Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Виды мышления 4 страница



извлекать гласные из их «ящика», а у второго — способность

правильно выбирать их.

Английский психолог Джон Маршалл, комментируя открытие

итальянцев, писал, что обратный случай «забвение» всех согласных -

вряд ли возможен. Ведь ткет, нпсннй бз глснх, вс ж мжн чтть, а вот е е

оаы оеео еояе. Добавим, что существовали и существуют языки, в

которых нет букв для обозначения гласных звуков, например,

древнеегипетский и иврит.

Психика и организм   35

 

 

Человек не рождается с функциональной асимметрией

полушарий, Роджер Сперри обнаружил, что у больных с

«расщепленным мозгом», особенно у молодых, речевые функции в

зачаточной форме, со временем совершенствуются. «Неграмотное»

правое полушарие может научиться читать и писать за несколько

месяцев так, словно оно уже умело все это, но забыло.

Центры речи в левом полушарии развиваются главным

образом не от говорения, а от писания: упражнение в письме

активизирует, тренирует левое полушарие. Но дело тут не в

участии правой руки. Если европейского мальчика правшу отдать

учиться в китайскую школу, центры речи и письма постепенно

переместятся у него в правое полушарие, ибо в восприятии

иероглифов, которым он научится, зрительные зоны участвуют

неизмеримо активнее речевых. Обратный процесс произойдет у

китайского мальчика, переехавшего в Европу. Если человек

останется на всю жизнь неграмотным и будет занят рутинной

работой, межполушарная асимметрия у него почти не разовьется.

Не развивается она и у больных олигофренией, угасает,

сглаживается у стариков, перестающих заниматься интенсивной

умственной деятельностью. Напротив, когда человек решает

задачу, требующую умственных усилий, асимметрия его мозговых

биоритмов возрастает. Обследование большой группы операторов

показало, что наилучших результатов при выполнении задач

добиваются те, у кого функциональная асимметрия выражена

наиболее отчетливо.

Неслучайно физиологи, установившие прямую связь между

степенью асимметрии и умственными способностями

неодобрительно относятся теперь к существовавшей издавна

практике переучивания левшей: стопроцентных правшей из них

все равно не выходит, а специализация полушарий может

ослабнуть. А ведь она - столбовая дорога эволюции мозга, и, в

первую очередь, человеческого мозга: недаром у человека она

выражена наиболее сильно. Трудовые навыки, речь, мышление,

память, внимание, воображение - все это стало развиваться так

бурно и так продуктивно у человека благодаря пластичности его

мозга и врожденной предрасположенности полушарий к

разделению обязанностей. Многие годы было принято думать, что

биологическая эволюция завершена. Теперь, в свете новых данных

о функциональной асимметрии полушарий, физиологи склоняются

к тому, что она если и не «только начинается», то уж во всяком

случае, продолжается, и конца ей пока не видно.

Именно специализация полушарий и позволяет человеку

рассматривать мир с двух различных точек зрения, познавать его

объекты, пользуясь не только словесно - грамматической логикой,

но и интуицией с ее пространственно-образным подходом к

явлениям и моментальным охватом целого. Специализация

полушарий как бы порождает в мозге двух собеседников и создает

физиологическую основу для творчества.

 

 

Присмотримся к этим собеседникам поближе.

Для того, чтобы понять это, нужно понаблюдать за

изолированным полушарием. Сделать это, как уже говорилось

нетрудно: можно подвергнуть одно из них электрошоку, можно и

усыпить. У каждого полушария есть своя сонная артерия, по которой

к нему поступает кровь. Если в эту артерию ввести наркотизирующее

средство, то получившее его полушарие быстро заснет, а другое,

прежде чем присоединиться к первому, успеет проявить свою

сущность.

Что же выясняется при таком последовательном усыплении?

Давайте усыпим сначала правое полушарие и посмотрим, как будет

вести себя левое — не только с интеллектуальной, но и с

эмоциональной точки зрения. Посмотреть, оказывается, есть на что:

если на интеллектуальном уровне выключение правого полушария

особенно не отражается, то с эмоциональным состоянием творятся

чудеса. Человека охватывает эйфория: он возбужден и словоохотлив,

его реакции маниакальны, он беспрерывно сыплет глупыми шутками,

он беззаботен даже тогда, когда правое полушарие у него не

«отключено», а по-настоящему вышло из строя, из-за кровоизлияния,

например. Но главное - словоохотливость. Весь пассивный словарь

человека становится активным, на каждый вопрос дается

подробнейший ответ, изложенный в высшей степени литературно,

сложными грамматическими конструкциями. Правда, голос при этом

иногда становится сиплым, человек гнусавит, сюсюкает, шепелявит,

ставит ударения не на тех слогах, во фразах выделяет интонацией

предлоги и союзы. Все это производит странное и тягостное

впечатление, которое усугубляется в случаях действительно

клинических, когда человек не на шутку лишается правого

полушария. Вместе с ним лишается он и творческой жилки.

Художник, скульптор, композитор, ученый - все они перестают

творить. Говорят они много, но их монологи (физиологически -

действительно монологи! ) не более, чем «взгляд в нечто».

Полная противоположность - отключение левого полушария.

Творческие способности, не связанные с вербализацией (словесным

описанием) форм, остаются. Композитор, как уже говорилось,

продолжает сочинять музыку, скульптор лепит, физик не без успеха

размышляет о своей физике. Но от хорошего настроения не остается и

следа. Во взоре тоска и печаль, в немногословных репликах - отчаяние

и мрачный скепсис, мир представляется только в черном цвете.

Итак, подавление правого полушария сопровождается

эйфорией, а подавление левого - глубокой депрессией. Сущность

левого, таким образом, безоглядный оптимизм, сущность правого -

«дух отрица-нья, дух сомнения». Каждое - образчик эмоционального

экстремизма и нетерпимости, каждое норовит воспользоваться

ослаблением собрата, чтобы навязать человеку свою волю. Правое

сдерживает эйфорию левого, а левое - «демонизм» правого. Но в

норме хорошо отрегулированное их содружество приводит только к

плодотворным результатам.

Психика и организм   37

 

 

Левое полушарие обладает огромным запасом энергии и

жизнелюбия. Это счастливый дар, но сам по себе он непродуктивен.

Тревожные опасения правого, очевидно, действуют отрезвляюще,

возвращая мозгу не только творческие способности, но и саму

возможность нормально работать, а не витать в эмпириях. Конечно,

пренебрежение советами правого едва ли опасно для жизни: оно

всего-навсего прибавит человеку беспечности и заставит отказаться

от творческих планов (иногда, правда, это означает отказаться от

самого себя). Зато неумеренная активность правого полушария может

не только воспрепятствовать реализации интеллектуальных усилий,

но и вызвать сомнение в ценности самой жизни. Мало того, что

человек не найдет слов для выражения своих мыслей, но еще и не

увидит вокруг ничего хорошего.

Вообще говоря, когда речь идет об антиподах, впряженных в

«одну телегу», не следует ни на минуту забывать об их

взаимодействии, о том, как оно им удается и ради чего это

происходит. Вот тут-то и представляется хороший случай

поразмыслить над тем, какой вклад вносит каждое полушарие в

общую творческую задачу, как правое лепит образ, а левое

подыскивает для него словесное выражение, что теряется при этом

(вспомним тютчевское: «мысль изреченная есть ложь») и что

приобретается, как происходит взаимодействие полушарий при

обработке «правды природы» в «правду искусства» (Бальзак).

Едва начинаешь сопоставлять специфику полушарий с

психологией творчества, как в глаза бросаются поразительные

совпадения. Одно из них — тот мрачноватый тон, в который

окрашено мироощущение правого полушария и, если верить

Стендалю, и многим его собратьям по перу, то, что именно в правом

полушарии, где, судя по всему, и пребывает пресловутая творческая

жилка, гнездятся те сложные потребности самовыражения, которые

при благоприятном стечении обстоятельств находят удовлетворение в

создании новых ценностей, а при неблагоприятном - в разрушении

старых.

ПРОВЕРЬ СВОИ ЗНАНИЯ

1. В языковом обиходе прочно утвердилось сочетание «комплекс Наполеона»,

фиксирующее наличие особых характериологических качеств у мужчин

маленького роста. Каково, по твоему мнению, может быть научно-

психологическое объяснение этого явления?

2. Часто ты думаешь о психологических различиях между полами? Существуют ли

они? Если существуют, то чем обусловлены и как проявляются?

3. Как ты относишься к типологии Э. Кречмера? Можно ли ее дополнить? Каковы

твои соображения на этот счет?

4. Если бы ты оказался перед страшным «выбором» лишиться (не дай, конечно,

Бог) правого или левого полушария своего мозга, то каков был бы твой выбор?

5. Что ты знаешь о склерозе? Кому и чему он угрожает?

6. Каким образом наркотики влияют на нашу психику? В чем сущность

наркомании? Можно ли сказать, что пьяница чем-то отличается от алкоголика?

7. Место и роль сексуальных инстинктов в психике человека. Гармоны и психика.

Что ты знаешь об этом?

8. Куда бы ты поместил в типологии У. Шелдона такие исторические фигуры как

А. С. Пушкин, Екатерина И, Петр Великий, Ф. М. Достоевский, А. Бло'к?

 

 

9. Есть ли связь между психикой человека и параметрами его черепа? Что ты думаешь

по этому поводу?

10. Какое полушарие своего собственного мозга ты считаешь доминирующим?

Почему?

ЛИТЕРАТУРА

1. Братусь Б. С. Аномалии личности. М., 1988.

2. Вейнингер О. Пол и характер. М., 1994.

3. Годфруа Ж. Что такое психология? М., 1992. Т. 1, 2.

4. Дельгадо Х- Мозг и сознание. М., 1971.

5. Леви В. Я и Мы. М., 1972.

6. Лурия А. Р. Эволюционное введение в психологию. М., 1975.

7. Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.

8. Кон И. Введение в сексологию. М., 1988.

9. Немов Р. С. Психология. Т. 1. Гл. 2. М.. 1995.

10. Русалов В. М. Биологические основы индивидуально-психологических различий.

М., 1979.

11. Слободчиков В. И. Психология человека. Гл. 7. М., 1995.

12. Хэссет Д. Введение в психофизиологию. М., 1981.

13. Шелдон У. Анализ конституциональных различий. В сб. Психология

индивидуальных различий. М., 1982. С. 248-262.

14. Кречмер Э. Строение тела и характер. В сб. Психология индивидуальных различий.

М., 1982. С. 219-247.

СЛОВАРЬ К ТЕМЕ

Агнозия - состояние, при котором мозг не может расшифровать информацию, поступающую

от нормально функционирующих органов чувств.

Амфетамин - препарат, возбуждающий центральную нервную систему.

Апатия - состояние эмоционального равнодушия, безразличия и бездеятельности.

Генотип ~ совокупность генов или каких-либо качеств, полученных человеком от своих

родителей.

Головной мозг - часть нервной системы, заключенной в черепную коробку, состоящая из

большого мозга, мозжечка, варолиева моста и продолговатого мозга.

Депрессия ~ состояние душевного равнодушия, подавленности, характеризующееся упадком

сил и снижением активности.

Лабильность - свойство нервных процессов (нервной системы), проявляющееся в

способности проводить определенное количество нервных импульсов за единицу

времени; дебильность так же характеризует скорость возникновения и прекращения

нервного процесса.

Мезоморфный тип ~ морфологический тип, свойственный крупным, мускулистым и

довольно сильным людям; этот тип соответствует энергичному и активному

темпераменту.

Нейропсихология - отрасль психологической науки, изучающая связь психических

процессов, свойств и состояний с работой мозга.

Психогенетика - наука, изучающая наследственный характер психических и поведенческих

реакций, их зависимость от генотипа.

Типология - система классификации людей по типам с учетом связи между их физическими

и психологическими особенностями или по типам личности.

Центральная нервная система - часть нервной системы человека, включающая головной,

промежуточный и спинной мозг.

Эйфория - состояние чрезмерной веселости, обычно не имеющее объективных

предпосылок.

Эктоморфный тип - морфологический тип, свойственный худощавым крупным людям со

слабо развитой мускулатурой; этот тип соответствует «церебральному» темпераменту.

Эндоморфный тип - морфологический тип, свойственный полным людям с

преимущественным развитием внутренних органов, которые отличаются

общительностью, стремлением к комфорту и чувственным удовольствиям.

 

 

тема 3

Чувственные формы

освоения

действительности

1. Ощущения — первичная форма отражения действительности

2. Сущность и основные качества восприятия

3. Внимание

                      1. Ощущения - первичная форма

отражения действительности

«Ничто не бывает в уме, чего раньше не было в ощущении». Это

старинное изречение хотя и представляет собой упрощение, вряд

ли приемлемое в наше время, все-таки содержит некоторую долю

истины. Информация о внешнем мире может попадать в головной

мозг, то есть перерабатывающий ее центр, только через сенсорную

систему, которую можно поэтому считать воротами сознания или

(на языке кибернетики) его входным устройством.

Сенсорная клетка - рецептор - преобразует стимул

(воздействие) в короткие ритмические электрохимические

импульсы. Затем их поток передается по нервным путям в

различные переключательные станции центральной нервной

системы, где эти импульсы, переходя с одного нейрона на другой,

синтезируются и «декодируются» в систему данных о характере

внешнего воздействия. Весь этот процесс традиционно именуется

ощущением. Ощущением называется психическое отражение в

коре головного мозга отдельных свойств предметов и явлений,

непосредственно воздействующих на органы чувств. В более

широком плане ощущения представляют собой продукты

переработки центральной нервной системой значимых для

человека раздражителей, возникающих в процессе его

жизнедеятельности. Способность к ощущениям имеется у всех

живых существ, обладающих нервной системой, но осознавать

свои ощущения могут только те из них, у кого есть головной мозг

с высокоразвитой корой. Если последняя временно отключается (с

помощью наркоза или наркотиков), то индивид утрачивает

способность осознанно реагировать даже на сильнодействующие

болезненные раздражители.

Как мы ощущаем?

Для того, чтобы мы осознали какой-либо фактор или

элемент действительности, нужно, чтобы исходящая от него

энергия (тепловая, химическая, механическая, электрическая или

электромагнитная) прежде всего была достаточной, чтобы стать

стиму-

 

 

лом, то есть возбудить какой-либо из наших рецепторов. Только

тогда, когда в нервных окончаниях одного из наших органов чувств

возникнут электрические импульсы, и сможет начаться процесс

ощущения. Первичный анализ стимула и кодирование сигнала

осуществляют рецепторные клетки, а затем уже закодированный

сигнал передается по сенсорным нервам к центрам в спинном и

головном мозге.

Если сигнал обусловлен стимулом, угрожающем организму или

же адресован вегетативной нервной системе, то обычно происходит

рефлекторная реакция и рука отдергивается при ожоге, зрачок

сужается при ярком свете и т. п. В иных случаях сигнал продолжает

свой путь по спинному мозгу в коре головного, проходя через

своеобразный «фильтр» ретикулярной формации, которая

поддерживает кору в бодрствующем состоянии и решает, достаточно

ли важен сигнал, чтобы его расшифровкой занялась кора. Если сигнал

будет сочтен важным, произойдет изменение активности многих

тысяч нейронов, которые и должны будут структурировать и

организовать сенсорный сигнал, чтобы придать ему смысл, то есть

начнется процесс восприятия.

Внимание коры мозга к стимулу влечет обычно за собой серию

движений глаз, головы или туловища. Это позволяет глубже и

детальнее перерабатывать информацию, и в случае необходимости

подключать другие органы чувств. По мере поступления новых

данных они будут сопоставляться с тем (подобным), что уже

хранилось в памяти. Если сигнал окажется похожим на что-то уже

известное индивиду, восприятие приведет к узнаванию

(идентификации) с имеющимися образами. В конечном счете

произойдет осознание какого-то нового аспекта реальности и

фиксации его в памяти. Именно таким образом и создается та картина

реальности, в границах которой функционирует психика человека.

Классификация ощущений

Существует несколько возможных вариантов классификации тех двух

десятков анализаторных систем, которыми обладает человек. Обычно

используют следующие критерии:

1) по наличию или отсутствию непосредственных контактов

рецептора с раздражителем, вызывающим ощущение; 2) по месту

расположения рецепторов; 3) по времени возникновения в ходе

эволюции; 4) по модальности (виду) раздражителя. Наиболее

используемой является систематизация, предложенная английским

физиологом И. Шеррингтоном, который выделил три основных класса

ощущений: 1) экстерорецептивные, возникающие при воздействии

внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности

тела; 2) интерорецептивные (органические), сигнализирующие о

том, что происходит в организме (ощущения голода, жажды, боли и

Чувственные формы освоения действительности   41

 

 

т. п. ); 3) проприорецептивные, расположенные в мышцах и

сухожилиях; с их помощью мозг получает информацию о движении и

положении различных частей тела.

Общую массу экстерорецептивных ощущений схема И. Шер-

риштона позволяет разделить на дистантные (зрительные, слуховые)

и контактные (осязательные, вкусовые). Обонятельные ощущения

занимают в этом случае промежуточное положение. Наиболее

древней является органическая (прежде всего — болевая)

чувствительность, затем появились контактные (прежде всего

тактильная, то есть осязание) формы. И самыми эволюционно

молодыми следует считать слуховые, и особенно зрительные системы

рецепторов. Наиболее значительными для функционирования

человеческой психики являются зрительные (85% всей информации о

внешнем мире), слуховые, тактильные, органические, обонятельные и

вкусовые ощущения. Особенности зрения и слуха будут подробно

рассмотрены при анализе механизмов человеческого восприятия.

Органические и тактильные ощущения

К органическим ощущениям относят, в первую очередь, чувство

голода, жажды, насыщения, а также комплексы болевых и половых

ощущений. Чувство голода появляется при возбуждении пищевого

центра мозга, расположенного в гипоталамусе. Электростимуляция

этого центра (при помощи вживленных туда электродов) вызывает у

животных стремление к непрерывному приему пищи, а разрушение —

к отказу от нее, то есть к гибели от истощения. Существует также

особый центр насыщения, стимуляция которого, напротив, приводит к

неутолимому голоду и к непрерывному стремлению поглощать пищу

(к булемии).

Система тактильной чувствительности (ощущения давления,

прикосновения, фактурности и вибрации) охватывает все

человеческое тело. Наибольшее скопление тактильных клеток

наблюдается на ладони, на кончиках пальцев и на губах. Тактильные

ощущения рук вместе с мышечно-суставной чувствительностью

образуют осязание, благодаря которому руки могут отражать форму и

пространственное положение предметов. Тактильные ощущения

вместе с температурными представляют собой один из видов кожной

чувствительности, дающей информацию о поверхности тел, с

которыми непосредственно контактирует человек (гладкое,

шероховатое, липкое, жидкое и т. п. ), а также информацию о

температурных параметрах этих тел и всей окружающей среды.

Общие свойства ощущений

Каждый тип ощущений дает свою специфическую информацлю, его

утрата только частично может быть компенсирована развитием

других форм чувствительности. Но в то же время имеются и общие

 

 

закономерности, характерные для всех видов ощущений. К ним

относятся пороги ощущений, их адаптация и взаимодействие,

контраст и синтезия.

Психологическая зависимость между интенсивностью

ощущения и силой вызывающего его раздражителя определяется

понятием «порог ощущений». Абсолютно низкий порог ощущений -

минимальная величина раздражителя, вызывающего едва заметное

ощущение. Наибольшая сила раздражителя, при которой еще

возникает ощущение данного вида, называется верхним абсолютным

порогом. Наименьшее изменение в силе и характере действующего

раздражителя, замечаемого человеком, называется

дифференциальным порогом, благодаря которому мы и можем

постоянно улавливать небольшие изменения параметров внешней и

внутренней среды: степень освещенности, увеличение или

уменьшение силы звука, вибрации и т. п. Пороги всех ощущений

индивидуальны для каждого человека, их характеристики

предопределены генетически, относительно стабильны, хотя и

испытывают большие возрастные колебания.

Органы чувств способны менять свои характеристики,

приспосабливаясь к изменившимся условиям. Эта способность и

называется адаптацией ощущений. Например, при переходе от света

к темноте и обратно чувствительность глаза к различным

раздражителям меняется в десятки раз. Полная зрительная адаптация

может потребовать до 40 минут, при этом может исчезать или вновь

появляться ощущение цвета: при адаптации к темноте цветовое

зрение исчезает, все воспринимается в черно-белой гамме; при

адаптации к свету человек вначале начинает воспринимать ярко-

голубые цвета, а затем оранжево-красные. Чувствительность меняется

при этом на несколько порядков. Пребывание в абсолютной темноте

повышает чувствительность к свету за 40 минут в 20 тысяч раз.

Скорость и полнота адаптации различных сенсорных систем не

одинакова: высокая адаптируемость отмечается при обонянии, в

тактильных ощущениях (человек быстро перестает замечать давление

одежды на тело) и значительно медленнее происходит зрительная и

слуховая адаптация. Наименьшей степенью адаптации отличаются

болевые ощущения: боль - это сигнал об опасных нарушениях в

работе организма, и понятно, что быстрая адаптация болевых

ощущений могла бы грозить ему гибелью.

Анализаторные системы довольно активно взаимодействуют

благодаря связям между соответствующими центрами коры головного

мозга. Общая закономерность этого взаимодействия состоит в том,

что устойчивое ослабление одних раздражителей повышает

чувствительность других сенсорных систем, и, напротив, сильные

посторонние раздражители понижают чувствительность параллельно

работающих анализаторов. Повышение чувствительности в

результате взаимодействия ощущений или появления других

раздражителей называется сенсибилизацией. Иногда под действи-

Чувственные формы освоения действительности   43

 

 

одного раздражителя могут возникать ощущения, характерные для

другого. Данное явление называется синестезией. Например, у

некоторых людей музыка вызывает цветовые ощущения, а

некоторые цветовые сочетания в свою очередь влияют на

температурную чувствительность.

              2. Сущность и основные

качества восприятия

Что такое восприятие

Прием и переработка человеком поступившей через органы чувств

информации завершается появлением образов предметов или

явлений. Процесс формирования этих образов называется

восприятием (иногда употребляется также термин «перцепция»,

«перцептивный процесс»).

Современные взгляды на процесс восприятия имеют своими

истоками две противоположные теории. Одна из них известна как

теория гештальта (образа). Приверженцы этой концепции

считали, что нервная система животных и человек воспринимает

не отдельные внешние стимулы, а их комплексы: например, форма,

цвет и движение предмета воспринимаются как единое целое, а не

по отдельности. В противоположность этой теории бихевиористы

доказывали, что реально существуют только элементарные (одно-

модальные) сенсорные функции, и приписывали способность к

синтезу только головному мозгу. Современная наука пытается

примирить эти две крайние теории. Предполагается, что

восприятие изначально носит достаточно комплексный характер,

но «целостность образа» все же является продуктом

синтезирующей деятельности коры мозга. В принципе можно

говорить о постепенном сближении этих подходов.

К основным качествам восприятия относят следующие: 1)

Восприятие зависит от прошлого опыта, от содержания

психической деятельности человека. Эта особенность называется

аперцепцией. Когда мозг получает неполные, неоднозначные или

противоречивые данные, он обычно интерпретирует их в

соответствии с уже сложившейся системой образов, знаний,

содержания и задач выполняемой деятельности, индивидуально-

психологических различий (по потребностям, склонностям,

мотивам, эмоциональным состояниям). Котята, выросшие в клетке,

где были только вертикальные линии, позднее оказались

неспособными узнавать горизонтальные. Так же и люди,

обитающие в круглых жилищах (алеуты), с трудом ориентируются

в наших домах с обилием вертикальных и горизонтальных прямых

линий. Фактор аперцепции объясняет значительные различия при

восприятии одних и тех же явлений различными людьми или

одним и тем же человеком в разных условиях и в разное время.

 

 

2) Мир, в котором мы существуем, воспринимается нами не

только как организованный, структурированный, но и как

относительно устойчивый и постоянный. За сложившимися образами

предметов восприятие сохраняет их размеры и цвет независимо от

того, с какого расстояния мы на них смотрим и под каким углом

видим. (Белая рубашка остается для нас белой и на ярком свету и в

тени. Но если бы мы видели только небольшой ее кусок через

отверстие, она показалась бы нам в тени скорее серой). Эта

особенность восприятия называется константностью.

3) Человек воспринимает мир не в виде набора несвязанных

друг с другом ощущений или состояний своих органов, а в форме

отдельных предметов, независимо от него существующих,

противостоящих ему, то есть восприятие носит предметный характер.

4) Восприятие как бы «достраивает» образы воспринимаемых

им предметов, дополняя данные ощущений необходимыми

элементами. В этом заключается целостность восприятия.

5) Восприятие не сводится только к образованию новых

образов, человек способен осознавать процессы «своего» восприятия,

что позволяет говорить об осмысленно-обобщенном характере

восприятия, его категориальности.

Восприятие движения

и пространства

В соответствии с тем, какой анализатор доминирует, различают

зрительные, слуховые, осязательные кинестезические, обонятельные и

вкусовые восприятия. С точки зрения ориентации человека в

окружающем мире особое значение имеют двигательные

(кинестезические) ощущения: зрительное восприятие связано с

перемещением глаз; во вкусовом восприятии большое значение имеет

движение языка и т. п. Движение окружающих нас предметов мы

способны воспринимать благодаря тому, что перемещение



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.