Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 5 страница



Пока шевелюра одного из клиентов подвергалась обработке, другие ожидали своей очереди, болтая на самые разные темы. В результате такого образа жизни цирюльники были не редкость общительными. Они узнавали все сплетни и новости и передавали их дальше. За ними твёрдо установилась репутация болтунов и ротозеев. Первым, кто принёс в город известие о поражении афинского войска на Сицилии, был цирюльник из Пирея. Он узнал об этом несчастии от раба одного из беглецов, и тотчас же покинув свою лавку, побежал в город, боясь, чтобы его не опередил кто-нибудь другой. В Афинах ещё никто об этом не знал, и сообщение цирюльника вызвало настоящее волнение. Если бы вовремя не появились избежавшие от разгрома воины, цирюльнику пришлось бы очень туго. Потрясённые известием афиняне, забыв о цирюльнике, разошлись по домам.

Греки не любили молчания. Они были чрезвычайно общительны. Однако для болтовни были границы. Перейдя эти границы, человек становился болтуном и над ним начинали смеяться.

В одной греческой песне, где перечисляются все условия для блаженства, после здоровья, красоты и богатства стоит дружба. Без дружбы нет радости – считали греки, ибо она украшает жизнь. Конечно, характер её изменяется в зависимости от возраста и склонностей. Так, Аристофан, описывая радости сельской жизни, говорит: «Есть ли что приятнее того, как при виде рассеянной нивы воскликнуть своему соседу: «Эй, Комархид, чтобы нам теперь сделать? Не выпить ли нам вместе, ибо боги к нас благосклонны». Но не эту дружбу имел в виду Сократ, сказавший: «Мне гораздо более хочется иметь друга, нежели сокровища Дария или самого Дария – так сильно я желаю дружбы…».  

Пообщавшись с друзьями, грек шёл домой завтракать. Завтракал он или в крытом портике, или во внутреннем дворике в кругу своей семьи. После завтрака он шёл отдыхать, во время которого он мог заняться чтением. В его библиотеке были рукописи Гомера и других авторов, которые хранились в особых металлических ящиках с крышечками. Днём греки почти не спали. Они слишком любили жизнь во всех её проявлениях, чтобы тратить на сон больше времени, чем это положено.

Отдохнув и дождавшись, когда спадёт дневная жара, грек шёл в общественный гимнасий. Это было, как правило, большое роскошное здание с тенистыми коридорами, просторными портиками, банями и иными помещениями, служившими для занятий спортом, отдыха и научных целей. Гимнасий состоял из следующих помещений: 1. Эфебейон – комната для упражнения юношей. 2 Бани, которыми моги пользоваться все посетители гимнасия. 3. Гардеробная. 4. Помещение, где намазывались маслом. 5. Песочная, где борцы обсыпались мелким пеком, чтобы облегчить захват тела противника. 6 Коридоры – крытые и открытые – для прогулок и бега. За ними простирался стадион с местами для зрителей. Всё это было окружено портиками, снабжёнными сидениями и расширенными экседрами, то есть крытыми или открытыми помещениями в форме полукруга, в которых преподавали и беседовали философы и риторы.

Далеко не все греки участвовали в спортивных состязаниях, но болели и обсуждали спортивные новости весьма охотно.

Перед обедом часто возникало желание помыться, и грек направлялся к баням. Греческая баня – очень скромное заведение, всего одна комната с котлом и кувшинами, где натирались оливковым маслом, смешанным с благовониями, затем старательно скреблись специальным бронзовым скребком и окатывались водой. На этом процедура купания и завершалась. Перекинувшись парой фраз с банщиком, грек шёл домой, где уже завершалась подготовка к обеду.

Греки не могли обедать в одиночку. Плутарх говорил, что обедать одному – «это не обед, а кормёжка». Греки отличались удивительным гостеприимством. Каждый приглашённый мог привести с собой кого хотел. Это породило даже особый сорт людей, носивших презрительное название параситов. Плутарх посвящает целую главу правилам приличия. В «Пире» Платон рассказывает о том, что Аристодем встретил Сократа, направлявшегося на пир к Агафону, куда он был приглашён. Узнав, куда направляется Сократ, он увязался за ним. По дороге Сократ впал в философски раздумья и слегка отстал, и Аристодем вошёл в дом Агафлона одни. Но никакой неловкости при этом не произошло. Двери были широко открыты, и раб немедленно ввел его в столовую, где Агафон радостно приветствовал гостя, говоря, что и сам хотел его пригласить, но не мог его найти. Как только гости входили в дом, рабы снимали с них обувь. Считалось неприличным находиться в доме, не сняв сандалий. Прежде чем сесть за стол, полагалось ещё вымыть и надушить ноги.

Однако и после этого сразу бросаться к столу было некрасиво. Некоторое время гости прохаживались по комнате, рассматривая мебель и украшения, хваля вкус хозяина. О процедуре обеда и об ассортименте блюд будет рассказано в одной из следующих глав, но хотелось бы сказать о тех развлечениях, которые сопровождали греческие застолья. Одной из самых любимых застольных игр был т. н. коттаб. Известны два способа этой игры. Первый способ заключался в том, что глубокий сосуд наполняли водой, на поверхности которой клали пустые миски. В них старались выплеснуть из бокалов остатки вина или другие другого напитка так, чтобы они погрузились в воду. Второй способ от первого отличался тем, что миски были подвешены на подставке наподобие весов. Задача игры заключалась в том, чтобы миска, в которую выплеснули жидкость, упала и ударилась о металлическую фигурку, стоящую под ней на некотором расстоянии.

Особой ловкости пальцев требовала игра под названием халцисмос. Оназаключалась в том, что монету раскручивали тремя пальцами, а затем её нужно было так остановить одним пальцем, чтобы она не упала на плоскую сторону. Азартная игра в кубики или кости проходила главным образом в специальных игорных помещениях, но служила и застольным развлечением.

Но далеко не все люди жили в Греции так беспечно. В пирах и развлечениях проводили время в основном зажиточные эллины. У многих ремесленников жизнь складывалась совсем иначе.

   По петушечьей утренней песне

   Понимаются все на работу – ткачи, печники, скорняки, мукомолы,

   Гончары, столяры, маляры, мастера по слесарно-кузнечному делу

   Обуваются наспех, впотьмах и бегут…

Бегут, чтобы скорее приступить к работе, чтобы просидев за ней до наступления полной темноты, заработать своё дневное пропитание. «Если до восхода солнца ты сработаешь один башмак, – говорит ремесленник петуху у Лукиана, - то ты уже на несколько шагов выйдешь ближе в своей цели – заработать себе на ячменную муку».

У этих людей нет ни денег, ни времени на посещение цирюльников. Не вели они и философских бесед под портиками. Их удел – изнуряющий повседневный труд от зари до зари. Их детей не воспитывают специально нанятые или купленные для этого педагоги – они помогают матери и отцу в тяжёлой, непрерывной работе.

Ещё хуже жилось беднякам, которых были немало в Афинах и других полисах Греции. Вот как описал их быт Аристофан: «Только плач голодных детей и голодных старух причитанья! О бесчисленных блохах, о вшах, комарах говорить я уже вовсе не стану. Их великое множество, над головой они вьются, жужжат, досаждают. Заставляют вставать бедняка, говоря: «Хоть голоден, а всё же подымайся! ». И к тому же вместо платья имеет бедняк лишь лохмотья, а вместо кровати – сноп соломы, клопами кишащий: засни – так они тебя живо разбудят! И гнилую рогожку он вместо ковра постилает, а вместо подушки он под голову и камень побольше кладёт, и питается он вместо булки корнем мальвы, а вместо ячменного хлеба – пересохшими листьями редьки; от большого кувшина разбитого верх стулом служит ему; бок корчаги весь потрескавшийся, заменяет квашню».

Повседневная жизнь граждан греческих полисов, радостная и яркая для одних, трудная и тяжёлая для других, шла своим чередом под безоблачным небом Аттики, пока грозное дыхание войны не врывалось в город. Тогда пустели улицы, затихала агора. Женщины и дети боязливо жались в гинекеях, ожидая страшных или радостных вестей. Под портиками седобородые старики вспоминали битвы своей юности, критиковали тактику стратегов и тревожно ждали возвращения сыновей с войны. Так протекала жизнь древних греков.        

                                                                       

Лекция 8.  Античный дом.

 

У греков, как и у других народов, первые постройки были очень простыми. Прошло время, пока они научились строить жилища, воспетые в поэмах Гомера. Наиболее подробно в них описан дом Одиссея. Снаружи он был обнесён высокой стеной, оснащённой зубцами. Стена была настолько широкой, что по ней можно было ходить. С узкой стороны в ней находились большие двустворчатые ворота, которые изнутри запирались на засов. Снаружи по обеим сторонам ворот тянулись каменные скамейки, где мужчины собирались для бесед. Такие же скамейки стояли перед дворцом Нестора. Ворота вели во двор, где располагались хлев, сараи, жилища для челяди. Со стороны ворот и перед фасадом дома во дворе находились крытые портики, последний из которых назывался преддомием (продомос). Сюда выхолили комнаты, в которых ночевали гости. Здесь же в доме Одиссея располагалась высокая спальня Телемака, из которой открывался вид на город и гавань. Кроме того, здесь находились бани, ручные мельницы, кладовая. Посреди двора стоял алтарь Зевса. Особенно просторным был продомос во дворе Приама. Портик вокруг двора назывался айтойс. Продомосом называлась та часть портика, которая примыкала к фасадной стороне дома. Из продомоса просторный коридор вёл собственно в дом, в передней части которого находился большой мужской зал – мегарон. Это была самая главная и поэтому богаче всего устроенная часть дома. В доме Одиссея порог двери, соединяющей коридор с мужским залом, был сделан из ясеневого дерева, а косяки – из кипарисного. Два ряда деревянных колонн делили его на три части, поддерживая высокий потолок из сосновых балок. На задней стороне на колоннах находился особый пристенок.

Ещё пышнее был сделан этот зал в доме царя феаков. Здесь собирались мужчины для развлечений и пиршеств. Отдельного помещения для кухни тогда ещё не было, поэтому здесь же находился очаг для приготовления пищи. Тут же стояли кратеры для вина и осветительные приборы. Дым выходил наружу через отверстие в потолке, вследствие чего зал покрывался копотью; это же отверстие служило и для освещения. Женщины имели свободный доступ в это помещение.

Противоположная дверь из мужского зала вела в женские комнаты. Здесь находилась комната, в которой хозяйка вместе со служанками пряла и ткала. Она называлась таламос. Дальше находилась спальня хозяина и хозяйки, комнаты незамужних дочерей и находящихся в доме служанок, а также купальни для женщин, подобные мужским купальням в продомосе.

В доме Одиссея находился второй этаж, куда вела особая лестница из мужского зала. Здесь Пенелопа спала и проводила часть своего времени. Внизу был устроен подвал, где находились сундуки, наполненные дорогой утварью и одеждой, вино, масло, запасы муки. Никаких письменных сведений об устройстве греческого дома до персидских войн не сохранилось.

В поздние времена, приблизительно с IV в. до н. э. появляются большие и роскошные дома. По свидетельству Демосфена многие богачи построили себе частные дома, по своему великолепию не уступающие государственным. Дом того времени имел следующий вид. Во внутренней части, там, где раньше были только залы и комнаты для хозяйки и членов семьи, располагался второй двор. Иногда в зависимости от характера местности, он находился сбоку от первого двора. Новый двор, отделённый от первого задней дверью, которую затем стали называть средней, в этом случае становился центром семейной жизни. Он находился в ведении хозяйки и назывался женским двором. Здесь хранилось сырьё для ткацких и прядильных работ. Она же ведала кладовой со съестными припасами, а в более богатых домах и кухней со всей посудой. В меньших домах это отделение находилось на верхнем этаже, как в героические времена. Первый двор нередко находился рядом с женским и поэтому имел отдельный вход с улицы. Постепенно он стал местом пребывания мужчин, гостей и мужской прислуги. Поэтому он назывался мужским двором и всегда отличался более роскошной обстановкой. Если в мужском дворе не было гостей, то в нём могла находиться и хозяйка с детьми. Справа впереди находились конюшни, налево – лавки.

Обычно дома имели плоские крыши, по которым можно было ходить, и крыши двускатные. Дома строили из камня с верхом жжённого, иногда высушенного кирпича и дерева или полностью из дерева, как это было в Спарте. С наружной стороны стены покрывали белой, а иногда и пёстрой штукатуркой. О внутренней окраске стен сведений почти нет. Известно, что моду расписывать стены внутри дома ввёл Алкивиад. В позднейшие времена попадаются сведения о том, что стены выкладывали золотом, слоновой костью, а полы покрывались мозаикой. Но первоначально полы заменяла утрамбованная почва.

Окон в нижних комнатах обычно не было. Свет проникал через двери из открытого двора. Какое-то подобие окон являли собой отверстия над дверями, которые закрывались створками. Верхний этаж иногда выдавался на улицу и опирался на деревянные столбы. Изредка он занимал всё пространство нижнего этажа. Здесь окна были необходимы. Верхний этаж соединялся с улицей, при помощи отдельно лестницы.

Кроме наружных и средних дверей были ещё двери под названием тира. Их ставили только в тех комнатах, где хранились наиболее ценные вещи. Вдругих местах двери заменяли белые, цветные и узорчатые занавески. Двери обычно открывались внутрь. Иногда они закрывались на замки. Некоторые дома имели задний вход, который вел из дома в другую сторону.

В древние времена дома отапливали, разводя огонь в очаге. Вследствие этого кухни стали устраивать в отдельных помещениях, затем появились дымовые трубы, а для равномерного отопления комнат использовались котлы с углем и подвижные печки, какие позднее можно было встретить и в римском доме. Кроме того, в доме имелся колодец или цистерна для воды и погреб. Поодаль устраивалось отхожее место.

Представление об устройстве римского дома можно составить на основании найденных археологами развалин города Помпеи. Судя по многочисленным помпейским строениям, богатый римский дом состоял из трёх главных частей: атриума, таблиния и перистиля. Зал под названием атриум имел италийское происхождение. Вместе с тем примыкавшими к нему комнатами он составлял основную часть древнеримского дома. Центром домашней жизни служил очаг, который находился в главной части дома. Первоначально атриум представлял собой крытое помещение с отверстием для дыма в потолке. Дым в то же время мог выходить и через дверь. Этим помещением и ограничивалось жилище древних италийцев, а впоследствии и бедных римлян. Атриум позднейших времён представлял собой помещение, накрытое по бокам крышей, скошенной внутрь. В результате получалось четырёхугольное отверстие, т. н. комплувий. Под этим отверстием посередине пола находился неглубокий резервуар с отверстием, к котором собиралась дождевая вода, проникавшая через отверстие сверху.

Крыша атриума была устроена следующим образом. На стены опирались два главных бревна, на которое были положены две перекладины. К углам имплувия спускались водостоки. На эти брёвна и перекладины крепились решётки. Крышу покрывали плоскими черепицами. Выступающие и смежные края крыши соединяли желобчатыми черепицами. Такие же черепицы размещались в четырёх углах над водосточными брёвнами, образуя жёлоб для стока воды. Концы водосточных желобов украшали фигурами из жжёной глины в виде звериных морд или масок. Такой простой атриум назывался этрусским.

Таблиний – архивный покой или кабинет – имел такое же назначение, как и простас греческого дома. Это была небольшая, открытая с двух сторон комната, между атриумом и перистилем, где хозяин обычно проводил время или принимал гостей. Отсюда ему был виден весь дом. Если хозяин занимал общественную должность, то в таблинии хранился официальный архив. От остальных комнат таблиний отделялся подвижными досками, занавесками или коврами. С одной или двух его сторон находился коридор, соединяющий атриум с перистилем.

Перистиль представлял собой более новое, заимствованное у греков заднее отделение дома. Это был двор, окружённый со всех сторон колоннами. Он составлял семейную часть дома, и не всегда отделывался так роскошно, как предыдущие помещения. В более ранние времена это заднее помещение имело водоём с фонтаном и садик. К перистилю примыкали комнаты для членов семьи. В более поздние времена в домах богатых римлян портик перистиля от непогоды защищали окна. Их вставляли между колоннами и летом защищали занавесями от солнца.

Дверь в доме обычно была двустворчатой. Её делали из дерева и обивали железом. Она открывалась внутрь при помощи крючьев. В богатых домах дверные косяки делали из мрамора. Привратник сидел в передней или в своей боковой каморке, чтобы тут же доложить о приходе гостя. Дверь запиралась на задвижку или на замок.

Верхний этаж дома надстраивался только над перистилем, но иногда, если это было возможно, над атриумом. На нём, как правило, находились спальни для семейства и прислуги. Верхний этаж иногда выступал над нижним, в виде крытых балконов. Существовали и многоэтажные дома, имевшие внутренние и наружные лестницы.

Окна, выходившие на улицу, встречались редко. Именно в этом заключалось основное различие между римским и современным домом. При устройстве окон римлян, за недостатком прозрачных материалов, довольствовались небольшими отверстиями в стенах. Окна иногда напоминали жалюзи. Некоторые из них имели деревянные или металлические рамы, в которые были вставлены листы из слюды или стекла. Такие окна встречались только в богатых домах. Бедные люди вставляли в рамы пузыри или густую сетку.

Крыша римского дома была плоской иногда двускатной с фронтонами с обеих узких сторон. Вплоть до III в. до н. э. крыша делалась из соломы и дранки. Затем крышу домов стали делать из кирпича, а дворцов и храмов – из меди.

Стены домов штукатурили, а штукатурку просто белили. Только в конце Республики станы начали выкладывать мраморными плитами и украшать живописью.

Таково примерное описание античного дома.                                                            

Лекция 9. Пища и напитки греков и римлян.

 

Пищевой рацион составляет одну их характерных цивилизации, том числе и античной. С древних времён греки обычно ели два раза в день: в полдень и на закате солнца, после окончания дневной работы.

Процедура приёма пищи начиналась с мытья рук: рабы или служанки из кружек лили воду на руки гостей над лоханью.

Почти во все времена греки были неприхотливы в еде. Во времена Геродота (V в. до н. э. ) они питались в основном овощами и не знали никаких десертов. Ещё в IV в. до н. э. комический поэт Антифан насмешливо отзывался о греках, называя их «микротрапекс» (имеющими бедный стол). Из греческих племён самыми умеренными в еде были спартанцы. Больше других заботились о богатом столе сицилийские греки, беотийцы и коринфяне.

Утренняя закуска состояла из хлеба, который макали в неразбавленное вино. За завтраком ели холодные и горячие кушанья. Обедали вечером. В богатых домах устраивали общие обеды по случаю семейных праздников, например, в дни рождения, по поводу свадьбы, в честь победителей театральных или спортивных состязаний и т. д. Похороны также сопровождались поминальным обедом. Молодежь предпочитала обеды в складчину, которые устраивались либо на общий счёт, либо из кушаний, принесённых его участниками из дома. Еду обычно приносили в корзинах.

Обычно на общий обед приглашал сам хозяин. Хорошие знакомые могли приходить на обед и без приглашения. Званный гость мог привести с собой ещё одного незваного гостя.  

На обеды приходили после купания в нарядной одежде. Правила приличия требовали приходить не слишком рано или не слишком поздно. В последнем случае опоздавших не дожидались. Рабы снимали у гостей обувь и омывали им ноги. Затем гости располагались по двое или по трое на местах, отведённых им хозяином. После этого слуги подавали воду для мытья рук и полотенца. Салфеток и скатертей не было. Кушанья брали руками, обходясь без вилок и ножей, но для жидких блюд использовали ложки. Во время обеда руки очищали хлебным мякишем, который потом бросали собакам или даже специально для этого приготовленным тестом.

Обед готовил повар с многочисленными помощниками. Столы накрывал специальный слуга. Гостям прислуживали рабы хозяина, как например, Агафон в известном «Пире» у Платона, а в более поздние времена и рабы самих гостей. На больших пирах гостям предлагался список блюд. В конце пира каждому из гостей на тарелку клали по кусочку от каждого блюда. Это гостинец гость или его раб завязывал в особый платок и уносил домой.

Обед состоял из трёх перемен блюд, которые состояли из растительных, мясных и рыбных кушаний и из десерта, т. е. фруктов и разных лакомств.

В рационе греков преобладали мучные блюда, а все остальные кушанья состояли из тех, которые жарились или варились. Муку из поджаренных зёрен мололи в ступках или в ручных, а позже и в больших мельницах. Из пшеничной муки пекли хлеб, из ячменной муки или крупы делали тесто, которое сушили и использовали для приготовления каши. Каша служила ежедневной пищей бедняков, тогда как хлеб считался привилегией богачей. Сортов хлеба было несколько: пресный и высшего сорта. Пшеничный хлеб был низшего сорта и высшего сорта. Хлеб пекли на вертеле или в печи. В первом случае он назывался обелиас, во втором – крибанитес. Пироги начиняли творогом и пекли на листах.

Из растительной пищи предпочитали легкие и мягкие овощи: мальву, салат, капусту, а также грибы, трюфели, солёные маслины и каперсы. Бобовые и более простые овощи были повседневной пищей и постоянно едой бедняков.

Мясными деликатесами считались зайчатина, а также обычные серые дрозды. Главным же лакомством была морская рыба под соусом, черепаха, раки и устрицы. Пресноводная рыба, за исключением угря из Конандского озера, ценилась меньше. Более привычным блюдом было мясо домашних и диких животных, которое жарили на вертеле, а также варили и жарили на оливковом масле, заменявшим у греков сливочное. Свинину солили и коптили, а из свиной крови, смешанной с кусками сала и крупой, делали колбасы. Более простой и дешёвой пищей были солёные сардинки, привозившиеся с Понта.

После первой части обеда, во время которой вина не пили, сотрапезники омывали руки и пили за здоровье присутствующих или в честь бога-покровителя неразбавленное вино из особых бокалов.

Затем следовал десерт, после которого приступали к главной части обеда – застолью с вином (симпосион). В древнейшие времена десерт состоял из сыра, маслин, инжира, орехов, миндаля и каштанов. Для возбуждения жажды употребляли соль, иногда с добавками из ароматических веществ и тмина. Впоследствии такими же специями пользовались и римляне.

Позднее десертные закуски пополнились различными сортами пирожного – посыпанного сыром или маком, медового, ячменного и других. Некоторые лакомства были привозными, например, сицилийский сыр, финики из Египта и Сирии и даже сушённый инжир из Родоса, хотя в Аттике произрастал и свой превосходный инжир.

Симпосион составлял обычно главную часть обеда, но нередко его устраивали отдельно от обеда, но об этом поёдет речь в главе о досуге греков.

Как уже было сказано, греки редко подавали к столу неразбавленное вино, считая такой обычай варварским и даже вредным. Даже пить вино, наполовину разбавленное водой, считалось правилом дурного тона. Других напитков греки не знали или просто не употребляли. Пальмовое вино из Азии или ячменное пиво из Египта не выдерживали конкуренции с дешёвым вином местного производства. Греки не знали такого разнообразия вин, как римляне, но ценили его разные сорта. Самыми лучшими считались фасийское, о котором часто упоминает Аристотель, лесбийские и наксийское вина. Прамнейское вино, получившее своё название от горы Прамны на острове Икарии, которое славилось уже в древние времена, некоторые находили слишком терпким. Южноиталийские вина получили более широкое распространение только во II в. до н. э.

По своему цвету вина делились на белые, жёлтые и темные. Эти вина часто смешивали друг с другом или с морской водой при пересылке. В вина добавляли пряности и мёд, а в более поздние времена ещё и благовонные масла, например, мирру. Пили вино только на основе чистого сока, образующийся до давления винограда, а также проваренный виноградный морс. Особенно высоко ценилось старое вино, но порой греки довольствовались даже не перебродившим молодым вином.

Более простой была пища на спартанских обедах (сисситиях). Основным блюдом здесь была черная похлёбка, т. е. кровяный суп, сваренный из свинины с добавлением уксуса и соли. Каждый обедающий без ограничений получал вино и ячменный хлеб. На десерт подавали сыр, маслины и инжир. Кроме того, каждый участник трапезы мог принести дичь, которую в большом количестве добывали в лесах на Тайгете, птицу или рыбу. Подобного рода деликатесы обычно подавали под конец обеда. Во время праздников, например, Гиакинтии, Карнеи и т. п. спартанцы устраивали более богатые общественные и домашние пиры с жертвоприношениями.

В более поздние времена у греков из пищевых продуктов на первом месте стояла пшеничная и ячменная мука, из которой пекли хлеб. Основной мясной пищей служили свинина, баранина, козлятина и реже говядина. Мясо жарили над углями на вертеле, посыпая мукой.

       

Самой распространённой пищей латинских народов в древнейшие времена была густая каша из полбы, а также простые овощи: капуста, лук, чеснок, лк-порей, свёкла и бобовые. Мясо в повседневном рационе встречалось очень редко. Постоянных поваров обычно не держали. Если устраивали большой пир, то их нанимали на время у хозяев на мясном или овощном рынке.

Пекарей в Риме не было вплоть да начала II в. до н. э. Хлеб пекли в каждом хозяйстве женщины или рабыни. В комедиях Плавта имеется немало сведений о быте этих времён, например, о том, что римские повара были весьма искусны в приготовлении лакомств.

После окончания войны протии Антиоха в Греции и Малой Азии, где римляне познакомились с утончёнными восточными обычаями, в их питании произошли изменения. В древности ели по два раза в день. За завтраком к столу подавили хлеб с вином или солью, молоко, яйца, маслины, сыр, изюм, и т. д., а на обед, который начинался около полудня – более питательные кушанья. Позднее обедать стали после трёх часов дня, а второй завтрак устраивали в полдень, за что получил «прандиум». «Прандиум» состояли из горячих и холодных блюд и остатков с предыдущего обеда. Затем к нему стали добавляться ракушки, рыба, овощи, фрукты, а из напитков – вино. Обедали обычно после дневного отдыха и купанья, поэтому обед начинался не днём, а вечером и нередко мог продолжаться до самого утра.

Обед (cena) состоял из трёх частей: закуски, собственно обеда со многими переменами блюд и десерта.

Закуска включала блюда, которые скорее имели целью возбуждать аппетит, чем утолить голод, например, салат, яйца, мидии, рыба под пикантным соусом. Во время закуски пили т. н. мульсум.

Собственно, обед во времена Республики состоял из двух перемен блюд, позднее обычно из трёх, а при больших пиршествах даже из семи.

За десертом подавали печенья, свежие и сушённые фрукты и искусно приготовленные лакомства.

Обед, проходивший в описанном порядке, начиная от яиц и заканчивался фруктами (от сюда выражение «Ab ovo» - от яйца, т. е. «с начала»), считался правильным. От него отличался т. н. «спортелла» - скромный обед, состоящий из немногих, большей частью холодных кушаний, который обычно устраивали для клиентов, а иногда и для простого народа.  

У Макробия сохранилось меню обеда, устроенного по случаю вступлению понтифика Лентула в должность жреца Марса около 70 г. до н. э. В нём перечислены следующие блюда:

Закуска: морской ёж, сырые устрицы, ракушки двух сортов, дрозд со спаржей, откормленная курица, рагу из устриц и мидий, чёрные и белые каштаны, бекасы, лопатки косули и дикого кабана, домашняя птица, жаренная в тесте, съедобная пурпурная улитка.

Обед: свиное вымя, голова дикого кабана, рагу из рыбы, рагу из вымени, утка, дикая утка фрикасе, зайчатина, жареная домашняя птица, мучные изделия и пиценские сухари. О десерте Макробий почему-то не упоминает.

Чтобы удовлетворить всем этим требованиям, необходимо было держать многочисленную прислугу и поваров, умевших не только искусно готовить, но и умело сервировать стол. Хороший повар ценился очень дорого.

Из дошедших до нас описаний римских пиров более точным представляется описание пира Трималхиона, принадлежащее Петронию. В этом описании много смешного и преувеличенного, но тем не менее даёт явное представление о роскоши и застольных обычаях римского общества.  

Трималхион, происходя из незнатного рода, сумев нажить огромные богатства, тем не менее, оставался порой грубым и неотёсанным человеком. На столе, по описанию Петрония, на подставке для закуски стоял осёл из коринфской бронзы, с боков которого свешивались две корзиночки с белыми и чёрными маслинами. На спине осла находились две серебряные миски, на краях которых было обозначено имя Трималхиона и вес серебра. На них лежали жареные садовые сони в меду с маком. На серебряном рашпере были нанизаны теплые колбасы, а под рашпером лежали сирийские сливы с горячими углями в виде гранатовых семечек. Затем на подносе принесли корзинку, в которой сидела деревянная курица с оттопыренными, как у наседки крыльями. Под звуки музыки подошли два раба и стали вынимать из гнезда павлиньи яйца и раздавать их гостям. Гости получили по ложке из серебра и стали разбивать яйца, сделанные из густого теста. Раскрыв яйцо, гости в середине обнаружили жирного бекаса в желтке с перцем. После этого стали подавать мульсум а вместо воды гости омыли руки вином.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.