Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Алигьери Данте 36 страница



. Лишь смутные предвестья правды их. – То, что сейчас представляется Данте как река, искры и цветы, вскоре окажется иным: река – кругообразным озером света, сердцевиной райской розы, ареной небесного амфитеатра; берега – его ступенями; цветы – блаженными душами, восседающими на них; искры – летающими ангелами (Р., XXXI, 4‑ 18).

‑ 89. Как только влаги этой испила каемка век. – То есть: «Как только я вгляделся в сияющую реку».

. Оба воинства небес. – См. прим. 44.

‑ 108. Есть горний свет. – Смысл: «Эмпирей озарен невещественным светом, который позволяет творениям созерцать божество. Этот свет порождается лучом, который падает с высоты на вершину тверди первобежной (то есть девятого неба. Перводвигателя (см. прим. Р., I, 76‑ 77) и сообщает ей жизнь (движение) и мощь (силу влиять на ниже лежащие небеса). Озаряя вершину Перводвигателя, он образует круг гораздо больший, чем окружность солнца».

‑ 117. Смысл: «Вокруг светоносного круга, превышающего окружность солнца, расположены, образуя свыше тысячи рядов, ступени амфитеатра, подобного раскрытой розе, и на них восседает в белых одеждах (ст. 129) все, к высотам обретшее возврат, то есть все те души, которые достигли райского блаженства».

. Там близь и даль давать и брать не властны – Смысл: «В Эмпирее близь не увеличивает отчетливости видимых предметов, а даль не уменьшает ее».

. В желть вечной розы – то есть в ее желтую сердцевину.

. Солнцу вечно вешнему – то есть богу.

. И сколь немногих он отныне ждет. – Эти слова, которыми Данте хочет указать на испорченность человечества, вместе с тем отражают средневековую веру в близость конца мира.

. Арригогерманский император Генрих VII Люксембургский (род. ок. 1275 г. ). Избранный в 1308 г., после смерти Альбрехта Габсбургского (см. прим. Ч., VI, 97), на императорский престол, он предпринял в 1310 г. поход в Италию, с которым Данте связывал свои политические надежды, видя в Генрихе объединителя Италии и восстановителя всемирной монархии. В 1312 г. Генрих короновался в Риме императорской короной. Последовавшая затем осада Флоренции кончилась неудачей. В 1313 г., готовясь к походу против Роберта Неаполитанского (1309‑ 1343), Генрих умер.

‑ 148. В те дни увидят в божием суде... – В дни Генриха VII римским папой будет коварный Климент V (см. прим. А., XIX, 79‑ 84), который по отношению к императору поведет себя двулично, так что его явный путь будет непохож на сокровенный (Р., XVII, 82‑ 83 и прим. ). Но он переживет Генриха всего на восемь месяцев и канет вниз головой туда, где казнится Симон‑ волхв, в одну из круглых скважин третьего рва Злых Щелей (А., XIX, 79‑ 84), оттеснив вглубь Аланца, то есть Бонифация VIII (см. прим. А., XIX, 52), уроженца Аланьи (Ананьи).

 

ПЕСНЬ ТРИДЦАТЬ ПЕРВАЯ

Эмпирей. – Райская роза (продолжение)

 4. А та, что, рея – то есть другая небесная рать, ангелы.

. Древнею и новою толпой – то есть праведниками Ветхого и Нового завета.

‑ 33. Гелика – созвездие Большой Медведицы, с милым сыном, то есть с созвездием Волопаса (см. прим. Ч., XXV, 131).

. Датчан – один из округов Рима – в смысле: Рим. Латеранский дворец был резиденцией римских императоров, а затем – пап.

. Старец – Бернард Клервоский (ок. 1091‑ 1153), богослов – мистик, принимавший живое участие в политической жизни своего времени. Данте видел в нем тип «созерцателя» (см. ст. 110‑ 111), и в Эмпирее он является таким же наставником поэта, какою в Земном Раю была деятельная Мательда.

. Взглянув на третий ряд под верхним кругом. – Исполнив свою миссию путеводительницы, Беатриче вернулась на свое место в небесном амфитеатре (А., II, 101; Р., XXXII, 7‑ 9).

. Как мне и просьба и любовь велят. – Просьба исходит от Беатриче. Любовь – может быть понято как любовь Беатриче или же как любовь самого Бернарда.

. Нерукотворный лик – образ на куске ткани, считавшийся подлинным отпечатком лица Христа и хранившийся в соборе св. Петра в Риме.

. Царицу – то есть деву Марию.

. Часть каймы – то есть часть верхнего ряда амфитеатра.

. Дышло, Фаэтону роковое – то есть дышло солнечной колесницы (см. прим. А., XVII, 106‑ 108).

. Орифламма – алая боевая хоругвь французских королей. Здесь мирной орифламмой названа лучезарная часть верхнего ряда.

. Красота – то есть дева Мария.

. Его палящий пыл – то есть предмет его обожания.

 

ПЕСНЬ ТРИДЦАТЬ ВТОРАЯ

Эмпирей. – Райская роза (продолжение)

 4‑ 6. Ту рану... – Смысл: «У ног Марии (Р., XXXI, 115‑ 117), во втором сверху ряду, сидит Ева (прекрасная жена), которая нанесла человечеству рану первородного греха (нарушив запрет) и растравила ее ядом (соблазнив Адама). Рана эта сращена Марией, родившей искупителя».

‑ 9. Рахиль. – Ниже Евы, то есть в третьем сверху ряду, сидит Рахиль (А., II, 101; Ч., XXVII, 104), а по правую руку от нее, в новозаветном полукружии (см. ст. 25‑ 27 и прим. 25‑ 26), – Беатриче.

‑ 12. Вот Сарра... – Ниже Рахили сидят в нисходящем порядке ветхозаветные жены.

. Та, чей правнук был царь Давид – то есть библейская Руфь.

. «Miserere» (лат. ) – покаянный псалом: «Помилуй меня».

. Еврейки – то есть праведные жены Ветхого завета.

‑ 20. Согласно с тем – то есть: «Сообразно с делением праведников на ветхозаветных, веривших в грядущего Христа, и новозаветных, веривших в пришедшего Христа».

‑ 23. Там, где цветок созрел и распластал все листья – то есть в левом от Марии полукружии, где заняты все места.

‑ 26. Там, где пустые врублены просторы – то есть в правом от Марии полукружии, еще не сплошь заполненном (Р., XXX, 132).

. Напротив Марии, по ту сторону арены, сидит Иоанн Креститель.

. В недрах Ада – то есть в Лимбе (ср. А., IV, 52‑ 63).

‑ 36. Сидящие ниже Иоанна образуют с этой стороны амфитеатра такой же раздел, как еврейские жены – напротив.

‑ 41. Ниже, чем проходит ряд, весь склон по высоте делящий ровно – то есть ниже среднего ряда амфитеатра.

. Sine causa (лат. ) – без причины.

‑ 69. Два близнеца – библейские Исав и Яков. По библейской легенде, они еще в утробе матери бились за первородство, и бог, еще до их рождения, Якова возлюбил, а Исава возненавидел.

. В первом озаренье – то есть в той первоначальной благодати, которою бог наделяет душу, создавая ее.

. Дух любви, низведший этот хор – то есть архангел Гавриил.

. «Ave, Maria, gratia plena! » (лат. ) – «Радуйся, благодатная Мария! »

‑ 108. Того, чей лик Марией украишем – то есть Бернарда, лицо которого светилось красотой в лучах Марии. 119. К Августе – то есть к деве Марии. Бернард, говоря об империи небесной и ее патрициях (ст. 117), дает Марии этот титул римской императрицы.

‑ 123. Левей Марии, первым в ветхозаветном полукружии, сидит Адам.

‑ 126. Правее Марии, первым в новозаветном полукружии, сидит апостол Петр.

‑ 130. Тот, кто при жизни созерцал – то есть апостол Иоанн, автор Апокалипсиса.

‑ 132. Рядом с первым, то есть с Адамом, сидит Моисей.

. Анна – мать девы Марии.

‑ 138. Против старшины домовладык, то есть против Адама, сидит Лючия (см. А., II, 97‑ 108; Ч., IX, 49‑ 63), «просвещающая благодать».

. Но мчится время сна. – Эти слова означают, по‑ видимому: «Но истекает время, положенное тебе для созерцания, словно во сне, небесных тайн».

. К Пралюбви – то есть к богу.

 

ПЕСНЬ ТРИДЦАТЬ ТРЕТЬЯ

Эмпирей. – Райская роза (окончание)

 7‑ 9. Смысл: «В утробе богоматери снова возгорелась любовь между богом и людьми, и благодаря жару этой любви возрос райский цвет, то есть рай населился праведниками».

. Любви полдневный миг – то есть любовь в ее зените.

‑ 66. Сибиллины слова. – По рассказу Вергилия, кумейская пророчица Сибилла писала свои пророчества на древесных листьях и раскладывала эти листья на полу в своей пещере. Когда вход отворялся, ветер рассеивал, их, и нельзя было восстановить смысл Сибиллиных слов (Эн" III, 441‑ 452).

‑ 96. Смысл: «В ближайший же миг, последовавший за этим видением, оно в моей памяти забылось глубже, чем успел забыться в памяти людей за двадцать пять веков поход аргонавтов, когда Нептуне изумлением увидал тень Арго, первого корабля».

‑ 120. Смысл: «Я увидел тайну триединого божества в образе трех равновеликих кругов разных цветов. Один из них (бог‑ сын) казался отражением другого (бога‑ отца), словно радуга (Ирида) рожденная радугой, а третий (бог‑ дух) казался пламенем, рожденным, обоими этими кругами» (по католической догматике, святой дух исходит от отца и сына).

‑ 132. Смысл: «Во втором из кругов, казавшемся отражением первого (и символизирующем бога‑ сына), я различил очертания человеческого лица (наши очертанья)».

. Чтобы измерить круг – то есть чтобы решить задачу квадратуры круга.

‑ 145. Здесь изнемог высокий духа взлет... – Достигнув наивысшего духовного напряжения, Данте перестает что‑ либо видеть. Но после пережитого им озарения его страсть и воля (сердце и разум) в своем стремлении навсегда подчинены тому ритму, в котором божественная Любовь движет мироздание.

. Светила – см. прим. А., XXXIV, 139.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.