![]()
|
|||||||
Превосходство. Римма ЕфимкинаПревосходство Римма Ефимкина Превосходство – это ощущение преимущества, обладания более высокими достоинствами по сравнению с кем-либо. Превосходство ближе всего к чувству презрения, пренебрежения, высокомерия, торжества. Слово превосходство образовано от глагола превосходить, связано с ход (из праславянского *xodъ). В буквальном смысле " пойти дальше других". В романе Льва Толстого " Война и мир" множество эпизодов, когда персонажи (причем в основном отрицательные) испытывают чувство превосходства. Анатоль Курагин: "... в обращении с женщинами у Анатоля была та манера, которая более всего внушает в женщинах любопытство, страх и даже любовь, – манера презрительного сознания своего превосходства". M-lle Bourienne: " M-lle Bourienne давно ждала того русского князя, который сразу сумеет оценить ее превосходство над русскими, дурными, дурно одетыми, неловкими княжнами, влюбится в нее и увезет ее". Альфонс (Адольф) Карлович Берг: " Берг улыбнулся с сознанием своего превосходства над слабою женщиной и замолчал, подумав, что всё-таки эта милая жена его есть слабая женщина, которая не может постигнуть всего того, что; составляет достоинство мужчины, – ein Mann zu sein*". Его жена Вера Ростова: " Вера в то же время также улыбнулась с сознанием своего превосходства над добродетельным, хорошим мужем, но который всё-таки ошибочно, как и все мужчины, по понятию Веры, понимал жизнь". Борис Друбецкой: " Он с некоторым оттенком превосходства и покровительства обращался с Бергом и Верой". Это не удивительно, потому что превосходство над другими является компенсаторным чувством, защищающим человека от осознания собственной ущербности. Курагин глуп, Друбецкой беден, а Берг и глуп, и беден, и не знатен. Положительные герои романа Льва Толстого тоже периодически испытывают превосходство, но, в отличие от отрицательных, с готовностью признают превосходство других над собой. Наташа Ростова: " Наташа рассказывала Пьеру о житье-бытье брата, о том, как она страдала, а не жила без мужа, и о том, как она еще больше полюбила Мари, и о том, как Мари во всех отношениях лучше ее. Говоря это, Наташа признавалась искренно в том, что она видит превосходство Мари, но вместе с тем она, говоря это, требовала от Пьера, чтоб он всё-таки предпочитал ее Мари и всем другим женщинам, и теперь вновь, особенно после того, как он видел много женщин в Петербурге, повторил бы ей это". Николай Ростов: " После охоты, в комнате, Николай уже не считал нужным выказывать свое мужское превосходство перед своею сестрой". " СОЗНАНИЕ СВОЕГО ПРЕВОСХОДСТВА" Однако в поиске иллюстрации к чувству превосходства я остановила свой выбор на положительном герое романа – князе Андрее Болконском. Казалось бы, ему нечего компенсировать: он умен, богат, знатен, образован, молод, красив, талантлив. У него практически нет недостатков, кроме одного – комплекса превосходства. Почему так? Он так воспитан. Матери у него нет, а планка, заданная отцом, так высока, что никогда не может быть достигнута при наличии любых достоинств. Превосходство Андрея является проблемой прежде всего для него самого. Если люди, которым он позволил приблизиться к себе, считают его особенным и замечательным, подражают и восхищаются им, то большинство знакомых считает его надутым, холодным и неприятным человеком. " В штабе Кутузова, между товарищами-сослуживцами и вообще в армии князь Андрей, так же как и в петербургском обществе, имел две совершенно противоположные репутации. Одни, меньшая часть, признавали князя Андрея чем-то особенным от себя и от всех других людей, ожидали от него больших успехов, слушали его, восхищались им и подражали ему; и с этими людьми князь Андрей был прост и приятен. Другие, большинство, не любили князя Андрея, считали его надутым, холодным и неприятным человеком. Но с этими людьми князь Андрей умел поставить себя так, что его уважали и даже боялись... ". Превосходство князя проявляется даже в дружеских отношениях с Пьером. " Князь Андрей добрыми глазами смотрел на него. Но во взгляде его, дружеском, ласковом, всё-таки выражалось сознание своего превосходства". Эталон полководца для князя Болконского – Наполеон. Стремясь достичь такой же высоты в военном деле, князь и здесь поставил себе ловушку сознания: он одновременно стремится и превзойти своего кумира, и не допустить поражения последнего: "... он боялся гения Бонапарта, который мог оказаться сильнее всей храбрости русских войск, и вместе с тем не мог допустить позора для своего героя". Андрей жаждет военной славы, которая для него является компенсацией любви. Накануне Аустерлицкого сражения он признается в своей тайне самому себе. " «Завтра же, может быть, – даже наверное завтра, я это предчувствую, в первый раз мне придется, наконец, показать все то, что я могу сделать». И ему представилось сражение, потеря его, сосредоточение боя на одном пункте и замешательство всех начальствующих лиц. И вот та счастливая минута, тот Тулон, которого так долго ждал он, наконец представляется ему. Он твердо и ясно говорит свое мнение Кутузову, и Вейротеру, и императорам. Все поражены верностью его соображения, но никто не берется исполнить его, и вот он берет полк, дивизию, выговаривает условие, чтоб уже никто не вмешивался в его распоряжения, и ведет свою дивизию к решительному пункту и один одерживает победу. А смерть и страдания? – говорит другой голос. Но князь Андрей не отвечает этому голосу и продолжает свои успехи. Он носит звание дежурного по армии при Кутузове, но делает все он один. Следующее сражение выиграно им одним. Кутузов сменяется, назначается он... Ну, а потом? – говорит опять другой голос, – а потом, ежели ты десять раз прежде этого не будешь ранен, убит или обманут; ну, а потом что; ж? «Ну, а потом... – отвечает сам себе князь Андрей, – я не знаю, что будет потом, не хочу и не могу знать; но ежели хочу этого, хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими, то ведь я не виноват, что я хочу этого, что одного этого я хочу, для одного этого я живу. Да, для одного этого! Я никогда никому не скажу этого, но, Боже мой! что же мне делать, ежели я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно. И как ни дороги, ни милы мне многие люди – отец, сестра, жена, – самые дорогие мне люди, – но, как ни страшно и ни неестественно это кажется, я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми, за любовь к себе людей, которых я не знаю и не буду знать, за любовь вот этих людей», – подумал он, прислушиваясь к говору на дворе Кутузова. " «И все-таки я люблю и дорожу только торжеством над всеми ими, дорожу этой таинственной силой и славой, которая вот тут надо мной носится в этом тумане! »" В психологии превосходство исследовал австрийский психоаналитик Альфред Адлер, он ввел в науку термин " комплекс превосходства". Это защитный механизм психики, суть которого в том, чтобы ощущением превосходства компенсировать скрытое чувство неполноценности, сформированное в детстве. Люди с комплексом превосходства ведут себя высокомерно, унижают других и стремятся к обретению власти над окружающими. Однако, даже добившись реального превосходства над кем-то, они не ощущают удовлетворения и переживают неуверенность в себе. * быть мужчиной (нем. )
|
|||||||
|