Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Москва, 2007 8 страница



Спасибо за желание внести 10 долларов членского взноса в Музей Современного Искусства. Пожалуйста, удержите их потом из денег Сутро. Просим также послать наш привет мисс Мигер в Бостон и сказать, как мы все одобряем и любим ее журнал. Такие культурные очаги чрезвычайно нужны.

Между прочим, необходимо Вам иметь под рукою хотя бы по две или по три копии всех книг и каталогов, которые издавались в наших Учреждениях и в других издательствах. Ведь могут быть запросы, а книги и без того слишком долго оставались в темнице. Под лежачий камень вода не течет. Больно думать о затраченных зря деньгах. Ведь сейчас все три книги, изданные Стоксом и Бостонским издательством, по словам издателей, уже разошлись. Так что неверно было бы думать, что спроса нет. А лондонское издание «Алтай – Гималаев» сразу же разошлось.

Думая о нашем деле, все же становится жаль, что адвокаты не собрали вместе все жалобы лиц, обобранных Хоршем. Ведь это сразу установило бы яркую оценку этой личности. Как он обобрал и Святослава!!

Итак, родные, [спасибо от] всего сердца, что Вы ищете новых контактов. Только через людей приходят новые возможности. Но ищите без предубеждения, ищите среди молодых.

Берегите здоровье, ибо токи очень тяжкие. Вот и я почти четыре недели испытывала сердечное недомогание и не могла писать на машинке. Сейчас уже лучше, но перебои еще замечаются. Привет Софии Михайловне. Крепко обнимаю Вас обоих.

Сердцем с Вами.

 

Е. И. Рерих – Е. А. Зильберсдорфу

27 февраля 1940 г.

Дорогой Евгений Александрович, не имею давно писем от Вас. Возможно, что из-за трудности писания на английском языке, потому пишите по-русски. Письмо пролежит немного дольше в цензуре, но все же дойдет. Как Ваше самочувствие? Советовались ли с хирургами и на чем решили? Относительно Вашей новой работы, конечно, поступайте так, как позволяют обстоятельства и как подсказывает Вам сердце. Духовные беседы, изданные небольшими брошюрками, могут быть очень полезны и легко могут разойтись.

Что касается до Вашего молодого друга, то ничего особо утешительного о его здоровье сказать не могу. Конечно, Вы этого не скажете ему. Прекрасно, что Вам удается внести свет и успокоение в его жизнь. Пусть мужественно устремляется к Учению и обретет радость духа, это самое лучшее средство от всяких заболеваний. О родине своей пусть не печалуется. Тяжкие удары судьбы помогут народу обрести силу духа, которая и воссоздаст новое, сплоченное национальное ядро. Пусть подымется над ограничениями национальности. Истинно, для духовного роста полезнее воплощаться в разных национальностях, ибо тогда мы избегаем тисков мертвящего шовинизма. Высокий дух сохраняет любовь к родине, но он разбирается в причинах, породивших ту или иную карму его страны, и может сознательно способствовать заложению новых лучших основ или причин. Полезно также задуматься над сотнями тысяч, вернее, над миллионами людей, подвергающихся опасности быть искалеченными или же убитыми во цвете лет. Никто не должен роптать на свою судьбу, все имеет великий смысл. Высшая Справедливость действует безошибочно.

Что же касается до распознавания или воспоминаний своих перевоплощений, то, конечно, каждый должен сам почуять или пробудить в своей «чаше» картины прошлого. Я не упражняюсь в чтении прошлых жизней моих друзей. И лишь как опыт, чтобы доказать возможность проникновения в чужую тайну, при помощи Великого Учителя мне удавалось изредка видеть отдельные сцены и облики друзей и родных в их прошлых существованиях. Но из моей Книги Жизни мне известны очень многие страницы. Приходят эти видения-воспоминания иногда неожиданно, когда идущая космическая вибрация вызывает из глубины «чаши» тождественную вибрацию, связанную с определенной страницей из прошлого. Иногда и Учитель напоминает мне забытые страницы, после того, как мое чувство близко нащупало их. Потому если Вам кажется, что упомянутое Вами историческое лицо так близко Вам, то возможно, что Вы или жили в его время, или же были им самим. Следует очень наблюдать, какие эпохи нам ближе, какие страны и языки притягивают или особенно отталкивают нас. По этим вехам можно нащупать многое. Так, например, те исторические облики, которые я особенно любила, почти всегда были связаны со мною тесными узами или же, в некоторых случаях, являлись моим воплощением.

Теперь о § 465[30]. Этот параграф относится к моим переживаниям. Все огни и пламена, как я уже писала, нужно видеть внутри себя. Так указанные три пламени исходили из мозговых центров и вращались, как огненные колеса. Круг третьего глаза, раз зажженный, остается таким, и я могу видеть его даже днем, немного выше средостения, при некотором волевом действии. Особенно ярко он горит ночью, когда я просыпаюсь. Иногда он двоится и даже троится, образуя как бы звенья цепи. Удвоение или утроение колец свидетельствует о делимости духа. Чаша подвига в видении была вручена мне Великим Владыкой. После такого воспламенения центров необходим покой, ибо происходит немалое потрясение организма. Огонь центров вызывает усиленную вибрацию в этих центрах и передается соответствующим органам, что вызывает в них некоторое воспалительное состояние, которое может дать как бы различные симптомы местного заболевания. Высшие вибрации не так-то легко воспринимаются нашей физической оболочкой. При усилении их легко можно сгореть. Видения различных пейзажей, цветов, людей и пр. указывают на чувствительность или на приоткрытие центра третьего глаза. Много подробностей можно наблюсти, потому записывайте их. Во второй части «Листов Сада Мории» указаны семь колец (или степеней) ясновидения и яснослышания, прочтите этот параграф и продолжайте Ваши записи, потом разберетесь, к какому кольцу относилось то или иное видение.

Напрасно Вы завидуете ученикам Христа. Непосредственная близость их к Христу возложила на них тяжкую ответственность. Но апостол Павел, лично не встречавший Христа, все же сделал для Учения Христа больше, чем многие видевшие и слышавшие Его. Часто личное тесное соприкасание мешает правильному восприятию. Условия жизни затуманивают истинный облик, и порождается великий соблазн. Только исключительные духи могут прозревать духовным зрением за пределы майи. Сам Христос неоднократно указывал на это земное ограничение: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем» (Матфей, глава 13, стих 37). Также очень советую перечесть параграф 246 из книги «Аум». Именно, свойства людские обычны для всех веков. И теперь можно наблюдать эти чисто земные явления. Так в Индии сейчас расплодилось довольно много всяких Гуру, Махариш и Парахамс, но все они не достойны развязать ремень у сандалии Рамакришны и Вивекананды. Рамакришна при жизни был так прост, что именно эта благородная простота не могла быть воспринята надутыми гордецами. Им ближе всякие Парахамсы и Махариши, устанавливающие свое происхождение от Солнечных Богов и учащие механическим приемам хатха-йоги. Истинно, «рыбак рыбака видит издалека»!

Итак, не проводите сравнений между явлениями разных эпох. Каждое время требует своего выражения. И Великие Учителя следуют во всем великому закону ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ. Осознайте радость иметь великое Провозвестие и устремляйтесь сердцем, чтобы получить доступ к Великому Учителю. Вы знаете, что для такого доступа нет необходимости находиться в непосредственной физической близости. Но, конечно, в дни Армагеддона многое затруднено. Токи, порожденные безумием человеческим, необычайно тяжки. Силы Света находятся в чрезвычайном напряжении и на несменном дозоре и потому часто не могут отвлечь своего внимания от того или иного планетного события. Люди не ведают, как часто дом их находится на краю страшной опасности и какие неимоверные психические усилия и воздействия требуются, чтобы устранить или хотя бы частично разбить эти опасности. Сколько сил нужно положить, чтобы прекратить или ослабить действие подземного огня или воспрепятствовать или отдалить то или иное столкновение между народами! И, конечно, в такое время меньшие заботы отходят на второй план. Как сказано в «Надземном»: «Урусвати знает, как различно приходят Наши ответы. Также бывает, что ответ получается через несколько дней, это лишь доказывает жизненность процесса. В тех случаях, когда ответ опережает вопрос, оказывается, что и самый вопрос возник от посланной мысли. Думайте и представляйте себе множество причин, почему ответ может быть замедлен. Не только нерешенность данного обстоятельства, но могут быть и внешние причины, утверждающие некоторые замедления, но во всем можно наблюдать жизненность таких передач. Нередко люди хотят знать о таких обстоятельствах, которые требуют особого внимания, но спешные дела не позволяют изменения тока. Как в жизни вы нередко скажете: " Подождите! ", так и во всем бытии. Но люди бывают эгоистами, если им нечто надобно, они не принимают во внимание даже космических условий. Нужно приучиться к соответствию и понять размеры Нашей деятельности. У Нас могут быть спешные действия и невозможно прерывать ток. Каждый прерванный ток подобен сломанной стреле. Мыслитель чуял необходимость уважения к чуждому труду. Он говорил: " Как можно знать течение мысли? Мудро будет обождать, пока друг закончит напряженное мышление" »[31]. Так будем бережны в эти тяжкие дни, чтобы ничем не отяготить Великого Учителя. Неоднократно Учитель давал мне ощущать пот своего напряжения, тяжелые капли падали на мои руки. Поймем, что происходит великое переустройство мира, вызванное кармою многих народов. При этом нужно удержать бушующий подземный огонь. Для многих это утверждение покажется лишь устрашением, но Вы уже знаете, какой грозный смысл заключается в этих словах. Во многих местах кора Земли по научным наблюдениям стала тонка и особенно на дне некоторого океана. В связи с происходящим и многими недоумениями полезно задуматься над следующей Беседою. «Урусвати знает различие между сроками истинными и сроками очевидными. Пример врача будет особенно показателен. Опытный врач понимает, что болезнь началась не перед его приходом, но раньше. Он будет искать истинные причины и обновит всю жизнь больного. Также и в вопросах сроков. Люди считают срок, когда событие стало им очевидно. Но это не будет началом события, когда даже близорукий увидит происходящее. Можно быть уверенным, что возникновение события было раньше. Мудро понять именно возникновение события, только тогда можно наблюдать его развитие и разрешение.

Исследование зарождения событий полезно не только ради истины, но и как испытание мышления. Нужно уметь отрешиться от всякой предвзятости. Пусть мысль будет спокойна и свободна, как вода в чистом колодце, где можно ясно рассмотреть все дно. Но такая спокойная мысль приобретается не легко. Человек желает подставить свое преднамеренное решение или хотя бы свой путь к рассуждению. Но также важно заметить кармические следствия. Для этого нужно знать историю народов, только такими документальными сопоставлениями можно добиваться справедливого решения. Нужно уметь становиться настоящими учеными, которым ценен истинный вывод, хотя бы он не отвечал их воззрениям, – научиться нужно поступиться личными воззрениями ради истины. Так указывал Мыслитель, говоря: " Не мое хрупкое мнение, но мрамор вековой подтверждает наши выводы" »[32]. Эта беседа особенно поучительна для многого происходящего. Личные воззрения затуманили действительность великого закона Целесообразности или Справедливости. Шлю Вам мужество и пожелание правильного суждения, этим много облегчите себе и друзьям. Больше чем когда-либо храните великое доверие к Руке Ведущей, корабль <... > [33]

Ярко светит маяк и крепок якорь доверия.

 

Е. И. Рерих – Р. Я. Рудзитису

5 марта 1940 г.

Дорогой Рихард Яковлевич, Вы, конечно, чуете, сколько огорчения принесли нам недоразумения, возникшие среди сотрудников в связи с непониманием происходящего строительства на Общее Благо. Десять лет изучаются заветы Живой Этики, пробил час показать, насколько кто усвоил их. Неужели все восхищения и готовность следовать этим заветам были только на словах? Несказанно больно было читать обвинения, бросаемые К. О. против Гаральда. Сердце мое не может вместить, как могло у некоторых сотрудников зародиться такое недоброжелательство к сыну Феликса Денисовича. Феликса Денисовича, которому они столько обязаны и о котором сами же писали столь возвышенные страницы! Неужели никто не задумался о тех страданиях, которые они причиняют Феликсу Денисовичу? Сердце болит за такое жестокое и явно несправедливое осуждение Гаральда. Приближаются памятные дни 24 и 28 Марта[34], какими же глазами, с каким чувством будут обвинители смотреть на портреты Великого Владыки и Ф. Д.?! Мне больно, так больно, что и выразить не умею.

Мы знаем искреннее отношение Гаральда ко всему происходящему, и не от него самого, но из другого Источника. Не раз было повторено: «Берегите Гаральда, охраните его». Знаю, что его нужно именно охранить, ибо он в своем рвении иногда не считается со своими возможностями. Пример мы имеем в его большой щедрости. Знаю также, что он слишком быстр в своих действиях и несдержан в выражениях. Но все это искупается его редчайшим сердцем, незлобивостью, честностью и замечательною чертою – он всегда ищет ошибку прежде всего в себе самом. И хотя во все века можно видеть, как люди с широкими заданиями и подвижным сознанием постоянно были обвиняемы в честолюбивых замыслах, но все же особенно прискорбно, когда подобные обвинения пускают корни среди людей, примкнувших к заветам Живой Этики. Пусть К. О., обвиняющий Гаральда в честолюбии и диктаторстве, докажет на деле, что сам он не болен тем, в чем упрекает друга.

Гаральд очень оплакивает свои неуместные выражения и особенно те, которые он употребил в разговоре с Вами. Знаю эти более чем неуместные выражения, и много придется ему поработать над своею несдержанностью, но в сердце своем он чист. Он очень мучается за каждое произнесенное им жесткое слово. Много людей, которые, как говорится, «мягко стелют, да жестко спать», но Гаральд, именно, ценен тем, что действует как раз обратно. Пусть друзья в память Феликса Денисовича проявят добросердечие к сыну его, который исполнен такой готовности выполнить задание. Помогите и охраните его от несдержанности и слишком большой поспешности, которая бывает, как Вы пишете, «недалека от хаотичности». Он молод, и ему можно простить ошибки, совершенные в избытке устремленности к действию, этому тоже редкому качеству. Его стихия – огонь, и именно огненные люди отличаются жаждою деятельности.

Мне тяжко писать все это, и должна просить Вас, дорогой Рихард Яковлевич, верить нам. Вы знаете из тома «Писем Махатм», что Великие Учителя не отказывались высказывать свое суждение о тех или иных лицах, вступавших в Теософическое Общество. Вы знаете, как Они подвергали их испытаниям, и для вящей убедительности очевидным для окружающих, и затем выносили свой приговор. Не раз Е. П. Блаватская была предупреждена об истинной природе подходивших к ней. Помните указания о Соловьеве, Хьюме и Ферне и прочих? Так и мы, в свою очередь, получали и получаем намеки или определенные предупреждения о тех или иных лицах. Потому прошу явить большую осторожность к К. О., он может стать очень вредным. Великий Владыка просит Вас проявить мужество и твердость и беречь Гаральда. Великие Учителя видят истинные побуждения. Они читают нашу ауру, как открытую книгу, Они могут вызвать из нашего глубинного сознания скрытые силы или свойства, о которых мы и не подозреваем. Нет ничего скрытого для глаза великого Архата.

Также скорблю и об отношении Мисиня к Гаральду, это уже чисто американские приемы, всю тяжесть которых мы испытали на себе. Мы тоже пострадали от таких выданных гарантий, истребованных для обеспечения общественного начинания, а на самом деле послуживших лишь личному благосостоянию Хорша и ограблению им всех сотрудников. Так и контррасписка была сделана так, что сейчас она оспаривается. Если Мисинь не доверяет Гаральду, то каким образом Гаральд может доверять ему? Доверие слагается лишь обоюдностью. Хочу надеяться, что ближайшие сотрудники найдут в себе силу духа посмотреть «шире широкого» на все происходящее и почуют, что эпоха разъединения и всякого расчленения уходит и мы стоим у преддверия эпохи объединяющей, эпохи Великой Кооперации. Пусть для близоруких разъединения и обособления продолжаются, пусть хаос очевидности скрывает от них план космической Целесообразности, но современные рыцари Грааля должны обладать расширенным сознанием, не допускающим никаких предвзятостей и ограничений самости.

Итак, обращаюсь к Вам с мольбою: не допустите, чтобы ближайшие прошли мимо труда Великого и чем-либо затруднили строительство во имя светлого будущего. Пусть друзья перечтут во второй части «Листов Сада Мории» страницу 136, § 6, и страницу 98, § 14. «Рука, нанесшая рану... »

Во времена человеконенавистничества полезно иметь и беседу из «Надземного». «635. Урусвати знает, что ненависть порождает худшие безумия. По счастью, планомерная ненависть встречается не часто. У ненависти вырастают силы и появляются лукавые невидимые союзники. Такое безумие может стать весьма опасным, но карма ненависти ужасна. Такие безумцы и в Надземном мире остаются ярыми ненавистниками. Такая карма может быть названа адскою, у нее мысли направлены лишь на удовлетворение зла. Мужество руководителя притупляется о злобу безумцев, таким образом невозможно вернуть их к усовершенствованию. Но непреуспевающие поступают неправильно и быстро теряют накопленное раньше. Не может ненавистник оставаться в эволюции. И вы можете представить себе, что путь изверженного из эволюции может быть назван ужасным. Пусть скорей люди поймут, что ненависть плохой проводник.

Ненависть непримирима. По этому свойству ее можно отличить от различных проявлений. Иногда ее смешивают с суровостью. Люди говорят о ярых действиях великих преобразователей, но в сущности такие действия имели в виду суровость и были далеки от ненависти. Не будем судить о причинах суровости. Можно себе представить бездну невежества и вражды, которая встречала каждого преобразователя. Можно лишь удивляться, когда большой деятель не впадал в ненависть. Но это несвойственно великим деятелям. По мерилу ненависти можно распознавать уровень деятеля. Только негожий человек, самомнительный и презирающий все ему неизвестное, делается жертвою пучины ненависти. Не мгновенно становится он ненавистником. Он отложил многие капли империла вместо капель целебного пота труда.

Суровый преобразователь втайне горюет о каждом яром поступке, но ненавистник ликует о каждой своей жестокости. Эволюция предполагает, что ненависть будет сочтена позором человечества; тогда сотрутся многие преграды, воздвигнутые невежеством. Ненависть есть особый вид невежества. Просвещенный человек знает, что ненависть преградит ему продвижение. Не думайте, что ненавистник есть гигант зла, бывают и мелкие ненавистники, но и они несут карму ненависти, и в этом не пригодны весы земные. И знает ли ненавистник, чему препятствует он и что он мечтает разрушить? Многие ненавистники не знают, что они хотят уявить. Они, как жалкие камни в потоке, поверх которых несется мощное течение; но и камни могут сложиться в преграду.

Мыслитель говорил: " Прошу судьбу уберечь людей от безумия ненависти" ».

Чтобы понять совершающееся сейчас, надо очень изучить историю многих народов, карма которых сворачивается на наших глазах. Но историю правдивую, ибо много земной шелухи накопилось вокруг каждого события, как Сказано: «Нелегко отбросить всю земную шелуху и усмотреть, где правда, которая лежит в основе событий»[35]. Земные суждения, земные весы резко отличаются от весов Надземных. Реже редкого можно услышать голос земной, правильно судящий о событиях, и [именно] такой голос как глас вопиющего в пустыне. Никто не хочет прислушиваться к нему, каждый почует себя оскорбленным. Но Высшая Справедливость действует согласно Космической Целесообразности. Потому не будем никого винить, но постараемся доброжелательством сложить себе лучшую карму.

Дорогой Рихард Яковлевич, Вы знаете, как мы верим Вам. Знаю, что Вы найдете самые лучшие слова, чтобы договориться с Гаральдом и Иваном. Думаю, что и Екатерина Яковлевна в этом поможет Вам. Меня всегда трогала ее забота и любовь к Гаральду. И недавно Гаральд так восторженно писал о ней, и какой чудесный подарок она сделала ему, выписав для него все медицинские наставления из книг Учения. Он так ценит каждое внимание, каждое доброе отношение. Вряд ли буду отвечать К. О. на его письмо. Что бы я ни написала ему, все окажется для него неприемлемым. Также знаю, что он не пощадит меня. Но к этому мы уже привыкли. Вы уже знаете, что было Сказано: «Рихард нужен, нужны Гаральд, Иван и Екатерина». Сейчас узнали, что аэроплан, везший почту от нас, погиб, потому сообщаю Вам даты моих прошлых писем. Вам было послано – 29. I, 1. II, 8. II и 19. II, также Екатерине Яковлевне 12. II. Пожалуйста, подтвердите их получение. На днях получили том «Писем», большое спасибо, хотели бы иметь еще хотя бы один экземпляр. На днях вышлю Вам статью о Брентоне, она Вам пригодится, чтобы люди, читая книги [этих авторов, не слишком бы доверяли им]. <... > [36]

 

Е. И. Рерих – З. Г. Фосдик [37]

7 марта 1940 г.

Родная моя Зиночка, хотя и пишем все письма вместе, но все же хочу добавить страничку от себя. Считаю, что все сказанное о Хорше следует перевести на английский язык и прочесть переименованным в письме друзьям. Иногда изумляешься, насколько корыстолюбие и ненависть могут ослеплять людей, они ради удовлетворения своей ненависти совершают самые губительные для себя же поступки. В скольких странах среди многочисленных друзей имя Хорша стало уже именем нарицательным для всякого вероломства! В скольких записях и дневниках имя это вошло на страницы как имя клеветника и предателя. И Вы уже знаете, что предателям не удается осуществить своих честолюбивых мечтаний. Они изгнали душу Учреждений, и все строительство мало того что обесцветило, но постепенно разлагается. И куда пойдут предатели через несколько лет? Карма захлестнет их. И кто знает, не придется ли им снова менять фамилию или же вернуться к настоящей их фамилии – Леви, которая, кстати говоря, столь распространена, что за нею легче укрыться. Все восставшие против Света поражены будут. Высшая Справедливость не бывает поругана, и если в былые времена иногда требовался длительный срок для возвратного удара кармы, то сейчас, при мировом переустройстве или расплате по счетам, срок этот стремительно сокращается, и чем ближе к сроку, тем скорее сворачивается свиток кармы.

Родная моя Зиночка, мы уже писали, что мою долю из денег Флорентины следует употребить на дела. Вам виднее, как все распределить. Ждем приезда магистрата для удостоверения моей подписи и вышлем документы немедленно. Все так спешит, и большие перемены близки и в нашей жизни. И мы скоро сдвинемся. Возможно, что Святослав поедет в Америку, но прошу Зиночку, очень прошу, никому об этом не говорить. Все брошенное в пространство ранее срока очень вредно. Родная моя, не так уж долго ждать подвижек во многом и во многих делах. Держитесь дружно, но мой совет – трудному человечку[38] ничего не говорить о будущих планах. При ее неуравновесии можно ожидать всяких неожиданностей. Радует нас Ваше счастье с Дедлеем. Храните здоровье, учитесь спокойствию при буре. И такое спокойствие не так уж трудно приобрести, когда знаем, что «Стоящий на Башне видит больше, нежели сидящий в подвале. Нужно ли повторять такой трюизм? Но если говорю, значит, в этом есть нужда. Люди не различают между Башней и подвалом. Они, вопреки очевидности, не обращают внимания на голос с Башни. <... > Также нужно твердить о доверии – с Башни видней»[39]. Будем помнить это и поспешать в действии, окутанном полным спокойствием. Крепко обнимаю мою Зиночку, привет ближайшим друзьям Катрин и Инге, Эми, Дедлею и Софье Михайловне самый сердечный. Верю, что все дождутся дня светлого.

 

Е. И. Рерих – Е. Ф. Писаревой

12 марта 1940 г.

Дорогая и родная Елена Федоровна, спасибо сердечное за два январских письма, которые пришли почти одновременно. Думаю, что посылать письма по воздушной почте не имеет смысла, ибо задержка или ускорение зависят от цензора. Кроме того, мы часто получаем письма, написанные раньше позднее последующих. Это обстоятельство иногда отражается на делах, ибо мы не можем следить за правильным развитием их. Приходится частенько вызывать к жизни третий глаз, упражнение само по себе, конечно, весьма полезное.

Все, что Вы пишете о своей книге, конечно, понимаю. Именно, могу представить себе, как трудно только диктовать и насколько больше концентрации требуется для запоминания продиктованного. Понимаю также, что Вы хотите передать процесс развития Вашей мысли. Ведь правильное жизнеописание, именно, должно отметить не столько внешние действия и факты, сколько поток мысли деятеля. И, конечно, описание роста мысли на основе претворения «Тайной Доктрины» в Вашей передаче было бы так своевременно и ценно для нарождающейся расы и новой страны.

Вы пишете, что, подойдя к концу книги, Вы убедились, что не в состоянии выполнить свою задачу так, как хотели бы. Это чувство знакомо мне. Как часто Н. К. отворачивается от только что написанной им картины, говоря, что любимая его та, которая им еще не написана. Вы недовольны заключительным аккордом, но это тоже хороший знак, ибо это предчувствие дальнейшего совершенствования. Хотела бы я услышать мнение Ваших близких друзей об этом Вашем труде, ибо мне кажется, что в данном случае Вы являетесь судьей пристрастным. Разве не знаем мы по истории, как часто великие творцы ошибались в оценке своих произведений! Предоставим судить о Вашей книге новым поколениям. Я же не сомневаюсь в успехе и, главное, в нужности Вашего труда. Так люблю Ваши книги за ясность изложения и плавное нарастание мысли. Потому, родная Елена Федоровна, не предрекайте судьбу Вашей книги. Книга эта будет очень оценена сородичами Е. П. Блаватской и многим принесет свет и радость.

Вам будет интересно узнать, что на днях я получила в подарок от одного русского Ваши брошюрки-беседы «Человек» и «Для чего человек живет на Земле? », была большая радость. Сколько было выпушено таких бесед? И имеются ли они все у Вас или у А. А. Каменской? Книжечки чудесные и будут так полезны.

Между прочим, я удивляюсь, что Вы не получили два тома «Беспредельности» и номера «Фламмы». «Беспредельность» была послана Вам еще прошлой весной. Причем я просмотрела обе книжечки и сделала многочисленные поправки и вставила выпущенное. Мы не имеем возможности корректировать не только наши книги, но даже книги Учения и перевод «Тайной Доктрины», они читались добровольными корректорами, потому получаются иногда и курьезы. Так, например, в одном из моих опубликованных писем на тему о «человеководстве», которым сейчас заняты несколько стран, я пишу: «Не думаете ли Вы, что такое человеководство будет недалеко от создания своего рода " компрачикосов" [40]»? И вот корректор решил заменить «компрачикосов» «компромиссами»! Конечно, он, вероятно, не читал романа Виктора Гюго «Человек, который смеется», но все же почему не спросить? А таких опечаток, как «законодательный» вместо «заколдованный» и «возражение» вместо «воображения» и т. д., к прискорбию, очень много. Вообще, количество опечаток и всяких недосмотров во всех книгах поражающе много. Недавно сын мой Юрий показал мне один научный труд, к которому было приложено 25 страниц опечаток! Утеря качества во всем становится именно потрясающей. Этому тоже следовало бы посвятить целую книгу. Еще до отсылки «Беспредельности» я послала Вам фотографию с моего портрета, получили ли Вы ее?

Читала в последнем полученном нами «Вестнике» краткий биографический очерк о Вашей милой Наташе. Какая славная она была! И встреча с нею будет чудесной. Я помню, как лет десять тому назад я видела мою ушедшую мать и какая это была радостная встреча, и насколько ярче всех земных переживаний! Мое сознание раздвоилось, я лежала в полном сознании на постели и в то же время видела, как я шла, поднимаясь навстречу моей матери, которая стояла невдалеке в чудесной сине-серебряной атмосфере и радостно улыбалась мне. До сих пор восторг этого свидания незабываем мною. Цельная жизнь духа со всеми ее сменами, несмотря на горести, все же чудесна. Горести преображаются в радости, если сердце наше открыто навстречу красоте и гармонии сфер высших.

Несмотря на тягость настоящего, мы живем устремлением в чудесное будущее. Знаки охраняющие вспыхивают на всем протяжении сужденной страны. Когда завеса будущего приоткрывается перед духовным взором, радостно созерцать грядущее возрождение духа человеческого и начало великой Эпохи признания полноправия Начал, сближения миров и широкого сотрудничества народов. Много светлых вестников спешат воплотиться, чтобы дать расцвет небывалый. <... >

Обнимаю Вас, родная Елена Федоровна, другиню верную, и прошу не сомневаться в своих силах, с полным доверием заканчивайте Вашу прекрасную книгу. Посылаю Вам частичку моей энергии и мою духовную радость осознанием близости Вашей милой мне души. Чувствую очень близко и Вашу чудесную Наташу. Какая она счастливица, что может работать с такой Наставницей! Н. К. шлет Вам самый сердечный привет.

Всего Вам светлого, любящая Вас

Е. Р.

 

Е. И. Рерих – Ю. Д. Монтвидене

28 марта 1940 г.

Родная и дорогая Юлия Доминиковна, так радовалась Вашей весточке от 21. II и в то же время очень и очень огорчилась, что Ваше самочувствие все еще не улучшается. Конечно, при свирепствующем Армагеддоне разве можно такому чуткому организму, как Ваш, не реагировать на все преломляющиеся токи, на все ужасы происходящего! Одно меня радует – это что врачи не нашли у Вас никакого органического заболевания. Ведь Вам было Указано подвергнуться тщательному медицинскому осмотру только для того, чтобы у Вас не оставалось в мыслях хотя бы только предположение о возможности присутствия какого-либо злокачественного заболевания. Теперь Вы знаете, что все дело в Вашей нервной системе. Ведь Ваша нервная система была потрясена, и потому длительная и исключительная осторожность и бережность нужны, чтобы привести ее в необходимое равновесие. Конечно, пространственный хаос, отягощенный стрелами ненависти, не помогает такому равновесию. Потому насколько возможно нужно избегать всяких чрезмерных напряжений. Не отягощайте себя никакими чрезмерными заботами о деятельности врученного Вам Общества. У Вас есть многолетние ближайшие и прекрасные сотрудники, искренно любящие Вас, они с радостью помогут Вам, тем более что, вероятно, и в Вашей стране культурные ячейки вынуждены сократить свою деятельность в силу экстраординарных обстоятельств. Употребите это время на еще большее погружение и усвоение всех положений Учения во всей их многогранности. Простые и недолгие беседы только с ближайшими друзьями могут принести Вам радость духа и укрепить силы Ваши. Читайте с ними и «Надземное», книга эта будет издана через год с некоторыми пропусками. Сейчас она уже имеет больше 650 параграфов, но все еще пополняется. Перечитывайте с друзьями и обе части «Листов Сада Мории», ведь это основы Учения, и они должны быть твердо и четко усвоены. Все происходящее принимает совершенно иной аспект в свете книг Учения. Сердце уже ликует, чуя идущее духовное возрождение человечества. Очень хотелось бы мне услышать, что у Вас имеется возможность дать себе полный отдых, хотя бы на шесть недель. Если все лекарства Вам не приносят облегчения, то и отставьте их. Конечно, мясо не полезно. Для прекращения рвоты следует как можно меньше отягощать желудок, но при этом нужно прибегнуть к питательным клизмам. Не испробуете ли их? Иногда это давало прекрасные результаты. Не знаю, как выразить Вам мое устремление облегчить Ваше состояние и дать Вам душевный покой и радость сердцу. Родная, все будет хорошо, немало радости впереди. Во все трудные минуты жизни наше единое прибежище – сердце Великого Владыки. Только оно может укрепить терпение и мужество и послать радость надземную. Нет лучшего Друга, нежели Великий Учитель. Так помните о заботе о Вас и помогите сами себе. Не утомляйтесь. Ваша чудесная аура так нужна для цементирования излучений близких друзей, потому берегите себя. Пусть и друзья берегут Вас, как только могут и умеют, это моя великая просьба к ним. И знаю, что просьба эта найдет отклик в их сердцах. Только допустите их выполнить радостную обязанность перед их любимой председательницей. Привожу мои две любимые Беседы: «619. Урусвати знает, как прекрасно излучение чувства доверия. Из скал доверия слагается гора верности, которая пребудет украшением Вселенной. В понятии верности сочетаются лучшие основы жизни, там и любовь, и красота, и преданность, и мужество, и мудрость. Верность есть следствие многих разумных существований. Антиподом верности будет вероломство и предательство, иначе говоря, самый позор человечества. Если такой противник у верности, то она, поистине, есть вершина горы. По антиподу можно представить себе того, кого преследуют. Верность оценивается как великое сокровище. Космическая Справедливость воздает щедро за верность. Воздаяние приходит в срок. Лишь немногие могут понять это срочное воздаяние. Чтобы понять срок, нужно проявить высокую степень доверия. За такую степень доверия Мы бываем признательны. Обоюдная признательность есть ключ к гармонии. Это простое утверждение для многих покажется нелепым. В таких сердцах не живут признательность и верность. Урусвати знает силу этих качеств. Даже в больших трудах они освещают путь жизни. Дико должно быть сердце, не знающее доверия и признательности.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.