|
|||
Мамонтова Екатерина Андреевна: О.В. Соколов. Исповедь о жизни, любви, предательстве и смерти 11 страница- Вы знаете, это неправда, что в Англии всегда пасмурно и идёт дождь. Мой отец рассказывал мне, что он однажды видел солнце! На этой шутливой ноте мы перешли к делам. Мой собеседник изложил мне план мероприятия и сценарий " боя" на субботу и воскресенье. Реконструкторы всех эпох давали по одному спектаклю в эти дни, каждая " эпоха" в строго отведённое ей время. Изложив мне план наших выступлений, он добавил: - Как видите, согласно сценарию, битву в субботу выигрывают французы, а в воскресенье - англичане... Но дело в том, что солдат в британских мундирах в два раза больше, чем " французов". Зрителей же ожидается очень много, где-то 15-20 тысяч человек и все они, как легко предположить, ожидают увидеть победу английской армии. Поэтому мне пришла в голову мысль, почему бы не разыграть воскресный сценарий оба раза, и таким образом в субботу и воскресенье победит британская армия. Вы согласны? Поразмыслив секунд десять, я спокойно, но твёрдо ответил: - Нет. Английский генерал, в свою очередь чуть задумавшись, произнёс: - Хорошо, пусть будет так, как Вы желаете... Я ещё никогда не видел такого великолепного военно-исторического спектакля. Всё было сделано очень красиво, здорово обыграна местность - высокий холм из-за которого выдвигались красные линии английской пехоты, маленькая речка, старинный мостик... Но самое главное, что все просто потрясающе играли свои роли, как заправские актёры, импровизируя на ходу. При этом мои " войска" беспрекословно выполняли все приказы, а англичане, чтобы мотивировать свое поражение, стали нести огромные " потери" в " атаке" на мостик. Их ряды буквально сыпались под огнём французских пушек, а те, что всё-таки прорвались за мост, полегли от залпов французской пехоты. Через 40 минут все поле " боя" было завалено " трупами" английских солдат, а адъютант британского генерала замахал белым флагом, предлагая что-то мне. Я выехал вперёд, навстречу мне на коне подскакал английский генерал и с поклоном отдал мне свою шпагу в знак поражения британских войск. Я поднял свой трофей над головой, и мои солдаты воскликнули по-французски с английским акцентом: " Да здравствует император! " Что же касается зрителей, которых было видимо не видимо, с их стороны раздались лишь жидкие аплодисменты... Только на следующий день, в воскресенье, когда мы в свою очередь честно " проиграли" сражение, я понял насколько благородным было поведение моего оппонента в субботней реконструкции. Когда английский генерал, которому я отдал своё оружие, после " поражения" моей армии, проскакав вдоль зрителей, поднял над головой мою саблю, 20 000 человек издали громовой возглас восторга, над толпой взвились британские флаги, а зрители так бешено аплодировали, скандируя патриотические лозунги, что можно было подумать, что перед ними был не просто исторический спектакль, а была одержана великая победа над французами в настоящем бою! Так я познакомился с английской реконструкцией прямо на её родине. Помню, как репортёры английского телевидения, зная очевидно о моих национальных предпочтениях, с некоторой опаской подошли ко мне, чтобы взять интервью. Но я нисколько не желая польстить хозяевам фестиваля, сказал то, что искренне подумал: - Я считаю, что Англия - это столица военно-исторической реконструкции. После этой фразы интервью у меня брали с нескрываемой симпатией, восхищаясь моим прекрасным знанием английского языка! Вот уж тут мне явно польстили... Но вернёмся всё-таки с берегов туманного Альбиона на поле солнечной Испании. Одним из интереснейших событий для меня стала реконструкция в городе Медина де Риосеко. Этот город, подобно Какабеллосу, также прекрасно сохранился, но особо нужно отметить обширное поле сражения перед городом. Это большое поле площадью более 30 км² осталось таким, каким оно было 14-го июля 1808г., когда маршал Бессьер разбил здесь вдребезги испанскую армию. В сражении особо отличилась французская кавалерия под командованием знаменитого Лассаля, сыгравшая решительную роль в разгроме неприятеля. Но на реконструкцию приехала как назло очень мало французских кавалеристов. У " неприятеля" же было не только много испанских всадников, но и вдобавок приехали ещё и английские " лёгкий драгуны" 15-го полка, о которых я уже рассказывал. Солдаты и офицеры этой части носили синие гусарские (как я уже упоминал) доломаны и ментики, имели гусарскую экипировку и вооружение, и, конечно никакому русскому или французу не пришло бы в голову назвать их драгунами. Более того, по цвету своей униформы они почти точно совпадали с одним из французских гусарских полков. И поэтому мне пришла в голову мысль: - А почему бы этим отличным кавалеристам не предложить сыграть роль французов? Тем более, что при Медина де Риосеко не было англичан и сражались лишь французы испанцы. Я конечно знал о неприязни англичан к французам, но посчитал, что всё в этом случае говорит в мою пользу, ведь бо́ льшим нарушением исторической правды будет участие на стороне испанцев английских войск, которых и отдалённо не было в этом сражении, чем " исполнение роли" французских гусар, на которых " лёгкие драгуны" на удивление походили. Наконец тот факт, что вместо преимущества в кавалерии французы явно уступают неприятелю в этом роде войск, причём очень сильно, также говорил в пользу моей идеи. Я решил побеседовать по этому поводу с англичанами вечером накануне " битвы". В просторном дворе военных казарм, где мы расположились " на постой" вечером было оживлённо. Английские " гусары" держались особняком. Их было человек 12, все отлично сложенные молодые мужчины лет 25-30, все подтянутые, великолепно обмундированные. Они сидели на скамейках и неторопливо попивали то ли ром, то ли виски. Их командир, чуть старше своих подчинённых, также хорошо сложенный, сухощавый, по-воински красивый, стоял чуть в стороне и молча курил сигару. Я подошел к нему и поздоровался. Он ответил уважительно, но также бесстрастно, как и курил сигару. Набравшись храбрости, я на том английском, на котором могу говорить, сказал, что завтра у нас будет " сражение" и мой собеседник очевидно знает, что это было победа французской кавалерии. - Yes, - холодно ответил офицер, выпуская клуб дыма. Тогда я добавил, что вот какая проблема. У нас очень мало всадников во французских мундирах, зато много испанских кавалеристов, да тут ещё прибыли англичане к ним на помощь. - Yes, - снова произнёс мой собеседник с непроницаемым выражением лица. Продолжив, я сказал, что мундиры 15-го лёгкого драгунского очень похоже на французские, так почему бы доблестным кавалеристом этого полка не принять в бою участие на стороне наполеоновской армии? На этот раз англичанин ничего не ответил, а просто посмотрел на меня как на сумасшедшего. Тогда я, чтобы мотивировать как-то своё предложение, добавил несколько утрируя: - Тем более, что в этом бою все испанцы погибли... Гусарский офицер вынул сигару изо рта и отрезал: - Лучше быть мёртвым испанцем, чем живым французом.
Понятно, что на этом наши беседа завершилась, а я ещё лучше узнал о теплых чувствах, которые испытывают друг к другу две великие нации. Так что пришлось ставить в строй всех, кого можно. В частности, несмотря на то, что я всегда был против участия женщин в реконструкциях баталий, я попросил Анну, которая сопровождала меня во всех походах, единственный раз помочь мне на поле боя. Настолько форс-мажорной была ситуация. У Анны был французский гусарский ментик, гусарские " чакчиры" (узкий штаны) и сапоги. Она неплохо сидела в седле и, разумеется оказалась в гуще очень нешуточного конного " боя". Я уже отмечал, рассказывая о Какабеллосе, что это было " театральное" фехтование с целью создания внешнего эффекта. Но стремительное движение коней, их внезапные прыжки и взбрыкивания из-за выстрелов, которые раздавались ото всюду, булыжная мостовая, пороховой дым, отчаянные крики, тяжелое оружие, пусть и с затупленной режущей стороной клинка, все это создавало совсем нешуточную опасность. Так в этой схватке я нечаянно проткнул острием своей сабли запястье одного из англичан. Часа через два после " боя" я встретил его замотанного бинтами. Я конечно извинился за неудачный удар... Должен отметить, что этот английский реконструктор, также как " генерал", с которым я сражался на берегах туманного Альбиона, оказался настоящим джентльменом. Понимая, что всё случившееся было неудачным происшествием, и никоим образом не сделано намеренно, он в ответ улыбнулся и на корявом французском языке сказал, что для него было честью получить ранение от знаменитого генерала реконструкции. Мы с ним искренне по-дружески обнялись. Глава 16 Рыцари
На улицах Медина де Риосеко со мной рядом скакал ещё один человек, сыгравший большую роль в моей жизни. Его имя по белорусскому паспорту Михаил Милованов, но я никогда не называл его иначе, как Эврар де Монтегю, или просто Монтегю. Так звали его и все друзья. Он пришёл ко мне из мира средневековый реконструкции, и поэтому прежде, чем говорить о наших удивительных похождениях с ним, я должен сказать о том, какое имело значение рыцарство для меня. Как я уже писал в самом начале, первый интерес к истории пробудил во мне бессмертный роман Вальтера Скотта " Айвенго", ибо, прочитав его, я безумно влюбился в мир рыцарства. Потом пришел интерес к XVII в., к наполеоновской эпохе, и они оттеснили Средневековье на второй план, но не заставили забыть его. Едва хорошо выучив французский язык, я занялся старофранцузским и вскоре стал свободно читать французские тексты XIV-XV веков в подлиннике. Более того, как ни странно, будучи студентом политехнического института, я нашел в библиотеке нашего ВУЗа книги, о существовании которых библиотекари и не подозревали! Ведь до революции 1917 года - это был привилегированный Политехнический институт и для общего развития его интеллигентных студентов библиотеку обильно снабдили самыми разными трудами на исторические и философский темы, и в частности здесь хранилось целая куча старинных французских книг. Причём те, кто хранил их, в то время, когда я учился в Политехе, ничего не понимали в их ценности, и мне давали их на дом. Так я прочитал в частности потрясающие по своей красочности и описанию деталей средневекового быта " Мемуары Оливье де ла Марша" знаменитого церемониймейстера Бургундского двора XV в. Великолепная книга для тех, кто любит рыцарский турниры, пышные церемонии, роскошные доспехи и геральдический знаки. В публичной библиотеке (теперь РНБ) в отделе полиграфии я читал настоящие средневековые рыцарские романы и в частности знаменитого " Амадиса Гальского", любимый роман Дон Кихота, в том издании, которое мог бы держать в руках сам " рыцарь печального образа". Это было одна из первых французских печатных книг, вышедшая в свет в самом начале XVI века Ну и много, много других источников и исследований современных историков на эту тему. Так что я написал в свое время немало статей по истории рыцарства. Мне лично нравится статья в журнале " Империя истории" - " Рыцарство, как элита средневекового общества". По-моему, она есть в интернете. Посмотрите, если вы любите историю средневековья, кажется получилось очень неплохо. Я сделал также много открытых лекций и в Университете, и вне его на тему различных событий средневековой истории. Одна из лучших - " Битва при Креси, или чёрная легенда о рыцарстве", выложенная в частности на YouTube, она набрала рекордное для исторической лекции количество просмотров. Не удивительно, что среди тех, с кем я общался были прекрасные специалисты по средневековой истории. Я очень многое подчерпнул для себя из чтения трудов и личного общения с профессором Ю. П. Малининым, блистательным знатоком Франции позднего средневековья. Среди моих друзей был Андрей Куркин, один из самых замечательных знатоков истории герцогства Бургундия в XV в. И, конечно, вокруг меня было много тех, кто занимался практической реконструкцией Средневековья. Как я уже писал, одним из ударных отрядов Санкт-Петербургской военно-исторической ассоциации, была так называемая " Княжеская дружина" - клуб, положивший начало серьезной реконструкции Средневековья в России. Вместе с " Княжеской дружиной" я участвовал в турнирах, битвах и пирах рыцарей и дружинников и старался сделать всё от меня зависящее, чтобы помочь развитию этого клуба. Два раза я возил воинов " Княжеской дружины" на интересные исторические мероприятия во Францию, один раз на огромное торжество в честь 500-летия создания регулярных пехотных полков во французской армии, празднество, которое состоялось на древнеримских римских аренах города. Ним, где великолепно выступила наша дружина, а второй раз в город Лаваль, на средневековый турнир, организованный моим другом, " рыцарем" Жилем Раабом. Этот человек, страстно увлечённый историей рыцарства и желавший представить эту историю людям во " плоти и крови" превратил, выкупленную им заброшенную старинную ферму в настоящей " живой" замок XII века, воссоздав в частности, в точности с исторической правдой донжон (главную башню замка) и вспомогательные сооружения. С моими доблестными дружинниками мы остановились на " постой" в этом замке. Здесь же мы почти сразу по приезду, сели на коней я в доспехах и облачении знатного французского рыцаря начала XIII века, мои дружинники в доспехах того же времени. Мы поехали на прогулку в огромный дубовый лес, и здесь, как и в Какабеллосе, мне показалось, что мы совершили путешествие во времени. На этот раз в Средневековье. Когда мы в сверкающих доспехах и ярких гербовых одеяниях скакали по великолепной дубраве, мы наткнулись на десяток оленей, которые спокойно подпустили нас совсем близко, ведь когда олень видит всадника, он не воспринимает поначалу человека, и видит только коня, и чувствует только его запах. Так что мы могли скакать совсем рядом с прекрасными оленями, бежавшими по лесу, залитому светом солнечных лучей, пробивавшихся сквозь густые кроны дубов. Казалось, что это знатный рыцарь XIII века выехал на охоту со своим отрядом, и сейчас затрубит звучный рог и появятся наши пажи и оруженосцы с охотничьими трофеями. Основатели " Княжеской дружины" Пётр Васин и Александр Иванов были моими близкими друзьями. Настолько близкими, что Александр создал даже конный отряд, обмундированный на наполеоновскую эпоху, чтобы сопровождать своего " сюзерена" не только в Средневековье, но и служить эскортом в Наполеоновском времени. Другим замечательным воином реконструкции периода Средних веков, который стал в 90-е годы моим другом, был Клим Жуков (рыцарь Роже). Клим так серьезно занимался историей и реконструкцией Средневековья, что стал теперь одним из лучших специалистов в России по доспехам русских и западноевропейских воинов, а также по военной истории Средневековья вообще. Роже загорелся этой темой, если я правильно помню, выслушав доклад о рыцарских турнирах, который я сделал в далёкие 90-е годы. Теперь Клим (Роже) не только замечательный реконструктор и историк, но и великолепный лектор на YouTube. С ним я сделал целую серию интересных роликов о Наполеоне. Жаль, что они оборвались на самом интересном месте... Конечно же, чтобы достойно находиться в мире моих друзей дружинников и рыцарей, я заказал себе доспех и вооружение (в частности тот рыцарский меч, который защитил нас с Анной от вторжения бандитов). Сначала мне изготовили достаточно примитивный кольчужный доспех XIII века с жутко неудобным " топхельмом" или " горшкообразным шлемом", название которого говорит само за себя... Экипировка наполеоновского генерала показалось теперь лёгким пляжным костюмом по сравнению с этим облачением. А что касается " топхельма", то в нём просто задыхаешься, так как у него нет забрала, а когда ты сидишь на коне, снять его на время, чтобы отдышаться просто не реально. Интересно, что, когда я в первый раз оказался в конном бою на реконструкции (очень символической) Ледового побоища у стен Петропавловской крепости, я действовал по привычке, как в схватках наполеоновской эпохи, то есть своим мечом я бил по оружию и щитам своих противников. И тут ко мне, " магистру крестоносцев", подъехал какой-то " русский герой" и рубанул со всего маху топором мне по руке. Боль была адская, но к счастью у меня были надёжные кольчужные рукавицы, иначе я лишился бы кисти руки. После реконструкции мы с моими друзьями объяснили горячему " русскому витязю" в не слишком вежливой форме, что он был " в корне неправ"... Позже, когда у меня появились средства, я заказал себе великолепный " пластинчатый доспех" на конец XV века, такой роскошный, что его мог бы носить сам герцог Бургундский. Доспех делали полтора года два лучших оружейника Беларусии, и он вышел просто восхитительно... внешне. Носить его было же мягко говоря не просто, ибо он получился гораздо тяжелее настоящего, хотя казалось был идеально точно скопирован с лучших образцов того времени. Дело в том, что в Средневековье мастера ковали доспех из куска металла, которого постепенно превращали в пластины необходимой формы, причём сохраняя значительную толщину в опасных местах и наоборот делая доспех тонким там, где удар получить было маловероятно. За счёт этого доспех при всей его надёжности весил не так много. Так полный пластинчатый боевой (не путать с турнирным! ) доспех весил всего около 25 кг, что для сильного, привычного к нагрузкам мужчины не очень много. Напомню, что современный десантник российский или французский таскает на себе более 30 кг и с этим бегает, сражается, прыгает с парашютом, так что 25 кг для закалённого воина на плечах не страшно. Но мой доспех ковали из довольно толстого листа, чтобы он был прочным. В результате, будучи по форме таким как надо, он весил просто жутко - почти 38 кг! С учётом оружия, которое надо надеть - все 40кг! Все это надевается поверх поддоспешника, плотной суконной куртки подбитой конским волосом. В общем ощущение такое, как если на ватник надеть железную плиту. Особенно приятно летом в жару! Но всё-таки мой доспех был не только эффектным внешним, но как показала практика, весьма функциональным. Однажды мои друзья, и в частности де Брак, организовали рыцарский Турнир в городе Гдов. В мою задачу входило выехать в красивом доспехе перед зрителями в начале турнира, произнести яркую вступительную речь и далее занять место короля и с достоинством взирать на сражающихся рыцарей. Задача, прямо скажем, нехитрая. Но коней все не везли и не везли... " Точность" российских коневладельцев, сдающих своих лошадей в аренду, могла бы войти в поговорку вроде: " Пунктуален, как сдающий лошадей реконструкторам", то есть человек, для которого сроки и обещания вообще ничего не значат. Наконец, когда нервы у всех были на пределе, с огромным опозданием появились коневозы. Так как все сроки уже давно прошли, зрители истомились ожиданиям, коней разгружали впопыхах, обстановка была нервозная, я видел, как дрожит и волнуется предназначенный для меня конь. Но делать нечего, турнир надо было начинать. Я вскочил в седло (конечно с подставки! В таких доспехах как были у меня, с земли на лошадь может сесть в седло разве что супермен), при этом у меня на ногах были гигантские шпоры XV века, длинные с огромной острой звёздочкой. Возможно, что эти шпоры случайно укололи коня в бок, и в тот же момент он почувствовал, что на него вскочил кто-то в куче железа. В результате, и без того дрожащий от страха конь, сошел с ума от ужаса и " понёс". Иногда люди мало знакомые с верховой ездой говорят " меня понёс" конь, когда им просто сложно справиться со своей лошадью. Опытный всадник легко остановил бы эту неконтролируемую скачку... Никогда не забуду, как я посадил на своего личного, вполне доброго коня, одного моего друга, крепкого спортивного мужчину, но совершенно не знакомого с верховой ездой. И когда лошадь, несмотря на все мои наставления другу, поехала легкой-легкой рысью не туда, куда хотелось всаднику, он в ужасе закричал: " Он " понёс" меня! " Понёс"!! Останови его, ради Бога!! " " Понёс" - это, когда лошадь взбесилась и никакими обычными способами управления не остановить сумасшедшего " карьера" вашего скакуна. И вот впервые в моей практике мой конь действительно " понёс", помчавшись с бешеной скоростью, не разбирая дороги, не замечая людей, перепрыгивая через какие-то торговые ряды, приводя в ужас гуляющих в парке людей, издававших крики испуга, видя рыцаря, несущегося как стрела в никуда... Я не мог ничего сделать, никакие самые жёсткие методы, которые применяют кавалеристы в подобной момент не помогали. А моё изначально открытое забрало шлема упало так, что стало к тому же почти ничего не видно. Помню мысль, которая промелькнула в эти секунды: - Что это будет: смерть или увечье? В этот миг мой обезумевший конь понёсся по узкой дорожке вдоль который росли большие деревья. Я ничего не успел разобрать, кроме того, что в последние доли секунды увидел толстый сук, шедший горизонтально примерно на уровне моей шеи... Ещё через полсекунды я уже лежал на земле при этом, о чудо, я не почувствовал даже боль от падения! А ведь я получил сильнейший удар бревном по шее и рухнул с коня, скакавшего на огромной скорости... Если бы такой же удар, в то же место я получил бы без доспеха, мне просто оторвало бы голову, никакая шея не смогла бы выдержать столкновения с толстенным суком на скорости примерно 50 км/час! И более того, если бы я надел неполный доспех, результат был тем же. Но я к счастью, по какому-то наитию надел все элементы защитного вооружения, и в частности так называемый " бавьер" - фигурную металлическую пластинку, спереди соединяющую шлем с кирасой. Она была предназначена, чтобы защищать прежде всего шею и низ головы. Так будущий герцог Бургундский, Карл Смелый (тогда его официальное имя было граф Шаролэ) в битве при Монлери в 1465г. забыл впопыхах надеть бавьер и получил жестокую рану копьем в шею... После моего падения ко мне со всех сторон бросились люди, очевидно предполагая, что как написано в школьных учебниках по истории, рыцарь, упав с коня, не мог подняться. Я уже точно не помню, оказал мне кто-то помощь или нет, в любом случае я мог бы встать и без всякой помощи. И что меня просто поразило, я вообще не чувствовал никакой боли от страшного удара суком и от падения. Вот что значит хороший доспех! Из этого рассказа думаю читатель может понять, что автор этих строк имел, мягко говоря, некоторые отношение к истории Средневековья и его реконструкции. На одном из мероприятий по этой эпохе в конце 90-х годов я познакомился с Монтегю. Это было в Выборгском замке, где я в средневековых доспехах конечно исполнял роль командира " шведского" рыцарского отряда. " Шведского" весьма символически, под моей командой были собраны все, кто имел западноевропейское вооружение, а мой будущий друг был в доспехах и " котте" рыцаря Тамплиера. Позже Монтегю сказал, что, встретив меня, почувствовал во мне своего истинного командира, законного " короля" реконструкции. Без каких-либо намёков с моей стороны, он преклонил колени предо мной и поклялся быть моим верным вассалом до гроба... И действительно в течение многих лет Монтегю был вернейшим и отважнейшим другом, который сопровождал меня порой в самых трудных и опасных ситуациях. Бывший молодой офицер советской армии, живший в Минске после распада СССР, он не стал присягать Белорусскому государству, ушел из армии и работал на телевидении. Я кстати сделал с ним в 2000 году серию передач (24 передачи по 40 минут! ) о Наполеоне. Этот " сериал" пользовался огромной популярностью в Белоруссии. Красивый, сильный, весёлый, отважный и конечно ловелас Монтегю был просто настоящим французским офицером наполеоновской эпохи, возродившимся в XXв. Ради того, чтобы не покидать меня и на полях битв наполеоновской эпохи, он, не оставляя своих занятий орденом Тамплиеров, экипировался с моего разрешения на адьютанта дивизионного генерала. Он был со мной в десятках " боёв" и в частности при Медина де Рионеско, и всегда был в самых трудных ситуациях на поле в реконструкции и в жизни верным другом - сильным, отважным и всегда неунывающим. В своем романе " Испанская война и тайна Тамплиеров" я вывел его в роли... Монтегю, и описал его просто точно таким, каким он был. Кстати и тема романа была выбрана неслучайно. Думаю, что после того, что я рассказал о моих походах в Испанию, понятно почему " Испанская война", а вот тайна Тамплиеров - это дань уважения тому, кто полтора десятка лет шел со мной рука об руку... Но прошло время и Эврар де Монтегю стал депутатом Парламента Беларуси Михаилом Миловановым. В последний раз он приехал, чтобы быть моим адъютантом на поле сражения при Ватерлоо в июне 2015 года. Мы радостно встретились, но на следующий день, так и не сев на коня, Монтегю исчез. В течение долгих месяцев он не отвечал на мои телефонные звонки, пока наконец через третьих лиц я не узнал, что он ушел из того мира, в котором мы с ним жили. Как выяснилось, он символически похоронил " капитана Монтегю", закопав свой великолепный, расшитый золотом адъютантский мундир у замка Угомон на поле боя при Ватерлоо... Полагаю, потому что одно дело, будучи пусть и преуспевающим и не бедным человеком быть " вассалом" и адъютантом другого преуспевающего человека, которого ты считаешь в чем-то превосходящим тебя. Другое дело, метить в члены правительства независимого государства и оставаться чьим-то адъютантом - это уже видимо сложнее. Наверное, это так, только уход Монтегю, нарушение им его же клятвы, я переживал очень тяжело, да и до сих пор вспоминаю об этом с горечью... Но чтобы закончить рассказ о моём " ушедшем" друге " похороненном" на поле боя в Ватерлоо на весёлый ноте, я хочу раз уж мы говорили о конных ошибках, рассказать о забавном эпизоде из нашей Испанской кампании. Это было в Корунье, куда Монтегю приехал первый раз на битву в Испанию. Приученный к общению с нашими " конюшенными девочками", которые при виде самых маленьких безобидных шпор кричат, что не дадут калечить бедную лошадку, Монтегю показал испанскому коневладельцу на свои шпоры на сапогах и задал вопрос: - А ничего, что у меня шпоры? Можно их оставить? Так как Монтегю задал этот вопрос по-английски, которым он владел конечно не как лорд Бригхауз, а задан вопрос был испанцу, который по-английски и того не знал, возникло непонимание. Наконец, после слов на разных языках и жестов, коневладелец, поставлявший в частности лошадей для корриды, понял вопрос и с удивлением вытаращив глаза на моего адъютанта произнёс: - А как можно без шпор садится на коня? На полях сражений Испанской кампании я был не только в сопровождении Монтегю, но и удивительно человека, настоящего польского рыцаря нашего времени Веслава Граховского. В 2000 году, когда мы с ним познакомились в Италии в 200-летний юбилей битвы при Маренго, ему было уже за пятьдесят. Гордый профиль, седые усы, и несмотря на годы, стальные мускулы и великолепное владение конем. Биография Веслава была неординарной. Сын польского улана, который в 1939г. ещё атаковал немцев в конном строю с пикой наперевес, он был выходцем из старинной шляхетской семьи, пронизанной до мозга костей духом рыцарства. Оба его деда были уланами, трое предков были офицерами польской конницы Наполеона, прапрапрадед был знаменитый генерал Ян Гроховский, герой восстания Костюшко, павший на поле боя в сражении при Щекочине в 1794 году. Сам Веслав служил в армии социалистической Польши в спецназе. Потом стал каскадёром. Снимался во всех знаменитых польских исторических киноэпопеях и, конечно, в знаменитом фильме Ежи Гофмана " Огнём и мечом", где Веслав был на коне во всех батальных сценах. Буквально с первых минут нашего знакомства Веслав проникся удивительной симпатией ко мне, подобно тому, как это было с Монтегю. Точас вызвался быть моим уланом эскорта в " сражении" при Маренго, где тут же показал свое искусство владения конем и пикой, силу и преданность. С тех пор в течение долгого времени, он сопровождал меня во многих походах, бессменно исполняя роль телохранителя в " бою" и в жизни. С такими людьми, как Веслав и Монтегю, можно было спокойно идти хоть к черту на рога, и смерть была бы не страшна, настолько мы заряжали друг друга весёлой отвагой! Это был оживший в XXI веке дух " Трёх мушкетеров", и я был поистине счастлив. Счастлив жить, дыша полной грудью, и скакать в галоп на лихом коне с такими восхитительными друзьями. В своем романе " Испанская война и тайна Тамплиеров" я вывел Веслава Гроховского в роли... Веслава Гроховского. Не надо было менять ни имя, ни фамилию, ни внешний облик, ни даже звания и униформу! Я знал настоящего старшего вахмистра Вислинских улан такого, который словно был выходцем из Наполеоновской эпохи. Вместе с Веславом небольшим эскортом Вислинских улан я очутился на поле боя под Альбуэрой на юго-западе Испании в провинции Эстремадур. Битва при Альбуэре 16 мая 1811 года была самый кровавой битвой Наполеоновской эпохи по проценту потерь от числа сражающихся. Даже при Бородине, где конечно в абсолютных цифрах русские и французы потеряли несравнимо больше, пропорция убитых и раненых к числу участников сражения было не такой страшной, как при Альбуэре.
|
|||
|