Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема занятия 7 страница



Чтение разных вариантов зачина.

2. Задание детям придумать зачин (каждый своей сказки).

3. Проговаривание зачина вслух. «Если не сразу получилось — не страшно. Придумывать сложно. Иногда нужно время».

4. Обращение внимания детей на то, какое у педагога выраже­ние лица, когда он начинает говорить сказку, какой голос.

5. Задание детям попробовать себя в роли сказочника.

(Понравилось ли вам заниматься «придумками»? )

Родителям: записать в блокнот придуманный ребенком зачин

(или несколько его вариантов).

Занятие 3. Любимые и добрые герои сказок

Задачи: развить творческое мышление, воображение, интерес к созидательному процессу.

1. Беседа о любимых и добрых героях сказок.

2. Рассматривание героев сказок на иллюстрациях, в скульп­турном изображении, в поделках из бумаги и т. д.

3. Вопрос детям, как придумать героя разными способами:

— преуменьшение (мальчик с пальчик, Дюймовочка, гном);

— преувеличение (великан, богатырь);

— комбинирование (русалка: женщина+рыба, кентавр: муж- чина+лошадь).

4. Объяснение детям, что творчество — самостоятельная рабо­та. (Дети сидят как можно дальше друг от друга, в свободной позе, можно закрыв глаза. )

«Творческая работа требует:

1) удобной позы;

2) тишины;

3) сосредоточения.

Работаем — творим в уме, словами».

5. Задание детям рассказать о придуманном герое по плану:

— какая внешность;

— как одет;

— какой голос.

6. Подведение итогов. (Понравилось ли занятие? Что именно? )

Родителям: сделать запись со слов ребенка описанного им ска­зочного образа.

Занятие 4. Где Живут добрые герои сказок?

Задачи: развить фантазию, сосредоточенное внимание, жела­ние воспринимать прекрасное.

1. Обсуждение того, каким должен быть домик у Дюймовоч­ки, Чебурашки, Снегурочки и других героев.

2. Придумывание жилища для своего героя или героини. По­мощь детям — репродукции, фотографии необычных пейзажей в разных точках земного шара, в разное время года.

3. Рассказы детей. Обсуждение:

1) может ли Огневушка жить в воде;

2) удобно ли Крохе жить во дворце великанов;

3) чей вариант жилища наиболее интересный.

4. Рисование или составление с детьми конструкций, макетов игрушечных домов для добрых героев. Можно по желанию детей всем вместе сделать конструкцию по 1—2 вариантам.

5. Подведение итогов.

Родителям: сделать с ребенком рисунок или аппликацию до­мика для доброго героя.

Занятие 5. Злые герои сказок

Задачи: развить умение анализировать и сравнивать, разли­чать вымысел и реальность, избавляться от ненужных страхов, перенося их в творчество.

1. Обращение к детям с вопросом, кого из злых героев сказок они знают и как их можно классифицировать:

1) чудовища-«люди»: ведьмы, колдуны, лешие, водяные;

2) чудовища животные, птицы, змеи;

3) злые силы в обычном облике.

2. Обсуждение того, надо ли бояться чудовищ. (Нет, их просто придумали люди, боясь темноты, леса, грозы... )

«Вот посмотрите, обыкновенный ком бумаги. А теперь (выклю­чить свет) как он выглядит? »

3. Обращение к детям с просьбой сесть поудобнее, не мешая друг другу, и попытаться придумать для своей сказки злое чуди­ще. («Можно нарисовать». )

4. Рассматривание иллюстраций, обсуждение.

Родителям: сделать запись описания ребенком злого героя, по­мочь ребенку нарисовать его.

Занятие 6. Где Живут злые герои?

Задачи: научить детей различать добро и зло, негативно отно­ситься к злу, преодолевая страх; понимать, что страшилища и чудовища вымышленные, как и места их обитания.

1. Обсуждение с детьми, что такое свет и тьма (день и ночь), почему злые герои живут в чащобе, на болоте, в развалинах и т. п. (Потому что жадность, зависть, злоба омерзительны (очень против­ны), они это знают и прячутся от людей. )

Показ картины «У омута» И. Левитана.

2. Задание детям придумать и описать место, где живет злой герой. В помощь даются декорации, макеты, бросовый материал.

3. Рассказы детей. «Не забудьте, каким должен быть голос, когда вы рассказываете о темных и мрачных местах».

4. Обсуждение.

Родителям: записать со слов ребенка описание жилища злого героя и помочь ребенку нарисовать его.

Занятие 7. Что заставляет добрых героев пуститься в дорогу?

Задачи: вызвать у детей эмоциональное состояние сопережи­вания, сочувствия, желание помочь с помощью волшебства, т. е. фантазии.

1. Чтение и обсуждение отрывков из 2—3 сказок. «Почему ма­ленькая Герда пустилась в опасный путь (дорогу)? Боялась ли она? Страшно ли было маленькому комарику из сказки «Муха- цокотуха»? Вспомните, кто еще пустился в дорогу выручать по­павших в беду?

2. Задание детям придумать, кто или что может заставить доб­рого героя идти на помощь. «Если хотите, можете посмотреть на иллюстрации, они вам могут подсказать кое-что».

3. Рассказы детей.

4. Рассказы детей от первого лица. «Попробуйте рассказать не как сказочники-рассказчики, а как сам герой. Покажите нам, что (страх, жадность, желание помочь) вы испытываете».

5. Оценочный анализ.

Родителям: записать со слов ребенка рассказ о путешествии доброго героя.

Занятие 8. Дороги сказочных героев

Задачи: расширить кругозор детей, познакомить их с работами художников Севера и Юга, развить фантазию.

1. Беседа о героях сказок: «Снежная королева», «Морозко», «Ма­ленький Мук». «Когда и где происходят события в этих сказках? Посмотрите, как зима выглядит на картинах художников Севера. А вот совсем другие иллюстрации — южные».

2. Придумайте, по какой дороге пойдет, полетит, поплывет ваш герой. Если он сделан человеком, не забудьте, из чего он создан, какую дорогу смогут выдержать его ноги. Можно сделать с детьми эскиз дороги простым карандашом.

3. Рассказы детей.

4. Оценочный анализ — обсуждение: сказочная ли это дорога, есть ли в ней что-либо необычное, таинственное.

Если ребенок сделал удачный набросок, можно его рассмот­реть всем вместе.

Родителям: записать со слов ребенка описание сказочной до­роги и помочь ребенку зарисовать ее.

Занятие 9. Природа добрая и злая

Задачи: научить видеть связь человека с природой, ее ответ на доброе и недоброе отношение; помочь детям освоить способы вооб­ражения применимо к теме.

1. Демонстрация обложек известных сказок. «Как называются эти сказки? Я прочитаю вам маленькие отрывки из сказки «Гуси- лебеди». А вы ответьте на вопросы.

Кто здесь герои? Не только Аленушка, но и яблонька. Природа помогает и она же отказывает в помощи. Почему?

2. Задание детям придумать, какие деревья, кустарники, цветы, ручьи, речка, камни помогут в дороге выбранному герою и как именно. Напомнить способы, которыми природа помогает человеку. «Не забудьте посмотреть на пейзажи на стене и на столах».

3. Рассказы детей. Желающие могут сделать наброски простым карандашом.

4. Обсуждение:

1) соответствует ли природа облику героя (великана, гномика);

2) или несоответствие выбрано специально;

3) чей вариант самый интересный.

Родителям: записать со слов ребенка описание сказочной при­роды, которая помогает или вредит человеку, и помочь сделать рисунок.

Занятие 10. Животные в сказках

Задачи: развить фантазию, научить анализу и сравнению, выра­зительной речи.

1. «Вспоминаем сказки, в которых герои — животные». Рассмат­ривание репродукций, иллюстраций.

2. «Чем похожи животные в сказках? » (Говорят человеческим языком. )

3. Обсуждение,, похож ли герой «Аленького цветочка» на медве­дей из сказки «Три медведя». Чем похож? Чем отличается?

4. Обсуждение характеров у сказочных животных. Кто добрый? Кто злой? Кто хитрый? Кто коварный?

5. «Какое животное вы бы выбрали героем своей сказки? »

6. «В кого хотели бы превратиться? Почему? »

7. Игра (педагог «заколдовывает» детей).

Родителям: записать со слов ребенка описание животного и его превращение.

Занятие 11. Внешние превращения героев

Задачи: развить способности к анализу и сравнению, наблюда­тельность, воображение.

1. Дается задание детям вспомнить сказки, где злые герои пре­вращаются в добрых людей (зверей). «Для чего они это делали? Как им это удавалось? »

Герои меняли обличье, облик, т. е. внешний вид: лицо, голос, прическу, одежду.

2. Превращение на фланелеграфе чудовища в человека, живот­ное.

«Мы изменили облик, внешность чудовища, но сделали ли его добрым?

Помните в «Аленьком цветочке» чудище внешне страшное, а внутри, в душе какое? Обличье, облик могут обмануть, поэтому злые герои и притворяются».

3. Детям дается задание нарисовать любое чудище, а потом уб­рать из его внешности все противное, страшное.

4. Обсуждение.

Родителям: записать со слов ребенка портрет злого героя и его превращения.

Занятие 12. Как добро побеЖдает зло

Задачи: развить в детях стремление к справедливости, веру в победу добра над злом, при отрицательном отношении к жестоко­сти.

1. Детям предлагается вспомнить героев сказок, которые побе­дили чудовищ, колдунов, злодеев.

«Что помогло им победить? » (Оружие. )

«Какое оружие вы знаете? » (Меч, сабля, копье. )

Рассматривание этого оружия на иллюстрациях.

2. «Какое «оружие» было у волшебницы в сказке «Золушка»?

3. «А что за оружие было у Элизы из сказки «Дикие лебеди»? (Только руки, терпенье и любовь. )

4. Задание детям выбрать оружие для своего героя (героини).

Рассказы детей и обсуждение.

«Будет замечательно, если вы придумаете свой вариант, как победить зло».

Родителям: записать самостоятельный рассказ ребенка о победе добра над злом.

Занятие 13. Волшебные предметы в сказках

Задачи: развить воображение, обогатить речь детей.

1. Выставка книг-сказок, в которых есть волшебные предметы (ковер-самолет, скатерть-самобранка, шапка-невидимка, волшеб­ная палочка, сапоги-скороходы на красочных иллюстрациях).

Рассматривание книг и обсуждение.

Дети вспоминают другие предметы и дополняют.

2. «Зачем нужны волшебные предметы? » (Чтобы сделать с их помощью что-то волшебное. )

«Кто придумывает волшебные предметы? » (Сочинители, фанта­зеры, сказочники. )

«Как придумали? » (Спомощью преувеличения, преуменьшения, ком­бинирования. )

3. Задание детям обычные предметы сделать волшебными. «Ко­нечно, только на словах, как будто в сказке. Я буду записывать, чтобы увидеть, сколько получилось удивительных вещей».

Родителям: записать со слов ребенка описание волшебной вещи, помочь изобразить ее.


Занятие 14. Что случается в пути

Задачи: развить фантазию, вызвать у детей радость коллектив­ного творчества.

Небольшой вернисаж из репродукций и иллюстраций, на которых изображены происшествия, случившиеся с героем в пути. Рассматривание, обсуждение.

Дети вспоминают знакомые сказки, в которых с героями в пути происходят разные происшествия.

Объяснение того, что случается в пути:

— нападение;

— засада;

— природные преграды (буря, камнепад, разливается море, ис­чезает дорога).

4. Дети придумывают свои варианты происшествий. Педагог записывает, объединяя их в одну цепь событий.

5. «Кто помогает герою в пути? » «Дружно — не грузно».

6. Обсуждение результатов.

Родителям: записать со слов детей самостоятельно ими приду­манные дорожные происшествия, помочь изобразить эти проис­шествия.

Занятие 15. Чем заканчиваются сказки

Задачи: развить у детей веру в победу добра над злом, воспи­тать чувство уверенности в своих силах, научить мечтать.

1. Чтение концовок различных сказок:

— типичных для народных сказок;

— типичных для волшебных сказок;

— нетипичных (двух-трех).

2. «Чем похожи концовки всех сказок? » (Хорошо заканчивают­ся. ) «Почему сказки всегда хорошо заканчиваются? » «Потому что люди всегда мечтают о победе добра над злом».

3. Задание детям придумать, чем закончится их сказка.

4. Чтение нескольких придуманных детьми сказок (начало и ко­нец), обсуждение, подходит ли такой конец сказке.

Родителям: записать со слов ребенка несколько вариантов кон­цовок, придуманных ребенком соответственно своей сказке.

Занятие 16. Сочиняем сказку

Задачи: научить детей самостоятельно творить, радоваться сво­ему и чужому успеху в работе.

1. «Мы учились с вами придумывать героев, добрых и злых, волшебные предметы и превращения, происшествия. Сегодня попробуем придумать целую сказку. Все вместе. Итак... »

2. Дети сочиняют сказку. Педагог играет направляющую роль, удачные варианты записывает на кассету.

3. «Послушаем, что получилось». После рассказа ребенка зада­ются вопросы: похоже на настоящую сказку (есть волшебство? ); какая интонация (сказочная? ).

4. «Как много мы всего сделали, чтобы научиться сочинять це­лую сказку.

Дома вы придумаете свою сказку, по-своему, как настоящий сочинитель (сказочник, писатель)».

Родителям: записать сказку со слов детей, помочь нарисовать к ней рисунки.

Занятия 17—18. Чтение придуманных детьми сказок

Задачи: развить сосредоточенное, доброжелательное внимание, способность к анализу и сравнению, умение радоваться общим успехам.

1. Чтение сказок (всех) и рассматривание рисунков, сделан­ных детьми дома.

2. Составление сборника сказок. Педагогом заранее изготавли­вается обложка, лист с оглавлением и лист с фамилиями авто­ров. Указывается номер детского сада и год.

3. Обсуждение книги.

4. «Кому наша книга интересна? » «Каждому, кто сочинял, дру­гим детям и взрослым».

Занятие 19. Спектакль по сказкам

Предварительная работа: педагог составляет сценарий, гото­вит костюмы, декорации, слова роли, вместе с детьми обсужда­ет название спектакля и выбор ролей.

Девиз: «Радость твоего творчества — радость окружающих людей».

Занятия 17—19 — отчетные, с приглашением родителей.

Занятие 20. Сочиняем рассказы

Задачи: развить умение детей различать реальность и фантазий­ный вымысел, обогатить речь и кругозор.

7 - 1787

1. «Мы с вами учились придумывать сказку, а сегодня я хочу предложить вам научиться писать рассказы».

2. «Посмотрите на эти книги — это рассказы. Их написали пи­сатели... (фамилии авторов»),

3. «Я прочитаю вам рассказ Льва Николаевича Толстого».

4. «Чем отличается рассказ от сказки? »

5. «Рассказы печатают в журналах». Просмотр детских журна­лов с рассказами.

6. «Кто иллюстрирует рассказы? Зачем нужны иллюстрации? »

7. «Могут ли дети создать (сочинить и нарисовать) книгу из рассказов? Если каждый придумает рассказ, мы их соберем в книгу и получится сборник. А если к рассказам нарисовать ри­сунки, сборник будет с иллюстрациями».

8. «Что нужно для работы? » «Блокнот или альбом для записей и рисунков».

Занятие 21. Кто они — герои рассказов?

Задачи: вызвать у детей желание творить, стремление к расши­рению кругозора.

По ходу занятия педагог показывает портреты писателей, а для развития творческого воображения детей можно устроить небольшой вернисаж (натюрморты, пейзажи).

1. «Мы решили создать книгу рассказов. С чего начинается эта работа? С определения: о чем пишут рассказы. Мы читали расска­зы Толстого о детях. А вот книга рассказов Чарушина (Бианки). Да, здесь герои — птицы, звери (животные). А можно ли напи­сать рассказ о растении (цветке, дереве)? »

2. Детям показывают незнакомые книги. Можно ли, не умея читать, по иллюстрациям определить, кто герой рассказа? Да­вайте посмотрим. О ком вы хотите послушать?

3. Задание детям подумать, о ком будет их рассказ.

4. Обмен мнениями:

— причина выбора;

— насколько удачен выбор.

Педагог записывает выбор каждого ребенка.

Занятие 22. Портрет героя рассказа

Задачи: развить монологическую речь, интонационную выра­зительность, способность к воображению.

1. «На прошлом занятии вы выбрали своих героев. Может быть, кто-нибудь передумал и выбрал новых? Если да, назовите их сейчас, пожалуйста».

2. «Что нужно знать о своем герое? »

Если это человек: возраст, внешность, как одет, как говорит, где и с кем живет, чем занимается.

Если это животное или растение, о чем не придется говорить? (Нет одежды, нет речи. ) Детям предлагается сосредоточиться и подумать над портретом своего героя.

3. При желании они могут нарисовать свой персонаж.

4. Рассказы детей. Обсуждение.

Родителям: записать со слов ребенка описание героя будущего рассказа, помочь нарисовать его.

Занятие 23. Действия, события, происшествия

Задачи: развить воображение, логическое мышление, способ­ность оценки и самооценки.

1. Вопрос детям: что происходит в рассказах, которые они читали?

Обсуждение заранее прочитанных рассказов различной тематики:

а) что происходит с детьми;

б) животными;

в) растениями.

2. «Какие события произошли с вашим героем? » Коллектив­ное обсуждение всех вариантов.

3. Один из вариантов обыгрывается в лицах. В помощь детям можно организовать вернисаж с достаточным количеством реп­родукций бытового жанра.

Родителям: записать со слов ребенка варианты событий, проис­шедших с героем его рассказа, помочь нарисовать это.

Занятие 24. Сочиняем рассказ о детях

Задачи: развить самостоятельное творчество детей, научить про­износить монолог от первого и третьего лица, различать реальные и фантастические события.

1. «Мы с вами знаем, чем рассказ отличается от сказки, зна­ем, какие события и герои бывают в рассказах. Попробуем все вместе написать, как это делают писатели».

2. Детям предлагается начало рассказа. «Маме нужно было сроч­но уйти, и она сказала Тане: " Ты уже большая, я оставлю тебя с Андрюшкой. Думаю, что он будет спать, пока я хожу" ». Дети долж­ны описать:

т

— портрет Тани;


— портрет Авдрюшки;

— неожиданные события — действия Тани, пока не было мамы;

— это произошло, когда мама вернулась;

— концовку рассказа.

3. Дети слушают записанный на магнитофон рассказ. Занятие заканчивается обсуждением с нравственной направленностью.

Родителям: записать со слов ребенка придуманный им рассказ.

Занятие 25. Сочиняем рассказ о Животных

Задачи: развить способность к самостоятельному творчеству и сотворчеству, способность к самооценке.

1. «Мы сочиняли рассказ о детях. Сегодня я предлагаю сочи­нить рассказ о животном (животных). Сочинять снова будем все вместе».

2. Детям предлагается начало рассказа. «На опушку леса вы­шел маленький олененок. Один среди огромных деревьев». Дети должны ответить на вопросы:

— почему олененок один;

— что могло случиться до появления малыша;

— с кем он встретится;

— куда пойдет дальше;

— погибнет ли он;

— кто поможет ему;

— какой будет концовка рассказа.

3. Прослушивание в записи целого рассказа, обсуждение.

Родителям: записать со слов ребенка придуманный им рассказ

о животном, помочь нарисовать к нему рисунок.

Занятие 26. Сочиняем рассказ о растении

Задачи: развить интерес к творчеству, стремление к самостоя­тельному творчеству и в соавторстве, способность к самооценке.

1. «Мы сочиняли рассказы о людях и животных. Хотите попро­бовать сочинить рассказ о растении? Что выбираем: дерево, куст, цветок? Итак... (работаем все вместе)».

2. Детям предлагается начало рассказа. «Ветер принес семечко на край утеса». Дети должны ответить на вопросы:

— кто поливал семечко;

— что из него выросло;

— что происходило в это время вокруг;

— могло ли семечко погибнуть;

— почему оно не погибло;

— что происходит в конце рассказа.

3. Лучшие варианты записываются на магнитофон, как и название рассказа. Целый рассказ читается (слушается) в конце занятия.

Родителям: записать со слов ребенка придуманный им рассказ о растении, помочь нарисовать к нему рисунок.

Занятие 27. Рассказ-мечта

Задачи: научить детей различать фантастические и реальные со­бытия, подвести детей к пониманию красоты мечты, если она свя­зана с добрыми побуждениями.

1. Детям предлагается подумать, что такое рассказ-мечта, рас­сказ-фантазия, чем они отличаются от сказки. (Герой настоящий — события придуманные, вымышленные. )

2. «Попробуем сочинить все вместе фантастический рассказ, в котором героем может стать каждый из вас. Представьте, что у вас в руках " волшебная палочка" (или " шапка-невидимка" ):

— в кого вы бы хотели превратиться;

— где хотели бы оказаться;

— что бы вы стали делать».

Обсуждение с детьми наиболее интересных, с большей нрав­ственной ценностью, вариантов и составление рассказа.

3. Чтение или слушание рассказа. Обсуждение.

Родителям: записать со слов ребенка придуманный им фанта­стический рассказ, помочь нарисовать к нему рисунки.

Занятия 28—29. Чтение придуманных детьми рассказов

Задачи: подвести детей к пониманию, что такое видимые ре­зультаты коллективного творчества — сборник; как узнают, кто авторы и иллюстраторы книги.

1. Чтение всех сочиненных рассказов, рассматривание рисун­ков.

2. Составление сборника. Обложка и листы заранее подготав­ливаются педагогом с помощью родителей.

3. Детей спрашивают, что они будут делать со сборником:

— подарят детскому саду на выпускном вечере;

— подарят воспитателю своей группы;

— подарят другим детям.

4. «Чтобы вы помнили всех, кто занимался в кружке и кто писал эту книгу, в конец книжки вставим листок и напишем на нем фамилии и имена авторов, а в начало — оглавление и назва­ние нашего детского сада, год».

5. Критика: что нравится, что не очень, что можно было бы переделать и во второй раз сделать еще лучше. (Можно дома сделать самому еще сборник. )

Занятие 30. Спектакль (по рассказам детей)

Задачи: донести до понимания детей, что творчество прино­сит радость многим людям, развить способность вести себя рас­кованно, выразительно играть роль.

Предварительная работа

1. Сценарий, написанный на основе детских рассказов, об­суждается с детьми.

2. Совместно с детьми придумывается название спектакля, рас­пределяются роли.

3. Готовятся костюмы и декорации. Спектакль может быть пока­зан детям в детском саду, могут быть приглашены родители. Спек­такль и сборник рассказов являются отчетами о работе кружка.

Занятия 31—32. Считалки, заклички, дразнилки...

Задачи: свободное словесное творчество детей совместно со взрослыми.

1. Рифмованное творчество детей. Материал подбирается зара­нее.

2. «Как это получается? » «С помощью рифмы».

3. «Подберем слова в рифму».

4. «Попробуем придумать считалку».

Родителям: придумать вместе с детьми и записать рифмован­ные считалки, заклички, частушки. Отработать с детьми чтение и выразительное исполнение стихов, можно записать на магни­тофон.

Занятие 33. Итоги нашего творчества

Задачи: показать детям, каких успехов они достигли за год, дать им возможность оценить результаты коллективного труда (сборник сказок и сборник рассказов, рисунки).

1. «Мы собрались с вами последний раз в этом году. Сегодня мы не будем ничего придумывать. Хотите, посмотрим, что мы научились делать за год? »

2. Рассматривание главных сборников.


3. «А это ваши личные альбомы. Может быть, вы хотите посмот­реть их вместе? » Дети показывают друг другу рисунки.

4. «Хотите послушать магнитофонные записи, которые были сделаны на наших занятиях? Что именно? »

5. «Давайте попрощаемся с картинами, скульптурами, вол­шебными вещами. Возьмите в руки то, что вам больше всего нра­вится».

6. «А теперь все расставим по местам, наведем порядок, чтобы и дальше в этой мастерской можно было заниматься творчеством».

7. «Я приглашаю вас посидеть вместе и попить чаю».


Список литературы

Аттестация и аккредитация дошкольных образовательных уч­реждений: Сборник документов. Министерство образования Российской Федерации.

Всеобщая Декларация прав человека. 1948.

Конвенция о правах ребенка. 1989.

Библия, книга священного писания Ветхого и Нового заве­та.

Бичер-Стоу Г. Хижина дяди Тома. М., 1989.

БелиуцкийА. П. Петербургский день в 1723 г. М., 1990.

Григорьева Т. Красотой Японии рожденный. М., 1993.

Детская энциклопедия. Т. 7. М., 1989.

История древнего мира и средних веков. М., 1997.

Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии. М., 1985.

Короленко В. Г. История моего современника. Т. 3—4. М., 1985. С. 9, 359.

Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции. М., 1975.

Мифы народов мира: В 2 т. М., 1988.

Мифы Древней Греции. Л., 1977.

Миклухо-Маклай Н. Н. Собрание сочинений. Т. 1—2. М., 1950.

Немировский А. И. Мифы Древней Эллады. М., 1992.

Оперные либретто, зарубежная опера. М., 1979.

От прибаутки до былины. М., 1991.

Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. 1989.

Энциклопедический словарь юного художника. М., 1985.

Энциклопедический словарь юного музыканта. М., 1985.

Энциклопедический словарь юного зрителя. М., 1989.

ЭрвильиД. Приключения мальчика неведомого мира. М., 1992.


СОДЕРЖАНИЕ

От автора........................................................................................................ 3

Общие задачи цикла...................................................................................... 5

Конспекты занятий Вторая младшая группа

Развитие основ социального и правового сознания

Я люблю маму и папу................................................................................. 11

У нас в гостях Марьюшка и Иванушка.................................................. 12

Я беру игрушку............................................................................................. 13

Мы — дружные ребята............................................................................... 14

Мы умеем делать правильно..................................................................... 15

Я берегу игрушки и одежду....................................................................... 16

Развитие представлений об истории цивилизации

Кто приехал? (Богородские и филимоновские игрушки).................. 17

Средняя группа

Развитие основ социального и правового сознания

Наша дружная семья................................................................................... 19

Иванушка, Аленушка и их гостья — ненка........................................... 19

Как можно выбрать_____________________________________ 20

Мы не будем ссориться............................................................................... 21

Учимся правильно разговаривать........................................................... 22

Я выполняю поручение__________________________________ 23

Развитие представлений об истории цивилизации

Кто в избушке живет? (Устройство русской избы)............................. 24

Старшая группа Развитие основ социального и правового сознания

Дети и родители............................................................................................ 25

Эти дети живут на Севере.......................................................................... 26

Что (кого) я могу выбрать........................................................................... 27

Будем тактичными и миролюбивыми..................................................... 28

Как вести себя в общественном месте.................................................... 29

За что я умею отвечать............................................................................... 30

Развитие представлений об истории цивилизации

Пещерные люди............................................................................................. 31

Геракл и его подвиги.................................................................................... 33

Подвиги Ильи Муромца.............................................................................. 35

Подготовительная к школе группа Развитие основ социального и правового сознания

Такие разные и такие похожие................................................................. 37

Я выбираю сам(а)'......................................................................................... 39

Декларация прав человека и Конвенция

о правах ребенка........................................................................................... 40

Как я отношусь к другим детям................................................................ 43



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.