|
|||
Печаль. Римма ЕфимкинаПечаль Римма Ефимкина Печаль – состояние, противоположное состоянию радости; скорбь, вызванная внешними причинами. Это одна из базовых эмоций, возникающая при отсутствии удовлетворения либо потере чего-либо, ее переживает каждый человек. Печаль – общеславянское слово, образованное суффиксальным способом от печа – «забота», восходящего к той же основе, что и опека. Исчезнувшее ныне из языка пека означало «жар, зной» (сейчас есть слово «пекло»). Печаль буквально значит «то, что жжет»(ср. горечь – от " гореть" ). О печали есть множество пословиц и поговорок, одна из самых известных – " не было печали, так черти накачали". В ней отражена та закономерность, что печаль является реакцией на внешние события, на потерю, недостачу (в отличие, например, от грусти, вызванной внутренним недовольством). Печаль возникает вследствие утраты кого- или чего-либо, может длиться достаточно долго, сопровождается апатией и бездействием. Невербально (физиономически) печаль проявляется в едва заметном набухании век, опускании уголков рта, чуть рассеянном взгляде (человек уходит внутрь себя); он или может начать плакать, или поднимает глаза вверх, чтобы подавить чувство, переключив внимание (уйти " в голову" ). Подбирая для иллюстрации печали примеры в романе Льва Толстого " Война и мир", я остановилась однозначно на его любимой героине княжне Марье. Существует версия, что прототипом княжны Марьи является мать писателя Мария Николаевна Волконская, полная тезка героини. Мать писателя умерла, когда Толстому было меньше двух лет, ее портретов не сохранилось; чтобы создать для себя ее образ, писатель изучал ее письма и дневники. Сам будучи сиротой, он хорошо чувствовал печаль своей героини. Печаль – основной эмоциональный фон, на котором проистекает душевная жизнь княжны Марьи. На это есть объективная причина. Во-первых, она (как и автор) выросла без матери, что является для человека невосполнимой потерей и причиной печали. Во-вторых, хотя она девушка на выданье, но вынуждена вести затворническую жизнь в загородном имении своего отца, старого отставного генерал-аншефа, регламентирующего ее жизнь. Ее занятия только " полезные", полностью исключающие удовольствия: математика, чтение книг, разрешенных отцом, игра на клавикорде по расписанию, молитвы. Изредка она получает письма от московской знакомой Жюли Карагиной, которые отец грозится прочесть. Княжна Марья компенсирует отсутствие людей и яркой внешней жизни глубокой и содержательной внутренней (религией), но при этом испытывает печаль. Об этом она пишет Жюли. " Милый и бесценный друг. (... ) Вы жалуетесь на разлуку, что же я должна была бы сказать, если бы смела, – я, лишенная всех тех, кто мне дорог? Ах, ежели бы не было у нас утешения религии, жизнь была бы очень печальна". Хотя княжна Марья знатна и богата, она не может пользоваться этими ресурсами так, как хотела бы. Поэтому, узнав от Жюли, что Пьер получил огромное наследство, она печалится о нем, зная по своему опыту, что деньги не делают человека счастливым. " Что касается до его наследства и до роли, которую играл в этом князь Василий, то это очень печально для обоих. Ах, милый друг, слова нашего божественного Спасителя, что легче верблюду пройти в игольное ухо, чем богатому войти в Царствие Божие, – эти слова страшно справедливы! (... ) Если б у меня спросили, чего я желаю более всего на свете, – я сказала бы: желаю быть беднее самого бедного из нищих". Тайная мечта княжны Марьи, запертой в четырех стенах (хотя бы и роскошного дворца) – паломничать вместе с божьими людьми, переходя с котомкой от места к месту и ни к чему не привязываясь. Это единственный в ее сознании путь обретения свободы. " БЕЗЗАЩИТНАЯ, УБИТАЯ ГОРЕМ ДЕВУШКА" После смерти отца, совпавшей с оставлением русскими войсками Смоленска, Марья не может эвакуироваться из своего имения Богучарово с занятой врагом территории из-за бунта крепостных крестьян. Случайно Николай Ростов оказывается в этих местах, знакомится с княжной и выручает ее, усмирив бунт. Печаль княжны трогает его сердце, и молодые люди влюбляются друг в друга. " Княжна Марья, потерянная и бессильная, сидела в зале, в то время как к ней ввели Ростова. Она не понимала, кто он, и зачем он, и что с нею будет. Увидав его русское лицо и по входу его и первым сказанным словам признав его за человека своего круга, она взглянула на него своим глубоким и лучистым взглядом и начала говорить обрывавшимся и дрожавшим от волнения голосом. Ростову тотчас же представилось что-то романическое в этой встрече. «Беззащитная, убитая горем девушка, одна, оставленная на произвол грубых, бунтующих мужиков! И какая-то странная судьба натолкнула меня сюда! – думал Ростов, слушая ее и глядя на нее. Когда она заговорила о том, что все это случилось на другой день после похорон отца, ее голос задрожал. Она отвернулась и потом, как бы боясь, чтобы Ростов не принял ее слова за желание разжалобить его, вопросительно-испуганно взглянула на него. У Ростова слезы стояли в глазах. Княжна Марья заметила это и благодарно посмотрела на Ростова тем своим лучистым взглядом, который заставлял забывать некрасивость ее лица". Княжна Марья по предписанию брата князя Андрея едет к тетушке в Воронеж. Николай Ростов, тоже по делам службы находящийся в Воронеже, снова появляется в ее жизни и увлекается ею еще больше. Николай видит молящуюся княжну в церкви и поражен нравственной красотой внешне некрасивой Марьи. Автор подробно описывает ее лицо, отражающее глубокую и сложную внутреннюю работу. Ее печаль находит в душе Николая глубокий отклик. Это бледное, тонкое, печальное лицо, этот лучистый взгляд, эти тихие, грациозные движения и главное – эта глубокая и нежная печаль, выражавшаяся во всех чертах ее, тревожили его и требовали его участия. В мужчинах Ростов терпеть не мог видеть выражение высшей, духовной жизни (оттого он не любил князя Андрея), он презрительно называл это философией, мечтательностью; но в княжне Марье, именно в этой печали, выказывавшей всю глубину этого чуждого для Николая духовного мира, он чувствовал неотразимую привлекательность". Помимо других духовных даров, присутствующих в княжне Марье, именно печаль больше всего привлекает Николая к Марье Болконской, потому что дает ему повод и предмет для его участия. После пожара Москвы и смерти отца Николай Ростов теряет состояние. Он вынужден уйти в отставку и устроиться на службу, чтобы содержать мать. Гордый Ростов отдаляется от княжны, но во время визита вежливости ее печаль снова вызывает у него ответный эмоциональный отклик и " делает невозможное возможным". " Княжна с помощью m-lle Bourienne выдержала разговор очень хорошо; но в самую последнюю минуту, в то время как он поднялся, она так устала говорить о том, до чего ей не было дела, и мысль о том, за что ей одной так мало дано радостей в жизни, так заняла ее, что она в припадке рассеянности, устремив вперед себя свои лучистые глаза, сидела неподвижно, не замечая, что он поднялся. (... ) Она сидела так же неподвижно, и на нежном лице ее выражалось страдание. Ему вдруг стало жалко ее и смутно представилось, что, может быть, он был причиной той печали, которая выражалась на ее лице. (... ) – Вы за что-то хотите лишить меня прежней дружбы. И мне это больно. – У нее слезы были в глазах и в голосе. – У меня так мало было счастия в жизни, что мне тяжела всякая потеря... Извините меня, прощайте. – Она вдруг заплакала и пошла из комнаты. Княжна Марья откровенно говорит о своей печали из-за их разрыва. Она знает, что он любит ее, но она богата, а он беден. Но оба так же знают, что нужны друг другу, каждый " покрывает недостачу другого". Искренне поделившись чувствами, оба становятся выше материальных соображений и соединяют свои жизни. РАБОТА С ПЕЧАЛЬЮ В ПСИХОТЕРАПИИ Печаль – это проживание пустоты, оставшейся от ухода субъекта (значимого человека) или объекта (молодости, здоровья). Если есть надежда на возвращение чего-то или кого-то, то пустота поддерживается, как поддерживала в себе Марья надежду на соединение с Николаем Ростовым после его отдаления. Она чувствует себя в неопределенном положении и ищет ответа, который бы дал ей дальнейшее направление жизни: чем заполнять пустоту. " После своего посещения Ростовых и того неожиданного, холодного приема, сделанного ей Николаем, княжна Марья призналась себе, что она была права, не желая ехать первая к Ростовым. «Я ничего и не ожидала другого, – говорила она себе, призывая на помощь свою гордость. (... ) Но она не могла успокоиться этими рассуждениями; чувство, похожее на раскаяние, мучило ее, когда она вспоминала свое посещение. Несмотря на то, что она твердо решилась не ездить больше к Ростовым и забыть все это, она чувствовала себя беспрестанно в неопределенном положении. И когда она спрашивала себя, что же такое было то, что мучило ее, она должна была признаваться, что это были ее отношения к Ростову. Его холодный, учтивый тон не вытекал из его чувства к ней (она это знала), а тон этот прикрывал что-то. Это что-то ей надо было разъяснить; и до тех пор она чувствовала, что не могла быть покойна". Николай снова входит в ее жизнь. Но в том случае, если возвращения не происходит, а человек продолжает надеяться, затяжная печаль может привести к депрессии. В таких ситуациях терапевтично будет направить энергию либидо на другой объект. Так, например, в детстве мать – самый значимый объект отношений, по мере взросления ребенка ее образ интериоризируется, и тогда отношения с ней в реальной жизни уходят на второй план, занимая меньше места, а человек вступает в отношения с другими людьми. Но у княжны нет матери (из текста неизвестно, во сколько лет Марья осиротела), и можно предположить, что интериоризация у нее лишь частичная, и это накладывает на ее личность отпечаток. Сценарно люди с таким анамнезом зачастую испытывают ряд похожих потерь. В таких случаях облегчение наступит после признания образовавшейся пустоты (факта прекращения отношений). После этого пустота заполняется воспоминаниями. Признание пустоты – самое сложное в работе с потерей. Энергия печали направлена на признание пустоты, ее переживание и заполнение. Часто снова заполнять пустоту мешает чувство вины перед ушедшим. Если снова брать в качестве примера княжну Марью, то у нее много потерь и печали в связи с потерями. Так, после смерти брата Андрея княжна Марья поступает типичным образом – замалчивает свое горе, считая любое прикосновение к открытой душевной ране оскорблением его священной памяти. Вот как Толстой пишет об этом. "... Духовная рана, которая, так же как и рана физическая, иногда убивает, иногда залечивается, но всегда болит и боится внешнего раздражающего прикосновения. Пустоту княжны Марьи заполняют бытовые хлопоты, вызывая ее " из мира печали". Таким образом, в работе с печалью можно придерживаться следующего алгоритма (как правило, в процессуальной работе этот алгоритм диктуется самим процессом): 1) признание пустоты;
|
|||
|