Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Йога-Радж Борис Сахаров 8 страница



 

витии, действует не особенно убедительно.

 

Прежде всего, как же здесь идет речь о верхушке головы (родничке), когда мы должны кон-

 

центрироваться на АДЖНА-ЧАКРЕ? Хотя свет макушки головы является излучением САХАСРАРА-ПАДМА, но в конечном безразлично, исходим ли мы от света между бровями или от макушки – цель этой практики в любом случае есть " третий глаз" (ДЖНЯНА-ЧАКША), который тем самым должен быть вызван к открытию, в противном случае каждое стремление становится бесплодным.

 

Этот " третий глаз" обладает так же чудесными силами ЙОГИ – каждый из его тысячи лепест-ков представляет в двадцатикратной степени повторение иой же способности, которая имеется в соответствующем лепестке каждой другой ЧАКРЫ, и символически указывается посредством той же буквы алфавита (БИДЖА-МАНТРА). Это, как и значение слов СИДДХА и СИДДХИ, должны иметь ввиду те, кто слишком охотно говорят о презрении ко всем силам.

 

Если они слова Патанджали " ТЕ САМАДХАЙЕ УПАСАРГАВИЙУТХАВЕ СИДДХАЙАМ" переведут именно точно и не будут схоластически цепляться за обычное значение этих слов, примерно следующим образом: " Эти силы являются препятствием для достижения САМАД-ХИ, но содействуют исходящему мыслительному началу…", то тогда они прочтут: " Эти силы являются дополнительными средствами для САМАДХИ и для пробуждения, "

 

И если эти силы для пробуждения и для достижение наивысшей ступени в конце концов дол-жны быть оставлены, то ведь сначала их следует достигнуть!

 

Как заметил однажды Свами Вивекананда: " Будда пренебрег троном – это было действительно преображением, но для нищего, у которого ничего нет, не может быть речи о преображении. Когда Патанджали, в связи с этим, отбрасывает силы, то он употребляет слово ВАЙРАГЬЯ, которое означает просто " равнодушие". СИДДХА-йогин достигает всего посред-ством ПРАТИБХА (интуиции). Это слово означает " свет" и происходит от глагола ПРАТИ-БХА " какому-то духу ясно появиться", " духу стать настоящим". Презрение к этому было не просто абструкционизмом! Из этого происходят все силы, которые приобретаются посредством рас-крытия " третьего глаза". "

 

Свами Шивананда пишет: " В физическом мире знание вещей достигается посредством пяти органов чувств. На духовной плоскости слышат, видят и осязают не при помощи обособленных и ограниченных чувств. Так приобретают ДИВАЙЯ-ЧАКШУС, т. е. божественный глаз – совер-

 

шенно новую силу или способность. Посредством этого духовного глаза можно все слышать, видеть, чувствовать и знать о предмете. В мыслительном начале перемешаны все виды чувств, он является смесью всех органов. Он может слышать, видеть, чувствовать вкус, обонять, ося-зать. Все это получается посредством выражения воли. Если думают о небесном существе, то оно немедленно оказывается там, если думают о ком-либо, то он стоит немедленно перед тем, кто думает. Для него не существует никакого расстояния, он читает мысли других. Обмен иде-ями является очень быстрым. Известно прошедшее, так же будущее, человек обладает яснови-

 

дением и яснослышанием, и может одновременно проявляться в различных формах. " (" Что про-

 

исходит с душой после смерти" ).

 

Если эти способности являются уделом каждого умершего на духовной плоскости, то адепты обладают ими уже во время пребывания на Земле, благодаря своему открытому " третьему гла-зу". Должен ли адепт зтим пренебрегать?!

 

У Совершенного все центры сияют как усыпанная яркими огнями рождественская ёлка, кото-рая, впрочем, является символом совершенного развития.

 

Но наша световая медитация – раздел РАДЖА-ЙОГИ – ожидает нас, и никогда нельзя преры-вать медитацию, потому что иначе все надо начинать с самого начала.

 

Мы садимся в нашу привычную АСАНУ и концентрируемся, отвлекаясь от остальных впе-

 

чатлений, происходящих от впечатлений тела и положения рук, на желании – не думая ни о чем другом, как стать господином себя. При этом мы выполняем упражнение ТРАТАКА на образе Солнца с изображением ОМ. Когда посредством этой подготовки наш дух затрепещит от внут-

 

реннего стремления, то мы закрываем глаза и созерцаем в КХА (перед собой на высоте бровей, но через несколько секунд внимание само собой переносится вовнутрь головы) все более свет-

 

лым становящееся Солнце и желаем видеть в середине этого солнечного диска изображение ОМ или позже глаза Учителя. Это все. Однако первый проблеск видений приходит, как правило не ранее, чем через несколько месяцев, и не ранее, чем через одну или две весны можно добиться такого счастья, что упражняющийся видит глаза Учителя или даже его самого лицом к лицу. Но до этого будут получаться указания и интуитивные внушения телепатическим путем.

 

Женщины от природы более склонны к медитации. Мы предоставляем слово нашей лучшей ученице из Берлина: " …Слово " ЙОГА" всегда имело для меня таинственную притягательную силу, но час, в который должны были начаться мои занятия, еще не пробил. Вследствие ряда со-

 

бытий в моем распоряжении оказалась книга Свами Вивекананды " РАДЖА-ЙОГА". Она подей-

 

ствовала на меня как откровение и я имела лишь одно жгучее желание найти Учителя.

 

Через три месяца я стояла однажды перед ним с этой книгой в руке и с просьбой о наставле-нии. Во время этого первого урока он спросил меня: " Хотите Вы идти по этой дороге? " С самым глубоким уважением я ответила: " Да", – и так начались мои занятия.

 

После нескольких подготовительных бесед я получила наставления: концентрироваться на бе-лой точке между бровями. Через четыре недели к этому добавилось: попытаться увидеть Солнце с закрытыми глазами, маятниковое дыхание с ОМ. В течение упражнений начали появляться всевозможные картины, некоторые я жаждала видеть, большей частью быстро гаснущие. Через пять месяцев я начала видеть незнакомое мне лицо. Я попыталась объяснить это моему Учите-лю. Однажды он показал мне картину, на которой две мужские головы. В одной из них я узнала свое видение.

 

Мой Учитель дал мне МАНТРУ и задание, чтобы я концентрировалась на АДЖНЕ с желани-ем увидеть определенного Великого Учителя. Сначала появился символ имени этого Учителя, затем глаза, словно фосфорисцирующие – почти пугающие – затем лицо, южные улицы и т. д. Особенно хорошо удавались мне опыты, когда я концентрировалась на моем Учителе, с желани-

 

ем видеть чем он занимается, увидеть его комнату и т. д. Часто я также видела его ауру и другие тонкоматериальные вещи, относящиеся к нему. Некоторые видения были соединены с интен-сивным чувством счастья и сопровождались теплом в спине и туловище.

 

Я получила ряд МАНТР или также отдельные слова с заданием концентрироваться на них, с желанием видеть, что они означают. Все МАНТРЫ были на санскрите, и я как раз только нача-ла изучать санскрит и не могла его понимать.

 

1. При концентрации на МАНТРЕ " КЛИНГ КРИШНАЙЯ ГОВИНДАЙЯ ГОПИДЖАНА ВАЛЛАБХАЙЯ СВАХА", услышала я живую веселую музыку, увидела поднятые вверх руки, понятия " Великие дела", " Чудесные дела", затем появился белый слон с несколькими хоботами и клыками. Мой Учитель был очень доволен и объяснил мне, что я видела Кришну как " АЙРА-

 

ВАТУ" (символический слон с семью хоботами).

 

2. При МАНТРЕ " ОМ КЛИНГ КАЛИКАЙЯ НАМАХ", я увидела руку с мечом, длинную цепь, изображение богини Кали.

 

3. При МАНТРЕ " ОМ ТАТ САВИТУРВАРАНИЙАМ БХАРГО ДЕВАСИЙА ДХИМАХИ ЛХИЙО ЙО НАХ ПРАЧДАЙАТ" (МАНТРА утренней зари – " ГАЙЯТРИ" ): " Роза небес, восход солнца, четыре белые лошади, небесное существо (Гелиос или Брахма). "

 

4. При МАНТРЕ " ОМ ГРИНГ КАМАЛАВАСИНИЙАН НАМАХ", я увидела тихую темную воду и цветы на ней. На одном цветке (лотоса) появилась, как Венера на раковине, эфирная белая фигура, на ней была своего рода тиара и в ушах серьги, из глубины воды поднимались пузырьки.

 

Это мой Учитель разъяснил как символ развития, совершенствование духа, который дви-жется вперед. Я правильно видела богиню Лакшми, живущую в лотосе (КАМАЛАВАСИНИ).

 

5. При МАНТРЕ " Шаломалехем", я увидела Христа на кресте, имела замечательное ощуще-ние в ладонях и желание протянуть руки в стороны. Затем наступил род летаргии, я видела вос-точное кладбище, кипарисы, высокие входные ворота, людей в полосатых одеждах. У меня было чувство, словно я приняла морфий, словно у меня эйфория. Мое дыхание стало совсем медленным. Учитель сказал, что слова означали: " Да будет мир с вами", – слова благословения произносил Христос.

 

6. При концентрации на слове " Гефтах", я увидела буквы, которые не были санскритскими, похожие на морские звезды с четырьмя лучами, обращенные книзу. Я ощутила тепло и спокой-

 

ствие в МУЛАДХАРЕ, увидела треугольник, который рос из пирамиды, появился египетский символ жизни. Я слышала слово " ШАКТИ", увидела красную ленту или поток крови, который поднимался. " Гафтах" была искупительная МАНТРА Христа, означающая " откройся" – по отно-

 

шению к МУЛАДХАРЕ и КУНДАЛИНИ. Поднимающийся треугольник – это МУЛАДХАРА, ШАКТИ – равнозначащее КУНДАЛИНИ

 

7. При концентрации на словах " Господи Иисусе помилуй мя", я увидела церковь на востоке с золотыми стенами и изображениями святых. Эти изображения были украшены драгоценностя-ми. Одна фигура была в темной одежде, с длинными волосами и бородой, с огромными темно-карими глазами, очаровывающими, блестящими, как звезды. Далее сводчатое помещение, похо-

 

жее на пещеру, руки, которые что-то делали. Они перебирали затем рукописи, книги или сви-тки. Их было много в помещении. Затем обе руки были подняты вверх. Над пещерой возник свет. Оттуда пролился источник, появилась белая фигура, она имела что-то белое на голове, точ-

 

но митру, образ имел оранжево-красный цветок на месте сердца (АНАХАТА-ЧАКРА), но нем-

 

ного правее него. Затем из него появилось пламя. Пред пещерой лежал спящий лев. На цветах сидели птицы, которые " говорили между собой". Это видение продолжалось приблизительно час. Мой Учитель объяснил мне, что эти слова являются наивысшей МАНТРОЙ в восточно-

 

христианской религии.

 

8. При задании, чтобы я первого апреля концентрировалась на огне ВЕСАКА (в полнолуние месяца ВАЙШАКХА, в апреле – в Тибете имеет место род буддийского " пасхального праздни-ка", при котором появляется Будда) с желанием что-нибудь увидеть из него. Появились сначала черепа, подобные маскам, затем яркий синий цвет, леса и горы, Луна, затем образ Будды на не-бе. Большая толпа людей. Необычный серебряный сосуд с рельефными изображениями – несом-

 

ненно, культовый сосуд – музыкальные инструменты, кроме того два листа железа. Освещенная белым светом площадь и человек, который говорил. Появился необычайно резкий аромат. Я са-

 

ма держала чашу, толпа бормотала… Было что-то еще, но я не могла запомнить, было слишком страшно. "

 

 

 

ПЯТОЕ НАСТАВЛЕНИЕ

 

 

 

САМАДХИ-ЙОГА

 

 

 

Гхеранда сказал:

 

В заключении – САМАДХИ является великой ЙОГОЙ и ею овладевают благодаря очень счастливой судьбе (хорошей КАРМЕ предыдущих воплощений). Она достигается посредством доброты и милости Учителя, а также посредством преданности ему.

 

 

 

" Милость Учителя" есть пробуждение КУНДАЛИНИ посредством прикосновения руки Учи-

 

теля, посредством его взгляда и посредством его желания. Этот феномен образует основание для мистического посвящения ученика. Или же он получает от Учителя наставление в упражне-

 

ниях и особую МАНТРУ, которая предназначена для пробуждения КУНДАЛИНИ.

 

Кто имеет веру в Учение, в своего Гуру и свое Я (АТМАН) и чей мыслительный принцип (МАНАС) изо дня в день пробуждается, тот йогин достигает тогда этого великого упражнения.

 

 

 

Мыслительный принцип отдели от тела и объедини его с высшим Я (ПАРАМАТМА) – узнай это как экстаз (САМАДХИ), освобождение сознания от всех состояний.

 

 

 

Этими состояниями являются: бодрствующее сознание (ДЖАГРАТ), сновидение (СВАПНА) и сон без сновидений (СУШУПТИ). К ним причисляют еще обморок (МУРЧХА) и смерть (МА-РАНА). Четвертое состояние (ТУРИЙА) называется САМАДХИ. Это САМАДХИ индийцы иногда называют " бессонным сном". Не говоря о том, что это выражение само по себе ничего не говорит, оно также абсурдно.

 

Во время сновидения душа (ДЖИВАТМА) находится в астральном мире (ХИРАНЬЯ-ГАРБХА), который состоит из светящейся материи – на это указывает обозначение " ТАИДЖА-

 

СА" (" светящийся" ). Во сне видят, поэтому, так же объективные вещи, хотя и из тонкоматери-ального мира, что может доказать каждый, кто упражняется в ЙОГЕ, после достаточной практи-

 

ки.

 

Состояние сновидения йогина выше, чем состояние бодрствования, так как при нем йогину раскрывается высший (тонкоматериальный) план. Это, конечно, не означает, что рядовой чело-

 

век испытывает во сне только иллюзии (МАЙАТМАКА). Как комментирует Свами Шивананда: " Отсюда следует, что сновидения являются только иллюзией, они ложны. " (" БРАХМА-СУТРА" ).

 

А вот что говорит Шри Шанкара о " сне без сновидений": " Его сущность есть познание всех (чувственных) предметов, поэтому оно называется ПРАДЖНЯ. "

 

Сознание йогина познает таким образом во " сне без сновидений", посредством своего разви-вающегося мыслительного принципа, всё – весь мир. Поэтому это состояние является еще более высоким состоянием сознания, чем оба предыдущие – ДЖАГРАТ (бодрствующее состояние) и СВАПНА (сновидение). Однако Свами Шивананда пишет: " ВАЙШВАНАРА является одним из ВИРАТ (внешний, физический мир, как материальное тело Бога; ХИРАНЬЯГАРБХА есть астральное тело Бога) на физическом (СТХУЛА) плане. ТАИДЖАСА является одним с ХИРАНЬЯГАРБХА на астральном плане. ПРАДЖНЯ является одним с Ишварой (Богом) на каузальном (КАРАНА) плане. "

 

Когда достигается " четвертое состояние" (ТУРИЙА), то йогин находится в САМАДХИ, сво-

 

бодный от всех более низких состояний сознания. Его сознание развивается постепенно в тече-ние практикования ЙОГИ вверх и в направлении к свету.

 

САМАДХИ ЕСТЬ ЕДИНСТВО С АБСОЛЮТНЫМ СОЗНАНИЕМ (ЧИТ), ПОЗНАНИЕ АБ-

 

СОЛЮТНОЙ ИСТИНЫ.

 

Отделение мыслительного начала от тела является результатом практики концентрации и ме-

 

дитации, которые будучи направлены на один и тот же предмет, приводят к погружению в него. Поэтому видения третьей ступени (ПРАТЬЯКША), в качестве последнего члена этого погруже-ние (САМЬЯМА), уже является началом САМАДХИ, потому что оно обнаруживает все призна-ки последнего:

 

а) оно всегда приходит только в мгновение растворения (ЛАЙЯ) дыхания (ПРАНА) и осозна-

 

ния (МАНАС);

 

б) оно не приходит пока йогин осознает себя и предмет медитации как две различные вещи. Но как только он теряет себя в созерцании предмета, то САМЬЯМА внезапно вспыхивает;

 

в) оно всегда сопровождается ощущением своеобразного тока в спине и отделения сознания Я от физического тела;

 

г) оно всегда порождает экстатическую радость.

 

" ПРАТЬЯХАРА, ДХАРАНА и ДХЬЯНА являются частями одного и того же углубляющегося процесса. Они родственны друг другу.

 

Посредством ПРАТЬЯХАРЫ мы отключаем чувства. Затем мы пытаемся освободиться от мысли о теле, в то время как мы в качестве Я (АТМА) поднимаемся над телом и концентриру-емся, будучи независимы от тела и мышления. Затем сознание обладания телом выходит из пос-

 

леднего и мы оказываемся в бестелесном блаженномсостоянии нашего Я.

 

После этого сознание возвращается через голову в тело…" (из письма Свами Рагхавананды к нам в июле 1928 года).

 

 

Я – БРАХМАН (Абсолют) и ничто другое. Я – истинный БРАХМАН, и страдание не является моим уделом.

 

Моя природа есть Абсолютное существование – Сознание – Блаженство (САТ-ЧИТ-АНАНДА).

 

Я вечно свободен и являюсь моим собственным Я.

 

 

 

Это высочайшее из мистических состояний и самое высокое из всех философских понятий принадлежит школе АДВАЙТА-ВЕДАНТА и доказывает, что " ГХЕРАНДА САМХИТА" охва-

 

тывает не только ХАТХА-ЙОГУ, но и все виды ЙОГИ, включая ДЖНЯНА-ЙОГУ.

 

САМАДХИ четверично: ДХЬЯНА, НАДА, РАСАНАНДА и ЛАЙЯ-СИДДХИ достигаются со-

 

ответственно посредством САМБХАВИ, КХЕЧАРИ, БХРАМАРИ и ЙОНИ МУДРА.

 

Пятый вид достигается посредством БХАКТИ-ЙОГИ и шестой вид РАДЖА-ЙОГИ –посрест-

 

вом МАНОМУРЧХА-КУМБХАКА. Их следует изучить по отдельности.

 

 

 

1. ДХЬЯНАЙОГА-САМАДХИ (" Экстаз посредством медитации" )

 

 

 

При помощи САМБХАВИ МУДРЫ осуществляй познание себя (АТМА-ПРАТЬЯКША). Созер-

 

цай БИНДУ (светящуюся точку– солнечный диск или пламя) как БРАХМАНА, соедини с этим сознание (МАНАС).

 

Помести твое Я в середину КХА и КХА посредине твоего Я. Созерцая таким образом твое Я как КХА, сделай так, чтобы ничто тебе не мешало. Постоянно наполненный блаженством, пе-

 

реходит таким образом человек в экстаз (САМАДХИ).

 

 

 

В оригинале имеется двойная игра слов – АТМАН сначала употребляется как возвратное мес-тоимение " себя самого", а затем как Высшее Я. Точно так же КХА сначала означает область над нёбом (между междубровием и шишковидной железой), а затем означает БРАХМАНА.

 

Смысл этих обоих двух стихов является следующим: прежде всего надлежит перенести пос-

 

редством САМБХАВИ МУДРА образ солнечного диска (БИНДУ) во внутрь головы и область гипофиза (АДЖНА-ЧАКРА). Так как в этом месте головы, или точнее в МАНАС-ЧАКРЕ (меж-

 

ду гипофизом и шишковидной железой) находится у каждого человека место сознания Я. Если закрыть глаза на одно мгновение, то это чувствуется совершенно отчетливо. Теперь следует там чувствовать собственное Я (АТМАН) (" поместить в середину КХА" ) и далее созерцать Абсолют (БРАХМАНА) как это КХА (" посреди Я" ). Когда йогин познает таким образом " свое Я (АТ-МАН) как КХА (БРАХМАН), то он достигает блаженного экстаза (САМАДХИ)".

 

Формула следовательно гласит: Я (малое я) = АТМАН (Высшее Я) + КХА (Абсолют).

 

 

 

2. НАДАЙОГА-САМАДХИ (" Экстаз посредством звука" )

 

 

 

Посредством практикования кхечари мудра, когда язык идет кверху, будет достигнут успех (СИДДХИ) в САМАДХИ. Все другие средства излишни.

 

 

 

Это самый низший вид, так называемое ДЖАДА (" каменное" ) САМАДХИ, при котором йогин находится без сознания. Это физический транс, аналогичный состоянию спиритических медиумов, только еще более глубокий, практически смертельное оцепенение из которого без посторонней помощи невозможно вернуться обратно.

 

" Все другие средства излишни" – так же и комментарии!

 

Не смотря на это, мы хотели бы сказать несколько слов.

 

Вивекананда заметил однажды, что камень потому не думает, так как он не может этого сде-

 

лать, а йог, однако, не думает потому, что он в этом не нуждается – в этом разница. Если это яв-

 

ляется единственным различием между нашим " САМАДХИ" и божественным сознанием, то вряд ли это является вознаграждением за многие годы, даже десятилетия, в течение которых мы себя мучаем, что в результате достигнуть этого каменного сознания (ДЖАДА-САМАДХИ)!

 

 

 

3. РАСАНАНДАЙОГА-САМАДХИ (" Экстаз посредством блаженства во вкусе" )

 

 

 

Медленно вдыхая воздух, делай БХРАМАРИ-КУМБХАКА и выдыхай очень слабо – тем самым возникает звук жужжащей пчелы.

 

Прислушиваясь к этому звуку, подобно жужжанию пчелы, концентрируй затем свое мышле-ние (МАНАС) на возникшем тем самым САМАДХИ и блаженстве, как (познание) СО-ХАМ(" Я – Тот", т. е. БРАХМАН).

 

 

 

Это жужжание, так называемый " звук АНАХАТА", рассматривается как повторение вечного звука ОМ. Этим объясняется экстатическое действие этого упражнения. Впрочем оно требует продолжительной практики.

 

В этом БХРАМАРИ-упражнении различные четыре ступени, так как при нем производится три узла (ГРАНТХИ) ПРАНЫ в МУЛАДХАРЕ, в АНАХАТЕ и в АДЖНА. Сначала звуки будут громкими, но с успехом в практике они становятся все нежнее и тише, и в заключение при нас-

 

туплении экстаза, они полностью прекращаются.

 

 

 

4. ЛАЙЯСИДДХИЙОГА-САМАДХИ (" Экстаз посредством успеха в растворении" )

 

 

 

Производя ЙОНИ МУДРА, чувствуй, что ты став единым с ШАКТИ, вкушаешь высшее бла-

 

женство соединения со Всевышним духом (ПАРАМАТМА). Полный блаженства ты будешь, посредством познания " Я Всевышний" (БРАХМАН), единым со Всевышним и достигнешь АД-

 

ВАЙТА-САМАДХИ.

 

 

 

Это довольно эротически звучащая, но в принципе высокодуховная аллегория указывает йогину, между прочим, путь к окончательной сублимации своего пола, так как он посвящает свой пол единственному объекту – почитаемому им Божеству, пока эта могучая энергия посте-

 

пенно не очистится и не останется лишенной всякого полового выражения, не перейдет в энер-

 

гию духа и не станет с ней единой.

 

В этом состоит значение понятия УРДХВАРЕТАС (" чья семенная энергия идет кверху" ), выс-шее и полное решение всех половых проблем, которое является отличительным признаком Учи-теля, так как эта проблема для человека не решена полностью, он не может быть Учителем. Для других, однако, это вовсе не является проблемой (А-ДВАЙТА означает " без двойственности", " полное единство бытия" ).

 

 

 

5. БХАКТИЙОГА-САМАДХИ (" Экстаз посредством преданности" )

 

 

 

Созерцай в твоем сердце твое любимое Божество (слово " ИШТА" буквально означает " же-

 

ланный, ставший любимым" ) в свойственном ему образе. Так размышляя ( ощутишь ты) пос-

 

редством ЙОГИ преданности (БХАКТИ-ЙОГИ) настоящее наслаждение.

 

С радостным возбуждением (ПУЛАКА) и слезами счастья приходит экстатическое состоя-

 

ние. Так будет ощущаться САМАДХИ и оно возникнет без экзальтации (УНМАНИ) мышления (МАНАС).

 

 

 

Этот экстаз часто переживается христианскими мистиками. Мы видим это в своеобразной чу-

 

десной книге " Экстатические признания" Мартина Бувера, в которой эти переживания описаны самим мистиком и показаны на богатых примерах.

 

 

 

6. РАДЖАЙОГА-САМАДХИ (" Экстаз посредством царского пути" )

 

 

 

Посредством упражнения в МАНОМУРЧХА – МУРЧХА-КУМБХАКА соединит твое мысли-

 

тельное начало с Я (АТМАН). Посредством этой связи с высшим Я (ПАРА-АТМА), ты достиг-нешь САМАДХИ.

 

 

 

Наш анализ различных элементов ЙОГИ выяснил, что во время всей практики ЙОГИ, мы име-ем, собственно, дело, с тремя главными факторами – с телесными упражнениями (очищениями и положениями тела), с дыхательными упражнениями (ПРАНАЯМА) и с упражнениями концен-трации (ДХАРАНА, ДХЬЯНА и САМАДХИ, которые в своей совокупности образуют, так назы-

 

ваемое упражнение САМЬЯМА).

 

Эти три вида упражнений соединены в соответствующих МУДРАХ, которые представляют квинтэссенцию, великую тайну ЙОГИ.

 

Теперь мы приходим к выводу, что в качестве последнего синтеза, так же эти МУДРЫ не только образуют одно объединенное упражнение, но и могут быть сведены к самому необходи-

 

мому минимуму.

 

Учитель – и это является причиной того, что упражняющийся может иметь такового который в каждом отдельном случае будет извлекать из этой сокровищницы духовного знания упражне-ния, которые в точности соответствуют физико-духовной основе ученика, и заботясь о телесном и духовном благе своего питомца, будет вести его от более грубого к более тонкому, как столь прекрасно выражает УПАНИШАДА: " От недействительному к действительному, от тьмы к све-ту, от смерти к бессмертию веди меня. " (" БРИХАДАРАНЬЯКА-УПАНИШАДА" ).

 

Это также указано в правильной последовательности ЙОГ.

 

На первом месте стоит БХАКТИ-ЙОГА, соответственная ей ТРАТАКА с МАНТРОЙ.

 

Затем следует РАСАНАНДА-ЙОГА и ЛАЙЯСИДДХИ-ЙОГА с ЙОНИ МУДРА, которые обе образуют одну ступень, потому что при ЙОНИ МУДРА концентрация (ДХАРАНА) на отдель-

 

ных центрах является главным фактором, и каждая концентрация требует расширенного вдоха, который в свою очередь является элементом БХРАМАРИ-КУМБХАКА.

 

Наивысший член этой цепи есть теперь ДХЬЯНА-ЙОГА с ее техникой САМБХАВИ МУДРА, которая сама по себе является шестой концентрацией (на АДЖНА-ЧАКРА), но которая превра-щается в медитацию (ДХЬЯНА) и поэтому сочетается с путем РАДЖА-ЙОГИ.

 

В самом деле, медитация невозможна без расширения выдоха (МУРЧХА-КУМБХАКА).

 

А что подразумевается под НАДА-ЙОГОЙ и ее КХЕЧАРИ МУДРА?

 

Мудрый Гхеранда давно перешагнул через эту " глубину сострадания" в качестве действитель-ного представителя такого всеобщего и пригодного на все случаи жизни выражения Горация: " Презираю невежественную толпу и отбрасываю ее. " Мудрый, напротив, давно преодолел это отношение и показывает понимание массы, которая ничего не может противопоставить ему и его духовному учению. Он осуществляет концентрацию для великого духовного учения. Он де-

 

лает уступку этой широкой массе, которая, однако, если рассматривать в истинном свете, увели-

 

чивает все его усилия поднять самое грубое до самого тонкого, великолепной диадемы – НАДА-ЙОГА с КХЕЧАРИ МУДРА!

 

К каждой по отдельности он подходит в зависимости от того, понимает ли он этот вид ЙОГИ грубоматериально как физическое напряжение (" ХАТХА" ) или хочет иметь вид мистически воз-вышенного сочетания (" ХА" ) и блаженства (" ТХА" ), человека и Бога (" ТХА" есть эпитет Шивы, " Шива" означает " блаженство" ).

 

ХАТХА-ЙОГА или ХА-ТХА-ЙОГА?

 

Это вопрос на который должен себе ответить каждый, кто изучает это Учение и готов упраж-

 

няться в нем.

 

Кто будет понимать эту НАДА-ЙОГУ как ХАТХА-ЙОГУ, тот должен подвергнуться мучи-

 

тельной дисциплине и на ее вершине научиться заглатыванию языка. Но человек, который со-вершает это, унижает себя вместо того, чтобы подниматься над животными, только для того, чтобы взять пример с маленькой лягушки, которая так же заглатывает свой язык, чтобы впасть в зимнюю спячку. Когда же он от своей " йоги сна" (ЙОГАНИДРА) вернется, то он становится тем же человеком, не став ни на йоту духовнее. Он должен уподобиться хатха-йогинам, которые позволяют себя таким образом похоронить заживо и на сто лет, и когда они после этого проме-

 

жутка времени снова приходят в себя, то они говорят о вещах того давно забытого прошедшего времени – они в своем развитии остановились на месте в течение ста лет!

 

Или же можно ту же самую НАДА-ЙОГУ понять духовно. НАДА есть звук и, как таковой, есть откровение вечного звука ОМ – " слова" (ШАБДА-БРАХМАН), которое создало всю Все-

 

ленную, и о котором индийские писания сообщают почти дословно как " Библия".



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.