Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Чудинов В.А. - Священные камни и языческие храмы славян. Опыт эпиграфического исследования 2 страница



  Задача данной главы. Поскольку меня интересуют прежде всего эпиграфические материалы, я хотел бы указать на наличие надписей на камнях, а также прочитать их, что способствовало бы их атрибуции, то есть определить, какому божеству принадлежал тот или иной камень. При этом есть смысл сопоставить нынешнее понимание этих камней местными жителями, а также специалистами, с их древним значением. Так можно будет понять, как меняются взгляды на тот или иной природный объект. Кроме того, было бы интересным рассмотреть распределение камней в пространстве, то есть собрать сведения других авторов о картах распределения культовых камней на местности. Разумеется, для основного исследования я буду привлекать камни, изображения которых мне удалось получить либо на фотографиях, либо в виде рисунков. Если камни прорисованы или сфотографированы хорошо, на них можно будет прочитать несколько названий божества; при этом у меня есть подозрение, что прежде названия божеств были иными. На это, в частности, наталкивает неустойчивое написание имени Макоши, которое иногда пишется как Мокошь. Возможно, мы обнружим и иные варианты. Если же эти прориси или фотографии сделаны отлично, то, как я хотел бы надеяться в своих самым смелых мечтаниях, можно будет найти и дополнительные сведения. Конечно, было бы любопытно что-то узнать о языческих храмах и ритуалах, и если бы хоть что-то из этого можно было бы вычитать из надписей на камнях, я считал бы свою миссию выполненной блестяще. Однако для предварительного исследования был бы весьма полезен опыт краеведов и этнографов, накопивших большой фактический материал. Ведь прежде, чем что-то дополнять, надо знать, в каком состоянии эти сведения существуют на сегодня.

 

Предварительные сведения

  История вопроса. По мнению ряда специалистов До настоящего времени культовые камни относились к наименее изученной группе памятников. В стороне оставался дополнительный источник, позволяющий прояснить смысл и сущность некоторых древних обрядов, установить их связь с мифологическими воззрениями, расширить существующие представления о древних славянских верованиях, определивших особенности религиозного сознания эпохи христианства 5. К сожадению, из данного отрывка неясно, какой это дополнительный источник. Мне тоже раньше казалось, что культовые камни практически не изучены, пока я не стал подбирать библиографию. Реальность оказалась иной: более всего культовыми камнями занимались краеведы, в гораздо меньшей степени этнографы и крайне мало — археологи (я имею в виду археологов России). По признанию одного из крупных археологов-славистов России, В. В. Седова автору данных строк, в Институте археологии РАН нет не только подразделения, но и отдельных специалистов по данной проблематике. И, как я полагаю, дело тут не в том, что пока до камней “не дошли руки”, а в том, что они представляют собой крайне сложный и трудный объект для археологиеского изучения. Тут вряд ли может работать стратиграфический метод датировки, равно как и радиоуглеродный; часто раскопки вокруг валуна не приводят ни к каким находкам, а возраст искусственных углублений в камне пока не удается определить никаким методом. Так что остается лишь собирать легенды, причем в большинстве случаев очень недавних — но это предмет изучения не археологии, а этнографии. Тем не менее, о культовых камнях писал, например, археолог А. А. Формозов (правда, в этнографическом журнале)6, краевед И. Д. Маланин7, культуролог А. В. Курбатов8 и другие авторы, на которых у меня будут ссылки по ходу главы.

 

 При этом бросается в глаза, что по уровню владения материалом весьма выразительны краеведы Литвы, несколько отстают от них исследователи Белоруссии, и достаточно бледно на их фоне выглядят любители камней из России, хотя тот же И. Д. Маланин описал 1 камень Эстонии, 6 — Литвы, 4 — Белоруссии, 2 — Украины, 1 — Карелии, 4 — Ленинградской области, 11 — Псковской области, 34 — Новгородской области, 10 — Тверской области, по одному — Смоленской, Курской и Вологодской области, 7 — Ярославской области, 2 — Калужской, по одному — Орловской, Ивановской, Тульской, Рязанской и Пермской областей и Приморского края, то есть всего 91 камень34. В то же время М. В. Шорин знает расположение 121 камня только в Новгородской области. Вообще говоря, в таком результате нет ничего удивительного, ибо одно дело исследовать Литву, сопоставимую по размерам с нашей областью, другое дело — обобщить данные по значительно более обширной Белоруссии, и совсем сложно составить сводку по десяткам областей России. Становится понятным, что даже сводка всех памятников по одной области вряд ли под силу одному исследователю и требует наличия целого исследовательского коллектива.

 Вмешательство этнографов и археологов уже начинает выстраивать некоторые генеалогические цепочки, возводящие современные названия к более древним, а в конце концов — к названиям славянских богов. Правда, единственная из таких цепочек, построенная, хотя и в неявном виде, Э. М. Зайковским, связана только с Велесов, а М. В. Шорин вообще полагает, что все культовые камни могут относиться только к Велесу. Однако мой первый же эпиграфичекий анализ показал, что существуют еще и камни Макоши, а косвенные признаки указали и на связь камней с куьтом Перуна. Поэтому вполне вероятны связи культовых камней и с другими языческими богами. С другой стороны, археологические раскопки вблизи культовых камней оказываются оправданными только в том случае, если перед нами находится центральный камень языческого святилища, а это еще требуется определить и доказать. Поэтому, прежде, чем в районе камней появится археологический заступ, необходимо разобраться в принадлежности камней, в их назначении и судьбе. То есть между краеведами и археологами должен выступить посредник, а именно эпиграфист, к кому я себя и отношу. Эпиграфичекий анализ выявляет картину гораздо полнее краеведческого, однако он много дешевле и проще археологических раскопок и вполне может базироваться на анализу фотографий.

 Так что нам следует разобраться, действительно ли культовые камни связаны с почитанием одного Велеса или хотя бы преимущественно Велеса, и есть ли между ними некоторое разнообразие в смысле принадлежности к разным богам, а не в смысле исполнения ими разных астей культа одного и того же бога. Короче говоря, необходимо провести эпиграфическое исследование, основанное уже не на анализе обзорной литературы, а на описаниях конкретных камней и на исследовании их фотографий и прорисей. Только тогда можно будет либо подтвердить, либо опровергнуть изложенные мнения.

 С чего начать? У Зайковского промелькнуло упоминание о камнях Бориса и Рогволода, а затем — и о вовсе таинственном камне Степане. Вот с их анализа я и начну.

Камни Бориса и Рогволода

  Борисовы камни. О них можно прочитать статью Л. У Дучица в Энциклопедии “Этнография Белоруссии” на белорусском языке. Привожу ее целиком (перевод мой): Борисовы камни — монументальные памятники эпиграфики XII века на территории Белоруссии; 7 огромных валунов с высеченными на них крестами и надписями в виде греческой формулы ГОСПОДИ, ПОМОЗИ РАБУ СВОЕМУ... Известны 5 камней в русле Западной Двины, по одному около деревни Подкосельцы в 5 км от Полоцка и около поселка городского типа Друя, три около города Десна (2 около бывшей деревни Болотки, один — возле бывшей деревни Наковники); 2 на суше — около деревни Дятловка Оршанского района (так называемый Рогволодов камень) и около села Высокий Городец Толочинского района. Сохранились три камня: один из Десненских камней (с надписью СУЛИБОРЬ ХРЬСТ), который был в 1887-1888 гг. поднят со дна реки и отправлен в Москву (находится в музее-заповеднике Коломенское), камень из села Подкосельцы, который в 1981 году поднят и установлен около Софийского собора в Полоцке; и камень Друи. Остальные камни не сохраненились.

 До принятия христианства в Х веке камни были языческими фетишами. Неурожаи и голод в начале XII века в Подвиньи привели к отходу от христианства, возвращения к языческим верованиям и поклонения камням, около которых некогда молились об урожае. Полоцкий князь Борис (правил с 1127 по 1129 гг. ), который был очень набожным, для борьбы с язычекими культами повелел высекать на камнях кресты, по форме напоминающие крест Голгофы, что символизировало превращение языческого капища в христианские алтари. С языческим аграрно-магическим весенним праздником плодородия связан христианский культ святых Бориса и Глеба, которые символизировали праздники первых всходов яровых (принят в 1072 году, окончательно установлен в 1115 году). Чтобы объединить языческие и христианские верования, возвысить первых великомученников-русских святых, а также увековечить свое имя, князь Борис повелел высекать христианские надписи с именем Бориса. Оно читается на 6 камнях (сдается, что надписи высечены в мае 1128 года, в дни борисоглебского праздника). На Рогволодовом (Борисоглебском) камне высечено имя Василия (Рогволода), сына Бориса “... В ЛЕТО 6679 (1171) МАЯ В 7 ДЕНЬ ДОСНЕН КРЕСТ СИЙ. ГОСПОДИ! ПОМОЗИ РАБУ СВОЕМУ ВАСИЛИЮ В КРЕЩЕНИИ, ИМЕМ РОГВОЛОДУ, СЫНУ БОРИСОВУ”.

 В народе камни были известны под именами Борис, Борис-Хлебник, Борис-Глеб. Борисоглебский, Писарь, Писаник и другими. Сохранилась часть предания о камнях: на деснинских надписи были высечены золотыми буквами, на камне около деревни Покосельцы якобы часто появляется буханка хлеба. Особенно поклонялись камням на суше. Около села Высокий Городец в день святых Бориса и Глеба (2 мая) к камню, над которым воздвигнута часовня, и ручья под названием Борис ходили крестным ходом. Камень называли КРАВЕЦ либо СТЕПАН, и с ним связано предание, что будто бы под кмнем жил кравец (портной), который хорошо шил одежду, пока один человек не посмеялся над ним, заказав ему шить “ни то, ни сё”. Сохранились и фрагменты предания про Рогволодов камень. Согласно одному из них, это окаменевшее животное, когда-то камень был на четырех ногах и имел голову. Местный мельник отсек ему голову и положил на жернова, которые сами смололись в песок и перемололи все богатство и семью мельника. Согласно другому преданию под кмнем находилась могила князя Василия (Рогволода), который погиб тут в битве. Согласно третьему на этом месте состоялась битва между Роголодом и князем Друцка. Рогволод победил, и в честь победы приказал высечь на камне крест с надписями. Согласно четвертому преданию Рогволод, возвращаясь из похода, заснул с дружиной и увидел тут своего покойного отца Бориса с братом Глебом. В честь этого был поставлен камень-памятник и назван Борисоглебским 35. Итак, из статьи видно, что кресты по приказу Бориса были поставлены всего на 6 камнях, из которых сохранилось 3, а в честь Рогволода — только на одном. Зато предания — целых четыре — в основном сохранились о последнем событии. Кроме того, видно, что в этнографическом очерке использован не только краеведческий материал, но и исторические события, и даже упор сделан на них. Правда, с каким языческим богом были связаны семь крещенных камней (7 — число сакральное и к тому же лунное! ), в данном очерке не говорится и такая проблема не поднимается. И это вполне понятно, поскольку очерк писал не археолог.

 Причина крещения камней названа очень интересная — своеобразный языческий ренессанс XII-отчасти XIII века. Логика такова: если прежде, при язычестве, камни приносили урожай, то они должны его приносить и в новой вере. Иными словами, в XII веке никакого противопоставления религий (христианства и язычества) не было, и сохранившиеся язычники спокойно позволи выбить на своей святыне крест, а христиане — спокойно приняли языческий фетиш в лоно церкви. Чего стоят, например, слова чтобы объединить языческие и христианские верования! Все последние века церковь каленым железом выжигала остатки язычества в народном сознании. Очевидно, что в рассматриваемый период такая вещь не только была возможна принципиально, но и весьма желательна, почему весьма трудоемкая работа по выбиванию на камнях крестов и надписей была проделана.

 

 Рис. 23

 Низ центральной части и мое чтение надписей

 Внизу центральной части многократно повторяются одни и те же выражения: МОКЪШЕВ КАМЕНЬ и РУНОВЪ КАМЕНЬ. Я полагаю, что эти надписи старше, чем надписи ЯРОСЛАВЛЕВЫ КАМНИ, и характеризуют достоинства данного камня: он с надписями, а потому чудодейственный. — Похоже, что в разных местах камня записывались различные его свойства, так что если попадаешь на оределенный участок камня, одно и то же там повторяется по многу раз.

 Рис. 24

 Низ левой части и мое чтение надписей

 Осталось рассмотреть только низ левой части камня. Тут идут повторы, хотя и в несколько ином ключе: КАМЪНЬ ХРАМА , КАМЪНЬ МАСТЕРА. Этого рода повторы я воспринимаю как лишнее доказательство ценности камня: с одной стороны, он является собственностью храма, с другой стороны, он не природный, а изготовлен мастером. Но кое-что тут можно вычитать и новое: РУСЬ РОДНАЯ, ТВЕРЬ. Таким образом, впервые обнаружено место нахождения храма — город Тверь. То, что после изъятия его из христианского храма он оказался вдали от столицы области, дело случая. Важно то, что он не принесен из других областей. Наконец, есть тут и любопытная констатация факта: ЧЕРНЬ КНЯЗЯ ЯЛА КАМЪНЪ , то есть ЧЕРНЬ КНЯЗЯ БРАЛА КАМЕНЬ (во временное пользование). Наличие этой приписки позволяет думать, что камень имел столь высокий статус, что им мог пользоваться только лично князь, но никак не его слуги.

 Конечно же, я прочитал менее половины надписей камня, даже из тех, что были скопираваны художником. Как я понимаю, всего их несколько сотен, хотя и коротких, и описание только одного камня может составить солидную статью. Я лишь попытался приподнять завесу над характером надписей на камнях, воспользовавшись хорошей прорисью. В этой связи можно было бы соединить все прочитанные надписи в некоторый цельный текст, который, учитывая разбросанность надписей по поверхности камня, можно было бы скомпоновать так, чтобы виделась его история. Тогда получится такой рассказ.

 МАКОШЬ (печать). СТЕПАНЪ. МАКОШЬ. С ХРАМА. ПЕРУНОВА РУСЬ. МАСТЕР ХРАМА МАКОЖИ СКЛАВЯН МАКСИМ. ТЕ РУНА — АНДРЕЯ РЯЗАНСКОГО. МАКОЖЬ — СВЯТЕ ПАНИ. ЖЕРТВЕННИК, НАША ЖЕРТВА МАКОШИ ЖИВАЯ — В ХРАМЕ МАКОШИ ЦВЕТЫ И ТРАВЫ НАИЯРКИЕ. МАКОШИН ХРАМ: НАДПИСИ ТОНКИЕ. А ЖРИЦЫ НАШИ МИЛЫЕ ВСЕ В ХРАМЕ ПРОВЕРЕНЫ САМОЮ МАКОШЬЮ. МАГИНЕ СПОКОЙНО: НЕ ЗРЯ ЖЕ В ХРАМЕ МАЛО НЕКРАСИВЫХ ЖРИЦ И МАЛО МУЖЧИН, А МНОГО ДАМ. ВСЕ ОНИ, И ОТЦЫ, В ПОРЯДКЕ ПО ЖЕЛАНИЮ САМОЙ МАКОШИ. НАДПИСИ МАКОШЕВЫ НА КАМНЕ КНЯЗЯ ЯРОСЛАВА. яРОСЛАВЛЕВ КАМЕНЬ. ЧЕРНЬ КНЯЗЯ ЯЛА КАМЕНЬ. МАКОШЕВ КАМЕНЬ, РУНОВ КАМЕНЬ, КАМЕНЬ ХРАМА, КАМЕНЬ МАСТЕРА. РУСЬ РОДНАЯ, ТВЕРЬ. пятого марта камень был взят на русьКАК КАМЕНЬ С НАДПИСЯМИ, С РУСИ ПЯТОГО НАЗАД ВО ХРАМ. ХРАМОВАЯ РИЗНИЦА. Итого — 113 слов. И это — при самом поверхностном чтении. Таким образом, можно видеть, что камни являются историческими летописями, хотя, разумется, весьма своеобразными.

 Можно наметить также некоторую “географию” частей камня. Так, центр предствляет наиболее позднее названия камня; наверху дается его история; паз справа характеризует храм, к которому относится камень, крайний низ справа содержит самую последнюю информацию типа бухгалтерской книги (собственно говоря, мы так и читаем — слева направо и сверху вниз). Наконец, слева на среднем уровне обсуждаются достоинтва камня, а в центре мелким шрифтом говорится о еге переводе из языческой в христианскую веру. Слева же можно узнать и место “приписки” камня, в данном случае Тверь. Так что у камня есть своя архитектоника. Конечно, храмовый камень может быть очень информативным, полевой валун не предполагает такой же обработки, однако, полагаю, что и полевые валуны обрабатывали те же храмовые гранильных дел мастера, выезжая на место.

Камни Макоши

  Соесед Елесиной Богородицы. Необходимые сведения могут быть получены при анализе собственных наименований камней, — отмечает М. В. Шорин. — Прежде всего, на непосредственную связь исследуемого культа с Велесом указывают названия камней, отражающие имя божества Елесина Богородица, Волос; или его зооморфные воплощения Медведица, Змеиный камень.

 Один из них, именуемый Елесина Богородица, расположен на берегу озера у Деревни Ножкино (Новгородской области — В. Ч. ). Он представляет собой гранитную плиту размерами 1, 8 х 1, 6 х О. 7 м, от верхней части которой отколот большой кусок. Плита находится в центре ямы (3, 2 м х 2, 8 м, глубиной до 0, 9 м), стенки которой выложены булыжником. При расчистке культового сооружения в его западной части открылся вход, где ступенями уложены уплощенные камни. Но самая интересная находка обнаружена в кладке стены, это отбитый кусок плиты, на котором находится естественное углубление, имеющее явное сходство со следом человеческой стопы. Можно предположить, что в период борьбы с языческой традицией почитания, “след” был сколот, а сам камень закопан. Однако население не смирилось с утратой святыни, камень откопали, стенки ямы укрепили булыжником, и культовое сооружение приняло современный вид. Почитание Елесина камня, как его иногда называют, возобновилось и сохранялось вплоть до середины нынешнего (т. е. ХХ) столетия. С камнем связана легенда об обретении на нем иконы Богородицы.

 Рис. 25

 Камень в 50 м от камня Елесина Богородица и мое чтение надписей

 В 50 м от исследованного сооружения расположен еще один камень, по форме напоминающий скульптурное изображение животного с четко смоделированной головой (см. рис. ). Даже если этот камень имеет естественные преобразования, не исключено, что он использовался в культовых целях 46. На этом камне я читаю в прямом и обращенном цвете трижды слово ПЕРУНЪ , а также трижды слово МАКОШЬ. На мой взгляд, камень все-таки принадлежит Макоши. Если приглядеться, то слева, чуть левее рамки”д” видна большая буква М, около которой видны также К и (очень слабо) Ш. За это говорит таже небольшая голова и в целом небольшое тело камня, тогда как Перунов камень предполагает много больший размер. Полагаю также, что перед нами — жертвенный камень; за это говорит плоская вершина, хотя и покатая влево. Но лесные травы и цветы на такой поверхности спокойно удержатся. Кроме того, справа от рамочки “г” на темном фоне видна большая буква Ж, которую я принимаю за инициал слова ЖЕРТЕВЕННИК. Таким образом, даже беглый анализ выявляет наличие не менее 8 слов наиболее крупных надписей. Сам камень напоминает лежащего на левом боку человека (скорее женщину, чем мужчину) с прижатыми к телу коленями и с открытым правым глазом. Любопытно, что на периферии вытоптанной вокруг камня кольцевой дорожки также имеются мелкие камни. На ближайшем из них я читаю лигатуру как АЛЕКСЕЕВ — фамилию автора зарисовки.

 Рис. 26

 Камень “Медведица”

  Камень Медведица. Об этом камне М. В. Шорин пишет следующее: Камень “Медведица” расположен недалеко от Новгорода, в Ильменском Поозерье и имеет характерные для культовых камней углубления полусферической формы (рис. 26). Он относится к разряду “нечистых”. Как уже отмечалось, народные представления связывают с камнями этой группы черта, охраняющего богатство, а сами камни иногда называют Чертовыми 47. В отличие от предыдущего камня, связанного с Богородицей, об этом камне ходят прямо противоположные легенды о его связи с нечистой силой. Поэтому есть смысл посмотреть, какие надписи несет данный камень. Правда, при взгляде на сам рис. 26 отпадает любое предположение о наличии надписей — камень показан совершенно гладким, с “террасами”, но нигде нет и намека на знаки48. Раньше бы я тоже посчитал камень “немым” и не стал бы его исследовать. Однако мой опыт эпиграфиста подсказывает мне, что в тенях при добросовестной прориси лаборантами могут сохраниться мелкие надписи. Конечно, при очень контрастном фотографировании прорисей они искажаются, принимая вид причудливых готических букв, но, тем не менее, могут быть воспроизведены. Что я и попытаюсь обнаружить.

 

 Таким образом, нам посчастливилось узнать еще об одной, уже не храмовой и не мастера Максима мастерской, где производилась огранка камней. Судя по фотографии, именно на этом мысе у ручья и производилась огранка камней; полагаю, что в траве или на небольшом расстоянии от поверхности земли можно будет обнаружить мелкий острый гравий — отход гранильной деятельности. Судя по снимку, одновременно в данном месте могло поместиться не более десятка камней, так что производство было поштучным, но регулярным. Полгаю, что при нанесении до сотни надписей камень мог находиться в работе от недели до месяца, так что раз в неделю камни увозили, и также раз в неделю привозили новые (2-3 камня). Во всяком случае, ели положение храма Макоши в Твери не определено, то в данном случае мы имеем абсолютно точное место нахождения мастерской Макоши.

  Крещенные камни. Как мы помним, на Ярославлевых камнях кресты не выбивались. Тем не менее, И. Д. Маланин приводит рисунок, на котором видны два креста76. К сожалению, сами камни не показаны. Тем не менее, некоторые суждения высказать можно, поскольку три рисунка из четырех весьма характерны.

 Рис. 41

 Изображения на валунах Новгородской области

 На рис. 39-а изображена “кисть руки на “Гробовом камне” (по С. Н. Ильину). Маланин любил сам осматривать камни, очевидно, что-то ему помешало осмотреть этот камень в данном случае. Кисть слишком толста в запястье, а мышца большого пальца показана не овальной, а круглой. На мой взгляд, как и в предыдущих случаях, перед нами некая усредненная кисть, полумедвежья-получеловеческая, то есть кисть Макоши. С другой стороны, на рис. 39-г показано овальное углубление на головном камне из обкладки могилы на жальнике возле озера Велье. На мой взгляд, так могбы выглядеть центр медвежьей стопы, так что данный камень — тоже Макоши. Наконец, шестиконечные кресты на рис. 39-б и 39-в принадлежат “Гробовому” и “Крестовому” камням (последний — близ деревни Новолсел). “Крещенные” камни Макоши в Белоруссии известны как камни Бориса; возможно, что на Руси они представляют собой разновидности Ярославлевых камней. Но все косвенные черты в виде знаков выдают в этих камнях их принадлежность Макоши.

  Промежуточный итог. Итак, мы рассмотрели два камня Макоши в начале главы, затем два Борисова камня, два лика Макоши, Рогволодов и Тверской, Степан (Ярославлев камень), соседку Елесиной Богородицы, камень “Медведицу” и камень Медведь, а также камень деревни Поздышево, затем Макошев дар и камень с “божьим следом”, Козий и Чело, Щеглец с меджвежьей стопой, Чертов и с “надписями”, всего 18 камней. Кроме того, 4 камня определены как камни Макоши заочно. Все камни были небольшими, некоторые размером меньше метра (“чело”), некоторые больше (“тело”), но не многометровые. Иными словами, камни Макоши отличаются малыми размерами.

 И каждый из них имел четко читаемые надписи, а на Степане удалось прочитать 113 слов. Из анализа камней стало ясно, что Макошь — наиболее древняя и очень почитаемая богиня, ее камни связаны с магией и ведовством, отчасти с целительством, хотя сама богиня к числу своих ипостасей относила и покровительство любви, и только ее камни после крещения Руси были также либо окрещены (в XI-XII веках) путем выбивания крестов на их лицевой стороне (6-и, 4-х или 3-хконечных), либо просто допущены до христианских культов (Ярославлевы камни). Таких Ярославлевых камней по фотографиям нами обнаружено пять. Кроме того, явно обнаружен один Рогволодов камень и косвенно (по крестам) два Борисовых. При этом возникает впечатление, что до крещения или иного использования в христианских целях камни Макоши пытались приспособить к культу Перуна, для чего и делали на них 2-3 надписи ПЕРУНЪ, однако дальше этого дело не пошло. Так что переделка их в ЯРОСЛАВЛЕВЫ была уже не первой.

 В отличие от валунов храмовые камни Макоши выносились из храмовой ризницы на Масленицу для участия в обрядах, о чем делалась специальная запись, а некоторые камни могли перевозиться в дар в соседние области. Наконец, камни Макоши часто назывались Медведем либо Медведицей, в старину — Рыкасом или Рыкашом; иногда это название переносилось на близлежащую деревню. В связи с этим на камнях могли выбиваться изображения медвежьих стоп и кистей рук, промежуточных между кистью человека и передней лапой медведя. С этой точки зрения у таких кистей оказываются толстые запястья и укороченные пальцы, что привело некоторых исследователей к предположению о наличии в древности ритуала специального членовредительства. Я предложил более простое объяснение именно наличием особой “кисти Макоши”.

 Огранкой камней занимались мастера в специальных мастерских. Остатки одной из них обнаружены на берегу речушки Смолки, притока Дона, причем неподелеку был найден и камень Макоши. Выбиванием крестов и надписей позже занимались специальные гранильные мастерские при храмах. В одной из таких мастерских при храме Макоши в Твери работал мастер Максим, который выбивал знаки под общим руководством жреца отца Андрея Рязанского. Надписи представляли собой разные варианты имени Макоши: Магиня, Магужь, Макожь, Макошь, или просто надпись Камень Макоши. В дополнение могли также рисовать медвежьи стопы или “кисти Макоши”. Самым древним начертанием были Магиня (или рисунок лошади) и Магужь, но они встречаются крайне редко. Надпись МАКОЖЬ тоже дотаточно древняя, о чем косвенно свидетельствует заплывшая каменными натеками надпись на камне на берегу речушки Смолки.

 В двух случаях была обнаружена также “печать Макоши”. Она представляет собой верхний знак МА в виде “футбольных ворот” или полукруглой арки, мачты которых сливаются с боковыми мачтами нижележащего знака ШЬ. Знаком КЪ в виде Г служат прямоугольные линии. В случае арочной верхней часть слово МАКЪШЬ может быть прочитано также как РЫКЪШЬ, то есть МЕДВЕДЬ. Таким образом, помимо “стопы Макоши” и “кисти Макоши” существовала и “печать Макоши”.

Камни Велеса

 Об этих камнях мы уже читали, — это камни Волота, Вола, Коровы, Кравца и Шевца. Было бы интересно найти изображение и таких камней с тем, чтобы посмотреть как на надписи, так и на камни, и сравнить их с камнями Макоши.

  Велесов камень деревни Зажигино. Наряду с фотографиями других объектов у исследователя культовых камней Каргополья В. В. Шевелева из Таллина имеется и очень поэтичная с художественной точки зрения прорись камня у деревни Зажигино, где великолепно переданы следы стопы77. В. В. Шевелев отмечает при этом, что на камне имеется 8 углублений различной глубины и очертаний и по преданию, на нем сидел местный сятой Александр Ошеневский. В выемках на камне народная традиция видит отпечатки двух ног в обуви, пальцев рук и тазовой части тела святого. Прежде валун пользовался популярностью у богомольцев, направлявшихся монастырь, его почитание сохранилось и сейчас, о чем свидетельствуют современные монеты, положенные в “следки”. Есть здесь и надписи, хотя сам художник их вряд ли видел.

 Рис. 42

 Камень у деревни Зажигино

 Я читаю наверху: ЛЕЖЬНЬ, ЛЕЖАКА ВОЛОСА. КААМЕНЬ. ЧАЙ МАКЪШЬ! , что означает ЛЕЖАЧИЙ КАМЕНЬ ВОЛОСА. ЧТИ МАКОШЬ! Таким образом, здесь было место поклонения Макоши, однако камень назван ЛЕЖНЕМ ВОЛОСА. Почему? Здесь уже речь идет не о краеведах, которые могли спутать назвние камня, а о тех мастерах, которые выдалбливали надписи. Они-то точно знали, кому именно посвящался камень. Остается только решить, что любой крупный лежачий валун должен был называться ЛЕЖНЕМ ВОЛОСА. Поскольку только Волос мог поднимать камни, для того, чтобы пропустить душу умершего в рай; вход на тот свет начинался тут же, под камнем. Так что в данном случае камень Макоши играет роль Леня Волоса, то есть роль камня Алатыря. Подробнее об Алатыре я поговорю ниже.

 Интересно, что вместо слова КАМЕНЬ начертано реально слово КААМЕНЬ. Такое излишество гласных было характерно в период, когда переход от слогового письма к кириллице уже завершался, и слоговые знаки уже понимались просто как согласные буквы. Это примерно рубеж XII-XIII веков, когда, видимо, и наносились надписи.

 Рис. 46

 Водоносные жилы под стоячим камнем по Т. Грейвсу и мое чтение надписей

 Интересно, что если попытаться прочитать надписи на этом стоячем камне, то они будут ВЕЛЕС (на левой кромке внизу), ВОЛОС (В и С на левой кромке вверху, О и ЛО — на правой кромке вверху) и РОЩА ВЕЛЕСА , справа внизу. Полагаю, однако, что скорее всего такого рода штриховка является случайной. Камень показан в вертикальном положении, не просто кк идол, но как менгир, о чем специалльно говорится в тексте, однако, на мой взгляд, это не играет особой роли — камень просто указывает на пересечение (видимо, на разных горизонтах) подземных вод.

  Промежуточный итог. Фотографии камня с надписями только ВЕЛЕС или ВОЛОС мне найти не удалось, несмотря на то, что в самом начале главы Э. М. Зайковский отмечал, что камнями Велеса являются ВОЛЫ, БЫКИ, КОРОВЫ, КРАВЦЫ и ШЕВЦЫ. Таких известным мне краеведам России обнаружить не удалось, и подобного рода названия им не встретились. А камень Степан и вовсе оказался Макошью. Макошью же оказались и камни-медведи, и чертовы камни, и козьи кмни. Лишь на одном камне Макоши мне удалось прочитать слова ЛЕЖЕНЬ ВОЛОСА, и это сразу обозначило все лежачие камни как ЛЕЖНИ.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.