Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого — педагогической и медико — социальной помощи «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения». Псковской области. Рабочая программа. «Игротека». Пояснительн



Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого — педагогической и медико — социальной помощи «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения»

Псковской области

Рабочая программа

по социальному направлению

внеурочной деятельности

«Игротека»

для обучающихсяс умеренной, тяжелой умственной отсталостью, ТМНР

 

Авторы:

Арламова И. И., учитель ЦЛП

Захарова Т. В., воспитатель ЦЛП

Суворова О. Н., учитель ЦЛП

 

 

г. Псков

2015 г.

Пояснительная записка

Игра — деятельность ребенка в условных ситуациях, моделирующих реальные ситуации; направлена на воссоздание и усвоение общественного опыта. Игра является самым действенным средством коррекции психофизического развития умственно отсталых детей. Процесс обучения игре, который мы рассматриваем как особую форму взаимодействия взрослых с детьми, обеспечивает не столько формирование определенных игровых умений и навыков, сколько активизацию их психической и двигательной сферы, развитие всех познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, навыков общения с взрослыми и сверстниками. Обучение детей игре строится на основе глубокого знания и учета индивидуальных возможностей развития каждого ребенка. Трудности в освоении игровой деятельности у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, ТМНР оказываются как бы «запрограммированным» уже в раннем детстве. Основные причины, тормозящие самостоятельное последовательное становление игры: низкий уровень познавательной активности, запаздывание в сроках овладения двигательными функциями, предметными действиями, речью, эмоциональным общением с взрослыми (О. П. Гаврилушкина, А. А. Катаева, Н. Г. Морозова, Н. Д. Соколова, Е. А. Стребелева). Большинство детей с умственной отсталостью обнаруживают слабо выраженный и неустойчивый интерес к игрушкам, что является показателем общей низкой познавательной активности. Как правило, у таких детей нет любимых игрушек, и они начинают выполнять игровые действия с теми, которые в данный момент попадают в поле их зрения или которые привлекают их внешним видом, а не возможностью воплотить в жизнь конкретный замысел, как это имеет место у нормально развивающих детей. Все эти особенности приводят к длительной задержке развития у детей с умственной отсталостью, ТМНР всех компонентов игровой деятельности.

Игра в процессе обучения и воспитания детей с умственной отсталостью,

ТМНР выступает как форма обучения и как деятельность, которой детей

специально обучают. Как форма обучения игра охватывает все образовательные области. Так, сенсорное и коммуникативное развитие детей, формирование предметных действий, навыков изобразительной деятельности, трудовых навыков происходит в процессе игры взрослого с ребенком. При обучении ребенка с ТМНР игре как деятельности прежде всегоставится задача формирования предметно-игровой деятельности. В ходеобучения у ребенка развивается интерес к игрушкам, желание играть ими, выполнять доступные адекватные действия с игрушками, формируется положительное эмоциональное отношение к игрушкам, выражение радости в

процессе игры. По мере накопления опыта предметно-игровой деятельности

и увеличения продолжительности процесса игры у ребенка развивается способность самостоятельно занимать свое свободное время игрой с игрушками.

Рабочая программа по социальному направлению внеурочной деятельности «Игротека» разработана на основе исследований отечественных педагогов и психологов, опыта работы дефектологов с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения развития.

Цель: формирование предметно-игровой деятельности.

Задачи:

· формирование интереса к игровой деятельности;

· формирование положительного эмоционального отношения к игре;

· формирование умения выполнять отдельные предметно-игровые действия, цепочки предметно-игровых действий;

· формирование умения выполнять развернутые игровые действия с игрушками и предметами;

· формирование умения выполнять действия с предметами в сочетании с бытовыми действиями;

· формирование умения действовать по подражанию, образцу, инструкции;

· развитие внимания, памяти, усидчивости, наблюдательности;

· формирование умения ориентироваться в пространстве;

· развитие эмоционально-волевой сферы, чувства сопричастности общему делу;

· развитие речевой и двигательной активности во время совместной игры;

· развитие общей и мелкой моторики;

· формирование умения в ролевой игре соотносить роль с игровыми действиями;

· формирование умения следовать правилам игры;

· формирование интереса к совместной игровой деятельности.

Рабочая программа разработана для детей с умеренной, тяжелой умственной отсталостью, ТМНР 7-13лет. Срок реализации программы - 2 года (136 часов). Занятия проводятся в соответствии с календарно-тематическим планированием 2 раза в неделю. Продолжительность занятия 30-40 мин.

Программный материал содержит следующие виды игр: подвижные, сенсорные, предметные, игры с дидактическими игрушками, сюжетно-ролевые.

Возможные предметные результаты освоения рабочей программы включают следующие умения:

· выполнять отдельные предметно-игровые действия, цепочки предметно-игровых действий;

· выполнять развернутые игровые действия с игрушками и предметами;

· выполнять действия с предметами в сочетании с бытовыми действиями;

· понимать смысл выполняемых действий;

· соотносить роли с игровыми действиями: убегать от водящего, ловить игроков;

· действовать по подражанию, образцу, инструкции;

· узнавать предметы по названию, внешнему виду, на ощупь;

· ориентироваться в пространстве во время игровой деятельности;

· развивать фиксацию взгляда, активизировать прослеживающую функцию;

· находить одинаковые картинки;

· определять месторасположение источника звука;

· соблюдать правила игры;

· придерживаться выбранной роли до конца игры.

Возможные личностные результаты освоения рабочей программывключают:

· получение удовольствия от игры;

· умение адекватно реагировать наигровые ситуации;

· интерес к взаимодействию с другими детьми и взрослыми в игровой деятельности,

· умение сопереживать, проявлять внимание;

· повышение двигательной активности, развитие ловкости;

· развитие памяти, внимания через выполнение повторяющихся игровых действий;

· умение самостоятельно играть в свободное время.

Формированию интереса ребенка к игровой деятельности, расширению диапазона используемых игр способствует специально организованная среда. Для создания такой среды необходимо зонирование пространства группы: выделение мест для игры на полу (на ковре, на матах), дляигры с настольными играми, отгороженного пространства для индивидуальной игровой деятельности. Кроме того, необходимо продуманноеразмещение игр. Не все они могут находиться в свободном доступе длядетей. Для самостоятельной игры в свободном доступе находятся только

те предметы, игрушки, с которыми ребенок уже научился играть, а игровой материал, который дети еще не освоили, расположен вне поля зрения

детей и используется специалистами только на занятиях.

Используемая литература:

1. Баряева Л. Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития: Учебно-методическое пособие. -СПБ.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена; Изд-во «Союз», 2001. (Серия «Коррекционная педагогика»). -416 с.

2. Баряева Л. Б., Зарин А. П. Опыт организации коррекционной помощи детям с интеллектуальным недоразвитием /Инновации в Российском образовании: Дошкольное образование. - М.: Изд. МГУП, 1999. -С. 46-50.

3. Вопросы воспитания и обучения аномальных детей дошкольного возраста. /Отв. Ред. Л. П. Носкова. -М., 1980

4. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка// Вопросы психологии. – 1966. -№ 6- С. 62-76.

5. Гаврилушкина О. П., Соколова Н. Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. - М.: Просвещение, 1980.

6. Соколова Н. Д. Игровая деятельность умственно отсталых дошкольников //Дошкольное воспитание аномальных детей: Книга для учителя и воспитателя / Под ред. Л. П. Носковой. - М.: Просвещение, 1993. - С. 135-147.

7. Эльконин Д. Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978.

8. Федосеева О. А. Особенности игровой деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью [Текст] / О. А. Федосеева // Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 489-491.

9. Зарин А. Комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка с проблемами в развитии: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2015. -320 с.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.