|
|||
.те.покупают за это то, что стоит немного."... те... покупают за это то, что стоит немного... " (Корова, 169).
ВТОРАЯ ГРУППА: В эту группу входят те, кто имеет отношение к знанию и к учебе. Они ознакомились со словами Ибн Аббаса и других религиозных авторитетов, но не дали себе труда рассмотреть и вникнуть во все связанные с ними тонкости и привходящие обстоятельства и способы применения этих слов к реальной деятельности. Они посчитали, что необъявление неверными тех, кто ввел в практику использование законов, противоречащих решениям Аллаха и суждениям Его посланника, и сделал эти законы основой общей для всех судебной системы, соответствовало бы мнению наших предшественников и что правителей, изменивших и подменивших законы Ислама, не следует обвинять в неверии, но необходимо считать мусульманами, поскольку эти религиозные авторитеты говорили о существовании " неверия, которое меньше другого неверия". Вследствие этого они и принялись повторять эти слова, собирать сведения о разных их вариантах и людях, которые эти слова передали, внушая всем остальным, что в этом и состоит учение наших предшественников, которого необходимо придерживаться. Некоторые из них пошли еще дальше, считая все, что не соответствует их ложным заявлениям, нововведением, от которого следует отречься. Этим невнимательным людям, забывающи о реалиях нашего времени и издающим фетвы и решения так, будто они до сих пор живут в первом или во втором, а не в пятнадцатом веке хиджры, нам хотелось бы напомнить о том, что сказал один из праведных имамов своего времени Ибн Кайм аль-Джаузийя, да помилует его Аллах, в надежде на то, что эти ясные слова помогут им постичь истину в этом вопросе. Касаясь видов понимания, которые приводят к суждению по истине, шейх говорит: - Муфтий или тот, кто принимает решения, может издать фетву или принять решение только на основе двух видов понимания:
ПЕРВЫЙ ВИД: Понимание реального положения вещей и способность узнавать о происходящем на основании данных, полученных в результате наблюдений, и разного рода признаков, которые позволяют узнавать об этом.
ВТОРОЙ ВИД: Понимание того, чего необходимо придерживаться в реально существующих условиях, иначе говоря, понимание решений Аллаха, оформулированных в Его Книге или выраженных через Его посланника, применительно к данной реальности с аоследующим использованием одного по отношению к другому. (Уведомление, 1/87-88). Нечто подобное цитированным нами словам Ибн Кайма относительно важности понимания реальной действительности, чтобы суждение или шариатская фетва полностью соответствовали этой действительности, сказал также и шейх Ибн Кайма шейх-уль-ислам, когда его попросили высказать свое мнение по вопросу о необходимости борьбы с татарами. Он сказал: " Да, с ними необходимо сражаться в силу того, что сказано в Книге Аллаха, о чем говорит сунна Его посланника, да благословит его Аллах и да приветствует, и что является необходимым по общему мнению всех имамов мусульман, и это основывается на двух основах: ПЕРВАЯ: знание о том, что они собой представляют. ВТОРАЯ: знание о решении Аллаха относительно таких как они". (Собрание фетв, 28/510). Сказав же это, шейх приступил к подробному объяснению сути того, что относится к обоим этим основам. Упоминая обо всем этом, мы лишь хотим сказать, что человек, говорящий об установлениях шариата, должен обладать достоверным знанием о той реальности, к которой он хочет применить эти установления, иначе его слова могут обернуться большой бедой! Для правильного рассмотрения той или иной фетвы недостаточно одного только знания о том, что она написана нашими предшественниками, также как и для применения ее в реальных обстоятельствах недостаточно одного лишь такого знания. Необходимо знать, в связи с чем она была написана и для каких реальных обстоятельств предназначалась. Таким образом, если муфтий или человек, говорящий об установлениях шариата, будет использовать нечто дошеднее до нас от наших предшественников с соответствующими поправками, придерживаясь тех же принципов, которыми пользовались в свое время и они, то можно будет считать, что фетва наших предшественников нашла себе правильное применение. Если же такие людие не будут знать об этом или просто не станут обращать внимания на подобные вещи, используя то, что дошло до нас от наших предшественников без соответствующих поправок и учета определенных требований, тогда подобную фетву нельзя будет считать фетвой, обращенной к нам нашими предшественниками, даже если в ней будут использованы их слова. И подтверждением этому является то, что Ибн Таймийя, Ибн Кясир и другие упомянутые нами религиозные авторитеты, являющиеся твердыми последователями наших предшественников, приводили в своих книгах эти слова, которые произносил Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, и другие авторитетные липа, но тем не менее они выносили суждения о неверии упоминавшихся нами правителей, не связывая свои суждения с передаваемыми словами Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, и других людей в тех случаях, когда они считали, что реальное положение дел этим словам не соответствует. И если бы многие люди, механические повторяющие связанные с подобными делами слова, обратили внимание на то, что мы передали, вникли бы в это и стали бы действовать соответствующим образом, это могло бы вернуть их к правильному, если будет на то воля Аллаха.
УДИВИТЕЛЬНОЕ РАЗЛИЧИЕ: В том, что касается предмета нашего разговора, заблуждались две совершенно противоположные друг другу группы людей. Первая группа: Это хариджиты, которые в своих обвинениях в неверии доходили до крайностей, считая, что подобные действия и являются правильным применением словам Аллаха Всевышнего:
" А кто не судит по тому, что ниспослал Аллах, то это - неверные" -,
|
|||
|