|
|||
— То есть это всегда решение местной администрации — нужно ли поддерживать телефонную службу?Стр 1 из 7Следующая ⇒
Единый Всероссийский телефон доверия для детей, подростков и их родителей Отныне любой ребенок, находящийся в сложной ситуации, может позвонить по бесплатному номеру 8-800-2000-122 и получить необходимую психологическую помощь. Профессиональный психолог оценит эмоциональное состояние малыша (или ребенка постарше), поможет ему снять психологическое напряжение, установить доверительный контакт с окружающими его взрослыми. Сотрудники телефона доверия будут принимать звонки не только от детей, но и от взрослых, которые испытывают трудности в общении со своими чадами или готовы сообщить о нарушениях прав детей.
Тема детских суицидов активно обсуждается уже месяц. Слишком страшно и больно, чтобы быстро ее «отработать». Однако в основном дискуссия на тему сводится к попыткам определить, «кто виноват». Попытка в известной степени бесплодная, потому что рецепта быстрых мер не дает.
Это та правда, в которой трудно признаваться. Если бы не волна детских самоубийств зимы 2012-го, мы, взрослые, так бы и не поняли очевидного: нашим детям не с кем поговорить, когда им трудно, страшно, одиноко. Припомните свой последний разговор с ребенком о нем самом, а не о его ответственности перед вашими ожиданиями. Ожиданиями, что он будет хорошо учиться, не начнет «пить- курить», пойдет по верному пути и станет, в конце концов, приличным человеком. Ребенок все больше становится заложником социальной состоятельности его родителей, поэтому и у всех разговоров с ним — один вектор: «Ты должен, должен, должен». Дети не выдерживают натиска ответственности перед родителями, часто становятся жертвами насилия, но чаще всего страдают от тотального одиночества. Два года назад в стране наконец ввели единый телефон доверия для детей и подростков — 8-800-2000-122. Стремительно в рамках кампании по защите детей от насилия прошла реклама телефона по федеральным каналам. Кто из детей запомнил этот телефон? А из взрослых? Единственный доступный на сегодня ресурс обеспечения детской безопасности — телефон доверия, так и не стал общеизвестным. Вопрос известности — это вопрос раскрутки. «Новая газета» предлагает читателям поучаствовать в этом деле. Как — вопрос обсуждаемый. Мы решили печатать этот номер в течение месяца на первой полосе газеты. А руководству центральных каналов, к примеру, можем предложить давать это номер бегущей строкой в новостных сюжетах. И еще этот номер можно напечатать на билетах метро, на страницах школьных дневников, да хоть на пакетах молока… Можно скинуться на родительском собрании и заказать в ближайшей типографии наклейки с номером телефона доверия и раздать в школе, где учится ваш ребенок. И еще: забить этот номер в мобильный дочери или сына. Ведь это наши дети… Власть на проблему отреагировала почти стремительно, пообещав выделить в 2012 году на профилактику детских суицидов 1, 5 миллиарда рублей. Предполагаемую «эффективность» освоения этих денег обсуждать не хочется. Во-первых, потому что ни одна из широко разрекламированных кампаний Минздрава последних лет не обошлась без выявленного впоследствии «неэффективного расходования средств» (читай: кражи). Участь этих полутора миллиардов тоже приблизительна понятна. Между тем уже сейчас такие немалые деньги можно было бы потратить на дело. Не разрабатывая отдельных программ и не финансируя создание новых служб, а именно: на рекламу и пропаганду детского телефона доверия. Эта служба в стране существует около 20 лет. Впрочем, существует так, что о ее существовании знают немногие, а назвать номер телефона доверия и вовсе могут единицы. Я провела опыт, спросила у друзей 13-летнего сына, знают ли они об этом телефоне? Девять мальчиков сложного возраста задали встречный вопрос: «А это что такое? » Это нормально? Для читателя, который, подозреваю, не намного грамотнее в вопросах психологической безопасности, сообщаю сведения, почерпнутые на сайте Фонда поддержки детей, находящихся в трудной житейской ситуации. В настоящее время в 82 субъектах Российской Федерации работает более 200 служб детского телефона доверия, подключенных к единому общероссийскому номеру 8-800-2000-122. С 1 сентября 2010 года по 31 декабря 2011-го на детский телефон доверия поступило 1 267 554 обращения, в том числе: 720 450 обращений (56, 8%) — от детей и подростков; 137 741 обращение (10, 9%) — от родителей; 409 363 обращения (32, 3%) — от иных граждан. Мою уверенность в том, что телефон доверия мог бы очень здорово сократить число детских суицидов, а шире — стать подушкой безопасности в период взросления, подтверждает статистика из Мурманской области: «За девять месяцев из 2865 обратившихся — 22 ребенка признались в своих мыслях о самоубийстве». Почти уверена: этих позвонивших удалось остановить. С каким счетом удалось бы выиграть борьбу за детские жизни, если бы телефон доверия стал по-настоящему популярен, даже и предполагать не стоит. Счет был бы крупным. А теперь о главном. Как выяснилось, единый телефон доверия с неудобным длинным номером 8-800-2000-122 появился в России в 2010 году в рамках общенационационального движения «Россия — без жестокости к детям». Это можно считать прорывом. Потому что до введения единого номера каждый регион вводил свои несколько номеров. Попробуй запомни. Финансировался этот проект масштабно и целенаправленно только в рамках кампании. Некоторые крупные каналы, в частности РЕН, даже давали в прайм-тайм ролики с рекламой этого телефона. Деньги закончились — пропаганда тоже. Кто не успел запомнить — тот опоздал. Финансирование этой социальной рекламы было переадресовано в регионы, им же было рекомендовано воспользоваться разосланными методическими пособиями и роликами, которые можно скачать на сайте Минздрава. Короче, всё на усмотрение глав регионов. Усмотрение бывает разным, очень зависящим от широты взглядов, уровня образования и понимания эффективности расходования бюджета. Вот, к примеру, в Свердловской области выпустили и раздали 70 тысяч наклеек в школьные дневники с номером телефона доверия. В Москве дневники ничем подобным не обременяли.
Интервью с Мариной Оскаровной Егоровой — президент Национального фонда защиты детей от жестокого обращения. С 1991 года занимается организацией социально-психологических служб для детей и подростков. Она создала пять служб экстренной психологической помощи детям и подросткам по телефону в Москве, оказала организационную и методическую поддержку более 20 службам в РФ и странах СНГ. С 1994 года проводит курсы по телефонному консультированию детей, подростков и их семей, а также по формированию супервизорских навыков в вузах РФ.
О том, как может помочь телефон доверия нашим детям и почему родители должны знать его наизусть, «Новой газете» рассказала Марина Егорова — президент Фонда защиты детей от жестокого обращения.
— Телефон доверия для детей и подростков, несмотря на очевидную актуальность, в нашей практической жизни не слишком востребован. Чтобы понять это, достаточно спросить наугад нескольких детей, знают ли они, куда звонить в случае возникшей проблемы. — На самом деле ребенку есть куда обратиться. Российская ассоциация детских телефонов доверия объединяет 283 службы в регионах, которые с 2010 года работают под единым номером — 8-800-2000-122. В 2010-м и в начале 2011 года этот номер транслировался по федеральным каналам, сейчас этой рекламы нет. Но она есть на сайте Минздрава, и многие регионы ею пользуются — и видеороликами, и печатной продукцией. Вот в Москве хуже, чем во многих других регионах. Москва с популяризацией единого номера телефона доверия отстает. До 2013 года единый телефон доверия будет финансировать Фонд защиты детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, дальше эту ответственность должны будут взять на себя местные бюджеты.
— То есть это всегда решение местной администрации — нужно ли поддерживать телефонную службу? — Да. Дать денег на информацию или нет. Многие в регионах не понимают, что это на самом деле организация доступа ребенка к неотложной психологической помощи. Дети из сельской местности только с введением единого номера получили возможность дозвониться на телефон доверия. Раньше они лишь за свои деньги могли звонить. А это же междугородний разговор, долго не поговоришь, да и родители контролируют счета детей. После открытия единого бесплатного номера количество звонков увеличилось в несколько раз.
|
|||
|