|
|||
А кто не судит по тому, что ниспослал Аллах, то это - неверные?" А кто не судит по тому, что ниспослал Аллах, то это - неверные"? (Трапеза, 48).
Он ответил: - Да. Тогда они спросилс: - А являются ли истиной слова Аллаха Всевышнего:
" А кто судит не по тому, что ниспослал Аллах, те - несправедливы"? (Там же, 49).
Он ответил: - Да. Они спросили: - А являются ли истиной слова Аллаха Всевышнего:
" А кто не судит по тому, что ниспослал Аллах, те - распутники"? (Там же 51).
И он снова ответил: - Да. Тогда они спросили: - О Абу Миджляз, а судят ли они по тому, что было ниспослано Аллахом? Он ответил: - Это - их религия, в соответствии с которой они судят, в соответствии с которой высказываются и к которой побуждают других, а если они не выполняют чего-либо из ее установлений, то знают, что совершают грех. Они сказали: - Нет, клянемся Аллахом, ты ведь боишься! Он сказал: - Нет, клянемся Аллахом, ты ведь боишься! Он сказал: - Скорее это можно сказать о вас, ибо вы считаете так, а я не считаю, и вы не испытываете затруднений, однако эти аяты касались иудеев, христиан, многобожников или им подобных. (Тафсир Ибн Джарира ат-Табари, 10/348. Шейх Ахмад Шакир признал иснад вышеупомянутого сообщения ат-Табари подлинным). Из этого сообщения со всей определенностью следует, что ибадиты, о которых о нем шла речь, считали необходимым объявить современных им правителей неверными и что они спрашивали Абу Миджляза об этих аятах, чтобы получить в свое распоряжение какие-то аргументы против него. Ясно также и то, что Абу Миджляз не посчитал нужным объявлять этих правителей неверными. Но почему он пришел к такому выводу? Ведь сказанное им было сказано не под воздействием страсти и не в угоду кому-либо из власть имущих! И он сказал это не потому, что суждение не на основании того, что было ниспослано Аллахом, всегда считается малым неверием. Точно также можно сделать вывод и о том, что сказано это было отнюдь не вследствие невежества Абу Миджляза и незнания им установлений шариата. Напротив, Абу Миджляз отталкивается от правильных представлений об установлениях шариата и тонкого понимания современной ему реальной ситуации, что он и использует в качестве двух основ для правильной фетвы, что же касается правителей своего времени, то он говорит о них следующее: " Суд на основе того, что ниспослано Аллахом, является их религией, они творят его с ее помощью, слова их опираются на ее установления и к ней они призывают, а если они отказываются от чего-либо, имеющего отношение к этой религии, то знают, что совершают грех". Так как же можно обвинять в неверии тех, о ком говорят нечто подобное, и отказывать им в принадлежности к мусульманской общине!! Следует обратить внимание также и на то, что все религиозные авторитеты, говорившие о " неверии, которое меньше другого неверия", сходились на том, что здесь подразумевается правитель или правители, принявшие установления закона Аллаха и Его посланника и не использующие никакие иные законы, кроме закона шариата. Однако в некоторых случаях они отступают от этого закона под воздействием своих страстей и желаний, вместе с тем признавая, что истиной является решение Аллаха и Его посланника, а не то, что противоречит этому, и что, идя наперекор тому, что решено Аллахом, они совершают грех и заслуживают за это наказания. После такого разъяснения смысла высказываний религиозных авторитетов о " неверии, которое меньше другого неверия", использование подобных сообщений в качестве аргумента против обвинений в неверии правителей, применяющих законы, которые противоречат решениям Аллаха и Его посланника, следует считать либо намеренной попыткой введения других в заблуждение, либо свидетельством позорного невежества тех, кто говорит об этом. Ведь такие правители осуществляют судопроизводство на основе подобных законов на общегосударственном уровне, что и наблюдается сейчас в абсолютном большинстве мусульманских стран, правители которых заменили установления ясного шариата, ниспосланного господину первых и аоследних Мухаммаду бин Абдаллаху, да благословит его Аллах и да приветствует, на законы, заимствованные ими у неверных, сражающихся с Аллахом и Его посланником, в том числе у иудеев, христиан и идолопоклонников. И они предпочли такие законы шариату, стали судить с помощью подобных законов и обращаться к ним на суд. Именно поэтому, комментируя слова религиозных авторитетов прошлого о " неверии, которое меньше другого неверия", шейх Ахмад Мухаммад Шакир сказал: " В наше время те, кто вводит других в заблуждение, обладая каким-то познаниями или не обладая ими, среди прочего применяют в своих направленных против религии играх эти слова Ибн Аббаса и других людей, используя их как оправдание и предлог для разрешения применения гражданских законов, которые и так уже используются в мусульманских странах" (Основа толкования Корана, 4/156). Его брат, известный ученый доктор Махмуд Мухаммад Шакир тоже комментирует эти сообщения и дает свой ответ тем, кто пытается использовать такие высказывания как средство для оправдания отказа некоторых правителей от закона Аллаха. Он поясняет, что те люди из числа ибадитов, о которых мы упоминали раньше, спрашивали Абу Миджляза не о " судебных решениях, касающихся имущественных дел, вопросов, связанных с оскорблением чести, или кровопролития и выносимых на основании законов, противоречающих исламскому шариат, и не об установлении таких законов, которые заставили бы мусульман обращаться на суд не к решениям Аллаха, зафиксированным в Его Книге или выраженным через Его пророка, да благословит его Аллах и да приветствует". Но если они спрашивали не об этом, значит ответ, который дал им Абу Миджляз, нельзя использовать как аргумент, оправдывающий подобные действия правителей в наше время. И поэтому профессор Махмуд Мухаммад Шакир дополняет сказанное им раньше и с позиций шариата дает правильную характеристику действиям тех, кто совершает нечто подобное тому, о чем он упоминает в предыдущем абзаце. Он говорит: " Такие действия свидетельствуют о том, что человек отвернулся от Аллаха и Его решений, стал писать отвращение к Его религии и предпочел решению Аллах Всевышнего, слава Ему, установления неверных. Подобное свидетельствует о неверии, и пусть никто из мусульман, несмотря на существующие среди них различия во взглядах, не сомневается, что людей, толкующих об этом или призывающих к подобному, следует считать неверными". (Толкование Ибн Джарира, 10/348). Здесь нам следует обратить внимание читателя на некоторые моменты: 1. Слова " неверие, которое меньше другого неверия" вовсе не означают, что тяжесть проступка, связанного с подобным отступлением от установлений шариата, становится от них меньше, и поэтому шейх Мухаммад Ибн Ибрахим, да помилует его Аллах, говорит об этих словах следующее: " И хотя неверие такого рода не ставит человека вне религии Ислама, оно все же является великим грехом, более тяжким, чем другие великие грехи наподобие прелюбодеяния, употребления вина, воровства, ложных клятв и тому подобных действий. Поистине, ведь то прегрешение, которое Аллах в Книге своей назвал неверием, является более тяжким, чем любое прегрешение, неверием не названное! " (Установление законов, сс. 24-25).
2. Поистине, тот, кто заявляет, что Ибн Аббас и другие религиозные авторитеты не считали неверными тех правителей, которые заменяли установления шариата гражданскими законами, предпочитали их шариату и судили по таким законам, на основании слов этих религиозных авторитетов о существовании " неверия, которое меньше другого неверия", измышляют против Ибн Аббаса, да будет доволен ими обоими, и других религиозных авторитетов великую ложь, никто не может привести из сказанного Ибн Аббасом и другими авторитетными деятелями ни одного слова, которое свидетельствовало бы о том, что они не считали неверными тех правителей, о действиях которых мы говорили раньше. Да и как это может быть, если неверными они являются в силу единодушного решения мусульман?! 3. Слова " неверие, которое меньше другого неверия" излишне часто употребляют две группы людей, несмотря на существование между ними больших различий во взглядах:
ПЕРВАЯ ГРУППА: Ее составляют собой люди, имеющие отношение к знанию, но при этом вводящие в заблуждение других. Они проявляют дерзость по отношению к религии Аллаха, спешат угодить обладателям власти, стремятся к удовлетворению своих желаний и обретению того, что доставляет им удовольствие, и не хотят ничего, кроме украшений земной жизни. Они повторяют эти слова, чтобы добиться благосклонности правителей и возвышения перед теми, кто может осыпать их своими милостями и от кого зависит распределение высоких постов, но Аллах Всевышний сказал:
|
|||
|