Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Виды мышления 6 страница



Долговременная память

Накопление опыта связано с долговременной памятью, чья емкость и

длительность в принципе безграничны. Существует явное и

убедительное различие между памятью на только что случившиеся

события и на события далекого прошлого. О первых мы вспоминаем

легко и непосредственно, а вспомнить вторые бывает трудно, для

этого требуется иногда много времени. Кратковременная память:

«Какими

Рациональные формы освоения действительности   55

 

 

были последние слова предыдущего предложения? » Долговременная

память: «Что Вы ели на обед в прошлое воскресенье? » Введение в

долговременную память нового материала и последующее

воспроизведение его требуют значительных усилий.

Оперативные и аналитические центры нашей психики лишь

частично контролируют свою информационную базу, поэтому нам и

бывает трудно извлекать из всей массы хранимой в ней информации

именно те сведения, которые требуются в данный момент. В то же

время ряд сложнейших операций, связанных, например, с

реализацией правил грамматики, логики и интерпретацией символов

печатного текста, то есть с чтением, производится системами

долговременной памяти быстро и практически автоматически.

Виды памяти

В соответствии с типом запоминаемого материала выделяют

следующие четыре вида памяти. Генетически первичной считают

двигательную память, то есть способность запоминать и

воспроизводить систему двигательных операций (печатать на

машинке, завязывать галстук, пользоваться инструментами, водить

машину и т. п. ). Затем формируется образная память, то есть

возможность сохранять и в дальнейшем использовать данные нашего

восприятия. В зависимости от того, какой анализатор принимал

наибольшее участие в формировании образа, можно говорить о пяти

подвидах образной памяти: зрительной, слуховой, осязательной,

обонятельной и вкусовой. Психика человека ориентирована прежде

всего на зрительную и слуховую память, отличающихся у него

большой дифференциацией (особо «память» на лица, ситуации,

интонации и т. п. ).

Практически одновременно с двигательной формируется

эмоциональная память, представляющая собой запечатление

пережитых нами чувств, собственных эмоциональных состояний и

аффектов. Человек, которого сильно испугала выскочившая из

подъезда собака, еще долго будет вздрагивать, проходя мимо (память

страха, стыда, слепой ярости и т. п. ). Высшим видом памяти,

присущим только человеку, считается вербальная (иногда

называемая словесно-логической или семантической) память. С ее

помощью образуется информационная база человеческого

интеллекта, осуществляется большинство мыслительных действий

(чтение, счет и т. п. ). Семантическая память как продукт культуры

включает в себя формы мышления, способы познания и анализа,

основные грамматические правила родного языка.

По степени волевого процесса запоминания и воспроизводства

различают непроизвольную (мы иногда и не хотим, а запоминаем) и

произвольную память. В последнем случае человек как бы ставит

перед собой задачу: «запомни! » Но волевое усилие не гарантирует

успеха, мы часто забываем именно то, что и боялись забыть.

 

 

Наиболее загадочными остаются механизмы генетической

памяти, с помощью которой происходит наследственно

обусловленная регуляция психических реакций и действий человека,

связанных прежде всего с врожденными инстинктами

самосохранения и размножения.

Существует три главных процесса, синтез которых и образует

память как целостное функциональное образование психики. Во

время первого из них - запоминания, происходит прежде всего

анализ и идентификация различных характеристик поступающей

информации, ее кодирование. Второй процесс памяти - хранение

информации, связанный, в основном, с ее организацией и

удержанием. Третий - воспроизведение, непроизвольное или

произвольное (последнее называется также припоминанием).

Воспроизведение информации справедливо можно считать основной

функцией, основным назначением памяти - дать человеку

возможность использовать данные своего опыта.

Память относится к одному из самых индивидуализированных

явлений психики и зависит от множества факторов: особенностей

мозга и всей центральной нервной системы, среды, характера

деятельности, типа личности и т. п. Поэтому трудно определить

общие закономерности запоминания и еще труднее научиться

эффективно им управлять, хотя и существует множество

рекомендаций на сей счет, разрабатываются целые методики

совершенствования памяти.

Немецкий психолог Г. Эббингауз предложил единую систему

из 14 закономерностей механического запоминания нейтрального в

смысловом и эмоциональном отношениях материала. Можно

привести некоторые из них.

1. Сильнее всего (иногда навсегда) запоминаются относительно

элементарные, но сильно действующие внешние воздействия,

которые человек переживает впервые.

2. Сложная информация, не вызывающая сильных

эмоциональных реакций, долго в памяти не задержится.

3. Чем выше концентрация внимания на данных, тем быстрее

произойдет их запоминание.

4. Точность воспроизводимой информации плохо поддается

субъективной оценке («врет, как очевидец»). Необходимо несколько

скептически, настороженно относиться к надежности даже своих

собственных воспоминаний, быть готовым к тому, что в них

обнаружатся пробелы и ошибки.

5. При запоминании длинного ряда данных или впечатлений

лучше всего воспроизводятся их начало и конец.

6. Повторение (прямое или опосредованное) - единственная

относительная гарантия надежности запоминания.

7. Логически связанные или взаимообусловленные данные

легче запомнить, так как складывается ассоциативная связь

впечатлений. Поэтому при воспроизведении одни и те же элементы

как бы «тянут» за собой другие.

Рациональные формы освоения действительности   57

 

 

В принципе память каждого человека отличается

избирательностью, особенно заметной при непроизвольном

запоминании. Успех произвольного запоминания зависит во многом

от адекватности (соответствия) характера запоминаемого установкам

нашего восприятия. Например, нужно вспомнить о вечере в гостях у

родственников или знакомых. Одни легко расскажут о том, кто и как

был одет (чаще это женщины), другие подробно расскажут о том, что

пили и чем закусывали, третьи, кстати, очень немногие, уверенно

вспомнят содержание общих разговоров собравшихся.

Способность к запоминанию различных типов данных зависит

и от того, какое полушарие у человека является доминантным - левое

или правое. В первом случае оказываются эффективными механизмы

семантической памяти (на схемы, логику доказательств, термины и т.

д. ), во втором - зрительной и двигательной памяти (на узоры,

последовательность действий, ориентировку и т. п. ).

Удерживаемая в памяти информация отличается определенной

динамичностью, как бы самостоятельно «живет» в нашей психике:

иногда непроизвольно актуализируется в ней, в других же случаях без

явных причин становится ускользающей, почти недоступной. Одни из

немногих известных циклов подобной динамики называется

реминисценцией: очень часто то, что мы с трудом воспроизводили

сразу же после запоминания, через некоторое время (обычно через 2-4

дня) вспоминается нами ясно и подробно.

Большое значение имеет контекст, в котором происходит

воспоминание: ваши старые вещи, книги, дом, где вы жили в детстве,

как бы оживляют связанные с ними впечатления. Интересен и так

называемый эффект Зейгарник: человек гораздо лучше запоминает

действия незавершенные, ситуации, не получившие естественного

разрешения. Если мы не смогли (или нам помешали) что-то доесть,

допить, кого-то «долюбить», были близко к цели, но не добились

желаемого, то мы запоминаем это надолго, а завершенное забывается

очень легко. Эта особенность памяти обусловлена тем, что

незавершенное действие - источник сильных отрицательных эмоций,

которые в принципе во много раз мощнее по силе воздействия, чем

положительные. Поэтому люди очень хорошо помнят неудачную

любовь, болезни, несчастье, то, как они сидели в окопе или в тюрьме,

страдали, мучились и т. п., и сохраняют достаточно расплывчатое

воспоминание о «естественном» течении жизни.

Факторы забывания

Большинство проблем с памятью связаны не с трудностями

запоминания, а скорее — припоминания. Некоторые данные

современной науки позволяют утверждать, что информация в

здоровом мозге хранится неопределенно долго, но большей ее частью

человек (в обычных для себя условиях) не может воспользоваться.

Она ему

 

 

практически недоступна, он ее «забыл», хотя и справедливо

утверждает, что когда-то об этом «знал», читал, слышал, но... это и

есть забывание, временное ситуационное, внезапное, полное или

частичное, избирательное и т. п., то есть процесс, приводящий к

утрате четкости и уменьшению объема могущих быть

актуализированных в психике данных. Глубина забывания бывает

поразительной, иногда «забывшие» отрицают сам факт своего

знакомства с тем, что им надо вспомнить, не узнают то, с чем

неоднократно сталкивались.

Забывание может быть обусловлено различными факторами.

Первый и самый очевидный из них - время. Менее часа требуется,

чтобы забыть половину механически заученного материала. Казалось

бы, очевидная зависимость: чем большее время нахождения

информации в психике, тем глубже забывание. Но для психики

характерны парадоксальные явления: пожилые люди (возраст — это

временная характеристика) легко вспоминают о давно прошедшем, но

столь же легко забывают только что услышанное. Этот феномен

называется «законом Рибо», законом обратного хода памяти. Вторым

фактором забывания обычно считают активное использование

имеющейся информации. Забывается то, в чем нет постоянной

потребности или необходимости. Это справедливо более всего по

отношению к семантической памяти на информацию, полученную в

зрелом возрасте. Впечатления детства, двигательные навыки (езда на

велосипеде, игра на гитаре, умение плавать) остаются достаточно

устойчивыми в течении десятилетий, без каких-либо упражнений.

Известен, впрочем, случай, когда человек, просидевший в тюрьме

около трех лет, разучился завязывать не только галстук, но и шнурки

на ботинках.

Забывание может быть обусловлено работой защитных

механизмов нашей психики, которые вытесняют из сознания в

подсознание травмирующие нас впечатления, где они затем более или

менее надежно удерживаются. Следовательно, «забывается» то, что

нарушает психологическое равновесие, вызывает постоянное

негативное напряжение («мотивированное забывание»).

Память - одна из самых уязвимых способностей человека, ее

многообразные нарушения весьма распространены, хотя большинство

людей их у себя не замечают, или замечают слишком поздно.

Типичные расстройства памяти наглядно демонстрируют ее

зависимость от всего комплекса личностных особенностей человека, а

их анализ позволяет лучше понять память именно как

психологический феномен.

Нарушение памяти

Индивидуальные параметры человеческой памяти отличаются очень

большим диапазоном, поэтому понятие «нормальная память»

достаточно расплывчато. Например, ваши воспоминания вдруг

становятся живее и резче, детальнее обычного, в них воспроизводятся

Рациональные формы освоения действительности   59

 

 

самые мелкие подробности, вы и не подозревали, что все это

«помните». В этом случае говорят о гиперфункции памяти, которая

связана обычно с сильным возбуждением, лихорадочным волнением,

приемом некоторых наркотиков или гипнотическим воздействием.

Нарушение эмоционального равновесия, чувства неуверенности и

тревожности задают тематическую направленность гиперфункции

памяти, которая принимает в этих случаях форму навязчивых

воспоминаний. Мы непреодолимо вспоминаем (в самой яркой

образной форме) свои крайне неприятные или позорные поступки.

Изгнать подобные воспоминания практически невозможно: они

возвращаются вновь и вновь, вызывая у нас чувство стыда и

раскаяния («память совести»).

Гораздо чаще встречается ослабление функций памяти,

частичная утрата способности сохранять или воспроизводить

имеющуюся информацию. К самым ранним проявлениям ухудшения

памяти относится ослабление избирательной репродукции,

затруднения в воспроизводстве необходимого в данный момент

материала (дат, имен, названий, терминов и т. п. ). Затем ослабление

памяти может принять форму прогрессирующей амнезии. Ее

причины: алкоголизм, травмы, склероз, возрастные и негативные

личностные изменения, некоторые заболевания.

При амнезии вначале утрачиваются способности запоминать

новую информацию, а затем последовательно сокращаются

информационные запасы памяти. В первую очередь забывается то,

что было усвоено совсем недавно, то есть новые данные и новые

ассоциации, затем утрачиваются воспоминания о последних годах

жизни. Зафиксированные в памяти события детства, юности

сохраняются гораздо дольше. Быстрее люди утрачивают память,

связанную с правилами сложных мыслительных действий,

комплексных оценок, устойчивее всего манера держаться, походка и

т. п.

Интересные факты обманов памяти, имеющих обычно форму

крайне односторонней избирательности воспоминаний, ложных

воспоминаний (конфибуляции) и искажений памяти. Обусловлены

они обычно сильными желаниями, неудовлетворенными

потребностями и влечениями. Простейший случай: ребенку дают

конфету, он ее быстро съедает, а затем «забывает» об этом и

совершенно искренне доказывает, что он ничего не получал.

Переубедить его (как и многих взрослых) в подобных случаях

практически не удается. Память легко становится рабой человеческих

страстей, предубеждений и влечений. Именно поэтому непредвзятые,

объективные воспоминания о прошлом - большая редкость.

Искажения памяти часто связаны с ослаблением способности

различать свое и чужое, то, что человек переживал в

действительности, и то, о чем он слышал или читал. При

многократном повторении таких воспоминаний происходит их полная

персонификация, то есть человек совершенно естественно и

органично считает своими чужие мысли, идеи, которые он иногда сам

и

 

 

отвергал, вспоминает о деталях событий, в которых никогда не

участвовал. Это показывает, насколько память тесно связана с

воображением, фантазией, и с тем, что иногда называют

психологической реальностью.

Где центр памяти?

Связь эмоциональной и мотивационной структур психики с

характером запоминания и воспроизведения подтвердили последние

данные нейрофизиологических исследований. Оказалось, что

большую роль в закреплении информации играют те же подкорковые

области (прежде всего лимбическая система), которые ответственны

за аффективную и мотивационную активацию психики. В целом же

проблема локализации психических функций в мозге (а без ее

решения трудно ответить на вопрос о сущности памяти) все еще во

многом не решена. Мало того, что пока остается непонятным, как

кодируются в мозге, скажем, данные зрительных рецепторов, нельзя

даже определить, где хранятся эти данные.

Первые сведения о локализации психических функций в мозге

были получены путем наблюдений за больными, перенесшими

мозговые травмы. При этом было установлено, что повреждения

затылочных долей мозга вызывает нарушение зрения, лобных долей

— эмоций, разрушение левого полушария негативно влияет на речь и

т. п.

Но, ко всеобщему удивлению, до самого последнего времени

приходилось констатировать тот факт, что не только животные, но и

люди могут переносить обширные повреждения мозга без явных

нарушений памяти. Единственно обнаруженная закономерность

носила самый общий характер: чем обширнее повреждение мозга, тем

серьезнее его последствия для памяти. Это положение называется

законом действия массы: память разрушается пропорционально весу

разрушенной мозговой ткани. Даже удаление 20% мозга (при

хирургических операциях) не приводит к утрате памяти. Поэтому

возникли сомнения в существовании локализованного центра памяти,

ряд психологов однозначно утверждали, что органом памяти следует

считать весь мозг.

В самое последнее время стали известны два новых

обстоятельства, которые позволяют надеяться на решение проблемы

информационного центра психики. Во-первых, обнаружилось, что при

прямом воздействии на некоторые участки мозга в сознании могут

всплывать сложные цепи воспоминаний, то есть человек вдруг

вспоминал то, что давно забыл, и легко продолжал помнить «забытое»

после операции. Во-вторых, был найден если не центр памяти, то, во

всяком случае, участок, регулирующий перевод данных из

кратковременной памяти в долговременную, без чего запоминание

вновь поступившей новой информации невозможно. Этот центр

называется «гиппокамп» и рас-

Рациональные формы освоения действительности   61

 

 

положен в височной доле мозга. После двустороннего удаления

гиппо-кампа больные сохраняли память о том, что было до операции,

но запоминание новых данных не наблюдалось. Но вопрос о том, где

хранится ранее полученная информация, остается без ответа.

Окончательное же решение проблемы памяти станет

возможным только после разрешения длящегося всю историю

психологии и физиологии спора о физической природе носителей

информации в мозге (белки, молекулы).

2.

Мышление

Многие люди охотно готовы считать себя разумными животными - и

только. Но даже в этом случае необходимо четко определить, что

такое разум, и чем, собственно, отличается умственный процесс,

который мы называем «мышление», от множества других. А сделать

это не так легко, как может показаться. Мышление в чистом виде, как

совершенно независимый самодостаточный психический процесс,

реально не существует, оно неотделимо от восприятия, внимания,

воображения, памяти, речи и т. п. Кроме того, неоправданно называть

мышлением наши простейшие осознаваемые реакции: однозначные

характеристики, механические перечисления и повторения, потоки

туманных образов, расплывчатых воспоминаний, случайных

ассоциаций. Мы таким образом не мыслим, а, скорее, привычно, и, в

общем-то, правильно реагируем на обстоятельства своего

инерционного пребывания в этом мире: «На второе была курица...

(пауза). С рисом... (пауза). Вкусно».

Подобные умственные процессы отличаются от мышления тем,

что они репродуктивны, мышление же в строгом смысле этого слова ~

продуктивно (У. Джемс). Оно представляет собой способность

ориентироваться в новых для нас данных, способность понимать их.

Это понимание реализуется в образовании относительно нового

знания, отсутствовавшего у мыслящего человека до этого момента.

Причем мышление ~ это прежде всего осознание и понимание не

конкретных, а общих свойств и закономерностей, которые прямо,

непосредственно («наглядно») человеку в его опыте не даны. Их надо

осмыслить, как бы вывести или вычленить. Следовательно, можно

утверждать, что мышление - это психологический процесс с

открытием (возможно — субъективно, то есть для мыслящего) нового

знания, решение проблем на основе переработки полученной

информации.

Мышление тесно связано с языком. Выделяя группы предметов

или явлений, их признаки и особенности, человек их называет и тем

самым обобщает, систематизирует, что и дает возможность затем как

бы «подвести» под них общие правила. Обобщение - первый

важнейший признак мышления. Поэтому оно способно

перерабатывать колоссальные объемы информации,

аккумулировать. опыт многих

 

 

поколений. Второй признак мышления - его опосредованный

характер. Новое знание не дается в готовой форме, мышление

извлекает как бы «из себя», оперируя с имеющейся в его

распоряжении информацией. Читать данный текст — не значит

мыслить, заметить опечатку - тоже. Но если вы на основании этого

текста сделаете какие-то выводы, скажем, о моих, автора этих строк,

личностных особенностях - вы мыслите, хотя, может быть, не самым

продуктивным образом.

Исходными моментами мышления являются вопросы или

проблемы типа: «Что такое? Почему? Как от этого избабиться? Кто

виноват? Что делать? » Появление подобных вопросов обычно

свидетельствует о «проблемной ситуации», в которой оказался

индивид, ситуации, вызывающей мыслительное напряжение.

Психологи определяют ее как «стимул» мыслительной активности. Но

речь идет не о прямой (внешней, «объективной») стимуляции нашего

разума. Мотивом, началом движения мышления становится только

отображение и осознание нашей психикой факта появления

проблемной ситуации. Это осознание и принимает формы вопросов,

задач, проблем, которые требуют (от нас) своего разрешения, а у нас

нет готовых ответов или рецептов действий («Что отвечать? » «Где

занять? » «Что ей соврать? »).

Осознать, сформулировать вопрос - значит подняться до

известного понимания. А понять, правильно поставить проблему -

значит, найти метод для ее разрешения. Возникновение вопросов -

первый признак начинающейся работы мысли и понимания» (С. Л.

Рубинштейн). Если человеку «все понятно» изначально, для него не

существует «темных» проблем и вопросов, то это грозный,

недвусмысленный показатель отсутствия или очень слабой работы

мысли. «Только для того, кто не привык самостоятельно мыслить, не

существует проблем; все представляется само собой разумеющимся

лишь тому, чей разум еще бездействует» (С. Л. Рубинштейн).

Счастливые люди не только «часов», но и проблем «не наблюдают».

Интенсивность мышления прямо пропорциональна тем ситуационным

или интеллектуальным трудностям, которые мы должны

преодолевать.

Виды мышления

Многообразие типов мыслительных задач обусловило и многообразие

механизмов и способов мышления. В его структуре можно выделить

комплекс логических операций: сравнение, анализ, синтез,

абстрагирование, обобщение, формирование и определение понятий.

Процессы мышления происходят обычно в формах единичных,

частных или общих суждений, индуктивных или дедуктивных

умозаключений.

Обычно выделяют четыре вида мышления. Теоретическое

понятийное (абстрактное) мышление: имеющий такое мышление

человек пытается решить проблему только с помощью логики и уже

име-

Рациональные формы освоения действительности   63

 

 

ющихся данных (см. выше), не обращаясь к эмпирическим (т. е.

опытным) данным. Основной фактор успешного решения задач с

помощью абстрактного мышления - полнота и надежность исходной

информации. Поэтому отнеситесь с доверием к выводам теоретика-

астронома, постарайтесь не попадать на прием к врачу-теоретику и

побыстрее забудьте советы теоретиков от педагогики, сексологии,

диетологии, а если не сможете их забыть, уверенно делайте все

наоборот. Что же касается прогнозов футурологов, политологов,

экономистов-теоретиков и проч., к ним следует относиться спокойно,

без иронии и насмешек. По милости Господней все может

осуществиться, даже их прогнозы. Но, разумеется, не здесь, не сейчас

и это, самое успокаивающее, не при вашей жизни.

Второй вид мышления - образно-теоретический, в прошлые

века в связи с ним называли имена поэтов, художников, архитекторов.

В наше время этих имен никто не знает, поэтому вспомните о

знаменитых портных, парикмахерах, парфюмерах и постановщиках

теле-шоу.

Практические задачи решаются обычно с помощью наглядно-

действенного (необходимого инженеру-механику, слесарю-

ремонтнику) или наглядно-образного (необходимого диспетчеру

авиалиний, цыганке-гадалке, выбирающей подходящую клиентку,

вору-карманнику и т. п. ) мышления.

В реальной жизни жесткой дифференциации быть не может.

Тому же карманнику для удачного определения потенциальной

жертвы потребуется наглядно-образное мышление (подбор индивида

невнимательного, рассеянного, чем-то сильно возбужденного или

подавленного), а для самой кражи - наглядно-действенное мышление,

то, что называется «ручным интеллектом». Все четыре вида

мышления не просто сосуществуют, но обычно необходимы для

большинства видов деятельности. Хотя в узко специализированных

сферах отчетливо проявляется доминирование одного из них.

В современной прикладной психологии большое внимание

уделяется изучению индивидуальных особенностей мышления. Более

или менее надежно можно установить оптимальный (для вас) темп

умственной деятельности, степень ее критичности и

самостоятельности. Это относительно нейтральные и универсальные

показатели. Широту мышления, его глубину и гибкость оценить

объективно трудно, суть этих качеств не поддается однозначным

определениям, и слишком специфично их проявление в различных

условиях. Отличающийся профессиональной гибкостью ума адвокат

может оказаться весьма стандартно, стереотипно мыслящим

садоводом или любовником.

Расстройства мыгаления

Гораздо лучше удается определять формы и уровни расстройств

мышления, степень его отклонения от стандартов, «нормы». При

эйфории, повышенном настроении, увлеченности (у некоторых людей

 

 

- в начальной фазе опьянения) происходит необычайное ускорение

мыслительного процесса, одна мысль как бы «наезжает» на другую.

Непрерывно возникающие мысли, суждения, становясь все более

поверхностными, заполняют наше сознание и изливаются целыми

потоками на окружающих. Подобный непроизвольный, непрерывный

и неуправляемый поток мыслей называется «ментизмом».

Противоположное качество - неоправданная «обстоятельность

мышления». Оно становится как бы вязким, малоподвижным, при

этом обычно утрачивается способность выделять главное,

существенное. Рассказывая о чем-либо, люди, страдающие подобной

«обстоятельностью», старательно и бесконечно описывают всякие

мелочи, подробности, не имеющие никакого значения детали.

Люди эмоциональные, возбудимые иногда пытаются

объединять несопоставимое: совершенно разные обстоятельства и

явления, противоречащие друг другу идеи и положения, допускают

подмену одних понятий другими. Такое «субъективное» мышление

называют паралогическим (женская логика).

Иногда с мышлением происходят и более странные вещи:

логические связи нарушены, смысловое единство отсутствует, но

грамматическое построение фраз остается совершенно правильным.

Человек с серьезным видом вам что-то объясняет, а вы не можете

понять, в чем дело: «Или «оратор» сам толком не понимает хода

своих мыслей, или это я еще не дорос до их понимания? » Такое

мышление называют «разорванным» («разорванное мышление»).

Привычка к шаблонным решениям и выводам может привести к

неспособности самостоятельно находить выход из неожиданных

ситуаций и принимать оригинальные решения, то есть к тому, что в

психологии называют функциональной ригидностью мышления.

Эта особенность мышления связана с его чрезмерной зависимостью

от накопленного опыта, чья ограниченность и повторяемость затем

воспроизводится стереотипами мысли. Напротив, чрезмерная

раскрепощенность фантазии, односторонняя субъективная заданность



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.