Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Обида. Римма Ефимкина



Обида

Римма Ефимкина

Обида – реакция человека на несправедливо причиненное огорчение или оскорбление, состоящая из двух чувств: гнева к обидчику и жалости к себе. Это довольно сложное чувство, оно не врожденное, а формируется на основе врожденного чувства гнева. Дети в возрасте от 2 до 5 лет выучиваются обижаться от других детей или взрослых. Можно сказать, что это чувство-манипуляция, потому что оно вызывает чувство вины у другого и заставляет его подчиняться.

Этимология слова подтверждает его двойственную суть. Слово обида общеславянское, производное от *obid; ti < *obvid; ti, префиксального образования от vid; ti «видеть»; bv > б. Обида буквально – «наказание, бесчестье» (путем выставления на обозрение, на позор). " Я обижаюсь" подразумевает " посмотрите, какой он плохой".
Также манипулятивность обиды запечатлена в известной поговорке " на обиженных воду возят". На первый взгляд, она кажется нелогичной: ведь если человека обидели – он пострадал и нуждается в сочувствии и утешении, а вместо этого на нем еще и воду возят! Однако происхождение поговорки проясняет, что страдает он неспроста.

Есть мнение (одно из многих), что выражение появилось при Петре I, когда воду населению возили на лошадях в бочках. Горожане получали воду бесплатно, а водовозам платили из государственной казны. Однако нечистые на руку водовозы стали приторговывать водой. Государь, узнав о беззаконии, повелел издать указ: уличенного в продаже воды водовоза на целый день вместо лошади впрягать в телегу с бочкой.

Если эта версия верна, то становится понятным, что за обидой кроется другое чувство – гнев (обвинение обидчика в несправедливости).

" ТОПНУВ НОЖКОЙ, СОБИРАЛАСЬ ЗАПЛАКАТЬ"

В романе Льва Толстого " Война и мир" склонна к обидчивости его любимая героиня Наташа Ростова. Так, еще в начале романа автор с умилением описывает детскую реакцию 13-летней девочки на то, что Борис, ее любимая " игрушка", долго не идет.

" Когда Наташа вышла из гостиной и побежала, она добежала только до цветочной. В этой комнате она остановилась, прислушиваясь к говору в гостиной и ожидая выхода Бориса. Она уже начинала приходить в нетерпение и, топнув ножкой, сбиралась было заплакать оттого, что он не сейчас шел, когда заслышались не тихие, не быстрые, приличные шаги молодого человека. Наташа быстро бросилась между кадок цветов и спряталась.

Борис остановился посреди комнаты, оглянулся, смахнул рукой соринки с рукава мундира и подошел к зеркалу, рассматривая свое красивое лицо. Наташа, притихнув, выглядывала из своей засады, ожидая, что он будет делать. Он постоял несколько времени перед зеркалом, улыбнулся и пошел к выходной двери. Наташа хотела его окликнуть, но потом раздумала.

– Пускай ищет, – сказала она себе".

Наташино обвинение абсурдно, ее ожидания наивны, Борис и не догадывается о ее нетерпении, он отлучился для того, чтобы выполнить поручение матери – заказать экипаж. Тем не менее Наташа решает его " наказать" тем, что заставляет искать себя, как она искала его.

" ТОНОМ ЧЕЛОВЕКА, У КОТОРОГО ХОТЯТ ОТНЯТЬ ЕГО СОБСТВЕННОСТЬ"

Другой раз Наташа обижается на мать все за того же Бориса. Когда Наташа узнала, что ее " детский жених" Борис не собирается возобновлять с ней знакомство после четырехлетнего перерыва, то при первом же визите отомстила ему тем, что вскружила ему голову (см. гл. " Месть" ), и он как потерянный ежедневно стал ездить в дом к Ростовым и проводить там все свое время. Мать решила вразумить дочь, но та рассердилась.

– Отчего же не надо, коли ему хочется?

– Оттого, что я знаю, что это ничем не кончится.

– Почему вы знаете? Нет, мама, вы не говорите ему. Не смейте говорить ему. Что за глупости! – говорила Наташа тоном человека, у которого хотят отнять его собственность.

– Ну, не выйду замуж, так пускай ездит, коли ему весело и мне весело. – Наташа, улыбаясь, глядела на мать. – Не замуж, а так, – повторила она.

– Как же это, мой друг?

– Да так. Ну, очень нужно, что замуж не выйду, а... так.

– Так, так, – повторяла графиня и, трясясь всем телом, засмеялась добрым, неожиданным старушечьим смехом".

Как бы ни сердилась Наташа, в душе она знает, что мать права, что другой человек не может быть ее собственностью, поэтому обида уступает место смирению и принятию.

" ЕЖЕЛИ БЫ ТЫ ЗНАЛА, КАК ЭТО ОБИДНО"

Еще один эпизод относится ко времени, когда шестнадцатилетняя Наташа тайная невеста князя Болконского. Отец Болконского не дает согласия на брак, аргументируя тем, что Наташа ему не пара. В разговоре с дочерью княжной Марьей он высказывает свое негодование по этому поводу.

" Родство хорошее!.. Умные люди, а? Богатые, а? Да. Хороша у Николушки мачеха будет. Напиши ты ему, что пускай женится хоть завтра. Мачеха Николушки будет – она, а я на Бурьенке женюсь!.. Xa, xa, xa, и ему чтобы без мачехи не быть! Только одно, в моем доме больше баб не нужно; пускай женится, сам по себе живет".

Однако с сыном старый князь более дипломатичен: в качестве непременного условия брака он назначает год до свадьбы, чтобы сын якобы проверил чувства, а втайне надеясь, что за год свадьба расстроится. Когда Наташа, приехав в Петербург, наносит визит Болконским, старый князь отказывается ее принимать, а княжна Мари приглашает ее пройти к себе. В момент визита князь заходит в комнату Марьи Болконской в нижнем белье, чтобы этим оскорбить невесту сына. Ему это удалось. Наташа испытывает смертельную обиду.

" Долго ждали в этот день Наташу к обеду. Она сидела в своей комнате и рыдала, как ребенок, сморкаясь и всхлипывая. Соня стояла над ней и целовала ее в волоса.

– Наташа, о чем ты? – говорила она. – Что тебе за дело до них? Все пройдет, Наташа.

– Нет, ежели бы ты знала, как это обидно... точно я...

– Не говори, Наташа, ведь ты не виновата, так что тебе за дело? Поцелуй меня, – сказала Соня.

Наташа подняла голову и, в губы поцеловав свою подругу, прижала к ней свое мокрое лицо.

– Я не могу сказать, я не знаю. Никто не виноват, – говорила Наташа, – я виновата. Но все это больно ужасно. Ах, что он не едет!..

Она с красными глазами вышла к обеду. Марья Дмитриевна, знавшая о том, как князь принял Ростовых, сделала вид, что она не замечает расстроенного лица Наташи, и твердо и громко шутила за столом с графом и другими гостями".

Наташа нуждается в сочувствии. Но условия светской жизни диктуют правило не замечать эмоциональных проявлений. Марья Дмитриевна, искренне любящая Наташу, не поддержала ее в момент острой обиды, предпочтя соблюсти приличия перед другими гостями за столом. Соня, тоже любящая Наташу, не умеет помочь, предлагая обычные бытовые утешения в виде отрицания (" не говори" ) и ухода в будущее (" все пройдет" ).

Как мы помним, после своего визита к родным жениха Наташа отказала ему, изменив с растлителем Анатолем Курагиным. Зная подоплеку событий, можно по-человечески понять Наташу: Анатоль в момент обиды явился для нее тем единственным человеком, который, сам того не зная, своим восхищением восстановил ее женское достоинство и поднял самооценку.

РАБОТА С ОБИДОЙ В ПСИХОТЕРАПИИ

Напомню: обида – это реакция на не оправдавшиеся ожидания от собеседника, представляющая собой двойное чувство: жалость к себе + гнев на обидчика.
Если мы имеем дело с обиженным ребенком, то сначала его нужно взять на ручки и пожалеть. Только после этого можно проводить " разбор полетов", то есть разбираться в когнитивной части происшедшего.

Дело в том, что обида тесно связана с понятием справедливости. Мы обижаемся, когда нас обделяют, как нам кажется, несправедливо. Если нам не досталось чего-либо по справедливости, мы можем огорчиться, но не обидеться (например, Наташа согласилась с матерью, что Борису нельзя к ним ездить, и успокоилась). Однако под справедливостью большинство людей понимают СВОЮ правду, а справедливым поступком другого человека считают поступок, отвечающий СВОИМ ожиданиям.

Обидевшись, мы имеем два варианта поведения: 1) дать волю гневу на обидчика; 2) принять на себя ответственность за свое психоэмоциональное состояние и поведение.

Первый путь разрушительный: либо обида прорывается наружу в виде конфликтов, мести; либо уходит внутрь в отказ от общения с близкими, психосоматику.

Второй путь конструктивный. Поскольку обида – это субъективная оценка чужих жизненных убеждений, то ответственность за страдания в большинстве случаев лежит на обиженном. Люди свободны и не должны соответствовать нашим ожиданиям. Они поступают, исходя их своей правды. Так, Наташа не могла знать чувств старого князя, в основе которых лежали лучшие побуждения и желание счастья своему сыну.

Решением проблемы будет осознание свободы другого человека и уважение к его правде. Методически это осуществляется, например, в психодраме с помощью обмена ролями, который позволяет " влезть в шкуру" другого человека, понять его чувства.

Иллюстрация Александра Апсита.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.