Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Москва, 2007 10 страница



«Учение, которое ведет к истокам действительности, люди обычно называют мечтами» (32, МО I)[50]. С Высшего Плана Бытия так называемая реальная, конкретная земная жизнь является миражом, ограниченной очевидностью, но не действительностью. Но[51], конечно, каждый мыслящий человек понимает, что все то, что сознание и ум наш не могут охватить или постичь, остается для нас в области отвлеченности. Потому можно сказать, что уровень сознания должен измеряться по степени и качеству понятий, признаваемых им как отвлеченности.

Также правильно, что человек может развивать свое сознание лишь постепенно и никакое насилие в этом процессе недопустимо. Дары нового сознания приходят, когда дух готов к принятию их.

Не могу представить себе, чтобы Рихард Яковлевич был против высказанных Вами желаний. Все лишь в Вас самих. Найдите возможность к осуществлению их. Никогда никто из нас не будет настаивать на Вашем посещении Общества или же на чтении книг Учения. Я даже советовала бы Вам реже видеться и с членами Общества. Вам необходимо некоторое обновление, и лучшее решение – это временно выйти из обычного окружения.

Конечно, самое огорчительное из всего, что Вы пишете, это то, что временами Вы чувствуете ненависть к Рихарду Яковлевичу и к Обществу. С этим нужно бороться, ибо чувство ненависти особенно сильно растет и нет чувства страшнее по своему разрушительному действию на здоровье и на все окружающее. Ненависть ослепляет, и человек, обуянный ею, совершает безумия.

Вы утверждаете, что «пока Рихард Яковлевич председатель, он не может писать. Да к тому же он, отошедший от жизни и литературы, потерял и стиль, и путь к народу. Он обошел все издательства, все журналы, но нигде его не печатают, то как рериховца, то как сектанта. Неужели он свой талант и творчество должен жертвовать Обществу? » На последний Ваш вопрос отвечу – конечно нет, ибо никакой талант не может быть заглушён приближением к светлой деятельности, связанной с Учением Жизни. Думается мне, что Ваша оценка положения грешит несправедливостью и, несомненно, сознание Рихарда Яковлевича оплодотворилось многими идеями со времени его приближения к Истокам Вдохновения. Его последний труд о Граале полон большего значения. Труд этот увековечит его имя, хотя, может быть, придется обождать некоторые сроки. Что же касается того, что какие-то издательства не печатают сейчас его труды, то и этому не приходится удивляться. Не находимся ли мы в самом разгаре Армагеддона, когда все наиболее прекрасное, наиболее необходимое попирается царящей пошлостью и извращенным мышлением? Ведь и в прочих областях искусства наблюдается то же явление, когда искаженные формы и всякие «измы» диктуют моду. Наиболее честные среди таких творцов открыто называют свои творения искусством патологическим, но зато отвечающим запросам болеющих дегенерацией законодателей мод. Также высказываемые Вами причины отказа издательств печатать труды Рихарда Яковлевича свидетельствуют о заболевании шовинизмом. Эта психическая эпидемия охватила сейчас многие страны, и с нею здоровые элементы должны бороться, ибо она приводит к опасным последствиям во всех смыслах.

Я горжусь, что принадлежу к стране, вмещающей бесконечное разнообразие народностей, свободно принимавшей и впитывавшей все особенности этих народностей и добровольно учившейся от своих соседей, широко и гостеприимно открывая перед ними все возможности. На все народности, населявшие нашу страну, я смотрела как на членов единой семьи, и в позднейшие годы, когда судьба привела меня вокруг света[52] и заставила жить в разных странах, я всюду чувствовала себя не чужой и от всего сердца полюбила страну, нас приютившую. Каждый должен любить свою родину, но любовь эта должна быть мудрой. Безрассудная любовь к родине так же опасна, как и безрассудная, пристрастная любовь к своим детям. Нужно стремиться настолько расширить свой умственный горизонт, чтобы понять, где и в чем лежит благосостояние страны и куда устремлена мировая эволюция, чтобы попасть в ее непреложный ритм. Только тогда можем мы назваться истинными патриотами. В истории немало примеров гибели стран от шовинистически настроенных представителей ее[53]. Шовинизм близок к ненависти, но ненависть ослепляет, потому шовинизм самый плохой советчик.

В Вашей стране учреждено Общество Сближения. Каждое сближение должно поощряться. Мир разрушается от человеконенавистничества, корень которого опять-таки в шовинизме. Пора бы, где возможно, вносить ноту доброжелательства и сближения.

Вы сами хотите знакомиться с искусством всех стран и обмениваться различными мнениями, потому и придерживайтесь этого доброго намерения всюду и во всем и предоставьте каждому иметь свои воззрения и мнения. Разность в мировоззрении не есть преступление, тем более что все мировоззрения изменяются по мере роста нашего сознания и вчерашний отрицатель завтра может стать ярым апологетом и обратно.

Все это лишь волны одного Океана Жизни. Лишь лицемерие, нечестность, жестокость, самость, корыстолюбие, похоть и грубость должны быть порицаемы. И сейчас, может быть, особенно нужно посоветовать людям не искать сучка в глазу брата, пока не вытащат бревна из своего. Страшное лицемерие вползает во всю жизнь и разлагает мышление.

Вы пишете, что в обществе вводится какая-то партийность. Не есть ли эта «партийность» просто следствие большой разности в сознании? Скажем, если в какой-то группе людей имеются зараженные шовинизмом, то, конечно, всякое более широкое строительство будет встречать противодействие и терпеть ущерб. Если трудно вложить малый меч в большие ножны, то еще труднее в малые ножны вложить большой меч.

Также Вы пишете – «В своих письмах Вы говорили только о культуре и этике». Конечно, и сейчас буду говорить только о культуре и этике, ибо купол Культуры покрывает собою все строительство жизни. Без культуры наша цивилизация являет собою зрелище дикарей, достаточно цивилизованных, чтобы уничтожать друг друга всеми новейшими техническими приспособлениями.

Благословение и помощь Учителей будут всегда с теми, кто в широком сознании и в любви к своей родине будет строить мосты ее будущего роста и расцвета. В самых первых книгах Учения Вы имеете указания о направлении и задачах эволюции, и потому нельзя сказать, чтобы нечто было сокрыто. Советуйте всем выйти скорее из своего скворешника! Всем предлагается испытать Океан Жизни.

Также и о происходящем Армагеддоне имеются обильные предупреждения, потому все должны были бы быть на дозоре. Вместившие Учение поймут и смысл происходящего. Нужно явить некоторое терпение, и сами обстоятельства заставят многих взять обратно их суровые осуждения. Надземная оценка глубоко разнится от земной. Перечтите историю народов, и Вы убедитесь, как обманчивы были суждения современников, слагавшиеся лишь на очевидностях и на местных условиях. Местные условия при мировых переустройствах имеют мало значения. Эволюция протекает потоком, захороненным глубоко под поверхностным течением. Если было бы иначе, то никакая эволюция не была бы возможна. Эволюцию строит не уходящее поколение, но нарождающееся. Потому мудр тот правитель, который предвидит, куда устремлены взоры и силы молодой силы.

Итак, любите вашу страну всеми силами души, но любите ее мудро, не отсекайте ее возможностей, но радуйтесь расширению их. Грядущий Век есть Век Сотрудничества. Неужели начнете его с разъединения? Думающие о всяких разграничениях и разъединениях закладывают причины для новых войн.

В заключение хочу сказать: не тревожьтесь, имейте терпение еще некоторое время, все сложится прекрасно, если изгоним раздражение, нетерпимость и злобу. Сознание многих просветится. Каждый принесший камень на постройку Общего Блага благословен будет. Армагеддон силен, и не удивительно, если нервы людей содрогаются. Но все же нужно хранить спокойствие, чтобы не утерять нить ведущую.

Вы заканчиваете Ваше письмо фразою: «Может быть, я нечто видела в преувеличенном виде, как это вообще в моем характере... » Это Ваше честное признание мне очень по душе. Именно, когда мы чего-то опасаемся, оно начинает принимать самые фантастические размеры и может совершенно лишить нас возможности [правильной оценки и] спокойного рассуждения. Хаос мышления может породить и хаос последствий. Потому, зная за собою это свойство, мужественно боритесь с ним.

Рихард Яковлевич, следуя Учению Жизни, останется одним из самых достойных и прекрасных сынов своей страны. Истинно, имя его будет почитаться. Пусть временно завистники и малые сознания не могут оценить его, но он и его труды будут жить в будущем. Потому не печалуйтесь, но бодро несите ношу дней сих. Армагеддон не вечен.

 

Е. И. Рерих – Г. Ф. Лукину

6 мая 1940 г.

Дорогой Гаральд Феликсович,

Получили Ваши добрые письма, но не можем Вам ответить, ибо почта к Вам не действует. Имеем от Вас вести № 21 и № 22 от 15 апреля и 13 апреля. Послали телеграммы от 18 апреля и 4 мая, о здоровье Ивана, о приглашении и о необходимости невролога для Эллы. От нас письма были к Вам троим 27 марта; к И. Г. 4 апреля от Е. И.; к Вам от 4 апреля, к И. Г. от 8 апреля. Также от Е. И. к К. О. от 5 апреля и к Р. Я. от 6 апреля. Статьи для И. Г. вернулись обратно. По-видимому, временно при необходимости придется сообщаться телеграммами. Верим, что у Вас все идет ладно. Конечно, лекарства временно тоже нельзя посылать. Попытаемся послать из Америки. Все наши лучшие мысли со всеми Вами.

Сердечно с Вами,

Ел. Рерих

 

Е. И. Рерих – [Р. Я. Рудзитису]

24 мая 1940 г.

Остро чую тяготу Вашу. Понимаю, как трудно примирить разные сознания в дни испытаний, когда в силу необычных обстоятельств все наши дремавшие чувства, о которых мы даже не подозревали, проснулись и с неожиданною силою и пытаются уничтожить ростки нового сознания, с таким трудом взращенные. Много сил духа потребуется, чтобы устоять в этой борьбе противоположных чувств. Но накопившие «чашу», так же как и твердо усвоившие основы Учения, выйдут победителями из этой труднейшей из битв.

Вы были утверждены Великим Владыкой на Вашем посту, ибо качество Вашей ауры способствует единению членов, и потому Ваш уход из председательства сейчас означал бы развал благого дела. Потому прошу Вас во имя общего блага проявить еще немного терпения. Не оставьте поля битвы в самый трудный час. Вы видите, как развивается Армагеддон. И каждый имеющий в себе хотя бы искру признательности должен был бы сейчас послать горячую благодарность Силам Света, укрывшим его от ужасов разрушения. Всем возмущающимся и оскорбленным в своих «лучших» чувствах следовало бы очень проверить истинную основу этих чувств. Человеконенавистничество дошло до своего апогея, и всем людям, особенно же подошедшим или прочитавшим книги Живой Этики, предстоит проверить свои чувства над огнем испытания действиями жизни. Именно огонь жизни испытывает все наши чувства, все побуждения, и многие ли выдержат это огненное испытание? Часто так называемые «лучшие чувства» бывают окрашены самостью, а, как мы знаем, огонь самости особенно жгуч и разрушителен.

Кому же можем мы доверить водительство, как не Вам? Указанное качество Вашей ауры не часто встречается. Верю, что Вы останетесь на своем посту и поможете провести доверенный Вам корабль до мирной гавани. При единении и доверии ближайших сотрудников все подводные рифы будут легко обойдены. Ведь самые страшные подводные скалы – это всякие страхи и сомнения. Но, конечно, расширенное сознание не может уже подпасть под воздействие таких разрушителей. Под Щитом Света нет места страху.

Также не следует огорчаться невысоким качеством некоторых статей. Многие ли сборники сейчас могут вообще похвалиться безупречным подбором литературного и художественного материала? Автор, столь неприемлемый для некоторых сотрудников, имеет сейчас особый успех в Америке и вообще за границей. Он переведен на английский и другие языки. Но легко могу себе представить, что он может быть очень груб, ибо за границей восторгаются всем отрицательным как наиболее отвечающим характеристике страны. Приходится отдавать дань времени, и лишь постепенно можно будет утончать сознание и выправлять всякие уклоны и «измы».

Вспоминается мне, как один очень большой Мыслитель в беседе о перевоспитании сознания народа сказал: «Сумейте вложить Ваше ядро в предложенную скорлупу; славные получатся орехи». Многие ли оценят эту мудрость и целесообразность и не усмотрят ли и здесь иезуитскую формулу – «Цель оправдывает средства»? Формула эта сейчас очень тревожит некоторые сознания. Явленное испытание жизнью показало, как незначительно число вникающих в смысл прочтенного ими в книгах Живой Этики и задумывающихся над сложностью жизни. В таких сознаниях все просто и ясно делится на право и на лево[54], на черное и белое, на доброе и злое, и притом все деления, конечно, производятся исключительно с их точки зрения и оценки. Все тончайшие переплетения в пряже жизни и все разнообразие оттенков совершенно ускользает из поля зрения такого примитивного понимания. Они готовы топором рубить тончайшие узоры резьбы, рассекая при этом и самую основу. Такие сознания бывают особо разрушительны там, где приходится прикасаться к тончайшим энергиям. Истинно, они те, которых Владыка Будда не допускал до великого познавания. Они те, кто никогда не могут вместить пару противоположений. Широкое сострадательное вмещение не их удел.

В одном из моих писем я просила Вас чаще беседовать на темы о вмещении пар противоположений и о целесообразности. Вот и теперь подошло время еще углубить эти беседы. Необходимо усвоить, что Учение Живой Этики, как и моральные Учения всех веков и народов, есть прежде всего Учение Жизни, и потому, как и все они, оно имеет единую всеобъемлющую задачу научить людей мудро и достойно проходить земной путь, принося труд и совершенствование на Общее Благо. Каждое Учение Жизни, как таковое, охватывает все жизненное строительство, и потому Общее Благо есть цель его.

Для достижения этой великой цели необходимо приобретение мудрости, синонимом которой является ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ. Все величайшие Учителя человечества в своих заветах указывали на этот принцип целесообразности как на главенствующий во всей природе, во всем бытии. Каждая задача и план строятся целесообразностью и утверждаются великим законом и планом эволюции.

Если мы возьмем Евангелие, то увидим, что Сам Христос неоднократно указывал на выявление целесообразности в ее самом широком житейском применении. Такие Космические законы, как соизмеримость, соответствие и целесообразность, утверждаются во всех Учениях во всей их непреложности, и каждый вдумчивый человек знает, что все действия, лишенные этих качеств, осуждены на рушение.

Но имеются сознания, которые в проведении целесообразности усматривают лишь аналогию иезуитской формулы – «Цель оправдывает средства». Такие сознания еще не усвоили первую аксиому Учения, именно, что единым мерилом каждого действия является общее благо или чистота побуждения. Лишь чистое сердце может отказаться от самости и подсказать правильное отправление каждого действия, так же как и понять истинное качество побуждения, стоящего за тем или иным проявлением.

Как пример целесообразного действия приведу место из Евангелия от Матфея, глава 17, стих 24–27. «Когда же пришел в Капернаум, то подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали: " Учитель ваш не даст ли дидрахмы? " Он говорит – да. И когда вошел в дом, то Иисус, предупредив его, сказал: " Как тебе кажется, Симон, цари земные с кого берут пошлины, с сынов своих или с посторонних? " Петр говорит Ему: " С посторонних". Иисус сказал ему: «Итак, сыны свободны, но чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми; и открыв у нее рот, найдешь статир (4 драхмы); возьми его и отдай им за Меня и за себя" ».

Также и от Марка, глава 12, стих 14–17. «Они же пришедши говорят Ему: " Учитель! Мы знаем, что Ты справедлив и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице, но истинно пути Божию учишь. Позволительно ли давать подать кесарю или нет? Давать ли нам или не давать? " Но Он, зная лицемерие их, сказал им: " Что искушаете Меня? Принесите Мне динарий, чтобы Мне видеть его". Они принесли. Тогда говорит им: " Чье это изображение и надпись? " Они сказали Ему: " Кесаревы". Иисус сказал им в ответ: " Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу". И дивились Ему».

Сколько снисхождения к условностям жизни, к малым сознаниям, и сколько целесообразности в самом поступке и словах – «чтобы нам не соблазнить их». Но, может быть, кто-то усмотрит и в этих словах Христа иезуитский ответ? Все Учение, все притчи Христа полны благой целесообразности, и потому полезно перечесть их с этой точки зрения.

Не Христос ли заповедал – «Будьте кротки, как голуби, и мудры, как змеи»? Также и Будда указывал, что мудрый уподобляется змее, которая идет извиваясь, обходя все неровности пути, но голова ее всегда устремлена в одном направлении.

Также и в Учении сказано: «Если волна несет ценный предмет, то не безразлично [ли], каково построение этой волны, важно, чтобы она донесла ценный предмет». Но отравленное сомнением сознание и здесь учует все ту же иезуитскую формулу. Но спросим себя честно – кто из нас будет задаваться вопросом, чисты ли руки спасающего жизнь близкого нам человека? Самый отъявленный преступник не явится ли для нас в этот момент лишь благим спасителем?

Так же точно и другое изречение – «Джинны строят храмы» будет, вероятно, отнесено к той же формуле. Но на самом деле, смотря с точки зрения целесообразности, мы увидим, что величие Высших Сил в том и проявляется, что они обращают все худое на пользу и в конечном итоге заставляют противников добра служить Общему Благу. Не есть ли это великое достижение?!

Итак, Учение Жизни, преподавая великие основы Мироздания и Этики, освещает их со всех углов и попутно расставляет вехи, иначе говоря, указует направление эволюции. Кто может усомниться, что идти против ведущего закона эволюции – значит очутиться под пятою Гиганта?

Кто-то пишет: «На первом плане у нас Общество и жизнь по принципам Учения <... > [55]

 

Е. И. Рерих – З. Г. Фосдик и Д. Фосдику

20 августа 1940 г.

Дорогие и родные наши, письмо Зиночки от 17 июля дошло к 18 августа, это очень удачно, мы совсем отвыкли от такой скорости. В эти тяжкие дни наши мысли особенно часто летят к Вам и несут нашу духовную поддержку. Будьте, родные, мужественны и спокойны. Крылья доверия к Великому Владыке пронесут над всеми безднами. Армагеддон, над которым еще так недавно глумились невежды, уже не вымысел, но грозная действительность. Столько гнуснейшей лжи, лицемерия, коварства, ужасающей несправедливости, развращенности и страшного, ненасытного корыстолюбия и человеконенавистничества обнаружилось в разных очагах, что именно Армагеддон явится спасением. Все, что Вы пишете о притязании некоего Маркса к легаси[56], прямо-таки чудовищно. Не можем понять, какое именно он имеет отношение к сумме, завещанной Флорентиной? Мы слышали все время, что в деле, связанном с Флорентиной, участвует Рок, и никогда ни о каком участии, работе или услугах Маркса не было и помину. Да, вероятно, этого вообще и не было, кроме того, что он продал иск в 5000 долларов Хоршу за полтораста долларов. Одна эта сумма доказывает всю несостоятельность такого иска. И вряд ли за эту свою проделку он может требовать с друзей наших тысячу долларов. Ведь этак каждый кому не лень может требовать с наших друзей невесть какие суммы за измышленное участие. Вероятно, акт о покупке шер[57] нашими друзьями достаточно предусматривает всякие такие попытки. Что значит, что Давидиан так легко хочет платить Марксу за его никому неизвестное участие в делах? Ведь должны быть какие-то обязательства, по которым можно требовать, а где же они? Знает ли об этом новом посягательстве наш друг Стоу? Зиночка правильно называет коршунами некоторых представителей известного сословия. Именно, гангстеры на большой дороге поступают честнее, ибо откровенно высказывают свои намерения. Впрочем, можно ли ожидать справедливости, когда мы знаем, что эти специалисты полагают в основу своей деятельности убеждение или девиз, что каждое дело может быть представлено, засвидетельствовано и оправдано с двух противоположных сторон, смотря по надобности. Такие обладатели резиновой совести, конечно, во всем и всегда будут соображаться лишь со своей личной выгодой. Помните, родные, как Сказано – «И будет последний день золотым». Наблюдайте, и многое укажет Вам, как правилен был данный прогноз. Храните мужество, если даже непопулярное лицо будет утверждено в своем назначении, он скоро уйдет. Не являйте страха ни перед каким мошенничеством и запугиванием. Карма хранит до срока многих преступников. Все придет, и справедливость будет восстановлена, часто карма требует вознесения преступника, чтобы тем сильнее низвергнуть его. Армагеддон закончится великою победою Сил Света. Именно сознание своего поражения и делает темных такими ярыми в их действиях. Но все же неумолимый Рок день за днем приближается, и куда же можно уйти от него!

Спасибо, родные, за Вашу заботу о Светике. Конечно, сейчас он не может ехать, но в будущем году надеемся, что ему удастся осуществить эту поездку. Последние его портреты с новых моделей изумительны по мастерству исполнения. Правильно писал Уатсон, что в портретной живописи Светик выявил себя большим мастером. Очень хотелось бы нам видеть его снова в большом центре, где он мог бы прикоснуться к старым и новым мастерам. Ничто не дает таких мощных импульсов искусству, как прикасание с различными течениями его. Но знаю, что все придет в лучшее время, и потому терпеливо ждем лучшего срока, который уже так близок. Обычное явление – когда сроки приближаются, люди начинают особенно сомневаться в них и даже поворачивают в противоположном направлении, но мы не будем походить на этих слабодушных и в великом доверии и любви к Учителю доживем до лучших дней. Мы знаем, что устремление сердца есть лекарство от всех болей. Когда очень больно, обратимся к Свету. При полном доверии сколько тревог, сколько горя минует нас. Само несчастье обращается в конце концов в счастье. Мы свидетели постоянных чудес, но нужно держать глаз и сердце открытыми, чтобы усмотреть их. Как правильны были и есть все прогнозы! Так и тяжкое предательство Хорша обернется для нас в великую пользу. Каждое предательство есть ужас бездны для предателя и светлое возношение для предаваемого. Получили милое письмо от Джина, шлем ему и его славной семье наш лучший привет сердца. Прошу Зиночку обнять и поцеловать за меня нашу Катрин и милую Инге. Что Эми? Как ее здоровье? Вести стали так редки.

 

Е. И. Рерих – З. Г. Фосдик и Д. Фосдику

15 ноября 1940 г.

Родные наши, сейчас дошло письмо Зины от 3 октября – сравнительно скоро. Очень понимаем все Ваши сообщения и соображения, возникшие около Комитета Музея. Очень печально, когда даже нечто очень простое и полезное обрастает всякими вредоносными улитками. Приходится брать вещи так, как они есть, и из худшего выбирать наилучшее. Если среди членов старого Комитета возможны всякие неуместные суждения, могущие повести к новым осложнениям, то лучше не будем вообще затрагивать старый Комитет – пусть он пребывает в прежнем его состоянии, но, увы, без главы, ибо председатель его Флорентина умерла. Теперь же, если, по счастью, имеется группа молодых и несколько преданных принципиальному делу душ, то пусть они образуют самостоятельную группу друзей Музея. При этом инициатива образования этой группы пусть исходит именно из этой группы. Кто-нибудь из них возьмет на себя почин созвать собрание этой группы (которое может быть в одну из суббот или воскресенье, когда группа свободна) и предложит произвести выборы должностных лиц группы в лице председателя, его заместителя и секретаря. Вряд ли нужно избирать казначея, ибо какие же могут быть денежные счета у такой группы. Никто не может претендовать на эти выборы, ибо они произойдут по почину самой группы. В то же время никто не может запретить существование подобных групп Друзей Музея. В конце концов таких групп может быть и несколько, как выразителей общественного голоса. Каждое просветительное учреждение может иметь таких добровольных общественных охранителей. Они могут со своей стороны выражать полезные мнения, выступать печатным словом и протестовать в случае каких-либо вредоносных попыток по отношению к учреждению. Само собою разумеется, что голос таких групп должен быть согласован, чтобы не произошла неурядица. Впрочем, не будем заглядывать в будущее, ибо сейчас предполагается одна такая группа, которая пусть и осуществится в полном дружелюбии и преданности делу. От участников группы зависит избрание должностных лиц ее, и вполне естественно, если они пожелают иметь во главе лицо им близкое и имевшее ближайшее участие в делах учреждения. Думается, что такое положение вещей не вызовет новых осложнений. Глубоко понимаем, как и Вы и Дедлей должны сердечно болеть, видя сожигание полезного дела, все это чрезвычайно прискорбно, и земных воздействий уже не имеется. Радуемся решению Эсберг и счастливой находчивости Зиночки.

 

Е. И. Рерих – неустановленному корреспонденту [58]

22 ноября 1940 г.

Дорогой мсье,

Только что получили обещанные книги, которые дошли в хорошем состоянии. После прочтения мы их Вам вернем с большой благодарностью. Так как содержащиеся в них идеи нас очень интересуют, наберитесь терпения, ибо я сильно сомневаюсь, что смогу вернуть их до Нового года. Пусть это будет конец января.

А пока я прошу Вас, дорогой мсье, принять и хранить как подарок «Агни Йогу» (единственную книгу, переведенную на французский язык из четырнадцати томов этой серии), а также «Криптограммы Востока» и «Пророчества о Шамбале»[59]. Обратите внимание на «Легенду о Камне».

Мой муж добавляет два своих очерка – «Твердыня Шамбалы» и «Священный Дозор» для Вашей библиотеки. Он был очень огорчен, что не увидел Вас во время Вашего визита в Наггар.

Моя семья и я просим Вас, дорогой мсье, а также Ваших друзей принять наши наилучшие пожелания по случаю Нового года.

Искренне,

Е. Р.

 

Е. И. Рерих – К. Н. и И. Э. Муромцевым

28 декабря 1940 г.

Родные наши Сануся и Илья Эммануилович, давно, давно не имели от Вас вестей, впрочем, почта необычайно медленна, и бывали случаи, что письма доходили через четыре месяца простой почтой, потому мы все-таки предпочитаем воздушную, которая берет от шести до восьми недель. Хотя это письмо дойдет до Вас уже в новом году, но отсюда мы шлем Вам, родные, наши лучшие мысли и пожелания еще в конце сорокового года.

Как Ваше самочувствие, как дела, что милые девочки, как их успехи, и какие сведения о родных из разных стран доходят до Вас? Увы, наша почта совсем сократилась, и о большинстве друзей мы вообще ничего не знаем. Слышали ли Вы что-либо от Сони и Миры, особенно тревожит судьба Миры и ее семьи, где она? Что Мариночка, ведь с нею Вы часто видаетесь. Ее карточка с прелестными малышами стоит у меня на письменном столе. А ты, Санок, так и не прислала мне хороших карточек твоих девочек, да и себя самой. Но кто знает, может быть, скоро увидимся. Мы слышали, что Нока сейчас в Южной Америке, интересно, нравится ли ей там. Между прочим, и наши выставки картин планируются сейчас на Южную Америку и Светик серьезно думает проехать и сам в Южную Америку. Но так как в такие трудные времена нехорошо разлучаться, то и мы решаем хлопотать о визах в Южную Америку, в Аргентину, Буэнос-Айрес, ведь там в Музее имеется шесть картин Н. К. Потому были бы очень, очень признательны Илье Эммануиловичу, если бы он запросил в Аргентинском консульстве, как лучше получить визы и что для этого нужно сделать. Причем нам нужны визы для нас четверых и для моих двух воспитанниц – Людмилы и Раи. Говорим о визах Вам, ибо не хотим, чтобы это стало общим достоянием, и потому не действуем через Франсис Грант, даже не пишу об этом Зине. Пусть это останется между Вами и нами. Конечно, Илья Эммануилович напомнит в консульстве, что Аргентина была одной из первых южноамериканских республик, признавших Пакт Рериха о сохранении культурных ценностей, а также о прекрасных отношениях с южноамериканскими друзьями, которые поддерживались Музеем. Родные, насколько возможно, разузнайте все поскорее и сообщите нам безотлагательно. Все говорят, что получить визу в Южную Америку очень нетрудно. Кроме того, времена так изменчивы, что все может [быть] ускорено, и визы потребуются в ближайшем будущем. Родная Сануся, похлопочи, но никому не говори об этой возможности, будем бесконечно благодарны, если Вам удастся это устроить. Столько людей сейчас оторвано от своих родин, и можно себе представить, какие возвращения предстоят. Могу посоветовать и нашей милой писательнице подумать о родине в сорок втором году. У нас здесь говорят об окончании Кали-Юги к этому сроку и о начале Сатья-Юги. Конечно, перемены к лучшему будут ощущаться повсеместно не сразу, но первые ростки нового века уже начнут проявляться. Родные, очень просим исполнить нашу просьбу о Южной Америке и уведомить нас воздушною почтою о необходимых для этого действиях с нашей стороны.

Н. К. и мальчики продолжают усиленно работать, и накопилось много интереснейших картин. Сейчас идет выставка картин Н. К. и Святослава в Лагоре, и, как всегда, пресса встретила ее отлично, были небольшие продажи, но по нынешним временам и это неплохо. Так, в Южной Америке выставка Н. К. и Святослава могла бы быть представлена очень полно, кроме того, Святослав необычайно хороший портретист, и это могло бы ему дать прекрасное положение. У Юрия накопились серьезные научные и исторические труды, но также ждут окончания Армагеддона, чтобы быть напечатанными. Ведь из-за войны культурная деятельность везде очень сократилась. Так и новые монографии о Н. К. и Святославе в Португалии и Швейцарии тоже задержались из-за невозможности сообщения.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.