Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема занятия 2 страница



Пока мы проверяли, в порядке ли одежда, игрушки заскучали.

Возьмите их скорее на руки.

Вы хотите с ними поиграть или сразу отнесете на место? Не забудьте только: у нас всегда должен быть порядок.

Развитие представлений об истории цивилизации

Кто приехал?

(Богородские и филимоновские игрушки)

Задачи: познакомить детей с деревянными (богородскими) и глиняными (филимоновскими) игрушками, изображающими коня, мужика, солдата.

2-1787

Словарь: конь, солдат, мужнк, мастер, мастерица, деревянный, глиняный, вырезать, вылепить, разрисовать.

Дидактический материал: игрушки и картинки, изображающие эти же игрушки.

Педагог. Дети, послушайте.,.

Слышно цоканье.

Кто к нам едет? Правильно, это лошадки, вот они. О них можно сказать: кони.

Цоканье.

А если один, то конь.

Цоканье.

Красивые кони? Мне очень нравятся, так и хочется погладить. А вы хотите их потрогать? Кончиками пальчиков, вот так... (Показывает. ) Этот конь деревянный, а этот — глиняный.

Цоканье.

Кто сделал таких коней? Мастер вырезал из дерева, а мастерица слепила из глины. Да еще и разрисовала красиво...

Дети, а можно ездить на этих конях? (Нет, они сломаются. ) Кто же на них может ездить? Наверно, в этой коробке (или за ширмой) спрятались те, кто может на них ездить. (Достает игруш­ки солдата и мужика. )

Кто это? Правильно, это солдат, а это мужик, или мужичок. Давайте повторим вместе.

Как вы думаете, кто сделал мужичка и солдата? Конечно, тоже мастер. Кто узнал мужика деревянного? А где мужик глиняный? Потрогайте кончиками пальчиков. Посмотрите, как они одеты.

Как вы думаете, игрушечные кони, если на них сядут игрушеч­ные солдаты или мужички, сломаются? Попробуем?

У деревянных и глиняных игрушек руки и ноги не гнутся, если их сильно гнуть, они...? (Сломаются. )

Как вы думаете, деревянные и глиняные игрушки сломаются, если их уронят?

Да, эти игрушки лучше не ронять, тогда они долго проживут. У вас есть дома игрушки-кони или игрушки-солдаты? Такие, как эти?

Посмотрите на эти картинки...

Что за игрушки на них нарисованы? Похожи на наши? Найдите на картинках такие игрушки, как на столе. Назовите, что вы на­шли... Вы запомнили, кто вырезает из дерева и лепит из глины красивых коней, солдат и мужичков? Да, мастера. Молодцы!

СРЕДНЯЯ ГРУППА

Развитие основ социального и правового сознания

Наша дружная семья

Задачи: сформировать представление детей о семье и семейном клане, о доброжелательных отношениях родных людей.

Словарь: родственники, помощь, забота, большая семья, дружба.

Дидактический материал: большая семейная фотография, за­ранее вырезанные фигурки взрослых и детей обоего пола и все, что нужно для аппликации.

Перед занятием проводится «этическая» зарядка «Делай, как я» (улыбка — хмурое лицо; ласковый жест — пригрозить паль­цем; взяться за руки).

Педагог. Дети, посмотрите на эту фотографию. Как вы дума­ете, кто эти люди? Как можно назвать их одним словом? Да, конечно, это семья. Здесь не только мама, папа и ребенок, но и еще двое взрослых — кто они? (Дедушка и бабушка. ) Если в семье несколько детей, говорят, что это большая семья. Если один ребе­нок, но в семье живут и дедушка с бабушкой, тоже все говорят: «Вы живете одной большой семьей». У кого из вас большая се­мья? (Дети отвечают с уточнениями педагога. ) А если бабушка с дедушкой живут отдельно, их называют родственниками. Родствен­ники бывают мамины и папины. У вас есть родственники?

Посмотрите, какие лица у взрослых и детей. (Приветливые, улыб­чивые. ) Как вы думаете, взрослые в семье заботятся друг о друге? Расскажите, как папа помогает маме? Как мама заботится о папе? Как они помогают дедушке с бабушкой?

Как взрослые заботятся о вас? А как вы помогаете взрослым?

У некоторых из вас есть брат или сестра. Расскажите, как вы помогаете заботиться о младшем? Как дружите со старшим?

А теперь вы можете сделать аппликацию «Моя семья» и взять столько фигурок детей, сколько хотите братьев и сестер. Не торо­питесь, подумайте.

Иванушка, Аленушка и их гостья — ненка

Задачи: познакомить детей с особенностями национальных кос­тюмов (русского, ненецкого), показать детям сходство и различие в облике разных народов, различие в языке.


Словарь: шубейка, малица, пимы, кокошник, обруч, валенки, рукавицы, ненцы, ненка.

Дидактический материал: куклы в костюмах (русском и... ), сани, сундук.

Перед занятием проводится «этическая» зарядка: дети по-разно­му приветствуют друг друга.

Педагог. Сегодня мы с вами узнаем много интересного. Как вы думаете, кого могут привезти такие расписные, сказочные сани? Конечно, героев сказки: сестрицу Аленушку и братца Ива­нушку.

Появляются Аленушка и Иванушка.

Аленушка и Иванушка собрались к вам в гости, поэтому прина­рядились. Посмотрим внимательно на их наряды.

Расскажите, как называется то, что надето на Аленушке.

А теперь расскажите об одежде и обуви Иванушки.

У Аленушки на голове — кокошник, у Иванушки — обруч.

Как вы думаете, ребятки, в чем Аленушка с Иванушкой зи­мой ходят в гости, в какой одежде?

В этом сундуке какая-то одежда. Посмотрим? Что это? (Выни­мает две шубейки, платок Аленушке, шапку Иванушке и две пары валенок и рукавиц. )

Давайте оденем и обуем кукол в зимнюю одежду и обувь.

Из-за ширмы или из сундука появляется кукла-ненка.

Ненка. Здравствуйте. Я к вам долго-долго ехала. Знаете, где я живу? Далеко-далеко, там очень холодно, поэтому я очень тепло одета. Посмотрите на мою шапку и шубку, они очень теплые, сшиты из оленьего меха. Моя шубка называется малица, а сапожки — пимы.

Ребятки, я со своей мамой умею разговаривать на другом язы­ке. Я утром ей говорю не «доброе утро», а «амдерлым».

Хотите, я научу вас здороваться по-ненецки?

Хотите послушать песенку на незнакомом языке?

Звучит фрагмент песни. Правда, интересно?

Как можно выбрать

Задачи: сформировать представление о праве выбирать игру, иг­рушку, развлечение, не нарушая норм общения. Развить доброже­лательность.

Словарь: жребий, я выбираю, можно взять эту игру; варианты: мне очень хотелось бы, разрешите, пожалуйста.

Дидактический материал: 2—3 новые игры, 2—3 новые игруш­ки, пластилин, фломастеры.

Перед занятием проводится «этическая» зарядка «Скажи соседу доброе слово» (по кругу).

Педагог. Сегодня мы с вами поговорим о том, как можно выбрать игру или игрушку.

Посмотрите (поднимает салфетку, под которой лежат игруш­ки и игры в расчете на всех детей). Подумайте, во что вы хотите поиграть и что хотите выбрать... Как вы скажете об этом? (Мне хотелось бы; разрешите, пожалуйста; можно мне взять? )

Как нам быть: троим понравилась одна и та же игра (игрушка). Предлагайте, как выйти из положения...

Можно считалкой, можно тянуть жребий (показывает, как это делается).

Тот, кому досталась игрушка, как должен себя вести? (Не драз­нить других, не злорадствовать, поиграть — дать другому. )

А если игра на двоих, а вас трое, как вы поступите? Пожалуй­ста, ... (называет имена троих детей), покажите, как вы будете договариваться.

Кто из вас может без жребия и считалки уступить игру или игрушку?

Мы про такого ребенка говорим, что он очень добрый. Кто у нас в группе такой?

Можно ли у того, кто очень добрый, все время просить иг­рушку, игру? Конечно нет, это нечестно! А вы как считаете?

А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру... (называет игру).

Садитесь, пожалуйста, какое занятие вы бы себе выбрали, посмотрев на стол?

Вывод, который делают дети: можно выбирать игру, игрушку, занятие, но нельзя при этом обижать других.

Мы не будем ссориться

Задачи: воспитать умения и навыки общения: не обижать, про­щать, сочувствовать; сформировать представление о дружбе, друге.

Словарь: приветливо, сочувствовать.

Дидактический материал: нарисованные солнце и туча, разно­цветные кружки и фланелеграф.

Перед занятием проводится «этическая» зарядка «Шкатулка доб­рых слов».

Педагог. Послушайте, дети, стихотворение Кузнецова «Пос­сорились».

Мы поссорились с подругой И уселись по углам...

Ребятки, а вы скучаете без друзей? Зачем нужны друзья?

Расскажите, что вы любите делать с друзьями. (Рассказы детей. )

А бывает, что вы ссоритесь? В стихотворении девочка обидела подружку тем, что убежала с игрушкой. А вы из-за чего ссори­тесь? (Рассказы детей. )

Как вы миритесь? Помните, в стихотворении: «Дам ей миш­ку, извинюсь и скажу: " Играть давай" ». Расскажите, как это было у вас. (Рассказы детей. )

А теперь посмотрите на фланелеграф: серая туча закрыла сол­нце, потому что она решила: вы много ссоритесь. Разве это так?

Здесь на подносе разные кружочки. Красные — для тех, кто умеет дружить, зеленые — для детей, умеющих мириться. Возьми­те, какие хотите, и приложите на фланелеграф. Посмотрите, что получилось: туча ушла, солнце осветило все кружочки.

Много зеленых — вы умеете прощать. А красных сколько! Что это значит? Да, мы дружные ребята!

Учимся правильно разговаривать

Задачи: познакомить детей с правилами ведения диалога со взрос­лыми и детьми, подвести к пониманию необходимости соблюде­ния правил.

Словарь: терпеливо, внимательно, слух.

Дидактический материал: куклы, иллюстрации (дети говорят за столом).

Перед занятием проводится «этическая» зарядка «Минутка ти­шины».

Дети сидят на стульчиках. Две куклы громко и одновременно разгова­ривают (или магнитофонная запись, или с помощью второго взрослого).

Педагог. Дети, вы что-нибудь понимаете? Я тоже ничего не поняла. Как вы думаете, почему мы ничего не поняли?

А как нужно правильно разговаривать вдвоем? (Один говорит — второй слушает. ) Чтобы слушать, надо уметь потерпеть. Кто умеет терпеть, кто у нас терпеливый?

Подойди сюда, ... (имя), пожалуйста. Расскажи, с кем ты дома разговариваешь? Дети, вы видите, как я слушаю внимательно? Как это: внимательно? (Смотреть в лицо, сидеть спокойно, не пере­бивать. ) Вы — молодцы, тоже внимательно слушаете.

Посмотрите, пожалуйста, на эту картинку: на ней дети. Как вы думаете, что они делают? (Едят и говорят одновременно. )

И что может произойти? (Подавиться, закашляться. )

Поэтому какое правило надо знать и соблюдать? (С полным ртом не говорить; во время разговора не жевать. )

Дети, а если вас в группе много и вы все разговариваете гром­ко, что получится? (Шум, который очень вреден для слуха. ) Если человек живет или работает в постоянном шуме, он начинает хуже слышать. Таким людям врачи рекомендуют во время работы надевать наушники. А что же делать нам в группе? (Соблюдать правила — разговаривать негромко. )

И почаще устраивать минутки тишины. Вот так...

Дети проигрывают минутку тишины.

Покажи те, что надо делать, если вы хотите спросить, а люди раз­говаривают?

Дети проигрывают ситуацию.

А если разговаривают не взрослые, а дети, надо говорить: «Изви­ните, что перебиваю»?

Но все-таки, если не срочно, перебивать не следует.

Итак, какие правила вы запомнили?

1. Во время разговора не есть.

2. Говорить по очереди.

3. Говорить негромко.

4. Извиниться, если вмешиваешься в разговор.

Молодцы, запомните еще одно правило: разговаривать надо, стоя рядом, чтобы было хорошо слышно и негромкий разговор и чтобы люди видели лицо друг друга.

Я выполняю поручение

Задачи: сформировать представление о том, за что может отве­чать человек 4—5 лет, что за поручения он может выполнить. На­учить детей оценке выполненного действия.

Словарь: тщательно, без напоминания, поручение, дежурство, трудолюбивый, помощник.

Дидактический материал: все для дежурных по столовой.

Перед занятием проводится «этическая» зарядка «Делай по сигналу» (жесты, мимика).

Педагог. Дети, мы с вами какая группа? (Средняя. ) Это зна­чит, что всем пятый год — и вы многое можете. Если вас попроси­ли что-то сделать, можно сказать, что вам поручили или что вы выполняете поручение. Скажите, дома вас просят что-то сделать, то есть дают поручение?

Дети рассказывают.

Значит, поручения выполняют все. А у нас в группе какие поруче­ния выполняют дети?

Давайте попросим... (имена) показать, как они дежурят по сто­ловой. Дежурные справились? А как они выполнили поручение? Без напоминания? Поставили все, что нужно? Очень аккуратно, тщательно? Дети, запомнили слово «тщательно»?

А теперь скажите, кто у нас с удовольствием, охотно выпол­няет поручение — убрать игрушки?

Кто любит поручение — полить цветы (покормить зверюшку)?

Как вы думаете, дети, если человек умеет выполнять разные поручения, делает это быстро, аккуратно, как его называют? (Аккуратный, умелый, трудолюбивый, помощник. )

Кто у нас такой?

А кто хочет быть таким? Кому какое поручение дать (убрать все после занятия)?

Как быстро мы все убрали! Вы — мои помощники.

Примечание: показ действий дежурных должен быть подготов­лен.

Развитие представлений об истории цивилизации

Кто в избушке живет?

(Устройство русской избы)

Задачи: познакомить детей с бытом, утварью русской семьи, одеждой взрослых и детей в давние времена. Развить интерес к старинным играм и забавам.

Словарь: изба, сени, печь, горшок, ухват, кочерга, ушат, ковш, сундук, самовар, баранки, щипцы, сбруя, икона, красный угол.

Дидактический материал: макет дома с фигурками мужичка, членов его семьи, иллюстрации народных костюмов, предметы.

Педагог. Посмотрите, пожалуйста, на фотографии... Что это за дома?

Да, это дома, которые называются избами. Маленький домик называли избушкой, а шутливо — «избушка на курьих ножках». Хотите узнать, кто и как жил в этой избе? (Вносит макет. ) Вот такой мужичок (показывает) строил дом — избу для своей се­мьи (показывает). Сначала все они входили в сени (прихожую), потом в избу. Что в избе главное? (Печь. ) Она грела, в ней гото­вили, на ней спали. Эта печь называется русской (такую делали только в России). Я покажу вам, как брали ухват, как ставили горшок в печь... Зачем нужен ухват? (Потому что они были очень горячие. ) Как залезали на печь? (По лестнице. ) Что вы видите в избе, кроме печи? (Лавки. ) Почему широкие? (На них спали. ) А это что? (Сундук. ) Для чего он? (Чтобы хранить вещи. ) Давайте рассмотрим одежду (для мужчины, женщины и детей). Удиви­тельно красиво, и все делали своими руками: вышивали, вязали, шили!

Что на стене? (Удвери сбруя, на полу—ушат с водой и ковшом, на стене в красном углу— икона. )

Стол, на нем самовар, баранки, колотый сахар и щипчики.

Когда люди отдыхали (в праздники), они любили игры и за­бавы. Хотите, мы тоже поиграем? (Дети играют в старинную игру. )

СТАРШАЯ ГРУППА

Развитие основ социального и правового сознания

Дети и родители

Задачи: сформировать представление о значении семьи в жизни ребенка, о трудностях детей, живущих вне семьи, о семейных тра­дициях, интересных делах.

Словарь: полная — неполная семья, дом ребенка, семейный детский дом, детский дом.

Дидактический материал: фото или иллюстрации семейного детдома.

Перед занятием проводится «этическая» зарядка «Подари ра­дость» (улыбка, прикосновение, слово).

Педагог. Сегодня мы поговорим о том, с кем живет ребенок, пока растет, как ему живется.

Когда я родилась, мои мама и папа очень обрадовались. Они вместе придумали, как меня назвать. Мама, когда я подросла, научила меня наводить порядок в комнате, мыть посуду, стирать свои вещи. Папа научил ходить на лыжах, кататься на коньках и на велосипеде. Мы очень любили втроем гулять на набережной, работать на даче вместе с бабушкой и дедушкой, а потом пить чай с бабушкиными пирогами. Как вы думаете, мне хорошо было в детстве?

А какая у вас семья? (Рассказы детей. ) Чему вы уже научи­лись у взрослых? Что любите делать вместе со взрослыми? Смог­ли бы вы жить без семьи? Дети, у которых нет родителей, погиб­ли бы, но о них заботятся другие люди.

Посмотрите, это семейный детский дом. (Показывает снимок. ) Здесь дети разного возраста, их не так много, как в детском доме, они помогают взрослым и друг другу.

А вот на этих снимках целые группы детей из дома ребенка (малыши) и из детского дома (постарше, как вы). Как вы думае­те, кто занимается с этими детьми? (Воспитатели. )

Может ли воспитатель заменить сразу маму, папу, бабушку и дедушку? Конечно нет. Поэтому детям в детском доме расти труд­нее, чем вам. Что мы можем для них сделать? (Не спрашивать о маме и папе, не обижать, не хвастаться своей семьей. )

Ребятки, бывает так, что мама с папой не хотят жить вместе. Это грустно, но так бывает. Ребенок при этом может встречаться с папой, ходить с ним гулять и даже может пожить у папы. Но нельзя уходить к папе, не сказав маме. Если мама не будет знать, где вы, что она почувствует?

А если в семье все живут дружно, все любят друг друга, надо соблюдать какие-нибудь правила? Какие правила есть в вашей семье?

Если правила выполняются всеми в семье и всегда, их назы­вают «семейные традиции». У нас в семье традиция: Новый год встречать у бабушки и дедушки. А у вас есть традиции?

Эти дети живут на Севере

Задачи: развить представления детей о национальных осо­бенностях: костюмах, занятиях, языке детей, живущих на Се­вере. Воспитать интерес и уважение к любым национальным отличиям.

Словарь: кухлянка, торбаса, оленья упряжка, якут.

Дидактический материал: иллюстрации, рисунки детей яку­тов, ненцев, русских, куклы ненка, якутка, русская (можно бу­мажные).

Перед занятием проводится «этическая» зарядка «Давай дру­жить» (мимика, жесты, взгляд передаются по кругу).

Педагог. Мы сегодня поговорим с вами о детях, которые живут на Севере. Посмотрите на эту иллюстрацию... Чем похожи эти дети? (Все в шапках, все тепло одеты. )

Да, похоже одеты, то есть в меховую одежду, в теплую одежду. Присмотритесь, чем не похожи шапки, шубки и обувь? (По-раз­ному пришиты рукава, разная аппликация и вышивка. )

Ребятки, эти вещи не только отличаются внешне, но и назы­ваются по-разному: по-русски — меховые сапожки, по-ненец­ки — пимы, по-якутски — торбаса; по-русски — меховое паль­то, шубка, по-ненецки — малица, по-якутски — кухлянка.

Правда, интересно? Один предмет, а слова такие разные... Как вы думаете: дети-ненцы, дети-якуты, дети-русские играют в оди­наковые игры? Да, например, в куклы — девочки, в строитель­ство — мальчики. А что же разного в этих играх? Куклы разные: это кукла-ненка, это якутка, а эта русская. А рисуют, поют, танцу­ют дети одинаково? Посмотрите на эти рисунки и подумайте, кто что нарисовал?

Ненецкие и якутские дети так хорошо нарисовали то, что ви­дят каждый день. Мы этого не видим, поэтому нам так интересно смотреть. Маленькие ненцы и якуты совсем не боятся мороза, умеют ездить на оленьей упряжке (показывает иллюстрацию) и очень любят солнце, как мы с вами.

Когда первый раз весной приходит солнце, дети здороваются с ним по-ненецки: «Амдерлым! ».

Мы говорим с вами о ненцах и якутах, а у нас в группе есть дети, которые знают другой, не русский язык? Попросим их ска­зать какие-нибудь слова, например слово мама...

(Если нет детей другой национальности, это делает педагог. )

Ребятки, это так интересно: разные языки, одежда, игрушки. Главное, что все мы — друзья. Если бы мы все были одинаковые, как роботы, было бы скучно и неинтересно.

Что (кого) я могу выбрать

Задачи: показать возможность выбора друга, партнера в игре, интересного дела, не ущемляя интересов и прав других детей.

Словарь: мне хочется с тобой дружить, поиграем вместе.

Дидактический материал: детские книги и журналы, репро­дукции, дидактические настольные игры.

Перед занятием проводится «этическая» зарядка «Испорчен­ный телефон».

Педагог. Сегодня мы с вами поговорим о том, что может выбрать ребенок, которому столько лет, сколько вам.

У нас в группе есть девочки-подружки. Вы знаете, кто это? Расскажите, девочки... (называет имена девочек), кто кому пред­лагает играть вместе? Звоните ли вы друг другу? Ходите ли вы в гости друг к другу?

Почему, ... (имя), ты выбрала в подруги... (имя)? Почему ты,... (имя), выбрала... (имя)?

У нас есть мальчики-друзья. Расскажите, ... (имена), почему вы выбрали друг друга?

Ребятки, все могут выбирать себе друга или подружку. А как об этом сказать?

Иногда бывает и так: тот, кому вы предлагаете играть вместе, вам говорит, что у него уже есть друг или подружка. Нужно ли обижаться или просить еще раз?

Обижаться не надо, можно сказать: «Извини, я не знал(а)».

Приставать тоже некрасиво и неприятно. Детей вокруг много, можно поиграть с кем-то другим.

Если выбрали вас, можно ли отвечать: «Я не хочу с тобой играть»?

Как правильно ответить? (Извини, пожалуйста, ноя... )

Посмотрите, пожалуйста, на мой стол (открывает салфетку). Вы любите рассматривать журналы, книги, картины?

Подумайте и выберите, кому что больше нравится. Вы можете объяснить, почему именно это вы выбрали?

В выходной день вы выбираете, чем будете заниматься? Рас­скажите, что вы любите делать больше всего?

А бывает так, что вы хотите погулять во дворе, а мама или папа говорят, что нельзя? Как в таком случае вы себя ведете?

Нужно ли учить себя отказываться от выбора?

Зачем? (Человек упрямый, не считающийся с другими, очень не­приятен всем. Вряд ли его выберут в друзья или в товарищи в игре. )

С кем, девочки, вы любите играть больше всех? Почему?

А вы, мальчики? Почему?

Вывод, который делают дети: вы можете выбирать игру, раз­влечение, друга; чтобы выбрали вас, надо быть вежливым, доб­рым, терпеливым.

Будем тактичными и миролюбивыми

Задачи: развить понимание необходимости считаться с мнением и интересами сверстников. Сформировать умения и навыки обще­ния со сверстниками.

Словарь: миролюбивый, обидчивый, бестактно.

Дидактический материал: иллюстрации (плачущий из-за ца­рапины ребенок, упавший ребенок, один ребенок отнимает у другого игрушку), магнитофон, запись плача ребенка.

Перед занятием проводится «этическая» зарядка «Волшебный горшочек» (возьмем хорошего настроения и выразим это мимичес­ки и жестами).

Педагог. Сегодня мы поговорим о том, как мы живем в на­шей группе, как относимся друг к другу, что у нас хорошо, чего бы мы хотели еще. Согласны?

Включаю магнитофон (раздается плач ребенка). Что вы чув­ствуете, когда слышите, как кто-то плачет? Это значит, что вы

можете сочувствовать, то есть чувствовать состояние другого, жа­лость к другому. Это хорошо или плохо? Почему хорошо?

А если человеку не жалко другого человека, ребенка, живот­ное, чем это грозит? (Окружающим — жестокостью. )

Рассмотрим эти иллюстрации:

— упавший ребенок;

— один ребенок у другого отнимает игрушку;

— ребенок плачет из-за царапины.

Как бы вы поступили, оказавшись рядом? Расскажите, кому и когда вы помогли в группе? Кому вы помогли помириться, мирно решили спор? Я недавно видела, как один мальчик бежал по улице и нечаянно задел другого. Тот как заругается!..

А у вас бывает, что кто-то кого-то толкнул в раздевалке или на участке? И как вы в таком случае поступаете?

В каком случае можно простить? (При извинении, то есть при сожа­лении. ) Сейчас я предлагаю вам послушать и решить задачу: дети взяли на прогулку в лес завтраки. Сашина мама дала ему бутерброд. Вася увиделА похвастался: «А у меня банан, апельсин и шоколадка».

Как вы думаете, что почувствовал Саша? Чем вам не нравится Вася? Он сказал бестактно, то есть безжалостно. Что надо помнить, чтобы не стать таким, как Вася? (Не хвалиться ничем перед други­ми. ) Вы хотите назвать девочек и мальчиков из вашей группы, которые умеют дружить, мирно договариваться, не любят драться, кричать и обижать других?

Может быть, девочки назовут мальчиков, а мальчики — дево­чек? Вы добрые и миролюбивые дети, умеете помочь друг другу.

Как вести себя в общественном месте

Задачи: развить представление о необходимости знания правил поведения, сформировать навыки поведения в общественных мес­тах, опираясь на опыт детей.

Словарь: домашняя, нарядная одежда, опасность, воспитан­ный, терпеливый, аплодисменты, фойе.

Дидактический материал: листы из детского журнала мод; не­знакомый предмет.

Перед занятием проводится «этическая» зарядка «Букет веж­ливых слов».

Педагог. Сегодня мы с вами поговорим о правилах, кото­рые вы уже знаете и о тех, которые обязательно надо знать каждо­му ребенку. Кто из вас знает, на какой свет светофора надо идти? А что будет, если нарушишь правило?

Есть много правил, которые помогают людям вести себя веж­ливо, воспитанно.

Посмотрите, это иллюстрация из журнала мод для детей. Это одежда для дома или для выхода на улицу? Как правило, в чем люди ходят в театр? (В нарядной одежде. )

Как будет выглядеть неаккуратный человек в театре? (Неприят­но остальным, неуважение к людям: и зрителям и актерам. )

Я недавно была в театре. Рядом со мной сидела девочка, кото­рая все время что-то жевала. А какое вы знаете правило для зрите­лей во время спектакля? (Не шуршать бумажками, не жевать, не переговариваться. )    /

Если вы подошли к ряду, на котором ваше место и вам нужно пройти мимо уже сидящих людей, что надо сделать? (Дети про­игрывают ситуацию: проходят лицом к сидящим, со словами «изви­ните» или «разрешите». )

Ребятки, вы аплодируете, когда заканчивается спектакль?

Нетерпеливые торопятся одеваться, а терпеливые и воспи­танные понимают, что артисты заслуживают благодарности — аплодисментов. Вы как поступаете?

Если вам приходится ждать маму в фойе театра или на улице, можно ли вам что-нибудь трогать руками или брать в руки?

Посмотрите, пожалуйста, на этот сверток. Как вы думаете, что в нем? Можно ли его развернуть? (Нет. ) Почему нельзя? Мы не знаем, кто его положил, возможно, его забыли, и хозяин вернется. А может быть, внутри что-то неприятное (порошок, который унич­тожает тараканов). Детская кожа намного тоньше взрослой, поэто­му яд быстро попадает внутрь. Это опасно. Какие еще правила о том, что нельзя брать в руки на улице или в транспорте, вы знаете?

Ребятки, послушайте, как похожи слова: правильно, прави­ло, по правилам. Если вы знаете правила и делаете правильно, люди говорят: воспитанный, вежливый ребенок.

Вы хотите узнать еще какие-нибудь правила?

Спросите, я с удовольствием вам расскажу. (Если время позво­ляет, можно обсудить 1—2 правила; если нет — записать для по­следующего обсуждения. )

За что я умею отвечать

Задачи: развить чувство ответственности за начатое дело, данное слово, живое существо. Сформировать навыки выполнения опреде­ленных действий, ввести в словарь моральные оценки.

Словарь: ответственный, обязательный, самостоятельный, без­ответственный.

Дидактический материал: картинка (брошенный щенок или потерявшийся котенок).

Педагог. Сегодня у нас будет очень важное занятие. Вы под­росли, вам всем уже шестой год — вы многое умеете делать. И еще очень важно, что ребенок старшей группы может многое делать без напоминания, то есть самостоятельно.

Скажите, что вы делаете без напоминания утром, когда просну­лись? А бывает, что забываете? Значит, вам надо за собой после­дить, а то вы будете похожи на детей ясельной группы!

Дети, если у кого-то из ваших друзей аллергия, а взрослые об этом не знают, что вы должны сделать? А если вы — человек безответственный, что может произойти?

Бывает так, что бабушка забыла, что ей нужно выпить лекар­ство или кому-то позвонить, а вы ей напомнили? Расскажите.

Значит, вы уже способны отвечать и за других, то есть забо­титься о них.

У... (имена) есть младшие брат и сестра. Расскажите, как вы заботитесь о них. (Рассказ 1—2 детей, желательно без повторов. )

Посмотрите на эту картинку (показывает картинку с изобра­жением потерявшегося котенка или брошенного щенка).

Что вы испытываете к животному? Кто виноват в его беде? А вы просите взять в дом животное? У кого оно есть?

Кто отвечает за него: кормит, чистит (подстилку, клетку), кто гуляет с ним?

Если мама оставила вас одного дома и попросила, чтобы вы без нее не открывали коробку с конфетами, вы сумеете удер­жаться или возьмете конфетку? Если возьмете, значит, поведете себя как годовалый ребенок, который не умеет терпеть и отве­чать за себя.

Если вы забываете взять носовой платок — это неприятно. Если вы безответственно идете на красный свет светофора — это? (Опасно. )

Если вы знаете, что близко сидеть у телевизора вредно, а все- таки сидите, значит, отвечать за себя вы еще не умеете.

Что же, выбирайте.

1. Учиться отвечать за себя.

2. Учиться отвечать за других.

3. Учиться отвечать за данное обещание.

Или вести себя как годовалые дети ясельного возраста?

Развитие представлений об истории цивилизации

Пещерные люди


Задачи: сформировать представление о жизни пещерных людей, первых стоянках, животном и растительном мире древней Афри­ки, внешнем виде мужчины, женщины, ребенка, вождя, занятиях (охоте, изготовлении одежды и пр. ). Развить любознательность, наблюдательность.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.