Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Чудинов В.А. - Священные камни и языческие храмы славян. Опыт эпиграфического исследования. СОДЕРЖАНИЕ. ПРЕДИСЛОВИЕ. Чудинов Валерий.. Священные камни и языческие храмы славян. (Опыт эпиграфического исследования)



Чудинов Валерий.

" Священные камни и языческие храмы славян. (Опыт эпиграфического исследования)"

 

 Все другие отличия представляются менее существенными, но по их совокупности жрецы приходили к выводу о возможности возведения камня в достоинство лика. Прежде всего — это энергетика камня. На сегодня наличие более тонких полей, чем известно физике (то есть электромагнитного, сильного, слабого и гравитационного), к большому сожалению не регистрируется известными физическими приборами и пока фиксируется только экстрасенсами, к которым отношение науки, мягко говоря, весьма скептическое. Поэтому данный параметр, очень важный для славянского язычества, пока находится вне зоны компетенции науки и потому не может быть сравнительно и доказательно проанализирован. Очень ненадежным косвенным признаком наличия большой энергетики камня служат связанные с ним современные вторичные культы и легенды. Другой параметр — нахождение в храме, расположение и ранг которого тесно связаны с назначением и расположением всего святилища; а они имели очень большой разброс, начиная от весьма скромного походного воинского и кончая самыми знаменитыми жреческими, резиденциями царь-жреца. Этот параметр пока может быть определен тоже весьма опосредованно, ибо археология выявляет лишь размеры святилища и его расположение, но не положение в языческой “табели о рангах”, которая нам не известна. Наконец, в более поздний период камням стали придавать некоторое сходство с человеческим телом или человеческой головой, но степень этого сходства никак не была связана с достоинством камня. Поэтому рассуждения Б. А. Рыбакова о том, что нижний ярус богов Збручского лика связан с “поддержанием Земли” не соответствует действительности — там боги олицетворяли мастерские соответствующих храмов, и именно мастерские “поддерживали” в материальном смысле существование славянской религии. Так что этот единственный хорошо просматриваемый параметр ликов играл на самом деле второстепенную роль и скорее вводил археологов в заблуждение, чем являлся надежным критерием. Таким образом, получется, что нынешняя археологическая наука к серьезному анализу культовых камней пока по большому счету не готова.

 Вообще, возникает предположение, что просто камни, затем камни-лики, далее камни-лики с зооморфными знаками (отпечатками копыт и лап), в зооморфной форме (например, в виде медведя), наконец, лики в антропоморфной форме — это различные стадии формирования и осмысления камней. Это — так сказать, внутренняя линия развития камня, когда он соответствует тем или иным представлениям о самом боге: либо как об абстрактном начале (форма камня — эллипсоид вращения, приплюснутая капля, неправильная форма), либо как о животном (отдельные признаки животного, смутное или более явное сходство с животным), либо как о человеке (стоячий камень неправильной формы, смутный признак человеческой фигуры, человеческого рельефа, или человеческой головы как признак бога храма Макоши, человечское лоно как признак бога храма Мары). Но есть и внешняя линия развития камня — это его включенность в тот или иной храм. Здесь в качестве исходной точки развития можно предположить наличие камня-святилища, где камень, посвященный одному богу и являлся основным объектом поклонения (вмещющий камень). К сожалению, только эту точку зрения и проводит современная археологическая наука. Однако со временем камни стали объединяться в храм Макоши (8 камней, из которых 4 камня отражают древних богов, а 4 — жрецов или более молодых богов, а также отдельно девятый камень-столп, который, однако, изготавливался мастерской храма Рода), внутри которого нашлось место для десятого камня — храма Мары (а низ храма Мары представлял собой одиннадцатый камень — плиту с местом размещения остальных богов в несколько кругов), а снаружи — для размещения астрономических приборов (столбов) храма Рода. Иными словами, развитие шло от вмещающего камня (самодостаточного святилища) к представительскому камню (камню того или иного храма), и далее — к камню-указателю (вне пределов храма).

 Ныне все антропоморфные камни-лики изъяты из их святилищ (это изъятие производилось чаще всего еще в средние века), в отличие от половецких баб, которые остались in situ; тем самым связь этих изваяний со святилищами на сегодня прекратилась. Кроме того, археологи не умеют читать надписи (так и вертится на языке слово “не желают”, но пока остерегусь его произносить), и потому сами себя загоняют в угол, приходя к единственному достоверному, но смехотворному выводу о том, что, судя по антропоморфным идолам, найденным на славянских землях, совершенно ничего невозможно сказать об их славянской принадлежности. Так в течение полутора столетий говорят не просто доктора наук и академики, но самый крупные слависты. И все потому, что сначала гиперкритицизм привел их к отрицанию докирилловской славянской письменности, затем — к отрицанию создания кириллицы святым Кириллом (он якобы создал глаголицу, а кириллица возникла позже), а отсюда — к твердому убеждению в отсутствии какой-либо славянской самобытной письменности в предшествующий период. Так что. По современным взглядам археологам, до Кирилла никакой славянской письменности не было. А из этого следует, что если даже кто-то и заметит знаки любого происхождения на камнях или антропоморфных изваяниях, то, следовательно, ошибается наблюдатель, а не археолог. На самом деле и руница, и даже “кириллица” возникли не за сотни, а за тысячи лет (я имею данные — что за десятки тысяч лет, но пока на этом настаивать не хочу) до Кирилла, что никак не умаляет достоинства святого Константина-Кирилла, который сумел легализовать один из видов славянского письма, а именно письмо буквенное, во время христианского натиска на него, хотя бы в ареоле восточных славян. Однако христианская предрасположенность современной археологии не должна затмевать того факта, что славянские надпии, в том числе и кириллицей, имеются не только на камнях периода палеолита, но и на более поздних антропоморфных ликах, что говорит о линии непрерывной премственности славянского язычества.

НЕКОТОРЫЕ ЧЕРТЫ ЯЗЫЧЕСКОЙ РЕЛИГИИ СЛАВЯН

 Полученные в данном исследовании результаты совершенно по новому освещают религию славянских язычников и создают основу для ее реконструкции. Однако для того, чтобы понять новое, нужно сначала рассмотреть те положения, которые приняты современной исторической наукой именно в отношении языческой религии славян. Я считаю, что мне очень повезло, поскольку две из трех наиболее значимых работ появились только что, в 2003 году, как раз тогда, когда я писал текст данной книги. Первая из них связана с точкой зрения польского историка, специально занимавшегося проблемой славянской, особенно восточнославянской языческой религии и весьма доброовестно изучившего всю литературу по данному вопросу; вторая работа появилась на Украине, в Чернигове, исследовательницы, долгие годы проработавшей в московском Институте археологиии РАН; третья книга принадлежит Б. А. Рыбакову. Каждая из данных работ является классической в своем роде и имеет большой круг последователей.

  Позиция Генрика Ловмянского. О ней я услышал за несколько лет до написания данной книги из уст многих представителей Института славяноведения РАН. Позже я познакомился с ее польским вариантом, однако для серьезного цитирования польское издание не годилось, поскольку мои оппоненты могли бы сослаться на неточности моего перевода. Теперь, когда есть русское издание, а все претензии по качеству перевода можно адресовать переводчице М. В. Ковальковой, у меня развязаны руки и я могу делать замечания по существу, а не по особенностям польского текста. На четвертую сторону обложки вынесено такое суждение о рассматриваемом сочинении польского историка: Труд Г. Ловмянского не имеет себе равных по широте охвата всех доступных исторических источников, из которых можно почерпнуть информацию о дохристианской культуре славян, как западных, та и восточных. Привлекаются средневековые хроники и летописи, упоминания в полемических цитатах и проповедях, этимологический, лингвистический анализ, данные археологических раскопок, этнографические материалы и т. д. Происхождение и функционирование основных славянских божеств (Сварога, Перуна, Даждьбога и др. ); стремительное формирование в Полабье развитого политеизма в противовес и под влиянием германского христианства; попытка князя Владимира насильственно ввести на Руси “языческий монотеизм”; противоречивый процесс становления христианства на славянских землях и радикальные культурные сдвиги, его сопровождавшие — все это и многое другое нашло свое отражение в бесценном труде выдающегося польского ученого 1. Самое интересное, что все, что сказано по поводу широты охвата и бесценности труда — все правда; труд очень высоко оценивается в славянских странах, включая Россию; для меня же его ценность очень невелика, близка к нулю, напоминая сборник анекдотов по части славянского язычества, хотя я тоже высоко оцениваю усидчивость и эрудицию своего польского коллеги. Почему это так, я покажу ниже; сейчас же я напомню ситуацию из Нового времени, когда весьма уважаемый кардинал отказался признать существование пятен на Солнце, о чем всех уведомил Галилео Галилей, посмотрев на Солнце в подзорную трубу. Доводы кардинала были очень весомые; перефразировав только что приведенное суждение о книге Ловмянского можно было бы сказать: Труд известного теолога не имеет себе равных по широте охвата всей ветхозаветной и новозаветной дитературы, включая отцов церкви, а также переписку александрийских, антиохийских и других раннехристианских епископов, которые единодушно свидетельствуют об отсутствии на Солнце чего-либо, даже отдаленно напоминяющего солнечные пятна. Ничего кроме курьеза для историков астрономии углубленное изучение христианской литературы не представляет. Что же касается язычества, то здесь христианские проповеди могут служить некой констатацией живучести языческих взглядов, но уж источником сведений по славнскому язычеству они считаться никак не могут. И дело тут не только в иной идеологической направленности христианства, но и в самом язычестве, которое к этому времени уже пережило эпоху своего расцвета и действительно клонилось к упадку. Нужны иные источники — священные камни, которые отразили эту историю язычества лучше, чем княжеские хроники и поучения против язычества. Но вот беда — камни пока что историческими источниками не считаются. Это такой же парадокс как тот, что бомж, имеющий паспорт — тунеядец, паразитирующий за счет общества, считается гражданином России, а офицер, прослуживший много десятилетий на благо России, имеет пока удостоверение личности вместо паспорта и не может по этой причине проехать из одной части России в другую (из Калининграда в Москву) как негражданин. И камень, на котором начертано, какому богу он посвящен и в какой храм включен — это такой же “офицер-негражданин” истории, а вот христианское поучение, проклинающее язычников и делающее из “сего Ръгла” неизвестного Семаргла — это, оказывается, источник именно по язычеству! Читая труд Генрика Ловмянского, попадаешь в королевство кривых зеркал, на каждом из которых начертано “Made in the Science of History”.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Основная цель работы достигнута: прочитаны названия божеств на камнях, дана новая классификация камней, показано их место в языческом храме, дана типология самих языческих храмов. Рассмотрено 105 священных камней и 100 славянских языческих святилищ или храмов, 2 карты распределения камней, что создало весьма репрезентативную статистику. Результаты работы превзошли ожидания: вместо некоторых сведений о камнях и 1-2 воспоминаний о языческих храмах реконструированы самые главные черты славянской языческой религии. Выяснилось, что это была не “полидоксия” (то есть ряд не состыкованных друг с другом учений), и не политеизм, но поначалу — монотеистическая религия Макоши, которая тянулась с палеолита. А по мере изучения материала выяснилось, что славянское язычество охватило огромные пространства Евразии и достигло периода расцвета, создавая грандиозные мегалитические сооружения. Иными словами, славянское язычество было самым грандиозным явлением в мире и по продолжительности, и по территории, и по храмовому строительству, и по воздействию на другие народы. Таких ошеломляющих выводов в начале работы совершенно невозможно было заподозрить. Более того, выяснилось, что корни христианства находятся именно в славянском язычестве.

 Естественно, что радость первооткрывателя не знает границ, тем более тогда, когда путь корабля уже завершен и он бросает якоря в родной гавани. Вместе с тем, в заключении принято не столько подводить итоги, сколько указывать на нерешенные проблемы и призывать к дальнейшим исследованиям. Проблем в результате исследования действительно накопилось довольно много. И первая из них состоит в том, что намечены только контуры славянского язычества, но отнюдь не создана более или менее исчерпывающая картина. Многие детали ее пока лежат в дымке неопределенности.

 Я пытался исследовать камни только по любительским фотографиям, к тому же опубликованных в журналах и прошедших через типографский растр. Естественно, что на фотографии, где камень показан без деталей и только в одном ракурсе, прочитать можно было очень немного, всего 1-2% надписей. Камень “Степан” из Твери убедил, что при хорошей прориси даже в одном ракурсе можно прочитать почти сотню слов. Таким образом, надеюсь, что я смог пробудить интерес прежде всего краеведов, которые, даже если не смогут прочитать надписи сами, все же постараются сфотографировать камни в нужных ракурсах, чтобы возможные знаки выглядели весьма отчетливо. Тем более, как я полагаю, гораздо более точные фотографии можно помещать в художественно изданные альбомы о камнях и ликах, хранящихся в музеях; возможно и приведение в тексте чтений наиболее ясно написанных слов. Короче говоря, очень хотелось бы, чтобы камни и лики “заговорили”, и не шепотом или скороговоркой, как получилось у меня в силу наличия не лучших с точки зрения эпиграфики изображений, а в полный голос.

 Надеюсь также, что исследование камней должно привлечь внимание археологов в гораздо большей степени, чем это было до сих пор. Камни многое могут рассказать о древности не только своим местоположением и внешним видом, но и хорошим русским языком. Взможно, на некоторых, как на Синем камне Плещеева озера, обнаружатся выбитые тексты о некоторых эпизодах из истории камня. Другие камни могут нести зооморфную символику и при этом быть подписанными. Работы тут непочатый край.

 Другой раздел будущих исследований — аэрофотосъемка древних святилищ, даже в случае несохранившихся на сегодня остатков храмов. Следы надписей на земле, выполненные иным составом почвы, сохраняются 5-7 тысяч лет и вполне могут быть прочитаны сегодня. Читаются также знаки и буквы на кирпичной кладке древних храмовых зданий, даже если эти здания были перепрофилированы. Правда, древности таких сооружений не превышают 1-2 тысяч лет, но зато дают весьма ценную информацию. Вне всякого сомнения интересны исследования на предмет содержания славянских надписей ковчеги с мощами святых, а также надгробные сооружения и плиты. Таким образом, открывается весьма любопытное направление в церковной археологии — выявление языческой первоосновы древней постройки.

 Наибольший интерес представляет поиск древних языческих книг — книги Макоши, Сварога, Дыя, Рода, Перуна, Мары, а также некоторых иных фрагментов книги Велеса. В данной работе было показано, что такого рода книги могли быть написаны несколько тысячелетий назад и они содержали очень важные сведения по истории славянской культуры. Хранились подобные книги в языческих храмах, в их сокровищницах, и вполне возможно, что в дальних христианских храмах и монастырях, а также, возможно, у старообрядцев, сохранились ещеи ныне если и не целый книги, то хотя бы их фрагменты.

 Достаточно перспективным представляется поиск реликтов язычества и в древнейших славянских церквях, где могут находится интересные граффити, иконки, знаки на кирпичах, детали декора, литые из цветных металлов узорчатые решетки, где вполне возможна языческая тайнопись, сообщающая нам массу мелких подробностей. Такого рода работу я хотел бы продолжить и сам, поскольку в уже опубликованном археологами материале содержатся весьма любопытные надписи, относящиеся к пережиточным элементам язычества. Существует большое количество найденных археологами фигурок, иконок, крестиков, браслетов, привесок, оберегов и женских ювелирных изделий со свойствами оберегов, которые позволяют получить дополнительные сведения о бытовом восприятии славянского язычества.

 Ну и конечно же по сути дела еще неисследованный пласт вещественных надписей — это тайнопись христианских икон, где складками и видом сопутствующих предметов рассказаны многие интереснейшие подробности становления христианства. Возможно, там найдет свое подтверждение и высказанная здесь гипотеза существования мариинства как промежуточной ступени между язычеством и христианством. В том, что христианство возникло из славянского язычества, нет и не может быть ничего удивительного, поскольку, как показано в данном исследовании, славянское язычество было самой первой мировой религией, охватывающей Евразию и часть Африки. А зарождение данной религии следует отнести ко временам палеолита, и это тоже вполне самостоятельный участок эпиграфического анализа. Наконец, требует более подробного разъяснения соотношение греческого и римского язычества со славянским, которое было в данной книге едва затронуто. Пока ясно лишь то, что славянская схема нашла свое воплощение в древнегреческой и древнеримской религиозных системах. но когда, где и каким образом произошло это замствование, предстоит разобраться в деталях.

 Короче говоря, славянская эпиграфика только приподняла край завесы над любопытнейшей истории религии, как языческой, так и христианской, и предстоит еще много потрудиться, прежде чем мы сможем постичь многие тайны этого кладезя мудрости наших славных предков.

 

Литература

 ПРЕДИСЛОВИЕ

 Чудинов В. А. Славянская докирилловская письменность. История дешифровки. Части 1 и 2. Серия “Славяне: письмо и имя”. М., 2000, 188 с.

 Чудинов В. А. Проблема дешифровки. Создание силлабария. Чтение смешанных надписей. М., 2000, 96 с.

 Чудинов В. А. Славянская мифология и очень древние надписи. Научный доклад, вып. 1. М., 1998, 28 с.

 Чудинов В. А. Реабилитация славянских надписей.. Научный доклад, вып. 3. М., 1999, 48 с.

 Чудинов В. А. Славянская мифология и русский корнеслов. М., 2001, 36 с.

 Чудинов В. А. Славянская письменность - древнейшая в мире? (Рубрика “Истоки”) // Аль-Кодс. Газета. М., 1994, № 18 (39), с. 6

 Чудинов В. А. Загадки славянской письменности. М., 2002, 528 с.

 Чудинов В. А. Руница и тайны археологии Руси. (В печати)

 ВВЕДЕНИЕ

 Абаев В. И. Дохристианская религия славян. М., 1960

 Александров А. А. Следы язычества на Псковщине // АиИППЗ, Псков, 1982

 Александров А. А. О следах язычества на Псковщине // КСИА, вып. 175, 1983

 Александров А. А. Культовые городища в Локнянском районе Псковской области // АиИППЗ. ТД НК, Псков, 1990

 

 

Чудинов Валерий Алексеевич, родился в 1942г., профессор кафедры культурологии и менеджмента в Государственном университете управления, доктор философских наук, кандидат физ. - мат. наук. В 1967 г. окончил физич. Ф-т МГУ, владеет немецким и английским языками. Имеет более 120 публикаций. Научные интересы - славянская мифология и палеография. С 2002г. - председатель комиссии по истории культуры Древней Руси Совета по истории культуры при Президиуме РАН.

Последние печатные монографии: " Священные камни и языческие храмы древних славян". 2004, 619 стр., " Руница и тайны археологии Руси". 2003, 425 стр., " Загадки славянской письменности". 2002, 527 стр.

Основные достижения: Дешифровал славянское докирилловское слоговое письмо - руницу (ударение на первом слоге) и прочитал к настоящему времени более 2 000 надписей. Доказал наличие трех собственных видов письменности у славянских народов - кириллицы, глаголицы и руницы. Наличие трех собственных видов письменности у славянских народов - явление беспрецедентное в истории культуры и показывает наличие у славян высочайшей духовной культуры в древности.

Обнаружил, что славянской руницей сделаны тайные надписи на многих рисунках немецких книг, поскольку славянский язык, как выясняется, был древним сакральным языком Европы. Доказал, что Кирилл создал христианское письмо (" кириллицу" ), путем комбинаций существующей многие тысячелетия азбуки славян и греческого алфавита, фактически " легализовав" славянскую письменность, что сделало возможным перевод христианских текстов с греческого языка с сохранением их сакрального смысла.

Найдены тайные сакральные надписи славянской руницей как на греческих средневековых (V-X вв. ) иконах, так и на древнегреческих (VI-II вв. до н. э. ) вазах. Найдены также надписи более древних эпох вплоть до палеолита. Их чтение проливает свет на историю развития славянской мифологии и культуры на протяжении последних 30 000 лет.

Изучая многочисленные культовые объекты, автор обнаружил данные о присутствии славянской культуры в пространстве (от берегов Португалии до зауральского Аркаима) и во времени (от неолита до первой половины 17 века) что привело к сенсационному выводу: евразийская культура - это культура славян, а Евразия - это Русь.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.