|
|||
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 6 страницаПосле того, как посуда была убрана, были поданы стеклянные амфоры с надписью: «Фалернское опимианское столетнее», после того как оно было опробовано, начался собственно сам обед, который начался с необыкновенно оформленных блюд. На круглом подносе были нарисованы знаки зодиака и над каждым из них было поставлено соответствующее знаку зодиака кушанье: под знаком Тельца – кусок говядины, над Раком – круг из раков, над Львом – африканские фиги, над Стрельцом – заяц и т. д. Посередине лежал кусок зелёного дёрна, а на нём - медовые соты. Египетский раб разносил на серебряном подносе хлеб и при этом громко пел пронзительным голосом. Гости уже были готовы приняться за эти кушанья, как вдруг, танцуя под звуки музыки, подскочили четыре раба и сняли верхнюю часть подноса. Под ней на другом оказались домашняя птица, свиное вымя и заяц с крыльями, как у Пегаса. По углам стояли четыре фигуры Марса, а из них на рыб, плавающих в эврите, сочился приправленный перцем рыбный соус. Затем принесли доску, на которой лежал огромный кабан со шляпкой на голове. На его клыках висели две корзины, сплетённые из пальмовых ветвей, одна из которых была наполнена финиками, другая – орехами. После того, как разрезали кабана, оттуда выпорхнули дрозды, которые тут же были отловлены заранее подготовленными птицеловами и отнесены на кухню. Через некоторое время, когда были убраны столы, в столовую были приведены три украшенных колокольчиками вепря, из которых один был не месте заколат и унесён на кухню. Когда через короткое время он был подан на блюде, Трималхион посетовав, что тот не выпотрошен, взял нож и разрезал ему брюхо, откуда посыпались колбаски и карбонад. После этого был подан десерт. На десерт были поданы дрозды с начинкой из изюма и орехов, гранаты, утыканные миндалём так, что были похожи на ежей. Затем последовало удивительное блюдо: на вид откормленный гусь, а вокруг него рыбы и птицы различных пород. После этого в зал вошли два раба и стали раздавать гостям из принесённых кувшинов устрицы и улитки. В то же самое время на огромном подносе были принесены дымящиеся улитки. Затем были принесены душистые мази, которыми стали умащивать ноги гостей. В рационе римлян важное место занимала рыба, многие виды которое нам теперь неизвестны. Эти сорта рыбы были доступны и менее богатым римлянам. Самой и редкой и потому самой дорогой рыбой была краснобородка. За ней следует мурена, из сицилийского пролива и камбала из окрестностей Равенны. Чуть меньше ценился обычный угорь. Самую вкусную морскую щуку ловили в Тибре, куда она заходила из моря. Самого крупного осетра добывали в окрестностях Родоса и считали главным украшением пира. Кроме рыбы любимым кушаньем были моллюски, например, съедобные улитки из окрестностей Бай, устрицы, морские ежи, морской гребешок. Римские богачи устраивали в своих виллах водоёмы и бассейны для рыб и улиток, куда проводили морскую или пресную воду. В таких бассейнах разводили устриц, мурен, ракушки. Помимо свежей рыбы употребляли и солёную. В глиняных сосудах её доставляли в Рим из Понта и берегов Испании и Сардинии. Солили преимущественно осетров и тунца. Солёная рыба употреблялась главным образом как закуска, поэтому её заправляли оливковым маслом, уксусом, горчицей или варил в вине. Из рыбы также готовили пикантные соусы, которые называли гарум. Для этого внутренности макрели клали в сосуды и солили или варили на умеренном огне до тех пор, пока из них не образовывалась кашица. Эту кашицу процеживали через густое сито, а вытекающая чёрная жидкость и называлась гарум, а всё остальное оставалось в сите. Гарум, использовали, смешивая его с вином, оливковым маслом, уксусом или водой. Икру если редко, так как быстрая доставка этого скоропортящегося продукта при тогдашних средствах передвижения была невозможна. Из птицы на римский стол подавали даже таких, которые теперь считаются несъедобными, например, павлина, аиста, журавля. Поздние гастрономы с особенным удовольствием ели языки этих птиц. Деликатесами также считались дрозды, бекасы, куропатки, рябчики, чёрные дрозды, и горлицы. Изредка употребляли в пищу и певчих птиц. Из домашних птиц прежде всего следует упомянуть о фазанах, которых держали на заднем дворе загородних домов отдельно от остальной птицы, поскольку приручать их не удавалось. Далее следуют куры разных пород: большие родосские, нумидийские или жемчужные и т. д., а затем утки, гуси (гусиная печёнка также считалась лакомством) и особенно любимые римлянами голуби. Если для рыб и улиток римляне устраивали садки, то для домашней птицы они строили в своих имениях особые курятники или клетки. В них они держали не только обычную домашнюю птицу и фазанов, но и диковинных птиц – куропаток, перепелов, рябчиков, бекасов дроздов и т. д. Из четвероногих животных чаще лакомились зайцами, которых разводили в особых зверинцах, оленями, ланями и косулями. Самым главным и излюбленным кушаньем был дикий и домашний кабан, из которого, по словам Плиния, готовили до пятидесяти различных блюд. На стол кабан обычно, как и поросёнок, подавался целиком. Из мяса домашней свиньи больше всего любили вымя, заднюю часть головы, печень, желудок и окорока. Лучшие окорока присылали из Предальпийской Галлии и из Испании. Из потрохов с добавлением пряных кореньев приготовляли копчённые сосиски, которые привозили в Рим из Лукании и разнообразные колбасы: кровяные, ливерные, которые продавцы разносили горячими в маленьких переносных печках. Из овощей чаще других употребляли в пищу кочанный салат, которого было известно пять сортов, капусту. Кроме того, ели репу и брюкву, которые готовили с солью, горчицей и уксусом. На римском столе можно было увидеть артишоки, спаржу, арбузы и дыни, тыквы, огурцы, щавель, мальву, чеснок, лук-порей и мелкий лук. Из грибов к столу подавали моховики, белые грибы, трюфели. Но главную пищу крестьян и бедноты составляли бобовые, которые, впрочем, если и богаты римляне в эпоху ранней Республики. В городах продавали варёный горох. Из фруктов на римский стол подавали всё, что давало тогдашнее садоводство, а также маслины и виноград. Виноград подольше выдерживали на лозе, чтобы он был твёрдым или же его просто сушили. Иногда в качестве десерта употребляли финики из Сирии и Египта и печёные каштаны. Что касается приправ, то в античности были известны оливковое масло, мёд, сыр, соль уксус, позднее – перец. Лучшее оливковое масло привозили из Тарента. Оно не только служило приправой к кушаньям, но и использовалось для заготовки овощей. Сливочное масло применяли только как лекарство. Лучшими сортами мёда считались гимметский мёд из Аттики и гиблейский из Сицилии. В качестве пряностей использовали семена некоторых домашних растений, например, укропа, аниса, горчицы, майорана. Затем к ним прибавились сельдерей, петрушка и тмин. Римляне умели заготавливать впрок овощи и фрукты, складывая их в глиняные кувшины и обвязывая кожей. Что касается хлеба, то римляне пекли его нескольких сортов. Лучшим сортом считался белый пшеничный. Второй сорт носил название secundus. Это был любимый хлеб Октавиана Августа. Черный ячменный хлеб называли грубым, плебейским. Другие разновидности хлеба существовали в виде различных булок. Римляне готовили различные сорта пирожных самой разнообразной формы. В пирожные клали орехи, изюм, миндаль, мёд и т. д. Римляне в отличие от греков моги пить вино за едой. Однако и у них чаще всего к вину переходили после основной части обеда или даже поздно вечером, когда обед уже был закончен. Вино разбавляли не только холодной водой, которую летом охлаждали льдом, но и горячей водой, подмешивая туда мед и пряности. Такая смесь – единственный горячий напиток римлян назывался calda. И. естественно, рацион любого грека или римлянина в первую очередь зависел от его материального достатка.
Лекция 10. Древнегреческий театр. Перефразируя известную фразу классика о том, что «из всех искусств для народа важнейшим является кино», можно с отметить, что для древнего грека таковым являлся театр. Театр любили все. Театральных представлений с нетерпением ожидали и предстоящие постановки активно обсуждали, а их постановщики пользовались у народа всеобщим уважением. Как зародился древнегреческий театр? Его истоки восходят к народным празднествам, во время которых звучала музыка, люди пели песни, танцевали и читали стихи. Происходило все это в т. н. Дионисии – праздники, посвященные богу виноделия и виноградной лозы Дионису. Этот бог был настолько высоко чтим эллинами, что посвященные ему праздники отмечались не один, а по нескольку раз в году. Так, Малые Дионисии отмечались тогда, когда открывали сосуды с молодым, ещё не до конца отбродившим вином. Обычно они происходили в конце осени – самом начале зимы. Ленеи – ещё один праздник, во время которого давили виноград и ставили вино[12]. Свое название они получили от Ленеона – храма Диониса в Афинах. Во время этого праздника толпы народа ходили по улицам города, где для его жителей устраивались пиры за счет государства. Ещё одним праздником были т. н. Антистерии, во время которых откупоривались сосуды с вином и поминали усопших. Однако самым значимым были Великие Дионисии, которые отмечались в марте и длились по 5-6 дней. В первый день Дионису приносился в жертву козел, которое сопровождалось пением хора. Отсюда родилась понятие «трагедия», песнь козла. Затем наступал черед исполнения торжественных гимнов, посвященных Дионису – дифирамбов, после чего наступало самое любимое и долгожданное зрелище – просмотр представлений - комедий и трагедий. Вот из этих веселых и шумных сценок, которые разыгрывали на праздниках полу-пьяные горожане, и зародился древнегреческий театр. Для этих постановок, собиравших практически все население полиса, потребовалось особое помещение. Сохранившие остатки городских театров позволяют судить о его устройстве и архитектуре. Это, прежде всего, театры в Эфесе (Малая Азия) и Додоне (Эпир, Северная Греция). Особенность древнегреческого театра заключалась в том, что он строился из камня под открытым небом, и зрителям практически невозможно было укрыться от палящего солнца или проливного дождя. К счастью для эллинов, последние здесь были большой редкостью. Первоначально зрители сидели просто на земле, но затем, с течением времени, для них начали строить лавки. Сначала лавки делали из дерева, но так как оно было редкостью и к тому же портилось из-за солнца и дождя, в дальнейшем их делали из камня, которые был и прочнее, и доступнее. О вместимости греческих театров можно также судить по сохранившимся остаткам этих сооружений. Они должны были вмещать не только самих граждан полиса, но и их детей, прислугу, а также гостей, часто прибывающих на праздники из других городов. Так, афинский театр, вмещавший около 14-17 тысяч зрителей считался небольшим. В Древней Греции были театры, насчитывающие до 40 тысяч зрителей. Учитывающая в среднем небольшие размеры греческих полисов, такую вместимость можно назвать весьма значительной. Одним из крупнейших считались театр в Меголополе в Аркадии, в упомянутой уже в Додоне в Эпире. С точки зрения архитектуры, театр обычно состоял из трех частей: 1) орхестры; 2) зрительных мест (собственно, театр); 3) скене. Орхестрой называлась круглая площадка, где размещался хор. Зрительные места назывались театр, что в переводе с греческого означало «смотреть» (позднее это название распространили на здание для представлений в целом). Места располагались в виде лестницы, что зрители первых рядов не заслоняли орхестру зрителям задних рядов. Слова «скене» означала палатка, где хранилась различная бутафория и где обычно переодевались актеры. Между хором и актерами сохранялась постоянная взаимосвязь, хотя позднее эта связь уже потеряла свою необходимость. Зрительные места в театре не смыкались со сценой, так что по обе стороны оставались довольно широкие проходы, через которые зрители перед началом представлений входили в театр. По обе стороны здания скене выступали вперед к орхестре боковые флигели – параскении. С течением времени происходило усложнение техники театральных представлений. Первоначально вообще не существовало никаких декораций. Затем появились и они, чаще в виде разрисованных деревянных досок, которые выдвигались из параксениев. Легенда гласит, что изобретателем декораций был Софокл. Первоначально театр не имел и занавеса. Представления как правило, происходили днем, поэтому не существовало столь привычных нам световых эффектов. Первоначально главным действующим лицом был хор, однако затем ведущее положение заняла игра актёров. Он состоял сначала из 12, а со времени Софокла из 15 человек. Затем число их быдло доведено до 24 человек. Актерами являлись исключительно мужчины. Хор обычно изображал зрителей той местности, где происходило действие – мужчин или женщин. В особых партиях – парабазах – хор пояснял зрителям смысл исполняемого произведения. Когда изображались герои, им старались придавать большой рост. Для этой цели служили т. н. котурны – деревянные ходули небольшого размера. Они также помогали зрителям задних рядов хорошо видеть игру актёров. Поскольку и мужские, и женские роли играли мужчины, важную роль при этом играли маски. Они выражали различные чувства, переживаемые героем: скорбь, смех, ярость, недоумение и т. д. Маски помогли зрителям отличать женщин от мужчин. Все маски были с раскрытым ртом, чтобы мог свободно звучать голос исполнителя. Порой в комедиях маски и костюмы отличались нарочитой уродливостью и безобразием, чтобы вызывать смех у зрителей. Важную роль в представлениях играла и одежда актера. Она зависела от жанра произведения: для трагедий она была одна, для комедий – другая. Кто были актёры по своему статусу? Первоначально это были обычные граждане-любители, но потом стали появляться актеры-профессионалы. Источники сохранили даже имена некоторых из них: Минниск, Каллипид, Сатир…. Видимо, сильное впечатление они производили на своих современников. И это понятно: чтобы пользоваться любовью зрителей, актеры должны были постоянно совершенствовать свое мастерство: тренировать память, вырабатывать «командный» голос. Почетный и ответственной была должность хорега. Первоначально, видимо, это был просто руководитель хора (наподобие современного дирижера), но затем в его функции вошла организация театральных постановок в целом. Ну, и естественно, в его функции входило, выражаясь современным языком, спонсирование этих постановок. Само собой разумеется, что и вся слава, в случае успеха постановки, и все недовольство и гнев, в случае её неудачи, целиком относились на счет хорега. В театральных представлениях проявился и агональный (соревновательный) дух греков. Дело заключалось в том, что авторы представлений соревновались в том, чье произведение будет признано лучшим и заслужит первый приз. Перед началом представлений по жребию из представителей десяти фил выбирали судей, которые потом выбирали победителя и вручали награды. Самому представлению предшествовала генеральная репетиция, которая проходила в одеоне – специальном здании, которое служило для проведения музыкальных состязаний. Несмотря на то, что вход в театр осуществлялся по билетам, этот вид искусства оказался доступным для граждан полисов. И причина этого заключалась в заботе города о досуге своих сограждан, которым раздавались специальные «театральные деньги» - теорекон. Во время Великий Дионисий греки шли в театр всей семьей: с собой брали детей и домашнюю прислугу. Поскольку представления лились без перерыва весь день, в небольших корзиночках сюда же захватывали с собой и еду. Публика во время представлений всегда отличалась активностью. Она шумно выражала свои чувства и эмоции по отношению к просматриваемым постановкам: одобрение, восторг, восхищение, - если они им были по душе, и недовольство, свист, неодобрение - если постановка была им неинтересна. Театральные представления настолько вошли в обиход культуры греческих полисов, что в каждом сколько-нибудь значимом из них обязательно имелся хотя бы один театр.
Заключение Мы рассмотрели только некоторые, но наиболее важные аспекты развития античной цивилизации. Каково же её историческое значение? Даже после падения Западной Римской империи в ранней период истории «варварских королевств» Многое из наследия античной цивилизации продолжало жить. На Востоке же, в Византии, античная традиция по существу никогда не прерывалась. И на Востоке, и на Западе в центре внимания находилась философия Аристотеля, приспособленная к христианству. Римское право постоянно изучалось юристами средневековой Европы. На Западе латынь оставалась языком церкви и науки ещё много столетий полке падения Рима. Коперник создал свою гелиоцентрическую систему, опираясь на Аристарха Самосского и его теорию обращения Земли и планет. Если восточноевропейские страны знакомились с античным наследием через Византию, то Западная Европа знала лишь то, что осталось от Рима. Европейский театр и литература постоянно обращались к сюжетам из античности (например, «Антоний и Клеопатра», «Юлий Цезарь» Шекспира). Римскую литературу прекрасно знал А. С. Пушкин, переводивший Горация. В XVIII веке в преддверии Великой французской революции философы Франции обращались к творчеству Лукреция. Таким образом, тысячи нитей связывают европейскую цивилизацию с древней цивилизацией античной эпохи. Всё это обуславливает необходимость изучения античной цивилизации, стоявшей, по сути, у колыбели современной европейской цивилизации. Тестовые задания к модулю 2.
1. Совокупность греческих богов называется а) сонм б) пантеон в) олимпионики г) содом
2. Крупнейшим из оракулов Греции был а) Додоноский б) Дельфийский в) Олимпийский г) Немейский
3. Крупнейшим греческим комедиографом был а) Софокл б) Эврипид в) Эсхил г) Аристофан
4. Самый известный и храм в Афинах назывался а) Парфенон б) Эрехтейон в) Мусейон г) Пантеон
5. Древнегреческий театр зародился из а) Пифийский игр б) Великих Дионисий в) Немейских игр г) Элевсинских мистерий
6. Автором скульптуры «Дискобол» был а) Мирон б) Лисипп в) Фидий г) Скопас
7. Победители на Олимпийских играх награждались а) золотой медалью б) лавровым венком г) денежным призом д) земельным наделом
8. Термин агонистика означал а) жертвоприношения б) состязательность г) один из видов искусства д) праздник
9. Академией в Древней Греции называлась: а) роща в окрестностях Афин б) учебное заведение в) место для спортивных состязаний г) научная школа
10. Хранилище произведений искусства в Греции называлась а) Мусейон б) библиотека в) мегарон г) пинакотека
11. Педагогом в Греции назывался а) учитель б) воспитатель в) раб, сопровождающий ребёнка в школу г) актёр
12. Поэма о происхождении богов принадлежала перу а) Гомера б) Геродота в) Гесиода г) Фукидида
13. Героями в Греции были: а) мелкие божества б) люди, совершившие героические поступки в) обычные люди, женившиеся на богинях г) полу-боги, полу-люди.
14. Римской дом носил название: а) аэрарий б) инсула в) табулярий г) продомос.
15. Свободное врем греки любили проводить: а) в театре б) в термах в) в цирке г) на ипподроме
16. Трапезитами называли: а) менял денег на рынке б) смотрителями за порядком на рынке в) торговцев рыбой г) нищих, живших на подаяние
Ключ к тестовым заданиям модуля 2: 1 б; 2 б; 3 г; 4 а; 5 б; 6 а; 7 б; 8 б; 9 а; 10 а; 11 в; 12 в.; 13 г; 14 б; 15 а; 16 а.
ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ. К теме: Природа и население Древней Греции «…За Кроммием над Аттикой возвышаются Скироновы скалы, которые не оставляют прохода вдоль моря. Над ними идет гора от Истма к Мегарам и к Аттике. Эта дорога настолько близко подходит к скалам, что во многих местах идет на краю обрыва, так как гора, возвышающаяся над ней, непроходима и высока…. За Скироновыми скалами выдается в море мыс Миноя и образует гавань в Нисее» (Страбон, IX. 1. 4).
Лакония подвержена землетрясениям; по сообщениям писателей, некоторые вершины Тайгета были обломаны. Есть там и каменоломни весьма драгоценного мрамора – старые каменоломни тенарского мрамора на Тенаре, а в недавнее время какие-то люди открыли на Тайгете обширную каменоломню, причем их предприятие нашло поддержку в любви римялн к роскоши… (Страбон VIII. 5. 7) Гомер называет Коринф богатым из-за его торговли, так как он расположен на Истме и владеет двумя гаванями, из которых одна сведет прямо в Азию, а другая – в сторону Италии. Это облегчает обмен товарами из обоих стран, столь далеко отстоящих друг от друга. Подобно тому, как Сицилийский пролив был в древности неблагоприятным для плавания, так же были неблагоприятны и открытые моря…из-за неблагоприятных ветров…. Пошлины на вывоз товаров из Пелопоннеса сухим путем и на ввоз туда выпадали на долю тех, кто держал ключи от Истма. И впоследствии это положение продолжало сохраняться все время, но потом коринфянам прибавилось ещё больше выгоды, ибо Истмийские игры, справлявшиеся там, привлекали толпы народа. (Страбон. VIII. 6. 20)
К теме: Оракулы и оракульная практика в Древней Греции. Предсказания в Додоне давалось оракулом не словами, а известными знаками, подобно тому, как это делал оракул Аммона в Ливии. Это были какие-нибудь особенности в полете трех голубей, наблюдая которые жрецы давали предсказания. Рассказывают, впрочем, что на языке молоссов и феспротов старухи назывались пелиадами, а старики – пелеями. Быть может пресловутые пелиалы вовсе не птицы, а три старухи, жившие в храме… В Додоне почитается дуб, который считался древнейшим растением, плоды которого впервые послужили в пищу людям… Поговорка «додонский медный сосуд» произошла именно так: в святилище стоял медный сосуд, с держащей медный бич человеческой фигурой под ним – посвятительный дар керкирян. Бич этот был тройной в виде цепочки с косточками, свисавшими вниз. Косточки эти, колеблемые ветром, все время ударялись о сосуд и производили столь протяжные звуки, что измерявший время от начала звука до его конца мог сосчитать до 400. Отсюда и пошла выражение «бич керкирян» (Страбон, VII, фрагменты) Тесей приступил к устроению государственных дел и прежде всего обратился ха советом к богам. Из Дельф ему пришел ответ: Отпрыск Эгея, Тесей, Питфеевой дочери чадо! Много чужих городов и земель пределы и жребий Городку вашему сам мой отец вручил и доверил. Но не страшись чрезмерно и дух свой печалью не мучай; Будешь, как легкий бурдюк, по морской ты плавать пучине… (Плутарх. Тесей. 24. 5) Как сообщают древние авторы, Солон в Дельфах получил такой ответ: Заняв центр судна, спокойно им управляй. Соратников верных найдешь в этом среди многих сограждан (Плутарх. Солон. 14. 4)
После прихода в Дельфы посольства оракул дал им ответ, что они не получат прорицания, до тех пор, пока они не отстроят разрушенный храм Афины, что находится в земле милетян (Геродот I. 19. 3)
Жителей Делоса они возвратили на остров, побужденные понесенными ими неудачами и оракулом, полученным от бога в Дельфах (Фукидид. V. 32. 1) А когда афиняне спрашивали о сицилийском походе, он (Дельфийский оракул) приказал привести из Эритр жрицу Афин, и оказалось, что звалась она Гисихией («Тишиной») (Плутарх. Никий. 13. 6)
Когда лакедемоняне решили уничтожить полис афинян, они обратились к богу и получили ответ: не трогать общего очага Эллады (Афиней. V. P. 187 d; VI, p. 254 b. ) Некий ахеец, Мискелл, родом из Рипы, пришел в Дельфы и вопросил бога о рождении потомства. Пифия возвестила следующее: Любит тебя, краткоспинный Мискелл, Аполлон дальновержец, Даст и потомков, но прежде дает тебе то повеленье, Чтоб основал бы великий Кротон, что на землях прекрасных (Диодор VIII. 17)
Критяне сообща отправили послов в Дельфы вопросить бога, лучше ли будет для них помочь Элладе или нет. Пифия ответила им: Глупцы! Разве вы не сетуете, что разгневанный вашей помощью Менелаю Минос причинил вам столько слез? Ведь эллины не помогли вам отомстить за его смерть в Камике, хотя вы и пришли им на помощь в отмщенье за похищенную варваром женщину из Спарты. (Геродот VII. 169) При отсылке даров в Дельфы эллины сообща вопросили бога: достаточно ли он получил даров и доволен ли ими. А бог отвечал, что от других эллинов он получил довольно, но не от эгинцев. Он требует от эгинцев часть награды за доблесть в битве при Саламине. Узнав об этом эгинцыв посвятили богу три золотые звезды, которые водружены на медной мачту и стоят в углу святилища рядом с сосудом для смешения вина – даром Креза. (Геродот VIII. 122)
О святилище и оракуле Аполлона Пифийского мы постановляем, чтобы всякий желающий по отеческим обычаям вопрошал оракул без обмана и страха. Лакедемоняне и присутствующие союзники обещали также послать глашатаев к беотийцам и фокейцам, чтобы по возможности убедить и их. Об имуществе бога заботиться и вам, и нам, и всем желающим по обычаям предков, принимая меры для розыска провинившихся, поступая при этом всегда по праву и справедливости, согласно обычаям отцов. Так постановили лакедемоняне и остальные союзники (Фукидид. IV. 118. 1-4) К теме: Менталитет древних греков Каждый должен считать совершенно однородными поступками подмен товаров, ложь и обман, между тем как теперь среди большинства весьма распространено вредное мнение, будто подобные поступки законны, лишь бы они совершились кстати…Никто не должен ни на словах, ни на деле, призывая боги в свидетели, допускать ложь, обман и подмен товаров, если он не хочет вызвать гнев богов… Продавец никогда не должен назначать две цены за свой товар, а, назначивши определенную цену, и не найдя покупателя, он вправе унести товар и затем принести его вторично, не повышая и не сбавляя цены в этот день. Пусть никто не произносит клятв, по поводу на вид достоинства товара. (Платон. Законы, 916-917) …Фиванцы великодушны и во всех житейских делах отличаются удивительным оптимизмом; но в тоже время они смелы, дерзки и высокомерны, готовы бить без разбора как иностранцев, так и сограждан и совершенно лишены чувства справедливости. Недоразумения в торговых делах они решают они решают не рассудком, а кулачной расправой и вообще, они переносят в область судопроизводства насильственные приемы атлетов во времена гимнастических состязаний. Поэтому их процессы тянутся по меньшей мере лет тридцать. Таковы мужчины. Впрочем, встречаются среди них люди почтенные, великодушные, достойные всякой дружбы. Что касается их женщин, то по своему росту, походке, и стройности они самые красивые и изящные в Греции. (Дикеарх. Fragm. Hist. Graecorum. II. 258. 14-17) Афиняне любят новизну и отличаются быстротою в замыслах и в осуществлении однажды принятых решений; вы же, напротив, озабочены тем, как бы сохранит существующее, не придумываете ничего нового и не исполняете на деле даже необходимого. Далее, они отваживаются на то, что превышает их силы, рискуют до безрассудства, и надежда не покидает их даже в опасности, тогда как вы делаете меньше, чем позволяют ваши силы, не доверяете несомненным расчетам и полагаете, что никогда не избавитесь от опасностей. Они решительны, вы – медленны. Они ходят в чужие земли, вы – сидите дома. Удалением от родины они рассчитывают приобрести себе, вы опасаетесь, как бы походом не нанести себе ущерба тому, чем вы владеете. Побеждая врагов, афиняне преследуют их как можно дальше, а побежденные дают себя оттеснить, как можно меньше. Тело свое они отдают за родину так, как будто оно вовсе не принадлежит им, напротив, дух берегут, как как неотъемлемую собственность государства, для служения ему. Если какое-либо предприятие не удалось, они взамен того питают новые надежды, и тем пополняют себе то, чего не имеют. Так непосредственно всю жизнь работают они среди лишений и опасности. Наличными благами наслаждаются очень мало, будучи постоянно заняты стяжанием, и нет для них другого праздника, как выполнение того, что требуется обстоятельствами, напротив, праздный покой почитают таким же бедствием, как и утомление без отдыха. Поэтому, если бы кто-нибудь сказал, что афиняне рождены для того, чтобы не иметь покоя самим и не давать его другим, он был бы прав
|
|||
|