Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Виды мышления 2 страница



психологии. В ее основе лежит идея элементов сознания

(ощущений, образов, чувств) и структурных отношений.

Структура, по Титченеру, выявляется интроспекцией -

наблюдением субъекта за актами собственного сознания.

Возникновение психологии в России

Основоположником отечественной научной психологии считается

И. М. Сеченов (1829-1905). В его книге «Рефлексы головного

мозга» (186В) основные психологические процессы получают

физиологическую трактовку. Их схема такая же, что и у рефлексов:

они берут начало во внешнем воздействии, продолжаются

центральной нервной деятельностью и заканчиваются ответной

деятельностью - движением, поступком, речью. Такой трактовкой

Сеченов предпринял попытку «вырвать» психологию из круга

внутреннего мира человека. Однако при этом была недооценена

специфика психической реальности в сравнении с

физиологической ее основой, не учтена роль культурно-

исторических факторов в становлении и развитии психики

человека. Важное место в истории отечественной психологии

принадлежит Г. И. Челпанову (1862-1936). Его главная заслуга

состоит в создании в России психологического института (1912).

Экспериментальное направление в психологии с использованием

объективных методов исследования развивал В. М. Бехтерев (1857-

1927). Усилия И. П. Павлова (1849-1936) были направлены на

изучение условно-рефлекторных связей в деятельности организма.

Его работы плодотворно повлияли на понимание физиологических

основ психической деятельности, однако собственной

психологической концепции И. П. Павлов не создал.

ПРОВЕРЬ СВОИ ЗНАНИЯ

1. Назови три начала человеческой души в истолковании Платона. Как мыслит

Платон связь души с телом?

2. В чем состоит особенность понимания души Аристотеля (в сравнении с

платоновским)?

3. Почему в средние века изучение душевной жизни было подчинено задачам

богословия? Кто и когда ввел термин «психология»?

4. В чем состоит дуализм учения Р. Декарта о душе и теле?

5. Как предполагал преодолеть дуализм души и тела Б. Спиноза?

6. Кто первым ввел понятие о бессознательном для характеристики психики

человека?

7. Кто является автором положения о том, что все идеи происходят из опыта?

8. Чем известен в истории психологии английский врач и священник Д. Гартли?

 

 

9. В чем состоит основная идея ассоциативной психики?

10. Раскрой принцип структурной психологии. Кто был ее основателем и лидером?

11. В чем суть интроспекции как психологического метода?

12. Назови и оцени заслуги русских исследователей конца XIX — начала XX веков

в области психических явлений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ждан А. Н. История психологии. От античности до наших

дней. -М., 1990.

2. Немов Р. С. Психология (учебник). Кн. 1. М., 1994, разд. 4, гл. 24.

3. Психология. Словарь. - М., 1990.

4. Соколова Е. Е. Тринадцать диалогов о психологии. Хрестоматия. - М.,

1994, диалоги 1-6.

5. Ярошевский М. Г. История психологии. - М., 1985.

              3 Основные направления в

психологии XX века.

В начале XX в. в психологии возникает кризисная ситуация: не дал

заметных результатов метод интроспекции; не удалось уточнить

специфику психической реальности, решить проблему связи

психических явлений с физиологическими, обнаружился

значительный разрыв между психологической теорией и данными

экспериментальной работы. Попытки преодоления этого кризиса

привели к формированию нескольких влиятельных школ

(направлений) в психологической науке.

Бихевиоризм

Основоположником данного направления является американский

ученый Д. Уотсон (1878-1958). Психология как наука должна

заниматься не сознанием, душевными явлениями, которые

недоступны научному наблюдению, а поведением. Уотсон считает,

что основная задача бихевиоризма (от англ, behaviour - «поведение»)

заключается в накоплении наблюдений над поведением с таким

расчетом, чтобы можно было сказать наперед, какая будет реакция

человека на соответствующую ситуацию (стимул). Поведение

является или результатом научения - индивидуально приобретенного

путем слепых проб и ошибок, или заученного репертуара навыков. Э.

Толмен, К. Халл и Б. Скиннер - последователи Уотсона, - пришли к

выводу, что все-таки связи между стимулами и поведенческими

реакциями не являются прямыми. Они опосредованы

«промежуточными переменными» - знаниями, контролирующим

механизмом и др. Однако трактуются эти механизмы по аналогии со

счетно-решающим устройством ЭВМ, т. е непсихологически. Тем не

менее идеи бихевиоризма оказали благотворное влияние на

лингвистику, антропологию, социологию, стали одним из истоков

кибернетики, внесли вклад в разработку проблемы научения.

 

 

Предмет и методы психологии

 

 

 

Гешталътпсихология

Возникла в Германии благодаря усилиям Т. Вертгеймера, В. Келера и

К. Левина, выдвинувших программу изучения психики с точки зрения

целостных структур (гештальтов). Гештальтпсихология выступила

против ассоциативной психологии В. Вундта и Э. Титченера,

трактовавшей сложные психические феномены в качестве

выстроенных из простых по законам ассоциации. Понятие о

гештальте (от нем. «форма») зародилось при изучении сенсорных

образований, когда обнаружилась «первичность» их структуры по

отношению к входящим в эти образования компонентам

(ощущениям). Например, хотя мелодия при ее исполнении в

различных тональностях и вызывает различные ощущения, она

узнается как одна и та же. Аналогично трактуется и мышление: оно

состоит в усмотрении, осознании структурных требований элементов

проблемной ситуации, и в действиях, которые соответствуют этим

требованиям (В. Келер). Построение сложного психического образа

происходит в инсайте - особом психическом акте мгновенного

схватывания отношений (структуры) в воспринимаемом поле. Свои

положения Гештальтпсихология противопоставила также

бихевиоризму, который объяснял поведение организма в проблемной

ситуации перебором «слепых» двигательных проб, лишь случайно

приводящих к успеху. Заслуги геш-тальтпсихологии состоят в

разработке понятия психологического образа, в утверждении

системного подхода к психическим явлениям.

Глубинная психология

В 1896 г. возникло направление в психологической теории и практике,

положившее начало тому, что сейчас называют глубинной

психологией. У ее истоков стоял австрийский психиатр и психолог 3.

Фрейд (1856-1939). Начав свои исследования как физиолог и врач-

невропатолог, Фрейд пришел к выводу, что физиологический подход

к психике недостаточен^ и предложил свою систему анализа

душевной жизни человека, названную им психоанализом. С

топической (структурной) точки зрения психика содержит, по

Фрейду, три образования: «Я», «Сверх-Я» и «Оно». Две последние

системы локализованы в слое первичного психического процесса - в

бессознательном. «Оно» - это место сосредоточения двух групп

влечений: а) влечения к жизни, или эроса, куда входят сексуальные

влечения и влечение к самосохранению «Я»; б) влечение к смерти, к

разрушению - танатоса. «Оно» составляет движущую силу поведения,

источник психической энергии, мощное моти-вационное начало. «Я» -

это вторичный, поверхностный слой душевного аппарата, именуемый

обычно сознанием. «Я» воспринимает информацию об окружающем

мире и состоянии организма. Его основная функция — соизмерять

вышеназванные влечения с требованиями враждебной индивидууму

социальной сферы в интересах его самосохранения. Систему

требований «Я» к «Оно» составляет «Сверх-Я» —

 

 

внутренний «надзиратель», «критик», источник нравственного

самоограничения личности. Данный слой психики формируется

большей частью бессознательно в процессе воспитания (прежде всего

в семье) и проявляется в виде совести.

В динамическом плане названные уровни личности

характеризуются конфликтом между сознательным и

бессознательным. Бессознательные влечения, по словам Фрейда, «по

природе своей достойны осуждения», подавляются энергией «Сверх-

Я», что создает невыносимое для человека напряжение. Последнее

может быть частично снято с помощью бессознательных защитных

механизмов — вытеснения, рационализации, сублимации и регрессии.

Задача психоаналитика, как психотерапевта, усматривается Фрейдом в

том, чтобы выявить посредством анализа свободно всплывающих

ассоциаций и сновидений пациента травмирующие его переживания, а

затем помочь ему осознать их и, значит, освободиться от них.

3. Фрейд ввел в психологию ряд важных тем: бессознательная

мотивация, защитные механизмы психики, роль сексуальности в ней,

влияние детских психических травм на поведение в зрелом возрасте и

др. Однако уже его ближайшие ученики пришли к выводу, что не

сексуальные влечения, по преимуществу, чувство неполноценности и

необходимость компенсировать этот дефект (А. Адлер), либо

коллективное бессознательное (архетипы), вобравшее в себя

общечеловеческий опыт (К. Юнг), определяют психическое развитие

личности. Адлер, основатель так называемой «индивидуальной

психологии», отмечал отсутствие жесткой границы и антагонизмов

между сознанием и бессознательным. Юнг в своем учении, названном

им же аналитической психологией, «смотрел на человека в свете того,

что есть в нем здорового и крепкого, нежели с точки зрения его

пороков».

Связать природу бессознательного ядра психики человека с

социальными условиями его жизни пытались К. Хорни, Г. Салливен и

Э. Фромм - реформаторы психоанализа Фрейда (неофрейдисты).

Человеком движут не только биологические предопределенные

бессознательные побуждения, но и приобретенные стремления к

безопасности и самореализации (Хорни), образы себя и других,

сложившиеся в раннем детстве (Салливен) влияния

социоэкономической структуры общества (Фромм).

Когнитивная психология

Ее представители У. Найссер, А. Пайвио и др. отводят в поведении

субъекта решающую роль знаниям (от лат. cognito - знание). Для них

центральным становится вопрос об организации знания в памяти

субъекта, о соотношении вербальных (словесных) и образных

компонентов в процессах запоминания и мышления. Эта психология

возникла под определенным влиянием теоретико-информационного

подхода. Основное понятие когнитивной психологии - «схема». Она

Предмет и методы психологии   19

 

 

представляет собой имеющейся в голове человека план сбора и

программу переработки информации об объектах и событиях.

Восприятие, память, мышление и другие познавательные процессы

определяются схемами так же, как устройство организма

генотипом.

В итоге когнитивной психологией были выявлены

важнейшие свойства, присущие познавательной деятельности:

избирательность, определяемость средой, неполнота

познавательных схем и др.

Гуманистическая (экзистенциальная) психология

Ее виднейшие представители Г. Оллпорт, Г. А. Мюррей, Г. Мэрфи,

К. Роджерс, А. Маслоу предметом психологических исследований

считают здоровую творческую личность человека. Целью такой

личности является не потребность в гомеостазе, как считает

психоанализ, а самоосуществление, самоактуализация, рост

конструктивного начала человеческого «Я». Человек открыт миру,

наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации.

Любовь, творчество, рост, высшие ценности, смысл - именно эти и

близкие им понятия характеризуют базисные потребности

человека. Как отмечает В. Франкл, автор концепции логотерапии,

при отсутствии или потере интереса к жизни, человек испытывает

скуку, предается пороку, его поражают тяжелые неудачи. В

соответствии с этими представлениями гуманистическая

психология разрабатывает рецепты психического благополучия

личности.

Своеобразной ветвью гуманистической психологии можно

также считать духовную (христианскую) психологию. Считая не-.

правомерным ограничение предмета психологии явлениями

душевной жизни, она обращается к области духа. Дух есть сила

самоопределения к лучшему, дар усилить и преодолеть то, что

отвергается. Духовность открывает человеку доступ к любви,

совести и чувству долга. Она помогает человеку преодолеть в себе

кризис безосновнос-ти, призрачности своего существования.

Отечественная психологическая мысль в XX веке

Значительный вклад в развитие психологии XX в. внесли наши

ученые Л. С. Выготский (1896-1934), А. Н, Леонтьев (1903-1979),

А. Р. Лу-рия (1902-1977) и П. Я. Гальперин (1902-1988). Л. С.

Выготский ввел понятие о высших психических функциях

(мышление в понятиях, разумная речь, логическая память,

произвольное внимание) как специфически человеческой,

социально-обусловленной форме психики, а также заложил основы

культурно-исторической концепции психического развития

человека. Названные функции первоначально существуют как

формы внешней деятельности, и лишь позже -как полностью

внутренний (интрапсихический) процесс. Они происходят из форм

речевого общения между людьми и опосредованы знаками языка.

Система знаков определяет поведение в большей

 

 

степени, чем окружающая природа, поскольку знак, символ содержит

в свернутом виде программу поведения. Развиваются высшие

психические функции в процессе научения, т. е. совместной

деятельности ребенка и взрослого.

А. Н. Леонтьев провел цикл экспериментальных исследований,

раскрывающих механизм формирования высших психических

функций как процесс «вращивания» (интериоризации) высших форм

орудийно-знаковых действий в субъективные структуры психики

человека. А. Р. Лурия особое внимание уделял проблемам мозговой

локализации высших психических функций и их нарушений. Он

явился одним из создателей новой области психологической науки -

нейропсихологии.

П. Я. Гальперин рассматривал психические процессы (от

восприятия до мышления включительно) как ориентировочную

деятельность субъекта в проблемных ситуациях. Сама психика в

историческом плане возникает лишь в ситуации подвижной жизни для

ориентировки на основе образа и осуществляется с помощью

действий в плане этого образа. П. Я. Гальперин - автор концепции

поэтапного формирования умственных действий (образов, понятий).

Практическая реализация этой концепции позволяет существенно

повысить эффективность обучения.

ПРОВЕРЬ СВОИ ЗНАНИЯ

1. Назови (перечисли) наиболее значительные школы (направления)

психологической науки в XX веке и имена их виднейших представителей.

2. В чем состоит основной метод бихевиоризма (выбери правильный, на твой

взгляд, ответ):

а) интроспекция, т. е. целенаправленное самонаблюдение за психическими

процессами;

б) создание математических моделей психических процессов;

в) наблюдение и экспериментальное изучение реакций организма в ответ на

воздействие окружающей среды. Отметь недостатки бихевиоризма и его

достоинства.

3. Охарактеризуй понятие «гештальт». Какие наблюдения (опыты) послужили

основой для введения этого понятия?

Каково значение слова «инсайт»? В чем заключается несомненная заслуга геш-

тальтпсихологии?

4. Как называется система анализа душевной жизни, предложенная 3. Фрейдом?

Охарактеризуй общую структуру психики человека, как она представлена в

психоанализе.

5. Какова, по мнению Фрейда, роль «Оно», «Я» и «Сверх-Я» в психике человека?

Как 3. Фрейд мыслил отношения между сознанием и бессознательным

содержанием психики?

6. Какие положения психоанализа не устраивали учеников Фрейда - А, Адлера и К.

Юнга? Что они предложили «взамен»?

7. Что такое неофрейдизм? Назови его важнейших представителей и кратко

охарактеризуй их взгляды.

8. В чем состоит своеобразие когнитивной психологии? Охарактеризуй ее

основное понятие «схема».

9. К каким сторонам душевной жизни человека обращается гуманистическая

психология? Сравни ее в этом плане с глубинной психологией.

10. Охарактеризуй вклад в развитие психологии XX в. отечественных ученых.

Предмет и методы психологии   21

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М., 1960.

2. Гальперин П. Я. Введение в психологию. М., 1976.

3. Ждан А. Н. История психологии. От античности до наших дней. М., 1990.

4. Краткий психологический словарь. М., 1985.

5. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1959.

6. Лурия А. Р Язык и сознание. М., 1979.

7. Немов Р. С. Психология (учебник). Кн. 1. разд. IV, гл. 24. М., 1994.

8. Ничипоров Б. В. Введение в христианскую психологию. М., 1994.

9. Ольшанский В. Б. Практическая психология для учителей. М., 1994.

10. Психология: Словарь. М., 1990.

11. Франкл В. Человек в поиске смысла. М., 1990.

12. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М.: Наука, 1989.

13. Фромм Э. Душа человека. М., 1992,

14. Хрестоматия по истории психологии: Период открытого кризиса:

начало 10-х - середина 30-х годов XX века. М., 1980.

15. Ярошевский М. Г. История психологии. М., 1985.

            4. Методы

психологического исследования

Общие положения

В психологии, как и в других науках, для получения фактов, их

обработки и объяснения используется определенная совокупность

методов (приемов) исследования.

Все применяемые в психологическом исследовании методы

можно подразделить на четыре группы: 1) организационные методы;

2) эмпирические способы добывания научных данных; 3) приемы

обработки данных; 4) интерпретационные методы.

 К организационным относятся действующие на протяжении

всего исследования сравнительный, лонгитюдный и комплексный

методы; к эмпирическим способам добывания научных данных -

обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение),

экспериментальные методы (лабораторный, естественный,

формирующий или психолого-педагогический эксперименты),

психодиагностические методы (тесты стандартизованные и

прожективные, анкеты современных типов, социометрия, интервью и

беседа), праксиомет-рические, т. е. приемы анализа процессов и

продуктов деятельности (хронометрия, циклография,

профессиографические описания, оценка изделий и выполненных

работ и т. п. ), биографические методы (анализ фактов, дат и событий

жизненного пути человека, документации, свидетельств и т. д. ); к

приемам обработки данных - количественный (математико-

статистический) и качественный анализ, в том числе дифференциация

материала по типам, группам, вариантам и составление

психологической казуистики, т. е описание случаев, как наиболее

полно выражающих типы и варианты, так и являющихся

исключениями или нарушениями общих правил;

 

 

к интерпретационным методам - различные варианты генетического

(анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз,

стадий, критических моментов и т. п. ) и структурного (установление

структурных связей между всеми характеристиками психики)

методов. Рассмотрим подробнее ряд организационных и

эмпирических способов добывания научных данных.

Организационные методы

Сравнительный метод - (метод «поперечного среза») заключается в

сопоставлении различных групп людей по возрасту, образованию,

деятельности и общению. Например, две большие группы людей,

одинаковых по возрасту и полу (студенты и рабочие), исследуются

одними и теми же эмпирическими способами добывания научных

данных, и полученные данные сопоставляются между собой.

Лонгитюдный метод (метод «продольного среза») состоит в

многократных обследованиях одних и тех же лиц на протяжении

длительного времени. К примеру, многократное обследование

студентов на протяжении всего срока обучения в вузе.

Комплексный метод - способ изучения, при котором в

исследовании участвуют представители различных наук, что

позволяет устанавливать связи и зависимости между явлениями

разного рода, например, физиологическим, психическим и

социальным развитием личности.

Эмпирические методы

Обсервационные

методы

Наблюдение (внешнее) - метод, состоящий в преднамеренном,

систематическом, целенаправленном и фиксируемом восприятии

внешних проявлений психики.

Самонаблюдение (интроспекция) - наблюдение человека за

собственными психическими явлениями.

Экспериментальные методы

Эксперимент отличается от наблюдения активным вмешательством в

ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное

манипулирование некоторыми факторами и регистрацию

соответствующих изменений в состоянии и поведении изучаемого.

Лабораторный эксперимент осуществляется в искусственных

условиях, как правило, с применением специальной аппаратуры, со

строгим контролем всех влияющих факторов.

Естественный эксперимент - психологический эксперимент,

включенный в деятельность или общение незаметно для испытуемого.

Формирующий (обучающий) эксперимент - метод

исследования и формирования психического процесса, состояния или

качества личности.

Предмет и методы психологии   23

 

 

Психодиагностические методы

Тест - система заданий, позволяющих измерить уровень развития

определенного качества (свойства) личности.

Тесты достижений - одна из методик психодидгностики,

позволяющая выявить степень владения испытуемым

конкретными знаниями, умениями, навыками.

Тесты интеллекта - методика психодиагностики для

выявления умственного потенциала индивида.

Тесты креативности - совокупность методик изучения и

оценки творческих способностей.

Тесты личностные - методика психодиагностики для

измерения различных сторон личности индивида.

Тесты прожективные (проективные) - совокупность

методик для целостного изучения личности, основанного на

психологической интерпретации, т. е. осознанном или

неосознанном перенесении субъектом собственных свойств и

состояний на внешние объекты под влиянием доминирующих

потребностей, смыслов и ценностей.

Анкета - методическое средство для получения первичной

социально-психологической информации на основе вербальной

(словесной) коммуникации, представляющее опросный лист для

получения ответов на заранее составленную систему вопросов.

Социометрия - метод психологического исследования

межличностных отношений в группе с целью определения

структуры взаимоотношений и психологической совместимости.

Интервью - метод социальной психологии, заключающийся

в сборе информации, полученной в виде ответов на поставленные,

как правило, заранее сформулированные, вопросы.

  Беседа - метод, предусматривающий прямое или косвенное

получение психологической информации путем речевого общения.

Эффективное применение эмпирического метода зависит от

того, насколько он валиден (соответствует тому, для получения и

оценки чего он изначально предназначался) и надежен (позволяет

получать одни и те же результаты при повторном и многократном

использовании).

ПРОВЕРЬ СВОИ ЗНАНИЯ.

1. На какие группы можно разделить методы психологического исследования?

2. Чем сравнительный метод отличается от лонгитюдного?

3. В чем особенности комплексного метода?

4. Чем отличается внешнее наблюдение от самонаблюдения?

5. В чем различие между наблюдением и естественным экспериментом,

лабораторным и формирующим экспериментом?

6. Какие психодиагностические методы ты знаешь?

7. Что такое праксиометрические методы, моделирование и биографические

методы в психологическом исследовании?

8. Каковы приемы обработки данных и интерпретационные методы психологии?

9. Определи, какие методы обозначены римскими цифрами (I), (II), (III).

- Отличием метода (I) от иных методов выступают невмешательство исследователя

в

протекание изучаемых психических явлений.

 

 

- Использование метода (II) предполагает такое, хотя и незаметное для

испытуемых, вмешательство ради создания условий, в которых изучаемые

психические явления и механизмы предстали бы в наиболее чистом виде.

- В основном метод (III) аналогичен методу (II), однако при его использовании

испытуемые знают, что являются таковыми. 10. Определи, к какому из

ниженазванных методов психологии относится положение:

- Испытуемому предъявляется специально подобранное кратковременное задание,

выполнение которого зависит от наличия у испытуемого определенных качеств -

1) анкета; 2) тест; 3) интервью; 4) социометрия; 5) беседа.

ЛИТЕРАТУРА

1. Айзенк Г. Проверьте свои способности. Педагогика-Пресс, 1992.

2. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М.,

1977. С. 289-302.

3. Асеев В. Г. Возрастная психология. Иркутск. 1989. С. 9-31.

4. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической

диагностике. Киев, 1989.

5. Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии: Информ. -метод.

материалы к курсу «Общ. психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов».

М., 1986. С. 24-42.

6. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. М., 1988.

7. Лучшие психологические тесты. Петрозаводск, 1992.

8. Немов Р. С. Психология. Учеб. для студентов пед. учеб,

заведений. В 2-х кн. Кн. 1. М., 1994. С. 15-24.

9. Общая психология М., 1986. С. 30-62.

10. Предчувствие портрета: Сб. тестов. Екатеринбург, 1992.

11. Психологические тесты для деловых людей. М., 1994.

12. Психология. Словарь/Под общ ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.,

1990. С. 22, 28, 37, 40, 55, 77, 89, 145-146, 149, 160, 166, 184, 197, 21-212, 214, 216,

227, 259, 275, 285, 295, 302, 309, 338, 340, 351, 352, 375, 378, 396, 449, 457-458.

13. Сборник тестов по отбору кандидатов при приеме на работу (методика

США). Воронеж, 1992.

14. Тесты для делового человека и для всех. Пермь, 1995.

15. Тесты, тесты, тесты. М., 1990.

СЛОВАРЬ К ТЕМЕ

Аналитическая психология — одна из разновидностей глубинной психологии,

созданная швейцарским психологом К. Юнтом, учеником 3. Фрейда. Целью

психического развития человека Юнг считал индивидуацию - творческую

реализацию индивидом коллективного бессознательного, в котором запечатлен

опыт предшествующих поколений.

Аристотель (384-322 гг. до н. э. ) - древнегреческий философ, создатель первой

психологической системы, изложенной им в трактате «О душе».

Ассоциативная психология - одно из направлений психологической мысли, согласно

которому сложные психические образования (представления, мысли) возникают из

простых (ощущений) посредством ассоциаций.

Ассоциация - связь между психическими явлениями, при которой наличие одного из

них влечет за собой появление другого.

Бессознательное - совокупность психических процессов, неосознаваемых и

неконтролируемых самим человеком (субъектом).

Бихевиоризм ~ направление в психологии XX века, пытающееся объяснить поведение

человека в обход его сознания, психики, принимающее во внимание лишь связь

реакций организма на стимулы внешней среды.

Вытеснение (в психоанализе) - один из видов психологической защиты, когда

неприемлемые для индивида мысли, переживания «изгоняются» из сознания в

сферу бессознательного.

Предмет и методы психологии   25

 

 

Гештальт - устойчивый способ организации целого, его изменяющихся частей.

Гештальтпсихология - направление в психологии, согласно которому

структурная (системная) организация сложных психических образований



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.