|
|||
(Трапеза, 48).. Они взяли своих книжников и монахов за господ себе помимо Аллаха, Мессию, сына Марийам. А им было повелено поклоняться только единому Богу, помимо которого нет божества. Хвала Ему, превыше Он т⇐ ПредыдущаяСтр 42 из 42 (Трапеза, 48).
а также и другие аяты, которые приводятся в конце цитированного нами хадиса. И ввиду того, что они достигли в этом отклонении подобных пределов, священный Коран заклеймил их как неверных, несправедливых и распутных людей, а то, что было зафиксировано в сунне, нашло свое подтверждение и в тексте священного Корана. Мы имеем в виду то, что было сказано в Книге Аллаха относительно крайних форм отклонения от установленного свыше, когда последнее слово остается за тем законом, который заменяет собой закон, ниспосланный Аллахом, и люди начинают предпочитать такой закон закону Аллаха. И один из аятов Корана поясняет, что люди согласившиеся с подобным, впали в многобожие и избрали себе господ помимо Аллаха. В этом аяте говорится:
" Они взяли своих книжников и монахов за господ себе помимо Аллаха, Мессию, сына Марийам. А им было повелено поклоняться только единому Богу, помимо которого нет божества. Хвала Ему, превыше Он того, что они придают Ему в соучастники! " (Покаяние, 31).
Благодаря всему сказанному нам должно быть ясно, что те аяты Корана и хадисы пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, которые имеют отношение к установлению законов, являются указанием на это последнее требование и поясняют собой его. ПРИМЕЧАНИЕ: Ранее я уже упоминал о том, что религиозные авторитеты прошлого не считали нужным прямо говорить об этом третьем требовании, и указал на то, что, по моему мнению, явилось причиной этого, но я упомянул также и о том, что косвенные указание на это требование все же содержались в их высказываниях, и сейчас я приведу некоторые из подобных высказываний, указывающих на это. 1. В приведенной нами ранее полностью беседе, состоявшейся между Абу Миджлязом Ляхиком бин Хумайдом ас-Садуси и группой хариджитов из числа ибадитов, которые обвиняли в неверии правителей своего времени, помимо всего прочего было сказано и нижеследующее: Хариджиты спросили: - О Абу Миджляз, судят ли они по тому, что было ниспослано Аллахом? Абу Миджляз ответил: - Это - их религия, в соответствии с которой они судят, в соответствии с которой высказываются и к которой побуждают других, а если они не выполняют чего-либо из ее установлений, то знают, что совершают грех. Так Абу Миджляз в нескольких словах объяснил суть этой проблемы, пояснив также и то, что объявленный общим для всех проблемы, пояснив также и то, что объявленный общим для всех закон, к которому обращаются эти правители, является законом Аллаха, а имеющие место отступления от этого закона касаются отдельных конкретных случаев, ибо во времена Абу Миджляза, да помилует его Аллах, правители не устанавливали общих законов и не выносили распространящихся на всех суждений в противоречии с установлениями Аллаха. Точно также можно сказать, что они и не обращались к подобным законам и установлениям на практике, поскольку общепризнанным было то, что право устанавливать общие для всех законы и выносить универсальные суждения принадлежит только Аллаху. Этот довод против хариджитов и использовал Абу Миджляз, да помилует его Аллах, объяснивший им, что правители, которых они хотели обвинить в неверии, не вводили всеобщих законов, противоречащих установлениям Аллаха, на основании чего им можно было предъявлять подобные обвинения. Он указал им и на то, что общим для всех законом при них оставался закон Аллаха, и поэтому, касаясь подхода современных ему правителей к вынесению суждений на основании того, что было ниспослано Аллахом, он сказал: " Это - их религия, в соответствии с которой они судят, в соответствии с которой высказываются и к которой призывают других". 2 - На это указывают также и цитированные нами слова Аль-Хафиза Ибн Кясира, говорившего о суде времен неведения. В пример он привел установленный Чингиз-ханом закон, получивший название " Ясак", объяснив, что этот " Ясак" представлял собой книгу, в которую в качестве общих для всех законов были внесены различные установления, противоречившие установлениям Аллаха и Его посланника, вследствие чего эти внесенные в " Ясак" установления, по словам Ибн Кясира, " стали для потомков Чингиз-хана обязательным законом, который они ставят выше суждений по Книге Аллаха и сунне Его посланника, да благословит его Аллах и да приветствует". Иначе говоря, этот " Ясак" стал для них общим законом, к которому люди обращались на суд, и закон этот противоречил установлениям Аллаха и Его посланника, да благословит его Аллах и да приветствует, то есть в данном случае речь идет не о противоречии в отдельных конкретных ситуациях, а о том, что нечто, противоречащее установленному Аллахом, превратилось в общепринятую основу для суждений. И далее Ибн Кясир сказал о них следующее: " И тот из них, кто поступает таким образом, является неверным, с которым необходимо сражаться, чтобы он вернулся к суду Аллаха и Его посланника, да благословит его Аллах ида приветствует, и не обращался бы ни к чему иному ни в большом, ни в малом". Эти и подобные им слова свидетельствуют о том, что в своих делах и высказываниях религиозные авторитеты прошлого учитывали это требование, хотя и не считали необходимым прямо его формулировать. Однако если обратиться к словам шейх-уль-ислама Ибн Таймийи, то мы увидим, что в тех его высказываниях, которые мы уже приводили раньше, он недвусмысленно говорит об этом, поясняя, что суждения общего характера имеет право выносить только Господь миров и Бог первых и последних. Возможно, что я слишком долго говорю об этом третьем условии, но этому есть свои оправдания, суть которых сводится к двум нижеследующим обстоятельствам: ВО-ПЕРВЫХ, многие из тех, кто касался этой темы, в силу вышеупомянутых причин не считал нужным упоминать об этом условии, я же посчитал нужным упомянуть о нем и привести соответствующие примеры с целью его разъяснения. ВО-ВТОРЫХ, реальное положение вещей, с которым мы сталкиваемся в мусульманских странах, вступает в противоречие с этим третьим условием самым очевидным образом, и этого не в сосоянии отрицать ни изменяющие установления Аллаха, ни подменяющие их и никто другой, также как никто из них не может игнорировать признаки, свидетельствующие о существовании подобного противоречия. (Эти признаки находят себе более чем явное выражение в такстах конституций и законов, включающих в себя многое из того, что определенно относятся к законам Ислама, в то время как сами эти конституции и законы представляют собой обязательные для всех установления, к которым обращаются как к авторитетным источникам и судят на основании того, что в них говорится, принуждая людей руководствоваться этими законами и подвергая различным наказаниям тех, кто восстает против них). Таким образом, дело тут обстоит совсем не так, как с предыдущими двумя условиями, ибо когда какой-нибудь лицемер из числа этих правителей попадает в трудное положение и начинает опасаться утраты своей власти или краха своего режима, он сразу же принимается заявлять о своей приверженности к этим двум требованиям с целью сохранения своей власти. В завершение этой главы нам хотелось бы упомянуть о том, что если какой-нибудь правитель, судящий не по тому, что ниспослано Аллахом, удовлетворяет всем этим трем требованиям, которые были упомянуты и разъяснены нами, то нельзя будет вынести суждение о его вероотступничестве и о том, что он сказался вне религии Ислама, хотя то, что он делает, и является тяжким грехом. Если же хоть одно из требований окажется нарушенным, например, в том случае, когда правитель или судья вынесет по какому-нибудь конкретному факту решение, противоречащее установленному Аллахом и его посланником, да благословит его Аллах и да приветствует, но не признает свою ошибку исвой грех, или когда он выносит суждение по общим вопросам, устанавливая при этом закон, противоречающий тому, что было узаконено Аллахом и его посланником, да благословит его Аллах и да приветствует, даже если потом он и признает ошибочность и греховность своего поступка, то во всех этих случаях правитель становится неверным и отступником от религии Ислама, мы же прибегаем к защите Аллаха от этого. Да и как может быть мусульманином тот, кто приравнивает себя к Аллаху Всеблагому и Всевышнему, вводя установления, противоречащие установленному самим Аллахом и ставя свои установления выше установленного Аллахом?! Или как может быть мусульманином тот, кто выносит суждение по отдельному конкретному факту не на основании того, что было ниспослано Аллахом, хотя и знает об этом, а потом еще и начинает утверждать, что не допустил никакой ошибки и не совершил греха?! Если оценить дела правителей с точки зрения удовлетворения их этим требованиям или же условиям, то нам обязательно станет ясно, кто из правителей мусульманских стран является мусульманином, а кто - вероотступником. ЕЩЕ ОДНО ПРИМЕЧАНИЕ: Уже после того, как я написал все, что хотел, относительно третьего требования, указав на обязательность того, чтобы суждения, противоречащие установленному Аллахом, касались лишь отдельных конкретных случаев, не затрагивая ничего всеобщего и универсального, один из моих достойных братьев в Исламе обратил мое внимание на то, что сказал по этому поводу шейх Мухаммад бин Салих аль-Асимейн, да хранит его Аллах, после чего мне захотелось привести его слова, чтобы другие люди тоже ознакомились с ними и получили представление о том, что пишет об этом условии один из религиозных авторитетов нашего времени. Кроме того, я цитировал его высказывания и во многих других местах своей книги. Шейх считает, что суждение, основанное не на том, что ниспослано Аллахом, можно подразделить на две части: Он поясняет, что первая часть имеет отношение к тем, кто судит не по тому, что ниспослано Аллахом, пренебрегая этим или считая нечто иное более подходящим или полезным для людей. Такой человек является неверным, и неверие его таково, что оно ставит его вне религии Ислама. Как мы уже упоминали об этом, шейх поясняет, что людьми впавшими в неверие такого рода, являются те, кто устанавливает для людей законы, противоречащие законам Ислама, желая, чтобы они придерживались их. Далее шейх поясняет, что вторая часть относится к тем, кто судит не по тому, что ниспослано Аллахом, но при этом не пренебрегает этим и не считает, что нечто иное является более подходящим или полезным для людей. И если человек судит не по тому, что ниспослано Аллахом, желая подчинить себе того, против кого обращено это суждение, или добиться чего-то подобного или стремясь поддержать того, в пользу которого выносится данное суждение, или добиться чего-то подобного, значит, он является несправедливым или распутным человеком. После этого шейху задали вопрос, связанный с тем третьим требованием, о котором я говорил. Один человек спросил шейха: " А существует ли разница между отдельным определенным вопросом, по которому судья выносит свое суждение, основываясь не на том, что было ниспослано Аллахом, и теми вопросами, которые квалифицируются как общие для всех законы? " Шейх ответил: " Да, разница существует, ибо приведенное толкование неприменимо к тем вопросам, которые относятся к категории общих законов. Они имеют отношение только к первой части, поскольку человек, который устанавливает закон, противоречащий закону Ислама, делает это потому, что считает такой закон более подходящим и полезным для рабов Аллаха, как это уже было отмечено мной раньше". Далее шейх говорит: " Суждение, основанное не на том, что было ниспослано Аллахом, бывает двух видов: ПЕРВЫЙ ВИД имеет отношение к тем случаям, когда человек заменяет установление Аллаха Всевышнего на нечто иное, зная об установлении Аллаха, но считая, что нечто противоречащее ему установлении Аллаха, но считая, что нечто противоречащее ему является более подходящим и полезным для рабов, или что это является равноценным установлению Аллаха или что отклонение от установленного Аллахом в сторону этого является чем-то допустимым. На основании подобных воззрений такой человек и превращает это в закон, к которому следует обращаться всем. (И то, что он превращает закон, противоречащий установленному Аллахом, в замену закону Аллаха, свидетельствует о том, что он усматривает в нем нечто из перечисленного шейхом, употреблявшим при этом союз " или". Ранее мы уже приводили слова шейха о том, каким умозаключениями руководствуется при этом правитель. ПЕРВЫЙ: Когда человек делает это, зная об установлении Аллаха Всевышнего, но считая, что нечто противоречащее ему является более подходящим и полезным для рабов Аллаха, или что это является равноценным установлению Аллаха или же что отклонение в сторону этого от установленного Аллахом является допустимым. Такой человек является неверным и неверие его таково, что оно ставит его вне религии Ислама, как уже отмечалось ранее в связи с тем, что касалось первой части. ВТОРОЙ: Когда человек, поступающий таким образом, знает об установлении Аллаха и считает его наиболее подходяшим и полезным для рабов Аллаха, однако все же действует вопреки ему с целью нанесения ущерба тому, против кого обращено его собственное суждение, или желая помочь тому, в пользу кого он выносит подобное суждение. Такой человек является несправедливым, но не неверным. ТРЕТИЙ: Когда действует также, как и во втором случае, но поступает вопреки установлению Аллаха в силу собственных пристрастий или же исходя из каких-то собственных интересов. Такой человек является распутным, но не неверным... " (См.: " Драгоценное собрание", 1/36-38). Благодаря этой пространной цитате можно получить ясное представление о том, как именно шейх объясняет разницу между суждением по определенному отдельному вопросу и установлением общего для всех закона, и почему признание правителем своей ошибки и своего греха в случае вынесения им суждения, противоречащего тому или иному установлению шариата, не позволяет обвинить его в неверии, ставщем человека вне религии Ислама, в том случае, когда подобное касается лишь отдельных конкретных фактов. Остается лишь надеяться, что после того, как мы привели слова шейха, этот вопрос уже не нуждается в дальнейших пояснениях. Однако остается другой вопрос: а что если человек, установивший такой закон, который противоречит установлениям Аллаха, и заставивший других людей руководствоваться им, скажет: " Я считаю, что установления АллахаВсевышнего являются наиболее подходящими и полезными для страны и для рабов Аллаха, а руководствоваться законом, противоречащим этим установлениям, недопустимо"? Можно ли будет принять его слова? И освободят ли они его от обвинений в неверии? Единственным ответом на такой вопрос может быть только отрицательный ответ, иначе говоря, такие слова не могут быть приняты от него и обвинение в неверии нельзя будет снять с него только на основании того, что он сказал. И мы должны будем ответить ему таким образом по трем причинам: ПЕРВАЯ ПРИЧИНА: Она состоит в том, что если человек совершает поступки, свидетельствующие о неверии, но признает это и считает совершаемое им именно проявлением неверия и чем-то неправильным и недопустимым, тем не менее продолжая придерживаться этого, то обвинение в невериии не может быть снято с него в силу того, что подобное признание нельзя считать покаянием, которое соответствует требованиям шариата, в то время как в подобных случаях человеку обязательно нужно совершить акт такого покаяния, высказать сожаление в связи с тем, что он совершил, немедленно от этого отказаться, отречься от установленного им самим закона, противоречающего установленному Аллахом, объявить его недействительным и отменить, вернуться к установлениям Аллаха и Его посланника, да благословит его Аллах и да приветствует, и больше никогда ничего не ставить выше этих установлений ни в большом, ни в малом. Желая сделать очевидное еще более ясным, мы скажем: благодаря подлинным текстам Корана и сунны, на основании которых устанавливаются законы шариата, и высказываниям общепризнанных религиозных авторитетов очевидным стало то, что установлениям шариата, и объявление их общим для всех законом, которым следует руководствоваться, свидетельствует о явном неверии и том, что человек избрал для себя неких божеств и господ помимо Аллаха. Поэтому мы говорим: если человек избирает для себя какого-нибудь бога наряду с Аллахом или каких-нибудь господ помимо Аллаха, а потом заявляет: " Я считаю совершенное мною проявлением неверия и многобожия и тем, что недозволено ни для меня, ни для кого иного" -, но в то же время не отрекается ни от того бога, которого он избрал для себя наряду с Аллахом, ни от кого-либо из господ помимо Аллаха, то разве принесут ему пользу вышеупомянутые слова и разве могут быть они приняты от него?! Если мусульманин станет отбивать поклоны перед каким-нибудь идолом, говоря: " Я считаю, что, делая это, я приравниваю других к Аллаху Великому" -, и не прекращая при этом кланяться этому идолу, то разве принесут ему пользу эти слова?! Поистине, если признание того факта, что он впал в многобожие и неверие и совершает то, что непозволительно ни для него самого, ни для любого иного, принимает упомянутые нами формы, это делает поведение такого человека в данном случае еще более мерзким и дурным, так как он совершает подобное вполне сознательно, что усугубляет его грех и делает его еще более мерзким и отвратительным, нежели в том случае, когда он не говорит об этом. И, наконец, мы хотим спросить: отличаются ли подобные формы от той формы, о которой мы ведем речь? Ответ будет таким: нет, поскольку установление человеком законов, противоречащих закону Аллаха Высокого и Мудрого, и объявление их теми законами, которыми следует руководствоваться всем людям, свидетельствует о том, что такой человек и внешне и внутренне мзбрал для себя других божеств наряду с Аллахом, также как он избрал себе иных господ помимо Аллаха Всевышнего. ВТОРАЯ ПРИЧИНА: Она состоит в том, что вышеупомянутые слова такого человека " Я считаю, что... " являются ложным утверждением, а на самом деле считает он совсем по-другому. Но если веские доводы сделали очевидным ложностью его признания, значит, на слова его нельзя пологаться и их не следует принимать в расчет, так как человек не может сменить свой путь на противоположный по доброй воле, а не по принуждению, будучи сильным, а не слабым, знающим, а не невежественным, и утверждая при этом, что он не желает для своего народа ничего, кроме возвышения, процветания и достойной жизни, а потом заявить: " Я признаю, что то, от чего я отступил, является более достойным и полезны, чем то, к чему я пришел, и, поистине, из-за этого отклонения на меня обрушится гнев Аллаха и Его наказание, ибо я пошел против Его закона". Поскольку это невозможно, значит, его утверждение является ложным, а заставляет его делать подобные заявления не что иное как желание оказать нужное ему воздействие на простых людей и нежелание того, чтобы они поняли, в чем состоит истинная суть его убеждений. ТРЕТЬЯ ПРИЧИНА: Предположим, что его слова " Я считаю, что... " являются искренними, но что же в таком случае мешает ему отказаться от законов, противоречащих закону Аллаха, объявить их недействительными и вернуться к закону, установленному Аллахом?! Могут найтись такие, которые скажут: " Он не делает этого потому, что может осуществлять свои желания и прихоти лишь при условии действия законов, устанавливаемых самими же людьми, но не сможет делать этого, если станет придерживаться установлений Аллаха" -, но тогда мы спросим: " Когда же это осуществление своих желаний и прихотей служило оправданием явного неверия человека? " Если же кто-нибудь скажет: " Поистине, великие державы неверных никогда не позволяет ему применять исламские законы на практике и организуют переворот или нечто подобное, чтобы уничтожить его или отстранить такого человека от власти любым иным путем, если он все же сделает это" -, мы спросим: " Но когда же стремление занять како-нибудь пост и сохранить свое кресло служило оправданием обращения к неверию и совершению поступков неверных? " Далее, если человек искренне заявляет о своем желании принять установления шариата на практике, то он обязательно должен что-то для этого в реальной жизни, используя каждый удобный случай и каждую представляющуюся ему возможность для утверждения тех или иных установлений шариата. Однако истина, невозможно ни отрицать, ни оправдать, состоит в том, что в жизни своей люди, правящие с помощью человеческих законов, используют каждый удобный случай и каждую представляющуюся им возможность для утверждения и укрепления тех законов, которые противоречат установлениям Аллаха Всевышнего и Его посланника, да благословит его Аллах и да приветствует, и исключения всякой возможности влияния установлений шариата на реальную жизнь людей. Это свидетельствует о желании судить на основании человеческих законов и нежелании применять на практике установления шариата, ибо когда делает что-то, сами его действия свидетельствуют о том, что он не только способен на это, но и желает того, что делает! Что же касается Аллаха Всеблагого и Всевышнего, то Он в своей Книге разъяснил, что желание обращаться на суд к тагуту (то есть - к законам, установленным самими же людьми) противоречит притязаниям таких лбдей на обладание верой и свидетельствует о лживости утверждающих подобное. Аллах Всевышний сказал: " Разве ты не видел тех, которые утверждают, что они уверовали в то, что ниспослано тебе и что ниспослано до тебя, и они желают обращаться за судом к тагуту, в то время как им приказано не веровать в него, и шайтан хочет сбить их с правильного пути в далекое заблуждение? " (Женщины, 63). Короче говоря, если человек отклонился от закона Аллаха Всеблагого и Всевышнего и стал применять человеческие, а не божеские законы, то не следует принимать никаких его оправданий или утверждений, если только он открыто не объявит о своем искреннем раскаянии и возвращении к Аллаху Всевышнему, отрекшись от человеческих законов, объявив их недействительными и предпочтя законы Аллаха Всевышнего всему иному. СУЖДЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ОСНОВАНИИ ЛИШЬ ЧАСТИ ТОГО, ЧТО БЫЛО НИСПОСЛАНО АЛЛАХОМ, НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ПРЕПЯТСТВИЕМ ДЛЯ ОБВИНЕНИЯ ИХ В НЕВЕРИИ: Некоторые люди могут подумать, что обвинить правителя в неверии можно лишь в том случае, когда он отказывается судить по шариату в целом, а если судит на основании части того, что было ниспослано Аллахом, то это свидетельствует об обладании им верой. Такое понимание является пониманием ошибочным, ибо в Коране содержится совершенно ясное возражение тем, кто его придерживается. Аллах Всевышний сказал: " Разве можете вы уверовать в одну часть Писания, не веруя в часть другую? Нет воздания тому из вас, кто делает это, кроме позора в жизни земной, а в день воскресения они будут преданы самому жестокому наказанию! Аллах не небрежет тем, что вы делаете! " (Корова, 79). Кроме того, Аллах Всевышний сказал: " Поистине, те, которые не веруют в Аллаха и Его посланников, говорят:, Мы веруем в одних и не веруем в других'. Они хотят найти между этим путь, но они - неверующие по истине. И уготовали Мы неверным унизительное наказание! " (Женщины, 149-150). Для того, чтобы заслужить обвинение в неверии, людям не обязательно отказаться ото всех установлений шариата или полностью заменять их, так как если они отказываются хотя бы от одного из установлений, узаконенных Аллахом и Его посланником, да благословит его Аллах и да приветствует, изменяют его или заменяют на установления, созданные ими самими, то это уже свидетельствует об их неверии, а мы прибегаем к защите Аллаха от этого! В свое время Ибн Кясир дал свою характеристику " Ясаку" (законам, установленным Чингиз-ханом), которую мы уже приводили ранее. Так, в частности Ибн Кясир упоминает о том, что " Ясак" включает в себя целую группу установлений, часть которых была заимствована Чингиз-ханом из религии Ислама. Однако наличие в " Ясаке" части установлений шариата не помешало Аль-Хафизу Ибн Кясиру вынести суждение о том, что человек, подчиняющийся " Ясаку" и судящийся по нему, является неверным, с которым следует сражаться до тех пор, пока он не вернется к установлениям Аллаха и Его посланника, да благословит его Аллах и да приветствует, и не станет судить только не основании этих установлений и в малом и в большом. МНОГОБОЖИЕ, ПРОЯВЛЯЮЩЕЕСЯ В ПОДЧИНЕНИИ КОМУ-ЛИБО ПОМИМО АЛЛАХА ИЛИ В УСТАНОВЛЕНИИ НОВЫХ ЗАКОНОВ: Когда правители или же лидеры впадают в неверии, становятся вероотступниками и придают силу закона новоизбретенным установлениям, противореча тем самым тому, что было узаконено Аллахом, который является единственным Судьей, они начинают требовать от своих народов и приверженцев, чтобы они последовали за ними и приняли бы то, что принесли с собой такие правители. В результате этого происходит разделение людей на различные группы: 1 - Одни отвергают все, что противоречит закону Аллаха, и отказываются следовать за изменяющими и подменяющими этот закон, претерпевая от них притеснения, которые затрагивают их семьи, их достояние и их самих. 2 - Другие не ограничиваются одним только выражением своего несогласия, но добавляют к словам и дела. Такме люди обращаются с призывами, борются и не желают себя ради победы истины и ее приверженцев и упрочения закона Аллаха на земле. 3 - Третьи же, которые являются наихудшими людьми, принимают то, что приносят с собой заменяющие и изменяющие законы Аллаха. Они принимают это от них, следуют за ними и поддерживают их, начиная считать дозволенным то, что разрешают такие правители, и запрещая другим то, что запрещают они. Такие люди впали в многобожие, ибо стали подчиняться кому-то помимо Аллаха и признали за кем-то иным устанавливать законы, хотя они постятся, молятся и утверждают, что являются мусульманами. Подобные действия свидетельствуют о большом многобожии, от которого мы прибегаем к защите Аллаха, ибо в соответствующих аятах Корана разъясняется, что подчинение законам, противоречащим закону Аллаха, является на чем иным как многобожием. Так, например, Аллах Всевышний говорит: " Ведь шайтан внушает своим сторонникам, чтобы они препирались с вами, а если вы их послушаете, тогда станете многобожниками". (Скот, 121). В одном из толкований этого аята говорится, что друзья шайтана стали спорить с мусульманами по вопросу дозволенности употребляния в пищу мертвечины, жпорицать их и говорить им: " Если то, что вы убиваете сами, дозволено, так почему же вы запрещаете то, что убил Аллах (то есть мертвечину)? " И тогда Аллах Всевышний сказал: " ... а если вы их послушаете, тогда станете многобожниками". (Там же). Из этого следует, что если мусульмане послушают их посчитают дозволенным то, что запретил Аллах, то они превратятся в многобожников. К этому же имеют отношение и слова Аллаха Всевышнего: " они взяли своих книжников и монахов за господ себе помимо Аллаха.. " (Покаяние, 31). Толкование этого аята содержится в переданном нами ранее хадисе, передаваемом со слов Ади бин Хатима, где говорится что они последовали за ними, подчинившись такому закону, который противоречит законам Аллаха, и поэтому Аллах вынес суждение о том, что они впали в многобожие. Толкователи Корана часто соединяют друг с другом эти два аята и, толкуя один из них, толкователь нередко сразу же переходит к толкованию другого, так как оба этих аята указывают на одно и то же. Толкуя слова Аллаха Всевышнего: "... а если вы их послушаете, тогда станете многобожниками" -, (Скот, 121). Ибн Кясир пишет? " Это означает, что если вы отклонились от обращенного к вам веления Аллаха и Его закона, склонившись к словам других и предпочтя Ему кого-то другого, то вы впали в многобожие. Аллах Всевышний сказал:, Они взяли своих книжников и монахов за господ себе помимо Аллаха... -, (Покаяние, 31). а Ат-Тирмизи передал толкование этого аята со слов Ади бин Хатима, да будет доволен им Аллах, сообщив, что Ади сказал пророку, да благославит его Аллах и да приветствует:, О посланник Аллаха, но они ведь не поклонялись им! На это пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, ответил:, Да, но те разрешили им запретное и запретили позволенное, они же последовали за ними, в чем и заключалось их поклонение таким людям! " (Тафсир Ибн Кясира, 2/171). Ранее мы уже цитировали высказывание шейха Мухаммада аль-Амина аш-Шанкати, начиная с его слов: " И из таких аятов как тот, где говорится:, ... и никого он не делает соучастником Своего решения -, (Пещера, 25). следует, что подчиняющиеся установлениям людей, которые принимают законы, противоречающие тому, что узаконил Аллах, являются многобожниками...: -, и до его слов: " И упомянутые нами ниспосланные свыше слова со всей определенностью свидетельствуют о том, что люди, подчиняющиеся тем законам, которые установил шайтан через своих друзей и которые противоречат тому, что узаконил Великий и Высокий Аллах через своих посланников, да пребудут над ними благословения и мир, несомненно, впали в неверие и многобожие, а сомневаться в этом могут лишь те люди, которым Аллах Всевышний замутил разум, и те, кого, подобно этим неверным и многобожникам, Он лишил возможности видеть свет откровения". (Я ознакомился с полезным посланием шейха Абд ар-Рахмана бин Абд аль-Азиза ас-Садиса под названием " Правление", в котором он собрал высказывания видного ученого Мухаммада аль-Амина аш-Шанкити по данному вопросу). В одной из фетв, изданных Постоянным комитетом по научным исследованиям и изданию фетв, пишется: ВОПРОС: " В чем состоит разница между большим и малым многобожием с точки зрения определения и суждений об этом? ОТВЕТ: " В большое многобожие впадает тот человек, который приравнивает кого-либо к Аллаху, называя этого другого Его именами или приписывая ему обладание каким-нибудь из атрибутов Аллаха, ... или тот, кто поклоняется кому-либо другому также как он поклоняется Аллаху... или тот, кто считает, что кто-либо, подобно Аллаху, обладает правом устанавливать законы. Последнее выражается в том, что человек избирает для себя законодателя помимо Аллаха Всевышнего или начинает считать, что некто обладает таким же правом устанавливать законы, как и Аллах, вследствие чего он довольствуется такими законами и руководствуется ими в том, что касается разрешений и запретов, и он начинает фактически поклоняться этому, искать к подобному близости и ориентироваться на такие законы при решений споров или же считать это дозволенным, в то же время не считая это религией. Именно это имел в виду Аллах Всевышний, сказавший об иудеях и христианах следующее: " Они взяли своих книжников и монахов за господ себе помимо Аллаха, и Мессию, сына Мариам. А им было повелено поклоняться только единому Богу, помимо которого нет божества. Хвала Ему, превыше Он того, что они Ему придают в соучастники! " (Покаяние, 31). Есть также и много иных аятов и хадисов, в которых говорится о людях, довольствующих тем, что было установлено не Аллахом Всевышним, или отказывающихся от обращения на суд к установлениям Аллаха и отклоняющихся от них. Три вида действий, о которых мы упомянули, свидетельствуют о большом многобожий, а тот, кто совершает подобные действия или считает совершение подобного дозволенным, становится отступником от религий Ислама" -, (Фетвы Постоянного комитета, 1/516). а мы прибегаем к защите Аллаха от этого. Одним из современных проявлений многобожия, выражающихся в подчинений кому-то помимо Аллаха или признания за кем-либо помимо Аллаха права на установление законов, в суть которого никак не могут вникнуть многие люди, является то, что сегодня получило название " демократий" или " демократической системы". (Этому вопросу я, хвала Аллаху, посвятил специальное послание под названием " Истинная суть демократии", опубликованное издательством " Дар-уль-ватан" ). 4 - Есть среди них и такие люди, которые продолжают придерживаться правильных воззрений относительно законов Аллаха и Его посланника, да благословит его Аллах да приветствует, считая дозволенным лишь то, что разрешено этими законами, а запретным - то, что эти законы запрещают, но вместе с тем эти люди подчиняются правителям, заменяющим и подменяющим законы Аллаха, тем самым идя наперекор Ему, подобно тому, как делает это мусульманин, который совершает грехи, считая при этом свои действия греховными. Суждение о таких людях будет равнозначно суждению о подобных им грешниках, (См. об этом: " Послание о вере" Ибн Таймийи, сс. 67-68). однако есть основания опасаться, что с течением времени эти люди могут перейти из лагеря Ислама в лагерь неверия, мы же прибегаем к защите Аллаха от этого! Из всего вышесказанного становится очевидным, что разговор о суждениях, выносимых не на оснований того, что ниспослано Аллахом, касается двух категорий людей: 1 - Категорий правителей или же устанавливающих законы не на оснований того, что ниспослано Аллахом. 2 - Категорий тех, кто принимает или же придерживается установлений, противоречащих установлениям Аллаха, или тех законов, которые были приняты взамен законов Алаха. Это ознасает, что подданным следует отвергать узаконенное такими законодателями, но противоречащее установлениям шариата, отрицать это и не принимать этого, не подчиняясь и не покоряясь подобному, что будет зависеть уже от возможностей и способностей каждого отдельног человека, при этом нужно будет лишь помнить о том, что согласие с установлениями, противоречащими установленному Аллахом и Его посланником, да благословит его Аллах и да приветствует, удовлетворенность подобными установлениями подчинение им и отказ от отрицания их ставят человека вне религии Ислама, мы же прибегаем к защите Аллаха от этого! АДМИНИСТРАТИВНЫЕ МЕРЫ: Излишне говорить о том, что наш разговор о проблемах, касающихся объявления того или иного человека неверным, связан с установлением таких законов, которые противоречат узаконенному Аллахом и Его посланником, да благословит его Аллах и да приветствует, что же касается административных мер или же административного регулирования, которое установливается для того, чтобы поддержать порядок в повседневных делах, не допускать запретного и не запрещать дозволенного, то этой темы мы не затрагивали, хотя подобное регулирование может оказаться допустимым, желательным или обязательным в зависимости от того, в чем оно будет выражаться, и ни один из религиозных авторитетов не считал подобные меры в том виде, как мы их описываем, запретными. Таким образом, то, чего пытаются добиться многие заблуждающиеся, отклонившиеся от пути истины и атеисты, утверждая, что те люди, которые призывают к применению на практике законов, сформулированных в Книге Аллаха и сунне Его посланника, да благословит его Аллах и да приветствует, и обвиняют в неверии и вероотступничестве неподчиняющихся установлениям шариата, объявляют неверными также и тех, кто подчиняется требованиям описанных нами мер административного характера, является не чем иным как ложью и измышлениями, направленными против приверженцев истины и религии с целью внушения людям превратных представлений об их воззрениях. С другой же стороны, попытки этих безбожников использовать аргумент о допустимости подобных мер в качестве оправдания отказа от вынесения суждений, основанных на том, что содержит в себе Книга Аллаха и сунна Его посланника, да благословит его Аллах и да приветствует, и принятия законов, противоречащих установлениям Корана и сунны, то подобное можно назвать только искажением и подменой, а люди, поступающие таким образом, явно отмечены печатью неверия и вероотступничества.
ГЛАВА, в которой объясняется, как следует противодействовать средствам, имеющимся в распоряжении установлений, основанных не на том, что было ниспослано Аллахом.
Правители, подменяющие и изменяющие законы Аллаха и их пособники располагают для этого разнообразными средствами. Я давно уже решил назвать некоторые из этих средств и кратко указать на методы противодействия им, но потом решил отказаться от этого, посчитав, что то же самое можно сделать, и не вдаваясь в необходимые в подобных случаях подробности, поскольку средства эти столь же многочисленны и разнообразны, сколь многочисленны и разнообразны условия, связанные с временем и местом их применения, а также страсти тех, кто обращается к использованию подобных средств. Однако мы можем предложить читателю воспользоваться надежным и верным правилом, к которому он может обращаться для оказания противодействия всему тому, о чем уже было сказано, или же тому, что шайтан, находящий пути к душам своих последователей, еще только может украсить для них в будущем. Это правило состоит в том, чтобы постоянно помнить о необходимости всегда и везде судить по тому, что ниспослал Аллах Всевышний в своей Книге и что Он выразил через своего посланника, да благословит его Аллах и да приветствует, так как правильность этого подтверждается неопровержимыми доводами и этого следует придерживаться каждому в большом и в малом. И, поистине, верные доводы шариата подтверждают и поддерживают друг друга, а противоречить друг другу они не могут, и поэтому невозможно предоставить себе наличие в шариате той иной подлинной основы или довода, которые привели бы тебя к выводу о том, что суждение по тому, что было ниспослано Аллахом, необязательно, или говорили бы о допустимости суждений, основанных не на том, что было ниспослано Аллахом Всевышним. Таким образом, применения этого правила вполне достаточно для того, чтобы преодолеть любое сомнение, которое может попытаться внушить мусульманину заблудший, сомневающийся или же лицемер с хорошо подвешенным языком и определенным запасом знаний. (Желающие получить более подобное представление о подобных средствах и методах противодействия им могут ознакомиться с некоторыми книгами, например: " О применении шариата на практике" шейха Мухаммада Кутба, " Ислам и светский образ жизни" доктора Йусуфа аль-Кардави, " Установление законов шариата и утверждения сторонников светского образа жизни" доктор Салаха ас-Сави и т. п. ).
ГЛАВА, в которой говорится о причинах распространения подобных вещей среди части мусульман.
Распространению подобных вещей среди определенной части мусульман или же тому, что они в значительной мере оправдали возлагавшиеся на наших правителями надежды, способствовал целый ряд факторов, среди которых мы хотели бы выделить нижеследующие: 1 - НЕВЕЖЕСТВО, в которое многие мусульмане оказались погруженными до такой степени, что из всего, что имеет отнощение к их религии, им остаются известными лишь некоторые увещания, да и те они умудряются смешивать с многочисленными выдумками и небылицами, ложными высказываниями и вымышленными хадисами. 2 - СКЛОННОСТЬ К ЭТОМУ МИРУ и обольщенность им, направленность на приобретение мирских благ и посвящение всего своего времени только подобным вещам. 3 - ВОЗДЕЙСТВИЕ ИДЕЙ МУРДЖИИТОВ, (От слова ирджа' - " откладывание", " отсрочивание". Мурджииты - общее название последователей различных догматических школ, " откладывавших" суждение о состоянии человека в этом мире и ставших дела после веры). вследствие которого дела их оказываются отделенными от их веры. 4 - СУЩЕСТВОВАНИЕ ЦЕЛОЙ ГРУППЫ ДУРНЫХ УЛЕМОВ, которые поставили свое знание на службу подменяющим и изменяющим законы Аллаха, получая за это деньги или назначения на высокие должности. 5 - ОТКАЗ НЕКОТОРЫХ ИЗ ОБЛАДАЮЩИХ ЗНАНИЕМ И ПРОПОВЕДНИКОВ от исполнения того, что шариат обязывает их делать в этом плане. 6 - УВЕЛЕЧЕННОСТЬ ЧАСТИ ОБЛАДАЮЩИХ ЗНАНИЯМИ И ПРОПОВЕДКОВ разговорами о таких вещах, которые не накладывают на человека никакой ответственности и не предполагают преодоления трудностей или дальнейшей борьбы. 7 - ИДЕЙНОЕ НАШЕСТВИЕ и появление разного рода светских, демократических, национальных, социалистических и иных течений. 8 - ТОТ ФАКТ, ЧТО ВО МНОГИХ МУСУЛЬМАНСКИХ СТРАНАХ бразды правления держа в своих руках разного рода вероотступники или лицемеры. 9 - ПРЕСЛЕДОВАНИЕ ПРАВИТЕЛЯМИ ТЕХ, кто поднимает подобные вопросы, предъявление им различных обвинений, применение по отношению к ним позорных эпитетов с целью внушения людям отвращения к ним, заключение их в тюрьмы, пытки и казни таких людей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Завершая чтение любого исследования, мы должны найти в себе силы дать практический и полезный ответ на постоянно возникающий перед нами вопрос: что же является нашей обязанностью? Что мы должны делать в связи с поднятой в данном случае проблемой? Сразу скажу, что не представляю себе и не могу предложить читателям полного перечня того, что мы должны говорить и делать в наше время, однако я скажу то, что Аллах Всеблагой и Всевышний сделает легким для понимания всеми. И я надеюсь на то, что Аллах обратит эти слова на пользу мне самому и всем остальным мусульманам и сделает так, что они будут способствовать осуществлению наших надежд на установление власти исламского шариата и упрочение его на земле, чтобы вся религия принадлежала одному лишь Аллаху. 1 - ОДНИМ ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ШАГОВ, которые мы должны предпринять в связи с обсуждавшейся нами в этом послании темой, следует считать устранение невежества, окутавшего наши умы и сердца, путем приобретения знания с помощью чтения, слушания и вопросов, обращаемых к тем, кто знанием обладает. И если проповедники из числа знающих должны поспешить обратиться к просвещению, обучению и наставлению людей, то мы, со своей стороны, не должны сидеть и ждать, пока они сами явятся к нам и начнут обучать нас, хотя это и является их долгом! Они несут свою долю ответственности за это, мы должны проявлять серьезность в стремлении к приобретению истинного знания, проявлять в этом усердие и тратить на это соответствующую часть своих денег и времени. В рамках процесса приобретения знания и обучения ему мы должны стремиться к получению такого знания от серьезных и авторитетных людей, известных своей праведностью, не желающих сил для возвышения слова Аллаха, обладающих чувством ответственности за это и преодолевающих различные трудности на этом пути. И мы не должны искать знания у тех, кто сидит на своих местах, ничем не способствуя торжеству истины и не произнося слов истины, или у тех, кто присоединился к подменяющим и изменяющим законы Аллаха, или у тех, кто не разбирается в этих проблемах и не обладает глубокими знаниями об этом или же не уделяет подобным вещам особого внимания, ибо как сможем мы обрести достоверное знание, если станем пытаться учиться у таких людей, задавая вопросы об этом, или просить их давать свое толкование подобным вещам? Ведь на таких людях и их фетвах и основывается власть тагута! Из этого следует, что время от времени нам следует делать остановки, чтобы, воспользовавшись ими, постарались бы отличить людей, действительно обладающих знаниями п прилегающих соответствующие усилия для возвышения слова Аллаха Всевышнего, от тех, кто оставляет без помощи других и сам оставлен без этой помощи, или заблудщих, которые вводят в заблуждение и других, или тех, кто ограничевается одним или несколькими разделами фикха и не в состоянии разобраться с теми его разделами, которые касаются реальной жизни мусульман, их настоящего и будущего. 2 - В СВЯЗИ С ЭТИМ МЫ ДОЛЖНЫ ТАКЖЕ ЧЕТКО и правильно определить, с кем нам следует искать близости, оставаясь близкими к Аллаху Всевышнему, Его посланнику, да благословит его Аллах и да приветствует, и тем правоверным, которые довольны Его законом, придерживаются этого закона и что-то делают ради него, и отстраняясь от тех, кто воюет с Аллахом, Его посланником, да благословит его Аллах и да приветствует, и правоверными. К числу таких людей относятся отказавшиеся от закона Аллаха, обращения к этому закону на суд и выносения суждений, основанных на установлениях этого закона. При этом стремление к близости или желание отдалиться откого-либо ни в коем случае не должны иметь в основе своей ничего из имеющего отношение к невежеству, иначе говоря, выбирая друзей или отказываясь от поддержания связей с кем бы то ни было, люди не должны обращать внимания на такие факторы как национальность, гражданство, расовую принадлежность, социальное положение, пол, язык, цвет кожи и тому подобные вещи, играющие большую роль в подходе к подобным вопросам для невежественных людей. А для того, чтобы сделать правильный выбор, нам необходимо присоединиться к истинному исламскому призыву, опирающемуся на наследие пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, находящему свое выражение в следовании путем приверженцев сунны и согласия, имеющему своей целью установление закона Аллаха и предпринимающему определенные действия ради достижения этой цели. Необходимо стать на сторону занятых этим призывом, оказывать им помощь и поддержку, молиться за них и проявлять по отношению к ним искренность и сердечность, заменяя собой тех, подвергается преследованиям потому, что придерживается истины и защищает ее среди тех, кто их окружает, ибо такие ведут борьбу на пути Аллаха, а замещение собой ведущего подобную борьбу относится к числу наилучших добрых дел, благодаря которым человек может снискать милость Аллаха. 3 - ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, НАПРАВЛЕННАЯ НА ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЗАКОНА АЛЛАХА, с использованием всех возможных законных методов, например, просвещения и вразумления людей в том, что касается этой проблемы, обращения к правителям с настойчивыми требованиями вернуться к закону Аллаха и его применению в большом и в малом, лишения поддержки тех из них, кто не реагирует на эти требования, обличения их режимов и объяснения недействительности, а, следовательно, и ложности их законов, а также объяснения всех вытекающих из этого установлений и действий. 4 - КРОМЕ ТОГО, В СВЯЗИ С ЭТИМ мусульманам следует отказаться от обращения на суд к этим изобретенным самими же людьми юридическим установлениям, враждебным Аллаху и Его посланнику, да благословит его Аллах и да приветствует, и противоречащим закону Аллаха, и обращаться во всех делах, требующих судебного разбирательства к тем людям, чье знание и отношение к религии находят всеобщее одобрение среди людей, прося у них решить то или иное дело по закону Аллаха Всеблагого и Всевышнего, но если такой человек уж рассудит их и вынесет соответствующий приговор, то им необходимо будет подчиниться ему. И благодаря этому мусульмане смогут избавиться от необходимости обращения на суд к тагуту (то есть к законам, установленным самими же людьми). 5 - ПОДДЕРЖАНИЕ ДУХА БОРЬБЫ В ДУШАХ МУСУЛЬМАН, поощрение их к самоотречению и самопожертвованию, поддержание в них чувства гордости за эту религию и объяснение им того, что мы не обретем ни силы, ни счастья, ни славы, ни главенства, если не будет применять закон Аллаха на практике и не поставим слова Аллаха Всевышнего и Его посланника, да благословит его Аллах и да приветствует, выше всяких иных слов. Кроме того, следует объяснять людям, что все периоды слабости, унижений и позора, через которые прошла или проходит ныне мусульманская община, претерпевая оскорбления от врагов Аллаха и Его посланника, да благословит его Аллах и да приветствует, в том числе даже от поклоняющихся коровам и крестам, иудеев и им подобных, ей пришлось пройти из-за того, что люди отказались от закона Аллаха, и поменяли священное откровение, ниспосланное Аллахом господину первых и последних, да благословит его Аллах и да приветствует, на те установления неверных и порядки невежественных, которые шайтан и его пособники украсили для них. 6 - ЧТО ЖЕ КАСАЕТСЯ ОБЛАДАЮЩИХ ЗНАНИЕМ И ПРОПОВЕДНИКОВ, то им надо прекратить потакать желаниям определенной части людей обсуждать лишь некоторые частные и теоретические вопросы, уделяя им больше внимания, чем они заслуживают, и перейти от этого этапа к этапу концентрации внимания людей на действительно важных для них вопросах, если даже сами они этого и не понимают, (Внимание широких масс мусульман к частным и теоритеческим проблемам очень велико, и достаточно будет любому человеку ознакомиться с вопросами, задаваемыми обладателям знания, как он поймет, что большая часть мусульман уделяет внимание исключительно этим частностям и пренебрегает крупными проблемами, в то время как им было бы лучше уделить основное внимание последнему и задавать свои вопросы об этом, не забывая уделять внимание, впрочем, и частностям, в истолковании и правильном понимании которых они нуждаются обходимо взвешенно подходить к определению степени важности подобных вещей, чтобы не преувеличить и не преуменьшить их ценности. Именно так поступали знающие и религиозные люди из числа сподвижников пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, последователей и тех, кто последовал за ними с чистым сердцем. Приведу пример того, что я хочу пояснить, связанный с заблуждением, касающимся вопроса о " сотворенности" Корана. Слова о том, что Коран является несотворенным словом Аллаха, с которого все вернется, выражают собой правильное воззрение по данному вопросу, но кто из сподвижников пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, говорил об этом? Если ты станешь перечислять сподвижников, говоривших эти слова или то, что передает их смысл, то тебе хватит для этого и пальцев одной руки, но сколько можно насчитать религиозных авторитетов, говоривших об этой проблеме, когда распространились различные нововведения, возникли заблуждения м множество людей оказалось вовлеченным во все это? Сосчитать их, наверное, уже невозможно, ибо все религиозные авторитеты из числа суннитов говорили об этой проблеме и давали по ней свои пояснения, приводя веские доводы в пользу правильных высказываний и опровергая высказывания, противоречащие им, и после возникновения этого заблуждения не осталось, очевидно, ни одного сочинения по вопросам догматики, где не излагалась бы и не разбиралась эта проблема. Но к чему это привело и что после этого изменилось? Здесь я хотел бы сделать одно замечание, прежде чем продолжить наш разговор. Я хотел бы сказать, что правильное знание об этой проблеме существовало во времена сподвижников, да будет доволен ими Аллах, что они имели правильное представление об этом и что последователям и тем, кто пришел после них, не было передано ни одного шариатского текста, который был бы неизвестен сподвижникам пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, но как же тогда могло случиться подобное если эти тексты передавались ими, а они были взяты от сподвижников? Что же в таком случае произошло?! А произошло то, что изменилась степень потребности в выслушивании слов знающих по данному вопросу. При жизни сподвижников, да будет доволен ими Аллах, не было никакой необходимости говорить об этом много, поскольку правильный ответ на этот вопрос был им известен и среди них не было таких, кто отрицал бы это или говорил бы нечто противоположное, чтобы у них возникла потребность на его слова и обличать их лживость. Когда же началась смута и такие ложные слова получили распространение, сердца впитали их, люди стали распространять дальше, а властители приняли сторону этого; и тогда возникли опасения, что ввиду всего этого воззрения людей станут неверными, вследствыми, вследствие чего и появилась необходимость говорить об этой проблеме пробольше, разъяснять ее подобно, объяснять, в чем состоит истина, и возражать впавшим в разного рода заблуждения. Соответственно возросла и активность приверженцев сунны, принявшихся распространять слово истины, приводить доводы в пользу правильного, говорить о фальши ложного и предпринимать действия по опровержению лжи, и помешать делать это великое дело приверженцам сунны не смогли ни направленные против них козни, ни несправедливость некоторых правителей, ибо они нашли в себе силы перенести все это и проявляли терпение и настойчивость до тех пор, пока Аллах Всевышний по милости своей не помог им. В этом и состоит правильный путь, которого сегодня должны придерживаться и мы, следуя по стопам этих людей и учась у них тому, как следует себя вести в подобных ситуациях. Так почему же сегодня отдельным вопросам фикха, разбирать которые нет особой необходимости, уделяется огромное внимание, выражающееся в издании книг, посвященным разбору этих вопросов, продаже соответствующих записей магнитофонных записей и организации лекций, уроков и симпозиумов, в то время как действительно важный и актуальные сегодня проблемы остаются в тени, хотя много говорить крайне необходимо именно о них, разъясняя людям, в чем состоит истина, опровергая измышления лжецов и используя для этого все многообразие способов, чтобы сделать это доступным для восприятия всех классов мусульманской общины?! ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ЭТОТ ПУТЬ ПУТЕМ НАШИХ ПРАВЕДНЫХ ПРЕДШЕСТВЕННИКОВ, ОТНОСЯШИХСЯ К ЧИСЛУ ПРИВЕРЖЕНЦЕВ СУННЫ И СОГЛАСИЯ? Поистине, одним из наибольших испытаний, которому подвергнется мусульманская община, община Мухаммада бин Абдаллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, величайшего из посланников и друга Милостивого, может стать то, что ее возгласит и станет судить в ней побиваемый камнями, проклятый и лишенный милости Аллаха Всевышнего шайтан, ибо через своих друзей, подменяющих и изменяющих законы Аллаха и захвативших власть во многих мусульманских странах, он уже вводит свои законы для этой общины. И если двигаться правильным путем, путем приверженцев сунны и согласия, то можно ли и дальше продолжать относиться к столь важной проблеме также, как мы относимся, например, к какой-нибудь частной проблеме, касающейся только одной из ветвей вероучения и фикха, скажем, к вопросу о том, видел ли посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, своего Господа в ночь своего небесного путешествия и вознесения? И можно ли подходить к этой проблеме с помощью тех же методов, которые нам следует использовать при рассмотрении проблемы пребывания побиваемого камнями шайтана в роли законодателя для общины лучшего из посланников Мухаммада бин Абдаллаха, да благословит его Аллах и да приветствует?! А между тем некоторые из наших братьев уделяют вопросу о видении пророком, да благословит его Аллах и да приветствует, своего Господа и другим, подобным этому, вопросам столько внимания, так остаивают свою точку зрения и приводят в пользу ее столько доводов, что это нельзя даже и сравнивать с тем внимнием, которое уделяется ими проблеме навязывания законов шайтана мусульманам и применения этих законов для решения их дел. Однако можно ли назвать подобные действия верными, если человек правильно понимает Коран и сунну или если он подходит к рассмотрению подобных проблем также, как подходили к этому наши праведные предшественники?! И существуют ли вообще какие-нибудь обоснованные оправдания или приемлемые предлоги, в силу которых можно было бы позволить себе не обращать внимание на столь важные проблемы и концентрировать все свои усилия на том, что в подобной концентрации не нуждается? (Здесь хотелось бы подчеркнуть, что если человек правильно понимает то, о чем мы говорим, то ему никогда не придет в голову, что мы преуменьшаем хоть что-нибудь из относящегося к нашей религии или призываем людей пренебрегать этим, и мы не допустим, чтобы кто-нибудь подумал о нас нечто подобное, ибо это будет не чем иным как распусканием о нас ложных слухов, поскольку все, о чем мы говорим, представляет собой попытку поставить каждое из дел на то место, которое является для него наиболее подходящим). 7 - К ЧИСЛУ ДЕЛ, ТРЕБУЮЩИХ К СЕБЕ СЕРЬЕЗНОГО ОТНОШЕНИЯ С НАШЕЙ СТОРОНЫ, относится необходимость разъяснения людям незаконности неверных и вероотступнических режимов, которые отказались от закона Аллаха и подчинения Книге Аллаха и сунне Его посланника, да благословит его Аллах и да приветствует, дойдя до того, что они согласились на применение установлений, противоречащих закону Аллаха, независимо от того, заимствовали ли они эти установления в странах неверных или же изобрели их самостоятельно. И все это надо сообщать людям, просвещать их в этом отношении и приводить доводы в пользу правильности подобных суждений. 8 - И, НАКОНЕЦ, КАЖДОМУ ИЗ НАС СЛЕДУЕТ ПРОЯВИТЬ ВНИМАНИЕ к собственному сердцу и сконцентрироваться на нем, прилагая серьезные самостоятельные усилия для увеличения своей собственной веры с соизволения своего Господа и стараясь добиться того, чтобы внимание к людям не отвлекло его от внимания к самому себе. Более того, каждому из нас следует как можно быстрее встать на путь самосовершенствования и правления своей души и постараться восполнить ее недостатки в том, что касается богобоязненности, поклонения или нравственных качеств, чтобы каждый из нас придерживался определенного порядка в словах и делах и мог продолжать двигаться по пути истины безо всяких сомнений и колебаний. Поистине, в наше время, когда внешние и внутренние враги Ислама стали преследовать нас отовсюду, искреняя устремленность к Аллаху, ощущение потребности в Нем, проявление смирения и покорности перед Ним, оказание помощи Его религии и готовность пожертвовать на этом пути самим собой и своим достоянием, все это является одним из важнейших факторов, который, с соизволения Аллаха Всеблагого и Всевышнего, поможет нам прийти к благу и правильному руководству, являющимся предметом наших желаний наряду с желанием увидеть знамя Ислама и применения исламского шариата высоко взметнувшимся надо всеми землями, которые населены мусульманами. И я прошу Аллаха Мудрого, Высокого и Великого, чтобы Он, по соизволению своему, приблизил этот момент и причислил нас к своим воинам, которых Он использует для победы истины и утверждения ее на земле, ибо это зависит от Него и Он способен привести нас к этому. И хвала Аллаху, Господу миров. Закончено в пятницу з рамадана 1412 г. х. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - Священный Коран 1 - Собрание фетв шейха Ибн База 2 - Собрание фетв и посланий Его Чести шейха Мухаммада бин Салиха аль-Асимейна 3 - Ибн Таймийя. Путь сунны пророка. 4 - Мухаммад бин Хамид аль-Хусни. Путь к халифату. 5 - Ибн Кясир. Тафсмр. 6 - Комментарий к " Книге единобожия". 7 - Шейх Мухаммад бин Ибрахим. Установление законов. 8 - Аш-Шанкити. Свет разъяснения. 9 - Шейх Ахмад Мухаммад Шакир. Основа тафсира. 10 - Ибн Баз. Критика концепции арабской нации. 11 - Шейх Абдаллах бин Кууд. Пятничные беседы. 12 - Ибн Кясир. Начало и завершение. 13 - Ибн Таймийя. Собрание фетв. 14 - Доктор Умар аль-Ашкар. Исламский шариат. 15 - Доктор Тауфик Фарадж. Введение в юриспруденцию. 16 - Ибн Джарир ат-Табари. Тафсир. 17 - Ибн аль-Кайим. Извещение. 18 - Ибн Таймийя. Введение в основы толкования Корана. 19 - Ибн Хаджар. Фатх аль-Бари. 20 - Ан-Нувави. Комментарий к " Сахиху" Муслима. 21 - Фетвы Постоянного комитета. 22 - Ибн Таймийя. Послание о вере. 23 - Мухаммад Шакир аш-Шариф. Истинная суть демократии. 24 - Шейх Мухаммад Кутб. О применении шариата на практике. 25 - Доктор Йсуф аль-Кардави. Ислам и светский образ жизни. 26 - Доктор Салах ас-Сави. Практическое применение шариата.
ОГЛАВИЕ Предисловие Глава, в которой разъясняется, что обращение к шариату является частью единобожия, которого Аллах повелел придерживаться своим рабам Глава, в которой разъясняется смысл понятия решения, принимаемого на основании того, что ниспослано Аллахом Глава о качествах отказывающегося выносить решения на основании ниспосланного Аллахом Глава, в которой приводятся высказывания религиозных авторитетов, объявлявших невернными тех, кто отказался от суда Аллаха Глава о единодушном мнении улемов, считающих неверным того, кто отвергает решения Аллаха и обращается на суд к человеческим законам Глава, в которой разъясняется, как именно человеческие законы заменяют собой закон Аллаха Глава, в которой разъясняется истинный смысл высказываний, неправильно понимаемых некоторыми людьми Высказывание первое: Неверие, которое меньше другого неверия Высказывание второе: Это было ниспослано в отношении обладающих Писанием Характеристика действий обладателей Писания, вследствие которых их справедливо обвинили в неверии Слова: " Такой-то аят ниспослан из-за обладающих Писанием" -, и слова о существовании " неверия, которое меньше другого неверия", не противоречат друг другу Глава, в которой поясняется, в каком случае неверие судящего не по тому, что было ниспослано Аллахом, не является таким неверием, которое ставит человека вне религии Ислама Суждения, выносимые на основании лишь части того, что было ниспослано Аллахом, не являются препятствием для обвинения в неверии тех, кто отказывается от другой части ниспосланного Многобожие, проявляющееся в подчинении кому-либо помимо Аллаха или же в установлении новых законов Административные меры Глава, в которой объясняется, как следует противодействовать средствам, имеющимся в распоряжении правителей, и тем, кто помогает им в распространении установлений, основанных не на том, что было ниспослано Аллахом Заключение Список использованной литературы Оглавление
|
|||
|