Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





15. Теория обучения в дошкольной педагогике.



Дошкольная педагогика - педагогическая наука, раскрывающая возрастные аспекты воспитания детей от рождения до поступления в школу.

Дидактика является частью педагогики, которая изучает важнейшие проблемы теоретических основ обучения. Основной задачей дидактики является выявление закономерностей, которым подчиняется процесс обучения, и использование их для успешного достижения задач образования.

Общая теория обучения (дидактика) - лишь относительно самостоятельный раздел педагогики. На самом деле обучение (предмет дидактики) - важнейшая составная часть воспитания и развития личности. Вот почему дидактические закономерности, категории и подходы - это всегда конкретизация более общих педагогических закономерностей и категорий, трактующих воспитание как процесс стимулирования и создания условий для реализации сущностных сил развития и становления личности человека. Современная дидактика осуществляет принципы гуманной педагогики, направленные на формирование свободной и творческой личности.

Дидактика учреждения дошкольного образования представляет собой отрасль общей дидактики. В ней содержится теоретическое обоснование цели дошкольного обучения, представлены его содержание, формы организации, методы и средства, обеспечивающие целостное развитие личности ребенка и подготовку его к обучению в школе.

Впервые обоснование идеи последовательного обучения детей дошкольного возраста было дано в книге Я. А. Коменского «Материнская школа».

Основной категорией дидактики является обучение.

Обучение – целенаправленный процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности по овладению системой знаний, умений, навыков, развитию творческих способностей, формированию основ мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов. Процесс обучения является составной частью целостного педагогического процесса в ДУ, наряду с процессами воспитания и развития детей.

Процесс обучения имеет двусторонний характер: деятельность педагога (преподавание) и деятельность детей (учение).

В дошкольном возрасте закладываются предпосылки учебной деятельности, формируются отдельные ее элементы.

Под принципами обучения (дидактическими принципами) подразумеваются объективные закономерности, исходные положения, которыми руководствуется педагог при отборе содержания, обучения определении форм организации, методов и средств обучения.

Заслуга разработки системы дидактических принципов как нормативной основы обучения принадлежит Я. А. Коменскому.

Принципы, которые лежат в основе современной теории дошкольного обучения:

• принцип воспитывающего обучения;

• развивающего обучения;

• научности;

• наглядности;

• систематичности и последовательности;

• доступности;

• принцип осознания процесса обучения.

Метод обучения – это система последовательных и взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение дидактических задач.

В современной дидактике нет единой общепринятой классификации методов обучения. Существуют разные классификации методов обучения в зависимости от того, что лежит в ее основе.

Форма обучения – специально организованная деятельность педагога и детей, которая происходит в установленном порядке и в установленное время.

Формы обучения отличаются по количественному составу участников, характеру взаимодействия между ними (степенью активности и самостоятельности), способам деятельности, месту проведения. Выделяются общие и конкретные формы обучения.

К общим формам обучения относятся:

• индивидуальная,

• групповая,

• коллективная.

К конкретным формам обучения дошкольников относятся:

1) занятия,

2) экскурсии,

3) дидактические игры,

4) индивидуальная работа с ребёнком.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.