Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Часть III 8 страница



– Я не для того давала сыну образование, чтобы он таскал мешки с дешевым хламом!

Но вслух высказываться не решалась. Махмуд Тагирович к тому времени затих, перестал учреждать акционерные компании и фонды возрождения Дагестана, вернулся на историческую кафедру и располнел. Часто виделся с Пахриманом и с другими своими ровесниками, обсуждал политику, спорт, исторические события, но никогда не рассказывал им о романе. Финала все еще не было, и пришлось переключиться на поэму.

Но несколько дней назад Махмуда Тагировича осенило: многолетнюю эпопею следовало завершить торжественным славословием Дагестану, ведь его бесчисленных героев объединяла только любовь к родным горам. Решившись, Махмуд Тагирович не спал, не ел, не обращал внимания на паникующую Фариду, на тревожные слухи, взрывы и волнения и на все увещевания отвечал только одно: «Все будет хорошо, наш край непобедим».

И вот роман был дописан, рукопись распечатана и отнесена, и Махмуд Тагирович бодро шагал навстречу триумфу. Следовало купить кизлярское десертное и отметить с Пахриманом.

Как ни странно, несколько продуктовых, куда он желал заглянуть, были заперты, на дверях фирменного коньячного магазина висел замок. Махмуд Тагирович недоуменно обошел несколько неуловимо изменившихся кварталов, всюду было закрыто.

– Извините, а почему не работают магазины? – спросил он загорелого и рябого прохожего.

Тот удивленно осклабился:

– Не знаешь, что ли? Хозяева от бородатых прячутся!

Махмуд Тагирович, слегка обеспокоенный, но все еще охваченный творческой эйфорией, пошагал дальше, пока не услышал поблизости шум, голоса и хлопки. Он побежал за угол, где во дворе мечети сцепилась толпа людей, а несколько мужчин в тюрбанах ее разнимали. Махмуд Тагирович недоуменно улыбнулся и двинулся было им на помощь, но тут же почувствовал сильный толчок и невыносимое жжение в груди.

Улица резко пошла вниз, а сверху, вытесняя сознание, навалилось огромное белое небо.

 

 

Часть III

 

 

Начался кавардак. Каждый день порождал все новые и новые союзы и организации, которые лопались, объединялись или трансформировались. Полицейские, замаскированные в гражданское, прятались по подвалам у родственников. Некоторых, самых видных и высокопоставленных, все равно убивали, подкараулив где‑ нибудь у порога. Тут и там завязывались стычки, сквернословие мешалось с поминанием святых аятов, а Пахриман по четвергам вместо шеш‑ беша пил в одиночестве.

В разных концах городков и столицы, на съемных квартирах появлялись расстрелянные тела проституток, а хозяева тайных притонов спешно отращивали себе бороды и клялись, что первые жаждут расквитаться с прелюбодейками.

Темные личности бегали по ночам, провозглашая единобожие и поджигая театры, концертные залы и рестораны. Все бюсты и памятники лежали с отбитыми носами и ушами, сброшенные с пьедесталов.

Хабибула примчался на свой кутан, где жена Салимат как раз сцеживала сыворотку со свежего творога, рассказал ей, как рухнул в гранитную пыль главный махачкалинский Ленин. Губы его подрагивали от возбуждения, а Салимат подсчитывала в уме возможные убытки своей ферме.

Порт почти опустел, на нескольких брошенных судах, не уведенных в Астрахань, скрипели мачты и шныряли всплывшие откуда‑ то бродяги и городские сумасшедшие. А ночами люди в военной экипировке вламывались в дома и вытаскивали оттуда визжащих гадалок в золотых перстнях, с перекошенными от страха лицами. Тела их усеивали дворы.

Власть никому не принадлежала, но крепче чувствовался натиск тех, кто исписывал качающиеся заборы и стены недостроенных домов грозными лозунгами: «Женщины, не прикрывающие аврат{Части тела, подлежащие сокрытию от посторонних взоров (араб. ). }, будут, иншаллах, убиты! » Многие девушки, перепугавшись, переодевались в хиджабы, но иногда не спасала и маскировка. Во дворе тети Ашуры пережевывались страшные слухи о казни певицы Сабины Гаджиевой.

По одной из версий, ее выследили, когда она выезжала из города, в темных очках и замотанная в платки. Заблокировали автомобиль, закидали булыжниками и кирпичами. По другой версии, нагнали ее с любовником на границе со Ставропольем и уложили гранатой. Сыновья тети Ашуры уверяли, что убийства певичек и проституток – дело рук одной, рвущейся к браздам правления, банды. Впрочем, некоторые считали, что Сабине все же удалось ускользнуть.

На улицах слышался стук и грохот. Бывшие базарные торговки, навьюченные кастрюлями и одеялами, искали новых прибежищ, дети жгли мусорные баки и петарды, а в телевизионных экранах прочно поселился главный амир республики с косым шрамом через лицо.

В брошенных в панике университетах, гражданских судах и министерствах вылезшие из лесов муджахиды приветствовали друг друга указательными пальцами и радостно смеялись: «Ассалам алейкум», «Ваалейкум салам».

Целые фуры уходили на юг и пытались прорваться на север. Марья Васильевна тряслась в кузове большегруза меж дубовых тумбочек и тяжелых, с советскими еще наклейками, чемоданов, полных дареного богатства. В тесном бюстгальтере Марьи Васильевны, прилипнув к мягким грудям, мокли чудом вырученные за квартиру рубли, а тонкие губы заранее пришептывали слова, назначенные невидимым охранникам Вала: «Ради Христа, пустите, я своя, на эту нерусь всю жизнь пахала! »

Школа, где работали Марья Васильевна и мать Шамиля, превратилась в штаб партии имарата Кавказ, а директор и двадцать пять его коллег, как рассказывали тете Ашуре, были повешены у главного проспекта на непонятно как избежавших вырубки старых липах. За неверие и, в частности, за то, что не допускали на уроки девочек в хиджабах. По городам раскатывали черные «приоры», рассыпая по пыльному асфальту обочин листовки с шипящим призывом признать Маджлис‑ уль‑ Шура, амиров и кадиев великого мусульманского имарата. Гнусавый голос из телевизора пьянил раскатистыми призывами: «Мы, машалла, изгнали кяфиров с наших земель, а теперь пришла пора укрепиться, расквитаться с пособниками нечистых, с теми, кто воровал, обманывал и потворствовал проискам Русни! После этого, иншаллах, Кавказ из Дар‑ уль‑ харб, территории войны, превратится в Дар‑ уль‑ Салам – территорию мира! Когда шариат укоренится на нашей земле, спокойствие и справедливость придут к нам в дома, а границы, иншалла, раздвинутся до исконных пределов исламского мира!.. »

– Умалишенные и убийцы не могут прийти к власти, – твердил Велиханов, потрясая перед домашними желтоватыми ладонями, – они немного попразднуют, а потом мы их сметем! »

– Кто мы? Сидел бы ты дома! – стонала жена, в изнеможении падая на диван под вытканным на ковре имамом Шамилем.

Наконец черные флаги с саблями под выведенными арабской вязью словами «Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад – посланник Аллаха» затрепетали на здании Правительства, а потом, по слухам, разлетевшимся в горах, предгорьях и равнинах, члены дагестанского «джамаата» торжественно встречали из Чечни предводителя Джихада. Ему присягнуло несколько тысяч незапятнанных еще кровью юношей, произнесших публично клятвенные слова баята{Присяга (араб. ). }.

Кадий призрачного государства вышел из тени и принялся устанавливать полевой трибунал для всех, кого приволакивали к нему за отказ от главных догм Салафии, за преданность какой‑ либо религиозной школе или ученому, за пагубные новшества, за вредные иносказания и чертовы суфийские пляски. Девицы хоронили диски с популярными песнями глубоко под матрасами, а потом передавали друг другу страшным шепотом, что некую Нажибу из Ленинкента расстрелял собственный двоюродный брат, и всего‑ то за то, что она отказалась прятать волосы, а Марину из Буйнакска закатали в бетон за развешанные по комнате плакаты красавчиков‑ музыкантов.

Камилла с тоской и злорадством вспоминала Эльмиру в роскошном свадебном платье на плоской груди и думала о том, что если Ханмагомедовы не улетели на своем вертолете, то уже давно гниют в могиле. Впрочем, узнать что‑ либо наверняка было практически невозможно. Газетные редакции попрятались, киоски затихли, и вместо целого вороха изданий появилось на свет одно – с той же шахадой{Устойчивая фраза‑ свидетельство о вере в единого Бога и пророческую миссию пророка. } и саблей вместо эмблемы.

Что‑ то странное творилось со связью. Мировая сеть иногда оживала, и тогда лежащие в карманах телефонные трубки выглядывали на свет и с перебоем показывали то пеструю новостную ленту, то испещренные ругательствами, призывами, аргументами и контраргументами странички социальных сетей.

Но, едва забрезжив, виртуальная реальность снова меркла, вынуждая смятенных жителей припадать к радиоприемникам, откуда сквозь помехи сочились голоса зарубежных национальных редакций, вещавших на нескольких дагестанских языках. Голоса торжествовали, поздравляли, мечтали, благословляли, проклинали – и тем смущали окончательно.

Самым вездесущим и действенным было сарафанное радио. Молва носилась, меняя обличья и форму, донося невиданные вести про взбесившихся ботлихских коров или разом засохшие гергебильские абрикосы, про восстание в Мамедкале и Магармкенте и контратаку муджахидов, разгромивших сепаратистский Юждаг.

– У нас нет наций, у нас есть Аллах! – вещал телевизор разными голосами. Чеченцы и кабардинцы, балкарцы и ингуши, карачаевцы и дагестанцы забудут о границах и о своих джахилийских обычаях и встанут единым исламским фронтом под знаменем таухида!

Но множились и другие слухи – о силах, сплачивающихся в горах вокруг тарикатских шейхов, о тайном заговоре против салафитского правительства, о национальных фронтах, готовящих неожиданный удар, и даже о новом движении воинствующих атеистов со смешанной, не то либеральной, не то коммунистической программой.

Люди, плутающие по столице, тут и там наталкивались на разлагающуюся плоть города. Из‑ под канализационных люков клокотала вода, провода искрили и обрывались, электричество вспыхивало и гасло. По улицам сновали старые женщины, скрюченные под газовыми баллонами, и охотники за продовольствием, спешившие на дежурство у порогов оскудевших магазинов, откуда уже исчезли многие товары.

Самые страшные толки ходили о готовящихся диверсиях на горных гидроэлектростанциях. Подрыв гигантской арочной плотины Чиркейской ГЭС не только обесточил бы весь имарат, но еще и наводнил бы кипящими сулакскими водами и прикаспийскую низменность, и даже Махачкалу.

Невестка погрузившейся в траур Фариды, недолго думая, сбросила пестрые кофточки, облачилась в чернейший никаб, на торговой лавке своей повесила черный флаг пробудившегося имарата и посадила за кассу покорного мужа.

– Теперь женщинам запрещают выходить на работу, – объясняла она Фариде, – так пускай думают, что всем заведует мой муж.

Другая невестка, жена Фаридиного богатого брата, прибежала в слезах и с порога запричитала:

– Хасан пошел к ним делиться, чтобы не закрыли завод! Они его разорят, а потом убьют!

Фарида молчала, глядела на улыбавшегося со стены человека с желтой бородавкой и размышляла о рисе. Хотелось бы приготовить в казане плов, но продукты не завозили, и рис невозможно стало достать.

– Скоро они и деньги поменяют, а на деньгах будет изображен саудовский король, – продолжала братнина жена. – А ты видела, как много у нас стало палестинцев, иорданцев, арабов. Скоро в школах будут только на арабском обучать. А если честно, школ вообще не будет, только медресе. Так Хасан говорит.

И вправду, на улицах то и дело попадались темнолицые вооруженные до зубов иностранцы, придирающиеся к одиноким или незакрывшимся женщинам. Один из них даже стал наибом главы имарата, торопя его как можно скорее ужесточить расправы над упорствующими муртадами. Некоторые из очарованных Салафией юнцов считали этого наиба мессией, потомком пророка, который окончательно очистит ислам от чудовищных примесей, а муджахиды‑ ветераны били юнцов кулаками по макушкам и наставляли:

– Выкиньте эту шиитскую заразу из ваших мозгов! Не надо ставить наиба выше амира, а мессию выше пророка!

Но мессия, Махди, все же явился. Сначала в Кумухе, потом в Левашах, а потом и в Куруше, на высоте в две тысячи пятьсот шестьдесят метров над уровнем моря. Один из жителей Куруша в самый разгар беспорядков спустился в новый равнинный Куруш, расположенный в Хасавюртовском районе. Туда переселили жителей нескольких сел Докузпаринского района после передачи части докузпаринских земель Азербайджану в тысяча девятьсот пятьдесят втором году. Так вот, обойдя вместе со своими последователями дворы и тухумы курушцев, ихирцев, мацинцев, смугульцев, лехинцев, хюлинцев и фийцев, этот угрюмый мужчина нарек себя знаменитым Махди, о котором предвещали хадисы.

«Он происходит из арабского племени корейшитов, как и все курушцы, то есть является потомком пророка, салаллаху алайхи вассалам, – толковали последователи. – А еще он родился в тысяча девятьсот семьдесят девятом году, то есть в тысяча четырехсотом году по хиджре, что и предсказывал ученый Бадиуззаман Саид Нурси. Он – первый истинный Махди и должен стать вашим правителем, чтобы восстановить чистоту и силу ислама! »

Многие из тех, кто до этого живо верил в детей с именами Аллаха на спинах и в пчелиные соты с самопроявившимися цитатами из Корана, поверили в истинного Махди, и стали устраивать в честь новоявленного мессии шествия, петь гимны. Дом его дяди в новом Куруше превратился в место святого паломничества и был украшен цветами и зеленой материей, а на крыше засиял полумесяц.

Когда о Махди прознали во всем имарате и в новый Куруш полились подарки и подношения из соседней Чечни, совещательный орган Маджлис‑ уль‑ Шура забил тревогу. Дом дяди был оцеплен и подорван с четырех концов, хотя Махди и успел улизнуть куда‑ то на юг со всеми подарками.

Беспорядки продолжались. «Жжем все, что написано слева направо! » – неожиданно сорвалось с плакатов, развешанных в Махачкале.

– Странно, – удивлялись люди, – получается, надо сжечь и сам плакат!

В этом и вправду крылось противоречие. Правительство решило перевести все вилайяты{Основная административно‑ территориальная единица в некоторых странах Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока. } на арабский алфавит, но сделать это молниеносно было сложно. К тому же и сами муджахиды не знали арабского, как, впрочем, и своих родных языков, и вынуждены были общаться на русском.

Тем не менее запылали не только архивные хранилища, музыкальные фонды, но и библиотеки. Правда, буквально на следующий день указ отменили, сожжения прекратились, а русские переводы Корана пощадили. Решено было действовать постепенно.

Переехав от ошалевших родителей к мужу, Мадина ходила к женам и вдовам муджахидов. Все они радовались неожиданной победе и вслух мечтали о времени, когда неверующие окончательно перевоспитаются или исчезнут и в имарате наступит раздольная и праведная жизнь, как в Саудии.

– Не зря погибали мои мужья! – говорила горбоносая мусульманка, распухая от гордости. – Все они сейчас смотрят на меня из рая и радуются, что я дожила до чистых времен!

– Ты уж молчала бы, Зарият, – поддевала ее другая. – Когда твоего Усмана, да примет Аллах его шахаду, убивали, ты была с ним в доме, но вышла, когда собаки‑ муртады тебя позвали. Говорят, ты заложила нескольких наших братьев.

– Да что ты говоришь, аузубиллях! {Прибегаю к защите Аллаха (араб. ). } И кто меня здесь учит? Сестра, которая по аське делала наставления мужчинам, зная, что это запрещено! Сестра, которая просила не убивать своего брата‑ куфрохранителя, которая не хотела рвать связь с родителями‑ джахилями! На тебя бы еще надавили, и ты ушла бы, вернулась бы в свою неверную семью, к своему проклятому брату! Субханаллах, мы открыли тебе глаза и удержали от этого ужасного шага! А Усман меня сам попросил выйти наружу и передать умме его последние слова, рассказать о его стойкости! И потом, когда я принимала поздравления, разве мне не хотелось плакать? Хотелось, а я улыбалась и радовалась, что Усман в раю, и не жалела себя, потому что это эгоизм и глупость.

– Зато тебя родители не избивали за то, что ты носишь хиджаб! Тебе не говорили: «Лучше приходи домой беременная, чем в хиджабе! » А мне говорили!

В этих спорах проводили они вечера, а потом читали хадисы, нянчили детей, и Мадина ощущала, как крепнет в ней вместе с иманом и зачатым уже дитем вера в наступившее счастье.

 

 

– Скорее, скорее! – разбудила Арипа одна из сестер. – Ты слышал, что делается? Они хотят…

По слухам, люди, ночами поджигавшие театры и рестораны, принялись за музейные хранилища. Арип вскочил и, сетуя на неработающие телефоны, помчался к площади, где еще валялся свергнутый бронзовый Ленин, мимо забитых крест‑ накрест дверей бутиков, потертых и оборванных объявлений о купле‑ продаже шлакоблоков, перепрыгивая через зияющие люки и зловонные кучи мусора…

Дома на старческом ложе лежал отец Арипа, отталкивая дрожащими от слабости руками протянутую матерью ложку.

– Он готов умереть от голода, лишь бы не показывать свое бессилие, – все время сокрушалась сестра Арипа.

Эти сражения происходили несколько раз на дню. Необъятная мать приседала у хилого, но как будто затвердевшего от упрямства тела, пыхтя и поругиваясь. Отец брыкался, не желая питаться с ложки, выдергивал ее у матери, но тотчас ронял на пол.

Как же они поженились? Когда никто из родни уже не верил, что их ученый Мурад, уже почти сорокалетний и погрязший в бумажках, термометрах, вычислениях, перестанет наконец лягаться и выберет себе жену. И все же чудо свершилось, и свадьба была сыграна.

Сразу после свадьбы отец с новым рвением принялся за свои энергетические проекты. Он бегал в институт высоких температур и возвращался оттуда взъерошенный, обновленный.

– Представляешь, Хадижа, мы уже построили дом, который круглый год питается природной энергией. А скоро на Каспии и в горах будут созданы фотоэлектрические, термодинамические, солнечно‑ биогазовые, солнечно‑ ветряные станции мощностью…

И отец Арипа пускался в красноречивые рассуждения о гелиоприемниках и теплообменниках, автоматической системе управления и баках‑ аккумуляторах. Жена Хадижа слушала его с благоговением, краснея от напряжения и натирая до блеска почерневшее днище кастрюли.

Не дождавшись нужной реакции от миловидной жены, Мурад бежал в свой кабинет и нависал над сказочными чертежами, из которых вот‑ вот должны были вырасти огромные напоенные солнцем дворцы будущего. Часами он просиживал над картой дагестанских геотермальных месторождений, высчитывал количество солнечных дней и силу ветра и снова мчался в свой институт, где разрабатывались поражающие смелостью сельскохозяйственные и даже оборонные проекты.

Пока Мурада распирало от солнечной дерзости, Хадижа драила полы и мебель, белила и крахмалила белье, фаршировала и мариновала, пекла и консервировала. Ее большие красные руки только и знали, что рубили, катали, сучили, месили, сворачивали, выжимали, чистили, завязывали, распарывали, соскабливали, а живот то рос, то опадал. С каждой беременностью на свет появлялась девочка, и Хадижа горестно всхлипывала: «Когда же мальчик? »

Глядя, как его квартира, прожженная думой о солнце и стерилизованная Хадижиными тряпками, наполняется шумом и криками Саиды, Фаиды, Наиды, Аиды, Забиды, Валиды, Мурад только хмыкал и улыбался.

– Может быть, хватит? – спрашивал он жену. Но Хадижа, пропахшая жареным луком и шкворчащими маслом сковородками, не унималась. Она должна была родить сына.

Так и случилось. Вслед за Саидой‑ Фаидой‑ Наидой‑ Аидой‑ Забидой‑ Валидой явился Арип. Он тоже попался в солнечную ловушку. Отец возил его с собой в экспедиции и показывал таинственные подвалы и гигантские бассейны, ночью освещаемые и обогреваемые накопленной за день солнечной силой.

Возвращаясь домой, Мурад обнаруживал чистеньких, сидящих рядком за работой дочек и вылизанные до блеска комнаты.

– Опять, Хадижа! – кричал Мурад, сунувшись в свой кабинет и вылетая оттуда с выпученными глазами.

– Что, Мурад? У тебя был страшный беспорядок. Я выкинула эти старые бумажки, которые торчали из книжек, уложила их на полки. Если бы не я, у тебя там на столе давно завелись бы черви!

И отец Арипа со стоном выискивал книги, разложенные женой по росту и цвету обложек, и, чертыхаясь, искал заложенные места.

А потом мечта о солнце лопнула. Разработки остановились, проекты канули и заморозились, а отец Арипа побледнел и сник, как будто его продырявили. Мать же, наоборот, начала расти вширь, словно желая восполнить призрачность мужа.

Иногда отца словно встряхивало, и он принимался строчить статьи и прошения, умоляющие и требовательные, гордые и оскорбленные, но дело не менялось. Лампы‑ колоссы больше не загорались, бассейны, подвалы и чудо‑ дома тихо стирались из времени и пространства.

Мать, осмелевшая после рождения Арипа и раздобревшая от плодородия, квасила и молола с пущей силой, а Фаида‑ Наида‑ Аида‑ Забида‑ Валида были счастливо сбыты с рук и отправлены к мужьям с пуховыми подушками, столовыми приборами, хрустальными вазами, чеснокодавилками и закатанными в рулоны войлочными коврами.

Самую старшую, Саиду, мать решила оставить при себе как наперсницу, и, обреченная на вечное девство, Саида парила матери пятки, варила телятину для капризничавшего отца, белила потолки, отделывала платки бахромой и холила бесчисленных племянников.

Арип с детства отдался во власть чисел. Так же, как и его отец, он был отравлен утопической мечтой о солнце и вторил великим планам великими грезами. Уже в средних классах проглатывал он логические задачи и подбирался к информационным системам, началам анализа и экономической кибернетике.

Отец скупал для сына все новые и новые книжки с формулами, мать закармливала курзешками с мясом, Саида душила горькими поцелуями, от которых он отбивался как мог, а мужья Фаиды, Наиды, Аиды, Забиды, Валиды дразнили «ученым» и заставляли отжиматься от пола сто раз за один подход.

Иногда Арип отвлекался от уравнений и поддавался дешевой мистике чисел, выискивая тайную цифру, связанную с его судьбой. Он разлагал слова на буквы, приписывал буквам порядковые номера на основании алфавита, а дальше складывал и умножал до бесконечности.

Так он вычислил, что «Дагестан» – это 69, шестерка, обратная самой себе. Если же сокращать 69 сложением цифр, то получится 15, а потом снова 6. Арип этому страшно радовался и принимался колдовать над собственным именем.

Для точности Арип вычислил модуль своего имени. Если бы горцы могли выговорить звук «ф», то Арип был бы не Арипом, а Арифом. Разложенный на цифры «Ариф» тоже оказывался могучей шестеркой – равновесием, гармонией, Соломоновой печатью, удачей, днями творения, двуполым числом Вселенной…

Шамиль вытаскивал Арипа из мира вычислений в мир потасовок, хлопушек, печеной за гаражами картошки и кроваво‑ синих драк, «махачей». В соседнем районе заправлял силач Сережа, которого окрестные юнцы, уважая за богатырскую мощь и смелость, звали Серажем. Сераж претендовал на первенство и в их с Шамилем районе. После нескольких страшных драк, на которые сбежались посмотреть две сотни мальчуганов, был заключен союз, и Сераж вошел в мирное сотрудничество с недругом.

Повзрослев и накачав бицепсы, они сообща крышевали кого‑ то за деньги, таскали рельсы с заброшенных железнодорожных путей и бегали на танцы. Вокруг Сеража собиралась ватага рабочей русской детворы, чьи бабушки и дедушки когда‑ то бежали в обильный Дагестан из голодающего Поволжья. Он выбивал у них из рук водочные бутылки и поучал:

– Берите пример с дагов. Они не пьют и качаются, а наши только бухают. Стариков уже хоронить некому!

Дружа с дагестанцами, Сераж состоял в фашистской ячейке и вел пропаганду оздоровления русской нации через подражание врагу, а в перерывах между политпросвещением и физподготовкой неплохо подрабатывал написанием заказных курсовых и дипломов. Потом, когда Арип уже учился в Москве, Сераж захаживал к нему на ночевку, чтобы наутро отправиться в грубой косоворотке к окраинным братьям‑ скинам.

Именно от Сеража Арип впервые услышал об ограждающем Вале, который, по мнению бритоголовых бунтарей‑ неучей, явится и спасет Россию. Тогда эти невежественные байки, передаваемые через крупного, мощного, иронизирующего вожака Сеража, казались нелепым вымыслом мятущейся гопоты, а теперь неожиданно обрели плоть и ясность.

На московском мехмате Арип изо всех сил догонял гениальных сокурсников, зачитывавших число «пи» по памяти до тысячной цифры, сведущих в вариационном исчислении, топологии и комплексных переменных лучше, чем в собственных родовых корнях. Сначала в университете, а потом на службе Арип вращался среди умниц и сумасшедших, живущих одной математикой, и никак не мог предположить, что мир, расколотый надвое, булькнет и лопнет, что фантазии бездумных Серажиных парней так быстро овеществятся.

Московские улицы заполнялись кровожадными толпами подростков, когда светловолосый Арип прорвался за городскую черту к дагестанским автобусам и помчался в перевернутый мир за Валом.

 

* * *

 

Площадь была уже совсем близко. Арип преодолел еще два поворота и понял, что сильно опоздал. Перед входом в осиротевший музей чернела груда искрошенной керамики. Несколько мужчин, бродивших по площади, прятали глаза, а один на вопрос Арипа тихо ответил:

– Утром, на рассвете, экскаваторами… Идолы, говорят.

Арип присел на корточки перед рассыпавшейся в хлам историей и почувствовал, как что‑ то тяжелое растекается по нутру, подступая к горлу.

Он смотрел на осколки антикварных тарелок, керамических фляжек и светильников, тарных кувшинов с рельефными пиктограммами, а со стороны новоявленного Маджлиса‑ уль‑ Шура, потрясая винтовками, приближались оливковокожие эмиссары.

– Уходи, уходи, брат! – крикнул Арипу один из наблюдавших за ним земляков, и Арип бездумно подчинился его приказу.

Эмиссары провожали удаляющегося Арипа злыми, но праздничными взглядами. Сегодня были разграблены запасники и витрины. Сегодня были похищены старинное оружие и ткани с кайтагской вышивкой, деревянные резные шкатулки и сердоликово‑ гагатовые бусы, черненые позолоченные пояса и нагрудное серебро, усеянные камнями шишковатые браслеты и закрученные змеями серьги, кукемы и думчи, чохто и бронзовые булавки. Но самое главное – исчезли отлитые тысячелетия назад бронзовые статуэтки гологрудых и полнозадых женщин, а также смеющихся всадников, свесивших ножки с лошадиных боков и застывших в адорических позах куколок, древних горцев, поднявших чаши‑ рога, в высоких, схожих с венцами, уборах и абсолютно голых человечков с торчащими гениталиями. Амирами вилайята решено было переплавить срамные фигурки в имя Аллаха, тем самым укрепив единоличную власть Бога.

Оставляя позади себя скалящихся эмиссаров и удрученных, похожих на тени, свидетелей, Арип направлялся в еще работавший подвальный кафетерий, где они условились встретиться с Шамилем. Люди вокруг обсуждали уничтожение экспонатов. Старухи цыкали по углам, сгорбившиеся горожане кусали губы, а отныне бесстрашные муджахиды, потомки смеющихся всадников, ликовали от свершившегося правосудия.

На улице, спускающейся к морю и взорванному железнодорожному полотну, разгорался огромный, до неба, костер.

– Горит! Идем, да, резко, Магашка, тама горит! – кричали уличные подростки, махая руками.

У следующего музея, где были свалены в кучу европейские гипсовые мадонны и грации, конные индейцы, христианские святые и советская агитационная посуда с матросами, лозунгами и знаменами, горели картины с изображениями людей и животных. Плавились турок с кальяном и возносящаяся Мария, вещая птица Гамаюн и женщина с бутылкой, итальянка у бассейна и натюрморт с зайцем, полыхали горцы, гулявшие на месте сдачи имама Шамиля, и солдаты, штурмующие аул Гимры, отряд Аргутинского, переходящий через Кавказский хребет, и русский лагерь под Гунибом… Щепки летели в серый от пепла воздух, масло пузырилось и капало на горящие холсты, как слезы.

– Смотри, смотри! – гикали мальчишки.

– Хайваны, – тихо плевались женщины.

– Прячьте семейные фотографии, – шептали друг другу озабоченные отцы.

Арип прошел мимо костра как пьяный, не останавливаясь и не давая волю переполнявшей его ярости. Молодые мужчины в камуфляжах глядели на него исподлобья:

– Ле! Что хмуришься, ле? Картины с живыми – это харам!

Ноги Арипа гудели, как струны расстроенного рояля, но он продолжал идти, не встречаясь глазами ни с кем из камуфлированных соглядатаев, заслонившись маской оцепенения.

 

 

В чудом уцелевшей подвальной кафешке плыли испуганные шепотки, а разогнанный вентилятором воздух густел от вздохов. Арип смотрел на расширенные зрачки посетителей, сбившихся в один живой колышущийся ком и тихо передававших друг другу вести.

Все, все магазинчики, хлебопекарни, все мелкие парикмахерские и обувные будки, музыкальные отделы и кинотеатры заколочены, заперты, а хозяева их запуганы. Амина, продававшая домашнюю выпечку, обчищена бородатыми, разорена. Переоделась в темную хламиду и за ночь покрылась морщинами, как старуха.

Салоны красоты разгромлены, а хозяек их подкарауливают на улицах и обливают скверно пахнущей жижей.

Девицы, появившиеся зачем‑ то на главной площади в майках с узенькими бретельками, по слухам, еле удрали от разъяренных дружинников‑ арабов.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.