Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Зигфрид Обермайер. Храм фараона. Зигфрид Обермайер. «Храм фараона». Книга первая. Книга вторая. Эпилог. Примечания



Эпилог

 

Фараону Узер‑ Маат‑ Ра‑ Сетеп‑ Ен‑ Ра‑ Мери‑ Амон‑ Рамзесу, Благому Богу, сыну Солнца и повелителю Обеих Стран, суждено было проводить в Страну заката большую часть своей семьи. Он, бессмертный, воспринимал сообщения о смерти с безразличием бога, за одним‑ единственным исключением.

Спустя двенадцать дней после большого праздника Рамзес вместе с Нефертари поехал в Фивы, и там, во дворце у храма Мертвых своего супруга, царица могла вдыхать горячий сухой воздух пустыни. Ее состояние несколько улучшилось, кашляла она редко, но тело ее оставалось слабым, и ей становилось со дня на день все тяжелее вставать с постели. Несмотря на это, она оставалась веселой и спокойной, встречала Рамзеса с неизменной улыбкой, и он видел, как ямочки танцуют на ее щеках, и любил ее, как в первые дни их брака. Втайне он велел отправить местным богам целые повозки с жертвенными дарами, чтобы вымолить здоровье для своей Прекраснейшей, однако Нефертари угасала. Вскоре она уже не могла вставать с постели, и Рамзес велел поставить свое ложе рядом с ее. Однажды утром его разбудил тихий вскрик. Он встал и озабоченно спросил:

– Не позвать ли лекаря?

– Мне не нужен лекарь, – ответила она слабым голосом, – мне нужен только ты.

Рамзес скользнул в постель Нефертари и обнял ее. Ее лицо выглядело на рассвете совсем бледным. Ее дыхание стало тяжелым и беспокойным, и Рамзес попытался передать ей часть своей жизненной силы.

– С тобой было прекрасно, любимый. Сейчас я отдаю тебе твое сердце… твое сердце…

Так Нефертари умерла в объятиях своего супруга, и Рамзес сказал тихо:

– Ты не должна мне отдавать мое сердце, ты возьмешь его с собой.

После того как Великая Царская Супруга переехала в свой роскошный Дом Вечности, царь вернулся в Пер‑ Рамзес.

Вскоре после этого умерла старая царица‑ мать Туя. За несколько дней до смерти она передала свое имение Мерит и ее дочери.

Дочь царя Хатти прибыла с опозданием. Она была умной, доброжелательной, но довольно робкой девушкой, которая заранее выучила египетский и отлично играла на арфе и флейте. Рамзес взял ее в жены и дал ей имя Маа‑ Неферу‑ Ра.

Теперь царь каждый третий год праздновал Зед, и каждый раз членов его семьи, наблюдающих церемонию, становилось все меньше. Наследный принц Енам, Изис‑ Неферт, оба сына Нефертари – все умерли в последующие годы. Теперь наследным принцем был Хамвезе, единственный, не имевший желания наследовать трон отца. Казалось, Изис‑ Неферт уже в могиле одержала триумф, но в конце концов и Хамвезе переехал в Вечное Жилище рядом с гробницами быков Аписов. Наследным принцем стал Меренпта, последний из сыновей Изис‑ Неферт, не унаследовавший ее высокомерия и тщеславия. Его сестра Бент‑ Анта выросла в красивую веселую девушку, и Рамзес, долго не раздумывая, сделал ее своей супругой. Было необычно, что фараон женится на своей собственной дочери, но Благой Бог стоял выше законов, и никто не нашел в этом ничего предосудительного.

 

Сети, разведенный со своей супругой и высланный из Пер‑ Рамзеса принц, выполнил приказ фараона. Он наблюдал за строительством корабля, нанял опытных моряков и в летнее время взял курс на Кефтиу. Он прибыл туда как посланник фараона и попросил через переводчика доложить царю о своем прибытии.

– Какому царю? – спросили его.

И вскоре египтяне увидели, что остров раздираем братоубийственной войной. Представители местной знати заперлись в укрепленных крепостях, и по меньшей мере трое из них называли себя законными владыками Кефтиу.

Принц Сети, египетский посланник, вел переговоры то с одним, то с другим, и каждый из самозванных царьков пытался получить через него поддержку от Кеми, чтобы окончательно победить соперников. Вся страна лежала в руинах, земледельцы голодали и разорялись, потому что у них отнимали скот и сжигали зерно.

Сам того не подозревая, Сети поссорился с двумя местными вельможами, каждый из которых считал, что другой привлек посланника и вместе с тем египетскую помощь на свою сторону. Так, принц Сети, сын, так похожий на своего отца, однажды ночью был убит в своей постели, а его люди окончили жизнь рабами. В Кеми об этом ничего не узнали. Сети быстро забыли, и только воины иногда вспоминали о своем любимом военачальнике.

После смерти Нефертари Рамзес хотел побудить свою старшую дочь Мерит снова вернуться ко двору. Однако она теперь управляла имением бабушки, не хотела больше видеть людей и жила только своими воспоминаниями. Поэтому она ответила на просьбу отца отказом.

Рамзес хотел предпринять еще что‑ либо, чтобы сделать ей приятное, и пожаловал дочери титул царицы. Мерит поблагодарила его, довольно сдержанно приняла корону с уреем во время одного из праздников Зед и с тех пор до конца жизни избегала появляться в Пер‑ Рамзесе. Главным содержанием ее жизни стали поездки к гробнице Пиайя, которые она предпринимала два раза в год: одну в день его смерти, а другую в день праздника поминовения усопших, когда жители Мемфиса посещали гробницы, кропили Дома Вечности вином и молоком и устраивали перед открытыми входами веселые праздники, в которых, как они думали, принимают участие ка милых их сердцу умерших.

При помощи своего единокровного брата, верховного жреца Хамвезе, Мерит велела устроить свою собственную гробницу непосредственно рядом с гробницей Пиайя. Обе погребальные камеры примыкали друг к другу, и Мерит велела их связать узкой шахтой, чтобы ее и его ба могли без помех посещать друг друга.

Во время прекрасного праздника поминовения усопших она приказывала ставить стол перед входом в гробницу Пиайя и ела за ним вместе с Такой и детьми, и обе они были убеждены, что ка Пиайя сидит вместе с ними за столом. Такка вскоре потеряла робость перед принцессой, и они называли себя, само собой разумеется, двумя супругами Озириса‑ Пиайя. Маленькая темнокожая нубийка родила умершему мужу дочь, и теперь трое детей и две женщины каждый год заботились о том, чтобы ка мастера имело достаточно богатых жертв. Мерит велела одному способному художнику окончить картины в гробнице Пиайя, так что мастер больше не оставался тенью, а осветился радостными красками жизни.

В день его смерти Мерит всегда появлялась одна, по ее приказу гробницу открывали, и она вела беседы со своим возлюбленным. Она клала руку на его саркофаг из серого гранита и говорила:

– Вот я снова здесь, любимый, твоя маленькая львица посещает тебя. Как ты проводишь свои дни? Есть ли у тебя все, что тебе нужно? Не стало ли для тебя ожидание слишком тяжелым? Ты должен потерпеть, Пиай, я скоро приду. Что значит еще пара лет в сравнении с вечностью? Для тебя это ничего, однако мне время кажется очень долгим…

 

Примечания

 

Анк – знак счастья, символ вечной жизни.

Анубис, или Инпу.

Ба – понятие, близкое по значению слову «душа». Один из пяти элементов, составляющих человеческое существо. Ба присутствует при взвешивании души человека на суде Озириса. Изображался в виде птицы с человеческой головой, летающей между мирами живых и мертвых.

Баст, или Бастет.

Глаз Удет – символ счастья, часто использовался как амулет.

Гор, или Хор.

Деб – мера веса монеты, равная 91 г.

Дом Вечности, Жилище Вечности, Вечное Жилище – усыпальница.

Зед – праздник, тридцатилетний юбилей правления фараонов, в который происходит мистическое омоложение царя.

Изида, или Исида.

Итеру, или итер, – единица измерения расстояния, равная примерно 10 км.

Ка – термин для обозначения жизненной силы, духа человека, который после физической смерти продолжал жить внутри гробницы. Один из пяти элементов, составляющих человеческое существо. Иероглифическое изображение – две поднятые вверх руки.

Кеми, или Кемет, – старое название Египта.

Кефтиу – остров Крит.

Колонна Дет – символ счастья; часто носили как амулет.

Куш – Нубия и часть современного Судана.

Локоть – мера длины, равная 0, 455 м.

Мен‑ Кау‑ Ра – царь Микерин (около 2485–2457 до н. э. ); см. также Хуфу.

Мин – бог плодородия, изображался как мужчина с возбужденным фаллосом.

Мозе (еврейское Моше), или Моисей, – библейский пророк. События, предшествовавшие бегству молодого Моисея из Египта, действительно могли происходить в первой половине XIII в. до н. э., т. е. в царствование Рамзеса II. Исход же, как полагают, имел место уже после смерти фараона‑ строителя, предположительно в начале XII в. при Рамзесе IV, который, как известно, умер не своей смертью, а погиб – по мнению одних, преследуя евреев, по мнению других, в результате заговора. Так или иначе, в правление Рамзеса IV Египет действительно переживал неурожаи и эпидемии, которые, согласно Библии, были следствием нежелания фараона следовать Божьей воле и отпустить евреев с миром.

Монту, или Монт.

Мут – богиня в образе ястреба, супруга Амона. Как напоминание о ней, супруга фараона, воплощенного бога, носит хохолок ястреба.

Небмаре – фараон Аменхотеп III (прав. 1403–1365 до н. э. ). При нем культ Амона‑ Ра в Египте достиг своего расцвета.

Нефертем – бог благоухания, сын Птаха и Сехмет; изображался также в виде цветка лотоса.

Нефтида, или Нефтис.

Нимаре – фараон Аменемхет III (прав. 1842–1798/95 гг. до н. э. ).

Обе Страны – объединенный Верхний и Нижний Египет.

Озирис, или Осирис.

Он – священный город бога Солнца, известный позднее как Гелиополис.

Опет – большой праздник в Фивах, мистическое соединение бога Амона с его супругой Мут.

Открывания рта церемония – магическое оживление мумии в погребальном обряде древних египтян.

Перет – время посева, с октября по январь.

Птах, или Пта.

Пядь – 0, 7 локтя; см. Локоть.

Ра, или Ре.

Рамзес, или Рамсес, II (собственно Рамессу, что в переводе с египетского означало «Ра породил его») – сын, соправитель и наследник Сети I, внук Рамзеса I, правил с 1279 по 1212 г. до н. э. Подобно своему отцу, вошел в историю как воин и строитель. При нем были возведены гипостильный зал в Карнаке, несколько храмов в Судане, множество зданий в Фивах, перестроена его историческая родина город Танис (Пер‑ Рамзес). Вершиной древнеегипетской культуры считаются Большой и Малый храмы в Абу‑ Симбеле (Нубия), построенные Рамзесом II для себя и своей любимой жены царицы Нефертари. С переменным успехом вел военные кампании за пределами страны, кульминацией которых стала не вполне удачная для египтян битва с хеттами при Кадеше. Заключил первый известный в истории мирный договор с хеттским царем Хаттусили III, который обе стороны соблюдали более 50 лет. Имел большой гарем наложниц, по легенде был отцом более 50 дочерей и 100 сыновей. Правил до глубочайшей старости, сохраняя ясный ум и энергию, и оставил после себя сильнейшую в то время мировую державу. Наряду с малозначительным марионеткой Тутанхамоном, чью гробницу нашли нетронутой в XX в., и обладателем самой грандиозной гробницы Хеопсом наиболее известный фараон Древнего Египта.

Себек – в египетской мифологии существо, которое ассоциировалось с братом и убийцей Озириса Сетом. Изображался как человек с головой крокодила. Центр его культа находился в Фаюме. В романе имя Себек носит бывший каторжник и предводитель разбойников, который говорит о себе: «Я Крокодил, которого боятся, ненавидят, преследуют, и, тем не менее, я второй царь в стране Кеми…» Подобно Сету, разбойник Себек и его преемник Меру противостоят фараону, который считался земным воплощением сына Озириса Гора.

Сети I – фараон XIX династии (1295–1188 до н. э. ), второй по счету династии Нового царства, правил с 1294 по 1279 г. до н. э. Талантливый военачальник, он был сыном военачальника, а позже фараона Рамзеса I, преемника Хоремхеба и основателя династии. Возможно, происходил от гиксосов. Вел успешные военные кампании против народов Палестины и Ливии, усмирил бедуинов. При нем Египет обрел небывалую мощь. Богатства государства были вложены в грандиозное строительство. Гробница Сети находится в Долине царей, а поминальный храм – в Абидосе. В последние годы своего правления опирался на сына и соправителя Рамзеса II.

Символы Верхнего Египта – Сет, коршун, тростник, лотос, белый цвет двухцветного царского венца.

Символы Нижнего Египта – Гор, кобра Уто, пчела, папирус, красный цвет двухцветного царского венца.

Систр – музыкальный инструмент, атрибут богинь Хатор, Баст и Изиды. На нем учили играть девушек из знатных семей.

Скарабей – почитавшийся в качестве символа бога Солнца навозный жук.

Скипетр Уаз – символ счастья.

Скипетр Хека – искривленный скипетр фараона.

Сокар – в египетской мифологии один из древнейших богов. Считался богом загробного царства. Имел три человеческие головы, тело сокола с могучими крыльями и змеиный хвост.

Страна Пчел – Нижний Египет.

Страна Тростника – Верхний Египет.

Узелки Изиды – символ счастья.

Упваут – священная собака, которая в качестве открывающей пути идет во главе процессии богов.

Урей – носимая только членами царского дома на лбу золотая змея, символ, отгоняющий зло.

Хабиру, или хабири, – название этого народа упоминается в документах из архива Амарны. Предполагается, так египтяне называли евреев.

Хамазин, или хамзин, горячая, часто длящаяся несколько дней песчаная буря, обычно случается в марте – апреле.

Хапи – бог плодородия, воплощение Нила; изображался в виде гермафродита.

Хатор, или Хатхор.

Хатшепсут – женщина‑ фараон XVIII династии (прав. 1478–1458 до н. э. ). После смерти своего единокровного брата и мужа Тутмоса II стала регентшей при Тутмосе III, малолетнем сыне ее мужа от наложницы, но вскоре провозгласила себя царем. Действительно носила церемониальную накладную бороду и изображалась мужеподобной – без груди. В остальном Рамзес зря потешался над Хатшепсут, поскольку она вошла в историю Египта как мудрый и миролюбивый правитель. Она осмелилась послать целый флот в страну Пунт (п‑ ов Сомали), и он вернулся груженный золотом, слоновой костью, благовониями и прочими несметными богатствами. После смерти Хатшепсут мстительный Тутмос III повелел стереть ее имя со всех монументов, но не смог изгладить образ сильной и мудрой женщины из памяти потомков.

Хекат – мера объема, равная 4, 5 л.

Хетты – народ, населявший хеттское государство (Хатти) в Малой Азии (первоначально в Восточной Анатолии) в XVIII – нач. XII вв. до н. э. Соперник Египта в борьбе за господство в Передней Азии. Несколькими десятилетиями позже описываемых событий распалось.

Хнум – в египетской мифологии бог с головой барана. Одна из версий о сотворении мира гласит, что Хнум создал мир и человека на своем гончарном круге. Центр культа этого божества находился на острове Элефантина.

Хонс – бог луны, сын Амона и Мут.

Хуфу, более известен как Хеопс, – фараон Древнего царства (IV династия), правивший в XXVI в. до н. э. (2570–2545 гг. ). Его пирамида (творение зодчего Хемиуна) наряду с пирамидами Хефрена и Микерина близ современной Эль‑ Гизы признана одним из семи чудес света – единственным, дошедшим до наших дней. Но дошла она не в том виде, в каком ее возвели. В древности пирамиды были облицованы отполированными плитами белого известняка, а вершины их покрывали медные листы, сверкавшие на солнце. Пирамида Хеопса – самая грандиозная, ее высота изначально достигала 147 м. А пирамида Хефрена славится своим гигантским лежащим сфинксом. Гробницы царей окружают меньшие по размеру усыпальницы их жен. В романе Рамзес и Хамвезе находят гробницу Хуфу‑ Хеопса уже разграбленной, что, по всей вероятности, так и было в XIII в. до н. э.

Шазу – народы пустыни, бедуины.

Шему – время сбора урожая, с февраля по май.

Ширдану – личная охрана царя, подразделение, сформированное из чужеземцев‑ наемников.

Эхнатон, он же Аменхотеп IV, – фараон XVIII династии (прав. 1352–1338 до н. э. ). Известен тем, что на втором году самостоятельного правления, возможно, под влиянием своей супруги Нефертити, радикально пересмотрел традиционный культ Амона‑ Ра и прочих богов пантеона и заменил его культом единого бога Атона. Построил в Карнаке храм Атона и на пятом году своего правления начал возведение на восточном берегу Нила новой столицы – Ахетатона. В народе преобразования Эхнатона не нашли поддержки, а высшие сановники и жрецы были так раздосадованы ими, что после смерти Эхнатона все следы его деятельности и все упоминания о нем были стерты с лица земли и со стен храмов. Ахетатон (Амарна) превратился в город‑ призрак, развалины посреди равнины. Таковым его и видят в романе Рамзес, Енам и Мена. Но благодаря архивам Амарны мы знаем довольно много о реформаторской деятельности фараона‑ поэта Эхнатона.

 


[1] Пер‑ Рамзес‑ Мериамон, или Дом Рамзеса, – новая роскошная столица, основанная Рамзесом Вторым. – Здесь и далее прим. перев.

 

[2] Фараон и его наследники почитаются как боги, а к богу принято обращаться на «ты».

 

[3] Военизированное формирование, аналог современной полиции, следившее за порядком и занимавшееся поимкой преступников. – Здесь и далее примеч. ред.

 

[4] Здесь: электрон – магниевый сплав.

 

[5] Союз азиатских племен, вероятнее всего, семитских, сложившийся в Палестине и на Синае. Основу его составляли амалекиты (библ. амалекитяне) и хабиру – вероятные предки евреев. Гиксосы захватили Дельту ок. 1700 г. до н. э. и, подчинив себе весь Египет, правили до 1580 г. до н. э. Первые шесть фараонов‑ гиксосов вошли в официальный список царей Египта как представители династии «царей чужеземных стран».

 

[6] Сириус, самая яркая звезда, названная в честь бога Озириса. Ее также называли «слезой Изиды». Появление Сириуса на востоке знаменовало начало нового года и новый разлив Нила. В древности совпадало с днем летнего солнцестояния 21 июня.

 

[7] Современный Асуан.

 

[8] Так древние египтяне называли евреев, живущих на территории их государства.

 

[9] Так древние египтяне называли Средиземное море.

 

[10] Имеется в виду правительница Хатшепсут.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.