Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема занятия 3 страница



Словарь: пещерные люди, очаг, костяная игла, мамонт, пеще­ра, похолодание, вождь, стоянка, бивни, наскальные рисунки.

Дидактический материал: иллюстрации, изображающие древ­них взрослых и детей, пещеру, очаг, шитье шкур костяной иг­лой, природу, животный мир, растения. Кусочек шерсти, про­питанный жиром.

Педагог. Скажите, пожалуйста, у кого из вас дома есть дет­ские энциклопедии?

Что интересного вы узнали из них?

Давайте поговорим о том, как люди начинали жить на Земле.

Как вы думаете, древние люди жили в теплых или холодных местах? Почему в теплых?

Они выбирали место для жилья близко к воде или далеко от воды?

Почему близко?

Хотите посмотреть, как выглядела природа, среди которой эти люди жили? Всмотритесь внимательно: здесь есть знакомые вам растения?

А что это за животные? (Динозавр, больше слона во много раз. Это мамонт. )

Кто сейчас перед вами? Да, это первые люди, они ходили раздетыми, были ниже ростом, чем мы, и только начинали учить­ся разговаривать.

Как вы думаете, что они ели? (Ягоды, плоды, насекомых, ли­чинки. )

Как вы думаете, почему древних людей называют пещерными жителями? Как появляются пещеры? Почему люди искали пе­щеры, а не оставались спать на земле? (Чтобы укрыться от дож­дя, ветра и зверей. )

Когда на Земле началось похолодание, люди стали одеваться в звериные шкуры. И даже научились шить. Они придумали де­лать иглы из кости, вместо ниток у них были тонкие жилы жи­вотных. Посмотрите на иллюстрацию: чем заняты взрослые и дети? (Женщина шьет, мужчина бросает ветки в очаг, дети держат нитки ракушек и камешков. ) Как вы думаете, зачем нужны бусы? (Их вешают или на шею, или на одежду для украшения. ) Что еще за украшения на женщине и девочке? (Браслет и ожерелье из звери­ных зубов. )

Как вы думаете, среди вас есть кто-то, кто сильнее других, кто больше знает? Среди пещерных людей тоже находились силь­
ные и смелые люди, они становились вождями, то есть вели людей на новую стоянку, на охоту. А чтобы вождя сразу было видно, его одежда и украшения отличались от украшений и одежды других людей. Посмотрите... Сравните, в чем разница?

Сильные и смелые мужчины уходили охотиться далеко. И на­учились строить жилища: огромные бивни или кости накрывали шкурами, как палатку, посмотрите...

В такой постройке умещалось много людей. Если она была очень большой, то в ней делали не один очаг. Посмотрите — это боль­шой очаг. Если жилище не освещалось огнем очага, делали све­тильник из мха или шерсти, пропитав их жиром. Сейчас я подо­жгу кусочек шерсти, пропитанный жиром, как делали пещерные люди, и вы почувствуете, какой был в пещере запах.

Как вы думаете, был ли пещерный человек красив? (Они друг для друга были красивы. )

Пещерные люди отдыхали после охоты, шитья, еды. И некоторые из них во время отдыха рисовали. На чем? И чем? И что? (Толкли камни, добавляли воды, рисовали пальцем животных, сцены охоты. )

Много-много лет прошло, а рисунки эти сохранились — и по ним мы узнаем о жизни пещерных людей.

Геракл и его подвиги

Задачи: познакомить детей с Гераклом — героем Древней Гре­ции, его внешним видом, оружием, с двумя подвигами Геракла (первым и двенадцатым). Развить любознательность, наблюда­тельность, речь детей.

Словарь: колыбель, небесный свод, могучий, палица, титан, Древняя Греция, Зевс, Гера, бог, богиня, Атлант, Нерей, Эв- рисфен, Геркулес.

Дидактический материал: иллюстрации мифов о Геракле, книга о подвигах Геракла.

Педагог. Кто из вас смотрел фильм о Геракле? Где жил Ге­ракл? Почему его называют героем Древней Греции? (Потому что он был сильный, ловкий, смелый, побеждал в борьбе. )

Геракл был сыном великого бога Зевса. Жена Зевса, богиня Гера (как в русских сказках злая мачеха), ненавидела Геракла. Она узнала, что крошечный, в пеленках, Геракл лежит в колы­бели рядом с братом, и, чтобы погубить его, послала к колыбели двух змей. И что же? Расскажите, кто видел фильм.

(Если дети не знают, педагог рассказывает о том, как Геракл задушил змей. ) Смотрите...

Вырос Геракл, стал могучим юношей, ростом выше всех. Лу­ком и копьем владел лучше всех.

3 - 1787

На плечах у него накинута шкура львицы, а вместо шлема — голова льва. Посмотрите. Что это? (Меч. ) А это палица.

Много подвигов совершил Геракл, какие из них вы видели?

Я хочу рассказать вам о двенадцатом подвиге Геракла.

Это был последний и самый трудный подвиг. Геракл должен был достать три золотых яблока: такую задачу задал ему царь Эврисфен. (К этому царю Геракл попал на службу, от которой очень хотел избавиться. ) Сначала Геракл отправился на Север к реке Эридан. Там жил Нерей, знающий путь к саду, где росли яблоки.

Долго боролись они, и наконец, Нерей открыл тайну пути. По­шел дальше Геракл и встретил Антея, могучего великана, который побеждал всех, так как ему давала силы его мать — богиня земли Гея. Антей заставил Геракла бороться с ним. И вот во время борьбы Гераклу удалось поднять Антея в воздух, то есть оторвать от зем­ли, — сразу обессилел Антей.

Много еще опасностей было на пути у Геракла, но все пре­одолел он и пришел к титану Атланту, который держал весь небесный свод! (Титан — необычайно сильный. )

— О, великий титан Атлант! — обратился к нему Геракл. — Я сын Зевса, Геракл. Меня прислал к тебе царь Эврисфен. Он велел мне достать три золотых яблока из твоих садов.

— Я дам тебе три яблока, сын Зевса, — ответил Атлант, — ты же подержи на своих плечах небесный свод.

Геракл согласился, взял свод — и невероятная тяжесть опус­тилась на его плечи. Он согнулся, пот покрыл его тело, но он удержал свод. Вернувшись, Атлант сказал герою:

— Хочешь, я сам отнесу яблоки, а потом снова встану на свое место?

Но Геракл понял, что Атлант хочет схитрить, и сказал:

— Хорошо, только я сделаю себе подушку и положу ее на плечи, чтобы не давил так ужасно небесный свод.

Атлант встал на свое место. Геракл же сказал:

— Я держал свод неба, пока ты ходил за яблоками, вечно же держать я не хочу.

Вернулся Геракл к Эврисфену, отдал ему яблоки — и освобо­дился от службы у него.

Как вы думаете, когда Геракл сказал о подушке, ему нужна была сила, чтобы это придумать, или что-то другое? (Нужны ум, смекалка. )

Только ли для победы над врагом нужна сила? (Сила нужна для того, чтобы помочь другим, помочь себе. )

Нравится вам древнегреческий герой Геракл? Римляне (сосе­ди греков) называли его Геркулесом.

А вы слышали такое слово? Где? Что так назвали? (Овсяную кашу, хлопья. )

Почему? (Если будешь есть геркулес (овсяную кашу), будешь силь­ным и умным, как Геракл (Геркулес)).

Еще о многом интересном вы узнаете из мифов.

Подвиги Ильи Муромца

Задачи: сформировать представление о внешнем виде русского богатыря, его снаряжении и одежде, одежде русской женщины. Рассказать об Илье Муромце, его подвигах. Развить интерес к ис­тории.

Словарь: сиднем, горевать, печалиться, косая сажень, чароч­ка, ободверина, калика перехожий, палаты, князь, княгиня, гор­ница, притолока, калач, булатный, аршин.

Дидактический материал: иллюстрации, книга «Былины» (М.: Детская литература, 1994), шлем, щит, кинжал из картона, ко­кошники.

Педагог. Сегодня мы поговорим с вами о русских богатырях. Вы что-нибудь знаете о них?

Да, это очень сильные и смелые люди, они побеждали много врагов и защищали своих родных и друзей, свою землю. Посмот­рите на эти картинки...

Самый могучий из них — Илья Муромец. Муромец потому, что родился около города Мурома.

Отец его — Иван Тимофеевич, а мать — Ефросинья Поликар­пова. (Показывает изображения отца и матери. )

Рос Илья не по дням, а по часам, только отнялись у него ноги — стал сиднем в избе сидеть. Горюют родители, печалят­ся, слезами обливаются. Тридцать лет да еще три года недвижи­мо Илья сидел, да в один прекрасный день выздоровел и ре­шил стать воином. (Читает былину «Илья Муромец и Идолище поганое». )

«Уехал как-то Илья Муромец далеко от Киева в чистое поле, в широкое раздолье. Настрелял там гусей, лебедей да серых уточек. По­встречался ему на пути старичище Иванище — калика перехожий.

Спрашивает Илья:

— Давно ли ты из Киева?

— Недавно я был в Киеве. Там беду бедует князь Владимир со Апраксией. Богатырей в городе не случилось, а приехал Идоли­ще поганое. Ростом как сенная копна, глазищи как чашищи, в плечах косая сажень. Развалясь, сидит в княжеских палатах, уго­щается, на князя с княгиней покрикивает: «То подай да это при­неси! ». И оборонить их некому.


— Ох ты, старичище Иванище, — говорит Илья Муромец, — дороднее да сильнее меня, только смелости да ухватки нет у тебя! Ты снимай платье каличье, поменяемся на время мы оде­жею.

Наряжался Илья в платье каличье, пришел в Киев на княжий двор и вскричал громким голосом:

— Подай князь, милостыньку калике перехожему!

— Чего горлопанишь, нищехлибина?! Зайди в столовую горни­цу. Мне охота с тобою перемолвиться! — закричал в окно Идолище поганое.

Вошел богатырь в горницу, стал у притолоки. Князь и княгиня не узнали его. А Идолище, развалясь, за столом сидит, усмехается.

— Видал ли ты, калика, богатыря Ильюшку Муромца? Он ро­стом, дородством каков? Помногу ли ест и пьет?

— Ростом, дородством Илья Муромец совсем, как я. Хлеба он ест по калачику в день. Зелена вина, пива стоялого выпивает по чарочке в день, тем и сыт бывает.

— Какой же он богатырь? — засмеялся Идолище, ощерился. — Вот я богатырь — за раз съедаю жареного быка трехлетка, по бочке зелена вина выпиваю. Встречу Илейку, русского богатыря, на ла­донь его положу, другой — прихлопну, и останется от него грязь да вода.

На ту похвальбу отвечает калика перехожий:

— У нашего попа тоже была свинья обжористая. Много ела, пила, покуда ее не разорвало.

Не слюбились те речи Идолищу.

Метнул он в него аршинный булатный нож, а Илья Муромец увертлив был, уклонился от ножа.

Воткнулся нож в ободверину, та с треском в сени вылетела.

Тут Илья Муромец в лапоточках да в платье каличьем ухватил Идолища поганого, подымал его выше головы и бросал хвастуна- насильника о кирпичный пол. Столько Идолище и жив бывал. А могучему русскому богатырю славу поют век по веку».

Илья Муромец совершил много подвигов. Мы с вами почитаем о них.

Скажите, почему Илья Муромец жил давным-давно, а люди о нем помнят? (Потому что он защищал всех. ) А сейчас есть богаты­ри? (Наши солдаты-защитники. )

Хотите подержать щит, кинжал, померить шлем?

Девочки, вы хотите выбрать себе старинный убор? (Если позво­ляет время, можно сводить хоровод или спеть песню. )

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА

Развитие основ социального и правового сознания

Такие разные и такие похожие

Задачи: воспитать доброжелательное отношение и терпимость к детям любой расы, национальности, веры, языковой группы, к детям с физическими недостатками.

Словарь: раса, национальность, инвалид, такт, деликатность.

Дидактический материал: иллюстрации «Дети разных рас», «Дети разных национальностей».

Педагог. Посмотрите, что за дети смотрят на нас с этой иллюстрации? (Показывает иллюстрации с изображением детей дошкольного возраста трех рас. )

Какие милые, правда? Чем они отличаются друг от друга? (Цве­том кожи, цветом и разрезом глаз. )

Людей, живущих в одном месте, с одинаковым цветом кожи называют расой. Сколько здесь рас?

Мы все на кого-то из троих похожи цветом кожи? Мы отно­симся к белой расе, потому что у нас белый цвет кожи. Я прочи­таю вам о мальчике с черной кожей: «В столовую вошел очарова­тельный мальчик лет пяти. Во всем его облике было что-то не­обычайно милое. Тонкие черные волосы обрамляли красивыми ло­конами лицо, сияющие темные глаза посматривали по сторонам из-под пушистых длинных ресниц».

Послушайте еще: «Маленькая девочка, лет пяти-шести, по­вернула головку, и я увидела нежное матовое личико с узкими блестящими глазками, прямыми черными волосами, маленьким ротиком, который улыбался очень приветливо». Это о каком ре­бенке? А вот как написано о третьей девочке: «Легкие, как обла­ко, золотистые волосы, голубые глаза, розовые губы и нежная белая кожа».

А как вы думаете, чем похожи эти дети? (Все они люди. ) А могут все трое одинаково хорошо петь? Рисовать? Танцевать? Быть добрыми? Конечно! Это не зависит от цвета глаз или кожи.

Видели вы людей с черной или желтой кожей? Можно ли их разглядывать? Что-то говорить вслух?

Вы правильно говорите: это неприятно, как и нам, если нас в упор разглядывают (показывает это). Это бестактно, непри­лично.

В России мало людей других рас, кроме белой. Но много людей разных национальностей. Это люди, говорящие на языке своей на­ции, например, русские — на русском, белорусы — на белорус­ском, татары — на татарском. У каждой нации на своем языке песни, сказки, книги. Посмотрите на этот хоровод из детей в раз­ных национальных костюмах. (Показывает иллюстрацию «Дети раз­ных национальностей». )

Входит ребенок в национальном костюме, читает стихотворение на соответствующем языке. Затем еще один ребенок (всего не более трех детей). Возможна песенка или каждый читает не более строфы.

Правда, красиво звучат другие языки? Если у вас мама знает один язык, а папа другой, то вы легко научитесь говорить на двух языках сразу. А можно научиться у бабушки и дедушки, если они знают какой-нибудь язык.

А люди разных национальностей могут жить рядом? Конечно, могут пожениться, могут дружить, могут быть соседями. А может быть плохая национальность? Конечно нет. Никогда. Есть просто пло­хие люди, злые, но ни цвет кожи, ни то, на каком языке говорит человек, ни то, в какой он одежде, не имеет значения.

Ребятки, если человек русский, живет в России, но говорит немного не так, как все, можно смеяться? Послушайте...

Звучит запись на лешуконье или другом диалекте.

Почему некоторые люди так говорят? Потому что так говорили в старину.

Я хочу прочитать вам о маленьком мальчике, которого звали Петрусь. Написал о нем Владимир Галактионович Короленко.

«... Послушайте, это опять вы? — спросил мальчик.

— Разве вы не видите, что это я?

Этот вопрос больно отозвался в душе слепого.

— Отчего вы такой сердитый? — спросила девочка.

— Я... не сержусь на вас, — сказал тихо мальчик.

— Так давайте играть вместе.

— Я не умею играть с вами...

— Какой вы смешной.

Мальчик услышал, как девочка перебирает цветы. Он взял в руку цветок, легко пальцами тронул его.

— Это лютик, — сказал он, — это фиалка. — Потом неожи­данно стал ощупывать лицо и волосы девочки. Девочка испуга­лась и заплакала.

— Зачем ты пугаешь меня, гадкий мальчишка?!

Петрусь сидел с низко опущенной головой, впервые испыты­вая унижение калеки. Потом упал на траву и заплакал...

— О чем ты плачешь? Все-таки ты странный, — сказала девочка с задумчивым участием.

— Я не странный. Я... я — слепой... ».

Почему девочка не пожалела мальчика? (Она не почувствова­ла, как ему больно, она не поняла, что он слепой. )

Как бы вы поступили после этих слов мальчика?

Девочка так и сделала, они стали большими друзьями, а ког­да выросли, поженились. Какое сердце было у этой девочки?

А что ваши сердца вам подскажут, если я спрошу: все дети на Земле, с любым цветом кожи, говорящие на любом языке, здоро­вые и больные, какого отношения ждут от вас? (Доброго. )

И мы будем добры ко всем детям.

Контрольный вопрос

Как ты относишься к людям, детям, если они не такие, как ты (другого цвета кожи, в инвалидной коляске и пр. )?

Я выбираю сам(а)

Задачи: воспитать чувство собственного достоинства, желание вы­бора и уверенность в его реальной возможности. Развить понимание разумности выбора, невозможности выбора в ущерб другим.

Словарь: забота, прилично, право выбора, свобода выбора.

Дидактический материал: мелкие предметы для жребия.

Педагог. Когда рождается ребенок, имя дают ему его роди­тели, мама и папа. Иногда его называют как дедушку или бабуш­ку, а иногда долго выбирают. А что же сам ребенок, что он может выбрать, если имя уже есть? Ребенок может выбрать, как ему нравится, чтобы его называли. Например, Анастасию можно звать Настей, Настенькой, Настёнкой, Настасьей, Павла — Павликом, Пашей, Павкой, Павлушей. А что вы выбрали себе?

Как вы думаете, почему никто не выбрал такие имена, как Мишка, Танька, Ванька...? Да, это грубо, обидно, поэтому вам неприятно. Тот, кто вас называл грубо, нарушил ваше право выбора, а ваш выбор надо уважать. Вы согласны?

А что еще можно выбрать? Игрушку, правильно? Но когда и где — рассудим. Если вы у себя дома хотите взять свою игрушку — ваше право. Надо ли спрашивать? Нет, конечно. Если вместе с вос­питателями вы решили, что часть игрушек можно брать без разре­шения, вы можете выбирать, не спрашивая. А есть игры и игруш­ки, о которых надо спросить?

Что если несколько детей выбрали одну и ту же игрушку? Можно ли уступать всегда? Можно ли пользоваться уступчивостью? (Не всегда. Это лишает других свободы выбора. ) Можно ли в гостях выбирать игрушку?

Как правильнее в гостях попросить, если понравилась игрушка? («Если это не твоя любимая, можно я поиграю? »)

Как быть, если несколько человек смотрят телевизор или ви­деокассету и ссорятся? У вас такое бывает? Как выйти из поло­жения? Можно договориться об очередности (если это ваша се­мья). Если много гостей — детей, можно тянуть жребий или по­считать считалкой, кому выбирать.

Можно ли выбирать одежду? Конечно, можно, если мама раз­решит. Зачем сначала нужно спросить у мамы? (Мама не успела постирать, погладить, не из чего выбрать — поэтому капризни­чать просто глупо. ) То же самое в магазине: прежде чем выби­рать, надо спросить, а то вдруг нет или недостаточно денег.

Как вы думаете, если ребенок в магазине упрямится, требуя какую-либо вещь, что о нем можно сказать? (Он невоспитанный, плохо воспитанный. )

А как поступите вы? Можно ли выбирать еду? Да, если взрос­лые предложили тебе это сделать, например выбрать сладкое в кондитерской. А если дома за столом? А если в гостях? (Да. Если разрешают выбрать. )

А когда вы можете отказаться от еды? (Если аллергия. ) В дан­ном случае вы сделали правильный выбор — не есть, но надо, чтобы вы при отказе никого не обидели, поэтому как нужно отказаться? («Извините, мне это нельзя». )

Вы имеете право заниматься тем, чем хочется (играть, рисо­вать)? Если это свободное время, конечно. А как быть, если вам хочется играть, но все садятся обедать? Если вы выберете игру, скольким людям вы испортите настроение? А если выберете обе­дать вместе со всеми, себе испортите настроение?

Может быть, немножко и испортите, но зато станете больше себя уважать.

Как вы считаете, вы имеете право сказать: «Мне это не нра­вится», «Я это не хочу делать». Конечно, можете, только делать это надо вежливо и спокойно. Лучше, если так: «Мне это не нра­вится, извините». Слышите, как спокойно я это произнесла? Попробуйте вы.

Вы можете выбирать, как поступить, что сказать, но при этом следует считаться с людьми и правилами.

Контрольный вопрос

Чем ты можешь заниматься, что вправе выбрать?

Декларация прав человека и Конвенция о правах ребенка

Задачи: познакомить детей с новыми понятиями, содержанием важнейших международных законов.

Словарь: документ, декларация, конвенция, сборник, доказа­тельство, заявление, труд, отдых, отпуск, образование, рабы, ре­лигия, мечеть, кирха, церковь, храм, договор.

Дидактический материал: иллюстрации: «Люди разной расы», «Люди разных национальностей», «Люди работают» (рабы, сво­бодные), «Человек имеет право учиться», «Люди на отдыхе», «Мечеть, кирха, церковь», «В детском доме», «Эти дети умеют и могут многое» (инвалиды). Сборник законов.

Педагог. Сегодня у нас необычное занятие: я покажу вам очень важную книгу. Это сборник документов. Сборник потому, что в одну книгу собрали разные документы.

Слово «документ» означает доказательство, то, что помогает доказать: человек поступает правильно, по закону, или нет. В доку­менте указывается, что по закону требуют от человека (например, не входить в чужой дом без хозяев).

Первый документ, о котором я вам расскажу, — «Декларация прав человека». Слово «декларация» означает заявление. Если наша страна, Россия, подписала это заявление — декларацию, зна­чит, все, что в ней написано, относится ко всем людям, живу­щим в России. Хотите узнать, что здесь написано?

1. Человек имеет право на жизнь и свободу, какой бы расы и национальности он ни был.

Посмотрите, это люди разной расы, а здесь люди одной расы, но разных национальностей. Все они имеют право в России жить свободно: ездить, куда хочется, работать, отдыхать. Никто не имеет права убивать человека, молодой он или старый, мужчина, жен­щина или ребенок.

2. Нельзя держать человека в рабстве.

Сравните эти иллюстрации. На одной из них — раб. Рабов про­давали и покупали. Послушайте:

«Негры, закованные в кандалы, лежали на голой земле. Не­гритянка Легри совсем выбилась из сил и все время стонала и охала. Надсмотрщик ударил ее ногой в тяжелом башмаке и хлест­нул плеткой по лицу».

Я прочитала вам совсем чуть-чуть из книги «Хижина дяди Тома». Это было давно, когда еще не было закона об отмене рабства. Свободного человека нельзя бить.

3. Человек имеет право на труд, отдых и образование. Посмот­рите, как выгладят люди, у которых есть работа. Не так важно, кто они по профессии, намного важнее то, что их лица спокой­ны, работа их радует. Учиться имеют право не только дети, но и взрослые. У кого из вас учится мама или папа? (Иллюстрации: студенческая аудитория, читальный зал. )

А что на этих снимках? Да, это люди на отдыхе. Те, кто работа­ют, получают отпуск, чтобы отдохнуть.

4. Человек имеет право на выбор религии.

Посмотрите, это мечеть, это кирха, а это православная цер­ковь. Все эти здания можно назвать одним словом — храмы. Чело­век имеет право выбрать, во что ему верить и в какой храм идти. Есть люди, которые не ходят ни в какие храмы — это их право. Мы не должны удивляться, если видим на улице священника. Будем с уважением, почтительно относиться к верующим лю­дям.

Дети не могут защитить себя сами, поэтому многие страны и наша Родина — Россия — тоже подписали Конвенцию о правах ребенка. Конвенция — договор, то есть несколько стран договори­лись защищать права детей. Хотите узнать, что это за права?

1. Ребенок имеет право на имя и гражданство. У вас есть имя, фамилия? У вас есть Родина? Кто выбирает ребенку имя и Роди­ну? (Родители. )

2. Ребенка нельзя разлучать с родителями. Давно, когда было рабство, детей отбирали и продавали отдельно от родителей.

Послушайте: «Пока женщина, положившая спящего малыша на палубу, отвернулась, чтобы посмотреть на пристань, рабо­торговец тихонько взял малыша и передал его покупателю, ко­торый отдал ему деньги. Когда мать, вернувшись, увидела, что ребенка нет, она как подкошенная упала, потеряв сознание» («Хи­жина дяди Тома»),

Ребятки, редко, но бывают родители, у которых детей отби­рают и помещают в детский дом, если те очень плохие люди (жес­токие, пьяницы, не кормят детей).

3. Дети-сироты находятся под защитой государства. Где живут дети-сироты? Кто их кормит, одевает, учит? (Показывает иллюс­трации. )

4. Дети-инвалиды имеют такие же права, как и здоровые дети, но нуждаются в особой заботе. Посмотрите, как играют, гуляют, занимаются эти дети. Чем мы можем помочь им, чтобы они чув­ствовали себя равноправными, такими, как все?

5. Детей нельзя бить. Все взрослые должны заботиться о том, чтобы права ребенка не нарушались. Взрослые должны защищать не только своего, но и любого ребенка. А дети могут нарушить права взрослых?

Если вы прыгаете, а внизу живут люди?

Если вы шумите, а взрослые отдыхают?

Если без разрешения берете вещи, принадлежащие старшим?

Какие права при этом нарушены? В первом и втором случае — на отдых, в третьем — на неприкосновенность.

Интересно узнавать о правах и законах? Что вам показалось наиболее интересным? Что вы запомнили?

Контрольные вопросы

1. Что ты знаешь о Декларации прав человека?

2. Какими правами обладает ребенок?

Как я отношусь к другим детям

Задачи: воспитать доброжелательное отношение к сверстникам, желание и умение считаться с правами других детей, развить спо­собность к оценке и самооценке, умение сравнивать, высказывать суждения.

Словарь: воспитанный, невежа, прилично, раскаяние, ровес­ник.

Дидактический материал: чудесный мешочек, в нем мягкая игрушка, которую трудно узнать.

Перед занятием проводится «этическая» зарядка «Паутинка слов о дружбе».

Педагог. Вы помните, кто такой Маугли? Кто помог ему жить в лесу? (Звери. ) Мог ли Маугли жить один?

А ребенку среди людей легче, чем одному? Если взрослые его кормят, одевают, учат, зачем же нужны ровесники, то есть та­кие же дети, как он сам?

Да, играть, но еще и дружить, учиться договариваться, усту­пать, жалеть, делиться.

Расскажите, как вы договариваетесь. С кем из девочек легко договориться? Как вы думаете, почему?

С кем из мальчиков всегда легко договориться? Почему? Мы можем назвать... (имена) — миролюбивыми (мир — любить)? Можно назвать миролюбивых детей уступчивыми? Вам приятно, когда рядом такие дети?

А как вы думаете, честно ли, если уступают одни и те же? У всех дечей одинаковые права, а если мы, пользуясь уступчивостью, делаем так, как хочется нам, что происходит? Как же правильно, справедливо поступить? (Уступать самому или использовать счи­талку, жребий. )

У вас в группе есть дети, которые никогда не дерутся? Скажи,... (имя), ты знаешь слова: «Дай сдачи»? Что они значат?

Например, тебя толкнули и сказали: «Извини, пожалуйста, я нечаянно». Что ты сделаешь в ответ? А если ты уверен(а), что тол­кнули или сломали нарочно, можно дать сдачи? А что можно по­лучить в ответ? (То же, начинается драка. ) Как умнее поступить?

Есть дети, которые не дерутся, но все равно обижают других. Можно обидеть человека словами? Вот плачет мальчик... Ему го­ворят: «Что ты разнюнился, как девчонка». Обидно? Можно и маль­чику, и даже мужчине заплакать, если сильная боль, или большое горе, или обида. Дразнить другого человека — значит задевать его достоинство — самоуважение.

Вы видели во дворе (у себя) или в группе, как кто-то дразнит других детей? Что вы при этом испытываете?

А вас кто-нибудь дразнил? Как при этом себя вести? (Лучше всего никак, то есть «не вижу, не слышу» — скорее отстанут. )

Скажите, с кем из девочек в группе вам хочется играть? По­чему? Как ведет себя... (имя) по отношению ко всем в группе? (Добрая, не обижает, делится... )

А с кем из мальчиков? Почему? Как ведет себя... (имя) по отношению ко всем?

Мне нравится, что все дети в нашей группе стараются жить дружно. Конечно, иногда мы обижаемся друг на друга, но ведь это ненадолго, правда?

Как вы думаете, если ребенок по каждому поводу обижается, как его можно назвать? (Капризным. ) А если извиняется легко, а потом опять кого-нибудь обижает? (Вредным. )

Если справедливо оценить свое собственное поведение, то было ли у вас так, что вы капризничали, непременно хотели, чтобы было по-вашему?

А бывает и так: никто не ссорится, не дерется, а просто одна девочка другой сказала: «Какие смешные у тебя туфли». Девочка, которой это сказали, заплакала. Как вы думаете, почему?

Она повела себя бестактно, безжалостно, грубо. Можно ли говорить человеку, что у него некрасивые уши? Что он некраси­во заикается? Что у него не такая одежда, как у всех? Нет, это бестактно (безжалостно).

А если вы нечаянно что-то сказали, не желая обидеть другого ребенка, как выйти из положения? (Извиниться. ) Если вы изви­нились, значит вы раскаялись, то есть жалеете о сказанном.

Можно спорить в группе или во дворе с другими детьми? Ко­нечно, можно, только делать это надо спокойно и вежливо.

Давайте попробуем поспорить, что у меня в чудесном мешоч­ке. (Показывает мешочек. После того как дети угадывают с помо­щью наводящих вопросов игрушку, достает ее. )

Мы сейчас спорили, а не ссорились. Если спорить по правилам, ссор не будет. (Говорить не перебивая, не обзывать, не кричать. )

Какие правила помогут вам жить дружно с другими детьми? (Договариваться, соблюдать очередность, уступать право выбора, не спешить спорить кулаками, не допускать бестактность, про­щать, если обидчик раскаялся, то есть пожалел о сделанном. ) Как называют ребенка, если он грубо разговаривает, обижает дру­гих? (Невежа, то есть невежливый, не ведает, не знает, как себя вести. )

Если вы соблюдаете эти правила, вы вежливы, ведете себя прилично.

Контрольный вопрос

Какие правила общения с другими детьми ты выполняешь всегда? А какие не всегда?

Зачем нужны правила

Задачи: воспитать осознанное отношение к нормам и правилам, сформировать умения и навыки поведения в обществе. Развить спо­собность к умозаключениям, к оценке и самооценке.

Словарь: законы, правила, прилично, невежа, нарушитель.

Дидактический материал: картинки с изображением правиль­ных и неправильных действий, фишки, фланелеграф.

Перед занятием проводится «этическая» зарядка «Волшебный горшочек» (возьмем из него пригоршню добра и терпения). По ходу занятия детям за правильные ответы раздаются фишки.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.