Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема занятия 1 страница



 


74. 100. 5 МИ

Рецензенты:

Ананченко М. Ю. — кандидат философских наук, заместитель ди­ректора Архангельского педагогического колледжа.

Флотская Н. Ю. — кандидат психологических наук, доцент ка­федры педагогики и методики начального образования ПГУ име­ни М. В. Ломоносова.

Башкардина Г. Н. — учитель истории высшей категории, дирек­тор средней школы № 8 г. Архангельска.

Мулько И. Ф.

1 Развитие представлений о человеке в истории и культуре: Методическое пособие для ДОУ. 2-е изд. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 112 с. (Детский сад с любовью).

ISBN 978-5-9949-0239-4

Методическое пособие создано в соответствии с временными требованиями к дошкольному образованию и «Программой вос­питания и обучения в детском саду». Оно комплексно представля­ет основные содержательные линии нравственного, патриотичес­кого и умственного воспитания детей от 3 до 7 лет. Призвано по­мочь педагогу развить представления детей об основах социального и правового сознания, месте человека в истории, культуре, роли в техническом прогрессе. Кроме конспектов занятий, рассчитанных на детей второй младшей, средней, старшей и подготовительной к школе групп, предлагаются четыре сценария для театральных по­становок и система планов-конспектов занятий кружка словесного творчества для старшего дошкольного возраста.

Для воспитателей детских садов, студентов дошкольных отде­лений педагогических учебных заведений.

978-5-9949-0239-4

ББК 74. 100. 5

© ООО «ТЦ Сфера», 2009, (2-е изд. ) © Мулько И. Ф., 2009, (2-е изд. )


От автора

Методическое пособие для дошкольных учреждений «Развитие представлений о человеке в истории и культуре» создано в соответ­ствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду», построенной на «принципе культуросообразности, реализация ко­торого обеспечит учет национальных ценностей и традиций», где «образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры»[1].

Предлагаемый цикл занятий интегрирует основные направления нравственного, патриотического и умственного развития («Ребенок и окружающий мир», «Развитие речи») детей второй младшей, сред­ней, старшей и подготовительной к школе групп детского сада.

Материал для занятий требует определенного отбора. Так, при знакомстве с Библией нельзя забывать ни о светском характере российского образования, ни о том, что часть родителей — атеисты и противники посещения церкви.

При знакомстве детей с Декларацией прав человека и граждани­на, Конвенцией о правах ребенка следует делать это в доступной форме, но нежелательно использовать при объяснении сказочные персонажи, особенно животных, поскольку мышление у детей пре­имущественно конкретно-образное и от понимания важности и се­рьезности документа они в таком случае уходят слишком далеко.

Изучая с детьми темы «Древние люди» и «Человек трудился всегда», необходимо соблюдать осторожность: дошкольники не должны видеть жестокость там, где рассказ пойдет об охоте.

С такой же осторожностью следует отбирать материал из Биб­лии, мифов и былин. Нельзя забывать ни о впечатлительности, ни о тяге детей к подражанию.

К наглядному материалу предъявляются высокие требования.

1. При возможности следует использовать репродукции картин известных художников.

2. Использовать качественные иллюстрации школьных учеб­ников по истории, другим предметам.

3. Материал, изготовленный в детском саду, должен быть эсте­тичен и исторически верен.

Для занятий необходимо подготовить дидактический материал указанного объема, иначе их эффективность может свестись к нулю.

При правильном преподнесении материала у детей должно скла­дываться понимание логики развития человека, техники, культу­ры, поэтому в его отборе должен строго соблюдаться принцип исторической достоверности.

На занятиях по формированию основ правового сознания обя­зательно должен привлекаться опыт детей, на них должны присут­ствовать элементы диспута, ставиться проблемные ситуации, дети должны делать самостоятельные выводы о соблюдении правил, праве выбора, свободе мнений и суждений.

Организация занятий требует системной работы педагога с детьми на предыдущих возрастных стадиях: это учитывает программа за­нятий, которая приводится в данной книге. В ней учтены дидакти­ческие принципы доступности, постепенности, усложнения, по­вторения, наглядности.

Количество занятий определяется для конкретного ДОУ. По же­ланию некоторые занятия, представленные здесь, можно умень­шить в объеме или добавить к ним дидактические игры, можно изменить ход занятия.

Для оценки знаний, умений и навыков, полученных на заня­тиях в подготовительной группе, предлагаются контрольные во­просы, на которые ребенок должен уметь ответить.

На занятиях по разделам «Развитие представлений об истории цивилизации» и «Развитие представлений о техническом прогрес­се» задаются пять вопросов:

1) назови предмет и его назначение (педагог показывает ребен­ку макет, иллюстрацию старинного или современного предмета);

2) назови, кто это (например, педагог показывает изображение героя мифа, былины и пр. );

3) найди того, кому этот предмет нужен (педагог просит ре­бенка сопоставить изображения предметов и людей и найти че­ловека, которому соответствует тот или иной предмет);

4) разложи предметы на группы: древние, старинные, совре­менные;

5) составь по картине рассказ (ребенку предлагается предмет­ная, сюжетная картинка по теме занятия).

По разделу «Развитие социального и правового сознания» кон­трольные вопросы индивидуальны для каждого занятия, и по­этому они приведены в конце каждого конспекта.

Традиционная форма занятий может быть дополнена элементами театрализованной деятельности, для чего вниманию педагогов пред­ложены сценарии спектаклей. Театрализованная деятельность дает ребенку возможность самому «прожить» то, о чем он узнал на заня­тии. Живое действо оказывает на детей наибольшее эмоциональное влияние, оно более интересно.

Дети подготовительной к школе группы способны выучить и произнести текст не только обычной разговорной речи, но и речи древних эллинов с особенностями языка мифов.

Декорации очень просты, при желании их возможно выпол­нить в любом детском учреждении, используя сочетание рисунка с аппликацией.

Спектакли рассчитаны на 35—40 минут, что посильно и для актеров, и для зрителей.

Сценарии составлены на материале справочников, энциклопе­дий, исторических источников, классической литературы, т. е. со­держание их исторически достоверно.

Задаче развития творческих возможностей отвечают и конспек­ты занятий кружка словесного творчества, который может вести логопед или педагог. Для логопеда основной задачей будет развитие связной выразительной речи, воспитатель — может решить несколь­ко задач, проводя занятия с наиболее способными детьми 5—6 лет; с детьми с развитой фантазией; с любыми детьми по просьбе родителей (платные услуги).

Желательно для проведения кружка иметь:

1) помещение (или уголок) типа творческой мастерской;

2) книги сказок и рассказов с качественными иллюстрациями;

3) книги энциклопедического характера («Люди», «Растения», «Животные»);

4) изображения сказочных персонажей.

5) игрушки сказочных персонажей;

6) маски, «фантастические» головные уборы;

7) картины, репродукции разных жанров;

8) скульптуру малых форм;

9) материал для нанесения грима;

10) фланелеграф;

11) магнитофон;

12) для каждого ребенка — альбом, или блокнот, или тетрадь.

Работа кружка эффективна при выполнении всех вышеперечис­ленных пунктов и тесном сотрудничестве с родителями: педагог может давать родителям задание позаниматься с ребенком дома. Динамику деятельности детей в кружке и результаты творчества нетрудно проследить и в детских тетрадях, подготовленных родите­лями, и по итоговым занятиям.

Общие задачи цикла

1. Развитие у детей основ социального и правового сознания (табл. 1):

а) ознакомление детей в привлекательной и соответствующей воз­расту форме с популярным изложением международных документов по защите человека («Всеобщая декларация прав человека» и др. );

б) развитие у детей уважения и терпимости к людям независи­мо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, лично­стного и поведенческого своеобразия (в том числе внешнего обли­ка, физических недостатков и пр. );

в) развитие у ребенка чувства собственного достоинства, осо­знания своих прав и свобод (права иметь собственное мнение, вы­бирать друзей, игрушки, виды деятельности и пр.; иметь личные вещи; самостоятельно использовать личное время и т. д. );

г) воспитание уважения к личности и правам другого челове­ка (не обижать, не унижать другого, не ущемлять его интересов);

д) способствование усвоению ребенком общественных норм и правил поведения, взаимодействия со взрослыми и сверстни­ками (организация специальных сюжетно-ролевых игр, игр с пра­вилами, проблемных ситуаций и др. );

е) развитие у ребенка чувства ответственности (за другого че­ловека, живое существо, начатое дело, данное слово и др. );

ж) формирование у детей, начиная с младшего дошкольного воз­раста, навыков безопасного поведения (обучение правильному поведе­нию в различных опасных ситуациях, умению называть свое имя, адрес, номер телефона и пр. в случае, если ребенок потерялся; ознаком­ление с правилами дорожного движения).

2. Развитие у детей представлений об истории цивилизации (табл. 2):

а) сообщение элементарных сведений об образе жизни чело­века в древности («дома, машины, электричество было не все­гда», «древние люди жили в пещерах, затем научились добывать огонь, строить хижины» и т. п. );

б) ознакомление детей со сказками, мифами и легендами наро­дов мира (чтение и рассказывание сказок и былин, извест­ных сюжетов Библии, Евангелия, Корана и т. д.; обучение детей узна­вать их героев в произведениях изобразительного искусства и т. д. ).

3. Развитие у детей элементарных представлений о техниче­ском прогрессе:

а) рассказ о развитии труда человека (об охоте, земледелии, скотоводстве как наиболее древнем труде, о современных профес­сиях и пр. );

б) ознакомление детей с усовершенствованием средств пере­движения (от лодок и пирог до современных кораблей); рассказ о воздушном, железнодорожном, современном городском транспор­те, космических кораблях и пр.;

в) рассказ об изменении условий быта человека (о водопроводе, электричестве, отоплении, бытовых электронных приборах и пр. );

г) рассказ о развитии средств коммуникации (о письменности и книгопечатании; почте, телеграфе, телефоне; радио, телевиде­нии, компьютерах и пр. ).

Развитие у детей основ социального и правового сознания

Конспекты занятий с детьми второй младшей, средней и стар­шей групп по третьему разделу в данном пособии не приведены. В книге представлены содержание и задачи занятий (табл. 3).

Таблица 1

Тема занятия

Название занятия

Вторая младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготови­тельная группа
Семья Я люблю маму и папу Наша друж­ная семья Дети и ро­дители
Чем люди отличаются друг от дру­га У нас в гос­тях Марь­юшка и Иванушка Иванушка, Аленушка и их гостья — ненка Эти дети живут на Севере Такие раз­ные и такие похожие
Право вы­бора Я беру иг­рушку Как можно выбрать Что (кого) я могу вы­брать Я выбираю сам(а). Декларация прав чело­века и Кон­венция 0 правах ре­бенка
Отношение к другим людям Мы — дружные ребята Мы не будем ссориться Будем так­тичными и миролюби­выми Как я отно­шусь к дру­гим детям
Правила Мы умеем делать пра­вильно Учимся пра­вильно раз­говаривать Как вести себя в обще­ственном месте Зачем нужны правила. Правила безопасности
Чувство от­ветственно- сти Я берегу игрушки и одежду Я выполняю поручение За что я умею отве­чать Насколько я ответствен­ный?


Таблица 2

Тема занятия

Название занятия

Вторая младшая группа Средняя группа Старшая группа Подгото­вительная группа
Как жил человек в древности     Пещерные люди Древние люди
Мифы Древней Греции     Геракл и его подвиги Афродита, Пан и Си- ринга
Родная страна Кто прие­хал? (Бого­родские и филимо- новские игрушки) Кто в из­бушке жи­вет? (Уст­ройство русской избы) Подвиги Ильи Му­ромца Русские богатыри
Христиан­ство Библия

 

Развитие у детей представлений о техническом прогрессе

 

 

Таблица 3

Тема занятия

Содержание и задачи занятий

Вторая млад- Средняя группа Старшая шая группа группа

Развитие труда Представление о труде кресть­янской семьи по уходу за животными и растениями (рассматрива­ние сюжетной картины) Представление о труде (в животноводстве и овоще­водстве) на участке и хо­зяйственном дворе. Задача: вызвать интерес к труду сельских жителей, понимание, что дает этот труд в результате и на­сколько легче трудиться всей семьей Представле­ние о труде хлебороба, о земле-корми­лице. Задача: вы­звать интерес и уважение к труду хлебо­роба

 

Водный транспорт Представле­ние о внешнем виде лодки и парохода, способе их движения, о людях, ими управляющих (капитан). Рассматрива­ние картинок, чтение стихов Представление о том, что находится на паро­ходе (каюты, палуба, мостик, сходни), о мо­ряках, о правилах безопасности на воде Знакомство с современным водным транс­портом, морски­ми профессиями (усвоение поня­тия «команда»), видом современ­ного порта, вок­зала, пристани, правила безопас­ности на воде
Как пере­двигался человек Представле­ние о внешнем виде самолета и поезда, спо­собе их дви­жения, о ма­шинисте, лет­чике Представление о поезде (паровоз, вагоны, рель­сы, о перроне и прави­лах безопасности на железной дороге). Представление о само­летах, вертолетах, аэ­родроме (усвоение понятия «площадка взлета»), правилах безопасности в само­лете Знакомство с современным вокзалом, поез­дом и персона­лом (машинист, проводник, де­журный), прави­ла безопасности на железной до­роге. Знакомство с современным аэропортом и самолетами, пер­соналом, правила безопасности в самолете
Город­ской транспорт Представле­ние о трамвае, троллейбусе, такси (внеш­ние признаки) Представление о трам­вае, троллейбусе, легко­вой машине, о профес­сии водителя, о значе­нии городского транс­порта и правилах безо­пасности на дороге Усвоение поня­тия «городской транспорт», представления о его видах в со­временном горо­де, светофорах, остановках, пра­вилах безопасно­го поведения на дороге

Окончание табл. 3

Где чело­век жил Представле­ние о том, что дома бывают разного раз­мера (рас­сматривание иллюстраций, рассказ) Представление о строи­тельстве домов из дере­ва, кирпича, о технике, о профессии строителя. Знание правил безопас­ности на стройке Представление об эволюции в строительстве жилища (хи­жина — одно­этажный дом- небоскреб), отоплении и освещении (светец — лам­па; очаг — печь); об уходе за жилищем
Развитие связи Представле­ние о том, как правильно читать и смотреть кни­гу, открывать и заклеивать конверт, гово­рить по теле­фону. Задача: на­учить детей бережно отно­ситься к ве­щам Представление о необ­ходимости, важности писем, телефонных раз­говоров, чтения книг. Знание правил отноше­ния к книге, чужому письму, чужому теле­фонному разговору Знакомство с эволюцией письменности и книгопечата­ния: от первых знаков на па­пирусе и бере­сте до совре­менной книги. Задача: воспи­тать бережное отношение к книге

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ

ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА

Развитие основ социального и правового сознания

Я люблю маму и папу

Задачи: вызвать желание говорить о своих близких, называть их имена, сформировать представление о семье, о том, что никто не должен разлучать ребенка с родными.

Словарь: семья, родная, любимый ребенок, заботливые, брат, сестра.

Дидактический материал: семейные фотографии детей. Ведущий. Кто стучится к нам в дверь?

Из-за двери высовывается голова куклы Буратино. Ребятки, кто это? Пригласим Буратино?

Все здороваются, приглашают войти.

Ты один, Буратино? Тебе разрешили погулять?

Буратино. Мне папа Карло разрешил только побыть у вас и сразу вернуться. Кто это на фотографиях? (Показывает на семей­ные фотографии. )

Дети отвечают.

Ведущий. Буратино, ты с кем живешь? Дети, а вы с кем живете?

Дети отвечают.

А кто, кроме мамы и папы, у вас еще есть?

Дети отвечают.

А вы любите маму, папу? А они вас? Как вас называет мама? Почему она так ласково вас называет?

Дети. Любит очень.

Ведущий. Как вас называет папа? Почему? А вы маме говори­те ласковые слова? Какие? А папе? Все вместе вы — семья. Посмот­рите на фотографии... Кто здесь, если назвать одним словом? Дети. Семья, Танина семья. Ведущий. А это чья семья? А это?

Дети отвечают.

Буратино, если ты останешься с нами, что будет чувствовать твой папа?

Буратино. Он будет огорчен, ему станет грустно. Я тоже не хочу без него жить. Дети всегда живут с мамой и папой.

Ведущий. Дети, ваши мама и папа скучают, если вас нет? А вы? Конечно, в семье все любят друг друга. Мама и папа всегда заботливо относятся к ребенку. Что они делают для вас? Дети. Кормят, одевают, играют, гуляют. Ведущий. Можно детям уходить от мамы и папы далеко? А с чужими людьми? Можно ребенка уводить от мамы с папой? Нет, конечно, этого делать никому нельзя. Ребенок должен жить в семье.

Буратино собирается уходить.

Буратино, куда ты собрался?

Буратино. В свою семью, к папе Карло. (Прощается. )

У нас в гостях Марьюшка и Иванушка

Задачи: познакомить детей с национальным русским костю­мом.

Словарь: лапти, сарафан, хоровод.

Дидактический материал: куклы в русских национальных кос­тюмах.

Перед занятием проводится «этическая» зарядка: поздорова­емся приветливым голосом, ласково посмотрим друг на друга и улыбнемся.

Ведущий. Кто разговаривает за дверью, ребятки? Чьи это голоса?

Появляются две куклы в национальных костюмах: мальчик и де­вочка.

Здравствуйте, гости дорогие. Кто вы такие?

Куклы. Здравствуйте, дети! Здравствуйте (называют имя, от­чество ведущего)! Мы пришли к вам из русской народной сказки. Я — Иванушка. Я — Марьюшка.

Ведущий. Дети, посмотрите, как одеты Иванушка и Марь­юшка... Так, как и вы? Правильно, не так...

Посмотрите на Марьюшку. Что на головке Марьюшки? Пра­вильно, платочек. Кому из вас мама повязывала платочек? А это что на девочке?

Дети. Вышитая рубашка.

Ведущий. А это? Верно, сарафанчик. Он длинный. На нож­ках Марьюшки — лапоточки, лапти. У кого на ножках лапти? Правильно, ни у кого. Что у Марьюшки виднеется из-под пла­точка?

Дети. Коса с лентой.

Ведущий. У кого из наших девочек косички? Похоже на Ма- рьюшкину косу? Теперь посмотрим на Иванушку. Это что на Ива­нушке?

Дети. Рубашка.

Ведущий. А это?

Дети. Штаны.

Ведущий. На ногах что? Кто вспомнит, как называется?

Дети. Лапти.

Ведущий. Смотрите, Иванушка подпоясан красивым пояс­ком. У кого из вас есть поясок? Посадим рядом Иванушку с Марь­юшкой на стульчики, встанем в кружок и споем веселую песенку.

Раздается стук в дверь. Кто там?

Входит в русском костюме Марьюшка.

Марьюшка. Здравствуйте. Вы собрались в хоровод? И я с вами.

Дети поют песню и водят хоровод.

Я беру игрушку

Задачи: сформировать представление детей о праве выбора иг­рушки, не забывая о таком же праве других. Сформировать умение и навык правильной просьбы, представление о возможности ус­тупки.

Словарь: разреши, разрешение, пожалуйста, добрый, поря­док, твоя, чужая, вежливо, выбор.

Дидактический материал: игрушки в групповой комнате и иг­рушки, принесенные из дома (в этот день).

Перед занятием проводится «этическая» зарядка: повтор слов «я не жадина», «я добрый».

Педагог. Ребятки, у нас в группе много разных игрушек, посмотрите...

Их можно брать всем детям? (Можно, но не все игрушки. ) По­дойдем к этому шкафу: эти игрушки можно брать, не спрашивая у воспитателя. Только запомните: когда поиграете, нужно поставить или положить их на место.

Давайте попробуем? Возьми, Танечка, что тебе хочется. Виде­ли, дети, как аккуратно Таня взяла и как ласково держит игруш­ку. А теперь Танечка поставит ее на место. Вот и порядок! (Можно повторять с несколькими детьми, а если позволяют условия — со всеми одновременно. )

Теперь подойдем к этому шкафу. Можно отсюда брать игруш­ку? Можно, только сначала надо спросить разрешения. Кто зна­ет, как это сделать?

Теперь посмотрите, выберите, какую игрушку вы хотите, и попросите правильно.

Ребятки, кто сегодня принес игрушки из дома? Возьмите их в руки, и все сядем в кружок. Как быть, Ваня, если тебе захочется поиграть игрушкой Дениса? (Повторяет тот же вопрос для других детей. )

Можно ли взять игрушку, если она не твоя и тебе ее не дают? Нельзя: она не твоя, чужая. Но и тот, кто не хочет давать свою игрушку другим, не должен приносить ее в детский сад. Просто вы еще маленькие — не всему научились, но жадиной обзывать не надо никого.

Кто хочет правильно, вежливо попросить игрушку у товари­ща? Пожалуйста, выберите, у кого вы хотите попросить, и по­просите.

Кто хочет быть добрым и даст игрушку подержать?

Что нужно сделать с этой игрушкой? (Вернуть и поблагода­рить. ) Сделайте это, пожалуйста.

Теперь все вместе покажите рукой, где лежат игрушки, кото­рые можно брать без разрешения. Молодцы!

Мы — дружные ребята

Задачи: развить интерес, доброжелательное отношение к сверст­никам, навыки общения.

Словарь: дружные, добрые, жалеем, скучаем.

Дидактический материал: игрушки.

Перед занятием проводится «этическая» зарядка: дети встают' в кружок, берутся за руки. Руки у всех добрые, теплые. «Нам хо­рошо вместе».

Дети садятся на стульчики. За дверью слышен голосок.

Голос. Можно мне к вам?

Входит большая кукла.

Кукла. Здравствуйте. Меня зовут Катя. Я еще никогда не ходи­ла в детский сад. Можно, я у детей спрошу?

Педагог. Конечно. Пожалуйста.

Кукла. Вам нравится, вам хорошо в детском саду?

Воспитатель помогает детям ответить.

К у к л а. А вы обижаете друг друга?

Дети. Нет!

Кукла. Мальчики, вы жалеете девочек? Девочки, а вы маль­чиков? Покажите, как?

Дети гладят друг друга по голове, обнимают. Как называете?

Дети ласково называют друг друга.

Я, когда шла к вам, упала. У меня ножка болит.

Педагог. Пожалеем, дети, Катю, перевяжем ей ножку. (Пере­вязывает кукле ногу. ) Что, Катюша, легче стало?

Кукла. Конечно легче, когда все пожалели. Расскажите мне, ... (имя, отчество воспитателя), пожалуйста, у вас есть новенький в группе? А как его (ее) зовут?

Педагог. Скажите дети Кате, как зовут нашего новенького (новенькую).

Кукла (воспитателю). Кто у вас самый маленький? Его оби­жают?

Педагог. Что ты, Катенька, у нас хорошие детки. Скажите Кате, дети, любим ли мы драться?

(Возможный вариант: «А тот-то любит». Педагог: «Он еще не научился жить со всеми дружно, но непременно научится». )

Слышишь, Катя, мы дружные ребята, мы любим вместе иг­рать. Хочешь посмотреть? Садись на стульчик вот сюда, а мы поиграем.

Дети играют в любую игру.

Кукла. Вы так весело и дружно играли, что мне захотелось тоже в детский сад. Можно я к вам еще приду в гости?

Мы умеем делать правильно...

Задачи: рассказать детям о некоторых правилах, их значении, сформировать навыки правильного поведения в отношениях с детьми и взрослыми.


Словарь: здороваться, прощаться, спасибо, пожалуйста, нельзя, можно.

Дидактический материал: кукла, заяц.

Перед занятием проводится «этическая» зарядка: поздороваться друг с другом, с воспитателем, называя всех по имени (воспитате­ля по имени и отчеству).

Дети сидят на стульчиках. Молча входит кукла и, пройдя мимо детей, садится на стульчик.

Педагог. Дети, вы знаете, кто к нам пришел? Как нам узнать? Спросите...

Дети. Как тебя зовут, девочка-кукла?

Кукла. Меня зовут Катя.

Педагог. Что, дети, неправильно сделала Катя?

Дети. Не поздоровалась, не спросила, можно ли с нами по­заниматься.

Педагог. Покажите Кате, как надо было войти.

Дети проигрывают ситуацию.

Ребятки, смотрите: Катя села за стол, решила пообедать. А что надо обязательно сделать? Конечно, руки вымыть, молодцы. Ска­жите Кате, что надо сделать перед едой?

Кукла. Я хочу карандаш, дайте мне карандаш!

Педагог. Дети, правильно ведет себя Катя? Как правильно надо обращаться к взрослому?

Дети показывают.

(Кукле. ) Катя, ты видишь, наши дети умеют правильно себя ве­сти: здороваются, просят вежливо, руки моют. А ты что-нибудь умеешь правильно делать?

Кукла. Да, я ничего не бросаю и не ломаю. Показать вам, что в моей сумочке? (Достает из сумочки маленькую расческу, плато­чек и куколку или зверюшку. )

У вас есть расчески и платочки? Всегда? А игрушки вы бере­жете? Можно их посмотреть? Как много вы умеете. Мне у вас очень понравилось. Но надо уходить. Как прощаются, когда ухо­дят? До свидания.

Я берегу игрушки и одежду

Задачи: сформировать бережное отношение к вещам, умения и навыки обращения с игрушкой, называть действия развернуто.

Словарь: берегу, аккуратный, складываю, кладу, порядок.

Дидактический материал: игрушки, предметы.

Перед занятием проводится «этическая» зарядка: нам хорошо вместе, мы играем вместе, мы гуляем вместе, мы танцуем вмес- те—мы друзья.

Педагог. Ребятки, садитесь на стульчики, а игрушки посади­те себе на колени. У меня тоже есть игрушка, я ее очень люблю и берегу. Я принесла вам ее показать. Я беру ее вот так (показыва­ет), держу вот так и никогда не трогаю, если руки чем-нибудь испачканы. А вы как держите игрушки? Кто плачет, ребятки? («Ищет» и находит раздетую куклу. ) Это Катя. Что случилось, Катенька?

К у к л а. Меня не посадили, а бросили, платье не надели, одну туфельку потеряли...

Педагог. Ребятки, как помочь кукле?

У меня есть подходящее платье и туфелька, наденем? (Одева­ет куклу с помощью детей. ) Кто должен держать игрушки в по­рядке? Сами дети. Кто должен положить (и посадить) игрушки на место? Сами дети.

Кто у нас в группе это делает всегда? Ребятки, у кукол одежда и туфельки должны быть в порядке, а у вас?

Встаньте, пожалуйста, пусть куклы посидят без вас: посмот­рите друг на друга: вы аккуратно одеты, все причесаны, у всех туфли (тапочки) в порядке, все застегнуты, правильно надеты?

У нас есть зеркало. Для чего оно? Мама с папой смотрят в зеркало? Я тоже смотрю: хорошо ли я причесалась, правильно ли застегнуто платье, не загнулся ли воротничок. Вы тоже долж­ны посмотреться. А если вы еще не умеете застегнуть сзади, кого надо попросить помочь? Педагога, детей.

Покажите, как можно помочь друг другу. Проверьте, сзади все в порядке? Что нужно сказать тому, кто вам помог?



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.