Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Виды мышления 1 страница



 

Gaudeamus igitur

Juvenes dum sunuis!

Post jucundam

juventutem,

Post molestam senectutem

Nos habebit humus

Ubi sunt qui ante nos

in mundo fuere?

Transeans ad superos

Transeans ad inferos

Hos si vis videre!

Vita nostra brevis est,

Brevi finietur;

Venit raors vetositer,

Rapit nos atrociter,

Neminu parcetur!

Vivat academia!

Vivant professoresl

Vivat memorum quodlibet!

Semper sint in flore!

 

 

Психология

и

педагогика

учебное пособие

2-е издание, исправленное и дополненное

Согласно Федеральному компоненту

Государственного Комитета Российской Федерации

по высшему образованию

«Пусть есть превосходные яства, но не

вкусив их, не познаешь их вкуса;

пусть есть высшая истина,

но, не учившись, не познаешь ее благости.

По этой-то причине, только начав учиться,

узнаешь о собственном несовершенстве;

только начав обучать, ту знаешь,

что такое трудности. Но,

познав свое несовершенство,

можно заняться собой;

 

alma mater

Москва

1999 Издательство

ЦЕНТР

познав трудности, можно себя укрепить».

Конфуций

 

 

ББК88я73

П86

 

 

 

На обложке:

фрагмент картины

художника О. Кипренского «Молодой садовник», 1817 г.

Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов / Составитель

П86 и ответственный редактор А. А. Радугин; Научный редактор

Е. А. Кротков. - М.: Центр, 1999. - 256 с.

ISBN 5-88860-054-7

Учебное пособие подготовлено в соответствии с «Государственными

требованиями (Федеральный компонент) к обязательному минимуму

содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы по циклу

«Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины». Содержание

дидактических единиц этих требований раскрывается на материалах

современной отечественной и зарубежной литературы.

Предназначено для студентов вузов всех специальностей, а также тех, кто

желает самостоятельно получить психолого-педагогическую подготовку.

  

 

Без объявления

ББК 88я73+74я73

 

 

ISBN 5-88860-054-7

 

 

© А. А. Радугин, 1999

 

 

Содержание

в

Предисловие

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. ПСИХОЛОГИЯ

       Тема 1 Предмет и

методы психологии

1. Область изучаемых явлений и предназначение психологии

2. Основные исторические этапы развития психологической науки

3. Основные направления в психологии XX века

4. Методы психологического исследования

              Тема 2. ________

Психика и организм____

1. Психология конституциональных различий 2.

Психика и особенности строения мозга

ТемаЗ.

Чувственные формы освоения

действительности

1. Ощущения - первичная форма отражения действительности

2. Сущность и основные качества восприятия 3.

Внимание

Тема 4.

Соотношение субъективной и объективной

реальности: рациональные формы

освоения действительности

1, Память 2.

Мышление

Тема

5.

Психология личности. Общее и индивидуальное в

психике человека

1. Понятие личности в психологии

2. Способности

3. Темперамент

 

 

4. Характер

5. Воля

6. Эмоции

7. Мотивация

       Тема 6. Психические

состояния человека

1. Понятие психических состояний

2. Типичные положительные психические состояния человека

3. Отрицательные психические состояния и их предупреждение

4. Специфические состояния психики человека

          Тема7. Субъективный мир

психики человека

1. Психологическая сущность самосознания

2. Самосознание и человеческое «Я»

Структура и функции самосознания

3. Идентификация и рефлексия

Тема 8.

Межличностные отношения в быту и

организованном коллективе

1. Общение – основа межличностных отношений 2.

Общение как обмен информацией

3. Общение как взаимодействие

4. Общение как восприятие людьми друг друга

5. Интимные межличностные отношения

    6. Социально-ролевое общение 7.

Социально-психологический климат коллектива

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ПЕДАГОГИКА

Тема 1.

Предмет и основные этапы

развития педагогики

1. Предмет педагогики

2. Основные этапы развития педагогики

и образования

 

 

           Тема 2. Цели и идеалы

образования и воспитания.

1. Цели образования и воспитания

2. Педагогический идеал и его конкретно-историческое воплощение

ТемаЗ.

Средства и методы педагогического воздействия

наличность

1. Убеждение 2.

Упражнение и приучение

  3. Обучение 4.

Методы стимулирования

Тема

4.

Общие принципы дидактики и их реализация в

конкретных предметных методиках.

1. Дидактика: теория и практика обучения (образования) 2.

Характеристика принципов дидактики

3. Реализация дидактических принципов в предметных методиках

224

Тема

5.

Нравственно-психологический образ педагога.

Поиски новой модели образования и воспитания

1. Своеобразие педагогической деятельности.

Основные требования к личности педагога

2. Мастерство педагогического общения

3. Современная педагогика в поисках новой модели образования

Тема 6.

Семейное воспитание и семейная педагогика.

Проблема взаимоотношений поколений

1. Отношения родителей и детей как

психолого-педагогическая проблема

2. Типичные варианты отношений

Причины конфликтов и их профилактика

3. Рациональные условия отношений родителей и детей

Примечания

 

 

Предисловие

В современной России идет процесс гуманизации и

гуманитаризации высшего образования. Во всех вузах страны

введены в качестве обязательных для изучения ряд новых

дисциплин гуманитарного цикла. В число этих дисциплин входит

«Психология и педагогика». В соответствии с «Государственными

требованиями (Федеральный компонент) к обязательному

минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей

школы по циклу «Общие гуманитарные и социально-

экономические дисциплины» в результате изучения курса

«Психология и педагогика» выпускник вуза должен получить

представление о природе психики человека, знать основные

психические функции и их физиологические механизмы,

соотношение природных и социальных факторов в становлении

психики; знать, в каких формах происходит освоение человеком

действительности, осознавать роль сознания и самосознания в

поведении, деятельности человека, формировании его личности;

понимать значение воли, эмоций, потребностей и мотивов; уметь

дать психологическую характеристику личности, ее темперамента,

способностей, характера; интерпретировать собственные

психические состояния, владеть простейшими приемами

психической саморегуляции, осознавать закономерности

межличностных отношений в быту и организованном коллективе;

знать формы, средства и методы психологической деятельности;

владеть элементарными навыками анализа учебно-воспитательных

ситуаций, определения и решения педагогических задач как в

семье, так и в трудовом коллективе.

Предлагаемое вниманию читателей учебное пособие

призвано помочь студентам, изучающим курс «Психология и

педагогика» в решении всех этих задач. Оно подготовлено с таким

расчетом, чтобы максимально облегчить усвоение программы этой

дисциплины и свести к минимуму необходимость обращения к

другим источникам. Впрочем, активного студента может

заинтересовать дополнительная литература, и авторы по каждой

теме предлагают достаточно обширный список этой литературы.

Для удобства освоения курса каждая из программных тем

подразделена на несколько относительно самостоятельных

вопросов, которые могут стать предметом выступлений на

семинарских занятиях, послужить темой докладов и рефератов. С

этой целью в большинстве случаев список рекомендованной

литературы дается к каждому вопросу в отдельности.

После ознакомления с теоретическим материалом, читателю

рекомендуется по каждому вопросу очередной темы и ответить на

контрольные вопросы из рубрики «Проверь свои знания».

Значительное место в этой рубрике занимают «психологические

тесты». Работа

 

 

с ними, по мнению авторов, будет способствовать не только лучшему

усвоению курса, но и активному самопознанию читателя.

Предполагается, что работа с тестами будет проходить на семинарах.

Изложение многих тем, особенно по психологии, по

необходимости, изобилует новыми для читателя терминами. Авторы

постарались максимально облегчить задачу читателя: этим терминам в

тексте даются точные определения, а некоторые, наиболее сложные,

темы снабжены специальным разделом «Словарь к теме», где

определения воспроизводятся вновь в краткой и доступной для

понимания форме.

Последовательность изложения тем в предлагаемом учебном

пособии отражает логику восприятия нового для читателя круга

проблем. Пособие включает в себя два относительно самостоятельных

по содержанию, но взаимосвязанных между собой раздела

«Психологию» и «Педагогику».

Раздел «Психология» состоит из 7 тем, в подготовке которых

принимали участие следующие авторы: д-р философ, наук Крот-ков Е.

И. (тема «Предмет и методы психологии», вопрос 4 - в соавторстве с

проф. Кротовым Д. П. ); доц. Новиков В. М. (темы «Психика и

организм», «Соотношение объективной и субъективной реальности:

чувственные формы отражения действительности», «Соотношение

объективной и субъективной реальности: рациональные формы

освоения действительности»); проф. Котов Д. П (тема «Психология

личности. Общее и индивидуальное в психике человека», вопрос 4 - в

соавторстве с д-ром, философ, наук. Крот-ковым Е. А. ); проф. Котов

Д. П (тема - «Психические состояния человека»); - доц. Новиков В. М.

и Побединская Е. А (тема «Субъективный мир человеческой-

психики»); доц. Усатюк Т. Н. (тема «Межличностные отношения в

быту и организованном коллективе»; проф. Радушным А. А. (вопрос 7

темы «Межличностные отношения в быту и организованном

коллективе»)

Второй раздел «Педагогика» состоит из 6 тем. В написании

принимали участие следующие авторы: доц. Васильев В. К. (темы

«Предмет и основные этапы развития педагогики», «Средства и

методы педагогического воздействия на личность», «Общие

принципы дидактики и их реализация в конкретных предметных

методиках»; «Нравственно-психологический образ педагога. Поиски

новой модели образования» вопросы 1 и 2); проф. Радугин А. А. (тема

«Цели и идеалы образования и воспитания», вопрос 1; вопрос 2 - доц.

Васильев В. К. ); доц. Авдеев В. И. (тема «Нравственно-

психологический образ педагога. Поиски новой модели образования»,

вопрос 3); проф. Годник С. М. (тема «Семейное воспитание и

семейная педагогика. Проблема взаимоотношения поколений»).

 

 

Раздел первый.

Психология

тема 1.

Предмет и методы

психологии

1. Область изучаемых явлений и предназначение психологии

2. Основные исторические этапы развития психологической науки

3. Основные направления в психологии XX века

4, Методы психологического исследования

                    1 Область изучаемых явлений

и предназначение психологии

В постоянном развитии науки то одна, то другая ее отрасль

выступает в качестве фаворита. Так было с механикой, биологией,

кибернетикой и социологией. В последнее десятилетие фаворитом

стала психология. В обращении к ней заинтересованы педагоги,

врачи, менеджеры, инженеры, юристы, политики.

Что изучает психология?

Психология обладает особыми качествами по сравнению с

другими научными дисциплинами. Как системой знаний ею

владеют немногие. Однако с областью явлений, изучаемых этой

наукой, сталкиваются все: она представлена в виде наших

собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти,

мышления, речи, воли, воображения, интересов, потребностей,

эмоций, сновидений и т. п. Психология (psyche - душа, logos -

учение, наука) как раз и изучает этот мир субъективных

(душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или

неосознаваемых самим человеком.

Однако тут необходимы некоторые уточнения. Предмет и

задачи психологии в разные времена и разными учеными

мыслились по-разному, о чем речь также пойдет чуть позже. Кроме

того, названные выше субъективные явления (явления

человеческой души, «внутреннего» мира) становятся предметом

рассмотрения не только психологии, но и логики, педагогики,

физиологии и других наук. Что же характерно для подхода к ним

психологии?

Одна из точек зрения на этот счёт такова. Психология

изучает преимущественно ориентировочную функцию душевных

(психических) явлений, т. е. участие их в анализе проблемной

(новой для субъекта, необычной) ситуации, построении

внутреннего (мысленного)

 

 

плана последующего действия, контроля за его ходом. Поясним

сказанное на примере. Мы дышим, как правило, лишь за счет чисто

физиологической (внепсихической) регуляции дыхания. Однако,

когда в комнате становится «невыносимо» душно, начинает

«работать» психика: оцениваются факторы данной ситуации,

устанавливается их связь, определяется путь ее изменения («открыть

окно или выйти из комнаты») и т. д., т. е. осуществляется

ориентировка в плане образа изменившейся ситуации.

Что дает изучение психологии?

Всем важно понять, что хотят, что могут окружающие нас люди, как

ориентироваться в особенностях личности, мотивах поведения,

памяти и мышления, характера и темперамента. Не имея таких

ориентиров в сложных процессах межличностного взаимодействия и

общения, приходится нередко идти вслепую, делая ошибки, совершая

иной раз бестактность, приобретая врагов там, где могли бы быть

друзья. Не менее важно понять и свои возможности, достоинства и

недостатки, одним словом, уметь психологически достоверно

охарактеризовать самого себя как личность. Этим задачам как раз и

отвечает система знаний, именуемая психологией. Она полезна просто

человеку, так сказать, для личных целей, чтобы понимать состояние

своей собственной души, а при необходимости сознательно вносить в

него изменения (аутотренинг, нейролингвистическое

программирование, медитация); она необходима родителям и

педагогам, чтобы знать, что происходит в душах детей, оказывать им

первую психологическую помощь, корректировать их психическое

развитие; она просто необходима для делового человека, чтобы

принимать ответственные решения с учетом психологического

состояния партнеров, умело воздействовать на их симпатии и

антипатии, убеждения и вкусы; без нее также не обойтись инженеру,

решающему задачи надежности действий операторов.

Основные разделы психологии как науки

При непосредственном участии таких психических явлений, как

ощущения и восприятия, внимание и воображение, память и

мышление человек познает себя и окружающий мир. Поэтому раздел

психологии, изучающий эти явления, называется психологией

познавательных процессов.

Другие психические явления определяют возможность

самореализации человека и специфику его отношения к людям,

мобилизуют его на целенаправленные действия, т. е. непосредственно

управляют поступками человека. Их именуют психологическими

свойствами и состояниями личности, относя к ним склонности и

способности, характер, потребности и мотивы, волю, чувства, эмоции

и др. Соответствующий раздел науки о душевных явлениях называют

психологией личности.

Предмет и методы психологии   11

 

 

Человек повседневно общается с другими людьми, без чего

невозможно его интеллектуальное и нравственное развитие,

профессиональная деятельность. В ходе такого общения

складываются межличностные отношения между людьми -

официальные и неофициальные, деловые и личные, и, наконец,

интимные отношения (влечение, боязнь, любовь, дружба).

Психологические аспекты данных явлений, включенность в них

душевных состояний и процессов изучает психология

человеческого общения.

Изучение психологии начинается с усвоения общих

(фундаментальных) понятий и положений, характеризующих

психику поведения людей независимо от того, кто они, какой у них

возраст и какой деятельностью они занимаются. В силу такой

универсальности эти знания объединяются под названием общая

психология.

Ее дополняют специальные отрасли психологии:

генетическая, изучающая наследственные механизмы психики и

поведения; дифференциальная, рассматривающая психологические

различия как между индивидами, так и между группами людей,

педагогическая, исследующая психологические аспекты обучения

и воспитания и др.

Психология в системе знаний человека

Психику и поведение человека невозможно понять без знания его

природной и социальной сущности. Поэтому изучение психологии

предполагает знакомство с биологией человека, знание строения и

функционирования его центральной нервной системы. Конкретно

связь между психическими явлениями и деятельностью ЦНС

рассматривается физиологией высшей нервной деятельности.

Психология тесно связана с историей общества и его культуры,

поскольку в формировании высших психических функций

человека решающую роль сыграли главные исторические

достижения цивилизации — орудия труда и знаковые системы.

Углубленному пониманию психики человека способствует знание

основ социологии. Об этом красноречиво свидетельствует бурное

развитие социальной психологии, помогающей понять, каким

образом человек приобретает психические свойства социально-

ориентированного поведения.

Сознание, мышление и многие другие психические явления

не даны человеческому индивиду от рождения, а формируются в

онтогенезе (индивидуальном развитии), в процессе его воспитания

и образования. Отсюда понятна связь психологии человека с

педагогикой. Наконец, принято считать (и не без оснований), что

психология находится в родственных отношениях с философией,

поскольку зародилась как особая научная дисциплина в ее недрах.

Во всяком случае, психологическое «измерение» личности трудно

было бы выделить и изучить, не ориентируясь на философское

учение о человеке, специфике его бытия (индивидуального и

общественного), о природе человеческого познания и

деятельности.

 

 

ПРОВЕРЬ СВОИ ЗНАНИЯ

1. Область каких явлений изучает психология? Назови конкретные психические

явления.

2. Иногда предмет психологии определяют как область душевных явлений. Психика

человека и его душа - это одно и то же?

3. Что может дать изучение психологии специалисту высшего профиля? Какими

психологическими знаниями тебе уже приходилось пользоваться? Считаешь ли ты себя

хорошим психологом, знатоком человека?

4. Перечисли некоторые из уже известных тебе разделов психологической науки. Кроме

названных в тексте, выделяют еще психологию религии, психологию семьи и брака,

психологию труда, инженерную психологию, психологию искусства. Попробуй с

помощью словаря по психологии установить их предмет и задачи.

5. Какие отношения существуют между психологией и философией? Что изучает

социология и чем она может быть полезна психологии?

ЛИТЕРАТУРА

1. Гальперин П. Я. Введение в психологию. М., 1976. Гл. 1.

2. История зарубежной психологии. 30-60-е годы XX века. Тексты. М.,

1986. С. 293-311.

3. Краткий психологический словарь. М., 1985.

4. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1981. С. 410-435.

5. Лурия А. Р. Эволюционное введение в психологию: Курс лекций. М., 1988. С. 3-32,

77-92, 93-125.

6. Немов Р. С. Психология (учебник). Кн. 1, разд. 1. М., 1994.

7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2-х тт. Т. 1. М., 1989. С. 12-62.

8. Психология: Словарь. М., 1990.

                      2. Основные исторические этапы

развития психологической науки.

Психологические знания в античности

Первые представления о психике были связаны с анимизмом (от

латинского «анима» ~ дух, душа) - древнейшими взглядами, согласно

которым у всего, что существует на свете, есть душа. Душа

понималась как независимая от тела сущность, управляющая всеми

живыми и неживыми предметами.

Согласно древнегреческому философу Платону (427-347 г. г. до

н. э. ), душа у человека существует прежде, чем она вступает в

соединение с телом. Она есть образ и истечение мировой души.

Душевные явления подразделяются Платоном на разум, мужество (в

современном понимании - воля) и вожделения (мотивация). Разум

размещается в голове, мужество - в груди, вожделение - в брюшной

полости. Гармоническое единство разумного начала, благородных

стремлений и вожделения придает целостность душевной жизни

человека. Платон дает такой перечень чувств: гнев, страх, желание,

печаль, любовь, ревность, зависть.

Вершиной античной психологии явилось учение о душе

Аристотеля (384-322 г. г. ). Душа, по Аристотелю, бестелесна, она есть

форма живого тела, причина и цель всех его жизненных функций.

Дви-

Предмет и методы психологии   13

 

 

жущей силой поведения человека является стремление (внутренняя

активность организма), сопряженное с чувством удовольствия или

неудовольствия. Чувственные восприятия составляют начало

познания. Сохранение и воспроизведение ощущений дает память.

Мышление характеризуется составлением общих понятий, суждений

и умозаключений. Особой формой интеллектуальной активности

является нус (разум), привносимый извне в виде божественного

разума

Психология в средние века

Под влиянием атмосферы, характерной для средневековья (усиление

церковного влияния на все стороны жизни общества, включая и

науку), анимистическая трактовка души Платоном и Аристотелем

увязывается средневековыми авторами с христианским пониманием

сущности человека. Душа является божественным,

сверхъестественным началом, и потому изучение душевной жизни

должно быть подчинено задачам богословия. Человеческому

суждению может поддаваться лишь внешняя сторона души, которая

обращена к материальному миру. Величайшие таинства души

доступны лишь в религиозном (мистическом) опыте.

Тем не менее в христианской аскетике были осмыслены многие

стороны душевной жизни личности, ищущей высшего смысла и

нравственных абсолютов.

В средние века накапливается конкретный материал об анато-

мо-физиологических особенностях человеческого организма как

одной из основ психики. Особенно следует отметить деятельность

арабских мыслителей IX-XII вв. Авиценны и Аверроэса. Немецкие

схоласты Р. Гоклениус и О. Кассман впервые ввели термин

«психология» (1590).

Умозрительная психология XVII в.

С XVII века начинается новая эпоха в развитии психологического

знания. Она характеризуется попытками осмыслить душевный мир

человека преимущественно с общефилософских, умозрительных

позиций, без необходимой экспериментальной базы. Р. Декарт (1596-

1650) приходит к выводу о полнейшем различии, существующем

между душой человека и его телом: «тело по своей природе всегда

делимо, тогда как дух неделим». Однако душа способна производить в

теле движения. Это противоречивое дуалистическое учение поро-дилр

проблему, названную психофизической: как связаны между собой

телесные (физиологические) и психические (душевные) процессы в

человеке? Декарт заложил основы детерминистской (при-чинностной)

концепции поведения с ее центральной идеей рефлекса как

закономерного двигательного ответа организма на внешнее

физическое раздражение. Он явился основателем интроспективной

психологии, истолковав сознание как непосредственное знание

субъекта о том, что происходит в нем, когда он мыслит.

 

 

Попытку вновь соединить тело и душу человека, разделенные

учением Декарта, предпринял голландский философ Спиноза (1632-

1677). Нет особого духовного начала, оно всегда есть одно из

проявлений протяженной субстанции (материи). Душа и тело

определяются одними и теми же материальными причинами. Спиноза

полагал, что такой подход дает возможность рассматривать явления

психики с такой же точностью и объективностью, как

рассматриваются линии и поверхности в геометрии.

Немецкий философ Г. Лейбниц (1646-1716), отвергнув

установленное Декартом равенство психики и сознания, ввел понятие

о бессознательной психике. В душе человека непрерывно идет

скрытая работа психических сил - бесчисленных «малых перцепций»

(восприятий). Из них возникают сознательные желания и страсти.

Лейбниц пытался объяснить связь между психическим и физическим

(физиологическим) в человеке не как взаимодействие, а как

соответствие в виде созданной благодаря божественной мудрости

«предустановленной гармонии».

XVIII век: зарождение эмпирической психологии

Термин «эмпирическая психология» введен немецким философом

XVIII века X. Вольфом для обозначения направления в

психологической науке, основной принцип которого состоит в

наблюдении за конкретными психическими явлениями, их

классификации и установлении проверяемой на опыте, закономерной

связи между ними. Этот принцип стал краеугольным камнем учения

родоначальника эмпирической психологии, английского философа

Дж. Локка (1632-1704). Душу человека Локк рассматривает как

пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивая ее с чистой

доской, на которой ничего не написано. Под воздействием

чувственных впечатлений душа человека, пробуждаясь, наполняется

простыми идеями, начинает мыслить, т. е. образовывать сложные

идеи. В язык психологии Локк ввел понятие ассоциации - связи

между психическими явлениями, при которой актуализация одного из

них влечет за собой появление другого.

Основателем ассоциативной психологии в XVIII веке стал

английский врач и священник Д. Гартли (1705-1757). По Гарт ли,

психический мир человека складывается постепенно в результате

усложнения «первичных элементов» (чувствований) посредством их

ассоциации. Последующее развитие ассоцианизма связано с именами

Дж. Ст. Милля и Г. Спенсера.

XIX век: психология становится самостоятельной наукой

Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-х

годах XIX в. Оно было связано с созданием специальных научно-

исследовательских учреждений - психологических лабораторий и

институтов, кафедр в высших учебных заведениях, а также с

внедрением эксперимента для изучения психических явлений.

Первым ва-

Предмет и методы психологии   15

 

 

риантом экспериментальной психологии как самостоятельной

научной дисциплины явилась физиологическая психология

немецкого ученого В. Вундта (1832-1920), создателя первой в мире

психологической лаборатории. В области сознания, полагал он,

действует особая психическая причинность, подлежащая научному

объективному исследованию.

Последователь Вундта Э. Титченер (1867-1927),

американский психолог, был основателем и лидером структурной



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.