Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема занятия 5 страница



Для животных стали строить хлев или конюшню. Чтобы вы­пускать животных на пастбище, понадобился пастух.

Шло время. Домашних животных становилось все больше. Они возили человека и груз, давали молоко и мясо, овцы давали шерсть, из которой делали одежду.

Когда животных понадобилось очень много, стали строить птицефабрики, конезаводы, свинофермы. Посмотрите, как они выглядят.

Как вы думаете, если животных так много, может ли один человек управиться с ними: и кормить и лечить? А кто нужен? (Зоотехник, ветеринар. )

Как можно назвать одним словом всех, кто работает с живот­ными? (Животноводы. )

Уже в древности люди поняли, что, если бросить зерно в зем­лю, оно даст урожай. Сначала острыми палками, потом соединив палки в соху (показывает иллюстрацию) и придумав лопаты, они стали сеять. Смотрите, это пашня, на ней пахарь. А это кто? Что за мешок у человека на поясе? (Семена. )

Посмотрите, на этой картине изображена жатва. Что это значит? У женщин в руках серпы, они жнут, вяжут снопы. А это копна. Что в руках у этих людей? Что они делают? (Сгребают сено. ) А это? (Стог. ) Зачем сено укладывать в стог? По нему стекает дождь, как по крыше, поэтому в стогу сено сохраняется всю зиму. Из собран­ного урожая стали печь такой вкусный хлеб, что зерна понадоби­лось все больше и больше. Чтобы было больше зерна, нужно было больше сеять. Люди придумали железный плуг, вместо мешка с семенами — сеялку (показывает иллюстрацию), а потом и грабли не понадобились, когда изобрели комбайн (показывает иллюстра­цию комбайнера в работе. ) На комбайнера, тракториста учатся. Когда сеять, когда убирать урожай, как ухаживать за землей, знает и учит других агроном, который также сначала долго этому учится. Всех, кто работает на земле, зовут земледельцы. Труд этот нелегок. Земледельцы кормят и одевают всю страну. Поэтому мы должны быть им благодарны.

Как менялся водный транспорт

Задачи: развить представление детей об изменении видов и форм водного транспорта в связи с потребностями общества и техничес­ким прогрессом, привлекая опыт детей при построении суждений, воспитать интерес к прошлому.

Словарь: пирога, плот, выдалбливать, выжигать, брусья, сбить, щели, пакля, смола, ладья, парусник, колесный пароход, тепло­ход, корабельный мастер, судостроитель, кормчий-капитан, от­крытие, карта, катер, инженер, порт, суда, механик, штурман.

Дидактический материал: иллюстрации: «Плавание древних лю­дей на плоту и пироге», «Старинные суда у пристани», «Современ­ный порт и вокзал». Предметные картинки: пирога, плот, колес­ный пароход, грузовой и пассажирский теплоходы, ладья, парус­ное судно, морской капитан, катер.

Педагог. Сегодня мы поговорим с вами о том, как передвига­ются люди по воде.

Посмотрите, что за люди изображены на иллюстрации? (Древ­ние люди. ) На чем они находятся? (Двое на плоту, один в пироге. ) Зачем древнему человеку плот и пирога? (Чтобы ловить рыбу и плыть в другое селение. ) Из чего сделан плот? (Из бревен. ) Как делали пирогу? (Выдалбливали или выжигали. )

Кто мог сделать плот и пирогу? (Любой человек, достаточно сильный. ) А плыть в пироге или на плоту? (Тоже любой. ) На пло­тах и пирогах плавали по реке, морю и даже по океану.

Прошло время, люди научились делать лодки из брусьев. По­смотрите, это старинное судно — ладья. Оно сделано без гвоздей.

Брусья так плотно сбивали, что щели оставались совсем тоненькие. Их заполняли паклей, смешанной со смолой. Такая ладья не боя­лась льдин, они ее выталкивали. Не каждый мог построить такое судно, этому учились. Тот, кто научился, становился корабельным мастером. Не каждый мог и плыть на ладье, тем более быть ее кормчим-капитаном. Куда плавали на ладье? (Торговать, совершать открытия. )

Люди заметили, что ветер помогает плыть. И что они приду­мали? (Показывает парусник. )

Капитаны рисовали карты, на них указывали, где легче путь. Самые смелые на паруснике ходили в дальние страны, от них мы узнали о Японии, Америке.

Прошло еще время. Люди придумали разные машины. И тогда появился пароход. Смотрите, у него колеса и труба. Он похож на паровоз, только плывущий. У него есть мостик. Кто на мостике? (Капитан. ) У него команда. Кто построил пароход? (Рабочие, мас­тера, инженеры. ) Где плавают такие пароходы? (По реке. ) Зачем? (Перевозят людей, грузы. )

Посмотрите, как выглядит старинный порт, в котором стоят суда... А теперь посмотрите на эту иллюстрацию: это старинные или современные суда? (Грузовое и пассажирские суда, катер. ) Ска­жите, кто видел эти суда, кто знает, как они называются? Для чего нужно это судно? А это? Зачем нужны маленькие лодки и катера, если есть такие большие суда? (Большие не везде могут пройти. )

Кто ведет такие сложные суда? Команда во главе с капитаном. Все они долго учатся, чтобы стать механиком, штурманом, ка­питаном. А кто строит такие суда? Целые специальные заводы — судостроительные, где много рабочих, инженеров, мастеров. Их называют судостроителями, и они специально учатся. Посмотри­те, судно спускают на воду... Здесь и те, кто строил, и те, кто будет на нем работать.

Посмотрим на карту. На ней линии — пути кораблей. Куда поплывет наш бумажный кораблик?

Как ездили и ездят люди

Задачи: сформировать представление детей о причинах появле­ния и эволюции железнодорожного и воздушного транспорта в связи с техническим прогрессом. Развить способности детей к срав­нениям и суждениям. Воспитать интерес к технике.

Словарь: экипаж, ямщик, станция, станционный смотритель; паровоз, топка, двигатель, обходчик, перрон, тепловоз, элект­ровоз, вокзал, рельсы; воздушный шар, самолет, аэродром, верто­лет, ракета, космическая станция, космодром, космонавт, станция «Мир», стартовая площадка.

Дидактический материал: иллюстрации: «Старинный экипаж с пассажирами на станции, где меняют лошадей», «Поезд, пассажи­ры и вокзал в старину», «Современный поезд, вокзал, перрон», «Полет на воздушном шаре», «Современный аэропорт», схема рас­положения селений, карта России. Предметные картинки: ямщик, экипаж, паровоз, тепловоз, вагон, воздушный шар, первый аэро­план, самолет, аэробус, ракета, пилот в форме, стюардесса, кос­монавт.

Педагог. Вспомните, как попадали древние люди из поселе­ния в поселение, если не было реки? (Пешком. )

Посмотрите на схему: вот так близко располагались селения. Прошло время, люди приручили лошадей, научились их запря­гать, придумали коляски и стали ездить в дальние селения (пока­зывает на схеме). Посмотрите, это старинный экипаж. Как вы думаете, лошади уставали везти пассажиров да еще с грузом? Что бы придумали вы, если лошади устали, а ехать надо?

Для этого придумали станции, где меняли лошадей и пасса­жирам можно было отдохнуть. Кто ухаживал за лошадьми, эки­пажем, в пути правил лошадьми? (Ямщик. ) Это был сильный и смелый человек. Иногда коляска попадала в болото — приходи­лось тащить ее, а иногда в густом лесу нападали волки.

А людям хотелось ездить быстрее и еще дальше. И они изобре­ли паровоз, придумали рельсы. Посмотрите, как выглядел ста­ринный поезд. Почему так мало вагонов? (Потому что сила у паро­воза была еще маленькой. ) Это что? (Труба. ) Зачем она нужна паровозу? (В паровозе есть топка для угля, труба — выход для дыма. ) Огонь нагревает воду, а пар от воды помогал колесам вертеться и двигаться. Отсюда и название — паровоз.

А потом люди придумали тепловоз и электровоз (показывает). Им не нужен уголь, поэтому нет и трубы. У них сильный двига­тель, смотрите, сколько вагонов они везут. Для поездов и пасса­жиров тоже стали строить станции и назвали их вокзалами. Кто был на вокзале? Вы видели, кто ведет поезд? Как вы думаете, что сложнее: править экипажем или вести поезд? Чему дольше надо учиться? А за рельсами надо ухаживать? Кто этим занимает­ся? (Обходчики. ) Можно ли ходить по рельсам? Что-нибудь бро­сать на них? И то и другое опасно, так же, как опасно подходить к краю перрона. Как вы думаете, далеко ли можно уехать на поезде? Посмотрите, как много железных дорог на карте нашей страны (показывает карту России). Вот наш город... Посмотрите, куда ведут дороги.


А как же добраться туда, где и железной дороги нет, и рекой не доплыть? (Можно долететь самолетом. )

Вы думаете, люди сразу изобрели самолет? Нет, сначала они придумали воздушный шар, надули его дымом от костра — и шар полетел.

Посмотрите. Но шар летал медленно. И в конце концов придумали вот такой самолет (показывает). Он маленький, в нем нет пассажиров. А вот большой пассажирский самолет (показывает). Кто летал из вас на самолете? Кто управляет самолетом? (Команда во главе с команди­ром. ) Долго ли учатся, чтобы водить самолет? Как называется место, откуда взлетают и куда приземляются самолеты? (Аэродром. ) Куда можно улететь на самолете? (В другую страну, на Дальний Восток. )

Что это за машина? (Вертолет. ) Зачем людям понадобился вер­толет? (Самолет не везде может сесть. ) Вертолет перевозит боль­ных из далеких деревушек, спасает человека в беде (показывает иллюстрации).

Уже были и поезда, и самолеты, и вертолеты, но людям хоте­лось ездить еще дальше, летать еще выше. И что они изобрели? Что это? (Ракета, станция «Мир». )

Как вы думаете, сложно ли управлять ракетой? Кто ею управ­ляет? (Космонавт. ) Куда летают на космическом корабле? (В кос­мос. ) Как называется место, откуда взлетают космические ко­рабли? (Стартовая площадка, космодром. )

Есть ли на таком корабле пассажиры? Как попадают в космо­навты? (Их отбирают и долго тренируют. ) Зачем же летают кос­монавты, если они не возят пассажиров? (Они проводят научные исследования, видят пожары, загрязнения рек, едкий дым — можно помочь природе. ) Космонавты составляют карты Земли, изучают другие планеты, помогают ученым составлять карты погоды.

А теперь отгадайте загадки.

То, что ездит по рельсам (по железной дороге), называется... .

То, что летает по воздуху —... .

Я вам открою свой секрет: я очень люблю лошадей и хотела бы поехать в экипаже. А что бы выбрали вы?

Городской транспорт

Задачи: сформировать у детей понимание зависимости условий жизни и способа' передвижения, причин эволюции городского транспорта, необходимости соблюдения правил дорожного движе­ния, развить чувство самосохранения.

Словарь: повозка, карета, извозчик, сани, конка, метро, ас­фальт, автобус, шофер, электрический ток, трамвай, троллей­бус, эскалатор.

Дидактический материал: иллюстрации: «Старинные экипажи (нескольких видов) с кучером и пассажирами», «Люди едут на конке», «Старинный транспорт и регулировщик», «Современ­ный перекресток». Предметные картинки: экипаж с кучером, регулировщик, старинная машина, первый автобус, такси, трам­вай, автобус, троллейбус, светофор, метро.

Педагог. Давным-давно люди жили такими маленькими се­лениями и так близко, что ходили везде пешком. Когда селения стали больше, люди стали ездить верхом на лошади, а потом придумали колеса и разные повозки. Посмотрите. Впереди место для человека, который правит лошадью или несколькими ло­шадьми. Появились стоянки, на которых стояли (как теперь так­си) летом на колесах, зимой на полозьях коляски, а их хозяе­ва — ямщики и извозчики — ждали пассажиров. Посмотрите, вот так это выглядело. Светофоров тогда не было, поэтому кучер кричал пешеходам: «Посторонись! ». Не было асфальта, улицы были в ямах, ездить было непросто. Людей в селениях станови­лось все больше, они строили дома, новые улицы. Очень боль­шие поселения стали сначала большими, а потом и огромными городами. Чтобы быстрее ездить, придумали машины. Посмотри­те, как выглядели первые машины. Эти машины ездили быстрее лошади, люди их вначале боялись, так как они были очень шум­ными. Машина не могла взять сразу много пассажиров. Как вы думаете, что придумали люди? (Автобус. ) А в тех городах, где еще не было автобусов, изобрели конку. Посмотрите, это конка (показывает). Чем была удобна конка? (Брала много пассажиров, как и автобус. ) Тех, кто правил лошадьми, называли «кучер», «извозчик», «ямщик». А как стали называть тех, кто водил авто­мобиль, автобус? (Шофер. )

Для того чтобы не сталкивались машины, автобусы и пешехо­ды, на улицах появились регулировщики и знаки. Посмотрите, как это было.

Когда ученые поняли, что такое электрический ток, был сра­зу же придуман трамвай. Сначала он вез один вагончик, потом два. Посмотрите, вот таким был старенький трамвай.

Как вы думаете, людям стало легче ездить по городу, когда появился трамвай?


Сравните конку и трамвай: что быстрее довезет? Где больше пассажиров? Но трамвай ездит по рельсам, а рельсы проклады­вать сложно, поэтому придумали троллейбус. Вы поняли, чем он удобнее трамвая? В больших городах есть и небольшие стоянки для легковых такси, и остановки для автобуса, трамвая и трол­лейбуса. Зачем нужны остановки? Что придумали люди, чтобы транс­порт не сталкивался? (Правила и знаки. ) Чтобы водить транспорт, надо не просто учиться рулить, но и выучить все правила дорож­ного движения.

А каким машинам разрешается ехать на любой свет светофо­ра? («Скорой помощи», «Пожарной», «Милиции». ) Почему? У этих машин есть сигнал, они отличаются и своим внешним видом (по­казывает). Кого возят эти машины по городу?

В городах-гигантах транспорта всегда недостаточно. Поток ма­шин такой (показывает), что они идут в несколько рядов.

Как вы думаете, что изобрели строители? Что это за буква «М» над входом? Да, это метро. Кто был в метро, расскажите всем, что это такое.

Почему железная дорога под землей? (Там не мешает другой транспорт, поэтому поезд идет намного быстрее, чем по земле. ) А зачем нужны эскалаторы? (Всем пассажирам можно просто сто­ять, пока лестница их везет вверх и вниз. )

Нужно ли пешеходам соблюдать правила уличного движения? Какие?

Как менялось жилище человека

Задачи: развить понятие об эволюции жилища человека от древ­него мира до сегодняшних дней, внешнем виде, отоплении, осве­щении, канализации. Научить детей видеть связь между явления­ми, развить любознательность.

Словарь: курная изба, дворец, сваи, уши (у ушата), крыльцо, баня, современные дома, дачный домик, очаг, печь, паровое ото­пление, обогреватель, костер, керосиновая лампа, копоть, светец, лампа, таз и кувшин, рукомойник, кран.

Дидактический материал: иллюстрации: «Так жили древние люди» (пещера+костер; хижина+очаг), «Курная изба и ее хозяева», «То­пится изба по-черному», «Изба, крытая тесом, и ее хозяева», «Внут­ри избы», «Современная улица». Предметные картинки: пещера, хижина, очаг, печь, которая топится по-черному, русская печь, светец, керосиновая лампа, ушат, рукомойник, обогреватель, лю­стра, бра, калорифер, кондиционер.

Педагог. Посмотрите на эту иллюстрацию и скажите: что за люди нарисованы? И когда они жили? (Древние люди. )

Как называлось их жилище? (Пещера. ) Как они в нее попада­ли? (Или через большое отверстие или через лаз. ) Что было внут­ри? (Пусто. ) Чем освещалась пещера? (Ничем. ) Как люди обогре­вались в ней? (Грелись друг о друга или шкурами. )

А это что? (Хижина. ) Чем она лучше пещеры? (Ее можно пост­роить, где нужно. )


А что это? (Костер. ) Люди научились добывать огонь и приду­мали обкладывать его камнями. Зачем? (Камни не давали огню «бе­жать» и долго держали тепло. ) Хижины стали больше, в них появился очаг. Посмотрите. Почему хижины подняты на столбы (сваи)? (Чтобы защититься от ядовитых насекомых, змей. )

Где умывались древние люди? (В ручье, реке, море. ) А что это за сооружение? (Курная изба. ) Кто ее сделал? Каждый строил себе сам. В ней была печь без трубы. Дым шел в избу, поэтому внутри все было в черной саже. А что это (показывает светец)? (Светец с лучиной. ) Давайте зажжем! Много света он дает? (Не­много у стола. ) Долго горит? Что это в углу (показывает на иллю­страции)! (Лавка, на ней ушат с водой чистой, под лавкой ушат для грязной. ) Как носили ушат? (За уши. )

Чем отличается эта изба? (Она больше, окна, труба, светелка вверху. ) Когда люди стали строить такие избы? Это произошло намного позже, когда научились бревна пилить на доски, делать печи из кирпичей.

Почему две трубы? (Дом большой, в нем две печи. ) А что это за маленький домик рядом, тоже с трубой? (Банька. ) В ней не только мылись, но и стирали. А в доме уже было несколько комнат: в одной из них спали. Комнаты обогревали вот такой печкой (показывает). Печь был; Такая печь грела, но на ней негде было готовить. Поэтому в кух­не делали русскую печь, в которой готовили (показывает). А что это на кухне в углу? (Это рукомойник. ) Почему его так назвали?

Что стоит на столе? (Керосиновая лампа. ) Что давало больше света: светец, свеча или лампа? От чего было меньше копоти?

Что появилось у этих домов? (Крыльцо. ) Зачем оно? С крыльцом теплее, так как оно защищает от дождя, снега, ветра, на крылечке отдыхали и даже пили чай, посмотрите (показывает крытое крыльцо).

А эти дома вы узнаете? (Это современные дома. ) Кто расска­жет, как они обогреваются? Как освещаются? Как в этих домах люди умываются? Где стирают? Куда исчезает грязная вода пос­ле мытья и стирки?

Если хижину, маленький дом из бревен мог построить один человек, то кто строит огромные дома?

Может ли теперь человек сам построить дом? (Может: дачу или дом в деревне, если он умеет плотничать. ) Вы тоже можете придумать себе дом и нарисовать его на бумаге.

Как люди общаются на расстоянии

Задачи: развить представление детей об изменении видов и форм средств коммуникации. Развить наблюдательность, способность к суждениям, интерес к технике и правилам ее использования.

5 - 17S7


Словарь: знак, сигнал, тамтам, костер, гонец, семафор, теле­граф, провода, техник, радио, телефон, телевидение, компьютер, радиотелефон.

Дидактический материал: иллюстрации: «Гонец доставил сооб­щение», «Приехала почтовая карета», «Моряки передают сообще­ния», «Телеграфист работает на старинном аппарате». Предметные картинки: семафорные флаги, телефон, радиотелефон, компью­тер, телевизор.

Педагог. Сегодня мы с вами поговорим о том, как общались люди в разные времена. Начнем с тех, кто жил давным-давным- давно. Как мы их называем? (Древние люди. ) Как общались эти люди? (Говорили, кричали. ) А если они жили далеко? (Использовали барабаны. ) И те, кто слышал звуки барабанов, говорили: «Нас зовут на праздник в соседнее селение». А иногда говорили: «Бараба­ны угрожают, к нам идут воины».

А что делали древние люди, если они хотели что-то сооб­щить, а тамтамов не было? (Они зажигали костры. )

Иногда оставляли знаки на деревьях или на скалах. А потом придумали посылать человека, который бегал быстрее всех. Зна­ете, как его называли? (Гонец. ) Посмотрите. Намного позже, когда люди приручили лошадь, гонец с известием ездил на лошади. К тому времени некоторые люди научились писать и читать. Те, кто умел, писали письма. А те, кто не умел, просили других. Когда многие люди научились писать и читать письма, пришлось для их перевозки сделать специальную почтовую карету. Посмотрите.

к! ак вы думаете, кто придумал передавать сообщения при по­мощи флажков? (Моряки. ) Посмотрите, как они это делают (пока­зывает иллюстрацию).

А вы видели праздничные флаги на кораблях? Что они сооб­щают не только морякам, но и всем, кто пришел на берег? (Что сегодня праздник. )

Шло время. Ученые делали открытия, изобретали различные аппараты. Так был придуман телеграф. Люди по проводам могли передать то, что возили почтовой каретой. Получалось быстрее.

Чтобы работать на телеграфе, нужно было учиться. Чтобы ре­монтировать аппараты, понадобились техники, инженеры.

А что это? (Старинный телефон. ) А это? (Современный теле­фон. ) А вот это? (Радиотелефон. ) Для сообщения по радио не нужны провода. У кого из вас есть дома телефон? Кому вы звони­те? По какому номеру телефона передать сообщение о пожаре? О заболевшем человеке? О нападении хулигана? Как передать? (Произнести фразу: «Меня зовут... Мой адрес... Здесь дым... » или: «Меня зовут... Мой адрес... Здесь больной... »)


Можно ли по телефону звонить в другие города и страны? Кто из вас разговаривал таким образом?

Если вы в гостях, можно ли брать телефон без разрешения хозяев?

А как вы думаете, телевизор нам о чем-нибудь сообщает? О чем? (О погоде, о мире животных, о других людях, городах и стра­нах. ) Вы много смотрите телевизор? Это полезно или вредно? (По­лезно, потому что приятно и можно узнать много интересного. Вредно, если смотреть долго. )

Еще древние люди знали, что нельзя долго смотреть на огонь и на солнце — заболят глаза. Нельзя подолгу утомлять глаза и телеви­зором.

А есть ли у вас дома компьютер и компьютерные игры? Вы знаете, как с ним обращаться? Можно ли долго играть? Кто зна­ет, почему нельзя? Работают глаза, а если они работают — рабо­тает мозг. Если долго сидеть за копьютером — устает мозг, в ре­зультате вы плохо засыпаете, устаете. Если вы хотите подольше поиграть или посмотреть, нужно сделать перерыв на 5 минут (че­рез каждые 20 минут). Давайте сейчас дадим глазам отдохнуть: закройте свои глаза. А теперь скажите, можем ли мы сейчас по­слать кому-нибудь сообщение? (Маме к 8 Марта в форме сердца листок с рисунком. ) Почему в форме сердца? Сердце — знак любви во все времена.

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Цель: развитие творческих возможностей детей дошкольного воз­раста.

Задачи

1. Приобщить детей к театральной культуре, познакомить с устрой­ством театра, видами кукольных театров, культурой посещения театра.

2. Развить способность свободно держаться на сцене перед зрителями.

3. Развить способность передавать состояние персонажей.

4. Развить навык правильного темпа, громкости, выразитель­ности литературной речи.

5. Развить представление о жизни человека в различных циви­лизациях.

6. Познакомить с основами правового сознания: уважение и терпимость к людям независимо от расы, языка, пола, возраста.

Варианты спектаклей

1. Спектакль, в котором актеры только дети. • 2. Спектакль, в котором актеры дети и взрослые.

3. Кукольный спектакль.

4. «Живые картины».

Как люди научились добывать огонь

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА в костюме путешественника или ученого в мантии и ша-

рыбаки. охотники.

Ведущий,

почке.

Туре |

Макен

Д игу

Л я л а й

Сагам

Ожо

Р ю к

Крэк

Самбут

Ирэза

Лесе

Саси

Гма

мальчики — хранители очага, собирательницы кореньев и плодов, рисующие девочки.

Ена

Батюй

„ „            девочки, раздающие еду.

Ваимати

А шар

Дари, исполнительница танца соло.

Декорации

Поляна, скала, шалаши, пещера. У входа (лаза) в пещеру деревянные изображения богов. Дерево, кусты, место для кост­ра. Вдали лес, на переднем плане берег, река, пирога (плоский борт).

Музыкальные инструменты

1. Трещотки (на палочке веревочки с привязанными к ним ореховыми скорлупками).

2. Бамбуковая палка (полая) — 2 м.

3. Кокосовый орех (пустой) с отверстиями для зажима паль­цами.

Костюмы

Если тепло — мальчики в набедренных повязках, девочки в юбочках из двух фартуков, связанных на бедрах. Ноги босые.

Если холодно — все в накидках, завязанных у шеи, обувь — «подошвы», привязанные к ноге.

Прически

У мальчиков — парики, желательно темные, завитые, у дево­чек — кудрявые волосы (если волосы светлые, лучше темный парик).

Грим

Раскраска охотников (полосы на лице — немного), празднич­ная раскраска (полоски и пятнышки — немного).

Украшения

Для первого и второго действий немного: у мальчиков — на шнурке подвеска, у девочек — серьги (большие клипсы), браслеты.

В третьем действии украшений много: у девочек — цветы, лис­тья, браслеты на руках и ногах, у мальчиков — перья в прическе, браслет на руке и ноге.

Украшениями могут быть семена, плоды, ракушки.

Реквизит: 3 остроги; горшок с огнем; 2 лука, стрелы; камни для рисования; мешки, палочка и плошка для добывания огня, листья лопуха и коренья; кабан на палке, 3 рыбы.

Танцы и пение (довольно монотонное)

Во втором действии — танец рыбаков — имитация гребли, рыба плывет (лежа), извивается, набрасывают сеть (движение-имита­ция), рыба уплыла — «сеть пуста». Снова бросают сеть — рыбка попалась — все рады (движения удовольствия).

В третьем действии — общий танец в кругу — плавные, неболь­шие шаги, незначительное сгибание колен, корпус слегка вперед. Танец соло: девочка берет на руки младенца (полено), укачивает, подпевает. Младенец плачет, затем успокаивается. Девочка осто­рожно пытается его положить. Младенец вновь плачет — повтор убаюкивания — засыпает. Девочка весело танцует.

По ходу действия используются магнитофонные записи зву­ков леса, плеска воды.

Первое действие

Появляется ведущий.

Ведущий. Сегодня мы вместе посмотрим, как жили люди дав­ным-давно, так давно, что это время и этих людей называют древ­ними. Сейчас вы увидите, где жили эти люди, как они хранили огонь, чем охотились и на кого. (Уходит. )

Из жилища выходят охотники: Сагам и Ля лай. У них лук и стрелы.

Сагам. Лялай, идем на охоту? У тебя лук и стрелы готовы?

JI я л а й. Готовы (осматривает свои лук и стрелы). Явозьму больше стрел — хочу добыть кабана.

С а г а м. За кабаном одному идти опасно. Если ты промахнешь­ся, кабан разорвет тебя. Пойдем вместе?

Л я л ай. Я согласен, Сагам. Смотри, Туре, Макен и Дигу тоже собираются. Вы с нами?

Появляются Туре, Макен и Дигу.

Туре. Нет, мы идем за рыбой, Лялай.

Макен. Надо взять остроги (берет острогу) и проверить, ост­рые ли они (проверяет рукой).

Дигу и Туре повторяют движения Макена.

Дигу. Я свою поточу камнем (заостряет острогу). У людей рыбы уже нет, надо наловить побольше. Все готово? Идемте.

Все уходят.

Из жилища выходят Ожо, Крэк и Рюк, несут горшок с огнем. Ставят.

Р ю к. Я слышал, как старшие говорили, что огонь зажгла мол­ния.

Крэк. Я знаю, я видел, как молния попала в дерево — оно горело, как большой костер!

Р ю к. От огня тепло ночью. На огне можно запечь мясо и рыбу. Расскажи, Ожо, как приходили люди...

О ж о. Я видел, как приходили люди чужого селения. У них по­гас огонь. Им дали немного огня от нашего костра, они понесли его очень быстро.

Р ю к. А если пойдет дождь и зальет наш огонь?

Крэк. Если пойдет дождь, Рюк, мы унесем огонь в жилище. Нас и оставили стеречь, чтобы с огнем ничего не случилось.

Из жилища выходят Лесе, С ас и, Гма, подходят к огню.

Лесе. Посидим у огня?

С а с и. Я не буду сидеть, Лесе, я хочу рисовать.

Лесе. Гма, Саси, найдите камень, оставляющий след.

С а с и. У меня есть, это тебе, Гма, а этот — Лесе.

Гма. Саси, ты друг. Я нарисую животных. А вы?

С а с и. Я хочу нарисовать солнце и плоды.

Л е с е. А я жилище и птиц.

Рисуют на скале. Из жилища выходят Самбут и Ирэза смеш­ками и подходят к мальчикам.

Ирэза. Мы идем искать коренья и плоды. Вы остаетесь храни­телями огня. Погаснет огонь — будет большая беда.

Мальчики (вместе). Да, мы знаем.

Девочки, Самбут и Ирэза уходят.

Рюк. Нас много у огня. Ожо, давай сбегаем на берег за ракуш­ками. Крэк посидит один.

Крэк. Не делайте этого!

Рюк. Ты боишься один? Ты такой маленький? Мы же быст­ро (берет за руку Ожо, который несколько неохотно, но подчиня­ется).

Кр э к. Тихо, никого нет. Буду один смотреть за огнем...

Занавес.

Второе действие

Появляется ведущий.

Ведущий. Сейчас мы увидим, как древние люди добывали себе пищу. Когда охота была удачной, они танцевали и в танце показывали, как все происходило. (Уходит. )

В лодке рыбаки с острогами.

Дигу. Макен, Туре, мы пришли на то место, где всегда много рыбы. Пора браться за остроги.

Макен. Да, это так, но не говори громко, чтобы не услыша­ла рыба.

Туре. Сначала попросим реку, чтобы она отдала нам рыбу. Го­вори ты, Дигу!

Дигу. Великая река, всемогущая вода! Поделись с нами ры­бой. Дай нам немного, чтобы утолить голод. Мы не возьмем боль­ше, чем нужно для еды.

Все замирают. Минутная тишина, затем слышен всплеск.

Макен (облегченно). Слышали, река согласилась!

Дигу. Да, да, начинаем.

Подходят охотники, на палке несущие кабана. Целятся острога­ми, вынимают по рыбине, выносят на берег.

Лялай (рыбакам). Рыба хорошая.

Туре. Видим, ваша охота тоже была удачной.

Сагам. Лялай хорошо знает следы кабана. И у него острые стрелы.

Лялай. Твои стрелы, Сагам, тоже попали в цель!

Подходят Самбут и Ирэза, у них полные мешки, веревка меш­ка, как повязка, надета на лоб.

Туре. Набрали кореньев? Хорошо!

Дигу. Отдохните перед дорогой, мы покажем, как ловили рыбу.

Все усаживаются. Исполняется танец рыбаков. Вбегают испуганные АшариЕна.

А шар. Скорее! Скорее! Беда!

Е н а. Огонь погас!

Испуг, выраженный в мимике, позе, на лицах всех.

Занавес.

Третье действие

Появляется ведущий.

Ведущий. У древних людей были дети, как и вы. Эти дети многое умели, у них были обязанности. Посмотрите, что случи­лось с детьми... (Уходит. )

Погасший костер. Спит Крэк. Вбегают Ожо и Рюк.

Рюк. Где же огонь?!

Ожо. Крэк, Крэк, что же ты спишь?!

Крэк (вскакивает, в позе и мимике отчаяние и испуг). Как же я уснул?! Что скажут люди?! Что я сделал?



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.