Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Москва, 2007 9 страница



Базарные мудрецы усмехаются и пересчитывают, сколько раз они обманули чье-то доверие. Они наполнили свой кошель и возложили на себя тяжкий горб. Пусть лучше человек будет обманут, лишь бы не быть обманщиком. Качество доверия сложит многие преуспеяния. Но пусть это благословенное качество не ждет каких-то необычайных случаев для своего проявления. Каждодневная жизнь дает лучшие возможности явить это отличное качество. Так куется прочная связь с Нами.

В одно мгновение можно озариться прекрасным пурпуром излучения доверия. Какая мощная заградительная сеть получается! Мы нередко говорим о друзьях, но нужно иметь в виду верных друзей. Могут быть друзья легкомысленные и неосторожные, и то и другое происходит от недостатка верности. Когда мы что-то очень ценим, мы и бережем. Так пусть скала доверия и гора верности стоят прочно.

Мыслитель говорил: " Пойду на базар, не обманет ли меня кто? Обманывающий не знает, что он мне дает пропуск на лучший берег Стикса" ».

«618. Урусвати знает, что Стоящий на Башне видит больше, нежели сидящий в подвале. Нужно ли твердить такой трюизм? Но если говорю, значит, в этом есть нужда. Люди не различают между Башней и подвалом. Они, вопреки очевидности, не обращают внимания на Голос с Башни.

В самые напряженные дни люди будут мыслить как в обычное время, но такой образ мышления есть преступное попустительство. Неужели не придет на ум, что каждое событие должно быть сопровождено и достойным образом мышления?

Люди, бегущие из горящего дома, не заботятся, если кто-то их толкнет, перед ними цель гораздо большая. Но люди редко представляют себе истинное положение вещей, потому их голоса звучат как бы из темного подвала. Они и пляшут в своем подвале, они и ссорятся и раздражаются, точно бы к тому был час подходящий!

У людей поразительная привычка видеть все через свои очки, при этом они много говорят о суждении объективном. Пора пополнить цивилизацию умением оценки событий. Разумная оценка могла бы предотвратить некоторые мрачные события. Люди слышали об Армагеддоне, но не считаются с действительностью. Положительно нужно твердить трюизмы, ибо даже простейшие истины отвергаются, и с каким самомнением! Также нужно твердить о доверии – с Башни видней!

Мыслитель говорил: " Если взойду на кровлю дома, то все же Афина Паллада на Акрополе увидит несравнимо больше" ».

«621. Урусвати знает, что некоторые жители Тонкого Мира сознательно выбирают трудные воплощения. Говорю о тех, кому карма позволяет иметь и более легкое существование, но утонченное сознание подсказывает, что трудная земная жизнь стоит многих легких. К тому же эти самоотверженные путники охотно принимают поручения, от которых малодушные поспешили бы уклониться.

Вот вы поминали Нараду, названного Спорщиком. Он имел нелегкую задачу вызвать разумное суждение посредством спора, таким образом, многие дремавшие сознания пробуждались. Также немало сильных духом принимали задания освободить людей от ветхих пережитков. Можно представить, как тяжка была жизнь таких очистителей! Они выдерживали ярые нападения, и лишь далекое будущее уделяло им справедливую оценку. Но многие такие труженики не оставляли имени, в истории лишь указывалось на некоторое движение, способствовавшее обновлению мышления.

Не нужно думать, что таких борцов было мало. В разные эпохи появлялись сильные духом, которые своею жизнью свидетельствовали о правильном пути продвижения. Пусть друзья подумают о таких тружениках, они тем ценнее, что могли бы избрать существование почти беззаботное, но они решили потрудиться. Пусть эти труды будут степенями светлого восхождения.

Мыслитель убеждал учеников избирать трудную жизнь: " Лишь в труде преуспеете" ».

«625. Урусвати знает, насколько неверно понимается хаос и борьба с ним. Само понятие хаоса было осознано в глубокой древности. Классические мыслители определяли хаос как материю грубую, не поддающуюся преодолению. Затем появилось символическое изображение проявленной точки в круге Непроявленного, такое определение и начертание правильны, но все же они порождают заблуждения. По ним можно заключить, что непроявленное, иначе хаос, и проявленное совершенно отделены. Так думают многие и утешаются тем, что они живут вне хаоса. На самом деле каждый подвержен действию хаоса, который, как некий химизм, проникает в сердца человеческие. Нельзя сказать, чтобы такие воздействия были ведомы только низшим организмам. Все находится под натиском этого незримого врага. Разница лишь в том, что низменный организм легко притягивает такие воздействия, но возвышенное сознание противится непрошеному влиянию.

Мы говорили, что жестокость, грубость и невежество суть питомники хаоса. Опасные эпидемии возникают вокруг таких очагов. Вы можете наблюдать, как во время войны меняется самосознание человеческое. Открыты врата духовной крепости, и волны хаоса беспрепятственно вливаются и отравляют организм. Мышление меняется, логика исчезает, и честность разрушается. Отдельные подвиги тонут в волнах хаоса. Человечество призвало гибельного союзника.

Можно сожалеть, что после миллионов лет люди не понимают, какую опасность они могут вызвать из пространства! Но даже в дни Армагеддона можно начать полезное усовершенствование. Если не достанет энергии изгнать злобность, жестокость и грубость, то все-таки можно обуздать их. Каждый может потрудиться в таком деле. Очень велико напряжение, и пора отставить легкомыслие, оно есть пагубное невежество. Мыслитель наставлял: " Каждый может объявить войну своему невежеству, почетна такая война, [она] есть залог преуспеяния и оборона родины" ».

Извиняюсь за неаккуратное писание, но моя машинка что-то попортилась, а здесь, в нашем медвежьем углу, и починить ее некому. Так Ваше общее письмо с Надеждой Павловной до нас и не дошло. Как здоровье Надежды Павловны? Давно ничего не имеем от нее. Самый сердечный привет всем друзьям, пусть хранят внутреннее мужество и полное спокойствие. Все лишь к лучшему. Крепко обнимаю Вас и очень прошу беречь себя. Всем сердцем с Вами.

 

Е. И. Рерих – И. Г. Блюменталю

4 апреля 1940 г.

Родной наш Иван Георгиевич, вчера пришла телеграмма от Гаральда с радостным извещением, что удаление почки прошло удачно. Все последнее время после получения Вашего письма от 8 марта, в котором Вы писали о предстоящем Вам клиническом исследовании, мы сердцем и мыслями были с Вами. Двадцать восьмого марта Великий Владыка указал мне думать о Вас. В день получения телеграммы было Сказано: «Весьма удачная операция. Хвалю жену Блюменталя, она хорошо поняла утверждение доверия. Ивана нужно беречь». Родной Иван Георгиевич, знаю, как Владыка ценит Вашу нелегкую строительную работу. Наведение мостов всегда считалось одним из самых трудных инженерных заданий. Так оно и есть. Потому благо Вам, что мужественно взялись за эту ответственную работу. Но сейчас будем просить Вас очень следить за своим здоровьем, не переутомляйтесь. Пусть и трудные друзья выкажут внимание и необходимую широту взглядов. Людям, устремленным к будущему, должны быть тяжки ограничения настоящего. Смысл жизни в неустанном творчестве и созидании. Но творчество может развиваться лишь при свободе мысли. Там, где мысль стеснена, там все созидания – убогие калеки, и не могут они войти в жизнь будущего человечества. Человек меняется, и человек завтрашнего дня уже отличается от человека дня вчерашнего. Те правители мудры, которые учитывают прежде всего эту постоянную перемену в человеке, а не в учреждениях. Все формы неподвижны, лишь мысль человеческая при правильном развитии непрестанно расширяется, обогащается и возносится. Потому хочу думать, что Ваши друзья понимают подвижность мысли, красоту обогащения мысли и широту сотрудничества. Сотрудничество во имя лучшего будущего – это ли не первейшая, величайшая и наиблагороднейшая задача человечества. И задача эта накладывает на всех суровую обязанность самоусовершенствования при широкой вместимости и терпимости.

Родной Иван Георгиевич, ценим Вашу деятельную природу и Ваше понимание часа настоящего. Истинно, нужны сближения, чтобы избежать всяких безумий. Вы знаете, как страшно разъединение, как оно туманит мозг и какие иногда непоправимые ошибки и неизлечимые раны могут наноситься при таком затемнении сознания.

Очень, очень счастлива, что, видимо, друзья сошлись на понимании условий времени и установились более доверчивые взаимоотношения. Ведь все ближайшие друзья – прекраснейшие люди, и каждый стремится не затруднить благое строительство, но помочь чем только можно, конечно, и дальнейшие обстоятельства лишь помогут охранить это достигнутое объединенное понимание.

Будем очень рады получить обстоятельное письмо о Вашем самочувствии от Вашей супруги или же от Гаральда. Ваша семья нам близка, и Наталочка с Мариной завоевали прочное место в нашем сердце. Н. К. часто повторяет: «А вот Наталка с Мариной стоят и кланяются». Очень ему это понравилось.

Поправляйтесь, дорогой Иван Георгиевич, помните – «Иван нужен». Между прочим, я слышала, что Гур. со всею семьею собирается просить визы в Вашу страну, хотя бы на некоторое время. Он соскучился по Латвии. Конечно, Вы никому об этом говорить не будете, ибо все это пока лишь слухи. Но он, кажется, будет просить Вас и Р. Я. похлопотать. Возможно ли это? Получила и второй экземпляр второго тома «Писем» – спасибо. Получила и второе письмо Гаральда от 9 марта, № 16, оно пришло за час до телеграммы об удачной телеграммы[41]. Письмо за № 12 так и не дошло. Передайте, пожалуйста, Гаральду, что «повинную голову и меч не сечет». От всего сердца прощаю милого «озорника», между прочим, я всегда имела большую склонность к озорникам, ко всяким «tous petits Diables»[42] и еще с детства предпочитала их многим «petits filles modeles»[43], чтение которых было обязательно для хорошо воспитанных детей. Но все же лучше не прибегать к «повествовательной форме» изложения некоторых писем.

Радуюсь, что Рихард Яковлевич так мудро и сердечно принял все разъяснения. Он ведь очень был привязан к Феликсу Денисовичу и, конечно, перенес эту привязанность и на его сына. Все хорошо, что хорошо кончается, и потому последуем мудрой русской половице – «Кто старое помянет, тому глаз вон».

Итак, будем продолжать строить наше светлое дело, и пусть никакие сомнения и устрашения не затемнят наш горизонт.

Великий Владыка шлет Вам свое Благословение. Поправляйтесь, берегите себя и знайте, что все будет хорошо. Шлю Вам и Вашей милой мне супруге самый сердечный привет, мысли наши с Вами. Деткам шлю всю ласку, пусть любят <... > [44]

 

Е. И. Рерих – К. О. Валковскому

5 апреля 1940 г.

Многоуважаемый Карл Оттонович, бесконечно счастлива, что все недоразумения между ближайшими друзьями, возникшие от той или иной недоговоренности или недооценки некоторых обстоятельств, наконец уладились и друзья нашли основу общего понимания. Потому не будем возвращаться к этим житейским и неизбежным осложнениям, но устремимся к светлому строительству. Столько дано указаний в книгах Учения о направлении светлой эволюции, о грядущей эре великого сотрудничества во всех областях жизни, что всякие недоразумения и несогласия недопустимы, не ко времени они. Знаю особенности многих характеров, но также знаю, как каждый стремится сделать как можно лучше, потому строго судить никого нельзя. Так, наш Гаральд Феликсович из тех прекрасных натур, которых можно охарактеризовать, перефразировав народную пословицу – «Жестко стелет, да мягко спать». Именно, он в лицо может говорить большие резкости, но за глаза находит самые трогательные слова о друзьях. Всегда и во всем он прежде всего винит себя, сердце его золотое. И. Г. тоже заслуживает внимания. У него слово не расходится с делом. И он так же, как и Гаральд, находит добрые слова о друзьях. Никого еще он не опорочил. Пишет о делах, никого не затрагивая. Указано беречь его. Вы уже знаете, как он серьезно болен. Итак, скажем: «Кто старое помянет, тому глаз вон». Хочу думать, что эта страница жизни друзей уже перевернулась и начнется новая, полная взаимодоверия и дружелюбия.

Очень хотелось бы, чтобы лучше было усвоено Учение Живой Этики. И Вам как руководителю группы необходимо следить за состоянием сознания изучающих книги Учения Жизни. Нужно делать проверки сознания. Необходима длительная подготовка сознания, чтобы познание уложилось в стройную систему. Несомненно, такая стройность – явление редкое. Потому некоторые древние руководители намеренно делали подготовку длительной. Они говорили: «Если сознание не готово, пусть покажется подготовка утомительной, и незрелое сознание отойдет». Так охраняли древние Учителя знание от вредных последствий искажения неподготовленными сознаниями. Как Сказано: «Мы постоянно оберегаем правильное нарастание знания и советуем избегать беспорядочного мышления. Не нужно обращать внимания, если кто-то разочаровывается и отходит, он не готов, и невозможно насильственно внушать ему верный ход мысли. Но даже малые зерна знания не пропадут и когда-то окажут свое воздействие. Мыслитель говорил, когда его спрашивали о том, что еще не могло быть осознано: " Некий юноша просил Мудреца научить его управлять государством. Мудрец сказал: " Охотно, но для начала назначу тебя правителем своего сердца. Когда осилишь это царство, тогда придешь ко мне" »[45]. Многим нужно осилить свое сердце, прежде чем воспринять книги Учения. Перечтите мое письмо во втором томе на странице 478 о вмещении пар противоположений и усвоении целесообразности[46]. Эти два понятия являлись и являются и сейчас камнем преткновения для многих. Подходившие к Учениям Жизни не могли их осознать и отходили, иногда даже кощунствуя. Но в тяжкое время Армагеддона важно иметь ясное понимание всех сложностей жизни и твердое основание при верном направлении, чтобы устоять. Все это дано и освещено со многих сторон в книгах Учения, потому с еще большим рвением устремимся к применению основных положений Учения в жизни, только так сохраним равновесие и не выйдем из-под Щита Света, нас охраняющего. Так будьте осмотрительны при приеме новых подходящих. Радовалась, что г-жа Либерт и г-н Марков отошли. У них Учение престранно преломилось, сознание их оказалось неподготовленным.

Итак, храните единение, храните дружелюбие и особенно берегите и цените ближайших друзей. Все разные, но каждый незаменим. Что Ваш сынок? Шлю Вам мужество и спокойствие. Все будет хорошо, но храните самое великое доверие к Свету Ведущему.

Всего самого светлого.

 

Е. И. Рерих – Р. Я. Рудзитису

6 апреля 1940 г.

Дорогой Рихард Яковлевич, от всего сердца радовались Вашему письму от 7 марта. Пусть происшедшее объединение ближайших друзей не забудется, пусть оно будет вспоминаться при каждом возникающем поводе к новому недоразумению. Знаю, как стыдится Г. Ф. своей несдержанности, получила его письмо, полное самобичевания, и уверена, что отныне он будет обуздывать себя. Его золотое сердце поможет ему в этом. И если какие-либо срывы вновь произойдут, то явим спокойствие, ибо не от злого побуждения действует в нем избыток энергии. В своем самообличительном письме от 9 марта он сознается и в «повествовательном изложении» моего письма, но я уверена, что ничего подобного он больше не допустит. Потому больше возвращаться к этому не будем.

Вероятно, Вы уже имеете мои письма от 29. I, 1. II и 8. II, но, конечно, письма мои к Екатерине Яковлевне и к Вам от 19. II были более существенны, потому хорошо, что Вы получили их раньше. Ваши письма дошли до нас, но также не в порядке последовательности. Читая их, очень болела душой за Вас, понимала всю Вашу тревогу, ведь нельзя ожидать, чтобы все члены Общества могли оказаться на высоте понимания и воспринять спокойно происходившее. Также чуяла и Вашу боль за несдержанность проявленную, но сердце знало, что многое разрешится благополучно и сами события помогут этому.

Хорошо, что осталось старое Правление, ибо гибельно было бы менять его во время такого тяжкого переходного времени. Верю, что со стороны ближайших друзей будет проявлена взаимная бережность и, главное, будет охранено полное Доверие. Также и всякие последователи газетного «Махатмы» будут поставлены на место. Много лжи и клеветы, но сумеем противостать всему темному. Когда пламень ясноподвига явлен, то ничто не может нарушить сужденное.

С восторгом читали Вашу превосходную статью в Сборнике. Спасибо от всего сердца за все труды приложенные. Между прочим, мы не могли найти среди имеющихся у нас копий статьи Н. К. «Очевидность», которую, как Вы пишете, предполагалось печатать в следующем выпуске. Мы телеграфировали И. Г. наше согласие на выбранные ими статьи.

Очень огорчает нас здоровье И. Г., но удачная операция может дать благоприятный поворот. Но нужно очень следить, чтобы заражение не распространялось. Ценим его за многие качества, нужно его оберечь. Знаю Ваше сердце, родной Рихард Яковлевич, и потому чую, что Вы найдете лучшие слова для успокоения умов. Будьте тверды с сознаниями шатающимися и сомневающимися в Щите Света.

Между прочим, слышала, что Г. со всею семьею собирается просить визы в Вашу страну, хотя бы на некоторое время. Он соскучился по Латвии. Конечно, Вы никому не будете говорить об этом, ибо все это пока слухи. Но он, возможно, будет просить Вас, и Гаральда, и И. Г. похлопотать. Возможно ли это? Получила второй экземпляр «Писем», второй том. Недели три назад выслала Вам «Надземное» от § 470 по 502 включительно. Прилагаю еще две Беседы.

«645. Урусвати знает, как негодуют многие, когда говорим о постоянных испытаниях. Старое речение, что весь мир на испытании, принимается как метафора, не имеющая применения. Явление испытания представляется как бы скучным наказанием. Пусть люди заменят слово испытание пробным камнем. Каждый знает, как необходим такой камень при многих опытах. Казалось бы, люди так легко могут приводить сравнения из научной жизни, прилагая их к своим психическим переживаниям. Но при первом необычном явлении люди впадают в ссоры и не думают, что происходит полезное упражнение сил накопленных. Так, говорится, что некоторые Учителя допускали трудные положения, чтобы человек мог проверять свою находчивость и умел найти лучший выход. У Нас уявляют все внимание на людские переживания, только на этом можно уяснить, насколько разумно прилагается познание. Считаю, что эволюция совершается малым меньшинством. Не удивляйтесь, что такое же отношение существует между проявленным и хаосом. Тем не менее космическая эволюция неустанно совершается. Так и среди человечества нужно видеть, что лишь меньшинство готово принять переустройство жизни, но переустройство все же совершается. Так можно сказать, что лишь немногие готовы следовать путем эволюции, но их ясное сознание дает достаточную энергию. Мыслитель говорил: " Пусть останутся лишь немногие, ибо не в количестве суть" ».

«652. Урусвати знает, что подобно ваятелям Мы высекаем основы расширения сознания. Урусвати также знает, что для усвоения этих основ требуется значительное время. Нельзя урывками нахватывать отдельные слова. Нужно держать в сознании все нарастание указаний. Неопытный последователь полагает, что отдельные вспышки внимания будут уже достаточны. Нетерпеливый последователь будет огорчен, услыша о планомерном нарастании познания. Себялюбивый не поймет, почему нужен Руководитель. Риторик не знает, какими словами можно выразить расширение сознания. Но вы уже имеете указания в течение двадцати [лет]. Вы можете сравнить вместимость вашего сознания теперь и тогда. Сознание неопределимо словами, оно руководит чувствами, но и чувство невыразимо. Если скажу о торжественности, то не поймут те, кто ее не воспринимает. Но пусть каждый памятный день будет сопровожден радостною торжественностью. Чем труднее день, тем торжественнее нужно его осознать.

От первого Нашего призыва прошло еще больше лет, а знаки были уже явлены больше полувека назад – не так ли, Урусвати? И давние знаки встали как Знамя Победы. Если поспешить, сердце не выдержит, но расширение сознания вовсе не предполагает разрушения сердца. Чуткое сердце нужно охранить. Оно бьется не для себя, но для Общего Блага; это слово должно быть произнесено в Памятный День (24 Марта).

Вы помните, какие намеки были даны двадцать лет назад. Каждое понятие было обследовано и оявлено с точки зрения торжественности. Мы не убоялись указать, что даже самые высшие понятия могут быть исследованы. Мы указали, что для расширения сознания нужна и наука. Мы отмечали черты психологии Нашего Братства. Надземные Миры, Наше Братство и расширение сознания будут основами в явленных Беседах. Книга о расширении сознания и будет книгою о Надземном и Братстве. Невозможно указать, где граница Неделимого.

Пусть все друзья поймут, как нужно беречь камень драгий. Пусть они поставят на рабочем столе кристалл горного хрусталя в память Дня Торжественного. Так и будем хранить память о лучших сроках.

Мыслитель говорил: " Отметим белым камнем день памятный" ».

Шлю Вам, родной Рихард Яковлевич, все лучшие мысли, все мое доверие в Вашу мудрость. Привет сердца Вашей семье. Прилагаю копию моего письма к К. О.

Сердцем с Вами.

 

Е. И. Рерих – Э. Р. Рудзите

Апрель–май 1940 г.

Дорогая Элла Рейнгольдовна, спешу ответить на Ваше письмо, но не знаю, когда и как дойдет мой ответ до Вас. Очень горюю о всех недоразумениях, возникших за последнее время среди некоторых сотрудников. Конечно, если бы основы Живой Этики жили бы в сердце, то при спокойном размышлении и дружественном обсуждении все недоумения тотчас же рассеялись бы. Каждому вступавшему в Общество предлагалось читать и изучать книги Учения по мере их выхода из печати. Внимательный читатель с первых же книг мог составить себе ясное представление об этом высоконравственном и жизненном Учении. Именно жизненном, ибо, как и все моральные Учения всех народов и всех веков, Учение Живой Этики есть прежде всего Учение Жизни, и потому, как и все они, оно имеет единую всеобъемлющую задачу научить людей мудро и достойно проходить земной путь, принося труд и совершенствование на Общее Благо. Каждое Учение Жизни, как таковое, охватывает все жизненное строительство, и потому Общее Благо есть цель его.

Для достижения этой великой цели необходимо приобретение мудрости, синонимом которой является ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ. Все величайшие Учителя человечества в своих заветах указывали на этот принцип целесообразности как на главенствующий во всей природе, во всем бытии. Каждая задача и план строятся целесообразностью и утверждаются великим законом и планом эволюции.

Если мы возьмем Евангелие, то увидим, что сам Христос неоднократно указывал на выявление целесообразности в ее самом широком житейском применении. Такие Космические законы, как соизмеримость, соответствие и целесообразность, утверждаются во всех Учениях во всей их непреложности, и каждый вдумчивый человек знает, что все действия, лишенные этих качеств, осуждены на рушение.

Но имеются сознания, которые в проведении целесообразности усматривают лишь аналогию иезуитской формулы – «Цель оправдывает средства». Такие сознания еще не усвоили и первую аксиому Учения, именно, что единым мерилом каждого помысла и действия является Общее Благо или чистота побуждения. Лишь чистое сердце может отказаться от самости и подсказать верное направление каждого действия, так же как и понять истинное качество побуждения, стоящего за тем или иным проявлением.

Как пример целесообразности действия приведу место из Евангелия от Марка, глава 12, стих 14–17. «Они же, пришедши, говорят Ему: " Учитель, мы знаем, что Ты справедлив и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лицо, но истинно пути Божию учишь: позволительно ли давать подать кесарю или нет? Давать ли нам или не давать? " Но Он, зная лицемерие их, сказал им: " Что искушаете Меня, принесите Мне динарий, чтобы Мне видеть его". Они принесли. Тогда говорит им: " Чье это изображение и надпись? " Они сказали Ему: " Кесаревы". Иисус сказал им в ответ: " Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу"... и дивились Ему... »

Также и из Евангелия от Матфея, глава 17, стих 24–27. «Когда же пришел в Капернаум, то подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали: " Учитель ваш не даст ли дидрахмы? " Он говорит – да. И когда вошел в дом, то Иисус, предупредив его, сказал: " Как тебе кажется, Симон, цари земные с кого берут пошлины... – с сынов своих или с посторонних? " Петр говорит Ему: " С посторонних". Иисус сказал ему: " Итак сыны свободны, но, чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми; и, открыв у ней рот, найдешь статир (4 драхмы); возьми его и отдай им за Меня и за себя" ».

Сколько снисхождения к условностям жизни, к малым сознаниям и сколько целесообразности в самом поступке и словах – «чтобы нам не соблазнить их»! Но, может быть, кто-то усмотрит в этих словах Христа иезуитский ответ? Все Учение, все притчи Христа полны благой целесообразности, и потому полезно перечесть их с этой точки зрения.

Не Христос ли заповедал: «Будьте кротки, как голуби, и мудры, как змеи»? Также и Будда указывал, что мудрый уподобляется змее, которая идет извиваясь, обходя все неровности пути, но голова ее устремлена в одном направлении.

Также и в Учении сказано: «Если волна несет ценный предмет, то не все ли равно, каков узор этой волны[47], важно, чтобы она донесла ценный предмет». Отравленное и затемненное сомнением сознание и здесь учует все ту же иезуитскую формулу. Но спросим себя честно – кто из нас будет задаваться вопросом, чисты ли руки спасающего жизнь близкого нам человека? Самый отъявленный преступник не явится ли для нас в этот момент лишь благим спасителем?

Так же точно и другое изречение – «Джинны строят храмы» будет, вероятно, отнесено к той же формуле. Но на самом деле, смотря с точки зрения целесообразности, мы увидим и поймем, что величие Высших Сил в том и проявляется, что они обращают все худое на пользу и в конечном итоге заставляют противников добра служить Общему Благу. Не есть ли это великое достижение?

Итак, Учение Жизни, преподавая великие основы Мироздания и Этики, освещает их со всех углов и попутно расставляет вехи, иначе говоря, указует направление эволюции. Кто же может усомниться, что идти против ведущего закона эволюции – значит очутиться под пятою Гиганта?

Вы пишете: «На первом плане у нас Общество и жизнь по принципам Учения». Но так ли это? Ведь если бы Учение было усвоено и в сердце жило доверие к Учителю, то никаких тягостных недоумений, никаких душевных драм и не могло бы появиться. Правильно усвоенное Учение и любовь к Учителю приносят глубокую радость осмысленному жизненному пути и духовный восторг перед открывающимися беспредельными возможностями. Эта внутренняя тихая радость и есть наше единое неотъемлемое сокровище. Но почему так мало обладающих им? Ибо сознание и сердце, обольщенные и отягощенные земными миражами и преходящими ценностями, не могут воспринять вечных истин.

Без доверия невозможно никакое достижение, тем более духовное недоступно. Само бытие в основе своей имеет доверие, и ничто не может создаться и развиваться без этого связующего элемента. Доверие близко любви, и все в мире держится лишь любовью.

Далее Вы вопрошаете: «Учение должно же освободить и радовать человека, но почему я измучилась этою жизнью? » На это отвечу – ибо в сердце Вашем угнездилось сомнение и Вы утеряли доверие. Во втором томе «Листов Сада Мории», страницы 9, 10, сказано: «Пока дисциплина духа – оковы, заперты двери и по ступеням в оковах не подняться... Понимающий дисциплину духа поймет направление огня и дойдет до кооперации Общего Блага. Конец пути может быть освещен тысячью огней Общего Блага. Эта тысяча огней зажжет радугу ауры. Дисциплина духа есть крылья»[48].

Всем тяготящимся дисциплиною духа я советовала бы не насиловать себя и временно отложить книги Учения и вести ту жизнь, которая кажется легче и привлекательнее. Насилием ничего не достигается.

Еще Вы говорите: «Я люблю еще конкретную жизнь, хочу читать лучшие книги всех народов, следить за искусством всех стран, хочу встречаться с людьми, которые мне дают импульсы для более активной духовной жизни... » В этих вполне естественных и законных желаниях я не могу усмотреть никакого противоположения принципам Учения Жизни. Никакое осведомление или просвещение не только никогда не возбранялось Учением Жизни, но, наоборот, даже поощрялось, ибо культивированный ум, конечно, скорее оценит значение и красоту предлагаемого ему знания в книгах Учения. Потому не вижу, почему, живя по принципам Учения, кто-то должен отказаться от приобретения широкого осведомления? Учение прежде всего настаивает на расширении сознания и на приобретении точных знаний, само являясь неисчерпаемым кладезем истинного познавания. Сталкиваясь с разными сознаниями, зрелый дух утвердится в правильной оценке Учения, малоопытный же если соблазнится легким достижением и миражом, то пусть не страшится этого, ибо не имеет ли он перед собою беспредельность? Ошибки, отступления и страдания, порождаемые ими, часто являются лучшими учителями. Учение предлагает путь кратчайший, но если кто-то предпочтет путь долгий, то кто может запретить ему испытать его? Кто может осудить его за это? Лишь сам он себе судья! Но, следуя своим путем, пусть предоставит близким полную свободу выбора, пусть прекратит всякие настояния, упреки и насилия. Каждый свободен, и не может быть однобокой[49] свободы. И в семье этот принцип должен быть соблюден.

Теперь Вы пишете: «Я думаю, что неправильно причинять человеку боль ради отвлеченной идеи, человек может развиваться постепенно». Под отвлеченной идеей, вероятно, предполагается «отвлеченность» Учения. На это должна ответить, что реальность Учения может проявиться, лишь когда люди применят его в жизни. Именно, беда в том, что во все времена большинство, не имея желания и силы духа приложить Учение в жизни, принимали его как нечто отвлеченное и недоступное для жизни каждого дня. Но все Учения без исключения являлись и являются именно самыми конкретными наставлениями для такого же конкретного приложения, и лишь духовная незрелость заставляет людей видеть в них какую-то отвлеченность. Учение Живой Этики указует устои, которыми мир держится, неужели же основы жизни могут трактоваться как нечто отвлеченное и нежизненное? Не прожить долго в доме, построенном на зыбучих песках. Итак, в Учении неоднократно подчеркивается, что нет никаких отвлеченностей, но лишь самые реальные, самые конкретные и неотложные указания для применения в жизни, чтобы тем скорее оздоровить тяжкую атмосферу, окружающую нашу планету и не пропускающую целительных лучей, идущих от Высших Миров. Что может быть конкретнее такого совета?



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.