|
|||
Ему хвала в первой жизни м в последней, Ему принадлежит решение и к Нему вы вернетесь.СЛОВА: " ТАКОЙ-ТО АЯТ БЫЛ НИСПОСЛАН ИЗ-ЗА ОБЛАДАЮЩИХ ПИСАНИЕМ" -, И СЛОВА О СУЩЕСТВОВАНИИ " НЕВЕРИЯ, КОТОРОЕ МЕНЬШЕ ДРУГОГО НЕВЕРИЯ" НЕ ПРОТИВОРЕЧАТ ДРУГ ДРУГУ. Некоторые люди могут подумать, что слова говоривших: " Этот аят был ниспослан из-за обладающих Писанием" -, противоречат словам говоривших о существовании " неверия, которое меньше другого неверия". На самом деле эти слова не противоречат друг другу, а дополняют друг другаю Так, например, слова о " неверии, которое меньше другого неверия", относятся к принимающим такие решения, которые противоречат шариату, но тем не менее не ставят человека вне религии Ислама. Что же касается слов говоривших: " Этот аят был ниспослан из-за обладающих Писанием" -, то они касаются людей, которые принимают решения, ставщие их вне религии. В этом смысле два вышеприведенных высказывания дополняют друг друга, ибо каждое из них касается того, чего не касается другое, а лучшим доказательством этому является то, что некоторые из тех людей, кто, по различным свидетельствам, говорил о существовании " неверия, которое меньше другого неверия", говорил также и о том, что тот или иной аят " был ниспослан из-за обладающих Писанием". Это и свидетельствует о том, что, говоря первое, такой человек имел в виду одну категорию лиц, принимающих решения, а говоря второе - другую, а это значит, что эти слова друг другу не противоречат. ЦЕННОЕ ЗАМЕЧАНИЕ: Поскольку мы достигли этого пункта в нашем исследовании, будет уместно привести здесь ценное замечание, касающееся разнообразия высказываний, связанных с ниспосланием одного и того же аята. Это замечание принадлежит шейх-уль-исламу, да помилует его Аллах, который сказал: " Их слова, то есть слова наших предшественников о том, что такой-то аят был ниспослан в силу того-то, иногда подразумевают собой причину ниспослания, а иногда то, что об этом говорится в самом этом аяте, даже если речь и не идет о причине. Если знать об этом, то станет ясно, что слова одного из них:, Этот аят был ниспослан из-за того-то'-, не противоречат словам другого:, Этот аят был ниспослан из-за того-то'-, если эти слова касаются обоих аятов". (Собрание фетв, 13/339-340).
ГЛАВА, в которой поясняется, в каком случае неверие судящего не потому, что было ниспослано Аллахом, не является таким неверием, которое ставит человека вне религии.
Сейчас настало время пояснить, каким требованиям и условиям должен удовлетворять человек, который судит в противоречии с тем, что было ниспослано Аллахом, чтобы нельзя было вынести суждение о том, что он впал в неверие, ставящее его вне религии. Речь идет о следующих требованиях: 1. Он должен внешне и внутренне соблюдать и принимать каждое установление, исходящее от Аллаха или Его посланника, да благословит его Аллах и да приветствует, независимо от того, о чем может идти речь. Если же он будет знать о том, что то или иное установление относится к числу исходящих от Аллаха или Его посланника, да благословит его Аллах и да приветствует, но не будет следовать ему или не примет его, то станет неверным и вероотступником, мы же прибегаем к Аллаху от этого. Существует множество высказываний авторитетов Ислама относительно этого, из числа которых мы выбрали слова шейх-уль-ислама Ибн Таймийи, сказвшего: -Судить по тому, что было ниспослано Аллахом, было обязательно для пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, и стало обязательным для всех тех, кто последовал за ним, а если человек не придерживается установленного Аллахом и Его посланником, значит он является неверным. (Путь сунны пророка, 3/22). Что же касается тех, " кто внутренне и внешне придерживается установленного Аллахом, но допускает невыполнение этому, то к нему следует относиться также как и к другим подобным ему грешникам", (Там же). 2. Он должен иметь силу сознаться и признать, что если он откажется судить по тому, что ниспослано Аллахом Всевышним, слава Ему, в том, что касается той или иной проблемы или определенного реального случая, относительно которого следует вынести решение, то станет грещником, и он также должен признать, что его суждение является ошибочным, а суждение Аллаха - правильным. Высказываний мусульманских религиозных авторитетов, касающихся этого условия, также насчитывается немало. Из их высказываний мы выбрали уже цитированные нами ранее слова Абу Миджляза о причине его отказа вынести свое суждение о большом неверии правителей, которые жили в его эпоху. Он сказал: " Если они и отказываются от части этого, то знают, что совершают грех". Нам хотелось бы привести также слова шейха Мухаммада бин Ибрахима, да помилует его Аллах, который сказал: " Что же касается второй части из двух частей того, что дает право говорить о неверии судящего не по тому, что ниспослано Аллахом, той части, которая не ставит человека вне религии, то ранее уже говорилось о том, что то толкование, которое Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, дал словам Аллаха Всемогущего и Великого:, А кто судит не по тому, что ниспослал Аллах, то это - неверные'-, (Трапеза, 48). включило в себя эту часть. Мы имеем в виду его слова, да будет доволен им Аллах, о " неверии, которое меньше другого неверия", а также его слова:, То, что вы осмеливаетесь делать, неверием не является. Он имел в виду те случаи, когда желания и страсти человека заставляют его судить не по тому, что было ниспослано Аллахом, хотя он и продолжает считать решения Аллаха и Его посланника истинной и признает, что совершил ошибку и отошел от правильного пути". (Послание об установлении законов). Но если своим поведением и делами, или через принятие конституции или закона, или через средства массовой информации, выражающие точку зрения его правительства или его режима или любыми иными путями и методами, по которым можно судить о мнениях и мыслях человека, правитель заявит о том, что его решение лучше установленного Аллахом Всевышним или Его посланником, да благословит его Аллах и да приветствует, или что его решение не хуже установленного Аллахом или Его посланником, или что установления Аллаха и Его посланника были более подходящими и предпочтительными в прощлом, а его решения являются более подходящими и предпочтительными в наше время, или что установления Аллаха и Его посланника являются наиболее подходящими и предпочтительными для любого времени и места, но соблюдение их для него необязательно и он может выносить те решения, которые кажутся ему более соответствующими, полезными и справедливыми, итак, если он заявит обо всем этом хотя бы частично, это будет означать, что он стал неверным и вероотступником, мы же прибегаем к Аллаху от этого. 3. Суждение, противоречащее установлениям шариата, должно касаться какого-то конкретного факта, а не того, что распространяется на всех и носит всеобщий характер. Это третье требование относится к числу тех вещей, которые многие наши современики, затрагивающие подобные темы, представляют себе весьма смутно, вследствие чего они и страраются поменьше упоминать о них и касаться их в своих книгах и беседах. (Причину этого я усматриваю в том, что отдельные решения, противоречащие установлениям шариата, принимавшиеся во время существования исламского государства, касались конкретных фактов и не являлись решениями, носившими всеобщий и универсальный характер. Однао когда религиозные авторитеты, являвшиеся современниками тех правителей, говорили об этом, они не делали специальных указаний на существование этого требования, хотя слова их и содержали в себе косвенные указания на это, что свидетельствует о его действенности. И когда наши современники стали цитировать высказывания наших предшественников и религиозных авторитетов прошлого, большинство из них не касалось этого требования, поскольку в цитированных ими высказываниях оно просто не было четко сформулировано). Но что следует понимать под конкретными фактами? И что вкладывается в понятие того, что распространяется на всех и носит всеобщий характер? Конкретными фактами являются те или иные определенные случаи, которые не носят всеобщего характера и не распространяются на всех, вследствие чего решение по данному вопросу будет касаться только его и связанных с ним условий и носить характер приговора, не превращаясь в распространяющееся на всех установление или обязательный для исполнения всеми закон. Что же касается того, что распространяется на всех и носит всеобщий характер, то под этим подразумеваются дела, не связанные с каким-то определенным временем, местом или лицом, а суждения о таких делах распространяются на всех людей и на все события и действия, ибо такие дела отличаются всеобщностью и универсальностью. Решения, принимаемые по таким всеобщим вопросам, становятся чем-то вроде закона, поэтому подобное решение затрагивает уже не какой-то конкретный факт со всеми касающимися этого факта условиями и привходящими обстоятельствами, но превращается в общее для всех суждение и закон, которому необходимо подчиняться. Что касается реальных фактов, то мусульманин должен судить о них на основе знания и по справедливости, а если он отступит от истины и справедливости, то будет наказан за это, ибо Аллах Всевышний вменил в обязанность правоверным судить именно по истине и справедливости или же выносить свой приговор на основе этих двух вещей. что же касается всеобщих и универсальных решений, то никто из людей не имеет права принимать их, ибо такое право принадлежит одному лишь Аллаху, Господу миров, Обладателю власти и могущества, кроме которого нет никакого иного божества, мусульманину же следует только принимать Его решения и придерживаться их. А если человек ничинает высказывать подобные суждения, противореча велениям шариата, то это будет означать, что он вступил в спор с Аллахом и, судя по его поведению или словам, начал претендовать на обладание одним из имен Аллаха Высокого и Великого. В одном из произведений шейх-уль-ислам Ибн Таймийи есть интересная глава, касающаяся рассматриваемого нами вопроса, в которой среди прочего говорится: " В этой главе говорится о том, что Аллах вменил в обязанность решать правителю, а чего Он не дал права решать никому из сотворенных Им существ, ибо решение в подобных делах, распространяющееся на всех людей, принадлежит лишь Аллаху Всевышнему и Его посланнику, да благословит его Аллах и да приветствует, и никто из правителей не может решать в таких вопросах за другого, даже если этот человек принадлежит к простонародью. Здесь имеются в виду касающиеся всех дела, относительно которых Аллах повелел всем хранить веру и действовать в соответствии с решениями Аллаха". Далее шейх-уль-ислам касается некоторых вопросов и говорит: " Цель состоит не в том, чтобы затронуть эти вопросы, а в том, чтобы привести касающиеся их примеры" -, а затем продолжает следующим образом: " Если правитель является религиозным человеком, но судит не на основе знания, значит, он относится к числу обитателей огня, и если он обладает знанием, но судит вопреки истине, которая ему известна, значит, он относится к числу обитателей огня, и если он судит не по справедливости и не обладает знанием, то скорее всего окажется в аду, и это в том случае, когда дело касается определенного вопроса и связано с отдельным человеком. Если же он выносит общее суждение, касающееся религии мусульман, и превращает истину в ложь, а ложь - в истину, сунну - в нововведение, а нововведение - в сунну, одобряемое- в отвергаемое, а отвергаемое - в одобряемое, запрещает то, что было повелено Аллахом и Его посланником, и велит делать то, что было запрещено Аллахом и Его посланником, то это уже дело иного рода, которое может решить лишь Господь миров, Бог посланников и Царь в день суда, ибо:
" Ему хвала в первой жизни м в последней, Ему принадлежит решение и к Нему вы вернетесь".
|
|||
|