Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





— Тогда где тут причина — в обществе или в лидерах? Действительно ли население в Израиле или Палестине способно диктовать свою волю руководству? Террористы выражают волю народа?



— Тогда где тут причина — в обществе или в лидерах? Действительно ли население в Израиле или Палестине способно диктовать свою волю руководству? Террористы выражают волю народа?

— Хотел бы я знать ответ. Я бы сказал, что лидеры не слишком сильно могут отклоняться от ожиданий улиц. Люфт есть, но он очень небольшой. У них всегда есть выбор. Они могут в своих заявлениях, законопроектах или даже твитах подыгрывать каким-то низменным страхам или стереотипам, и этот путь, конечно, проще и в краткосрочной перспективе эффективнее. Либо рисковать. Как Рабин и Арафат в 1993-м. Я не представляю, чтобы сейчас в Израиле или в Палестине появился такой лидер. Эхуд Барак пытался стать новым Рабином, но только разочаровал своих сторонников и укрепил их во мнении, что переговоры вести не с кем.

Израильское руководство не может себе позволить игнорировать страх, в котором живет израильское общество, и своим поведением только усиливает этот страх. То же касается и палестинцев. Многие из них по-прежнему уверены, что Арафат их предал, а после его смерти позиции радикалов только усилились. И теперь различные палестинские группы и движения говорят своим сторонникам, что мира не добиться переговорами, что все равно Израиль и его могущественные покровители подомнут переговорный процесс под себя, что единственный путь — это сопротивление. Поэтому надо быть готовым принести себя в жертву и погибнуть.

— Вы упомянули, что Рабин и Арафат сильно рисковали. Для Рабина, которого застрелил израильский ультранационалист, риск, очевидно, оказался выше. С тех пор израильское правительство становится все более и более консервативным. Есть ли здесь прямая связь?

— Безусловно. Убийство Рабина похоронило переговорный процесс, а кроме того — стало свидетельством того, что часть израильского общества не доверяла самому основополагающему принципу переговоров: тому, что Израиль протянул палестинцам руку. К тому же на фоне заявлений о сотрудничестве израильских и палестинских спецслужб продолжали происходить теракты — и это привело к тому, что после 1996 года попытки урегулирования окончательно потерпели крах.

В итоге израильское общество действительно радикализировалось. По выборам в Кнессет последних лет очень хорошо видно, как Израиль постепенно правеет. По законам, которые Кнессет принимает, это тоже заметно — взять хотя бы последний законопроект о национальном государстве. Сейчас никакая условно левая программа, никакое заявление о возможности «двухгосударственного решения», никакие попытки снова начать переговоры с палестинцами не находят в Израиле широкой поддержки.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.