![]()
|
|||||||
«Сянь Вэнь». «Сянь спросил…»«Сянь Вэнь»
«Сянь спросил…»
1.
Сянь[140] спросил, что такое стыд. Учитель ответил: — Когда в стране царит Дао‑ Путь, а [чиновники] думают [только] о жалованье, и когда страна лишилась Дао‑ Пути, а [чиновники продолжают] думать [только] о жалованье, — вот это и есть стыд.
2.
[Сянь][141] сказал: — Когда смогут избавиться от тщеславия, самомнения, злобы и алчности — можно ли считать это человеколюбием? Учитель ответил: — Можно считать это [избавление] трудным, что же касается человеколюбия, я не знаю.
3.
Учитель сказал: — Ши —книжник, думающий лишь о спокойствии и удовольствиях, не достоин так называться.
4.
Учитель сказал: — В государстве, где царит Дао‑ Путь, говорить надо прямо и действовать прямо; в государстве, лишенном Дао‑ Пути, действовать надо прямо, а говорить сдержанно.
5.
Учитель сказал: — Тот, кто обладает добродетелью, непременно произносит слова, [заслуживающие внимания], но тот, кто произносит слова, [заслуживающие внимания], не обязательно добродетелен. Обладающий человеколюбием непременно отважен, но отважный не обязательно человеколюбив.
6.
Наньгун Ко спросил Кун‑ цзы: — И был искусным стрелком, а ао мог двигать лодку посуху, но оба умерли не своей смертью. Не оттого ли Юй и Цзи получили Поднебесную, что они собственноручно возделывали землю? Учитель промолчал. Когда Наньгун Ко вышел, Учитель сказал: — Этого человека можно назвать благородным мужем. Сколь обширна его добродетель!
|
|||||||
|