Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Виды мышления 5 страница



происходит обычно на каком-либо фоне, это позволяет сетчатке глаза

последовательно воспроизводить происходящие изменения в

положении движущихся тел по отношению к тем элементам, перед

которыми или позади которых и перемещается предмет. Интересно,

что в темноте неподвижно светящаяся точка кажется движущейся

(автокинетический эффект).

Восприятие видимого движения определяется данными о

пространственном положении объектов, то есть связано со

зрительным восприятием степени удаленности предмета и оценкой

направления, в котором расположен тот или иной предмет.

Восприятие пространства основывается на восприятии

величины и формы предметов с помощью синтеза зрительных,

мышечных и осязательных ощущений, а также на восприятии объема

и удаленности предметов, что обеспечивается бинокулярным зрением.

Чувственные формы освоения действительности   45

 

 

Восприятие времени

Сложность в объяснении того, как мы воспринимаем течение

времени, заключается в том, что восприятие времени не имеет

очевидного физического стимула. Конечно, физическое время, то есть

длительность объективных процессов, легко может быть измерено, но

длительность сама по себе не является стимулом в обычном смысле

слова, то есть нет объекта, энергия которого воздействовала бы на

некий рецептор времени (как это делают световые или звуковые

волны). Пока не удалось обнаружить механизм, прямо или косвенно

преобразующий физические интервалы времени в соответствующие

сенсорные сигналы.

Самыми популярными кандидатами на роль этого механизма

остаются связанные со временем физиологические процессы. Такими

«биологическими часами» назывались сердечный ритм и метаболизм

(то есть обменные процессы) тела. Достаточно точно установлено, что

восприятие времени меняют некоторые медикаменты, влияющие

прежде всего на ритмику нашего организма. Хинин и алкоголь

заставляют время течь медленнее. Кофеин, по-видимому, ускоряет

его, подобно лихорадке. С другой стороны, марихуана и гашиш

имеют, хотя и сильное, но непостоянное влияние на восприятие

времени, они могут приводить как к ускорению, так и замедлению

субъективного времени. Все воздействия, ускоряющие процессы в

организме, ускоряют для нас и течение времени, а физиологические

депрессанты замедляют его.

Существует тенденция переоценивать отрезки времени менее

одной секунды и недооценивать интервалы более одной секунды.

Если отметить начало и конец отрезка времени двумя щелчками, а

между ними оставить паузу (наполненный интервал), то он будет

восприниматься как более короткий по сравнению с равным ему

отрезком, заполненный серией щелчков.

Любопытно, что более коротким по времени кажется

произнесение осмысленного предложения, чем набора

бессмысленных слогов, произносимых столько же времени.

Заполненный интенсивной деятельностью временной интервал

кажется более протяженным; систематически переоцениваются (в

продолжительности) интервалы, не заполненные значительными для

человека событиями.

Мы осознаем длительность (так же как и пространство) лишь

тогда, когда существует временной интервал между моментом

пробуждения потребности и моментом ее удовлетворения, то есть

когда время мы воспринимаем как препятствие (ждем чего-то или

кого-то). В противном случае мы не обращаем внимание на

переживание нами времени. Отсюда следует основной закон

восприятия времени, сформулированный Вундтом: «Всякий раз, когда

мы обращаем свое внимание на течение времени, оно кажется

длиннее». Никогда минута не покажется нам столь длинной, как

тогда, когда мы следим за стрелкой часов, проходящей 60 делений.

 

 

Ориентировка во времени

Имеются большие индивидуальные различия в способности оценивать

время. Эксперименты показали, что одно и то же время может пройти

для десятилетнего ребенка в пять раз быстрее, чем для

шестидесятилетнего человека. У одного и того же испытуемого

восприятие времени чрезвычайно варьирует в зависимости от

душевного и физического состояния. При подавленности или

фрустрации время течет медленно. Время, насыщенное в прошлом

переживаниями, деятельностью, вспоминается как более

продолжительное, а длительный период жизни наполненный

малоинтересными событиями, вспоминается как быстро прошедший.

Протяженность времени меньше 5 минут при воспоминании обычно

кажется больше своей величины, а более длинные промежутки

вспоминаются как уменьшенные.

Наша способность судить о длительности времени позволяет

образовать временное измерение - ось времени, на которой мы более

или менее точно размещаем события. Текущий момент (сейчас)

отмечает особую точку на этой оси, события прошлого размещаются

до, а события ожидаемого будущего - после этой точки. Это общее

восприятие отношений настоящего и будущего носит название

«временной перспективы».

Основные механизмы восприятия пространства и времени

имеют, видимо, врожденный характер. В процессе жизнедеятельности

в определенных условиях они как бы надстраиваются над

параметрами этих условий, но общие структурные элементы такой

надстройки легко распадаются в качественно новых условиях.

Ошеломляющие данные дали эксперименты с полной сенсорной

изоляцией. Людей погружали в сосуд с водой при температуре

комфорта, причем они ничего не видели и не слышали, а покрытие на

их руках препятствовало получению осязательных ощущений.

Испытуемые вскоре обнаруживали, что структура их поля восприятия

начинала изменяться, все более частыми становились галлюцинации и

самовнушенные восприятия времени. Когда период изоляции

заканчивался, обычно обнаруживалась потеря способности

ориентироваться в окружающем мире. Эти люди оказывались

неспособными различать формы объектов (шар и пирамиду), а иногда

даже воспринимали эти формы в измененном виде (называли

трапецию квадратом). Они видели изменение цвета там, где оно не

происходило и т. п.

Нарушение восприятия

При резком физическом или эмоциональном переутомлении иногда

происходит повышение восприимчивости к обычным внешним

раздражителям. Дневной свет вдруг ослепляет, окраска окружающих

предметов делается необычно яркой. Звуки оглушают, хлопанье двери

звучит как выстрел, звон посуды становится невыносимым. Запахи

воспринимаются остро, вызывая сильное раздражение.

Прикасающиеся к телу ткани кажутся шероховатыми и грубыми. Эти

Чувственные формы освоения действительности   47

 

 

изменения восприятия называются гиперстезией. Противоположное

ей состояние - гипостезия, которая выражается в понижении

восприимчивости к внешним стимулам и связано с умственным

переутомлением. Окружающее становится неярким, неопределенным,

утрачивает чувственную конкретность. Предметы словно лишаются

красок, все выглядит блеклым и бесформенным. Звуки доносятся

глухо, голоса окружающих утрачивают интонации. Все кажется

малоподвижным, застывшим.

Галлюцинациями обычно называют восприятия, возникшие

без наличия реального объекта (видения, призраки, мнимые звуки,

голоса, запахи и т. п. ). Галлюцинации являются, как правило,

следствием того, что восприятие оказывается насыщенным не

внешними действительными впечатлениями, а внутренними образами.

Человеком, находящемся во власти галлюцинаций, они переживаются

как истинно воспринимаемое, то есть люди во время

галлюцинирования действительно видят, слышат, обоняют, а не

воображают или представляют. Для галлюцинирующего

субъективные чувственные ощущения являются такими же

действительными, как и исходящие из объективного мира.

Наибольший интерес вызывают обычно зрительные

галлюцинации, отличающиеся необычным многообразием: видения

могут быть бесформенными (пламя, дым, туман) или, наоборот,

казаться более четкими, нежели образы реальных предметов.

Величина видений также характеризуется большой амплитудой:

бывают как уменьшенные, так и увеличенные, гигантские. Зрительные

галлюцинации могут быть и бесцветными, но гораздо чаще у них

естественная или крайне интенсивная окраска, обычно ярко-красная

или синяя. Видения могут быть подвижными или неподвижными,

неменяющегося содержания (стабильные галлюцинации) и постоянно

меняющиеся в виде разнообразных событий, разыгрывающихся, как

на сцене или в кино (сценоподобные галлюцинации). Возникают

одиночные образы (одиночные галлюцинации), части предметов, тела

(один глаз, половина лица, ухо), толпы людей, стаи зверей,

насекомые, фантастические существа. Содержание зрительных

галлюцинаций оказывает очень сильное эмоциональное влияние:

может пугать, вызывать ужас, или, напротив, интерес, восхищение,

даже преклонение.

От галлюцинаций следует отличать иллюзии, то есть

ошибочные восприятия реальных вещей или явлений. Обязательное

наличие подлинного объекта, хотя и воспринимаемого ошибочно, -

главная особенность иллюзий, обычно разделяемых на аффективные,

вербальные (словесные) и парейдолические.

Аффективные (аффект - кратковременное, сильное

эмоциональное возбуждение) иллюзии чаще всего обусловлены

страхом или тревожным подавленным настроением. В этом состоянии

даже висящая на вешалке одежда может показаться грабителем, а

случайный прохожий - насильником и убийцей.

 

 

Вербальные иллюзии заключаются в ложном восприятии

содержания реально происходящих разговоров окружающих;

человеку кажется, что эти разговоры содержат намеки на какие-то его

неблаговидные поступки, издевательства, скрытые угрозы по его

адресу.

Очень интересны и показательны перейдолические иллюзии,

обычно вызываемые снижением тонуса психической деятельности,

общей пассивностью. Обычные узоры на обоях, трещины на стенах

или на потолке, различные светотени, воспринимаются как яркие

картины, сказочные герои, фантастические чудовища,

необыкновенные растения, красочные панорамы.

3.

Внимание

Что такое внимание?

Для восприятия любого явления необходимо, чтобы оно смогло

вызвать ориентировочную реакцию, которая и позволит нам

«настроить» на него свои органы чувств. Подобная произвольная или

непроизвольная направленность и сосредоточенность психической

деятельности на каком-либо объекте восприятия и называется

вниманием. Без него восприятие невозможно.

Природа и сущность внимания вызывают серьезные

разногласия в психологической науке. Некоторые специалисты даже

сомневаются в существовании внимания как особой самостоятельной

функции, считают его только стороной или моментом других

психических процессов. Но открытие нейронов внимания, клеток-

детекторов новизны, изучение особенностей функционирования

ретикулярной формации и особенно образования доминант,

являющихся физиологическим коррелятом внимания, позволяет

утверждать, что оно представляет собой психическое образование,

чьи структуры анатомически и физиологически относительно

независимы от сенсорных процессов. Сложности объяснения

феномена внимания вызваны тем, что оно не обнаруживается в

«чистом» виде, функционально оно всегда «внимание к чему-либо».

Поэтому внимание следует рассматривать как психофизиологический

процесс, состояние характеризующее динамические особенности

познавательных процессов. Внимание и обусловливает

избирательность, сознательный или полусознательный отбор

информации, поступающей через органы чувств.

Основные свойства

Внимание обладает определенными параметрами и особенностями,

которые во многом являются характеристикой человеческих

способностей и возможностей. К основным свойствам внимания

обычно относят следующие.

Чувственные формы освоения действительности   49

 

 

1. Концентрированность. Это показатель степени

сосредоточенности сознания на определенном объекте,

интенсивности связи с ним. Концентрированность внимания означает,

что образуется как бы временный центр (фокус) всей

психологической активности человека.

2. Интенсивность. Характеризует эффективность восприятия,

мышления и памяти в целом.

3. Устойчивость. Способность длительное время

поддерживать высокие уровни концентрированности и интенсивности

внимания. Определяется типом нервной системы, темпераментом,

мотивацией (новизна, значимость потребности, личные интересы), а

также внешними условиями деятельности человека. Устойчивость

внимания поддерживается не только новизной поступающих

стимулов, но их повторением. Например, телевизионная реклама и в

сотый раз привлекает внимание взрослого зрителя, вызывает

ориентировочную реакцию и у ребенка и даже (может быть еще в

большей степени именно в том случае) если ее содержание

совершенно нелепо. Устойчивость - временная характеристика

внимания.

4. Объем - показатель количества однородных стимулов,

находящихся в фокусе внимания. (у взрослого человека от 4 до 6

объектов, у ребенка не более 2-3). Объем внимания зависит не только

от генетических факторов и от возможностей кратковременной

памяти индивида. Имеют также значения характеристики

воспринимаемых объектов (их однородность, взаимосвязи) и

профессиональные навыки самого субъекта

. 5. Распределение, то есть способность сосредоточивать

внимание на нескольких объектах одновременно. При этом

формируется как бы несколько фокусов (центров) внимания, что дает

возможность совершать несколько действий или следить за

несколькими процессами одновременно, не теряя ни одного из них из

поля внимания. Наполеон мог, по нескольким свидетельствам,

диктовать своим секретарям смесь ответственных дипломатических

документов одновременно.

6. Переключение внимания понимается как возможность

более или менее легкого и достаточно быстрого перехода от одного

вида деятельности к другому. С переключением функционально

связаны и два разнонаправленных процесса: включение и отключение

внимания. Переключение может быть произвольным, тогда его

скорость - это показатель степени волевого контроля субъекта над

своим восприятием, и непроизвольным, связанным с отвлечением, что

является показателем либо степени неустойчивости психики, либо

свидетельствует о появлении сильных неожиданных раздражителей.

Виды внимания

Классификация основных типов внимания обычно производится

путем разделения его реакции на: а) генетически и социально

обусловленные; б) непосредственные или опосредованные; в)

происходящие автоматически или требующие волевого усилия и

контроля. В пер-

 

 

вом случае можно выделить «природный», естественный тип

внимания, связанный обычно с проявлением инстинктов размножения

и самосохранения или с саморегуляцией организма. Социально-

обусловленное внимание - продукт обучения и воспитания. Например,

голый человек, появившийся среди бела дня на центральной улице

большого города, привлечет к себе внимание не как субъект

сексуального влечения (естественный тип внимания), а скорее, как

нарушитель социального запрета, «табу», поддерживаемого основной

массой населения.

Особый интерес психологов всегда привлекало произвольное

внимание, требующее сознательного самоконтроля и сопровождаемое

чувством усилия над собой, в некотором смысле самопринуждением

индивида, который в этом случае подавляет свои непроизвольные

реакции во имя долга, высших целей, разумной необходимости.

Внезапно влетевший в аудиторию воробей вызовет непроизвольное

внимание, а попытка понять и зафиксировать содержание серьезной

лекции потребует произвольного.

Дело в том, что произвольное внимание в значительной мере и

продукт, и условие нашей цивилизации, сделавшей необходимым

непривлекательный труд - и физический, и умственный. По мнению

французского психолога Т. Рибо, до возникновения цивилизации

произвольное внимание практически не существовало. Дикарь со

страстью предается охоте, войне, игре, но постоянный труд вызывает

у него презрение. А ведь такой труд предполагает резкую конкретную

форму произвольного внимания. Даже полуцивилизованные племена

чувствуют отвращение к последовательному труду. Ч. Дарвин в

одном из путешествий в Южную Америку спросил у гаучей, занятых,

в основном, пьянством, азартными играми и воровством, почему они

не работают. Один из них ответил: «Дни слишком длинные».

Впрочем, есть основания говорить о генетической

предрасположенности к произвольному вниманию. Тот же Ч. Дарвин

заинтересовался тем, как дрессировщик обезьян отбирает своих

будущих «артистов». Оказалось, что все зависит от их способности к

вниманию. Если в то время, когда дрессировщик «говорит» с

обезьяной, объясняет ей что-то, ее внимание легко отвлекается мухой,

сидящей на стене, или подобными этому пустяками, то он делает

вывод: «воспитуемый» совершенно не способен к обучению.

Можно предположить, что предрасположенность к

произвольному вниманию является одним из факторов социального

отбора, так как оно не только условие эффективной

работоспособности нашего интеллекта, но и способствует лучшему

взаимопониманию людей, предотвращает ненужные конфликты

между ними, то есть дает человеку определенные дополнительные

шансы для успешной социальной адаптации.

Чувственные формы освоения действительности   51

 

 

ПРОВЕРЬ СВОИ ЗНАНИЯ

1. Вопросы для повторения.

1. 1. Каково значение ощущений в жизни человека? Как они сформировались?

1. 2. Каковы виды и функции ощущений?

1. 3. В чем состоит специфика каждого вида ощущений?

1. 4. Чем отличается восприятие от ощущений?

1. 5. В чем особенности восприятия движения, пространства и времени?

1. 6. Какие факторы влияют на характер восприятия?

1. 7. Что такое внимание, каковы его признаки и свойства? От чего зависит

реакция внимания?

1. 8. Чем определяется отбор информации, поступающей в мозг из окружающей

среды?

1. 9. Чем различаются «низшие» и «высшие» формы

внимания? 2. Верно или нет? Почему?

2. 1. Наше восприятие окружающего зависит от нашей культуры и опыта.

2. 2. При истолковании элементов восприятия наш мозг выбирает самый сложный

вариант.

2. 3. Чаще всего наш мозг способен сознательно расшифровать сигналы,

одновременно поступающие по разным каналам восприятия.

2. 4. Экстрасенсорное восприятие пока еще не рассматривается как серьезный

объект научного исследования.

2. 5. Последние эксперименты подтвердили наличие патологических эффектов при

сенсорной изоляции.

3. Выберите правильный ответ.

3. 1. Органы чувств ребенка начинают функционировать

а) у большинства до рождения;

б) с момента рождения;

в) в первые недели после рождения;

г) на втором месяце после рождения.

3. 2. Наше восприятие мира связано:

а) с культурой, к которой мы принадлежим;

б) с практикой;

в) с опытом;

г) все эти ответы верны.

3. 3. Принцип дополнения состоит в том, что мозг стремится:

а) сгруппировать близко расположенные элементы;

б) сгруппировать сходные элементы;

в) дополнить плохо очерченный контур;

г) все ответы верны.

3. 4. Воздействие на объект имеют тем больше шансов привлечь внимание, чем

они: а) новее; б) сложнее; в) интенсивнее; г) связаны с нашими потребностями

3. 5. Физиологический порог:

а) представляет собой процесс чувствительности рецептора;

б) определен генетически;

в) зависит от возраста;

г) все ответы верны.

ЛИТЕРАТУРА

1. Адам Д. Восприятие, сознание, память. М., 1983.

2. Брунер Д. С. Психология познания. М., 1977.

3. Величковский Б. М., Зинченко В. П., Лурия А. Р. Психология восприятия. М.,

1973.

4. Гальперин П. Я. Введение в психологию. М., 1976.

5. Годфруа Ж. Что такое психология. Т. 1. Гл. 5. М., 1994.

6. Гороболин Ф. Н. Внимание и его воспитание. М., 1972.

 

 

7. Грегори Р. Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятиа М., 1970.

8. Джемс В. Научные основы психологии. Гл. 1-8. М., 1993. *

9. Казаков В. Г., Кондратьева Л. Л. Психология. Гл. 6-7. М., 1989.

10. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. Введение в

психологию. М., 1974.

11. Ловиненко А. Д. Психология восприятия. М., 1987.

12. Лурия А. Р, Ощущение и восприятие. М., 1975.

13. Немов Р. С. Психология. Т. 1. Гл. 7-8. М., 1994.

14. Общая психология. М., 1986.

15. Психологический словарь. М., 1990.

16. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2-х т. Т. 1. М., 1989.

17. Хрестоматия по вниманию. МГУ, 1976.

18. Хрестоматия по ощущению и восприятию. МГУ, 1975.

СЛОВАРЬ К ТЕМЕ

Абсолютный порог - минимальная интенсивность физического стимула,

необходимая для возникновения ощущения.

Автокинетическое движения - иллюзия движения, создаваемая, например,

неподвижной световой точкой в темной комнате. Эффект усиливается при

отсутствии зрительного фона.

Адаптация - приспособление органов чувств к особенностям действующих на

них стимулов, к условиям окружающей среды.

Апперцепция - свойство психики человека, выражающее зависимость восприятия

предметов и явлений от предшествующего опыта воспринимающего субъекта

и от личных особенностей его психической деятельности.

Белый шум ~ сложная смесь звуковых волн всех частей, аналогичная белому

цвету.

Вестибулярные ощущения - ощущения движения и равновесия. Вызываются

движением жидкости в полукружных каналах внутреннего уха.

Внимание - состояние психологической концентрации, сосредоточенности на

каком-то объекте

Восприятие - процесс приема и переработки человеком информации,

поступающей в мозг через органы чувств.

Дифференциальный порог - минимальная разница между стимулами, которая

может быть воспринята.

Дополнительные цвета - цвета, расположенные на противоположных концах

диаметра цветового круга, например, красный и зеленый, желтый и голубой.

При смещении в равных пропорциях дают ахроматический серый цвет.

Замыкание - тенденция воспринимать определенные фигуры скорее

законченными, замкнутыми, чем незаконченными. Например, круг с

небольшим пробелом воспринимается как целая замкнутая фигура.

Индуцированное движение - кажущееся движение неподвижного объекта,

вызываемое движением других объектов, окружающих его.

Кинестетические ощущения - ощущения, возникающие от движения тела и

мышечного напряжения.

Контраст - явление, при котором воспринимаемое различие значительно

больше, чем его физическая основа.

Объем восприятия - максимальное количество объектов, которые могут быть

восприняты в течение короткой экспозиции, не допускающей движений глаз

или пересчета предметов.

Относительное движение (двигательный параллакс) - видимое перемещение

более близких объектов вправо и более удаленных влево, если голова

движется влево (и наоборот).

Перцептивный - относящийся к восприятию.

Реакция - ответ организма на какой-либо раздражитель.

Сенсорный (экстра-сенсорный) ~ связанный с работой органов чувств.

Сенсопатии ~ нарушение восприятия.

 

 

С

       тема 4

оотношение

субъективной

и объективной реальности:

рациональные формы

освоения

действительности

1. Память 2.

Мышление

1.

Память

Все, что происходит в нашей психике, в каком-то смысле в ней и

остается. Иногда - навсегда. Остается как «след» прошедшего, его

знак, шифр, образ. Каждый из нас может подтвердить, что повторно

воспринимаемое и переживаемое осознается нами именно как

повторение «известного», то есть мы готовы утверждать, что это уже

было.

Способность постоянно накапливать информацию, являющаяся

важнейшей особенностью психики носит универсальный характер,

охватывает все сферы и периоды психической деятельности и во

многих случаях реализуется автоматически, почти бессознательно. В

качестве примеров можно привести и ставшие в психологии

классическими две достоверные истории. Совершенно неграмотная

женщина заболела и в лихорадочном бреду громко выкрикивала

латинские и греческие изречения, смысла которых явно не понимала.

Оказалось, что в детстве она служила у пастора, имевшего

обыкновение заучивать вслух цитаты античных классиков. Женщина

невольно запомнила их навсегда, о чем, впрочем, до болезни сама не

подозревала. Человек, которого гипнотизировали в аптеке, правильно

воспроизвел наизусть сотни надписей на лекарственных упаковках,

хотя и не имел никакого отношения к медицине.

Память есть у всех живых существ. Появились данные о

способности к запоминанию даже у растений. В самом широком

смысле память можно определить как механизм фиксации

информации, приобретенной и используемой живым организмом.

Человеческая память - это прежде всего накопление, закрепление,

сохранение и последующее воспроизведение человеком своего опыта,

то есть всего, что с ним произошло. Память - это способ

существования психики во времени, удержание прошлого, то есть

того, чего уже нет в настоящем. Поэтому память - необходимое

условие единства человеческой психики, нашей психологической

идентичности. -

 

 

Структура памяти

Большинство психологов признает существование нескольких

уровней памяти, различающихся по тому, как долго на каждом из них

может сохраняться информация. Первому уровню соответствует

непосредственный или сенсорный тип памяти. Ее системы

удерживают довольно точные и полные данные о том, как

воспринимается мир нашими органами чувств на уровне рецепторов.

Длительность сохранения данных 0, 1-0, 5 секунд.

Обнаружить, как действует наша сенсорная память, несложно.

Закройте глаза, затем откройте их на мгновение и закройте снова.

Проследите, как увиденная вами четкая, ясная картина сохраняется

некоторое время, а потом медленно исчезает. Можно просто поводить

карандашом или пальцем взад и вперед перед глазами, глядя прямо

перед собой. Обратите внимание на расплывчатый образ, следующий

за движущимся предметом. Это — содержание сенсорной памяти.

Если полученная таким образом информация привлечет внимание

высших отделов мозга, она будет храниться еще около 20 секунд (без

повторения или повторного воспроизведения сигнала, пока мозг ее

обрабатывает и интерпретирует). Это второй уровень -

кратковременная память.

Информация, подобная нескольким последним словам

предложения (которое вы только что услышали или прочитали),

номерам телефонов, чьим-нибудь фамилиям, может быть удержана

кратковременной памятью в очень ограниченном объеме: пять-девять

цифр, букв или название пяти-девяти предметов. И только делая

сознательные усилия, вновь и вновь повторяя материал,

содержащийся в кратковременной памяти, его можно удержать на

неопределенно долгое время. Следовательно, кратковременная память

все же поддается сознательной регуляции, может контролироваться

человеком. А «непосредственные отпечатки» сенсорной информации

повторить нельзя, они сохраняются лишь десятые доли секунды и

продлить их психика возможности не имеет. Кратковременная память

позволяет человеку перерабатывать колоссальный объем

информации, не перегружая мозг, благодаря тому, что она отсеивает

все ненужное и оставляет потенциально полезное, необходимое для

решения сиюминутных (актуальных) проблем (оперативная память).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.