![]()
|
|||||||
Трепет. Римма ЕфимкинаТрепет Римма Ефимкина Трепет в физическом смысле – легкое дрожание, мелкая дрожь; в метафизическом – внутренняя дрожь, волнение от какого-либо сильного чувства (трепет восторга, трепет страсти, благоговейный трепет). В переносном смысле – страх, ужас. Трепет может означать разные чувства, но объединяет их ощущение незначительности испытывающего трепет человека: " я маленький – ты большой". Трепет – это эмоция в ответ на нечто огромное, великое, величественное. Синонимы: страх; ужас; страсть; волнение; колебание; испуг; дрожь; боязнь; смятение; вибрация; жуть; робость; сотрясение; мерцание; содрогание; биение; пульсация; дрожание; взволнованность; подергивание; смятенность; трепетание; вибрирование; вздрагивание. " С ОСОБЕННЫМ ТРЕПЕТОМ" В романе " Война и мир" Лев Толстой использует слово трепет для более точной передачи состояния героев. Так, княжна Марья Болконская обычно боится отца, иногда боится до ужаса, но в день, когда она должна согласиться на предложение Анатоля либо отказать ему, княжна испытывает трепет. Этот трепет княжны означает, что к обычному страху перед отцом примешивается покорность ему, готовность подчиниться. Она знает, что отец не хочет отпускать ее от себя, поэтому не смеет (хотя и хочет) принять предложение; вся ее надежда на то, что отец даст согласие сам, приняв, по сути, решение за нее. " ВХОДИЛ С ТАКИМ ТРЕПЕТОМ" Еще один пример употребления слова " трепет" в значении " благоговение" относится к Пьеру Безухову. Пьер боготворил масона Баздеева при его жизни, но теперь, при вступлении в Москву наполеоновской армии, кабинет учителя запылен и мрачен, а то, что Пьер пришел сюда с намерением разбирать рукописи накануне пожара Москвы – абсурдно. " Пьер вошел в тот самый мрачный кабинет, в который он еще при жизни благодетеля входил с таким трепетом. Кабинет этот, теперь запыленный и нетронутый со времени кончины Иосифа Алексеевича, был еще мрачнее. (Т. 3. Ч. 3. Гл. XVIII. С. 283). " ТЫСЯЧИ ЛЮДЕЙ С ТРЕПЕТОМ ВСТРЕЧАЛИ ЕГО" Третья иллюстрация связана с трепетом толпы перед Наполеоном. Толстой использует слово в ироничном смысле, потому что самозванец император заслуживает негодования и отвращения. Он лжец, двоеженец, грабитель и убийца, но народ, пребывая в заблуждении, возносит его на пьедестал. Слово " трепет" в данном случае отражает контраст между величием зла и ничтожностью добра. " 29-го мая Наполеон выехал из Дрездена, где он пробыл три недели, окруженный двором, составленным из принцев, герцогов, королей и даже одного императора. Наполеон перед отъездом обласкал принцев, королей и императора, которые того заслуживали, побранил королей и принцев, которыми он был не вполне доволен, одарил своими собственными, то есть взятыми у других королей, жемчугами и бриллиантами императрицу австрийскую и, нежно обняв императрицу Марию-Луизу, как говорит его историк, оставил ее огорченною разлукой, которую она – эта Мария-Луиза, считавшаяся его супругой, несмотря на то, что в Париже оставалась другая супруга, – казалось, не в силах была перенести. Несмотря на то, что дипломаты еще твердо верили в возможность мира и усердно работали с этой целью, несмотря на то, что император Наполеон сам писал письмо императору Александру, называя его Monsieur, mon fr; re и искренно уверяя, что он не желает войны и что всегда будет любить и уважать его, – он ехал к армии и отдавал на каждой станции новые приказания, имевшие целью торопить движение армии от запада к востоку. Он ехал в дорожной карете, запряженной шестериком, окруженный пажами, адъютантами и конвоем, по тракту на Позен, Торн, Данциг и Кенигсберг. В каждом из этих городов тысячи людей с трепетом и восторгом встречали его" (Т. 3. Ч. 1. Гл. II. С. 9). РАБОТА СТРЕПЕТОМ В ПСИХОТЕРАПИИ Если мы имеем дело с трепетом клиента, то важно помнить о сути данного чувства: " я маленький – ты большой". Это может означать как соблюдение, так и нарушение системных порядков. Так, во всех трех приведенных выше примерах герои нарушают порядки: княжна Марья отдает свою волю отцу; Пьер прячется от жизни в келье покойного учителя; народ подчиняется самозванцу. Все эти люди, вместо того, чтобы исходить из своих прав и действовать сообразно своим желаниям и потребностям, предпочитают чувствовать свою незначительность. Трепет и смирение с точки зрения системных порядков уместно только перед Богом. Цель терапии – помочь клиенту разобраться в порядках и занять свое надлежащее место.
|
|||||||
|