|
|||
Москва, 2007 5 страницаОчень прошу Вас, дорогая Е. П., передать Б. Н., чтобы он продолжал записывать все свои духовные переживания и всякие ощущения в связи с событиями. Также, если услышанное им внутренним или духовным ухом отвечает добру, пусть доверяет, ибо добро есть единое мерило во всем. Очень люблю его письма и жалею, что столько затруднений с почтовыми сообщениями. Если мало пишу, то зато много о всех близких думаю. Посылаю ему и его милой жене мужество и спокойствие. Тучи пройдут. Переживем трудные дни, радость впереди. При суждениях о происходящем следует всегда помнить, что очевидность не есть действительность, именно очевидность есть исказитель действительности. А сейчас при сложности мирового положения можно очень ошибиться при скором суждении. Сейчас особенно приложима пословица – «Человек предполагает, а Бог располагает». Особенно стало трудно с газетными сообщениями, столько в них противоречивых сведений. Можно вспомнить слова одного умного читателя таких газет – «Хотя это и было написано в газетах, но оказалось верным». Итак, пусть все устремляются в светлое будущее, устремление это соткет и крылья, чтобы перенести через все препятствия. Но, устремляясь в будущее, приложим все усилия, чтобы из опыта настоящего накопить как можно больше нам полезного. Нет такого положения, которое не научило бы нас многому. Часто нам необходимо научиться терпению, этому великому качеству, недостаток которого губил многие светлые начинания. Нетерпеливому человеку не может быть доверено строительство. В духовном же делании, в ученичестве, терпение полагается как основа преуспеяния. Родные наши, переживем тяжкое время, конец Армагеддона, в мужественном терпении. По древнейшим писаниям, конец его падает на сорок второй год. Конечно, нельзя ожидать немедленного и повсеместного улучшения, ибо следствия порожденных причин еще будут протекать, но над некоторыми странами тучи уже будут редеть. Дорогая Маргарита Иосифовна, Вам сердечное спасибо за Ваши милые весточки. Они всегда приносят верное суждение и, кроме того, в них чувствуется и Ваша духовная бодрость. Храните это незаменимое качество. Мечтаю увидеть Вас и всех милых содружников. Шлю всем близким друзьям самые сердечные мысли и мою радость, что они укрепляют дух свой на чудесных книгах.
Е. И. Рерих – Ф. А. Буцену 23 января 1940 г. Дорогой Федор Антонович, радовалась Вашим двум письмам от 10 и 19 декабря, не имея вестей от Вас, беспокоилась. Очень горюем об уходе нашего Клементия Станиславовича, он так был нужен друзьям в переживаемое трудное время. Для него это освобождение – великая радость, но для нас огромная утрата. Жизнь его была продлена насколько возможно. Своею деятельностью на объединение и пониманием происходящего он заслужил признательность Великого Владыки. Эта признательность, конечно, есть высшая награда, потому радуемся за него. Он всегда будет жить в наших мыслях. Также счастлива была услышать от Вас, что Клементий Станиславович не одобрял увлечения поучениями, уявляемыми г-ном Апиным. В этом он был глубоко прав. Когда имеем наивысшее, неужели будем искать на базарах то, что так редко достижимо? Неужели сообщения посетителей из потустороннего могут заменить мудрость, идущую из Твердыни Света? Вы могли убедиться, насколько мы не любим препятствовать и насиловать в чем-либо волю последователей Учения Живой Этики. Мы сможем лишь указать на опасность и вред того или иного состояния мышления и действия, но всегда предоставляем всем самим решать, как поступить. Потому, зная об увлечении некоторых членов Общества потусторонними сообщениями, несмотря на все предупреждения и указания против таких общений в Учении, я писала Рихарду Яковлевичу об осторожности. Ведь у всех на памяти кружок Алексеевых, когда их потусторонний «гуру», чтобы заманить нужных ему людей, прикинулся почитателем книг Живой Этики, и когда ему удалось усыпить их сомнения и настороженность, то предложил членам кружка для приведения их в особо возвышенное состояние такую губительную меру, как воздержание от сна и пищи. Ему нужно было ослабить организм нужных ему людей для проведения своей черной цели. Зная также, что всякий запрет только усиливает желание, я просила Рихарда Яковлевича указать членам Общества отнестись доброжелательно к г-ну Апину, но выказать при этом разумное распознавание и помнить, что выше того, что имеется в Учении, принесенном Е. П. Блаватской, и в книгах Живой Этики, сейчас получить невозможно. Конечно, мы не против исследований разных психических феноменов, но каждое исследование требует доброжелательного, но строго аналитического отношения, которое в таких прикасаниях к Тонкому Миру не легко достигается. Дело в том, что редкие присутствующие всегда обладают прочной защитной сетью и сильною волею, что является первым условием для таких исследований. Раз защитная сеть нарушена и воля ослаблена, посетители из Тонкого Мира могут не только вредить здоровью, но настолько овладеть организмом того или иного присутствующего, что стать его одержателем. Вы же знаете, как ужасны последствия одержания. Конечно, при редких гармонических сеансах и где проводник является вполне моральным человеком, могут проявляться и неплохие духи родственников и друзей, которые могут подать приветственную и успокоительную весточку, но все же нужно всегда помнить, что такие посетители в лучшем случае знают немного больше земных воплощенных. Так на многочисленных сеансах, имевших место в Англии и Америке, бедные духи очень ошиблись в своих прогнозах, все они утверждали, что войны в Европе не будет и что Англия не будет вовлечена в войну. Но последователи Учения Живой Этики должны были бы понимать, что сроки и следствия великих событий оберегаются Высшими Силами, иначе все попугаи прокричали бы их на перекрестках, и можно себе представить, какое неслыханное смятение получилось бы, какая ненависть порождена была бы к тем, которым сужден лучший рок! Тайной держится мир. Сказать всем все – значит все разрушить. И когда в Учении говорится – «ищите Невидимых Друзей», то под такими Друзьями подразумеваются Духи Высшие, Духи Великих Учителей и Подвижников, а не случайные прохожие из сфер Тонкого Мира. Именно до глубины души тронуло меня отношение Клементия Станиславовича и к этому вопросу. Рихард Яковлевич писал мне о жестокой головной боли, которую он испытывал при посещении Апина. Это тоже свидетельствует о дисгармонии токов и, следовательно, опасно для здоровья. Теперь то, что Вы пишете о Либерт и Маркове, меня не удивляет. С самого первого оповещения об этой «платонической» любви я предвидела самое прискорбное развитие этой непристойности. От всего сердца жалею г-жу Маркову, но трудно советовать в таких внутренних драмах. По счастью, у нее есть отец, который может несколько облегчить тяжелое положение. Сообщение, что Либерт и Марков вышли из Общества, весьма обрадовало нас, ибо истинно следует оберечь Общество от подобных последователей Живой Этики. Сказано – худой элемент должен уйти. Сейчас пришли одновременно Ваше письмо от 25 по 28 декабря, письмо Гаральда от 25 декабря и открытка И. Г. от 4 января. Да, Вы, Гаральд и И. Г. правильно чувствуете, что уход такого чуткого и полезного человека, как Клементий Станиславович, был задержан до последней возможности. Он понимал смысл происходящего. Но, конечно, трудно, чтобы большинство оказалось на высоте такого же понимания. Все же в книгах столько указаний, что непредубежденное и незатемненное очевидностью сознание может усмотреть направление эволюции. Нужно благодарить Силы Света за посланный Щит. В эти тяжкие дни всем советую перечитывать первый том Учения и не смущаться очевидностью. Настоящая очевидность есть щит, так и примите. Любовь к Родине, конечно, чувство прекрасное, но шовинизм есть его антипод. Из шовинизма рождаются все самые ужасные качества, именно шовинизм является породителем всяких видов войны. Просмотрите историю культуры и увидите, что ничего великого не было создано шовинистически настроенными умами. Шовинизм есть темница духа. Мы должны преисполниться доверием к Высшей Справедливости, не к той справедливости, которая нам лично удобна и понятна, но которая взвешена на безошибочных кармических весах. Более, чем когда-либо, необходимо сейчас ознакомиться с правдивой историей народов и их стран, тем расширить свое суждение и хотя бы отчасти понять смысл совершающегося. Армагеддон знаменует конец определенного Цикла. В огне и грозе происходит переустройство мира. Не только Земля, но вся Вселенная в великом напряжении. Напряжение растет не только в сражениях, но и во внутреннем разложении, потому так важно где только возможно вносить хотя бы признаки единения и доброжелательства. Не будем разжигать ненависть, ибо каждая капля ее сжигает лучшие накопления. Очень радовались успеху вечера, посвященного памяти Мусоргского. Гении и таланты стоят поверх всех национальных преград. И мы ценим, что в данном случае наше Общество следует заветам Живой Этики. Также и появление Сборника[3] приветствуется. Понимаем все трудности, связанные с таким изданием, и потому приносим нашу благодарность друзьям, поработавшим над осуществлением его. Да будут благословенны усилия на благожелательное объединение и дружественное содействие. Помощь великая посылается каждому работающему на единение, каждому понимающему жизненное приложение заветов Учения. Не горюйте, что у Швеции[4] имеются враги. Как всегда, доносятся лишь ближайшие голоса, а далекие не достигают, но часто эти далекие иначе звучат. Помните, как сказано, что по длине тени узнают высоту предмета, так же точно по количеству врагов познается истинная мощь человека и страны. Также будем помнить, что одни успехи не полезны, иногда уроны ведут к большей пользе, ибо несут с собою многие полезные изменения. Приветствую приезд нового члена Стипрайса. Так много зависит от руководителей групп, и каждый чутко понимающий новое строительство должен быть особенно отмечен. Бояться нужно всего отживающего, всего отягощающего наше устремление к просвещению, к культурному сотрудничеству. Пусть новые формы несовершенны и грубоваты вначале, но ведь каждое новое приспособление нелегко. Нужно найти и терпение, и благожелательную терпимость. Грядущее многое изменит, пробьется дух человеческий. Весною произойдут многие события, будьте спокойны и храните полное доверие к Руке Водящей. Щит Света поднят и хранит все необходимое, все избранное для эволюции планеты. Там, где хуже всего, там может стать лучше всего, там, где наибольшее неверие, там может оказаться наибольшая вера, сила того или иного импульса рождается из мощи сопротивления. Прилагаю § 522. «Урусвати знает радость о Вселенской Справедливости. Многоразличны наименования этого закона у всех народов. Каждый по-своему называл – карма, мойра, фатум, кисмет, так люди понимали рок. Одни чуяли его радостно, другие мрачно, но никто не отрицал существование закона, который проявлялся во всем Космосе. Разумность такого двигателя указывает на стройность Мироздания. Отдельные верования пытались уничтожить глубокий смысл Космической Справедливости, но сами они впадали в горшее заблуждение. Можно наблюдать, как теряли значение восставшие против истины, в то же время можно видеть, как преуспевали те, кто уважал проявление космического закона. Просмотрим историю народов и отдельных деятелей и убедимся, что закон Вселенской Справедливости прекрасен. Не будем останавливаться на указаниях о мщении, ибо закон не знает такого насилия. Наоборот, целесообразность истекает от кармы и сияет на весах равновесия. Опять снимем повязку с глаз Фемиды, Справедливость должна быть зрячей и дальнозоркой. Не будем ужасаться космическим событиям, но примем их достойно, как действие великого закона. При внимательном отношении убедимся, что следствия имели свои причины. Мыслитель убеждал сограждан смотреть пристально, чтобы уметь найти причины происходящего». «Мы любим некий народ, ибо он менее других замкнут в тесный круг. Урусвати правильно понимает, что искание справедливости и стремление к служению делают народ подвижным. Такой народ уже близится к продвижению. Пусть осуждают его за многие несовершенства, в таких несовершенствах заключается возможность. Хуже нет совершенного шарика, бегающего по замкнутому кругу. Народ учится на невзгодах. В истории человечества нет преуспеяний в спокойных периодах. Каждый народ-победитель умеет быть и подвижным. Мысль такого народа открыта к новым смелым нахождениям. Суровый обиход направит народ в будущее. Радость помочь там, где и среди бедности растет стремление к служению. Мыслитель заботился о движении народа: " Пусть учатся в движении, так легче найти ритм" »[5]. «599. Урусвати знает об отступниках. Каждое Учение имело своих отступников. Поразительно наблюдать, из каких низменных побуждений образовывались ярые отступничества. История дает достаточно примеров, но, в сущности, таких унизительных для человечества проявлений было гораздо больше. Мы упоминаем об этом позорном деянии лишь из желания установить правильное к нему отношение. Некоторые чрезмерно огорчаются, слыша об отступниках, но не следует переоценивать их значение. Они окажутся своего рода резонаторами и своей энергией придадут движению особую напряженность. Многие не умеют напрячь энергию без антитезы. Нужно то же самое, что Мы указывали, говоря о наковальне. Удивительно, что имеются не только отрицатели, но и отступники, последние еще сильнее, нежели отрицатели. Но нужно проследить сложный процесс отступничества, чтобы понять, как великие идеи оказываются переплавленными в низменных сознаниях. Лучшее, что может сделать такой отступник, это ускорить свой проступок. Судьба отступника не завидна. История подтверждает это. Но остальные не должны терять время на переубеждение, ибо нарыв должен окончиться кризисом, потому посмотрим на такое явление спокойно. Мыслитель знал отступников в среде своих учеников. Он сам предлагал им скорей отойти». «596. Урусвати знает, что каждое человеческое общение порождает следствия для всех участников. Следует повторять это всем людям, ибо большинство вообще не понимает, о чем идет речь, и даже просвещенные люди думают, что предполагается какое-то важное действие и привычный обиход не имеет касания к сказанному. Нужно подчеркнуть, что Мы говорим о каждом действии независимо от его размера. Могут сказать – неужели домашний обиход может иметь глубокое значение? Именно может. Постоянно говорят о несчастных безвинно страдающих, но посмотрим в корень быта и найдем множество причин, порождающих несчастье. Могут быть прямые и косвенные причины. Может человек страдать по вине другого, но какая-то связь следствий должна быть. Простой семейный быт разве не порождает множество следствий? Семья забыта и часто служит злейшим рассадником вражды. Могут ли такие порождения проходить бесследно? К тому же они обычно прикреплены к одному месту и тем усиливается размножение этих губительных бактерий. И такие людские рассадники являются опасными врагами счастья человеческого. Но также не забудем многолюдные учреждения, где гнездится человеконенавистничество. Так люди должны помнить свой долг и не заражать пространство. У Нас имеются аппараты, которые показывают заражение пространства. Правители зовут решать дела мира, но основа раздоров вовсе не в неудачном приказе, но в каждодневном быту народа. Мыслитель говорил: " Не Архонты объявляют войну, но каждый гражданин таит ее в своем доме" ». «597. Урусвати знает, как беспрерывно совершается работа в глубинах сознания и как редко люди ощущают ее. Чуткий человек улавливает эти внутренние зовы, которые помогают ему в некоторых событиях. Ученые пытаются это назвать интуицией или подсознанием. Они боятся назвать этот процесс работою сознания. Если положить неведомые границы между сверхсознанием и подсознанием, то где же будет сознание? Подобно сердцу, сознание работает и днем и ночью, но сердце есть земной удел, тогда как сознание есть орган трех миров. Накопление сознания следует за всеми оболочками. Мы называем сознание подземным огнем. Много аналогий между этими феноменами. Огонь необходим для равновесия планеты, но, кроме благотворных проявлений, тот же огонь может быть и разрушительным. Не то же ли самое можно сказать и о сознании? Оно двигает человека к совершенствованию, но оно же может при беспорядочности создать взрыв. Одурманенный человек готов к любому преступлению, он теряет равновесие, и огненная природа сознания производит взрыв. После неуравновешенных проступков человек тщетно пытается собрать уничтоженные частицы сознания, но иногда приходится начать новые накопления. Каким черным грузом ложатся шлаки сожженного сознания в Тонком Мире! Можно, подобно поэту, описывать нагруженных путников, пытающихся взобраться на гору. Каждый думает: " Зачем запасся я таким грузом? " Но стоило лишь слушать голос сознания, и груз был бы легким. Кроме того, и Мы могли бы помочь. Нам доставляет великую радость помогать каждому в его области. Но часто самая лучшая посылка летит обратно – непринятая. У Нас велики архивы непринятых посылок, как на почте накопляются недошедшие письма. А ведь некоторые Наши корреспонденты могли бы быть уже осмотрительными. Зачем заслоняться сомнением и раздражением? Когда Мы говорим о Надземном, казалось бы, следовало насторожиться и ловить каждое слово. Наша внутренняя жизнь полна психологическими моментами, когда каждое чуткое отношение к Нам вызывает Нашу признательность. Урусвати не однажды слышала эти слова признательности. Когда Мы зовем к еще большему спокойствию, значит, Мы предвидим напряжение и нужно пережить дни бережно. Каждому не трудно выйти из равновесия, но какая же это будет находка? Не только нужно напрячь ум, но и прислушаться к голосу сознания. Мыслитель говорил: " Мой бедный ум, куда ты пойдешь без руководительницы прекрасной, без души? " ». Это письмо и параграфы из «Надземного» Вы прочтете ближайшим друзьям. Отнесемся как можно доброжелательнее, как можно сердечнее к близким, сердце которых получило рану и болеет за родину. Пусть соберут все мужество и великодушие, чтобы понять происходящее. Не все так плохо, как кажется. Часто именно то, что принимали за бедствие, оказывалось основою нашего счастья. Мудрость народная давно предусмотрела это в мудром речении: «Не быть бы счастью, да несчастье помогло». Так примем все спокойно и мужественно и устремимся поверх настоящего в светлое будущее, когда новые широкие возможности дадут и новое расширение сознания и деятельности. От всего сердца шлю Вам лучшие укрепляющие мысли. Доживем до светлых дней.
Е. И. Рерих – С. Н. Рериху 26 января 1940 г. Дорогой мой Светуня, спасибо, родной, за три телеграммы с пути, но все еще ждем телеграмму с твоим адресом из конечной станции, чтобы переслать тебе письма и телеграммы. Опасаемся, что д-р Кузинс опоздал и тебе пришлось устраиваться самостоятельно. Только что пришла телеграмма от Катрин. По получении твоего адреса перешлем ее тебе, пока же решили ей ответить, что ты находишься на экзибишен тур и телеграмму ее пересылаем тебе[6]. Думается, что вряд ли ты сможешь попасть в Америку к началу апреля. Великий Владыка очень, очень настаивает на посещении Хайдерабада. Может быть, осень лучше для подготовки следующего выступления. Впрочем, тебе виднее, как поступить. Пришли также два письма от Катрин, пересылаем их тебе вместе с телеграммой. Вчера пришло письмо от Зины, полуофициальное, сообщает, что Флорентина оставила Н. К. и мне по 2500 долларов. Если друзья и адвокаты смогли бы отстоять долю Н. К. от посягательств разных акул, то моя доля могла бы идти в твой американский фонд. Но опасаемся, что они этого не смогут и тогда из моей доли придется заплатить адвокату. Увидим, как все сложится. Не знаем, оставила ли Флорентина что-либо Зине, об этом она не упоминает, пишет лишь, что Флорентина составила новое завещание с помощью Рок, которое оставалось лишь подписать, но внезапная смерть этому помешала. Подробности Зина обещает сообщить в следующем письме. По-прежнему получаю самые сильные утверждения о результатах твоей работы и поездки, это меня очень, очень радует. Получила письма от Эми и Инге, Инге пишет восторженно о твоих картинах, просит дать ей совет, как лучше ей устроиться, ибо она считает, что теперь, когда Спенсер не нуждается больше в ней, она должна искать себе новое занятие. Жаль, если ей придется оставить Катрин. Она такой верный друг. Пришло, наконец, письмо от старика Шклявера и два письма еще от ноября от Жоржа. Оказывается, Жорж служит простым рядовым! Видимо, на испытании обнаружились его малые военные познания. Получает он всего 50 сантимов в день, и старик просит высылать им по-прежнему ежемесячную субсидию. Мы послали ему пока четыре фунта и просили переговорить с Пероннэ о закрытии Парижского Центра-Музея на все время войны. Сказали, что по мере возможности будем высылать ему небольшую сумму, но по нынешним временам трудно рассчитывать на достаточный заработок. Известили его о смерти американских друзей, поддерживавших культурные учреждения, а также, что и в самой Америке дела сейчас далеко не блестящи и друзья наши сокращаются во всем и т. д. Бедняга Жорж, как круто ему пришлось! Родной наш Светуня, мысленно мы все время с тобою. По вечерам Пасик занимается в твоей комнате. Ждем очень твоего письма с описанием твоей поездки и новых впечатлений[7]. Что выставка? Вероятно, все, как мы представляли себе, также и дуб есть дуб[8]. Пока что никаких рецензий не имеем. О ходе событий ты, вероятно, знаешь не меньше, если и не больше нашего. Жду с большим нетерпением февраля месяца, когда начнутся некоторые улучшения. Великий Владыка готовит тебе новое оружие против трио в Америке[9], но пока что не знаю, в чем оно будет состоять. От Лефранка пришел счет на 12 с половиной фунтов, но о посылке еще не слышно. Поблагодари Кузинса за его письмо с двумя старыми журнальными вырезками из Тривандрума. Посылаем рекламную вырезку о Пикассо. Вот до чего доходит безумие. Родной мой любимый Светуня, держу тебя в сердце и посылаю тебе и всем окружающим тебя самые лучшие мысли. Передай наш привет д-ру Кузинсу. Что Ганиз, доволен ли ты им? Пасик и Юсик крепко целуют тебя. Всем сердцем обнимаю тебя, М.
Е. И. Рерих – Э. К. Аншевиц 31 января 1940 г. Дорогая Сотрудница и Друг, весть об уходе нашего верного Друга Клементия Станиславовича безмерно опечалила нас всех. Поистине, редко можно встретить в земной жизни такого светлого человека, полного устремления и широких благодатных взглядов. Его прекрасная личность стала нам особенно близка после чудесных писем Ивана Георгиевича, который с душевным чувством всегда так ярко отображал его облик, полный широкой человечности. И теперь мы слышим от друзей, как возвышенно он отходил, превозмогая ужасные земные страдания. Его пример останется среди всех сотрудников призывным воспоминанием. Мы знаем, как радовался Клементий Станиславович Вашему участию в культурной работе. Действительно, работа над распространением книги является одной из самых благородных. Человек, приобщившийся к книжному делу, имеет столько невидимых друзей, и одна эта мысль должна окрылять такого деятеля. Друзья писали, что Вы опишете последние дни земной жизни Вашего отца, как душевно рады будем мы получить эти страницы. Его фотографическая карточка никогда не оставляла моего письменного стола. Трудно восполнима утрата такого друга! Но мы знаем, что и в Надземном мире Клементий Станиславович продолжит свою светлую деятельность, которой он был так предан. Лучшие мысли шлем ему в его надземных путях. В память Вашего замечательного отца да преуспеет Ваша работа. Духом с Вами.
Е. И. Рерих – Р. Я. Рудзитису 1 февраля 1940 г. Совершенно доверительно Дорогой Рихард Яковлевич, получили письма от К. О. и Екатерины Яковлевны от 2 и 3 января. Оба письма нас несказанно огорчили, ибо рисуют положение полного взаимного непонимания и недоверия среди ближайших сотрудников. Этого не должно быть, ибо такое разъединение недопустимо во время Армагеддона и того опасного момента, который переживается страною. Знаете ли Вы их содержание? Письмо Карла Оттоновича особенно удручило. Неужели же Гаральд и Иван Георгиевич могли требовать нового правления? Привожу его слова: «Ультимативно они (Гаральд и Иван) требуют, чтобы мы отошли и Вы отстранили и Рихарда Яковлевича, и меня, и Драудзинь, и других, и они назначат новое правление и заставят уйти всех не примкнувших к их самоопределению... » Но это как-то не вяжется с тем, что пишут обвиняемые ими лица. Я знаю, что они исполнены устремления сделать все как можно лучше, и весьма возможно, что они, как говорится, могут иногда немного перестараться и недостаточно посчитаться с состоянием сознания некоторых членов. Но за это слишком винить нельзя. Кто из нас в своем устремлении не перехватывал иногда через край. Я первая повинна в этом, в моем желании дать радость, поощрить и выказать доверие людям я слишком переценивала их силы. Екатерина Яковлевна правильно замечает в своем письме, что книги Н. К. и книги Учения открыто продаются, и, если кто интересуется Н. К., должен прежде всего обратиться к ним. Основы и задания Общества тоже ясно формулированы, и потому в тех странах, где провозглашена свобода совести или вероисповедания, все эти положения никаких недоразумений вызывать не могут. Точно так же и в Швеции эта свобода была принята и можно бы спросить – что же случилось? Неужели же все снова возвращается во тьму средневековья? Сознание, продвинувшееся в эволюции, может не признавать некоторые церковные догмы в их грубо примитивном аспекте, но сущность религии как устремление нашего существа ко всему Прекрасному, ко всему эволюционному есть чувство врожденное в нас, как и чувство притяжения или любви. И только степень сознания нашего определяет и ступень нашей эволюции. Правильно понятая эволюция и есть устремление к красоте во всех ее проявлениях. На правильном пути эволюции не будет отрицаний основ Бытия, и даже те догмы, которые некоторые сознания уже переросли, все же под неуклюжей формулой в основе своей имеют одну из многочисленных граней Истины. Итак, истинное просвещение будет не отрицать, но собирать как можно больше граней и оттенков беспредельной Истины для гармонического сочетания их в величественный Синтез. Эволюционное сознание не может ограничивать Божественный Принцип человеческим сознанием и атрибутами, но Божественное Начало, пребывающее во всем сущем, назовем ли мы его Богом, Духом, жизнью, сознанием, всеначальной энергией или сублимированной материей, признавалось и признается и в наше смятенное время всеми лучшими и просвещенными умами. Как говорится – «Малое знание уводит нас от Бога, но большое знание приводит к Нему». Неужели же все возвещенные свободы остались лишь на бумаге? А человеческое сознание по-прежнему не выбралось из мрака средневековья? Можно было бы трудным друзьям дать прочесть параграф из «Надземного», который как нельзя лучше определяет «свободу» некоторого мышления. Привожу его Вам, может, пригодится. «Вы знаете, как настойчиво нужно освободить человеческое мышление. Не нужно утешаться, что мысль по природе своей свободна. Но процесс мышления связан со многими предрассудками. Не сжигают сейчас колдунов, но многие научные области считаются почти колдовством. Каждый может назвать многих людей, полагающих себя культурными, которые не могут признать целые научные достижения. Могут быть издаваемы книги, могут открываться новые университетские кафедры, могут производиться опыты, засвидетельствованные достоверно, но почтенные деятели будут пребывать в ветхих предрассудках. Они не стыдятся называть себя циниками и ярыми скептиками, когда проще назваться глупцами. Не беда, если какой-то ярый глупец будет отрицать действительность, но многие из них занимают правительственные места и препятствуют просвещению. Невозможно перечислить, какими узами связано народное мышление! Не удивляйтесь, но психический уровень его мало отличается от средневековья. Тогда невежды покушались на Леонардо да Винчи, но и теперь можно наблюдать то же явление. Учитель, который будет говорить о дисциплине мышления, убедится, как невозможно еще сказать о простейших истинах. Правители и высшие наставники сумеют закрыть рот смельчаку, помыслившему о свободе мышления. Мыслитель говорил: " На каждом из нас звенят тяжкие цепи" »[10]. Воображаю, какое негодование вызвали бы эти строки среди отрицателей. Но в смягченном виде можно было бы им пересказать. Да, пора бы сбросить тяжкие цепи и обратиться к зовущему и ведущему в беспредельность светлому знанию, не ведающему никаких запретов. Там, где запреты, там удушение и смерть разложения. Божественное начало в человеке, его интуиция может действовать в нашей еще грубой телесной оболочке лишь под стимулом высших вибраций, которые рождаются только от устремления к Прекрасному. Человек, сознание которого привязано к земле, истинно, в землю и уходит. Он не знает законов тончайших энергий и не озаботился о накоплении их в своей собственной лаборатории; он не знает, что лишь эти тончайшие энергии дают ему возможность жить беспредельно. Итак, человек отрицающий есть прежде всего САМОУБИЙЦА. Мы можем понимать страшный вред узкой и невежественной церковности, которая сама обратилась в Запретительное Учреждение; не запрещаются ли ею многие области научных исследований? Не накладывала ли она свое вето на многочисленные научные открытия, несшие человечеству великое благо? Но основа, на которой церковь была построена, будучи очищена от всяких позднейших невежественных и корыстолюбивых добавлений, останется незыблемой как основа высшей этики – именно признание Вездесущего Божественного Начала и Любовь к ближнему. Итак, новое расширенное понимание Божественного Начала откроет все пути и приведет к вмещению многогранной Истины. Тому, кто хочет вступить на эволюционный путь, придется отставить все отрицания и усмешки. Непристойно оказаться ретроградом и невеждой. Учение Живой Этики особенно настаивает на осторожном подходе к сознаниям узким и зараженным предрассудками, последних может быть особенно много в так называемом материалистическом миросозерцании. Заповедано говорить по сознанию – «слово должно быть не гробовым гвоздем, но лучом врача»[11]. Вот почему нужно проявить всю терпимость и осторожность, подходя к людям, воспитанным в тяжких условиях всякого отрицания. Мы полагаем, что лицо, столь порицаемое Карлом Оттоновичем, удачнее всего может найти подход к таким людям, и потому просили его не отталкивать, но постараться смягчить разницу в миросозерцании и установить более дружественные отношения, именно, объединить что возможно.
|
|||
|