Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 7 страница



                                      (Фукидид, I. 70).   

 

Во времена Платона Гиппий в согласии с народным чувствами говорил: Самое лучшее для каждого   человека, всегда и везде пользоваться богатством, здоровьем, уважением среди эллинов, дожить таким образом до старости и, устроив прекрасные похороны своим родителям, быть прекрасно и великолепно погребенным своими потомками.  

                                                    (Геродот, I. 30).

 

…Не заходи ни в корчму, разогретую жарко, ни в кузню

Зимней порою, когда человеку работать мешает

Холод: прилежный работу найдет и теперь себе дома.

Бойся, что бы бедность жестокой зимою тебя не настигла:

Будешь ты тискать рукой исхудалой опухшие ноги.

Часто лентяй, исполненья надежды пустой ожидая,

Впавши в нужду, на дела нехорошие сердцем склонялся.

Трудно тому бедняку, кто в корчмах заседает, надеждой,

Тешится доброй, когда он и хлеба куска не имеет.

Предупреждай домочадцев, когда ещё лето в разгаре:

«Помните, лето не вечно продлится, - готовьте запасы! »

Месяц очень плохой – ленеон, для скотины тяжелый,

Бойся его и жестоких морозов, которые почву

Твердою кроют корой под дыханием ветра Борея.

                (Гесиод. Труды и дни. 499-500)

                                      

 

К теме: Повседневная жизнь древних греков

 

Когда унесены были столы, совершены возлияния, пропет пеан и приступили к вину, явился сиракузянин, который привел искусную флейтистку-танцовщицу, замечательную своими фокусами, и очень красивого мальчика, хорошего игрока на лире и плясуна…. Когда флейтистка стала играть на флейте, а мальчик на лире, и оба они, по-видимому, повлияли на веселое расположение духа гостей, Сократ сказал: Каллий, клянусь Зевсом,  твое угощение великолепно, ты не только поставил перед нами безукоризненный обед, но ещё доставляешь высокое наслаждение для нашего зрения и слуха…. Затем мальчик настроил кифару под флейту и вместе с флейтисткой начал играть и петь.  

 

                            (Ксенофонт. Пир. II).

Что же сухо в чаше дно?

Наливай мне, мальчик резвый,

Только пьяное вино

Раствори водою трезвой,

Мы не скифы, не люблю,

Други, пьянствовать бесчинно,

Нет, за чашей я пою

Иль беседую невинно.

                                       Анакреонт Теосский

 

Лучшая мера для Вакха – без лишку, ни много, ни мало;

Иначе к буйству он нас или к унынью ведет

                                                       Эвен Паросский.

 

Кои людям дал Дионис к ликованью и скорби:

Пьющего вдоволь хмельное вино сотворяет безумцем,

Вяжет и руки, и ноги, и речь, и рассудок сжимает

Цепью незыблемой, сладкое нежит его сновиденье.

                                         (Афиней X 32. 428 C. )                                                   

К теме: Древнегреческий полис

Если территория достаточна для прокормления определенного числа жителей, она достаточно велика и не следует увеличивать ее

                              (Платон. Законы. V)

 

«А вы, афиняне, восстановите великое, хотя и потрясенное теперь могущество вашего города. Ведь город – это люди, а не стены и не порожние корабли. Так Никий старался ободрить вое войско, обходя ряды…»

                                 (Фукидид, VII. 77. 7)

 

Ни грозящим кремлем не защититесь вы,

Ни стеной твердокаменной,

Башни, града оплот – бранники храбрые

                                                     ( Алкей, фрагм. 426)

 

Коль ты и впредь желаешь краем править,

Так лучше людным, не пустынным правь,

Ведь крепостная стена иль корабль –

Ничто, когда защитники бежали.

                                        (Софокл. Царь Эдип 54-57) 

                    

Местоположение города (Коринфа)…. приблизительно следующее: высокая отвесная гора высотой в 3 ½ стадии, а при объеме – до 30 стадий, оканчивается острой вершиной, которая называется Акрокоринфом; её северная сторона наиболее отвесная; внизу расположен город на ровном месте, имеющим форму трапеции у самой подошвы Акрокоринфа. Таким образом, окружность города составляет около 40 стадий, а вся часть его, незащищенная горой, была ограждена стеной; даже сама гора Акрокоринф была окружена кольцом стен там, где их возведение было возможно…. С остальных сторон гора менее отвесна, однако и здесь она поднимается на значительную высоту и видна отовсюду. Таким образом, вся окружность была около 85 стадий. На вершине находится маленькое святилище Афродиты; ниже вершины течет источник Пирена, хоть и не имеющий стока, но всегда полный прозрачной питьевой воды…  Кроме того, по всему городу есть множество колодцев, и на Акрокоринфе… С вершины, если смотреть на север, можно увидеть Парнасс и Геликон – высокие, покрытые снегом горы и Крисейский залив у подножья обоих гор, окруженный Фокидой, Беотией и Мегаридой, а также частями Коринфской и Сикионской областей, лежащими по ту сторону залива, напротив Фокиды по направлению к западу. Над всеми этими странами лежат так называемые Онейские горы, простирающиеся до Беотии и Киферона от Скироновых скал, т. е. дороги, ведущей вдоль этих скал к Аттике

                                           (Страбон. VIII. 6. 21)          

 

Государству население которого слишком многочисленно, трудно хорошо управляться, если это только не представляет полной невозможности. По крайней мере, мы не видим, чтобы какое-нибудь из государств, система правления которого считается хорошей, позволяло своему населению безгранично увеличиваться

                                              (Аристотель. Политика. IV. 4. 5)

 

К темам: Религия и мифология древних греков

Ты смертен, человек. Поэтому живи

Как будто каждый день

Последний для тебя,

И вместе с тем, как будто впереди

Ещё полвека глубоко-богатой жизни.

Законы божеские чти

И духом радуйся. Нет блага выше

                                Вакхилид (V в. до н. э. ).

 

Но и от зол неизбывных богами нам послано средство:

Стойкость могучая, друг, вот этот божеский дар,

То одного, то другого судьба поражает: сегодня

С нами несчастье, и мы стонем в кровавой беде,

Завтра в другого ударит. По-женски не падайте духом,

Бодро, как можно скорей, перетерпите беду

                                                 Архилох.

Боги судили всесильные нам, людям несчастным,

Жить на земле в огорчениях: боги одни беспечальны.

Урны глубокие две лежат перед прагом Зевеса.

Полны даров: счастливых одна и несчастных другая.

Смертный, которому их посылает, смешавши, Кронион

В жизни своей переменно и горесть находит и радость;

Тот же, кому он несчастных пошлет,

Нужда, грызущая сердце, везде его гонит;

Бродит несчастный, отринут бессмертными, смертными презрен.

                                            (Гомер. Одиссея)

 

После того, как окончили труд свой блаженные боги,

И в состязанье за власть и почет одолели Титанов,

Громогремящему Зевсу, совету Земли повинуясь,  

Стать предложили они над богами царем и владыкой.

Он же уделы им роздал, какой для кого полагался.

Сделалась первою Зевса супругой Метида-Премудрость;

Больше всего она знает меж всеми людьми и богами,

Но лишь пора ей пришлось синеокую деву-Афину

На свет родить, так хитро и искусно ей ум затуманил

Льстивою речью Кронид и себе её в чрево отправил,

Следуя хитрым Земли уговорам и Неба-Урана.

Так они сделать его научили, чтоб между бессмертных

Царская власть не досталась другому кому вместо Зевса.

Ибо премудрых детей предназначено было родить ей –

Деву Афину сперва, синеокую Тритогению     

Равную силой и мудрой советом отцу Громовержцу;

После Афины ещё предстояло родить ей и сына –

С сердцем сверхмощным, владыку богов и мужей земнородных.

Раньше, однако, себе её в чрево Кронион отправил,

Дабы она сообщала ему что зло и что благо.

Зевс же второю Фемиду блестящую взял себе в жены.

И родила она Ор – Евномию, Дику, Ирену

(Пышные нивы людей земнородных они охраняют)

Также и Мойр, наиболее почтенных всемудрым Кронидом.

Трое всего их: Клофо и Дахесис и Атропос. Смертным

Людям они посылают и доброе, и плохое.

--------------------------------------------------  

После того он на ложе взошел к многокормной Деметре,

И Персефоной его белолокотной та одарила:

Деву похитил Аид у неё с дозволения Зевса.

Тот час затем с Мнемосиной сошелся он пышноволосой.

Муз родила ему та, в золотых диадемах ходящих,

Девять счетом. Пиры они любят и радости песни.

С Зевсом эгидодержавным в любви и Лето сочеталась.

Феба она родила с Артемидою стрелолюбивой;

Всех этих двое прелестней меж славных потомков Урана.

Самой последнею Геру он сделал своею супругой.

Гебой, Ареем его и Илифией та одарила,

Совокупившись в любви с владыкой бессмертных и смертных.

Сам он родил из главы синеоккую Тритогению,

Неодолимую, страшную, в битве ведущую рати,

Чести достойную – милы ей войны и грохот сражений.

В гневе великом на это поссорилась Гера с супругом

И, не познавши любовных объятий, родила Гефеста.

Между потомков Урана в художествах всех он искусней.   

------------------------------------------------------------- 

Майя, Атлантова дочь, взошла на священное ложе

К Зевсу и вестником вечных богов разрешилась, Гермесом.

Кадмова дочь, Семела, в любви сочетавшись с Кронидом,

Сына ему родила Диониса, несущего радость,

Смертная – бога. Теперь они оба бессмертные боги.

Мощную силу Геракла на свет породила Алкмена,

В жаркой любви сочетавшись с Кронидом, сбирающим тучи.

Сделал Аглаю Гефест, знаменитый хромец обеногий,

Младшею между Харит, своею супругой цветущей.

А Дионис златовласый Минисову дочь Ариадну

Русоволосую сделал своею супругой цветущей.

Зевс для него даровал ей бессмертье и вечную юность.

--------------------------------------------------------------   

 Всем вам великая слава, живущие в домах Олимпа,

Материкам, островам и соленому морю меж ними.

Ныне ж воспойте мне племя богинь олимпийские Музы,

Сладкоречивые дщери эгидодержавного Зевса, -

Тех, что с мужчинами смертными ложе свое разделивши, -

Сами бессмертные, на свет родили детей богоравных….

             (Гесиод, Теогония)

     

 

 

                                      СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Андреев Ю. В. Поэзия мифа и проза истории [текст] / Ю. В. Андреев. Л.: Лениздат, 1990 – 223 с.  

2. Андреев Ю. В. Цена свободы и гармонии [текст] / Ю. В. Андреев. СПб.: Алетейя, 1998 – 400 с.

3. Античная цивилизация. [текст]. / ред. В. Д. Блаватский. М.: «Наука», 1973 – 207 с.  

4. Барг М. А. О категории цивилизация [текст] / М. А. Барг // Новая и новейшая история, 1990, № 5. - С. 25-40.

5. Блаватский В. Д. Природа и античное общество [текст] / В. Д. Блаватский. М.: «Наука», 1976 – 77 с.  

6. Боннар А. Греческая цивилизация [текст] / А. Боннар. Т. 1. М.: Искусство, 1992 – 269 с.  

7. Велишский Ф. Быт и нравы древних греков и римлян [текст] / Ф. Велишский. М.: Высшая школа, 2000 - 391 с.

8. Винничук Л. Люди, нравы, и обычаи древней Греции и Рима [текст] / Л. Винничук. М.: Высшая школа, 1988, - 496 с.  

9. Гиро П. Частная и общественная жизнь греков [текст] / П. Гиро. СПб.: «Алетейя», 1995. – 468 с.  

10. Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян [текст] / П. Гиро. СПб.: Алетейя, 1995 – 598 с.

11. Грант М. Цивилизация Древнего Рима [текст] / М. Грант. М.: Центрполиграф, 2003 – 400 с.

12. Джеймс. П. Римская цивилизация [текст] / П. Джеймс. М.: Гранд, 2000 – 272 с.  

13. Древние цивилизации [текст] /  Г. М. Бонгард–Левин [ред. ]. М.: Мысль, 1989 – 478 с.

14.  Квенелл М. Гомеровская Греция. Быт. Религия. Культура [текст] / М. Квеннел. М.: Центролиграф, 2005 – 189 с.

15. Колобова К. М., Озерецкая Е. А. Как жили древние греки [текст] / Колобова К. М. Л.: Учпедгиз, 1959 – 165 с..

16. Коуэл. Ф. Древний Рим. Быт. Религия. Культура [текст] / Ф. Коуэл. М.: Центрполиграф, 2006 – 252 с.  

17. Сергеенко М. Е. Жизнь в Древнем Риме [текст. ] / М. Е. Сергеенко. СПб.: «Летний сад», 2000 – 368 с.

18.  Фридлендер Л. Картины из римского быта эпохи от Августа до Антонинов [текст] / Л. Фридленер. СПб.: Изд-во Брокгауз-Ефрон, 1914 -628 с.    

19. Фролов Э. Д. Рождение греческого полиса [текст] / Э. Д. Фролов. Л.: ЛГУ, 1988 – 232 с.                                                            

20.  Утченко С. Л. Политические учения Древнего Рима [текст] / С. Л. Утченко. М.: Наука, 1977 – 257 с.

 

 

                                 СОДЕРЖАНИЕ

     

1.  ВВЕДЕНИЕ__________________________________

2. Феномен античной цивилизации _________________

3. Природная среда формирования античной цивилизации________

4. Менталитет древних греков_____________________________

5. Феномен греческого полиса__________________________

6. Древнегреческая мифология___________________________

7. Древнегреческая религия___________________________

8. Проблема досуга___________________________________

9. Античный дом________________________________

10.  Пища и напитки древних греков и римлян__________

11.  Древнегреческий театр___________________

12.  Заключение__________________________

 

 Список рекомендуемой литературы____________________                                                                 


[1] Андреев Ю. В. Цена свободы и гармонии [Текст] /Ю. В. Андреев. - СПб.: Алетейя, 1998. – С. 8  

[2] Андреев Ю. В. Цена свободы и гармонии [Текст] / Ю. В. Андреев. – СПб.: Алетейя, 1998 – С. 10

[3] Хаммонд Н. История Древней Греции [Текст] / Н. Хаммонд - М.: Центрполиграф, 2003. – С. 16

[4] Колобова К. М., Озеецкая Е. Л. Как жили древние греки [Текст] / К. М. Колобова, Е. Л. Озерецкая. Л.: Изд-во Министерства просвещения, 1959. – С. 53 

[5] Фролов Э. Д. Рождение греческого полиса [Текст] / Э. Д. Фролов. -  Л.: ЛГУ, 1988. - С. 10 и сл.  

[6] Туманс Х. Рождение Афины [Текст]. / Х. Туманс. - СПб., 2002. – С. 138

[7] Утченко С. Л. Политические учения Древнего Рима [Текст] / С. Л. Утченко. – М.: Наука – С. 34-35

[8][8] Андреев Ю. В. Поэзия мифа и проза истории [текст] / Ю. В. Андреев. Л.: Лениздат, 1990, - С. 3.

[9] Цит. По: Андреев Ю. В. Цена свободы и гармонии [Текст ] / Ю. В. Андреев – СПб.: Алетейя, 1998 – С. 296  

[10] Цит. по: Андреев Ю. В. Цена свободы и гармонии [Текст] / Ю. В. Андреев. СПб.: Алетейя, 1998. – С. 327

[11] Колобова К. М., Озерецкая Е. Л. Как жили древние греки [Текст] / К. М. Колобова, Е. Л. Озерецкая. Л.: Изд-во Министерства просвещения РСФСР, 1959 – С. 41.  

[12] Винничук Л. Люди, нравы, обычаи Древней Греции и Рима [Текст] / Л. Винничук. М: «Высшшая школа», 1988. – С. 364



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.