Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Часть III 5 страница



Кое‑ как сорвав с себя штаны и футболку, Шамиль рухнул на простыню и провалился в сон.

 

 

Часть II

 

 

Утром город зажил с удвоенной силой. По разбитым дорогам заторопились рабочие в пыльных робах, по дворам с молочными бидонами забегали звонкоголосые женщины, на улицах стали попадаться спортсмены в кричащих шортах и старики, спешащие трусцой к морю. Шамиль проснулся с похмельным чувством, пометался по пустой квартире и, нежданно взбодрившись, схватил купальные шорты и тоже помчался на пляж, мимоходом взглядывая на столпившихся во дворах детей, поливающих из резиновых шлангов намыленные ковры.

По дороге в будке у какого‑ то салона красоты он купил горячую, хрустящую буханку хлеба, только что выгруженную из заводского грузовика. Расплачиваясь, заметил за окном салона дочку соседки Камиллу. Она сидела на крутящемся кресле, откинув густые волосы в руки мастерицы и не глядя на Шамиля. Он двинулся дальше, на ходу разрывая буханку на части и запихивая хлеб за небритые щеки, а Камилла продолжала рассказывать парикмахерше про свадьбу Ханмагомедовых.

– Уя, миллион за платье! – удивлялась та, освобождая Камиллины пряди от бархатных бигудей.

– Я его видела даже, сама Эльмира показывала. Там жемчуг настоящий, сразу видно, кружево ручное.

– Машалла, машалла{Как угодно было Аллаху (араб. ). }, – завороженно шептала мастерица, ловко перебирая пальцами. – А у меня соседка сэкономить решила, взяла себе простое. Фасон «Русалка» же есть, но без блесток, без ничего. Ты знаешь, так смотрелось беспонтово, потом все обсуждали, что она в дешевке замуж выходила.

– А может, оно дорогое было.

– Да ну, не было! Люди сходили в «Малину», узнали, что почем, у нас не скроешь. Может, мы тебе золотое опыление сделаем?

– Нет, не надо, я опыление не люблю.

– Я тут вчера одной женщине маникюр делала. Такая умная женщина, в хорошем месте работает. И, короче, она мне жалуется, типа у нее дочка – лешка{В Дагестане некультурная и необразованная девушка. }.

Камилла засмеялась:

– Как это лешка?

– Вот так. У меня дочка, говорит, любого пацана на районе завалить может, ходит в спортивках, как борцуха. А когда на маршрутку опаздывает, всегда ее догоняет.

– Да ты что!

– Отвечаю, так сказала! И раз идет дочка‑ лешка в школу, а маршрутка уже мимо проехала. Дочка начинает догонять. Догоняет, догоняет…

– Догнала?

– Нет, на углу маршрутка взорвалась! – Парикмахерша почему‑ то сипло засмеялась.

– Когда это у нас маршрутки взрывались? Не было такого.

– Было на Ураза‑ байрам, не помнишь? Весь город отмечал, ансамбли танцевали, столы накрытые стояли на Ленина. А бородатые разозлились, что народ пьет, и маршрутку взорвали.

– А, помню. Только это не бородатые сделали. Там парень ехал и просто гранатой жонглировал, друзей развлекал. И выронил случайно, хIайван! {Животное, скотина (араб. ). }

– Это другой случай. Это не парень жонглировал, это военный ехал выпивший, держал гранату в руках и выронил. Там еще девушка сидела из Кизилюрта, она нагнулась и своим телом закрыла эту гранату, чтобы другие меньше пострадали. Сначала менты не разобрались, подумали, что она шахидка, а потом выяснили, что она геройский поступок совершила.

– Нда…

– А я вчера в маршрутке ехала. Все места забиты были, даже кто‑ то стоя ехал. И тут женщина останавливает вот с такими ногами, – парикмахерша раскинула руки шире плеч, – смотрит, сесть некуда. «Чуть‑ чуть подвинься», – мне говорит. Все как стали смеяться. Пришлось мне ей уступить и стоя ехать.

Камилла усмехнулась:

– А ты не видела в наших маршрутках надпись: «Не можешь влезть – уступи место другому».

Парикмахерша закивала:

– А еще: «Зайцев не возим – Дед Мазай едет следом». Такие ха‑ ха. А еще я видела: «Водителя руками не трогать»…

– «Хлопнешь дверью, станешь льготником»…

– Ты скажи лучше, что там у них на свадьбе еще будет?

– Там, короче, уже вчера отмечали у Эльмиры, невестина свадьба была.

– А ты что не пошла?

– Пусть девчонки идут, а меня зато на жениховскую позвали, туда, говорят, из Москвы Омарбеков приедет с сыном, олигарх. Кого только не будет.

– Слушай, а правда, говорят, в Москву рейсы отменили? – оживилась мастерица.

– Это ремиксы, я не верю, дядя два дня назад летал.

– Сегодня моей невестки брата жена не смогла улететь, и еще слух есть, что в России у наших какие‑ то непонятки с местными. Поэтому с сотовой связью проблемы.

– При чем здесь сотовая связь? У наших пацанов всегда непонятки бывают, мой брат каждый день на стрелки ходит.

– Оставь, да, наши не быкуют, пока их не тронешь. Еще они трусов сразу видят. Если кто‑ то очкует, они его сразу роняют… – Она отбросила бигуди, прыснула чем‑ то Камилле на волосы, потом капнула белую жидкость из красивой бутылочки и легонько растерла по прядям. – Вот, смотри, какие кудри у нас получились.

– Спасибо, Рахмат, прическа от души!

Камилла самовлюбленно вгляделась в свое отражение: крупно накрученные и напрысканные лаком кудри обрамляли чуть полноватые щеки и спадали по расшитому блестящими камешками короткому платьицу. На ухоженных ногах сверкали такими же камешками высокие босоножки.

– Челку оставляем? – спросила парикмахерша.

– Да, пусть будет, – довольно отозвалась Камилла, вставая с кресла и доставая подделанный под фирменный клатч, – я, честно говоря, уже опаздываю.

– А че так рано? Обычно после обеда все начинается.

– В одиннадцать сегодня, строго по пропускам. Хорошо, мне за Эльмирой ехать не надо, я сразу в банкетный зал иду.

Камилла выбралась на улицу и, завидев подъезжающее маршрутное такси под номером «5 как троллейбус», махнула рукой и залезла внутрь. В маршрутке сидела пара молодых людей, широко расставивших ноги и загородивших весь проход, женщина в летней шляпке с красным цветком на полях, дородная женщина в леопардовом халате и девушка в голубом платке.

Камилла захлопнула ржавую дверь, над которой висела надпись «Для удара головой», и села на потертое сиденье. Несмотря на запущенность и бедность, салон был снабжен моднейшей аудиосистемой с большими динамиками, над которыми выделялась еще одна надпись: «Девушкам в хиджабе – скидка». Звучал тюремный шансон.

Водитель маршрутки, к сожалению, был не тот, которого она любила. Ей больше нравился голубоглазый водитель «7Г», вылитый Ди Каприо. Однажды он даже не взял с нее плату за проезд. Лишь один эпизод смущал ее привязанность. Как‑ то, проезжая из университета мимо торгового комплекса, она увидела из окна своей маршрутки, как какой‑ то человек хватает Ди Каприо за волосы и бьет его головой об руль маршрутки. Жуткое зрелище!

«Газель» мчалась, то и дело резко притормаживая, вихляя и визжа. На поворотах водитель прикладывал руку к сердцу, чтобы его пропустили, ухитрялся на ходу здороваться за руку с проезжающими мимо коллегами и перекрикиваться с пассажирами поверх громыхающего шансона. Пассажиры то и дело просили остановить «там‑ здесь», «возле женщины в зеленой юбке», «где получится» и гордо не брали рубль сдачи.

Камилла выбралась наружу недалеко от парка, когда‑ то разбитого здесь одним немцем. Не успела она сделать несколько шагов, как сзади послышались насмешливые голоса и свист:

– Красавица, ты где юбку потеряла? Телефон дай, да!

Камилла шла дальше, не оглядываясь и привычно не сбавляя хода. Торговцы музыкальными дисками уже развернули свои шумные палатки, на тротуаре стали попадаться табуретки с менялами, размахивающими пачками денег, тут и там со спортивными мешками за спиной сновали дети.

Она миновала увитый виноградом дворик, где какой‑ то мужчина читал газету, вытянув босые ноги на стуле, и завернула в аллею. Там на скамейках сидели перешептывающиеся матроны, а из близлежащих закусочных доносился галдеж и тянулись аппетитные ароматы. Мимо Камиллы с хохотом промчалась толпа подростков, обдав ее водой из бутыли с пульверизатором. Она встала, широко расставив мощные ноги на шпильках и с ужасом оглядывая платье.

– Высохнет, девочка, на солнце высохнет! – успокаивали ее со скамеек хихикающие матроны.

– Э, давай я тебе высушу! Номер дай, девушка! Нас возьми, да, с собой! – слышались задорные мужские голоса.

Камилла двинулась дальше и вскоре подошла к красивому белому зданию с плоской крышей, на которой сверкал большой, с тонированными стеклами вертолет и залегли автоматчики. Здание было оцеплено солидным кордоном, а вокруг него собралась толпа, пожирающая глазами припаркованные «ленд крузеры» и «Порше‑ Кайены». Камилла гордо прорвалась сквозь щебечущую прорву народа, на ходу оправляя сияющее платье и локоны и вытаскивая из клатча тисненный золотом пригласительный билет с гербом в виде орла и с танцующей фигурой на обложке.

– Потом меня тоже позови, – подмигнул ей усатый полицейский.

Наконец Камилла проникла в прохладный холл и ринулась в дамскую комнату, где можно было привести себя в порядок. Со второго этажа уже доносились песни.

 

 

В огромном зале над головами танцующих носился рой тысячерублевых и стодолларовых купюр. Перед нарядным столом молодоженов выступали барабанщики, ловко жонглируя барабанными палочками, перебирая ногами, обутыми в мягкие кожаные сапоги, и весело карабкаясь друг другу на сильные плечи.

Пар, поднимающийся от вареной говядины и хинкала, окутывал веселые лица хмельных гостей теплой пеленой. По залу ходил отец жениха с крученым рогом и чокался со всеми прибывшими, а длинные пылкие речи сменялись оглушительной лезгинкой или стремительной этно‑ эстрадной музыкой.

Камиллу приглашали на танец двенадцать раз, после чего счет был потерян. Невзрачная девица, сидевшая напротив, то и дело цедила соседке:

– Садятся же некоторые специально с краю, чтобы их постоянно приглашали.

Общество, собравшееся за ее столом, Камилле не очень нравилось. Это были какие‑ то бедные родственницы в косынках тигровой расцветки и в тесных юбках. Их ряды полнились несгораемым любопытством, и то и дело какая‑ нибудь женщина произносила:

– Вон, Дикий Мага пошел, Дикий Мага пошел!

Дикий Мага и впрямь беспрерывно передвигался по залу, обнимаясь с каким‑ нибудь предпринимателем или спортсменом и тыча того в бока волосатыми кулаками. Иногда он вытаскивал из‑ за стола случайную девушку и принимался петлять ногами, яростно осыпая ее банковскими бумажками. Потом неожиданно останавливался, целовал партнершу в макушку и удалялся к столу тамады.

– Пять минут! – охали бедные родственницы. – Пять минут подряд танцевали! База‑ бакьар! {Непорядок, ерунда (авар. ). }

Пять минут – это было, конечно, много и даже неприлично.

Певица Сабина Гаджиева явилась в латексном платье, ярко нагримированная и хриплая. Камилле даже удалось пробраться к ней поближе и подержаться за руки в каком‑ то танцевальном хороводе. Перед выходом невесты начался поочередный танец с передачей эстафетной свадебной палочки, пока какая‑ то разряженная тетушка не пригласила жениха, а жених следом невесту.

Вокруг молочных складок ручного кружева закрутился безумный вихрь из пляшущих рук, ног и голов. Стали подбрасывать в воздух молодожена. Два молодых человека синхронно делали сальто‑ мортале.

В этой суете отозвали в сторонку Ханмагомедова‑ старшего. Камилла услышала, как кто‑ то требовательно шепнул:

– Халилбек зовет, срочное дело. И Алихана бери с собой…

Эльмира в своем кружевном наряде как назло почти не смотрела на Камиллу.

«На понты вскочила», – подумала Камилла недовольно.

Бедные родственницы продолжали шептаться. Одна с массивными серьгами в больших ушах насмешливо поучала:

– Я‑ то сразу знаю, кто что собой представляет. Когда невест выбирают, только меня спрашивают. Я что делаю? Прихожу в гости к кому‑ нибудь, у кого незамужняя дочка, да? Перед этим хорошенечко испачкаю туфли. Если с мужем, то ему ботинки тоже сильно испачкаю. Посидим, полалакаем, пора уходить – смотрю на туфли. Правильная девочка обязательно их помоет, высушит, кремом обработает. Если туфли остались грязные, то я эту девочку так не оставлю, всем расскажу, какая она неряха.

– Вабабай, Калимат, какая ты хитрая!

– Еще как! Я в гостях обязательно хожу в туалет и смотрю вот в эту дыру, куда сливают. Чисто или нет. Если грязно, я сама иду, ищу средства и молча мою унитаз. Сама. Пускай им стыдно будет.

– Правильно, Калимат. А то девушки слишком ленивые стали.

– На голову сели, слушай! – воскликнула Калимат, тряхнув серьгами. – Но наши джигиты тоже хороши. Вот моей знакомой сын женился. Нормальный был парень, а тут каких‑ то лекций наслушался, стал борзеть. Жене учиться не дает, слушай. Она к экзамену готовится, а он друзей в десять вечера приводит, заставляет ее хинкал варить. Она тоже с характером, тут же вещи собрала и к маме поехала.

– А парень что?

– У‑ у‑ у, в позу встал. «Мне ученая не нужна», – говорит. Она, говорит, ненужные вещи учит. Одно дело, арабский. Это, говорит, я бы понял еще!

– Уя, эти дети просто помешались…

– Да кому он сам нужен со своими понтами? Родители тоже ему по голове настучали как следует! Дундук!

Камилла слушала разговоры урывками, кое‑ как улавливая слова сквозь грохот музыки. Микрофон достался какому‑ то высокому гостю из соседней республики, который от пожеланий счастья молодым очень быстро перескочил на сложные испытания в виде Вала, на необходимость искать дипломатические пути и бороться с провокациями. Затем высокий гость, сославшись на того же Халилбека, куда‑ то спешно убежал. Дикого Маги и прочих важных персон тоже не было видно. На их опустевшем столе сиротливо чернела зернистая икра и млела запеченная целиком осетрина.

– У некоторых наших уважаемых гостей и хозяев небольшое важное совещание, вы сами знаете, что у нас в республике не только радость, не только свадьбы, но и запутанные события, – медленно растягивая слова и оглядываясь, вещал тамада.

Камилле захотелось спуститься вниз и посмотреться в зеркало. Ей казалось, что крепко опрысканные локоны начали терять вид. На выходе стоял мужчина в черной майке и никого не пропускал:

– Мне в туалет, – заявила Камилла.

– Пока нельзя, потерпите чуть‑ чуть, – без улыбки ответил мужчина в майке.

В зале было все то же. К ней подбежал с цветком какой‑ то запыхавшийся танцор, но на этот раз Камилла отказалась танцевать, сославшись на ногу. Танцор, разумеется, оскорбился, но он ей не нравился, да и настроение почему‑ то испортилось.

– Мы требуем сюда отца жениха! – кричал кто‑ то в микрофон, весело ударяя на каждое слово.

– Подождите, сейчас все придут, долг служения народу, – оправдывался тамада.

По столам прошелся неодобрительный, хотя и веселый, гул.

– Нашли время заседать! – хмыкнул кто‑ то.

Камилла заскучала и принялась разглядывать танцующих. Вон сын ректора ее университета, страшный ловелас. Говорят, соблазнив одну из девушек, он заставил ее раздеться до белья, а потом высадил в таком виде из своего автомобиля на 26 Бакинских Комиссаров{Ныне улица Ярагского в Махачкале. }. Бедняжка! А вон прабабка жениха, древняя старушка, славящаяся своей великолепной памятью и любовью к чаю. В голодные военные годы она продала корову, чтобы купить побольше чаю. Вон Мария Васильевна, вальяжно плывущая по залу. А вон…

Камилла прислушалась к разговорам женщин.

– Да, – говорила Калимат, – только что услышала, эти проклятые бородачи увели куда‑ то всех хакимов.

– И Халилбека? И Алихана? И Дикого Магу? И Ханмагомедова? – загомонили товарки. – Зачем?

– Расстрелять. А может, посадить на лодку и на Тюлений остров отправить. Один Аллах знает зачем.

– Вабабай, Калимат, не говори, да, такие вещи! – воскликнула одна и засеменила к выходу.

Камилла медленно пошла вслед за ней. Человека в черной майке уже не было. Она беспрепятственно спустилась вниз и хотела было пойти к туалету, но передумала и двинулась наружу. У входа почему‑ то тоже никого не было. Ни гуляк, ни полицейских. Камилла обошла банкетный зал кругом и так ни на кого и не наткнулась. Только кто‑ то свистнул из громыхающего свадебной лезгинкой окна: «Красавица! »

«Странно», – подумала Камилла и, как будто вспомнив о чем‑ то важном, поспешила назад, в фойе. Ей следовало поправить локоны.

 

 

Махмуд Тагирович бежал по вздернутому булыжнику, слегка подволакивая обутую в лакскую сандалию правую ногу. Мимо прыгали вывески «Помол цемента», «Аренда лимузинов на сватовство», «Кондиционеры, увлажнители, осушители», «Центр визажа Амели», «Вывоз шлакоблоков», «Одежда от кутюр», «Стеклоалюминиевые конструкции»…

Выбившись из сил, он прислонился к серой шпаклеванной стене, на которой кто‑ то вывел мелом: «чат 647987669». Плетеную шляпу Махмуда Тагировича стремительно уносило порывистым ветром куда‑ то в сторону промышленных зданий. Какой‑ то прохожий попытался было уцепить ее двумя пальцами, но шляпа припала к земле и тут же метнулась в сторону, чуть не попав под колеса автомобилей.

Махмуд Тагирович отдышался и, на ходу представляя, как расстроится его жена, поплелся к полувырубленному скверику, где рассчитывал поразмышлять над своей поэмой. Поэма, разумеется, посвящалась жене и повествовала о ранних годах, проведенных ею в горном селении.

По замыслу, от «детских» строф нужно было плавно перейти к юности и к встрече героини с самим Махмудом Тагировичем. Затем живописался путь свадебного кортежа в Махачкалу с подробным перечнем и обрисовкой всех остановок. В финале счастливые жених и невеста смотрели в звездное небо и шептали: «Нас познакомил Дагестан, Он нам самой природой дан». Поколебавшись, Махмуд Та‑ гирович заменил «природу» на «Аллаха».

Устроившись на пенечке в колючих кустах ежевики, он вынул из портфеля общую тетрадь в клеточку, поспешно пролистнул несколько страничек с желтыми потеками и стал читать, довольно бормоча себе под нос:

 

Огонь соломенного стога

На женщин скрюченной спине,

Навозом полная дорога,

Кизячной лепки на стене

Узор неповторимо строгий,

И он – юродивый, убогий,

За кем, бывало, бегал ряд

Неугомонных пострелят,

Крича «абдал, абдал! » и прячась

Под сень спасительных ветвей

От града частого камней,

Что посылал он, раскорячась, –

Все, все хранит твоя глава:

Мечты, картинки и слова!

 

Бывало, робко и несмело

К седым матронам подойдешь,

Глядишь, глядишь окаменело

На грязь забрызганных калош…

Как не терпела ты вопросы,

Старух намасленные косы

И влагу старческих слюней

На шее тоненькой своей.

Младых наяд тебя смыкали

Крикливо‑ шумные ряды,

Вертя, хваля на все лады,

И за собою увлекали.

Тянуло каждую первей

К твоей щеке прильнуть своей.

 

Когда горячими ступнями

Ты пол качала под собой,

Нося стаканы меж гостями,

Когда мозолистой рукой

Дарил конфетами отец

Тебя, и скользкий леденец

Когда ты трепетно держала,

Ты вправду счастлива бывала.

А роты шумные гостей

Тебя задачками томили,

С Ахмедом стравливать любили

И ранить мудростью своей,

Внушить пытаясь сквозь очки

Премудрость шахматной доски.

 

Плыла пред детскими глазами

Дороги каменная пыль,

Полет орлов под небесами

И кур тревожная кадриль,

Дядья, идущие из клуба,

Табачный дым, навоз и грубо…

 

Махмуд Тагирович достал из брючного кармана слипшийся носовой платок и смачно высморкался.

 

Табачный дым, навоз и грубо

Тебя толкнувший мальчуган,

Азартных глаз его капкан,

Шальных, хохочущих друзей

Толпа, что не дает пройти,

Твои ужимки и прыжки,

Руки блужданье меж камней

И камешек, что поднят был,

Который вскользь, но угодил

 

В его, подобную яйцу,

Главу, и квохчущие тетки,

Волос, скользящих по лицу,

Пряды и пыльные колготки.

И ты, бежавшая к садам,

К тени, к прополотым грядам,

К охрипшим петушиным крикам

И к солнца тающего бликам

На улья дровяной стене.

И чей‑ то «Ччит! »{Брысь (авар. ). }, и вслед за ним

Сам кот – сердитый пилигрим,

Лошак с соломой на спине…

И где бездетный сей шагал,

Баран свой бисер рассыпал.

 

Как часто утром ты топтала

Цемент отцовского крыльца,

Как часто ухом уловляла

Шумы кипучего сельца,

Глядела праздными глазами

На луч, мелькнувший за горами,

И вяло ключевой водой

Плевался в пыль бурутIи{Кувшин (авар. ). } твой,

Метла кололась и юлила,

И смутно чудились шлепки

И материнские щипки,

И вниз ты голову клонила,

Боясь услышать невзначай:

«Азбар бакIарарби, ясай? »{Прибрала ли ты двор, девка? }

 

Далее героиня бежит на годекан в поисках своего отца и в конце концов находит его. (Махмуд Тагирович перелистнул несколько страниц. )

 

Но вот та резкая морщина,

Те запыленные шнурки,

И взор, и гордая штанина,

И злого профиля бугры,

И фаса колкая щетина,

И рта бескровная лощина,

И косм редеющий венец, –

И найден, найден твой отец,

Уж растревоженный речами

О покушеньях, о дворцах,

О зле, колхозах и средствах.

И жали жаркими плечами

Мужчины, и ломали сук,

Роняя “Malboro” из рук.

 

КамАЗы пыльные гудели,

Как зло гудит веретено

В плену старушечьей кудели,

Когда все слепо и темно.

Меж фар их, каплющих бензином,

В гудке, навязчивом и длинном,

Сотрясся воздух и замолк,

Как трясся временами волк

В лесах, мрачнеющих на склонах.

И «Волги», джипы показались,

И резво люди заметались

В их ярко вылощенных лонах.

И стала прибывшая знать

Сельчанам руки пожимать.

 

Махмуда Тагировича слегка смущало, что детство его жены, протекавшее в шестидесятых, неожиданно обросло в его стихах постперестроечными деталями. Но он быстро отбросил сомнения, решив списать несоответствия на поэтический прием. Итак, в село для агитации приезжает кандидат в депутаты. Такое еще бывало в девяностых. Описание политических споров не особенно удалось ему, зато он особенно гордился неожиданной концовкой строфы: «Но рыже‑ чалая корова, Кусок нескромный оброня, прошла, копытцем семеня». Далее Махмуд Тагирович подпустил немного лирики.

 

Умчалась шумная когорта,

И долго возбужденный дед

Ошеломленному эскорту

Кричал напутствия вослед.

А ты отца с собой тянула

К тропам, к горам, по следу мула.

Как ты любила те прогулки,

Села коричневые улки,

Домов причудливую кладь,

На них уснувшие зигзаги,

И арок темень, и овраги,

И облаков седую рать,

И малолетнего бычка

У материнского соска.

 

В садах стучали уж камнями,

Сбирая в улей блудный рой,

И меж цветными петухами

Мелькнул, блеснул, завелся бой.

И пал окровавленный враг,

К увеселению зевак.

Вдали тропинки извивались,

По ним горянки поднимались

Просить у неба урожай.

Пока языческим рефреном

Они кричали вожделенно,

Зовя богов и ворожа,

Мужчины соблюдали «дин»{Вера, религия (араб. ). }.

Твердили хором: «Бог един».

 

Чтение Махмуда Тагировича прервали отдаленные выстрелы и вой автомобильных сигнализаций. Он выбрался из кустов, исцарапав себе руки, и выглянул на дорогу. За электрическим столбом прятались два школьника с рюкзаками, а прямо на проезжей части валялся мертвый в полицейской форме. На улице быстро собирался народ. Из автомобилей, доставая телефоны, стали выходить любопытствующие, и уже через минуту образовалась длинная пробка.

Поэтический настрой был сбит. Махмуд Тагирович засунул тетрадь в портфель, пощупал на голове отсутствующую шляпу и пошагал прочь от собравшихся. Он пытался стереть из памяти сцену с убитым полицейским и настроиться на дискуссию с Пахриманом, своим приятелем‑ лакцем.

Обычно они собирались у Пахримана каждый четверг на обед. Ели курзе с конским щавелем или чуду с творогом, играли в шеш‑ беш и яростно спорили. В прошлый раз Пахриман доказывал, что именно лакский Сурхай‑ хан разбил Надиршаха в 1741 году, а Махмуд Тагирович горячился, цитировал аварскую эпическую песню и напирал на то, что Сурхай‑ хан был турецким агентом, а жена его содержалась у Надиршаха в гареме. Дискуссия почти переросла в ссору, но тут жена Пахримана внесла кизлярскую мадеру, и вечер кончился мирно.

Внезапно Махмуд Тагирович вспомнил, что до четверга еще не скоро, и повернул к дому. Дом его, увитый виноградом, выходил на одну из главных улиц. Поднявшись по старым деревянным лестничным маршам, Махмуд Тагирович открыл дверь собственным ключом с болтающимся брелоком в виде двух горных отрогов и на пороге с испугом обнаружил, что жена его еще дома.

– Махмуд! – закричала она из комнаты.

– Да, Фарида, – отозвался он, снова щупая макушку.

– Махмуд, – жалобно повторила жена, выходя из залы и закутываясь в невесомую золотистую шаль, – у Марата опять проблемы в университете. Ты там работаешь, и ничего не можешь для внука сделать!

– Я что могу… – начал Махмуд Тагирович.

– Что ты можешь? – воздела жена руки кверху. – Аллах видит, что ты ни сыну своему не помогал, ни внукам! Абдуллаев ты видел, как подсуетился, куда он детей устроил? А Омаров? У его жены по пять килограммов золота на каждой руке!

Жена без сил опустилась на кресло и прикрыла лицо руками.

– Фарида… – снова начал Махмуд Тагирович.

– А твой брат, – всколыхнулась та, – младше тебя на десять лет, не имеет твоего образования, а скоро хозяином завода станет. Ты у него бы поучился.

– У меня хорошая работа, – возмутился наконец Махмуд Тагирович.

– Ты с нее что‑ нибудь поимел? Тебя там все за дурака считают, я прямо тебе скажу, – накинулась жена, – нормальные люди деньги делают, родственников устраивают. У тебя столько возможностей было, и я тебе чего только не советовала, ты разве меня слушал?

– Фарида, что ты начинаешь, что за ай‑ уй, – скривился Махмуд Тагирович.

– Я еще не начала, – привстала жена, грозя пальцем, – у меня еще много терпения. Что, опять к Пахриману пойдешь?

– Куда хочу, туда пойду, – обиженно засопел Махмуд Тагирович.

– Давай, развлекайся, пиши, пока жена работает, – сказала она, кивнув на его портфель и собирая сумку.

Воспользовавшись паузой, Махмуд Тагирович шмыгнул в свою комнату и там затаился, пока не хлопнула входная дверь.

 

 

Махмуд Тагирович любил напомнить внукам, что его дед, происходивший из ханской хунзахской семьи, ребенком чудом избежал смерти от рук имама Шамиля, находился в плену, был выкуплен и, пережив множество приключений и переездов, оказался в петербургском высшем обществе, даже нес караульную службу в личных монарших покоях. Дяди Махмуда Тагировича, а их было восемь, погибли в разных концах рушащейся империи и за ее пределами. Кто на полях Русско‑ японской, кто в Первую мировую, кто в Гражданскую от рук озлобленных большевиков, но все при царских боевых наградах.

Отца Махмуда Тагировича, как самого младшего, запрятали на дальний хунзахский хутор, откуда он отлучился лишь в тридцать первом году – на учебу в только что открывшийся Махачкалинский пединститут. Оттуда его, впрочем, вскоре выгнали как сына белого генерала.

Вернувшись на хутор, юноша переписывал Коран, занимался переводами, а затем неожиданно проникся красной романтикой и отгрохал на аварском поэму‑ покаяние, где рвал со своим несчастным прошлым.

В эстетских, пестрящих арабизмами строках новоявленный поэт расписывал несчастную долю простых хунзахцев, веками гнувших спину под игом коварных нуцал‑ ханов и их интриганок‑ жен. Вскользь упоминался и Хочбар из вольного Гидатля, унесший с собой в огонь малолетних ханских сынков.

Поэму оценили, она ходила по рукам, и отец Махмуда Тагировича был призван в Хунзах и назначен там школьным учителем, а спустя два года уже стал зятем главного колхозного агронома, потом директором школы, а потом, уже будучи ветераном Великой Отечественной, – и вовсе служащим Министерства образования в Махачкале. К стихам отец Махмуда Тагировича больше не возвращался.

Сам Махмуд Тагирович родился очень поздно, когда три его старшие сестры уже заканчивали школу. Рос в отдельной городской квартире, в которой постоянно гостили местные звезды и в том числе поэты в кирзовых сапогах и с пандурами. Мать быстро отцу наскучила, уступив место тайным кудесницам из номенклатурных кругов. Когда Махмуду Тагировичу было восемь, она умерла в Хунзахе загадочным образом после празднования пятидесятилетия ДАССР. Говорили, что наелась жирного мяса с хинкалом, обильно запила ледяной водой и скончалась от заворота кишок.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.