ли ты себя волевым человеком?

6. Попробуй с помощью опросника определить у себя степень развития силы воли.

Отвечая на вопросы, отметь в таблице знаком «+» избранный тобой один из трех

ответов: «да», «не знаю (иногда)», «нет»:

1. В состоянии ли ты завершить начатую работу, которая тебе неинтересна,

независимо от того, что время и обстоятельства позволяют оторваться и потом

снова вернуться к ней?

2. Преодолеваешь ли ты без особых усилий внутреннее сопротивление, когда

нужно сделать что-то неприятное тебе (например, пойти на дежурство в выходной

день)?

3. Когда ты попадаешь в конфликтную ситуацию - на работе (учебе) или в быту -в

состоянии ли взять себя в руки на столько, чтобы взглянуть на ситуацию трезво с

максимальной объективностью?

4. Если тебе прописана диета, сможешь ли преодолеть кулинарные соблазны?

5. Найдешь ли ты утром силы встать раньше обычного, как было

запланировано вечером?

6. Останешься ли ты на месте происшествия, чтобы дать свидетельские

показания?

7. Быстро ли ты отвечаешь на письма?

8. Если у тебя вызывает страх предстоящий полет на самолете или посещение

зубоврачебного кабинета, сумеешь ли ты без особого труда преодолеть это чувство

и в последний момент не изменить своего намерения?

9. Будешь ли ты принимать очень неприятное лекарство, которое тебе настойчиво

рекомендует врач?

10. Сдержишь ли ты сгоряча данное слово, даже если его выполнение принесет

тебе немало хлопот, иными словами - являешься ли ты человеком слова?

11. Без колебаний ли ты отправляешься в командировку (деловую поездку) в

незнакомый город?

12. Строго ли ты придерживаешься распорядка дня: время пробуждения, приема

пищи, занятий, уборки и прочих дел?

13. Относишься ли ты неодобрительно к библиотечным должникам?

14. Самая интересная телепередача не заставит тебя отложить выполнение

срочной работы. Так ли это?

15. Сможешь ли прервать ссору и замолчать, какими бы обидными не показались

те

бе слова «противной стороны»? - -.

 

 

Варианты

ответа

 

Номер ответа

 

Итого

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Да

 

Нет

 

Не знаю,

иногда

 

Ключ к опроснику

Суммируй полученные ответы по балльной системе: «да» - 2 балла; «нет» - 0

баллов; «не знаю» - 1 балл.

О-12 баллов, С силой воли дела у тебя обстоят неважно. Ты просто делаешь то, что

легче и интереснее, даже если это в чем-то может повредить тебе. К обязанностям

относишься нередко спустя рукава, что бывает причиной разных неприятностей

для тебя. Твоя позиция выражается известным изречением «что мне, больше всех

надо?... » Любую просьбу, любую обязанность ты воспринимаешь чуть ли не как

физическую боль. Дело тут не только в слабой воле, но и в эгоизме. Постарайся

взглянуть на себя с учетом такой оценки, может быть, это поможет тебе изменить

свое отношение к окружающим и кое-что «переделать» в своем характере. Если

удастся - от этого ты не только выиграешь.

13-21 балл. Сила воли у тебя средняя. Если столкнешься с препятствием, то

начинаешь действовать, чтобы преодолеть его. Но если увидишь обходной путь,

тут же воспользуешься им. Не переусердствуешь, но и данное тобой слово

сдержишь. Неприятную работу постараешься выполнить, хотя и поворчишь. По

доброй воле лишние обязанности на себя не возьмешь. Это иногда отрицательно

сказывается на отношении к тебе руководителей, не с лучшей стороны

характеризует и в глазах окружающих людей. Если хочешь достичь в жизни

большего, тренируй волю. 22-30 баллов. С силой воли у тебя все в порядке. На тебя

можно положиться - ты не подведешь. Тебя не страшат ни новые поручения, ни

дальние поездки, ни те дела, которые иных пугают. Но иногда твоя твердая и

непримиримая позиция по непринципиальным вопросам досаждает окружающим.

Сила воли - это очень хорошо, но необходимо обладать еще и такими качествами,

как гибкость, снисходительность, доброта.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

 

 

 

 

 

1. Гомезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. С. 194, 204-213.

2. Выготский Л. С. Собр. соч. В 6-и. тт. Т. 3. М., 1983. С. 454-465.

3. Высоцкий А. И. Волевая активность школьников и методы ее изучения.

Челябинск, 1979. С. 67.

4. Котышю В. К. Развитие волевого поведения у дошкольников. Киев, 1971. С. 11-

51.

5. Немов Р. С. Психология. Кн. 1. С. 357-366.

6. Общая психология. М., 1986. С. 385-400.

7. Психологический словарь. С. 53-54.

8. Психология. Словарь. С. 62-63.

9. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии.

Т. 2. С. 182-211.

10. Сборник тестов по отбору кандидатов при найме на работу (Методика



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.