|
|||
8. Специфика образовательного процесса в учреждении дошкольного образования.Повышение качества образования является комплексной задачей развития системы дошкольного образования. Одним из условий полноценного обучения, воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста является содержательное, целенаправленное планирование и организация образовательного процесса в учреждении дошкольного образования с учётом возрастных психологических и физиологических особенностей и потребностей детей. Достижению желаемого уровня развития детей способствует правильная организация образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования. Организация образовательного процесса как деятельности (действий) педагогов по реализации учебной программы – процесс трудоёмкий и творческий, требующий от специалиста в первую очередь глубоких знаний: • учебной программы дошкольного образования и образовательных стандартов, • основных подходов к содержанию планирования образовательного процесса, • дидактических принципов, которые дают возможность педагогу осуществлять систематическое, последовательное и дифференцированное воздействие на детей через разные виды организованной, совместной и самостоятельной деятельности, • нормативных требований, предъявляемых к организации образовательного процесса. Основной задачей организации образовательного процесса в ходе внедрения учебной программы дошкольного образования является обеспечение научно обоснованного подхода к процессу обучения, воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста и такую его организацию, которая бы позволила вести систематическую работу со всеми воспитанниками и обеспечивала индивидуально-личностный подход к ребёнку. В основу организации образовательного процесса в ходе внедрения учебной программы дошкольного образования должны быть положены следующие принципы. 1. Систематичность и последовательность воздействия на детей через разные виды деятельности. 2. Повторность и усложнение материала. 3. Вариативность выполнения заданий детьми. 4. Взаимосвязь всех видов деятельности. 5. Отражение в ежедневных планах специалистов учреждения дошкольного образования принципов учебной программы дошкольного образования: - целостности и системности (тесная взаимосвязь и взаимообусловленность развития психических процессов и психических новообразований); - активности, инициативности и субъектности в развитии ребенка (организация и управление деятельностью воспитанника с учётом направленности интересов и становления субъективности в условиях совместной деятельности с взрослым); - развития ребенка в деятельности (основными формами организации образовательного процесса являются игра, занятие); - проблематизации содержания образования (является источником психического развития); - интеграции образовательных областей (органичное объединение содержания каждой образовательной области как с содержанием всей учебной программы, так и с другими образовательными областями); - культуросообразности (становление различных сфер самосознания ребёнка на основе познания культуры мира, своего народа, ближайшего социального окружения); - преемственности между первым уровнем основного образования и первой ступенью общего среднего образования и др. Так же организация образовательного процесса должно отвечать ряду требований: - соответствовать принципам и реализовывать содержание учебной программы дошкольного образования и задачи образовательных стандартов; - быть направленной на выполнение задач, запланированных учреждением дошкольного образования на текущий учебный год по совершенствованию качества дошкольного образования; - соответствовать условиям реализации основной функции конкретно учреждения дошкольного образования (охрана жизни ребенка и укрепление его здоровья; социализация ребенка; раскрытие и развитие потенциала личности и др. ), отражать специфику учреждения дошкольного образования; - соответствовать статусу учреждения дошкольного образования, его современной образовательной модели и др. Основными формами организации образовательного процесса являются игра, занятие. Кроме основных форм организации могут использоваться иные формы: экскурсия, наблюдение, беседа, дежурство и другие.
|
|||
|