|
|||
Тема занятия 4 страницаПедагог. Сегодня мы решим, какие правила нужно знать, если тебе уже шесть лет. Как вы думаете, зачем нужны правила в игре? Только ли в игре нужны правила? Да, правила есть и для тех, кто сидит за обеденным столом, и для тех, кто едет в транспорте; для тех, кто просто разговаривает и для тех, кто спорит; для тех, кто собрался в гости и кто будет принимать гостей. Вы многие правила знаете, поэтому будете мне помогать, договорились? Итак, назовите правила, которые необходимо выполнять во время еды... (Есть бесшумно, не набивать полный рот, не разговаривать с пищей во рту; косточки класть на тарелку, а не на стол; брать с общей тарелки не выбирая; если не нравится, не морщиться, просто сказать: «Спасибо, я сыт», пользоваться салфеткой, елкой, под присмотром родителей ножом. ) А как быть, если вы не знаете, как правильно есть или еще не умеете пользоваться ножом? Нужно спокойно сказать: «Извините, я не умею еще это правильно есть, помогите, пожалуйста». Это правильнее, чем, если вы сделаете что-то смешно. А если у вас за столом гости, кому сначала предлагают взять с общей тарелки? (Гостям. ) Когда гости садятся за стол, кто садится последним? (Хозяин. ) Почему? Что говорят гостям, если они принесли подарок, который у вас уже есть или вам просто не нравится? Сейчас порассуждаем о правилах поведения на транспорте (разговаривать негромко; если надо пройти, говорить «извините» или «разрешите»; не есть мороженое и не грызть семечки; уступить место инвалиду, пожилому человеку, своей маме, малышу). Как вы думаете, почему неприлично разговаривать громко? (Кто- то плохо себя чувствует, люди устали. ) А почему нельзя есть в транспорте? Вы видели грязь в трамвае, троллейбусе? Разрисованные и разорванные сиденья? Кто это делает? Их можно назвать нарушителями? Что они нарушают? (Правила, законы. ) А еще что? (Настроение других пассажиров. ) Почему они это делают? Из-за своего невежества. Невежи — кто это? Это те, кто не умеет правильно себя вести, не знает или не хочет знать, как правильно. Хорошо, что вы соблюдаете правила. Скажите, если ваша мама на улице, дома или в транспорте с кем-то разговаривает, а вам очень нужно о чем-то у нее спросить, как вы себя поведете? А если это не мама, а двое детей разговаривают, а вам нужно вмешаться в разговор? Если не разговаривают, а играют, как в этом случае вмешиваться? Безусловно, во всех случаях надо начинать со слова «извините». Теперь посмотрите, у кого сколько фишек набралось? Оказывается, у нас есть знаток правил. А сейчас вам нужно будет разложить на фланелеграфе карточки: налево кладите карточки, где действие правильное, направо — где действие неверное. Посмотрите на картинки и подумайте: вы всегда поступаете так, как нарисовано слева? Не совершаете ли иногда ошибки? Может быть, вы еще не все правила знаете, можно и ошибиться нечаянно. Главное — хотеть знать, как правильно. Чтобы людям не причинить неудобства и самому не было неловко. Если вы нарушили правило за столом (уронили что-то), в транспорте (не заметили старого человека — он обиженно об этом вам сказал), в группе или раздевалке (задели кого-то), как выйти из положения? Давайте поиграем. Контрольный вопрос Нужны ли правила? Зачем? . Правила безопасности Задачи: сформировать понятие о необходимости знать данные о себе, научить умению правильно вести себя в незнакомом и людном месте. Воспитать уверенность в своих силах. Словарь: отчество, данные, безопасно, люк, переход, тротуар. Дидактический материал: иллюстрации «Ребенок потерялся в толпе», «Первоклассники у перехода», «Опасность на тротуаре» (открытый люк, ничем не огороженный), «Оборванный провод», «Кожура банана на дороге и старушка», «Красивая улица». Предметные картинки: светофор, схема перекрестка, фуражка милиционера. Педагог. Сегодня мы поговорим о том, что должен обязательно знать каждый человек, взрослый или ребенок. Вы готовы мне помогать? Посмотрите. (Показывает иллюстрацию «Ребенок потерялся в толпе». ) Что произошло? Как нужно вести себя в таком случае? Нужно: — обратиться к милиционеру; — обратиться к пожилым взрослым или работникам рынка, магазина; — сказать данные о себе: фамилию, имя, отчество, адрес, телефон (если нет своего, то мамин, папин); — нельзя уходить с того места, где оставили тебя старшие. Сейчас проверим, как вы усвоили то, что я рассказала. (Проигрывание ситуации) А что на этой иллюстрации? (Первокласс- ник(ца) у светофора. ) Что сложного при переходе? (Показывает, как машины делают поворот при зеленом свете светофора. ) Как обходят трамвай? Как обходят автобус? Где таится опасность, когда вы обходите стоящий транспорт? (Проигрывание ситуации. ) Почему зимой городские улицы опаснее для перехода? (Потому что они могут обледенеть. ) Опасность двойная: пешеход может поскользнуться, и водитель может не справиться с машиной или автобусом, если очень скользко. Посмотрите на картинку. Что это? (Люк. ) Чем опасны люки? Кто видел открытый люк? Что под землей? (Лестница, трубы. ) Если даже упавший в люк не потерял сознания, выбраться оттуда самостоятельно со сломанной рукой или ногой почти невозможно. Как избежать этой опасности? (Не вставать на люк. ) А если туда упал любимый щенок или котенок? (Звать на помощь взрослых. ) Кошки и собаки чаще всего не разбиваются и не ломают лапы, их надо просто вытащить. Если пешеходов на тротуаре немного, вы можете идти, где хочется (показывает на схеме). Если людей идет очень много, какое есть правило? (Идти по правой стороне. ) Давайте попробуем. (Навстречу друг другу идут две группы. ) Какой стороны придерживаются машины? Почему же, если есть правила, так много детей попадают под транспорт? Посмотрите на эту картинку. Что это? (Оборванный провод. ) Что делает мальчик? (Наклонился к нему. ) Что может произойти? А вот здесь, если не подумать, нарисована безобидная картинка (кожура банана, вдали идет старушка). А если вдуматься? Что можно увидеть на улице, когда люди едят фрукты, сладости. Вы знаете такие случаи, когда человек упал, поскользнувшись? Если мы не подумаем о других людях, а они о нас, что может получиться в итоге? (Улица может стать опасной для пешехода. ) По улицам ходят не только люди, но и животные. Можно ли их подбирать, нести домой? (Нет. Они могут оказаться заразными для человека. ) Посмотрите, это красивая улица нашего города. Если мы будем помнить о том, как правильно по этой улице ходить, ездить, гулять, она будет нам другом. Контрольные вопросы 1. Представься, пожалуйста. 2. Как правильно переходить улицу? 3. Что ты будешь делать, если потеряешься? Насколько я ответственный? Задачи: развить чувство ответственности, научить оценивать свои поступки, сравнивая с нормами для данного возраста, оценивать других доброжелательно. Словарь: обещание. Дидактический материал: кисточки-полоски в клетку, фишки. Перед занятием праводится «этическая» зарядка «Делай, как я» (кивок — улыбка, жест — приветствие... ). Педагог. Сегодня у нас серьезный разговор. Вам уже по семь лет, и мы можем серьезно поговорить об ответственности. Посмотрим в толковом словаре, что значит «ответственный человек»? Здесь написано, что это человек, который обязательно выполняет все, что обещал. Поэтому ответственного человека называют еще обязательный человек. Такой человек не забывает, если ему что-то поручили, напоминает себе сам о том, что должен сделать. Сейчас я буду называть действия, за которые вы несете ответственность сами, и, если вы их выполняете без напоминания, возьмите себе с тарелочки фишку. Итак... Я без напоминания чищу зубы. Я без напоминания, приходя с улицы, мою руки с мылом. Я без напоминания аккуратно складываю и вешаю одежду. Меня зовут к столу один раз. Я иду спать сразу, как скажут родители. Я без разрешения не трогаю опасные предметы. Я без разрешения не трогаю вещи родителей (или брата, сестры). Посчитайте, сколько у вас фишек, и поднимите руки, у кого их семь? Думаю, что я могу назвать вас... (имена) людьми ответственными и обязательными. Теперь действия посложнее. Кто из вас бережет зрение и садится далеко от телевизора, поднимите руку. Кто подолгу играет в компьютерные игры, смотрит телевизор, поднимите руку. Поговорим об этом... Понимаете ли вы, что это вредно? Что делать, если очень хочется? Дать глазам отдохнуть 5 минут через каждые 20. Запомнили? У обязательных и ответственных людей есть еще одно качество. Они никогда не опаздывают. Если вы опоздаете на самолет или поезд, вас будут ждать? Конечно нет. Как и на автобус. А если вы опаздываете к другу или подруге на день рождения? Или вас будут ждать, но все с испорченным настроением, так как все давно хотят есть, или все сядут за стол, а вы своим приходом заставите всех вставать, двигать стулья и тарелки, хозяйка будет хлопотать, забыв о своей остывающей еде. Какой же выход? (Не опаздывать. ) Когда человек учится быть ответственным? В детстве, конечно. Скажите, у вас дома есть обязанности, например убрать свою постель или свои игрушки? Расскажите о них. Какие еще обязанности у кого? Вам напоминают о них или вы помните сами (покормить рыбок, поиграть с малышом, полить цветы)? А какие поручения вам дают дома? Летом на даче? Дети, кто у нас в группе очень ответственно дежурит? Мы можем назвать... (имена) обязательными? Мне хотелось бы сказать о... (имена), которые всегда аккуратно выполняют мои поручения. Детям, которые научились до школы аккуратно выполнять поручения, без напоминания делать то, чему вас научили взрослые, будет нетрудно в школе. Сейчас мы проверим, как вы ответственно выполняете не очень интересное задание. У вас на столе листочки (в клетку). На каждом листочке нужно нарисовать солнышко с лучиками, но рисовать нужно не в каждой клеточке, а через одну. Нужно столько нарисовать строчек, сколько на строчке точек. (3 строчки. ) Сейчас посмотрим, кто ответственно готовится к школе. Контрольные вопросы 1. Считаешь ли ты себя ответственным человеком? 2. За что ты отвечаешь? Развитие представлений об истории цивилизации Древние люди Задачи: развить представление о внешнем облике, жилище, особенностях деятельности и отдыхе древних людей. Научить детей сравнению и анализу. Развить любознательность. 4 - 1787 Словарь: древние люди, хижина, острога, копье, археолог, племя, путешественник, раскопки, поселение, ученые, лук, стрелы, ловушка, барабан, бамбук, трещотка, танец, праздник. Дидактический материал: иллюстрации о жизни древних людей, предметные картинки: пещера, хижина, острога, копье, лук и стрелы, очаг, наскальные рисунки, жуки, пауки, личинки, экзотические растения, барабан, бамбук, трещотка, люди (мужчина, женщина, ребенок). Лучший вариант — макет. Педагог. Сегодня мы с вами узнаем и поговорим о том, как жили древние люди. Это было так давно, когда люди еще не умели писать, не было книг, телевидения, транспорта и многого другого. Откуда же ученые узнали, как все происходило? Во-первых, археологи — то есть люди, занимающиеся раскопками, — определили по найденным предметам, остаткам поселений, оружию, орудиям труда, украшениям, как жили люди раньше; во-вторых, это делают путешественники, которые специально забираются в глушь, где живут дикие племена, во многом похожие на племена древних людей. Давайте посмотрим, как жили древние люди в самом начале своего существования. Кто это? (Древний человек. ) Чем он отличается от нас? Где он спал и укрывался от непогоды? Где добывал пищу? (В лесу, в пещере, хижине. ) Послушайте, как описывает знаменитый путешественник Миклухо-Маклай пищу древних людей: «Я заметил большого жука. Мальчик Ляляй заявил, что это его жук, которого он поймал и принес, чтобы съесть. Туй, отец мальчика, указал мне на большого паука и сказал, что они едят и таких пауков». А вот как древние ловили рыбу, пока не было острог: «Туй ловил рыбок ногой: сначала придавит ступней, потом поднимет. Потом схватил камень, прицелился, бросил его в воду — и поднял убитую камнем рыбку». Как вы думаете, раньше пищу ели сырой или готовили ", а огне? А где брали огонь для приготовления пищи? (Сначала хранили огонь, зажженный молнией. ) Позже люди научились добывать огонь сами. Кто-нибудь знает как? Смотрите, это очаг. Как вы думаете, зачем огонь обложили камнями? (Камни долго хранят тепло. ) Очаг стали делать и внутри хижины. Зачем? (Чтобы защитить его от дождя и для тепла. ) Потом люди научились затачивать палку, делать остроги, копья, лук и стрелы. Как вы думаете, чем удобнее и легче ловить рыбу: руками, ногами или острогой? А охотиться на зверя: руками, камнем или копьем? Вот как пишет Миклухо-Маклай: «Стрела пролетела 65 шагов, но ветер мешает ее полету. Копье летит тяжелее стрелы. Чтобы легкая стрела убила зверя, ее кончик окунают в яд». Древние охотники делали ямы-ловушки, забрасывали их ветками, после чего гнали зверя в сторону ямы, а когда зверь проваливался в ловушку, добивали его камнями и стрелами. Древние люди не умели многого из того, что умеете даже вы: есть ложкой и вилкой, рисовать карандашом, считать, но они отлично видели, слышали, различали запахи и выслеживали зверя по следам. А вот как они учились обрабатывать землю: «Двое или трое мужчин встали рядом, одновременно воткнули острые палки в землю, потом все вместе подняли глыбу земли, которую женщины стали разбивать палками на комья, которые потом растерли руками. После этой работы в землю бросали семена». Мужчины больше ходили на охоту, женщины занимались детьми, огородом, приготовлением пищи. Как вы думаете, чем занимались дети? Дети древних людей не играли, как вы. Они, как только начинали ходить, уже искали себе пищу, когда немного подрастали — ловили рыбок, искали плоды, жуков, разных насекомых. Как вы думаете, любили ли древние люди маленьких детей? Конечно, очень любили, защищали, согревали, кормили. Но в древнем мире жизнь была суровой, поэтому малышей учили добывать пищу, прятаться от зверей, узнавать ядовитые растения (чтобы не отравиться). А что это? (Барабан, бамбук, трещотка. ) Когда древние люди на них играли? (Во время праздника. ) Что еще происходило во время праздника? (Танцы. ) В танце изображали охоту, рыбную ловлю. Некоторые из древних людей рисовали. Посмотрите вот эти рисунки. Можно догадаться, что здесь нарисовано? (Охота, танцы, животные. ) Археологи находят эти рисунки и читают их как книгу. Потом описывают все в книгах, из которых мы можем узнать о тех далеких временах. Афродита, Пан и Сиринга Задачи: познакомить детей с понятием «миф», с образным языком мифов, с некоторыми их героями. Развить эстетический вкус, интерес к историческому прошлому народов. Словарь: миф, Эллада, эллины, туника, Олимп, лавр, кипарис, колонны, мрамор, скульптура, амфора, Гея, Посейдон, Афродита, Пан, Сиринга, Нимфа, свирель, колчан. Дидактический материал: иллюстрации о природе, архитектуре Древней Греции; Пан и Сиринга, Афродита. Предметные изображения: амфоры, скульптуры, греческий воин, туника, свирель, Зевс, Гея. Карта Греции. Книга «Мифы Древней Греции». Можно использовать макет. Педагог. Посмотрите, пожалуйста, на эту картину и скажите: это происходит в России? Правильно, это другая страна — Греция. Ее жители, греки, называли свою страну Элладой, а себя — эллинами. Посмотрите на одежду эллинов: так одеваются сейчас? Это Древняя Греция. Посмотрите внимательно на деревья, кустарники: это юг или север? Посмотрите на карте... Со всех сторон море, чудесные горы, красивые деревья и цветы. Среди такой природы строились красивые дома с колоннами (показывает), из мрамора вырезались скульптуры (показывает репродукции). Эти скульптуры были так красивы, что их впоследствии покупали в других странах. Из глины греческие мастера делали очень красивые амфоры с рисунками, по которым (показывает) мы узнаем, как были одеты древние греки (показывает). Много о Древней Греции мы узнаем из греческих мифов. Мифы — это истории, которые придумали древние греки. Вы видели мультфильм о Геракле? Это тоже миф. Жители Древней Греции верили, что на горе Олимп живут боги: богиня земли — Гея, бог неба — Зевс, бог морей — Посейдон. Посмотрите, вот такими представляли их древние греки. У эллинов были любимые боги. Посмотрите, это богиня любви — Афродита. Вот как рассказывает о ней миф: «Высокая, стройная, с нежными чертами лица, с волной золотых волос. Когда она идет, ярче светит солнце, пышнее цветут цветы. Дикие лесные звери бегут к ней, стаями слетаются птицы. Спокойно идет среди диких зверей Афродита». Во что одета богиня? 1 Вы помните, как называют свою одежду греки? Да, это туника. Греки считали, что лес, зверей и стада с пастухами охраняет бог по имени Пан. Когда Пан родился, мать его испугалась: у маленького Пана были козлиные копыта вместо ног, на голове рога и борода. Посмотрите, как его представляли греки. Но Пан был очень добрым и веселым. Чтобы над ним не смеялись боги, он ушел жить в лес, там он любил играть на свирели. Нимфы водили хоровод вокруг Пана. И полюбил Пан прекрасную нимфу. Звали ее Сиринга. «Для Сиринги охота была любимым занятием. Прекрасна была нимфа в короткой тунике, с колчаном за плечами и луком в руках. Пан хотел подойти к Сиринге. Взглянула на него нимфа и в страхе обратилась в бегство. Но путь преградила река. Куда бежать нимфе? Стала Сиринга молить бога спасти ее. Бог услышал ее и превратил в тростник. Подбежал Пан, хотел обнять Сирингу, но обнял лишь шелестевший тростник. Срезал несколько тростинок Пан и сделал из них свирель и назвал ее Сирингой. С тех пор Пан любит играть на свирели-сиринге, уединившись в лесу». Рассмотрим картину... Вы помните русскую сказку «Аленький цветочек»? Чем похожи сказка и миф о Пане? (Герои — чудовища. ) А чем они (миф и сказка) отличаются? (Молодые девушки повели себя по-разному... ) А кто из них вам больше понравился? А можно ли ругать Си- рингу за то, что она испугалась? (Нет, не все люди одинаково бесстрашные. ) А можно ли смеяться над Паном? Мифы, как и сказки, не только рассказывают о прежней жизни, но и учат нас многому. Русские богатыри Задачи: познакомить детей с понятием «былина», с героями былин — Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем, Вольгой и Микулой Селяниновичем. Вызвать интерес к языку былин, чувство гордости за богатырскую силу России, желание подражать богатырям. Словарь: ратник, кольчуга, сбруя, оратай, стремена, упряжь, гусли, слагать, былина, сказитель, нараспев, уздечка, булава, снаряжение. Дидактический материал: иллюстрация — репродукция картины В. М. Васнецова «Богатыри». Предметные картинки: оратай на пашне, соха, упряжь, щит и меч, кольчуга и шлем. Игрушечная лошадь, кукла-мальчик (можно картонные). Плакат с названием занятия. Педагог (показывая плакат). Кто прочитает, что написано? Правильно, это название сегодняшнего занятия. Мы почитаем, поговорим о богатырях земли Русской. Некоторые из них жили 1000 лет назад. Как же мы о них узнали? Русские люди слагали (складывали) былины. Былина — от слова быль, было. Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев (похоже на песню) былину. Послушайте, как сказитель сказывал былину об Илье Муромце: «Подъехал он ко городу Чернигову. У того ли города Чернигова Нагнано врагов черным-черно... Он как стал-то эту силу великую И конем топтать, и копьем колоть — И побил он эту силу великую». Хотите посмотреть на богатыря? (Показывает Илью Муромца на картине В. М. Васнецова и рассказывает о нем и его встрече с Соловьем-разбойником. ) Вы хотите посмотреть, кто рядом с Ильей Муромцем? Знаете, кто это? Добрыня Никитич и Алеша Попович, тоже богатыри. Посмотрите, как одеты богатыри. Как называется эта часть одежды? (Кольчуга. ) Зачем она богатырю? То, что на лошади, называется упряжь, уздечка, стремена, сбруя. А как называется снаряжение богатыря? (Булава, колчан, стрела, лук, щит. ) В старину воина называли ратник (от слова «рать» — «войско»). Зачем нужны были ратники? Богатыри сражались с врагами, которые нападали на Русь, они охраняли ее границы. Богатырей нарисовал русский художник Виктор Михайлович Васнецов. А что это за человек? (Микула Селянинович. ) Это тоже богатырь, только не воин, а оратай. Так раньше называли того, кто пахал землю и сеял в нее семена. Былина о нем говорит так: «Он одной-то рукой камень вывернет, А двумя-то руками быка свалит. Зовут же его Микула Селянинович». Когда ратникам нужна была помощь, они звали Микулу Се- ляниновича: «Ай же ты, оратай-оратаюшко, \ Ты поедем-ко с нами во товарищах». Все вместе богатыри становились такими сильными, что победить их было невозможно. Мальчики, на кого из богатырей вы хотите быть похожими? Девочки, а вы кого из богатырей угостили бы свежей водой? Хотите одеть богатыря (указывает на куклу) в одежду ратника? А запрячь коня? Мальчики, подберите все, что нужно для коня. Девочки, а вы подберите для ратника одежду. Кто подберет оружие? Давайте сравним, похож ли наш богатырь на тех, кого нарисовал художник Васнецов? А кому из вас захотелось нарисовать шлем или кольчугу, а возможно, и самого богатыря? После занятия вы сможете это сделать. Библия Задачи: сформировать представление о Библии как источнике мудрости, сборнике проповедей о добре и зле, своде законов жизни человека. Воспитывать уважение к вере и верующим. Словарь: Библия, Евангелие, проповедь, притча, священник, церковь, заглавие, проповедник, послание, притча. Дидактический материал: Библия и 5—6 детских Библий (для самых маленьких), лучше П. Н. Воздвиженского. Педагог. Сегодня вы познакомитесь с удивительной книгой. Посмотрите и прочитайте, как она называется. Эту книгу вы могли видеть и раньше. Видели?.. У кого?.. Где?.. Такая книга обязательно есть в церкви. Там ее читает священник. Ее читают и изучают многие люди, в том числе и те, кто ходит в православную церковь. Эту книгу могут читать и те, кто не ходит в церковь. Священники специально учатся, чтобы потом знакомить людей с тем, о чем написано в Библии. Такую книгу детям читать трудно, мы ее только посмотрим. Здесь много заглавий, потому что Библия состоит из нескольких книг. Само слово «Библия» означает «книга». Эту книгу писали разные проповедники, то есть те, кто поведал-рассказал о разных событиях. Большие рассказы называются посланиями, маленькие — притчами. Евангелие — это книга посланий, рассказывающих об Иисусе Христе. Священник Воздвиженский специально для детей рассказал Библию на очень понятном языке. Вот эта книга... У кого дома есть такая Библия? Мне хочется прочитать вам притчу, которая мне очень нравится. Послушайте... «Один путешественник шел через дремучий лес. По дороге на него напали разбойники. Они ограбили его, избили и оставили едва живым. После по этой дороге проходил священник, но он не пожалел несчастного и не захотел ему помочь. Немного погодя проходил церковный прислужник. Он тоже увидел лежащего и стонавшего путешественника, но, боясь разбойников, поспешил дальше и не подал ему помощи. Наконец, показался третий путник, совершенно чужой человек из Самарии. Он увидел ограбленного и избитого человека и сжалился над несчастным, он перевязал его раны, посадил на своего осла и привез в ближайшую гостиницу. Там он дал денег хозяину гостиницы и сказал ему: — Позаботься, пожалуйста, об этом бедняке, а когда я буду возвращаться, то дам денег на расходы». (Евангелие от Луки, глава 10, ст. 30-37. ) Что почувствовали вы к избитому человеку? Посмотрите на иллюстрацию... Если бы это вы лежали, что бы вы ждали от тех, кто шел мимо? Как вы думаете, что бы вы почувствовали, если бы люди проходили мимо и не останавливались? А если бы человек вам помог? И еще одну притчу хочется вам прочитать. Она о мудром царе Соломоне. «К нему пришли две женщины, и одна из них сказала: — Добрый государь, рассуди, кто из нас прав, а кто виноват. У нас обеих было по маленькому ребенку. Когда мы вместе спали, то моя подруга во сне нечаянно придавила свою крошку и мертвого подложила ко мне, а моего живого взяла к себе. Пусть она отдаст мне мое дитя. Но другая женщина говорила: — Нет, государь, это она удушила свое дитя, а живое мое! Соломон подумал и сказал: — Воины, возьмите меч, разрубите живого ребенка пополам и отдайте им по половинке... Едва царь произнес эти слова, как первая женщина зарыдала и сказала: — Нет, нет, ради Бога не умерщвляйте дитя, лучше отдайте ей, лишь бы оно осталось живое. А другая женщина говорила: — Рубите его, рубите: пусть не достанется ни мне, ни ей. Тогда Соломон сказал: ) — Отдайте живое дитя первой, которая больше жалеет и любит его. Она ему настоящая мать! Все удивились мудрости царя». (Третья книга царств, глава 3, ст. 16-27. ) Посмотрите на иллюстрацию... Какое лицо у Соломона? (Спокойное. ) Как вы думаете, если бы Соломон думал, что мальчика сейчас разрежут, был бы он так спокоен? Конечно, нет. В том и состоит мудрость, что человек предвидит, как поведут себя другие люди. Что предвидел мудрый Соломон? (Настоящая мать не захочет, чтобы ребенка убили. ) Чему учит эта притча? (Мать никогда не пожелает своему ребенку плохого. ) Чем похожи путник, который помог избитому, и женщина- мать? (Добротой, они пожалели другого больше, чем себя. ) Ребятки, когда вы не выполняете то, что просит мама, вы жалеете ее? Почему маму надо жалеть? В Библии написаны мудрые законы: не убивать, не воровать, не лгать, не говорить плохих слов. Не делать зла и делать добро. Интересно было заниматься? Что вы запомнили для себя? Развитие представлений о техническом прогрессе Человек трудился всегда Задачи: сформировать представление детей о том, что труд существовал всегда, но его формы и средства изменялись в связи с техническим прогрессом. Развить способность к умозаключениям, суждениям, уважению к людям, которые трудятся. Словарь: острога, копье, лук, колчан, стрелы, ружье, арбалет, самострел, порох, патроны, Красная книга, лесничий, дичь, пуля, зарядить; соха, плуг, трактор, комбайн; хлев, конезавод, свиноферма, птицефабрика, конюшня, коровник, тур, зоотехник, ветеринар, животновод; серп, коса, грабли, лопата, вилы, сноп, копна, стог, жать, вязать, сеялка, урожай, агроном, земледелец. Дидактический материал: иллюстрации на темы: «Древние охотники» (но не процесс убийства животного), «Охотник с арбалетом на лошади и со сворой собак», «Лошади и пастухи в ночном лесу», «Пастух и стадо коров на пастбище», «Весенняя пахота в старину», «Жатва в старину», «Современная посевная», «Современная уборочная», «На конезаводе». Предметные картинки: арбалет, охотничье ружье, лесник с ружьем, тур (самка) с туренком, дикий кабан с детенышем, соха, серп, грабли, сноп, копна, стог, трактор, комбайн, сеялка. Педагог. Мы сегодня узнаем о том, как трудились люди на земле в разные времена. Итак, человек трудился (работал) всегда. Как вы думаете, зачем трудился древний человек? (Нужна была еда. ) Что служило пищей древнему человеку? (Плоды, насекомые, рыба, звери. ) Чем он добывал их? (Руками, ногами, используя камни, загоняя в ямы. ) Как этот труд назывался? (Охота. ) Кто ходил на охоту? (Все и даже дети — за рыбой, насекомыми. ) Чуть позже древние люди научились делать острые палки, остроги, копья и стрелы. У кого силы больше: у мужчин или женщин? Кто поэтому стал заниматься охотой? Как их стали называть? Как все остальные люди селения относились к охотникам? Почему? (Потому что они были сильные, смелые, добытчики. ) Прошло много лет. Охотники вместо простого лука стали стрелять из арбалета. Посмотрите, это лук на подставке. Русские люди в старину называли его самострел. Как вы думаете, каким должен был быть охотник в старину, чтобы стрелять из такого оружия? В то время люди уже приручили лошадь, поэтому выглядел охотник вот так. Прошло еще много лет, было придумано ружье. Охотник очень долго его заряжал: насыпал порох, вставлял пулю. Ружье стреляло один раз, а потом снова надо было заряжать. Это было большое ружье, тяжелое. Охотники приручили собак, которые выслеживали дичь и гнали ее в их сторону. Позже были придуманы патроны, которые готовили заранее или покупали. Ружья стали легче. Вот это современное охотничье ружье. Сейчас охотники есть? (Есть. Например, лесничий в лесу или охотники, отстреливающие волков, если те вредят скоту. ) Охотник должен получить разрешение на охоту. Охотников мало. И зверей все меньше, а некоторых так мало, что в них нельзя стрелять. Эти звери и птицы занесены в Красную книгу. Где же людям брать мясную пищу? Молоко? Послушайте. Давным-давно, когда древние люди ходили на охоту, они подобрали детенышей животных: жеребенка, маленького кабанчика и туренка. Из маленького кабанчика со временем вывели (показывает)...! Из жеребенка...? Из туренка вывели... (коров).
|
|||
|