|
|||
Зигфрид Обермайер. Храм фараона. Зигфрид Обермайер. «Храм фараона». Книга первая. Книга вторая. Эпилог. Примечания⇐ ПредыдущаяСтр 41 из 41 Эпилог
Фараону Узер‑ Маат‑ Ра‑ Сетеп‑ Ен‑ Ра‑ Мери‑ Амон‑ Рамзесу, Благому Богу, сыну Солнца и повелителю Обеих Стран, суждено было проводить в Страну заката большую часть своей семьи. Он, бессмертный, воспринимал сообщения о смерти с безразличием бога, за одним‑ единственным исключением. Спустя двенадцать дней после большого праздника Рамзес вместе с Нефертари поехал в Фивы, и там, во дворце у храма Мертвых своего супруга, царица могла вдыхать горячий сухой воздух пустыни. Ее состояние несколько улучшилось, кашляла она редко, но тело ее оставалось слабым, и ей становилось со дня на день все тяжелее вставать с постели. Несмотря на это, она оставалась веселой и спокойной, встречала Рамзеса с неизменной улыбкой, и он видел, как ямочки танцуют на ее щеках, и любил ее, как в первые дни их брака. Втайне он велел отправить местным богам целые повозки с жертвенными дарами, чтобы вымолить здоровье для своей Прекраснейшей, однако Нефертари угасала. Вскоре она уже не могла вставать с постели, и Рамзес велел поставить свое ложе рядом с ее. Однажды утром его разбудил тихий вскрик. Он встал и озабоченно спросил: – Не позвать ли лекаря? – Мне не нужен лекарь, – ответила она слабым голосом, – мне нужен только ты. Рамзес скользнул в постель Нефертари и обнял ее. Ее лицо выглядело на рассвете совсем бледным. Ее дыхание стало тяжелым и беспокойным, и Рамзес попытался передать ей часть своей жизненной силы. – С тобой было прекрасно, любимый. Сейчас я отдаю тебе твое сердце… твое сердце… Так Нефертари умерла в объятиях своего супруга, и Рамзес сказал тихо: – Ты не должна мне отдавать мое сердце, ты возьмешь его с собой. После того как Великая Царская Супруга переехала в свой роскошный Дом Вечности, царь вернулся в Пер‑ Рамзес. Вскоре после этого умерла старая царица‑ мать Туя. За несколько дней до смерти она передала свое имение Мерит и ее дочери. Дочь царя Хатти прибыла с опозданием. Она была умной, доброжелательной, но довольно робкой девушкой, которая заранее выучила египетский и отлично играла на арфе и флейте. Рамзес взял ее в жены и дал ей имя Маа‑ Неферу‑ Ра. Теперь царь каждый третий год праздновал Зед, и каждый раз членов его семьи, наблюдающих церемонию, становилось все меньше. Наследный принц Енам, Изис‑ Неферт, оба сына Нефертари – все умерли в последующие годы. Теперь наследным принцем был Хамвезе, единственный, не имевший желания наследовать трон отца. Казалось, Изис‑ Неферт уже в могиле одержала триумф, но в конце концов и Хамвезе переехал в Вечное Жилище рядом с гробницами быков Аписов. Наследным принцем стал Меренпта, последний из сыновей Изис‑ Неферт, не унаследовавший ее высокомерия и тщеславия. Его сестра Бент‑ Анта выросла в красивую веселую девушку, и Рамзес, долго не раздумывая, сделал ее своей супругой. Было необычно, что фараон женится на своей собственной дочери, но Благой Бог стоял выше законов, и никто не нашел в этом ничего предосудительного.
Сети, разведенный со своей супругой и высланный из Пер‑ Рамзеса принц, выполнил приказ фараона. Он наблюдал за строительством корабля, нанял опытных моряков и в летнее время взял курс на Кефтиу. Он прибыл туда как посланник фараона и попросил через переводчика доложить царю о своем прибытии. – Какому царю? – спросили его. И вскоре египтяне увидели, что остров раздираем братоубийственной войной. Представители местной знати заперлись в укрепленных крепостях, и по меньшей мере трое из них называли себя законными владыками Кефтиу. Принц Сети, египетский посланник, вел переговоры то с одним, то с другим, и каждый из самозванных царьков пытался получить через него поддержку от Кеми, чтобы окончательно победить соперников. Вся страна лежала в руинах, земледельцы голодали и разорялись, потому что у них отнимали скот и сжигали зерно. Сам того не подозревая, Сети поссорился с двумя местными вельможами, каждый из которых считал, что другой привлек посланника и вместе с тем египетскую помощь на свою сторону. Так, принц Сети, сын, так похожий на своего отца, однажды ночью был убит в своей постели, а его люди окончили жизнь рабами. В Кеми об этом ничего не узнали. Сети быстро забыли, и только воины иногда вспоминали о своем любимом военачальнике. После смерти Нефертари Рамзес хотел побудить свою старшую дочь Мерит снова вернуться ко двору. Однако она теперь управляла имением бабушки, не хотела больше видеть людей и жила только своими воспоминаниями. Поэтому она ответила на просьбу отца отказом. Рамзес хотел предпринять еще что‑ либо, чтобы сделать ей приятное, и пожаловал дочери титул царицы. Мерит поблагодарила его, довольно сдержанно приняла корону с уреем во время одного из праздников Зед и с тех пор до конца жизни избегала появляться в Пер‑ Рамзесе. Главным содержанием ее жизни стали поездки к гробнице Пиайя, которые она предпринимала два раза в год: одну в день его смерти, а другую в день праздника поминовения усопших, когда жители Мемфиса посещали гробницы, кропили Дома Вечности вином и молоком и устраивали перед открытыми входами веселые праздники, в которых, как они думали, принимают участие ка милых их сердцу умерших. При помощи своего единокровного брата, верховного жреца Хамвезе, Мерит велела устроить свою собственную гробницу непосредственно рядом с гробницей Пиайя. Обе погребальные камеры примыкали друг к другу, и Мерит велела их связать узкой шахтой, чтобы ее и его ба могли без помех посещать друг друга. Во время прекрасного праздника поминовения усопших она приказывала ставить стол перед входом в гробницу Пиайя и ела за ним вместе с Такой и детьми, и обе они были убеждены, что ка Пиайя сидит вместе с ними за столом. Такка вскоре потеряла робость перед принцессой, и они называли себя, само собой разумеется, двумя супругами Озириса‑ Пиайя. Маленькая темнокожая нубийка родила умершему мужу дочь, и теперь трое детей и две женщины каждый год заботились о том, чтобы ка мастера имело достаточно богатых жертв. Мерит велела одному способному художнику окончить картины в гробнице Пиайя, так что мастер больше не оставался тенью, а осветился радостными красками жизни. В день его смерти Мерит всегда появлялась одна, по ее приказу гробницу открывали, и она вела беседы со своим возлюбленным. Она клала руку на его саркофаг из серого гранита и говорила: – Вот я снова здесь, любимый, твоя маленькая львица посещает тебя. Как ты проводишь свои дни? Есть ли у тебя все, что тебе нужно? Не стало ли для тебя ожидание слишком тяжелым? Ты должен потерпеть, Пиай, я скоро приду. Что значит еще пара лет в сравнении с вечностью? Для тебя это ничего, однако мне время кажется очень долгим…
Примечания
Анк – знак счастья, символ вечной жизни. Анубис, или Инпу. Ба – понятие, близкое по значению слову «душа». Один из пяти элементов, составляющих человеческое существо. Ба присутствует при взвешивании души человека на суде Озириса. Изображался в виде птицы с человеческой головой, летающей между мирами живых и мертвых. Баст, или Бастет. Глаз Удет – символ счастья, часто использовался как амулет. Гор, или Хор. Деб – мера веса монеты, равная 91 г. Дом Вечности, Жилище Вечности, Вечное Жилище – усыпальница. Зед – праздник, тридцатилетний юбилей правления фараонов, в который происходит мистическое омоложение царя. Изида, или Исида. Итеру, или итер, – единица измерения расстояния, равная примерно 10 км. Ка – термин для обозначения жизненной силы, духа человека, который после физической смерти продолжал жить внутри гробницы. Один из пяти элементов, составляющих человеческое существо. Иероглифическое изображение – две поднятые вверх руки. Кеми, или Кемет, – старое название Египта. Кефтиу – остров Крит. Колонна Дет – символ счастья; часто носили как амулет. Куш – Нубия и часть современного Судана. Локоть – мера длины, равная 0, 455 м. Мен‑ Кау‑ Ра – царь Микерин (около 2485–2457 до н. э. ); см. также Хуфу. Мин – бог плодородия, изображался как мужчина с возбужденным фаллосом. Мозе (еврейское Моше), или Моисей, – библейский пророк. События, предшествовавшие бегству молодого Моисея из Египта, действительно могли происходить в первой половине XIII в. до н. э., т. е. в царствование Рамзеса II. Исход же, как полагают, имел место уже после смерти фараона‑ строителя, предположительно в начале XII в. при Рамзесе IV, который, как известно, умер не своей смертью, а погиб – по мнению одних, преследуя евреев, по мнению других, в результате заговора. Так или иначе, в правление Рамзеса IV Египет действительно переживал неурожаи и эпидемии, которые, согласно Библии, были следствием нежелания фараона следовать Божьей воле и отпустить евреев с миром. Монту, или Монт. Мут – богиня в образе ястреба, супруга Амона. Как напоминание о ней, супруга фараона, воплощенного бога, носит хохолок ястреба. Небмаре – фараон Аменхотеп III (прав. 1403–1365 до н. э. ). При нем культ Амона‑ Ра в Египте достиг своего расцвета. Нефертем – бог благоухания, сын Птаха и Сехмет; изображался также в виде цветка лотоса. Нефтида, или Нефтис. Нимаре – фараон Аменемхет III (прав. 1842–1798/95 гг. до н. э. ). Обе Страны – объединенный Верхний и Нижний Египет. Озирис, или Осирис. Он – священный город бога Солнца, известный позднее как Гелиополис. Опет – большой праздник в Фивах, мистическое соединение бога Амона с его супругой Мут. Открывания рта церемония – магическое оживление мумии в погребальном обряде древних египтян. Перет – время посева, с октября по январь. Птах, или Пта. Пядь – 0, 7 локтя; см. Локоть. Ра, или Ре. Рамзес, или Рамсес, II (собственно Рамессу, что в переводе с египетского означало «Ра породил его») – сын, соправитель и наследник Сети I, внук Рамзеса I, правил с 1279 по 1212 г. до н. э. Подобно своему отцу, вошел в историю как воин и строитель. При нем были возведены гипостильный зал в Карнаке, несколько храмов в Судане, множество зданий в Фивах, перестроена его историческая родина город Танис (Пер‑ Рамзес). Вершиной древнеегипетской культуры считаются Большой и Малый храмы в Абу‑ Симбеле (Нубия), построенные Рамзесом II для себя и своей любимой жены царицы Нефертари. С переменным успехом вел военные кампании за пределами страны, кульминацией которых стала не вполне удачная для египтян битва с хеттами при Кадеше. Заключил первый известный в истории мирный договор с хеттским царем Хаттусили III, который обе стороны соблюдали более 50 лет. Имел большой гарем наложниц, по легенде был отцом более 50 дочерей и 100 сыновей. Правил до глубочайшей старости, сохраняя ясный ум и энергию, и оставил после себя сильнейшую в то время мировую державу. Наряду с малозначительным марионеткой Тутанхамоном, чью гробницу нашли нетронутой в XX в., и обладателем самой грандиозной гробницы Хеопсом наиболее известный фараон Древнего Египта. Себек – в египетской мифологии существо, которое ассоциировалось с братом и убийцей Озириса Сетом. Изображался как человек с головой крокодила. Центр его культа находился в Фаюме. В романе имя Себек носит бывший каторжник и предводитель разбойников, который говорит о себе: «Я Крокодил, которого боятся, ненавидят, преследуют, и, тем не менее, я второй царь в стране Кеми…» Подобно Сету, разбойник Себек и его преемник Меру противостоят фараону, который считался земным воплощением сына Озириса Гора. Сети I – фараон XIX династии (1295–1188 до н. э. ), второй по счету династии Нового царства, правил с 1294 по 1279 г. до н. э. Талантливый военачальник, он был сыном военачальника, а позже фараона Рамзеса I, преемника Хоремхеба и основателя династии. Возможно, происходил от гиксосов. Вел успешные военные кампании против народов Палестины и Ливии, усмирил бедуинов. При нем Египет обрел небывалую мощь. Богатства государства были вложены в грандиозное строительство. Гробница Сети находится в Долине царей, а поминальный храм – в Абидосе. В последние годы своего правления опирался на сына и соправителя Рамзеса II. Символы Верхнего Египта – Сет, коршун, тростник, лотос, белый цвет двухцветного царского венца. Символы Нижнего Египта – Гор, кобра Уто, пчела, папирус, красный цвет двухцветного царского венца. Систр – музыкальный инструмент, атрибут богинь Хатор, Баст и Изиды. На нем учили играть девушек из знатных семей. Скарабей – почитавшийся в качестве символа бога Солнца навозный жук. Скипетр Уаз – символ счастья. Скипетр Хека – искривленный скипетр фараона. Сокар – в египетской мифологии один из древнейших богов. Считался богом загробного царства. Имел три человеческие головы, тело сокола с могучими крыльями и змеиный хвост. Страна Пчел – Нижний Египет. Страна Тростника – Верхний Египет. Узелки Изиды – символ счастья. Упваут – священная собака, которая в качестве открывающей пути идет во главе процессии богов. Урей – носимая только членами царского дома на лбу золотая змея, символ, отгоняющий зло. Хабиру, или хабири, – название этого народа упоминается в документах из архива Амарны. Предполагается, так египтяне называли евреев. Хамазин, или хамзин, горячая, часто длящаяся несколько дней песчаная буря, обычно случается в марте – апреле. Хапи – бог плодородия, воплощение Нила; изображался в виде гермафродита. Хатор, или Хатхор. Хатшепсут – женщина‑ фараон XVIII династии (прав. 1478–1458 до н. э. ). После смерти своего единокровного брата и мужа Тутмоса II стала регентшей при Тутмосе III, малолетнем сыне ее мужа от наложницы, но вскоре провозгласила себя царем. Действительно носила церемониальную накладную бороду и изображалась мужеподобной – без груди. В остальном Рамзес зря потешался над Хатшепсут, поскольку она вошла в историю Египта как мудрый и миролюбивый правитель. Она осмелилась послать целый флот в страну Пунт (п‑ ов Сомали), и он вернулся груженный золотом, слоновой костью, благовониями и прочими несметными богатствами. После смерти Хатшепсут мстительный Тутмос III повелел стереть ее имя со всех монументов, но не смог изгладить образ сильной и мудрой женщины из памяти потомков. Хекат – мера объема, равная 4, 5 л. Хетты – народ, населявший хеттское государство (Хатти) в Малой Азии (первоначально в Восточной Анатолии) в XVIII – нач. XII вв. до н. э. Соперник Египта в борьбе за господство в Передней Азии. Несколькими десятилетиями позже описываемых событий распалось. Хнум – в египетской мифологии бог с головой барана. Одна из версий о сотворении мира гласит, что Хнум создал мир и человека на своем гончарном круге. Центр культа этого божества находился на острове Элефантина. Хонс – бог луны, сын Амона и Мут. Хуфу, более известен как Хеопс, – фараон Древнего царства (IV династия), правивший в XXVI в. до н. э. (2570–2545 гг. ). Его пирамида (творение зодчего Хемиуна) наряду с пирамидами Хефрена и Микерина близ современной Эль‑ Гизы признана одним из семи чудес света – единственным, дошедшим до наших дней. Но дошла она не в том виде, в каком ее возвели. В древности пирамиды были облицованы отполированными плитами белого известняка, а вершины их покрывали медные листы, сверкавшие на солнце. Пирамида Хеопса – самая грандиозная, ее высота изначально достигала 147 м. А пирамида Хефрена славится своим гигантским лежащим сфинксом. Гробницы царей окружают меньшие по размеру усыпальницы их жен. В романе Рамзес и Хамвезе находят гробницу Хуфу‑ Хеопса уже разграбленной, что, по всей вероятности, так и было в XIII в. до н. э. Шазу – народы пустыни, бедуины. Шему – время сбора урожая, с февраля по май. Ширдану – личная охрана царя, подразделение, сформированное из чужеземцев‑ наемников. Эхнатон, он же Аменхотеп IV, – фараон XVIII династии (прав. 1352–1338 до н. э. ). Известен тем, что на втором году самостоятельного правления, возможно, под влиянием своей супруги Нефертити, радикально пересмотрел традиционный культ Амона‑ Ра и прочих богов пантеона и заменил его культом единого бога Атона. Построил в Карнаке храм Атона и на пятом году своего правления начал возведение на восточном берегу Нила новой столицы – Ахетатона. В народе преобразования Эхнатона не нашли поддержки, а высшие сановники и жрецы были так раздосадованы ими, что после смерти Эхнатона все следы его деятельности и все упоминания о нем были стерты с лица земли и со стен храмов. Ахетатон (Амарна) превратился в город‑ призрак, развалины посреди равнины. Таковым его и видят в романе Рамзес, Енам и Мена. Но благодаря архивам Амарны мы знаем довольно много о реформаторской деятельности фараона‑ поэта Эхнатона.
[1] Пер‑ Рамзес‑ Мериамон, или Дом Рамзеса, – новая роскошная столица, основанная Рамзесом Вторым. – Здесь и далее прим. перев.
[2] Фараон и его наследники почитаются как боги, а к богу принято обращаться на «ты».
[3] Военизированное формирование, аналог современной полиции, следившее за порядком и занимавшееся поимкой преступников. – Здесь и далее примеч. ред.
[4] Здесь: электрон – магниевый сплав.
[5] Союз азиатских племен, вероятнее всего, семитских, сложившийся в Палестине и на Синае. Основу его составляли амалекиты (библ. амалекитяне) и хабиру – вероятные предки евреев. Гиксосы захватили Дельту ок. 1700 г. до н. э. и, подчинив себе весь Египет, правили до 1580 г. до н. э. Первые шесть фараонов‑ гиксосов вошли в официальный список царей Египта как представители династии «царей чужеземных стран».
[6] Сириус, самая яркая звезда, названная в честь бога Озириса. Ее также называли «слезой Изиды». Появление Сириуса на востоке знаменовало начало нового года и новый разлив Нила. В древности совпадало с днем летнего солнцестояния 21 июня.
[7] Современный Асуан.
[8] Так древние египтяне называли евреев, живущих на территории их государства.
[9] Так древние египтяне называли Средиземное море.
[10] Имеется в виду правительница Хатшепсут.
|
|||
|