|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема занятия 1 страницаСтр 1 из 8Следующая ⇒
74. 100. 5 МИ Рецензенты: Ананченко М. Ю. — кандидат философских наук, заместитель директора Архангельского педагогического колледжа. Флотская Н. Ю. — кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования ПГУ имени М. В. Ломоносова. Башкардина Г. Н. — учитель истории высшей категории, директор средней школы № 8 г. Архангельска. Мулько И. Ф. 1 Развитие представлений о человеке в истории и культуре: Методическое пособие для ДОУ. 2-е изд. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 112 с. (Детский сад с любовью). ISBN 978-5-9949-0239-4 Методическое пособие создано в соответствии с временными требованиями к дошкольному образованию и «Программой воспитания и обучения в детском саду». Оно комплексно представляет основные содержательные линии нравственного, патриотического и умственного воспитания детей от 3 до 7 лет. Призвано помочь педагогу развить представления детей об основах социального и правового сознания, месте человека в истории, культуре, роли в техническом прогрессе. Кроме конспектов занятий, рассчитанных на детей второй младшей, средней, старшей и подготовительной к школе групп, предлагаются четыре сценария для театральных постановок и система планов-конспектов занятий кружка словесного творчества для старшего дошкольного возраста. Для воспитателей детских садов, студентов дошкольных отделений педагогических учебных заведений.
ББК 74. 100. 5 © ООО «ТЦ Сфера», 2009, (2-е изд. ) © Мулько И. Ф., 2009, (2-е изд. ) От автора Методическое пособие для дошкольных учреждений «Развитие представлений о человеке в истории и культуре» создано в соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду», построенной на «принципе культуросообразности, реализация которого обеспечит учет национальных ценностей и традиций», где «образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры»[1]. Предлагаемый цикл занятий интегрирует основные направления нравственного, патриотического и умственного развития («Ребенок и окружающий мир», «Развитие речи») детей второй младшей, средней, старшей и подготовительной к школе групп детского сада. Материал для занятий требует определенного отбора. Так, при знакомстве с Библией нельзя забывать ни о светском характере российского образования, ни о том, что часть родителей — атеисты и противники посещения церкви. При знакомстве детей с Декларацией прав человека и гражданина, Конвенцией о правах ребенка следует делать это в доступной форме, но нежелательно использовать при объяснении сказочные персонажи, особенно животных, поскольку мышление у детей преимущественно конкретно-образное и от понимания важности и серьезности документа они в таком случае уходят слишком далеко. Изучая с детьми темы «Древние люди» и «Человек трудился всегда», необходимо соблюдать осторожность: дошкольники не должны видеть жестокость там, где рассказ пойдет об охоте. С такой же осторожностью следует отбирать материал из Библии, мифов и былин. Нельзя забывать ни о впечатлительности, ни о тяге детей к подражанию. К наглядному материалу предъявляются высокие требования. 1. При возможности следует использовать репродукции картин известных художников. 2. Использовать качественные иллюстрации школьных учебников по истории, другим предметам. 3. Материал, изготовленный в детском саду, должен быть эстетичен и исторически верен. Для занятий необходимо подготовить дидактический материал указанного объема, иначе их эффективность может свестись к нулю. При правильном преподнесении материала у детей должно складываться понимание логики развития человека, техники, культуры, поэтому в его отборе должен строго соблюдаться принцип исторической достоверности. На занятиях по формированию основ правового сознания обязательно должен привлекаться опыт детей, на них должны присутствовать элементы диспута, ставиться проблемные ситуации, дети должны делать самостоятельные выводы о соблюдении правил, праве выбора, свободе мнений и суждений. Организация занятий требует системной работы педагога с детьми на предыдущих возрастных стадиях: это учитывает программа занятий, которая приводится в данной книге. В ней учтены дидактические принципы доступности, постепенности, усложнения, повторения, наглядности. Количество занятий определяется для конкретного ДОУ. По желанию некоторые занятия, представленные здесь, можно уменьшить в объеме или добавить к ним дидактические игры, можно изменить ход занятия. Для оценки знаний, умений и навыков, полученных на занятиях в подготовительной группе, предлагаются контрольные вопросы, на которые ребенок должен уметь ответить. На занятиях по разделам «Развитие представлений об истории цивилизации» и «Развитие представлений о техническом прогрессе» задаются пять вопросов: 1) назови предмет и его назначение (педагог показывает ребенку макет, иллюстрацию старинного или современного предмета); 2) назови, кто это (например, педагог показывает изображение героя мифа, былины и пр. ); 3) найди того, кому этот предмет нужен (педагог просит ребенка сопоставить изображения предметов и людей и найти человека, которому соответствует тот или иной предмет); 4) разложи предметы на группы: древние, старинные, современные; 5) составь по картине рассказ (ребенку предлагается предметная, сюжетная картинка по теме занятия). По разделу «Развитие социального и правового сознания» контрольные вопросы индивидуальны для каждого занятия, и поэтому они приведены в конце каждого конспекта. Традиционная форма занятий может быть дополнена элементами театрализованной деятельности, для чего вниманию педагогов предложены сценарии спектаклей. Театрализованная деятельность дает ребенку возможность самому «прожить» то, о чем он узнал на занятии. Живое действо оказывает на детей наибольшее эмоциональное влияние, оно более интересно. Дети подготовительной к школе группы способны выучить и произнести текст не только обычной разговорной речи, но и речи древних эллинов с особенностями языка мифов. Декорации очень просты, при желании их возможно выполнить в любом детском учреждении, используя сочетание рисунка с аппликацией. Спектакли рассчитаны на 35—40 минут, что посильно и для актеров, и для зрителей. Сценарии составлены на материале справочников, энциклопедий, исторических источников, классической литературы, т. е. содержание их исторически достоверно. Задаче развития творческих возможностей отвечают и конспекты занятий кружка словесного творчества, который может вести логопед или педагог. Для логопеда основной задачей будет развитие связной выразительной речи, воспитатель — может решить несколько задач, проводя занятия с наиболее способными детьми 5—6 лет; с детьми с развитой фантазией; с любыми детьми по просьбе родителей (платные услуги). Желательно для проведения кружка иметь: 1) помещение (или уголок) типа творческой мастерской; 2) книги сказок и рассказов с качественными иллюстрациями; 3) книги энциклопедического характера («Люди», «Растения», «Животные»); 4) изображения сказочных персонажей. 5) игрушки сказочных персонажей; 6) маски, «фантастические» головные уборы; 7) картины, репродукции разных жанров; 8) скульптуру малых форм; 9) материал для нанесения грима; 10) фланелеграф; 11) магнитофон; 12) для каждого ребенка — альбом, или блокнот, или тетрадь. Работа кружка эффективна при выполнении всех вышеперечисленных пунктов и тесном сотрудничестве с родителями: педагог может давать родителям задание позаниматься с ребенком дома. Динамику деятельности детей в кружке и результаты творчества нетрудно проследить и в детских тетрадях, подготовленных родителями, и по итоговым занятиям. Общие задачи цикла 1. Развитие у детей основ социального и правового сознания (табл. 1): а) ознакомление детей в привлекательной и соответствующей возрасту форме с популярным изложением международных документов по защите человека («Всеобщая декларация прав человека» и др. ); б) развитие у детей уважения и терпимости к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (в том числе внешнего облика, физических недостатков и пр. ); в) развитие у ребенка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (права иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности и пр.; иметь личные вещи; самостоятельно использовать личное время и т. д. ); г) воспитание уважения к личности и правам другого человека (не обижать, не унижать другого, не ущемлять его интересов); д) способствование усвоению ребенком общественных норм и правил поведения, взаимодействия со взрослыми и сверстниками (организация специальных сюжетно-ролевых игр, игр с правилами, проблемных ситуаций и др. ); е) развитие у ребенка чувства ответственности (за другого человека, живое существо, начатое дело, данное слово и др. ); ж) формирование у детей, начиная с младшего дошкольного возраста, навыков безопасного поведения (обучение правильному поведению в различных опасных ситуациях, умению называть свое имя, адрес, номер телефона и пр. в случае, если ребенок потерялся; ознакомление с правилами дорожного движения). 2. Развитие у детей представлений об истории цивилизации (табл. 2): а) сообщение элементарных сведений об образе жизни человека в древности («дома, машины, электричество было не всегда», «древние люди жили в пещерах, затем научились добывать огонь, строить хижины» и т. п. ); б) ознакомление детей со сказками, мифами и легендами народов мира (чтение и рассказывание сказок и былин, известных сюжетов Библии, Евангелия, Корана и т. д.; обучение детей узнавать их героев в произведениях изобразительного искусства и т. д. ). 3. Развитие у детей элементарных представлений о техническом прогрессе: а) рассказ о развитии труда человека (об охоте, земледелии, скотоводстве как наиболее древнем труде, о современных профессиях и пр. ); б) ознакомление детей с усовершенствованием средств передвижения (от лодок и пирог до современных кораблей); рассказ о воздушном, железнодорожном, современном городском транспорте, космических кораблях и пр.; в) рассказ об изменении условий быта человека (о водопроводе, электричестве, отоплении, бытовых электронных приборах и пр. ); г) рассказ о развитии средств коммуникации (о письменности и книгопечатании; почте, телеграфе, телефоне; радио, телевидении, компьютерах и пр. ).
Конспекты занятий с детьми второй младшей, средней и старшей групп по третьему разделу в данном пособии не приведены. В книге представлены содержание и задачи занятий (табл. 3).
Окончание табл. 3
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА Развитие основ социального и правового сознания Я люблю маму и папу Задачи: вызвать желание говорить о своих близких, называть их имена, сформировать представление о семье, о том, что никто не должен разлучать ребенка с родными. Словарь: семья, родная, любимый ребенок, заботливые, брат, сестра. Дидактический материал: семейные фотографии детей. Ведущий. Кто стучится к нам в дверь? Из-за двери высовывается голова куклы Буратино. Ребятки, кто это? Пригласим Буратино? Все здороваются, приглашают войти. Ты один, Буратино? Тебе разрешили погулять? Буратино. Мне папа Карло разрешил только побыть у вас и сразу вернуться. Кто это на фотографиях? (Показывает на семейные фотографии. ) Дети отвечают. Ведущий. Буратино, ты с кем живешь? Дети, а вы с кем живете? Дети отвечают. А кто, кроме мамы и папы, у вас еще есть? Дети отвечают. А вы любите маму, папу? А они вас? Как вас называет мама? Почему она так ласково вас называет? Дети. Любит очень. Ведущий. Как вас называет папа? Почему? А вы маме говорите ласковые слова? Какие? А папе? Все вместе вы — семья. Посмотрите на фотографии... Кто здесь, если назвать одним словом? Дети. Семья, Танина семья. Ведущий. А это чья семья? А это? Дети отвечают. Буратино, если ты останешься с нами, что будет чувствовать твой папа? Буратино. Он будет огорчен, ему станет грустно. Я тоже не хочу без него жить. Дети всегда живут с мамой и папой. Ведущий. Дети, ваши мама и папа скучают, если вас нет? А вы? Конечно, в семье все любят друг друга. Мама и папа всегда заботливо относятся к ребенку. Что они делают для вас? Дети. Кормят, одевают, играют, гуляют. Ведущий. Можно детям уходить от мамы и папы далеко? А с чужими людьми? Можно ребенка уводить от мамы с папой? Нет, конечно, этого делать никому нельзя. Ребенок должен жить в семье. Буратино собирается уходить. Буратино, куда ты собрался? Буратино. В свою семью, к папе Карло. (Прощается. ) У нас в гостях Марьюшка и Иванушка Задачи: познакомить детей с национальным русским костюмом. Словарь: лапти, сарафан, хоровод. Дидактический материал: куклы в русских национальных костюмах. Перед занятием проводится «этическая» зарядка: поздороваемся приветливым голосом, ласково посмотрим друг на друга и улыбнемся. Ведущий. Кто разговаривает за дверью, ребятки? Чьи это голоса? Появляются две куклы в национальных костюмах: мальчик и девочка. Здравствуйте, гости дорогие. Кто вы такие? Куклы. Здравствуйте, дети! Здравствуйте (называют имя, отчество ведущего)! Мы пришли к вам из русской народной сказки. Я — Иванушка. Я — Марьюшка. Ведущий. Дети, посмотрите, как одеты Иванушка и Марьюшка... Так, как и вы? Правильно, не так... Посмотрите на Марьюшку. Что на головке Марьюшки? Правильно, платочек. Кому из вас мама повязывала платочек? А это что на девочке? Дети. Вышитая рубашка. Ведущий. А это? Верно, сарафанчик. Он длинный. На ножках Марьюшки — лапоточки, лапти. У кого на ножках лапти? Правильно, ни у кого. Что у Марьюшки виднеется из-под платочка? Дети. Коса с лентой. Ведущий. У кого из наших девочек косички? Похоже на Ма- рьюшкину косу? Теперь посмотрим на Иванушку. Это что на Иванушке? Дети. Рубашка. Ведущий. А это? Дети. Штаны. Ведущий. На ногах что? Кто вспомнит, как называется? Дети. Лапти. Ведущий. Смотрите, Иванушка подпоясан красивым пояском. У кого из вас есть поясок? Посадим рядом Иванушку с Марьюшкой на стульчики, встанем в кружок и споем веселую песенку. Раздается стук в дверь. Кто там? Входит в русском костюме Марьюшка. Марьюшка. Здравствуйте. Вы собрались в хоровод? И я с вами. Дети поют песню и водят хоровод. Я беру игрушку Задачи: сформировать представление детей о праве выбора игрушки, не забывая о таком же праве других. Сформировать умение и навык правильной просьбы, представление о возможности уступки. Словарь: разреши, разрешение, пожалуйста, добрый, порядок, твоя, чужая, вежливо, выбор. Дидактический материал: игрушки в групповой комнате и игрушки, принесенные из дома (в этот день). Перед занятием проводится «этическая» зарядка: повтор слов «я не жадина», «я добрый». Педагог. Ребятки, у нас в группе много разных игрушек, посмотрите... Их можно брать всем детям? (Можно, но не все игрушки. ) Подойдем к этому шкафу: эти игрушки можно брать, не спрашивая у воспитателя. Только запомните: когда поиграете, нужно поставить или положить их на место. Давайте попробуем? Возьми, Танечка, что тебе хочется. Видели, дети, как аккуратно Таня взяла и как ласково держит игрушку. А теперь Танечка поставит ее на место. Вот и порядок! (Можно повторять с несколькими детьми, а если позволяют условия — со всеми одновременно. ) Теперь подойдем к этому шкафу. Можно отсюда брать игрушку? Можно, только сначала надо спросить разрешения. Кто знает, как это сделать? Теперь посмотрите, выберите, какую игрушку вы хотите, и попросите правильно. Ребятки, кто сегодня принес игрушки из дома? Возьмите их в руки, и все сядем в кружок. Как быть, Ваня, если тебе захочется поиграть игрушкой Дениса? (Повторяет тот же вопрос для других детей. ) Можно ли взять игрушку, если она не твоя и тебе ее не дают? Нельзя: она не твоя, чужая. Но и тот, кто не хочет давать свою игрушку другим, не должен приносить ее в детский сад. Просто вы еще маленькие — не всему научились, но жадиной обзывать не надо никого. Кто хочет правильно, вежливо попросить игрушку у товарища? Пожалуйста, выберите, у кого вы хотите попросить, и попросите. Кто хочет быть добрым и даст игрушку подержать? Что нужно сделать с этой игрушкой? (Вернуть и поблагодарить. ) Сделайте это, пожалуйста. Теперь все вместе покажите рукой, где лежат игрушки, которые можно брать без разрешения. Молодцы! Мы — дружные ребята Задачи: развить интерес, доброжелательное отношение к сверстникам, навыки общения. Словарь: дружные, добрые, жалеем, скучаем. Дидактический материал: игрушки. Перед занятием проводится «этическая» зарядка: дети встают' в кружок, берутся за руки. Руки у всех добрые, теплые. «Нам хорошо вместе». Дети садятся на стульчики. За дверью слышен голосок. Голос. Можно мне к вам? Входит большая кукла. Кукла. Здравствуйте. Меня зовут Катя. Я еще никогда не ходила в детский сад. Можно, я у детей спрошу? Педагог. Конечно. Пожалуйста. Кукла. Вам нравится, вам хорошо в детском саду? Воспитатель помогает детям ответить. К у к л а. А вы обижаете друг друга? Дети. Нет! Кукла. Мальчики, вы жалеете девочек? Девочки, а вы мальчиков? Покажите, как? Дети гладят друг друга по голове, обнимают. Как называете? Дети ласково называют друг друга. Я, когда шла к вам, упала. У меня ножка болит. Педагог. Пожалеем, дети, Катю, перевяжем ей ножку. (Перевязывает кукле ногу. ) Что, Катюша, легче стало? Кукла. Конечно легче, когда все пожалели. Расскажите мне, ... (имя, отчество воспитателя), пожалуйста, у вас есть новенький в группе? А как его (ее) зовут? Педагог. Скажите дети Кате, как зовут нашего новенького (новенькую). Кукла (воспитателю). Кто у вас самый маленький? Его обижают? Педагог. Что ты, Катенька, у нас хорошие детки. Скажите Кате, дети, любим ли мы драться? (Возможный вариант: «А тот-то любит». Педагог: «Он еще не научился жить со всеми дружно, но непременно научится». ) Слышишь, Катя, мы дружные ребята, мы любим вместе играть. Хочешь посмотреть? Садись на стульчик вот сюда, а мы поиграем. Дети играют в любую игру. Кукла. Вы так весело и дружно играли, что мне захотелось тоже в детский сад. Можно я к вам еще приду в гости? Мы умеем делать правильно... Задачи: рассказать детям о некоторых правилах, их значении, сформировать навыки правильного поведения в отношениях с детьми и взрослыми. Словарь: здороваться, прощаться, спасибо, пожалуйста, нельзя, можно. Дидактический материал: кукла, заяц. Перед занятием проводится «этическая» зарядка: поздороваться друг с другом, с воспитателем, называя всех по имени (воспитателя по имени и отчеству). Дети сидят на стульчиках. Молча входит кукла и, пройдя мимо детей, садится на стульчик. Педагог. Дети, вы знаете, кто к нам пришел? Как нам узнать? Спросите... Дети. Как тебя зовут, девочка-кукла? Кукла. Меня зовут Катя. Педагог. Что, дети, неправильно сделала Катя? Дети. Не поздоровалась, не спросила, можно ли с нами позаниматься. Педагог. Покажите Кате, как надо было войти. Дети проигрывают ситуацию. Ребятки, смотрите: Катя села за стол, решила пообедать. А что надо обязательно сделать? Конечно, руки вымыть, молодцы. Скажите Кате, что надо сделать перед едой? Кукла. Я хочу карандаш, дайте мне карандаш! Педагог. Дети, правильно ведет себя Катя? Как правильно надо обращаться к взрослому? Дети показывают. (Кукле. ) Катя, ты видишь, наши дети умеют правильно себя вести: здороваются, просят вежливо, руки моют. А ты что-нибудь умеешь правильно делать? Кукла. Да, я ничего не бросаю и не ломаю. Показать вам, что в моей сумочке? (Достает из сумочки маленькую расческу, платочек и куколку или зверюшку. ) У вас есть расчески и платочки? Всегда? А игрушки вы бережете? Можно их посмотреть? Как много вы умеете. Мне у вас очень понравилось. Но надо уходить. Как прощаются, когда уходят? До свидания. Я берегу игрушки и одежду Задачи: сформировать бережное отношение к вещам, умения и навыки обращения с игрушкой, называть действия развернуто. Словарь: берегу, аккуратный, складываю, кладу, порядок. Дидактический материал: игрушки, предметы. Перед занятием проводится «этическая» зарядка: нам хорошо вместе, мы играем вместе, мы гуляем вместе, мы танцуем вмес- те—мы друзья. Педагог. Ребятки, садитесь на стульчики, а игрушки посадите себе на колени. У меня тоже есть игрушка, я ее очень люблю и берегу. Я принесла вам ее показать. Я беру ее вот так (показывает), держу вот так и никогда не трогаю, если руки чем-нибудь испачканы. А вы как держите игрушки? Кто плачет, ребятки? («Ищет» и находит раздетую куклу. ) Это Катя. Что случилось, Катенька? К у к л а. Меня не посадили, а бросили, платье не надели, одну туфельку потеряли... Педагог. Ребятки, как помочь кукле? У меня есть подходящее платье и туфелька, наденем? (Одевает куклу с помощью детей. ) Кто должен держать игрушки в порядке? Сами дети. Кто должен положить (и посадить) игрушки на место? Сами дети. Кто у нас в группе это делает всегда? Ребятки, у кукол одежда и туфельки должны быть в порядке, а у вас? Встаньте, пожалуйста, пусть куклы посидят без вас: посмотрите друг на друга: вы аккуратно одеты, все причесаны, у всех туфли (тапочки) в порядке, все застегнуты, правильно надеты? У нас есть зеркало. Для чего оно? Мама с папой смотрят в зеркало? Я тоже смотрю: хорошо ли я причесалась, правильно ли застегнуто платье, не загнулся ли воротничок. Вы тоже должны посмотреться. А если вы еще не умеете застегнуть сзади, кого надо попросить помочь? Педагога, детей. Покажите, как можно помочь друг другу. Проверьте, сзади все в порядке? Что нужно сказать тому, кто вам помог?
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|