|
|||
Сиэл Клэридж - Маленькие Будды. а также их родители! Буддийские секреты воспитания детей 2 страница
Обобщенно говоря, буддизм — это способ восприятия мира и здравый смысл. Обычно нам непросто пробиться к здравому смыслу из-за неведения. Здесь под здравым смыслом я имею в виду разумный и полезный для всех образ жизни. Когда мы освобождаемся от мешающих эмоций, происходящих из неведения, остается только совершенная и незапятнанная природа Будды. Иногда я предпочитаю использовать термин «сердце Будды», поскольку тем самым подчеркивается «сердечный» аспект этого Учения. Дхарма предоставляет методы, с помощью которых мы учимся жить «от сердца Будды». Они сопровождаются множеством подробных психологических объяснений сущности ума и принципов его функционирования. Психология — наука об уме, и буддийские методы часто похожи на средства когнитивно-поведенческой терапии.
о Неведение — омраченное состояние ума, препятствующее постижению истинной реальности. Оно ведет к страданию, поскольку не позволяет понять, что все явления непостоянные, составные и взаимозависимые.
Кто же такой Будда, о котором мы столько слышим? Он был великим учителем, известным под именами Гаутама и Шакьямуни. Более 2500 лет назад он родился в царской семье племени шакьев и получил имя Сиддхартха. С детства его тщательно оберегали от неприятных впечатлений, и лишь став взрослым мужчиной, он понял, что такое старость, болезнь и смерть. Это переживание заставило его задуматься о смысле жизни. Встретив медитирующего йогина, Сиддхартха решил отказаться от царских привилегий и начал путь отшельника, искателя истины. Шесть лет он учился у самых известных святых своего времени. Он практиковал то потворство своим желаниям, то аскетизм, но ни то ни другое не принесло ни ответов на его вопросы, ни мудрости, которую он искал. Аскетизм довел его до истощения, и, отказавшись от этого пути, царевич сел под раскидистым деревом из семейства тутовых (сегодня его называют деревом Бодхи) и решил медитировать до тех пор, пока не произойдет одно из двух: либо он обретет искомое знание, либо умрет. К счастью для всех нас, он достиг Просветления. Он нашел ответы на все свои вопросы. Тогда его назвали Буддой, или Пробужденным. Затем у него стали появляться ученики, и он понял, что его мудрость может служить другим людям. Он начал передавать им все, чему научился, и делал это все последующие 45 лет вплоть до смерти — она наступила, когда Просветленному исполнилось 80 лет. е Ум в буддизме определяется как свойство воспринимать, распознавать или переживать. Считается, что ум обладает тремя аспектами: 1) ясностью, то есть способностью знать явления, которые в нем возникают в безграничном множестве; 2) пустотностью: он свободен от любого независимого существования; 3) безграничностью: он подобен открытому пространству, не привязан к центру и краю. Кроме того, при наличии действенных методов ум способен полностью познать себя. Первые поучения, данные Буддой, содержат его основополагающее понимание — это Четыре благородные истины. Вместе с Восьмеричным путем эти наставления образуют основу буддизма.
ЧЕТЫРЕ БЛАГОРОДНЫЕ ИСТИНЫ 1 Истина о страдании Первая из Четырех благородных истин гласит, что существует страдание. Изначальный санскритский термин здесь — «дукха», и он означает нечто более широкое, чем страдание; вернее было бы перевести его как «неудовлетворенность». Под словом «дукха» понимается любое состояние, отличающееся от полного и вневременного счастья. Спектр «неудовлетворенности» очень широк: он включает физический и психический аспекты, охватывает все неприятные ощущения, от легкого дискомфорта до нестерпимой боли и смерти. Все эти виды страдания можно подразделить на три группы: — Страдание страдания — это все неприятные состояния тела и ума. — Страдание перемен — это более специфический вид страдания, поскольку мы принимаем его за счастье. Но любое обусловленное счастье мимолетно, и когда оно исчезнет, мы будем чувствовать себя хуже. — Всепронизывающее страдание — очень тонкое страдание, неотделимое от сансары; оно заключается в том, что все в мире зыбко и ненадежно, состоит из меняющихся условий. Мы несем с собой из жизни в жизнь умственные впечатления, определяющие наше восприятие мира. Находясь в цикле обусловленного существования, мы не замечаем этот вид неудовлетворенности, но тот, кто покинул сансару, ясно видит, что это было страдание. 2 Истина о причине страдания Вторая Благородная истина определяет причину страдания. Будда объясняет здесь закон кармы, или причинно-следственной зависимости, показывая, что источником неприятностей являются вредные поступки самого человека. Все люди стремятся к счастью, но их ум замутнен неведением: часто они ошибочно полагают, что можно добиться успеха за счет других, выгадать свой кусочек радости, причинив кому-то боль. Но это большая ошибка. Все действия, которые человек совершает посредством «трех ворот» — тела, речи и ума, — оставляют в уме впечатления, которые Будда называл семенами (на санскрите биджа). Однажды, когда сходятся все необходимые условия, семя прорастает, и мы переживаем события и ситуации, по характеру соответствующие нашим поступкам. Если мы давали радость, мы испытаем что-то приятное: если причиняли страдание, у нас будут трудности. Важнейшее или так называемое базовое неведение означает непонимание истинной природы ума. Человеческий ум изначально совершенен и безгранично богат, но в непросветленном состоянии не осознает своего богатства и потому непрерывно ищет внешних источников радости, любой ценой пытаясь их заполучить. Как растения вырастают из семян, И радость, и невзгоды появляются в результате прошлых действий. Как может из горького семени вырасти сладкий плод? Видя эту всеобъемлющую истину, Мудрый должен думать: «Злые поступки приведут к болезненным переживаниям, А добрые дела рождают мир и счастье». Будда Шакьямуни Почему же человек совершает вредные поступки? Их непосредственной причиной являются так называемые мешающие эмоции, которые произрастают из базового неведения. Все люди подвержены чувствам. Когда мы встречаем что-то приятное, нам хочется, чтобы оно было нашим и никогда не исчезало. Если же любимая вещь теряется, мы расстраиваемся. Это желание и привязанность. При виде неприятных вещей или людей мы страдаем — нам хочется избавиться от того, что мешает, и лучше навсегда. Это неприязнь и гнев. Часто мы просто запутаны — не понимаем, что происходит. Это неведение. Три описанные эмоции, которые Будды называл тремя ядами ума, составляют основу для всех остальных. Кроме того, иногда мы сравниваем себя с другими и по привычке приходим к выводу, что мы лучше. И так полагают почти все люди! Почти каждый из тысячи прохожих на улице считает себя лучше других. Это гордость. Бывают также случаи, когда нам кажется, что кто-то у нас что-то отнимает, что нас не ценят, против нас плетут интриги, — это болезненное чувство ревности. О Карма Закон причинно-следственной связи: ничто не происходит без причины, ничто не остается без последствий. Все явления возникают как следствия множества причин схожего свойства. Эти пять мешающих чувств переплетаются друг с другом, образуя всевозможные комбинации — 84 ООО различных беспокойных состояний ума. Таким образом, базовое неведение, то есть незнание истинной природы ума, ведет к эгоизму и мешающим чувствам; чувства провоцируют нас на неловкие поступки; а от них в сознании-храни- лище остаются семена, которые позднее созревают в виде неприятных ситуаций. Эти подсознательные впечатления определяют наши сегодняшние привычки и реакции, формируют восприятие мира и события жизни. Буддийские мастера утверждают, что кармические семена созревают в виде четырех факторов. Первые плоды наших действий этой жизни появятся сразу после смерти этого тела. Когда тело уже не поставляет в ум никаких чувственных впечатлений — ничего не слышит, не видит и так далее, — ум погружается в состояния, похожие на сны. Те ощущения, которые будут возникать у нас в этих сновидениях, — это и есть первое созревание кармы. Если мы причиняли много страданий другим в этой жизни, в результате появятся кошмары. Если же мы в основном делали для других что-то приятное и полезное, то посмертные сны будут легкими и радостными. Через 49 дней после смерти тела этой жизни кармические впечатления в уме сформируются в определенную тенденцию, и ум устремится к новому перерождению. Он присоединится к только что оплодотворенной яйцеклетке, и начнет развиваться зародыш — новое тело. Каким будет это тело, привлекательным, сильным, здоровым или нет, — это второй результат созревания кармы. Третий результат — это то окружение, в котором мы родимся вновь. Это и родители, их характеры и их обеспеченность; это и страна, и климат, и политическая ситуация. Например, щедрые люди в будущем родятся в богатых семьях или в плодородных странах. Наконец, карма определяет и то, какими склонностями мы будем обладать в новой жизни. Будем ли мы любить свободу и давать ее другим, много ли у нас будет страхов и так далее — все это четвертый кармический результат того, что мы делаем сейчас. Таким образом, тело человека тоже является продуктом ума, поскольку оно создано прошлыми действиями, а те, в свою очередь, обусловлены теми или иными умственными состояниями. Но тело имеет определенные размеры и очертания; оно стареет и умирает, распадаясь на части. Ум же свободен от таких характеристик, как форма или протяженность, запах или цвет и так далее. Ум не рождается вместе с телом и не умирает — он вневременный и безграничный, как пространство. 5 Истина о прекращении страдания Третья Благородная истина гласит, что возможно прекращение страданий. В связи с этой истиной Просветленный часто приводил в пример самого себя. Он говорил: «Я освободился от страданий, поскольку избавился от привязанности». Главной привязанностью, от которой следует избавиться, считается привычка отождествляться с неким отдельным, обособленным «я». Такое отождествление принято называть «эго». Мы часто говорим, что одни люди эгоистичны, а другие альтруистичны. Эгоист думает только о себе, заботится о собственном благе. «Мои интересы превыше всего». «Все мое верно и хорошо только потому, что оно мое». Такая привычка помещать себя в центр вселенной очень ограничивает и обедняет человека: эгоист не способен любить, и его самого тоже мало кто любит. Поэтому внутренне эгоисты обычно глубоко одиноки, хотя и могут быть окружены «поклонниками». Они капризны, требуют к себе особого отношения и не способны сопереживать другим ни в горе, ни в радости. Альтруисты ведут себя совершенно иначе. Они любят заботиться о других и радуются, когда им удается кому-то помочь. Они с готовностью дарят людям свое время, свою любовь и мудрость, не боясь ничего потерять. Эго называют иллюзорным — ведь эгоизм является не более чем позицией человека по отношению к миру. Глупо думать, что мы центр вселенной. Ведь людей на свете так много — почему же центром должны быть именно мы? И сколько тогда у вселенной центров? Эго — всего лишь привычка, в ней нет ничего вечного, неделимого, материального. Оно нереально, и «растворить иллюзию» — значит, преодолеть эту привычку, глубоко осознать, что она пуста. Вместе с исчезновением этого заблуждения навсегда исчезает и страдание. Ум обретает глубокий покой и уже не тревожится ни о чем личном — как говорят буддийские учителя, «мы больше не чувствуем себя мишенью». 4 Истина о пути Наконец, Будда провозгласил Четвертую благородную истину: «Есть путь к прекращению страданий». Так врач прописывает больному лекарство и назначает лечение. Вообще говоря, путь к прекращению страданий — это все поучения и методы, данные Буддой за те 45 лет, которые он посвятил обучению людей Дхарме. Будда доверял здравомыслию и независимости своих учеников. Вот почему он никогда не давал им строгих правил, которые непременно нужно соблюдать. Но если у кого-то возникали сомнения или вопросы, Будда давал советы о том, как лучше организовать жизнь. Примером этому служит Благородный восьмеричный путь: 1) правильное воззрение, 2) правильное намерение, 3) правильная речь, 4) правильное действие, 5) правильный способ поддержания жизни, 6) правильное усилие, 7) правильная память, 8) правильное сосредоточение. Позднее мы еще вернемся к Восьмеричному пути, чтобы рассмотреть его подробнее, поскольку на его ступенях основан весь буддизм и, следовательно, без его понимания невозможно применять методы воспитания детей, направленные на раскрытие природы Будды. Знание Четырех благородных истин образует основу для успешной буддийской практики. Даже поверхностное осмысление закона причинно- следственной связи поможет нам улучшить свою жизнь — ведь мы поймем, какие поступки ведут к страданию, а какие — к счастью, и сможем избежать множества неприятностей. Если же мы глубоко проникнем в смысл этих поучений и будем применять верные методы, мы выработаем подлинное стремление вырваться из циклического существования и сумеем достичь Освобождения. Будь свободен от обиды и зависти, Не сей раздоров между людьми, Учи многих засевать семена благих дел, Развивай в сердце великую доброту, Простирающуюся во всех десяти направлениях. Кто практикует, тот покорит всех демонов. Будда Шакъямуни МАХАЯНА - ВЕЛИКАЯ КОЛЕСНИЦА Но освобождение от эго и сансарической неудовлетворенности считается окончательным достижением только в буддизме Хинаяны, или Малой колесницы, — сегодня она представлена южной традицией Тхеравады. Северный буддизм Маха- яны предлагает более значительную цель. Здесь практикующий не только растворяет иллюзию «я» и покидает сансару; постепенно он избавляется и от другого коренного заблуждения — привязанности к реальности всех явлений. Тем самым он приходит к полному Просветлению — то есть раскрывает потенциал своего ума и становится Буддой. о Заслуга и мудрость — два накопления, необходимые для движения к Просветлению в Махаяне и Ваджраяне. Заслуга — это энергия и позитивные впечатления, которые мы обретаем благодаря любым усилиям, направленным на достижение состояния Будды ради счастья всех существ. В медитации она формируется благодаря сосредоточению на позитивных качествах, а в повседневной жизни ее создают наши полезные действия. Для того чтобы заслуга была освобождающей, эти полезные действия должны быть пронизаны мудростью. Это значит, что практикующий должен помнить и стараться пережить на опыте факт единства субъекта, объекта и действия. Паивысший уровень заслуги и мудрости есть Просветление. Чтобы осуществить это, на пути Махаяны необходимо шаг за шагом накапливать заслугу, то есть положительные впечатления в уме, развивать сочувствие и мудрость. Важнейший аспект буддийской мудрости — понимание пустотности явлений. Все в пространстве обусловлено и взаимосвязано. Ничто не происходит без причины, ничто не остается без последствий. Все возникает и исчезает под влиянием множества условий, которые, в свою очередь, тоже чем-то вызваны. Все мимолетно. Прошлого уже нет, а будущее еще не наступило. Так называемое настоящее длится одно мгновение, но его невозможно ухватить и указать на него. Мир подобен сну. В отличие от южной традиции Тхеравады, в которой «настоящими буддистами» могут быть лишь монахи или монахини, Великая колесница предлагает множество эффективных методов для мирян. Она зародилась в Индии в начале нашей эры, и ее основателем считается знаменитый ученый Нагар- джуна, создавший философскую школу «средин- ников», Мадхьямаку. Идеалом Махаяны считается Бодхисаттва — самоотверженный практикующий, которого на этот путь привело сочувствие ко всем существам и сильное желание освободить их от страданий. Эта мотивация называется Просветленным настроем. Она должна постоянно присутствовать в уме человека, пронизывать все его действия. ВАДЖРАЯНА - АЛМАЗНАЯ КОЛЕСНИЦА Есть в буддизме и третий путь, тоже ведущий к Просветлению, — Ваджраяна, или Алмазная колесница. Ее главный тезис гласит: «Кажчеловек просветлен изначально, поскольку природа Будды неотделима от нашего ума». Опираясь на открытия Малой и Великой колесниц, Ваджраяна позволяет достичь состояния Будды очень быстро, иногда даже за одну жизнь. Причина такой стремительности заключается в методах, которые здесь используются: практикующий отождествляется с Буддами во всем: и в медитации, и в повседневных делах. Методы и практики буддизма Ваджраяны проникают на все уровни сознания и помогают совершенствовать восприятие, очищать ум от тревожащих впечатлений и преобразовывать в просветленный. Все мешающие эмоции, запутанные мысли, привязанность к реальности «я» и даже базовое неведение — всего лишь иллюзии, не имеющие в себе никакой неизменной сути, никакой подлинной реальности. Единственное, что по-настоящему истинно в нас, — это «сердце Будды», изначальное высшее знание, способность понимать все сущее и его природу. Когда все иллюзии устранены, проявляется ясный свет естественного ума. Ум по природе всегда чист и светел. Он — сама истина, не запятнанная фальшью или страстями. Обычные люди пристрастны и потому привязчивы, но их загрязнения изначально пусты. Будда Шакъямуни Это краткий обзор Учения Будды, которое предлагает нам развиваться и раскрывать свою просветленную суть. Не продвигаясь вперед на пути мудрости и не практикуя буддийские методы, мы не сумеем освоить навыки, необходимые для развития в детях природы Будды. В следующих главах этой книги мы рассмотрим вопросы непостоянства, сострадания, пустотности, взаимозависимого происхождения и закона кармы — ведь они имеют непосредственное отношение к исполнению родительских обязанностей. ПОНЯТЬ ПОВЕДЕНИЕ Суть подлинного ума Вне причинности и времени. Она не обыденна и не священна, Ей ничто не противоречит. Как само пространство, она повсюду. Ее тонкая субстанция неизменна И совершенно спокойна. Она вне рассудочных сложностей, Не создана и нетленна. Свободная от существования и несуществования, Она нерушима и недвижима. Не возникает и не исчезает, Пронизывает все времена, Пропитывает все пространство. Любые движения и события Суть проявления тонкой природы ума. Чинул (1158-1210), Мастер корейского буддизма Сон Исходя из убеждения, что выполнение родительских обязанностей с позиций раскрытия природы Будды является самым искусным подходом к воспитанию детей, в этом разделе речь пойдет о том, почему мы — и родители, и дети — ведем себя по отношению друг к другу именно так, как ведем. Это поможет понять, как влияют на детей различные воспитательные меры, и увидеть, насколько поведение ребенка выражает его нужды, откликаемся мы на них или нет. ПОЧЕМУ МЫ ИМЕННО ТАКИЕ РОДИТЕЛИ? Что мы думаем, тем и являемся. Все наше существо складывается из наших мыслей. Мир создается умом. Будда Шакьямуни РАЗЛИЧНЫЕ РОДИТЕЛЬСКИЕ ПОДХОДЫ Родительский подход — это определенные методы, при помощи которых взрослые контролируют своих детей и готовят их к жизни в социуме. Почему мы выбираем тот или иной подход? Разобравшись в этом, мы поймем, насколько можем быть успешными в этой роли. Есть несколько основных подходов: авторитарный, либеральный, «маятник вины», демократический, или авторитетный, и подход с раскрытием природы Будды. Как правило, мы сознательно или бессознательно выбираем один из них и пользуемся им в большинстве случаев, хотя эпизодически можем переключаться на другие. В этих подходах отражаются и различные социально-политические контексты, что отчетливо видно на примере западных обществ. 1 Авторитарный родитель Большинство взрослых до 1950-х годов были авторитарными воспитателями; они устанавливали ясные и временами жесткие правила относительно того, что можно или нельзя делать, и дети должны были им следовать. Отступления от этих правил строго наказывались. Этот стиль отражался и на школьной среде, в которой ученикам не разрешали сомневаться в действиях учителей и карали за неправильное поведение. Такой подход порождает две крайности. С одной стороны, нередки случаи открытого неповиновения и сопротивления, а с другой — в таких системах часто вырастают люди, не готовые самостоятельно мыслить. Они бездумно следуют внушенным стандартам поведения, среди которых могут быть вредные. Дети авторитарных родителей склонны к тревожности и замкнутости; они долго не пасуют перед трудными задачами, хорошо учатся в школе и прилично ведут себя в обществе, по крайней мере в присутствии авторитетных фигур. Времена изменились, и сейчас легко видеть, что такой родительский подход не согласуется с социополитической ситуацией на Западе, где высоко ценится свобода выбора и поиск инноваций. И I Либеральный родитель й а Стиль воспитания, основанный на терпи- мости и снисходительности, был популярен в 50-60-е годы прошлого века, после того как стали широко известны негативные примеры диктаторов времен Второй мировой войны. Этот подход отражал желание общества идти наперекор политическим системам. Многие родители, сами выросшие в авторитарных семьях, принципиально отказывались вмешиваться в жизнь ребенка и требовать дисциплины, предоставляя детям максимальную свободу. Иногда семьи прибегают к этому стилю из-за того, что взрослые настолько заняты, что у них недостает энергии на создание и оттачивание каких-либо правил. Детям предоставлена свобода действий, их поощряют самостоятельно мыслить и делать собственный выбор. Часто им разрешается выражать все эмоции — их поведение не направляется и не ограничивается. Однако такая полная свобода не всегда позволяет ребенку раскрыть свой потенциал, развить сочувствие, любящую доброту и навыки сотрудничества. Например, без внешнего вмешательства задира останется задирой, ведь такое поведение дает ему все, чего он хочет. Такие дети засевают неприятные кармические семена и в результате будут страдать. Там, где есть задира, обычно есть и более пассивный ребенок. Хулиганы редко дразнят тех, кто мог бы ответить тем же. Если их поведение не откорректировать, то их жертва вырастет с сознанием слабого и преследуемого человека. Дети либеральных родителей часто с трудом контролируют свои чувства; становятся дерзкими, когда что-то не соответствует их ожиданиям; нетерпеливы при решении обширных задач и могут проявлять склонность к антисоциальному поведению. В 1950-1960-е годы один из родителей почти всегда проводил много времени рядом с ребенком, помогая ему обнаруживать взаимосвязь поступков с их последствиями. То есть у ребенка постоянно был наблюдатель, который мог предотвратить опасный или вредный исход многих ситуаций, возникающих из-за чересчур вольного поведения. Сегодня же подавляющее большинство взрослых проводит весь день на работе, и ребенок остается с разными людьми или вовсе без присмотра. В таких обстоятельствах либеральный родительский подход еще менее полезен. D Демократический родитель Понимая недостатки двух описанных подходов, в современной социополитической ситуации многие родители выбирают демократический (иногда называемый авторитетным) стиль воспитания. Его главная задача — научить детей принимать на себя ответственность. Родители дают ребенку ясные ориентиры, ставят перед ним выполнимые задания и с помощью целого ряда методов следят за тем, чтобы ребенок со всем этим справлялся. Среди таких методов — вознаграждение, похвала и наказание (обычно не строгое). В фокусе этого подхода оказывается процесс общения и обмена информацией. Дети таких родителей обычно уравновешены, уверены в себе и довольно коммуникабельны. 4 Родитель — маятник вины Встречаются родители, которые ощущают свою вину за определенные обстоятельства, лежащие в зоне их контроля. Кто-то винит себя в том, что проводит с ребенком недостаточно времени из-за своей занятости или дает ему слишком мало денег; другой смущен тем, что не сумел сохранить полноценную семью и развелся; иногда люди даже стыдятся того, что из-за ожирения не могут играть с детьми столько, сколько требуется, и тому подобное. Этот комплекс приводит к неуравновешенности и метаниям: то взрослый забывает о своей родительской роли, то прямо-таки бросается воспитывать ребенка. Забывает он из-за занятости, увлеченности своей карьерой, личной жизнью или заботой о других родственниках, а вспоминает из-за чувства вины. Стремясь восполнить этот пробел, он чрезмерно опекает свое чадо, выполняет любую его прихоть, делает вместе с ним или за него домашние задания и старается не отходить от него ни на шаг. Но это длится недолго, поскольку вышеописанные обстоятельства все-таки требуют своего. Вскоре человеку снова не дает покоя чувство вины, и так далее. Маятник неуклонно ходит туда-сюда. 5 Пренебрежительный И НЕОДОБРИТЕЛЬНЫЙ РОДИТЕЛЬ Есть еще неудачные родительские подходы, и вы их наверняка легко узнаете — их можно назвать пренебрежительным и неодобрительным. Это своеобразные вариации предыдущих стилей. Пренебрежительный родитель с трудом переносит негативные эмоции детей. Он часто говорит: «Перестань плакать, прекрати! » или: «У тебя нет проблем. Ты просто слишком чувствительный. Все в порядке. Все будет хорошо». Это объясняется тем, что пренебрежительный родитель либо не знает, что еще сказать, либо думает, что чувства ребенка не имеют значения. Некоторые взрослые стремятся тут же устранить неприятности детей. У них есть готовые решения, и они с готовностью ими делятся. Например: «Ох, ты уронил мороженое. Не волнуйся, сейчас купим новое». Такие люди тоже относятся к категории пренебрежительных. Одна из главных проблем, связанных с пренебрежением чувствами детей, заключается в том, что тем самым мы как бы убеждаем их в том, что иметь негативные чувства «неправильно» и «не нужно». Если мы так действуем, ребенок перестанет показывать нам такие чувства и делиться. Неодобрительный родитель подчас бранит или наказывает ребенка за негативные эмоции — например, за грусть или злость. Вот типичные комментарии. «Если не прекратишь реветь, я устрою тебе настоящий повод поплакать». «Перестань на него злиться — это нехорошо! » Такой стиль воспитания тоже создает у ребенка стойкое впечатление, что в трудных чувствах есть что-то «неправильное». Мы вынуждаем его сдерживать такие эмоции, и позднее это может приводить к психологическим сложностям. Дети, которые часто слышат такие слова, впоследствии плохо умеют регулировать свои чувства и ощущения, боятся проблем и отличаются низкой самооценкой. 6 Родитель, воспитывающий ДЕТЕЙ МЕТОДОМ РАСКРЫТИЯ природы Будды Этот стиль вневременный и подходит в любые исторические периоды, поскольку базируется на буддийском Учении и фокусируется на развитии сочувствия, любящей доброты и умения сотрудничать. Раскрытие природы Будды строится на навыках общения, вырабатываемых демократическим подходом, но идет дальше, добавляя сочувственную мотивацию и мудрость. Там, где демократический подход применяет наказание, поощрение и похвалу, буддийские методы показывают ребенку, что он сам является хозяином своей жизни, и помогают раскрыть его просветленный потенциал. Важно, чтобы родители в своем обращении с детьми исходили из принципов бодхи- читты — Просветленного настроя. Видя ребенка как равного себе в смысле человеческого достоинства и благородства, мы строим отношения с ним на взаимном уважении и сочувствии. Важно, чтобы родители в своем обращении с детьми исходили из принципов бодхичитты —Просветленного настроя. Наша роль здесь заключается скорее в том, чтобы открывать ребенку возможности и создавать условия для реализации его потенциала. Мы служим проводником на пути к улучшению его жизни. Цель — помочь ему состояться, выработать самодисциплину; нам не нужно хвалить или ругать ребенка ради того, чтобы чему-то научить или проконтролировать. Система поощрений и наказаний совсем не эффективна, если учитывать, чего именно мы хотим достичь. В окончательном смысле наш ребенок сам творит свою судьбу. Наша задача — помочь ему развить навыки и знания, позволяющие делать это успешно. К детям нужно относиться так, как нам хотелось бы, чтобы относились к нам. Будучи взрослыми — хотим ли мы, чтобы нам указывали, что делать и чего не делать, карали и поощряли, не слушали наших доводов, не позволяли участвовать в принятии решений, касающихся нашей жизни? КАК МЫ ВЫБИРАЕМ РОДИТЕЛЬСКИЙ ПОДХОД? Почему мы ведем себя в роли родителей именно так? Откуда берутся эти приемы? Большинство из нас бессознательно копирует нравы родителей, а также порядки, принятые в общественной системе, в которой мы выросли и живем. Обретая навыки общественной жизни в ранние годы, мы перенимаем от своих родных многие привычки и манеры поведения. Как часто мы произносим что-то и сразу думаем: «Это прозвучало в точности как слова моего отца (матери)? ». А подчас воспитательные приемы, укоренившиеся в нашей семье, оказывают обратное влияние на наше поведение — мы стараемся делать все по-своему, не так, как родители, просто потому, что нам не нравился их подход.
|
|||
|