Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РЕБЕНКА С ОВЗ 6 страница



• необходимое участие в образовательном процессе специального педагога соответствующего профиля - это может быть учитель-ассистент либо тьютор; для осуществления гигиенических и лечебно­профилактических мероприятий в инклюзивной школе для обучающихся с нарушениями развития должны быть предусмотрены ставки врача, медицинской сестры, инструктора лечебной физкультуры.

• предоставление психологических и социальных услуг.

В зависимости от степени ограничения возможностей, и в первую очередь от сохранности интеллекта, а также от качества и своевременности обеспечения специальными образовательными условиями обучающиеся, имеющие нарушения развития, могут осваивать разные уровни образования.

2. 2. Характеристика специальных образовательных условий

для детей с ОВЗ

2. 2. 1. Описание специальных образовательных условий для детей

с нарушением зрения

Главным фактором успешного инклюзивного обучения детей с нарушениями зрения в общеобразовательной организации является создание для них таких образовательных условий, которые бы отвечали всем образовательным потребностям учащихся данной категории и не являлись бы худшими, в сравнении с теми, которые созданы для этих детей в специальной (коррекционной) школе 3и 4 вида.

Специальная педагогика устанавливает, что обучение и воспитание детей с особыми образовательными потребностями органично взаимосвязаны и взаимодополняемы с саморазвитием, и реализуются они в специальных образовательных условиях. Важнейшими составляющими этих условий для любой категории учащихся с особыми образовательным потребностями являются следующие:

• наличие адаптированных к особым образовательным потребностям конкретного учащегося образовательных программ (общеобразовательных и коррекционно-развивающих);

• учет особенностей развития каждого ребенка, индивидуальный педагогический подход, проявляющийся в особой организации коррекционно-педагогического процесса, в применении специальных методов и средств обучения компенсации и коррекции (в том числе и технических);

• создание адекватной среды жизнедеятельности как в условиях класса, школы, так и вне ее;

• необходимое участие в образовательном процессе инклюзивного класса специального педагога соответствующего профиля - это может быть учитель-ассистент либо тьютор (в данном случае тифлопедагог, логопед); для осуществления офтальмо-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий в инклюзивной школе для обучающихся с нарушениями зрения должны быть предусмотрены ставки врача-офтальмолога, медицинской сестры, инструктора лечебной физкультуры.

• предоставление психологических и социальных услуг.

В зависимости от степени ограничения возможностей, и в первую очередь от сохранности интеллекта, а также от качества и своевременности обеспечения специальными образовательными условиями учащиеся, имеющие нарушения развития, могут осваивать разные уровни образования.

Специальная образовательная среда образовательной организации, работающей в инклюзивном режиме, состоит из комплекса взаимосвязанных и взаимодополняющих элементов организационного, содержательного, методического, технологического и технического характера, деятельность которых регулируется нормативно-правовыми документами разного уровня - международными, федеральными, региональными и внутренними (локальными актами образовательной организации).

Для учащихся с нарушениями зрения специальная образовательная среда в общеобразовательной организации предусматривает:

• наличие нормативно-правового обеспечения организационных, материальных, кадровых, содержательных аспектов процесса инклюзивного образования в общеобразовательных организациях;

• обеспечение индивидуального подхода в удовлетворении общих и специальных образовательных потребностей учащегося с нарушением зрения с учетом состояния зрения, наличия медицинских ограничений и/или противопоказаний; образовательного уровня учащегося и его образовательных потребностей;

• обеспечение безбарьерности окружающей предметной, архитектурной, а также коммуникативной, информационной и дидактической сред;

• наличие учебно-методического обеспечения и технического оснащения для осуществления образовательного процесса для учащихся с нарушениями зрения в общеобразовательной организации;

• обеспечение специального психологического сопровождения учащегося с нарушением зрения на всех этапах инклюзивного обучения;

• обеспеченность инклюзивного образовательного процесса психолого­педагогическими кадрами, владеющими знаниями об особенностях познавательной деятельности, общения, социального взаимодействия, передвижения и ориентировки в пространстве и о других специфических особенностях незрячего/слабовидящего человека; способных трансформировать и адаптировать учебный процесс, содержание, формы и методы учебной и воспитательной работы в соответствии с этими знаниями; владеющих необходимыми профессиональными компетенциями для удовлетворения всех имеющихся у незрячего и слабовидящего учащегося образовательных потребностей;

• наличие благоприятного психологического климата в общеобразовательной организации, доброжелательных отношений сотрудничества и взаимоуважения между всеми участниками образовательного процесса, готовности зрячих учащихся к волонтерской помощи, поддержке и товарищеским отношениям с учащимися с нарушениями зрения.

Школьной нормативной основой инклюзивного обучения ребенка с нарушением зрения является адаптированная образовательная программа.

В соответствии с действующим Законом об образовании, адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц с инвалидностью с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц (ФЗ, ст. 2, п. п. 28).

Адаптированная образовательная программа строится на базе основной образовательной программы (ООП) и в соответствии с особенностями и соответствующими им особыми образовательными потребностями ребенка с нарушением зрения и учитывает: разнообразные проблемы речевого развития; специфику формирования и реализации мыслительной деятельности; специфические проблемы памяти; ослабленную познавательную активность; нарушения в становлении и развитии всех компонентов моторной сферы (в том числе для формирования навыков письма, чтения); ограниченное и замедленное восприятие, снижение скорости переработки всех видов информации; пробелы в знаниях об окружающем мире и межличностных отношениях; отклонения от нормы в развитии личности (навыки социального поведения и коммуникации, самоидентификация и самооценка и др. ).

Заключение ПМПК должно содержать результаты мультидисциплинарного обследования учащегося с нарушением зрения. Должны быть получены объективные данные о его физическом развитии, развитии психомоторики, когнитивном развитии, социальном и эмоциональном развитии, речевых и коммуникативных возможностях, навыках пространственной ориентировки, уровне развития школьных навыков и общеучебных умений, наличие сформированных компенсаторных механизмов, социальный контекст и информация о семье. По каждой позиции должно быть дано не только описание, но и сформулирован прогноз, указаны компенсаторные возможности и указаны ограничения. На основе проведенной диагностики ПМПК должна сформулировать рекомендации к составлению адаптированной образовательной программы и реализации индивидуальной программы реабилитации учащегося с нарушением зрения. Рекомендации должны определять:

а) характер и объем потребностей в поддержке в учебном процессе: в адаптированной образовательной программе должны быть сформулированы общие для всех учащихся или адаптированные или сниженные конечные цели обучения, исходя из реальных возможностей учащегося. Должны ли быть заменены или адаптированы те или иные учебные предметы или их части? Какие коррекционные и коррекционно - развивающие модули должны быть включены в адаптированную учебную программу? Какова потребность ребенка в адаптационной психокоррекционной работе?

б) направления работы по социально-эмоциональному развитию учащегося - развитие уверенности в себе, положительной самооценки; развитие навыков социальной коммуникации; комплекс психолого­педагогических мер по включению в детский коллектив и адаптирование в нем.

Адаптированная образовательная программа обучения на основе рекомендаций ПМПК предусматривает, таким образом, корректировку как самого учебного процесса (сроки, содержание учебного плана, формы и методы обучения), так и корректировку критериев и условий определения результатов обучения для каждого учащегося с нарушением зрения. Также она должна включать комплекс мероприятий по медико- психолого-социально-педагогическому сопровождению.

Для реализации адаптированной образовательной программы и сопровождения учащихся с нарушениями зрения в школе должна функционировать служба комплексного сопровождения учащихся с нарушениями зрения, в задачи которой входит реализация применительно к каждому учащемуся этой категории индивидуальной комплексной программы _ реабилитации.

Служба комплексного сопровождения в общеобразовательной организации обеспечивает учащихся тьюторами (наставниками), осуществляет психологическую и социально-педагогическую поддержку учащихся и их родителей в период их адаптации на начальном этапе обучения, проводит необходимые медицинские, психокоррекционные и иные мероприятия в соответствии с индивидуальными программами реабилитации в течение всего периода обучения, обеспечивает психологическую диагностику и поддержку, а также совместно с социальными службами города (района) обеспечивает профориентацию и профконсультирование выпускника в период окончания им общеобразовательной организации, а также сопровождение его перехода на новую ступень обучения (профессиональное образование) либо трудоустройства и социально-трудовой адаптации на предприятии (в учреждении, организации).

Обеспечение специального психологического сопровождения учащегося с
нарушением зрения на всех этапах инклюзивного обучения.

Из тифлопедагогики и тифлопсихологии известно (В. П. Ермаков, А. Г. Литвак, Г. В. Никулина, Л. И. Солнцева и др. ), что учащиеся с нарушениями зрения испытывают значительные психологические проблемы, обусловленные не только спецификой возраста, но и спецификой зрительного нарушения. Нередки негативные психические и вегетативные состояния (чувство неуверенности, тревоги, страха, депрессивность, раздражительность, агрессивность и др. ), опережение психологического развития нередко реализуется в агрессии по отношению к себе (аутоагрессия) и к окружающему миру. Смена ученического коллектива, проблемы адаптирования к учебному процессу в среде зрячих учащихся и выстраивание с ними деловых и дружеских взаимоотношений для учащегося с нарушением зрения может вызвать непреодолимые психологические барьеры. При этом в подростковом периоде идет развитие склонностей, способностей, профессиональных намерений. Дети с нарушением зрения нуждаются в развитии и коррекции познавательной сферы, в содействии личностному и психологическому развитию. В этом контексте крайне значимо психологическое сопровождение учащегося с нарушением зрения в течение всего периода обучения в общеобразовательной организации.

Специальный психолог обеспечивает процесс психологической адаптации, то есть приспособления психических процессов и функций учащегося с нарушением зрения к психологическому климату нового коллектива, снижения неизбежного в таких случаях эмоционального напряжения, установления продуктивных и эмоционально положительных межличностных контактов, способствующих личностному раскрытию и нормализации самооценки, формированию адекватной идентичности.

Психолог работает над развитием способности к саморегуляции, над развитием произвольности психических процессов в деятельности и поведении, над преодолением негативных и саморазрушительных психологических состояний.

В задачи деятельности специального психолога входит также работа над развитием учебной мотивации, личностных качеств и свойств, значимых для учебной деятельности и социальной интеграции учащихся с нарушением зрения.

Известная специфика учебно-познавательной деятельности, обусловленная нарушением зрения (искажение зрительного восприятия; своеобразие технического и пространственного мышления, двигательной сферы; достаточно быстрая истощаемость и утомляемость; вербализм в усвоении учебной информации и др. ) создает необходимость психолого­педагогической коррекции познавательных процессов у учащихся с нарушением зрения.

Возникает также потребность в оказании педагогическому коллективу школы помощи в корректировке организации, выборе форм и методов учебного процесса, в соответствии с потребностями и возможностями обучающихся с нарушением зрения, а также в выстраивании гармоничных отношений между учащимися с нарушениями зрения и обычными учащимися. Помощь педагогическому коллективу организуется, прежде всего, путем предоставления информации об учащемся с нарушением зрения. Содержание информации должно иметь медицинский, психолого-педагогический и дидактический характер. Необходимо предоставление информации о проблемах интеграции данного учащегося, важными являются и социально-эмоциональные аспекты. Очень важно сотрудничество и обсуждение всех возникающих проблем как с педагогическим коллективом, отдельными его представителями, так и с родителями учащегося, с учащимися инклюзивного класса. Данная информация должна предоставляться в доступном виде и учащимся класса. Не следует бояться говорить о нарушении ребенка, однако в подростковом возрасте необходимо делать это осторожно и тактично. Учащиеся должны также четко знать о затруднениях и ограничениях одноклассника с нарушением зрения, адекватных способах общения, взаимодействия, сотрудничества с ним, о способах помощи и поддержки одноклассника в затруднительных для него ситуациях. Постепенно акцент сопровождения интегрированного учащегося смещается на коллектив и учащихся школы. Обычной практикой должны становиться коллегиальное консультирование, совместный поиск решений проблем, коллективная ответственность. Поддержка ребенка с нарушением зрения в ситуациях повседневной школьной жизни может во многом осуществляться зрячими учащимися «лучшие друзья»). Однако следует позаботиться о том, чтобы это не было для них обременительно, поэтому лучше стремиться к тому, чтобы инициатива помощи шла от самих детей. Следует также предупредить и учащихся, и педагогов о том, что необходимо проявлять уважение к желаниям учащегося с нарушением зрения и не навязывать ему свою помощь, проявляя чувство жалости. При возникновении проблемных ситуаций в общении и взаимодействии ребенка с нарушением зрения и обычными учащимися необходимо не только понять позицию каждой стороны, но и научиться обсуждать с детьми их реакцию на интегрированного учащегося.

Наличие у учащегося с нарушением зрения постоянных затруднений и проблем индивидуально-психологического, коммуникативного, социально-психологического, познавательного характера требует от специального психолога осуществления текущего психологического мониторинга, результаты которого становятся основанием для реализации тех или иных педагогических и коррекционных воздействий на незрячих или слабовидящих учащихся, корректировки элементов учебно­воспитательного процесса.

Важным аспектом деятельности специального психолога является консультирование родителей и совместно с педагогами учебного учреждения - повышение психолого-педагогической компетентности родителей учащихся с нарушенным зрением, оказание им методической помощи в воспитании и социальной адаптации своих детей в данном возрастном периоде.

Коррекция и компенсация ограничений, обусловленных нарушением зрения,
для полноценной адаптации и участия в жизни коллектива
общеобразовательной организации.

Наряду с коррекционно-развивающими занятиями по коррекции и развитию зрительного восприятия, осязания и мелкой моторики, мимики и пантомимики, по ориентировке в пространстве, социально-бытовой ориентировке, развитию коммуникативной деятельности и др., учащиеся с нарушениями зрения должны быть включены во все аспекты жизнедеятельности коллектива общеобразовательной организации (школы). Они должны участвовать в работе ученического самоуправления, в работе спортивных секций и кружков во внеклассное время (шахматы, изобразительная деятельность, декоративно-прикладное искусство и мн. др. ), принимать активное участие в художественной самодеятельности учащихся, в литературных, музыкальных и иных творческих вечерах, КВН и других доступных им соревнованиях, вовлекаться в работу школьного театра, вместе со всеми посещать музеи, концерты, театры, бывать на общеразвивающих экскурсиях и т. п. Учащиеся с нарушениями зрения должны также иметь посильные для них общественные и трудовые поручения.

Для налаживания инклюзивного ученического коллектива важна также воспитательная работа со зрячими учащимися и их родителями. На примерах выдающихся ученых, спортсменов, музыкантов, певцов, скульпторов, мастеров своего дела (например, настройщик музыкальных инструментов), а также биографий учащихся с нарушением зрения (возможно и выпускников данного учебного заведения) следует показать значительные компенсаторные,            творческие, интеллектуальные и

человеческие возможности человека с нарушенным зрением, рассказать о его социально обусловленных затруднениях участия в жизни, спорте, труде, и показать возможности зрячих людей в оказании ему помощи, поддержки, участия, а также в налаживании межличностных товарищеских отношений. Важно также научить этике общения и взаимодействия с человеком, имеющим нарушение зрения.

В перечень профессий, на которые ориентируют учащихся школы слепых и слабовидящих, входят: машинопись (набор на компьютере по слепому методу), массаж,                                                        переплетные, машиносборочные,

электромонтажные и картонажные работы, вязание, плетение, игра на различных музыкальных инструментах и их настройка, пение, швейные работы, раскрой тканей по шаблону, ручная обработка металла (нарезка, плавка, штамповка и др. ), штамповка пластмассовых изделий, расфасовка, укладка, упаковка заготовок, полуфабрикатов, готовой продукции, наклейка ярлыков. Наряду с освоением простых видов труда школьников с нарушением зрения ориентируют и на профессии и специальности, требующие значительного уровня интеллектуального потенциала, художественных и творческих способностей, так как школа для слепых и слабовидящих в целом обеспечивает высокий уровень общеобразовательной подготовки, которая позволяет выпускникам с нарушениями зрения и сохранным интеллектом выбирать и осваивать профессии и специальности в таких сферах, как техника, наука, литература, искусство, журналистика, гуманитарные науки, а также в сферах сельскохозяйственного труда и обслуживания.

2. 2. 2. Описание специальных образовательных условий для детей

с нарушением слуха

Включение ребенка с нарушенным слухом в образовательную организацию будет эффективным при наличии следующих составляющих:

1. нормативно-правовая база, регулирующая инклюзивное образование;

2. материально-технические, кадровые и методические ресурсы;

3. социально-нравственный потенциал всех участников образовательного процесса;

4. учет особенностей детей с нарушением слуха;

5. непрерывное и компетентное участие родителей в образовательном процессе.

Нормативно-правовая база,   регулирующая инклюзивное

образование, представлена документами нескольких уровней: международные (подписанные СССР или Российской Федерацией; Федеральные (законы РФ, кодексы); правительственные (постановления и распоряжения Правительства СССР или РФ); ведомственные (документы Министерства образования); региональные (документы Департаментов или управлений образованием); локальные акты учреждения. Нормативно­правовая база на сегодняшний день находится в процессе становления, доработки и структурирования. Тем не менее, для администрации и сотрудников образовательной организации особенно важной является работа с локальными актами детского сада/школы: разработка положений о психолого-медико-педагогическом консилиуме, договоров с родителями и т. д.

Материально-технические, кадровые и методические ресурсы

Материально-технические ресурсы для включения ребенка с нарушенным слухом в общеобразовательную организацию (архитектурная среда учреждения, организация рабочего пространства ребенка с нарушенным слухом в группе/классе) необходимо подготовить заранее. К материально-техническим ресурсам в первую очередь относится архитектурная среда организации (организация информационного пространства; акустическая подготовка групповых/классных комнат,

создание специальных кабинетов для отдыха/релаксации и коррекционно- развивающих занятий).

Организация информационного пространства. При создании «безбарьерной среды» необходимо помнить, что серьезной проблемой для детей с нарушенным слухом является получение информации, следовательно, в первую очередь необходимо создавать доступное для этих учащихся пространство, которое позволит воспринимать максимальное количество сведений через визуализированные источники:

- удобно расположенные и доступные стенды с представленным на них наглядным материалом о внутришкольных правилах поведения, правилах безопасности, распорядках/режиме функционирования учреждения, расписании уроков, последних событиях в школе, ближайших планах и т. д.;

- табло с «бегущей строкой»/мониторы на этажах, где может быть представлена актуальная на сегодняшний день информация;

- световая индикация начала и окончания урока в классах и помещениях общего пользования (залы, рекреации, столовая, библиотека и т. д. ), которая позволяет детям ориентироваться в учебном пространстве и самостоятельно организовывать свое рабочее время;

- доступный интернет и телефон с функцией работы в режиме СМС - сообщений, предназначенный для контактов с родителями, сверстниками, учителями.

Акустическая____ подготовка групповых/классных_______ комнат,

нормализация акустики помещения, в котором будет учиться ребенок со слуховым аппаратом/кохлеарным иплантом - важная составляющая в создании архитектурной                                            среды учреждения. В большинстве

групповых/классных комнат школы присутствует эффект реверберации (эхо), что значительно снижает возможность слухо-зрительного восприятия речи учителя или воспитателя, а также одноклассников глухими/слабослышащими учащимися. Оборудование классной комнаты специальными звукопоглощающими панелями и шторами из плотного материала поможет решению данной проблемы.

Создание специальных кабинетов для отдыха/релаксации и коррекционно-развивающих занятий.

Необходимо создать не менее двух специальных кабинетов:

- комнату релаксации - специальное место для отдыха, в которой ребенок с нарушенным слухом может расслабиться и получить возможность «отключить» слуховой и зрительный анализатор;

- звукоизолированный, оснащенный оборудованием кабинет для коррекционно-развивающих занятий сурдопедагога, психолога и логопеда. Такой кабинет (не менее 15 м2) должен быть оснащен мультимедийной аппаратурой (доска, компьютер cколонками и выходом в Internet, средства для хранения и переноса информации (USBнакопители), принтер, сканер);

специальным оборудованием для занятий сурдопедагога и логопеда (зеркало, FM-системы, индикатор звучания ИНЗ, сурдологопедический тренажер «Дэльфа142», специальные компьютерные программы HeartheWorld, SpeechWи др. ); музыкальным центром с набором аудиодисков со звуками живой и неживой природы, музыкальными записями, аудиокнигами; диагностическим набором для определения уровня слухового восприятия; телевизорами с функцией выведения субтитров на экран; дидактическим и наглядным материалом по темам (иллюстрации, презентации, учебные фильмы); видеотекой учебных и используемых в образовательном процессе различных видеофильмов с субтитрами; специальной литературой по сурдопедагогике и сурдопсихологии.

Организация рабочего пространства ребенка с нарушенным слухом в классе является значимой частью работы по созданию специальных образовательных условий и предполагает наличие исправного слухового аппарата/кохлеарного импланта, выбор парты и партнера, оснащение класса мультимедийной аппаратурой.

Главным при создании рабочего пространства ученика с нарушенным слухом является наличие исправного слухового аппарата/кохлеарного импланта, которым активно пользуется ребенок. При необходимости возможно использование FM-системы (учитель- ребенок) для улучшения разборчивости речи в помещении класса.

Важным моментом в организации учебного пространства является выбор парты для ребенка с нарушенным слухом. Рекомендуется - первая парта (около окна или учительского стола) с организацией достаточного пространства, чтобы ученик с нарушенным слухом в условиях (речевого) полилога имел возможность поворачиваться и слухо-зрительно воспринимать речь одноклассников. Иногда целесообразно расположить ребенка так (справа/слева от учителя), чтобы его лучше слышащее ухо было максимально приближено к педагогу на уроке. Помощь в размещении ученика с нарушенным слухом в классе может оказать сурдопедагог.

Далее педагог (при непосредственной помощи специалистов - сурдопедагога, специального психолога, социального педагога) должен найти среди учеников класса партнера для глухого/слабослышащего ребенка. Первым партнером может быть ответственный, хорошо успевающий по основным предметам, имеющий достаточно четкую дикцию и правильную речь, добрый, отзывчивый, спокойный, внимательный ученик класса. Он будет сидеть рядом со школьником, имеющим нарушение слуха, помогать ему ориентироваться в учебном материале на уроке. С самого начала необходимо статус партнера сделать престижным в классе и, впоследствии, возможна смена партнеров.

При включении детей с нарушениями слуха в общеобразовательное учреждение необходимо помнить об обязательном оснащении класса мультимедийной аппаратурой (доска, проектор, компьютер cколонками и выходом в Internet, средства для хранения и переноса информации (USBнакопители, принтер, сканер) и телевизором.

Кадровые ресурсы являются одним из важнейших условий в процессе включения глухого/слабослышащего ребенка в общеобразовательную школу. Специальная подготовка учителей общеобразовательной школы является значимым условием создания адаптированной образовательной среды, а обучение администрации (заместителей директора) - для обеспечения преемственности и развития адаптивной среды в школе на всех ступенях (начальной, средней и старшей).

Необходимо предусмотреть в штатном расписании должность координатора по инклюзии и тьютора (предпочтительно со специальным (в области сурдопедагогики) образованием).

Безусловно, повысит уровень кадрового обеспечения образовательного учреждения наличие таких специалистов, как сурдопедагог, логопед, специальный психолог, социальный педагог. Как показывает практический опыт зарубежной и отечественной педагогики, специалисты сопровождения в процессе инклюзивного обучения детей с нарушением слуха играют решающую роль. Во многом успешность получения образования, психологический комфорт в коллективе слышащих детей зависит от них.

При решении кадрового вопроса администрация образовательного учреждения проводит мониторинг образовательных потребностей педагогов в системе инклюзивного образования; расстановку кадров с учетом особенностей классов и квалификации педагогов; анализ уровня преподавания учителем в классе, где обучается ребенок с нарушенным слухом, с целью предоставления возможностей повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Кроме того, на основе договора организуется взаимодействие со специалистами профильных психолого­педагогических центров/специальных коррекционных учреждений 1 и 2 вида по сетевой форме организации учебного и коррекционно­развивающего процесса неслышащего/плохослышащего ребенка.

В рамках работы с педагогическим коллективом рекомендуется предусмотреть следующие направления: повышение информированности педагогов о детях с нарушением слуха; формирование педагогической позиции; профилактику синдрома профессионального выгорания; обучение педагогов специальным приемам и методам коррекционной работы через постоянную систему консультирования и специальных курсов повышения квалификации.

Формы работы с педагогическим коллективом могут быть весьма разнообразными: разработка специалистами методических материалов для педагогов школы и внедрение их в повседневную практику инклюзивного образования; проведение семинаров, тренингов, деловых игр для учителей, индивидуальные консультации у специалистов разного профиля (сурдопедагогов, логопедов, психологов); обмен опытом работы с учителями аналогичных классов и др.

Методические ресурсы во многом формируются при условии сопровождения учреждения окружными ресурсными центрами по развитию инклюзивного образования и/или сетевого взаимодействия со школами 1-2 вида.

Необходимый для обеспечения инклюзивной практики учебно­методический комплекс включает учебные программы, учебники, пособия, справочники, атласы, тетради на печатной основе (рабочие тетради), хрестоматии, включенные в Федеральный перечень. В процессе обучения детей с нарушениями слуха в общеобразовательной школе необходимо использовать не только основную образовательную программу, но и адаптированные, коррекционные и индивидуальные образовательные программы.

Индивидуальная образовательная программа (ИОП) составляется психолого-педагогическим консилиумом, определяет содержание и формы построения образовательного процесса для ребёнка с нарушенным слухом в соответствии с его реальными возможностями, особенностями развития и образовательными потребностями. ИОП включает несколько компонентов:



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.