|
|||
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 7 страница ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 (Фукидид, I. 70).
Во времена Платона Гиппий в согласии с народным чувствами говорил: Самое лучшее для каждого человека, всегда и везде пользоваться богатством, здоровьем, уважением среди эллинов, дожить таким образом до старости и, устроив прекрасные похороны своим родителям, быть прекрасно и великолепно погребенным своими потомками. (Геродот, I. 30).
…Не заходи ни в корчму, разогретую жарко, ни в кузню Зимней порою, когда человеку работать мешает Холод: прилежный работу найдет и теперь себе дома. Бойся, что бы бедность жестокой зимою тебя не настигла: Будешь ты тискать рукой исхудалой опухшие ноги. Часто лентяй, исполненья надежды пустой ожидая, Впавши в нужду, на дела нехорошие сердцем склонялся. Трудно тому бедняку, кто в корчмах заседает, надеждой, Тешится доброй, когда он и хлеба куска не имеет. Предупреждай домочадцев, когда ещё лето в разгаре: «Помните, лето не вечно продлится, - готовьте запасы! » Месяц очень плохой – ленеон, для скотины тяжелый, Бойся его и жестоких морозов, которые почву Твердою кроют корой под дыханием ветра Борея. (Гесиод. Труды и дни. 499-500)
К теме: Повседневная жизнь древних греков
Когда унесены были столы, совершены возлияния, пропет пеан и приступили к вину, явился сиракузянин, который привел искусную флейтистку-танцовщицу, замечательную своими фокусами, и очень красивого мальчика, хорошего игрока на лире и плясуна…. Когда флейтистка стала играть на флейте, а мальчик на лире, и оба они, по-видимому, повлияли на веселое расположение духа гостей, Сократ сказал: Каллий, клянусь Зевсом, твое угощение великолепно, ты не только поставил перед нами безукоризненный обед, но ещё доставляешь высокое наслаждение для нашего зрения и слуха…. Затем мальчик настроил кифару под флейту и вместе с флейтисткой начал играть и петь.
(Ксенофонт. Пир. II). Что же сухо в чаше дно? Наливай мне, мальчик резвый, Только пьяное вино Раствори водою трезвой, Мы не скифы, не люблю, Други, пьянствовать бесчинно, Нет, за чашей я пою Иль беседую невинно. Анакреонт Теосский
Лучшая мера для Вакха – без лишку, ни много, ни мало; Иначе к буйству он нас или к унынью ведет Эвен Паросский.
Кои людям дал Дионис к ликованью и скорби: Пьющего вдоволь хмельное вино сотворяет безумцем, Вяжет и руки, и ноги, и речь, и рассудок сжимает Цепью незыблемой, сладкое нежит его сновиденье. (Афиней X 32. 428 C. ) К теме: Древнегреческий полис Если территория достаточна для прокормления определенного числа жителей, она достаточно велика и не следует увеличивать ее (Платон. Законы. V)
«А вы, афиняне, восстановите великое, хотя и потрясенное теперь могущество вашего города. Ведь город – это люди, а не стены и не порожние корабли. Так Никий старался ободрить вое войско, обходя ряды…» (Фукидид, VII. 77. 7)
Ни грозящим кремлем не защититесь вы, Ни стеной твердокаменной, Башни, града оплот – бранники храбрые ( Алкей, фрагм. 426)
Коль ты и впредь желаешь краем править, Так лучше людным, не пустынным правь, Ведь крепостная стена иль корабль – Ничто, когда защитники бежали. (Софокл. Царь Эдип 54-57)
Местоположение города (Коринфа)…. приблизительно следующее: высокая отвесная гора высотой в 3 ½ стадии, а при объеме – до 30 стадий, оканчивается острой вершиной, которая называется Акрокоринфом; её северная сторона наиболее отвесная; внизу расположен город на ровном месте, имеющим форму трапеции у самой подошвы Акрокоринфа. Таким образом, окружность города составляет около 40 стадий, а вся часть его, незащищенная горой, была ограждена стеной; даже сама гора Акрокоринф была окружена кольцом стен там, где их возведение было возможно…. С остальных сторон гора менее отвесна, однако и здесь она поднимается на значительную высоту и видна отовсюду. Таким образом, вся окружность была около 85 стадий. На вершине находится маленькое святилище Афродиты; ниже вершины течет источник Пирена, хоть и не имеющий стока, но всегда полный прозрачной питьевой воды… Кроме того, по всему городу есть множество колодцев, и на Акрокоринфе… С вершины, если смотреть на север, можно увидеть Парнасс и Геликон – высокие, покрытые снегом горы и Крисейский залив у подножья обоих гор, окруженный Фокидой, Беотией и Мегаридой, а также частями Коринфской и Сикионской областей, лежащими по ту сторону залива, напротив Фокиды по направлению к западу. Над всеми этими странами лежат так называемые Онейские горы, простирающиеся до Беотии и Киферона от Скироновых скал, т. е. дороги, ведущей вдоль этих скал к Аттике (Страбон. VIII. 6. 21)
Государству население которого слишком многочисленно, трудно хорошо управляться, если это только не представляет полной невозможности. По крайней мере, мы не видим, чтобы какое-нибудь из государств, система правления которого считается хорошей, позволяло своему населению безгранично увеличиваться (Аристотель. Политика. IV. 4. 5)
К темам: Религия и мифология древних греков Ты смертен, человек. Поэтому живи Как будто каждый день Последний для тебя, И вместе с тем, как будто впереди Ещё полвека глубоко-богатой жизни. Законы божеские чти И духом радуйся. Нет блага выше Вакхилид (V в. до н. э. ).
Но и от зол неизбывных богами нам послано средство: Стойкость могучая, друг, вот этот божеский дар, То одного, то другого судьба поражает: сегодня С нами несчастье, и мы стонем в кровавой беде, Завтра в другого ударит. По-женски не падайте духом, Бодро, как можно скорей, перетерпите беду Архилох. Боги судили всесильные нам, людям несчастным, Жить на земле в огорчениях: боги одни беспечальны. Урны глубокие две лежат перед прагом Зевеса. Полны даров: счастливых одна и несчастных другая. Смертный, которому их посылает, смешавши, Кронион В жизни своей переменно и горесть находит и радость; Тот же, кому он несчастных пошлет, Нужда, грызущая сердце, везде его гонит; Бродит несчастный, отринут бессмертными, смертными презрен. (Гомер. Одиссея)
После того, как окончили труд свой блаженные боги, И в состязанье за власть и почет одолели Титанов, Громогремящему Зевсу, совету Земли повинуясь, Стать предложили они над богами царем и владыкой. Он же уделы им роздал, какой для кого полагался. Сделалась первою Зевса супругой Метида-Премудрость; Больше всего она знает меж всеми людьми и богами, Но лишь пора ей пришлось синеокую деву-Афину На свет родить, так хитро и искусно ей ум затуманил Льстивою речью Кронид и себе её в чрево отправил, Следуя хитрым Земли уговорам и Неба-Урана. Так они сделать его научили, чтоб между бессмертных Царская власть не досталась другому кому вместо Зевса. Ибо премудрых детей предназначено было родить ей – Деву Афину сперва, синеокую Тритогению Равную силой и мудрой советом отцу Громовержцу; После Афины ещё предстояло родить ей и сына – С сердцем сверхмощным, владыку богов и мужей земнородных. Раньше, однако, себе её в чрево Кронион отправил, Дабы она сообщала ему что зло и что благо. Зевс же второю Фемиду блестящую взял себе в жены. И родила она Ор – Евномию, Дику, Ирену (Пышные нивы людей земнородных они охраняют) Также и Мойр, наиболее почтенных всемудрым Кронидом. Трое всего их: Клофо и Дахесис и Атропос. Смертным Людям они посылают и доброе, и плохое. -------------------------------------------------- После того он на ложе взошел к многокормной Деметре, И Персефоной его белолокотной та одарила: Деву похитил Аид у неё с дозволения Зевса. Тот час затем с Мнемосиной сошелся он пышноволосой. Муз родила ему та, в золотых диадемах ходящих, Девять счетом. Пиры они любят и радости песни. С Зевсом эгидодержавным в любви и Лето сочеталась. Феба она родила с Артемидою стрелолюбивой; Всех этих двое прелестней меж славных потомков Урана. Самой последнею Геру он сделал своею супругой. Гебой, Ареем его и Илифией та одарила, Совокупившись в любви с владыкой бессмертных и смертных. Сам он родил из главы синеоккую Тритогению, Неодолимую, страшную, в битве ведущую рати, Чести достойную – милы ей войны и грохот сражений. В гневе великом на это поссорилась Гера с супругом И, не познавши любовных объятий, родила Гефеста. Между потомков Урана в художествах всех он искусней. ------------------------------------------------------------- Майя, Атлантова дочь, взошла на священное ложе К Зевсу и вестником вечных богов разрешилась, Гермесом. Кадмова дочь, Семела, в любви сочетавшись с Кронидом, Сына ему родила Диониса, несущего радость, Смертная – бога. Теперь они оба бессмертные боги. Мощную силу Геракла на свет породила Алкмена, В жаркой любви сочетавшись с Кронидом, сбирающим тучи. Сделал Аглаю Гефест, знаменитый хромец обеногий, Младшею между Харит, своею супругой цветущей. А Дионис златовласый Минисову дочь Ариадну Русоволосую сделал своею супругой цветущей. Зевс для него даровал ей бессмертье и вечную юность. -------------------------------------------------------------- Всем вам великая слава, живущие в домах Олимпа, Материкам, островам и соленому морю меж ними. Ныне ж воспойте мне племя богинь олимпийские Музы, Сладкоречивые дщери эгидодержавного Зевса, - Тех, что с мужчинами смертными ложе свое разделивши, - Сами бессмертные, на свет родили детей богоравных…. (Гесиод, Теогония)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреев Ю. В. Поэзия мифа и проза истории [текст] / Ю. В. Андреев. Л.: Лениздат, 1990 – 223 с. 2. Андреев Ю. В. Цена свободы и гармонии [текст] / Ю. В. Андреев. СПб.: Алетейя, 1998 – 400 с. 3. Античная цивилизация. [текст]. / ред. В. Д. Блаватский. М.: «Наука», 1973 – 207 с. 4. Барг М. А. О категории цивилизация [текст] / М. А. Барг // Новая и новейшая история, 1990, № 5. - С. 25-40. 5. Блаватский В. Д. Природа и античное общество [текст] / В. Д. Блаватский. М.: «Наука», 1976 – 77 с. 6. Боннар А. Греческая цивилизация [текст] / А. Боннар. Т. 1. М.: Искусство, 1992 – 269 с. 7. Велишский Ф. Быт и нравы древних греков и римлян [текст] / Ф. Велишский. М.: Высшая школа, 2000 - 391 с. 8. Винничук Л. Люди, нравы, и обычаи древней Греции и Рима [текст] / Л. Винничук. М.: Высшая школа, 1988, - 496 с. 9. Гиро П. Частная и общественная жизнь греков [текст] / П. Гиро. СПб.: «Алетейя», 1995. – 468 с. 10. Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян [текст] / П. Гиро. СПб.: Алетейя, 1995 – 598 с. 11. Грант М. Цивилизация Древнего Рима [текст] / М. Грант. М.: Центрполиграф, 2003 – 400 с. 12. Джеймс. П. Римская цивилизация [текст] / П. Джеймс. М.: Гранд, 2000 – 272 с. 13. Древние цивилизации [текст] / Г. М. Бонгард–Левин [ред. ]. М.: Мысль, 1989 – 478 с. 14. Квенелл М. Гомеровская Греция. Быт. Религия. Культура [текст] / М. Квеннел. М.: Центролиграф, 2005 – 189 с. 15. Колобова К. М., Озерецкая Е. А. Как жили древние греки [текст] / Колобова К. М. Л.: Учпедгиз, 1959 – 165 с.. 16. Коуэл. Ф. Древний Рим. Быт. Религия. Культура [текст] / Ф. Коуэл. М.: Центрполиграф, 2006 – 252 с. 17. Сергеенко М. Е. Жизнь в Древнем Риме [текст. ] / М. Е. Сергеенко. СПб.: «Летний сад», 2000 – 368 с. 18. Фридлендер Л. Картины из римского быта эпохи от Августа до Антонинов [текст] / Л. Фридленер. СПб.: Изд-во Брокгауз-Ефрон, 1914 -628 с. 19. Фролов Э. Д. Рождение греческого полиса [текст] / Э. Д. Фролов. Л.: ЛГУ, 1988 – 232 с. 20. Утченко С. Л. Политические учения Древнего Рима [текст] / С. Л. Утченко. М.: Наука, 1977 – 257 с.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ВВЕДЕНИЕ__________________________________ 2. Феномен античной цивилизации _________________ 3. Природная среда формирования античной цивилизации________ 4. Менталитет древних греков_____________________________ 5. Феномен греческого полиса__________________________ 6. Древнегреческая мифология___________________________ 7. Древнегреческая религия___________________________ 8. Проблема досуга___________________________________ 9. Античный дом________________________________ 10. Пища и напитки древних греков и римлян__________ 11. Древнегреческий театр___________________ 12. Заключение__________________________
Список рекомендуемой литературы____________________ [1] Андреев Ю. В. Цена свободы и гармонии [Текст] /Ю. В. Андреев. - СПб.: Алетейя, 1998. – С. 8 [2] Андреев Ю. В. Цена свободы и гармонии [Текст] / Ю. В. Андреев. – СПб.: Алетейя, 1998 – С. 10 [3] Хаммонд Н. История Древней Греции [Текст] / Н. Хаммонд - М.: Центрполиграф, 2003. – С. 16 [4] Колобова К. М., Озеецкая Е. Л. Как жили древние греки [Текст] / К. М. Колобова, Е. Л. Озерецкая. Л.: Изд-во Министерства просвещения, 1959. – С. 53 [5] Фролов Э. Д. Рождение греческого полиса [Текст] / Э. Д. Фролов. - Л.: ЛГУ, 1988. - С. 10 и сл. [6] Туманс Х. Рождение Афины [Текст]. / Х. Туманс. - СПб., 2002. – С. 138 [7] Утченко С. Л. Политические учения Древнего Рима [Текст] / С. Л. Утченко. – М.: Наука – С. 34-35 [8][8] Андреев Ю. В. Поэзия мифа и проза истории [текст] / Ю. В. Андреев. Л.: Лениздат, 1990, - С. 3. [9] Цит. По: Андреев Ю. В. Цена свободы и гармонии [Текст ] / Ю. В. Андреев – СПб.: Алетейя, 1998 – С. 296 [10] Цит. по: Андреев Ю. В. Цена свободы и гармонии [Текст] / Ю. В. Андреев. СПб.: Алетейя, 1998. – С. 327 [11] Колобова К. М., Озерецкая Е. Л. Как жили древние греки [Текст] / К. М. Колобова, Е. Л. Озерецкая. Л.: Изд-во Министерства просвещения РСФСР, 1959 – С. 41. [12] Винничук Л. Люди, нравы, обычаи Древней Греции и Рима [Текст] / Л. Винничук. М: «Высшшая школа», 1988. – С. 364
|
|||
|