|
|||
Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого — педагогической и медико — социальной помощи «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения». Псковской области. Рабочая программа. «Игротека». ПояснительнСтр 1 из 11Следующая ⇒ Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого — педагогической и медико — социальной помощи «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» Псковской области Рабочая программа по социальному направлению внеурочной деятельности «Игротека» для обучающихсяс умеренной, тяжелой умственной отсталостью, ТМНР
Авторы: Арламова И. И., учитель ЦЛП Захарова Т. В., воспитатель ЦЛП Суворова О. Н., учитель ЦЛП
г. Псков 2015 г. Пояснительная записка Игра — деятельность ребенка в условных ситуациях, моделирующих реальные ситуации; направлена на воссоздание и усвоение общественного опыта. Игра является самым действенным средством коррекции психофизического развития умственно отсталых детей. Процесс обучения игре, который мы рассматриваем как особую форму взаимодействия взрослых с детьми, обеспечивает не столько формирование определенных игровых умений и навыков, сколько активизацию их психической и двигательной сферы, развитие всех познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, навыков общения с взрослыми и сверстниками. Обучение детей игре строится на основе глубокого знания и учета индивидуальных возможностей развития каждого ребенка. Трудности в освоении игровой деятельности у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, ТМНР оказываются как бы «запрограммированным» уже в раннем детстве. Основные причины, тормозящие самостоятельное последовательное становление игры: низкий уровень познавательной активности, запаздывание в сроках овладения двигательными функциями, предметными действиями, речью, эмоциональным общением с взрослыми (О. П. Гаврилушкина, А. А. Катаева, Н. Г. Морозова, Н. Д. Соколова, Е. А. Стребелева). Большинство детей с умственной отсталостью обнаруживают слабо выраженный и неустойчивый интерес к игрушкам, что является показателем общей низкой познавательной активности. Как правило, у таких детей нет любимых игрушек, и они начинают выполнять игровые действия с теми, которые в данный момент попадают в поле их зрения или которые привлекают их внешним видом, а не возможностью воплотить в жизнь конкретный замысел, как это имеет место у нормально развивающих детей. Все эти особенности приводят к длительной задержке развития у детей с умственной отсталостью, ТМНР всех компонентов игровой деятельности. Игра в процессе обучения и воспитания детей с умственной отсталостью, ТМНР выступает как форма обучения и как деятельность, которой детей специально обучают. Как форма обучения игра охватывает все образовательные области. Так, сенсорное и коммуникативное развитие детей, формирование предметных действий, навыков изобразительной деятельности, трудовых навыков происходит в процессе игры взрослого с ребенком. При обучении ребенка с ТМНР игре как деятельности прежде всегоставится задача формирования предметно-игровой деятельности. В ходеобучения у ребенка развивается интерес к игрушкам, желание играть ими, выполнять доступные адекватные действия с игрушками, формируется положительное эмоциональное отношение к игрушкам, выражение радости в процессе игры. По мере накопления опыта предметно-игровой деятельности и увеличения продолжительности процесса игры у ребенка развивается способность самостоятельно занимать свое свободное время игрой с игрушками. Рабочая программа по социальному направлению внеурочной деятельности «Игротека» разработана на основе исследований отечественных педагогов и психологов, опыта работы дефектологов с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения развития. Цель: формирование предметно-игровой деятельности. Задачи: · формирование интереса к игровой деятельности; · формирование положительного эмоционального отношения к игре; · формирование умения выполнять отдельные предметно-игровые действия, цепочки предметно-игровых действий; · формирование умения выполнять развернутые игровые действия с игрушками и предметами; · формирование умения выполнять действия с предметами в сочетании с бытовыми действиями; · формирование умения действовать по подражанию, образцу, инструкции; · развитие внимания, памяти, усидчивости, наблюдательности; · формирование умения ориентироваться в пространстве; · развитие эмоционально-волевой сферы, чувства сопричастности общему делу; · развитие речевой и двигательной активности во время совместной игры; · развитие общей и мелкой моторики; · формирование умения в ролевой игре соотносить роль с игровыми действиями; · формирование умения следовать правилам игры; · формирование интереса к совместной игровой деятельности. Рабочая программа разработана для детей с умеренной, тяжелой умственной отсталостью, ТМНР 7-13лет. Срок реализации программы - 2 года (136 часов). Занятия проводятся в соответствии с календарно-тематическим планированием 2 раза в неделю. Продолжительность занятия 30-40 мин. Программный материал содержит следующие виды игр: подвижные, сенсорные, предметные, игры с дидактическими игрушками, сюжетно-ролевые. Возможные предметные результаты освоения рабочей программы включают следующие умения: · выполнять отдельные предметно-игровые действия, цепочки предметно-игровых действий; · выполнять развернутые игровые действия с игрушками и предметами; · выполнять действия с предметами в сочетании с бытовыми действиями; · понимать смысл выполняемых действий; · соотносить роли с игровыми действиями: убегать от водящего, ловить игроков; · действовать по подражанию, образцу, инструкции; · узнавать предметы по названию, внешнему виду, на ощупь; · ориентироваться в пространстве во время игровой деятельности; · развивать фиксацию взгляда, активизировать прослеживающую функцию; · находить одинаковые картинки; · определять месторасположение источника звука; · соблюдать правила игры; · придерживаться выбранной роли до конца игры. Возможные личностные результаты освоения рабочей программывключают: · получение удовольствия от игры; · умение адекватно реагировать наигровые ситуации; · интерес к взаимодействию с другими детьми и взрослыми в игровой деятельности, · умение сопереживать, проявлять внимание; · повышение двигательной активности, развитие ловкости; · развитие памяти, внимания через выполнение повторяющихся игровых действий; · умение самостоятельно играть в свободное время. Формированию интереса ребенка к игровой деятельности, расширению диапазона используемых игр способствует специально организованная среда. Для создания такой среды необходимо зонирование пространства группы: выделение мест для игры на полу (на ковре, на матах), дляигры с настольными играми, отгороженного пространства для индивидуальной игровой деятельности. Кроме того, необходимо продуманноеразмещение игр. Не все они могут находиться в свободном доступе длядетей. Для самостоятельной игры в свободном доступе находятся только те предметы, игрушки, с которыми ребенок уже научился играть, а игровой материал, который дети еще не освоили, расположен вне поля зрения детей и используется специалистами только на занятиях. Используемая литература: 1. Баряева Л. Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития: Учебно-методическое пособие. -СПБ.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена; Изд-во «Союз», 2001. (Серия «Коррекционная педагогика»). -416 с. 2. Баряева Л. Б., Зарин А. П. Опыт организации коррекционной помощи детям с интеллектуальным недоразвитием /Инновации в Российском образовании: Дошкольное образование. - М.: Изд. МГУП, 1999. -С. 46-50. 3. Вопросы воспитания и обучения аномальных детей дошкольного возраста. /Отв. Ред. Л. П. Носкова. -М., 1980 4. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка// Вопросы психологии. – 1966. -№ 6- С. 62-76. 5. Гаврилушкина О. П., Соколова Н. Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. - М.: Просвещение, 1980. 6. Соколова Н. Д. Игровая деятельность умственно отсталых дошкольников //Дошкольное воспитание аномальных детей: Книга для учителя и воспитателя / Под ред. Л. П. Носковой. - М.: Просвещение, 1993. - С. 135-147. 7. Эльконин Д. Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978. 8. Федосеева О. А. Особенности игровой деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью [Текст] / О. А. Федосеева // Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 489-491. 9. Зарин А. Комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка с проблемами в развитии: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2015. -320 с.
|
|||
|